Что такое «современность» и как ее изучать? (Международная научнаяконференция «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование»,Иркутск, Иркутский государственный университет, 6-9 октября 2008 г.) | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 3 (7).

Что такое «современность» и как ее изучать? (Международная научнаяконференция «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование»,Иркутск, Иркутский государственный университет, 6-9 октября 2008 г.)

What is «the present» and how to study it? (International scientificconference «The present in the reflection: language - culture - education», Irkutsk,Irkutsk State University, October 6-9, 2008).pdf Посвященная 90-летию Иркутского государственного университета и факультета филологии и журналистики Международная научная конференция «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование»была организована при участии Центра независимых социальных исследований и образования и Иркутского отделения Межрегионального институтаобщественных наук. Гостеприимный Иркутск собрал ученых из Польши(Кельце, Краков), Германии (Киль) и Монголии (Улан-Батор), из научныхцентров Сибири - Тюмени, Кемерова, Томска, Барнаула, Улан-Удэ.Обсуждение проблем изучения современной социокультурной реальности объединило представителей самых разных отраслей гуманитарного знания - литературоведов, лингвистов, культурологов, социологов и журналистов, придав научному форуму междисциплинарный характер. В течениеконференции работали шесть секций: 1) «Актуальность классики: уроки и перспективы»; 2) «Современное состояние литературы - 'Post scriptum'-»; 3) «Гуманистическое и гуманитарное сознание XXI века»; 4) «Монголистикаи бурятская филология. Архетипическое и актуальное»; 5) «Язык на рубежевеков»; 6) «Образование и современная культура».Пленарное заседание конференции докладом «Экзистенциальные, социальные, цивилизационные границы интерпретации современности в русской литературе 1960-1980-х гг.» открыла канд. филол. наук, доцентТ.Л. Рыбальченко (Томский гос. ун-т), определив направление предстоящей дискуссии, когда современность предстает как предмет интерпретации, философской и эстетической рефлексии. В докладе было выделено три аспекта рефлексии о современности в литературе 1960-х - 1980-х годов: социальный (социальная структура в ее исторической форме); цивилизационный(проявление в современной реальности принципов различных универсальных культур или цивилизаций); экзистенциальный (формы и трактовкасмысла человеческого существования).Гости из Университета Христиана-Альбрехта (Киль) на пленарном заседании выразили представления немцев о современной русской литературе.Д-р, профессор М. Дюринг в докладе «Вообще с немцами было весело»: Вальтер, Эрих, Отто и Петер как представители немцев в современнойрусской литературе» представил прочтение романов М. Кононова «Голаяпионерка» и В. Сорокина «Лед», выделив аспект стереотипизации образанемецкой нации. Д-р Ф. Хюбнер в сообщении «Русскоязычная литературана рубеже тысячелетий в немецкоязычном ареале» предложил замечания о переводах современной русской литературы на немецкий язык, сделал выводы о нормализации восприятия России немецкоязычным читателем.Что такое «современность» и как ее изучать125Д-р филол. наук Л.С. Дампилова (ИМБИТ СО РАН, Улан-Удэ) с докладом «Культ камней и гор в шаманских обрядах» и канд. филол. наук, народный поэт Бурятии Б.С. Дугаров с докладом «О поездке Дж. Куртина к иркутским бурятам в 1900 г.» предварили заседание секции «Монголистика и бурятская филология. Архетипическое и актуальное».Канд. филол. наук, доцент М.Б. Ташлыкова (Иркутск) предложилавниманию слушателей сообщение «Современный русский язык как предмети средство философской рефлексии (на материале эссеистики М. Эпштейна)». Тексты М. Эпштейна были рассмотрены в двух аспектах: как системаэксплицитно сформулированных лингвистических постулатов и как системаимплицитно отобранных автором языковых средств. И -------если первое былоосмыслено с точки зрения современной лингвистической теории, то второе -как источник доступа к сознательно не отрефлектированным составляющимязыковой компетенции и как сфера реализации функциональных возможностей некоторых языковых единиц.В докладе канд. филос. наук, доцента О.В. Краснояровой (Иркутск)«Тотализация медиареальности и художественная культура» было исследовано место художественной культуры в пространстве массовой коммуникации в эпоху информационного общества, когда восприятие произведенияискусства теряет сакральность. Д-р ист. наук, профессор С.И. Гольдфарб(Иркутск) в сообщении «Массовая информация как отражение реальныхсобытий во времени» представил дискуссионную версию историческогостановления средств массовой информации.Доклады, прочитанные на секции «Актуальность классики: уроки и перспективы», были посвящены осмыслению классического наследия русской литературы в контексте современности. Д-р филол. наук, профессорО. Кренжолек (Кельце, Польша) в докладе «Православная символика в контексте духовной традиции как фактор выявления современности русскойреалистической литературы второй половины XIX в.» выделила православный символический пласт в искусстве как отражение национальной ментальности.Канд. филол. наук, доцент С.В. Мельникова (Иркутск) прочитала доклад «Дневники Егора Добросердова (архиепископа Герасима) и их прочтениев контексте сентиментальной литературы», в котором поставила вопрос о совместимости сентиментализма как целостной идейно-эстетической системы с православным мировоззрением и религиозной психологией, а такжеобозначила принципиальную возможность исследовать сочинения духовенства в рамках литературоведения.Два доклада были посвящены наследию Ф.М. Достоевского. Д-р филол.наук, профессор О.Ю. Юрьева (Иркутск) представила доклад «Мужской ум и «женское недоумие» в мире Ф.М. Достоевского: об истоках мужскогошовинизма», а В.А. Симиненко (Иркутск) в докладе «Пророчество Ф.М.Достоевского о трихинах и тупиках культурного процесса» предпринялтворческую попытку использования идей русского писателя для интерпретации социокультурных процессов современной России.В докладе канд. филол. наук, доцента Н.В. Дуловой (Иркутск) «Феноменреволюционного экстремизма в литературном отображении (XIX и XX век: П.П. Каминский126А.И. Герцен и З. Прилепин)» была предпринята попытка сблизить двух авторов, принадлежащих к разным эпохам, по-разному понимающих идею революционного насилия.Канд. филол. наук Е.Е. Вахненко (Иркутск) в сообщении «Сон и игра в автобиографическом творчестве А.М. Ремизова в контексте представлений культуры постмодернизма» предложила подход к рассмотрению категории сна и игры как способа организации писателем виртуальной реальности собственного бытия в исторической и культурной действительности.Канд. филол. наук, доцент А.С. Сваровская (Томский гос. ун-т) представила доклад «Историософская проблематика в прозе русского зарубежья(М. Алданов, Д. Мережковский, М. Осоргин)», выявив точки пересеченияиндивидуальных версий истории писателей-эмигрантов в аспектах проблематики и поэтики, связанные с обостренным чувством катастрофизма современной истории и потребностью осмысления исторического опыта в национальной и общемировой перспективах.На заседании секции «Современное состояние литературы - Postscriptum-» обсуждались проблемы современного литературного процесса.В докладе д-ра филол. наук, профессора С.М. Козловой (Алтайский гос.ун-т, Барнаул) «Насилие как эстетическая проблема русской «новой драмы»были сделаны выводы о том, что, по сравнению с классической драмой, «новая драма» приобретает -------бесконфликтный, эпизодический, натуралистический характер без каких-либо жанровых определений. Нравственноэстетические интенции оказываются сосредоточенными в зоне активной авторской рефлексии, которой обусловлено многообразие художественнокреативных решений проблемы насилия.Д-р филол. наук, профессор И.И. Плеханова (Иркутск) в докладе «Переконструкция, или Игра как базовый принцип позитивной эпистемологии»предложила гипотезу о становлении системы игровой гносеологииаксиологии-этики как антитезы постмодернистской реконструкции. Разбор«Трилогии» В. Сорокина, романа «Ампир 'В'» В. Пелевина и повести «Блуда и МУДО» А. Иванова позволил раскрыть поэтику конструктивного дуализма, противопоставления релятивизму и деконструированным идеаламабсолютных ценностей в парадоксальной или провокативной форме.В сообщении д-ра филол. наук, профессора В.А. Суханова (Томский гос.ун-т) «Русская классика в посттоталитарном дискурсе (проза В. Маканинарубежа XX-XХI вв.)» была поставлена проблема функционирования русскойклассики в современной литературе, в частности прозы А.П. Чехова и семантической парадигмы «Палаты № 6» как кода прочтения романа В. Маканина«Андеграунд, или Герой нашего времени».Д-р филол. наук, профессор С.А. Комаров (Тюменский гос. ун-т) прочитал доклад «Русский миф об охоте в творчестве литераторов вампиловского поколения», объяснив глубинное воздействие пьесы А. Вампилова «Утиная охота» на сознание поколения драматурга и последующих поколениймифологической составляющей пьесы. Докладчик раскрыл процесс становления русского мифа об охоте в творческом сознании трех предвампиловских поколений и показал, что этот миф получил максимальное развитие в Что такое «современность» и как ее изучать127творчестве поколения 1930-1940-х гг. (Вампилов, Вознесенский, Высоцкий, Евтушенко и др.), перейдя в конце 1970-х гг. в массовое сознание.Канд. филол. наук, доцент И.В. Ащеулова (Кемеровский гос. ун-т) в сообщении «Постмодернистская «псевдоисторическая» проза в современномлитературном процессе» обратилась к романам последних пяти лет: «Воскрешению Лазаря», «Будьте как дети» В. Шарова, «Уроки родной истории(пособие для юношества, агностиков и вообще)» В. Пьецуха, «Вольтерьянцыи вольтерьянки» В. Аксенова, поставив проблему восприятия истории в современной постмодернистской литературе.Канд. филол. наук, доцент П.П. Каминский (Томский гос. ун-т) представил доклад «Социально-исторические процессы ХХ в. и национальное сознание в интерпретации В. Астафьева и С. Залыгина». Докладчик отметил, что В. Астафьев включает в понятие национального только лучшие проявления, понимает нацию как здоровое этическое ядро народа и исключает из него худшие проявления, а С. Залыгин понимает народ как сложную динамическую систему, в которой взаимодействуют сознательное и бессознательное, конструктивное и деструктивное начала, по-разному проявляясь на разных исторических этапах.Доклад д-ра филол. наук, профессора С.Р. Смирнова (Иркутск) «Творчество Ю. Полякова как зеркало российского менталитета 1980-1990-х гг.»был посвящен объяснению феномена популярности Ю. Полякова, предпринятому с опорой на такие константные категории, применимые к творчествуписателя, как проблемно-тематические, социальные, демифологизации, эстетические и жанровые константы.Канд. филол. наук, доцент Т.А. Рытова (Томский гос. ун-т) в сообщении«Ситуация «жизнь как повествование» в прозе о молодом герое рубежаXX-XXI вв.» обратилась к анализу прозы нового поколения авторов 1990-2000-х гг. в аспекте создания в ней образа героя поколения: «Хоровод»А. Уткина, «Кенигсберг» Ю. Буйды, «Я - внук твой» И. Кочергина.Ст. преп. М.В. Дьячук (Иркутск) представила доклад «Эстетизация повседневности в драматургии Е. Гришковца», в котором охарактеризовалакак один из основных приемов его драматургической системы использование коллективного опыта для приобщения к индивидуальной судьбе, минимализацию границ между бытом и бытием, что превращает сценическое высказывание о повседневности в истинное со-бытие.Доклады, прочитанные на заседании секции «Гуманистическое и гуманитарное сознание XXI века», касались преимущественно проблем современной русской поэзии.Д-р филол. наук, профессор А.С. Собенников (Иркутск) представилдоклад «Поэзия Б. Рыжего: лирический герой в ситуации «смерти автора», в котором охарактеризовал тип лирического сознания, характер лирическойситуации и основные коллизии, представляющие собой противостояние лирического субъекта и реальности.В докладе канд. филол. наук, доцента А.Н. Губайдуллиной (Томскийгос. ун-т) «Эстетика необарокко в поэзии Веры Павловой» были исследованы полисемантичность, сложность бытия, которая зачастую скрывается за демонстративной словесной простотой: «ступенчатый» тип письма; эстетикаП.П. Каминский128фрагментарности, выраженная в интересе к экзотическим и обыденным деталям одновременно; особый род межтекстовой связи - смысловая прерывистость лирического персонажа.Доклад канд. филол. наук, доцента Н.Н. Подрезовой (Иркутск) «Преимущество старости: феномен лирики Инны Лиснянской» был посвященсубъектной организации поздней любовной лирики поэтессы, открывающейценность поэтического видения женщины с обретенной судьбой: полнотаукоренения в мире, где женским началом осознана не только глубочайшаясвязь с единственным «ты», и сращенность с историей страны, рода, причастность законам живого.Ст. преп. О.Н. Зайцева (Иркутск) в докладе «Гносеология Ивана Жданова» выделила основное положение, на котором базируются принципы познания мира в поэтической рецепции Ивана Жданова, - требование открытостисознания («столпничество»), способность человека не жить в мире готовыхсмыслов, а устанавливать их «здесь» и «сейчас», в процессе» существования.Асп. Ю.М. Брюханова (Иркутск) в сообщении «Перспективы метафорической и метаметафорической модели мышления (на примере творчестваБ. Пастернака и А. Еременко)» рассмотрела вопрос сопоставления метафорыи метаметафоры как концептуализации поэтического мировоззрения в образе. Исходя из анализа антиномий, возникающих в связи с разными подходами к метафоре у двух поэтов, были сделаны выводы о духовно-эстетическомпотенциале метафорического и метаметафорического мышления, их перспективах и преемственности в литературном течении.В докладе Е.В. Сумароковой (Иркутск) «Современный диалогизм: проблемы вненаходимости или проблема самоидентификации-» рассматривалась диалогическая ситуация как центральный предмет творческой рефлексии Л. Петрушевской: автор изображает не готовую или становящуюся личность, не событие испытания или преображения, а саму форму рассказывания о событии, отражающую попытку «подлинно диалогического отношенияк самому себе» (М. Бахтин).Вторая часть заседания секции была посвящена культурологическомуаспекту рефлексии о современности. Канд. ист. наук М.Я. Рожанский(ЦНСиО, Иркутск) представил доклад «Гуманитарное образование как ресурс социальной рефлексии», вызвавший бурную дискуссию. Выступили аспиранты: М. Ильина (Иркутск) в сообщении «Интеллектуальные игры как поприще гуманитариев» размышляла о культурном феномене телепрограммы «Что- Где- Когда-», а В. Титов (Иркутск) представил доклад «Молодыегуманитарии в публичном пространстве», поставив проблему места и значения гуманитарного сознания в системе современных коммуникаций.Секция «Монголистика и бурятская филология. Архетипическое и актуальное» была посвящена памяти профессора Иркутского университетаН.О. Шаракшиновой. Доклады в областях бурятской и монгольской литературы, фольклористики и языкознания были прочитаны на русском и бурятском языках.Д-р филол. наук, профессор С. Хувсгул (Уланбатор, Монголия) в докладе «Исследование «Горим»-а пьесы «Житие Лунной кукушки» представилапрочтение памятника монгольской литературы и театра, созданного по моЧто такое «современность» и как ее изучать129тивам буддистской дидактической повести тибетского ламы дагпу Лобсанданбижалцана «Житие Лунной кукушки» (1737).В докладе канд. филол. наук, доцента Е.К. Шаракшиновой (Иркутск)«Современный бурятский детский фольклор: особенности бытования» этотсвоеобразный пласт народной словесности был назван одной их самых серьезных проблем национальной фольклористики. Появление во второй половине ХХ - начале XXI в. современного бурятского детского «постфольклора», отличающегося от предшествующих устных национальных традиций, объяснено сменой культурной парадигмы в современности.Канд. филол. наук, доцент Л.Ц. Халхарова (Улан-Удэ) представила доклад «Специфика смехового начала в прозе Ч. Цыденбаева», в котором указала, что смех, как органическая часть народного мировосприятия, естественновплетается в повествовательную ткань произведений писателя, являясь одним из средств выражения авторской позиции.Доклад канд. филол. наук, доцента Г.Ц. Бадуевой (Улан-Удэ) «Архетипический образ шаньюя Туманя в романе В. Митыпова «Долина бессмертников» был посвящен реконструкции архетипического уровня поэтики романа, интерпретации литературного образа мифического царя как трансформированного варианта архетипа правителя, «священного царя», «царя пастыря».Канд. филол. наук, ст. преп. Л.В. Бабкинова ------------(Иркутск) в докладе «Рольмифологических элементов в раскрытии внутреннего конфликта повестиЦ.Д. Хамаева «Андирай гуниг» («Тоска турпана»)» выделила концепт «сээр»в значении греха, восходящий к мифологическому религиозному сознанию и несущий идею возвращения к культурному, религиозному и мифологическому началу бурятского народа, в котором человек и природа были единымцелым.Три доклада были посвящены проблемам бурятского языкознания. В докладе канд. филол. наук, доцента В.И. Семеновой (Иркутск) «Родовойсостав и языковые особенности (на примере эхирит-булагатского говорабурятского языка)» была поставлена проблема классификации бурятскихговоров, недостаточности территориального принципа классификации, и показано, что внутри одного из наречий (эхирит-булагатского) происходитдробление языковых данностей в соответствии с родовым составом населения.Канд. филол. наук, доцент Т.Б. Тагарова (Иркутск) посвятила свой доклад «Диалектные «фразеологические сочетания» в освещении Т.А. Бертагаева» классификации, выявлению литературных соответствий и переводудиалектных «фразеологических сочетаний» из материалов известного бурятского ученого Т.А. Бертагаева (1905-1976).Ст. преп. С.-Д.Б. Цынгуева (Иркутск) в докладе «О некоторых символических значениях слов «алтан» и «мунгэн» указала, что в фольклорныхтекстах металлы (золото и серебро) не всегда предстают как предметы. Чащеони воспринимаются через цвет - как эмоционально-насыщенные понятия, обогащенные разнообразными ассоциациями, закрепленными в бурятскойкультуре.На заседаниях секции «Язык на рубеже веков» работали лингвисты.Д-р, профессор Н. Нюблер (Ун-т Христиана-Альбрехта, Киль) в докладеП.П. Каминский130«Статус категории глагольного вида в системе современного русского языка» выделил нерешенные вопросы в этой области, например, к какой подсистеме русского языка относится категория вида: лексической или грамматической, и предложил рассматривать вид как грамматическую категориюфлективного характера.Канд. филол. наук, доцент С.Н. Гафарова (Иркутск) представила доклад «Трансформация значения относительного прилагательного как отражение авторского мировидения (на материале поэзии В. Высоцкого)»; канд. филол. наук, доцент О.Л. Михалева (Иркутск) - «Современная публичная личность в свете дискурсивного анализа»; канд. филол. наук, доцент Л.И. Горбунова (Иркутск) - «Локативность. Взаимодействие с другими смысловыми областями».Канд. филол. наук, доцент Н.В. Сайкова (Кемерово) посвятила доклад«Типология языковой личности и вариативность метаязыковой деятельности» выявлению разных способов метаязыковой деятельности носителейязыка как результатов реализации типологических свойств языковой личности. Метаязыковая рефлексия носителей языка была описана на материалевторичных текстов разных типов (изложений, сочинений-рассуждений, стилизаций), созданных на базе одного текста.В докладе ст. преп. И.И. Мезенцевой (Иркутск) «Производное слово как средство выражения посессивного отношения в современном русском языке» была дана общая характеристика категории посессивности в свете современных научных представлений, рассмотрен словообразовательный потенциал выражения посессивных отношений, не получивший до настоящеговремени должного теоретического осмысления.В работе секции приняли участие иркутские аспиранты. Е.В. Стародворская выступила с докладом «Содержательные и формальные маркерыиронии». А.Д. Самойлова в сообщении «Миссионерская проповедь как средство реализации манипулятивного воздействия» рассмотрела особенностиманипулятивного воздействия, реализующегося в текстах русскоязычнойиндуистской миссионерской проповеди. О.А. Башкирцева в докладе «Признаки денотата. Фоновые знания. Коннотации. К вопросу о разграничении«терминов» рассмотрела проблему терминологического обозначения информации, участвующей в производстве значений, но традиционно называемой внеязыковой, отметила отсутствие четкой классификации ее типов, предложила разграничивать нерелевантные признаки денотата, фоновыезнания и коннотации как отдельные типы. В сообщении Е.А. Ростокиной«Прагматическая функция компаративных конструкций в рекламном тексте» был затронут аспект речевого взаимодействия адресанта и адресатарекламы в современных социально-политических условиях. Автор выявилзависимость поверхностной организации высказываний с компаративом от факторов рекламной деятельности, охарактеризовал прагматическую функцию анализируемых конструкций - их действие, регулирующее поведениепотребителя рекламы.На секции «Образование и современная культура» обсуждался самыйширокий спектр проблем культурологического характера.Что такое «современность» и как ее изучать131В докладе канд. ист. наук, доцента Т.П. Кальяновой (Иркутск) «Чувство времени: ритмы, циклы, смыслы современности» было рассмотрено современное чувство времени, представленное в ритмах деятельности, в свойствах текущей повседневности, в суточных бюджетах труда и досуга, в наделении смыслами циклов человеческой жизни.Канд. ист. наук, доцент С.Ф. Шмидт (Иркутск) представил сообщение«Догоняющее просвещение» как стиль мышления и интеллектуальная практика российских гуманитариев», в котором осуществил попытку ввести и обосновать понятие «догоняющего просвещения», сформулированного по аналогии с понятием «догоняющей модернизации»: ускоренное, мобилизационное освоение теоретических и методологических наработок западнойнауки ХХ в. в условиях разрушения целостной теоретико-методологическойпарадигмы марксизма-ленинизма.Председатель Союза аспирантов Ягеллонского ун-та (Краков) П. Байорпредставил доклад «Система высшего образования в Польше в условиях выполнения «Болонского процесса», обратив особое внимание на проблемыподготовки аспирантов после вступления в силу Закона о высшем образовании в 2005 г., включившего Польшу в условия Болонского процесса.Канд. ист. наук, доцент Г.И. Бобкова (Иркутск) озвучила доклад на тему«Татары России: трансформация национального самосознания в публицистике и литературе». Канд. ист. наук, доцент М.Н. Булатова (Иркутск) в докладе «Иронический детектив как продукт массовой культуры и рекламоноситель» рассказала о российском «ноу-хау» в области рекламы - размещении скрытой рекламы (product placement) в продукции массовой литературы.В рамках секции были представлены доклады по журналистике.Ст. преп. А.П. Шинкарева (Иркутск) выступила с сообщением «Критериипсихологической безопасности информационной среды и нравственные категории современных российских СМИ», а ст. преп. А.К. Бобков (Иркутск) -с докладом «Трансформация газетных жанров в период глобализации и массовизации культуры».В рамках культурной программы конференции гости совершили традиционную поездку на Байкал (Листвянка, Большое Голоустное). Участникисердечно поблагодарили организаторов конференции, особенно профессораИ.И. Плеханову и декана факультета филологии и журналистики профессораА.С. Собенникова. По итогам конференции издан сборник материалов.П.П. Каминский, Томский государственный университет-

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Каминский П.П.
Всего: 1

Ссылки

 Что такое «современность» и как ее изучать? (Международная научнаяконференция «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование»,Иркутск, Иркутский государственный университет, 6-9 октября 2008 г.) | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 3 (7).

Что такое «современность» и как ее изучать? (Международная научнаяконференция «Современность в зеркале рефлексии: язык - культура - образование»,Иркутск, Иркутский государственный университет, 6-9 октября 2008 г.) | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 3 (7).

Полнотекстовая версия