Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированноеобучение: Монография / Под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич.[Рец. З.И. Резановой, Е.В. Иванцовой]
<
Linguopersonology: Types of Linguistic Persons and Person-oriented Education/ Ed. by N.D. Golev, N.V. Saykova, E.P. Homich. [Rev. by Z.I. Rezanova, E.V. Ivantsova].pdf В последние два десятилетия стала уже общим местом констатация ан-тропоцентричной устремленности современного языкознания. Однако тен-денция продолжает развиваться, и пока нет оснований говорить о сниженииинтереса современной лингвистики к проблемам проявления человеческогофактора в языке. Среди широкого спектра работ антропологической пара-дигмы _______лингвоперсонологические исследования могут претендовать на одноиз центральных мест, а базовые термины «языковая личность» и «языковоесознание» обладают свойством «терминов-призм», своеобразно аспекти-рующих целостное и в то же время сложноорганизованное проблемное полевзаимообусловленного существования человека и языка. В пределах этогоактуальнейшего поля работают авторы рецензируемой коллективной моно-графии.Можно утверждать, что авторскому коллективу удалось представитьсвоеобразный и в то же время целостный вариант (несмотря на первоначаль-ный эффект мозаичности структуры, отражающей соположение мнения раз-ных авторов) разработки лингвоперсонологической проблематики. В чем жеее своеобразие? Чем обеспечивается целостность?Своеобразие разработки проблемы языковой личности в монографии - втекстовом соположении (сопряжении) ряда важных проблем моделированияязыковой личности, прежде всего в соотнесении теоретического и приклад-ного аспектов.Целостность монографии задается гипотезой, выдвинутой в программ-ном разделе монографии Н.Д. Голевым: «принципы устройства менталь-но-психологического персонологического пространства и принципы систем-ного устройства языка коррелятивны между собой, и поэтому есть основанияговорить об их относительном изоморфизме» (С. 20).Лингвоперсонологическое пространство, по мысли авторов, создаетсяпрежде всего «разнообразием ментально-языковых типов личностей и темнепрерывным спектром, который это разнообразие формирует» (Там же).Рецензии, критика, библиография128Образ этого пространства складывается по мере прочтения текста книги.В соответствии с выдвинутой гипотезой выстраивается структура моно-графии: во второй и третьей главах характеризуется языковая личность черезсоотнесение с системой языка, в четвертой главе представлена зеркальнообратная проекция - элементы, явления языковой системы характеризуютсяв аспекте их отражения в речевой деятельности языковой личности. В соот-ветствии с классическим взглядом постсоссюровского языкознания о соот-несении и противопоставленности языка-системы и языка-деятельности,языковая личность во второй главе типологизируется через соотнесение сединицами системы языка, типовыми элементами когнитивно-языковогомеханизма порождения речи, в третьей же - через соотнесение со структуройречевой деятельности в ее целостности.Во второй главе представлен набор своеобразных «срезовых» образовязыковых личностей. Во-первых, рассматриваемый феномен характеризует-ся через соотнесение с элементами структуры языка и речи, через высвечи-вание своеобразия овладения ими разными типами речевой деятельности(разделы Е.Н. Татаринцевой об «орфографической» языковой личности,Т.И. Киркинской о деривационной языковой способности, Н.Б. Лебедевой о«жанровом измерении» языковой личности). Во-вторых, анализ текста по-зволяет определить детерминирующее влияние психических, психосоциаль-ных и собственно социальных особенностей личности на процессы тексто-порождения (лингвосоционические типы языковой личности рассмотреныЛ.М. Комисаровой и И.Г. Шестаковой, социально-ментальные - Т.В. Чер-нышовой, профессиональный аспект типологии homo loquens представленТ.Н. Внучковой).В подавляющем большинстве работ при характеристике языковой лич-ности анализируются результаты ее деятельности в позиции говорящего,гораздо более редки исследования, посвященные интерпретативной деятель-ности индивида в позиции адресата. В монографии же этот аспект типологи-зации языковой личности представлен двумя разделами - исследованием«механизмов интерпретации текстов СМИ на политическую тематику рядо-выми читателями» Т.В. Чернышовой и исследованием тактик чтения на ма-териале литературных сказок Э.П. Хомича.Аспектный анализ языковой личности относительно как языковых еди-ниц, уровней, так и когнитивно-ментальных характеристик адресанта и адре-сата речи сменяется в третьей главе синтезом - созданием портретов языко-вой личности. Отметим два интереснейших раздела, в которых предлагаютсяобразцы речевого портретирования реальных языковых личностей (К.Ф. Се-дов) и типов говорящих, моделируемых на основе дискурса персонажей ху-дожественных произведений (Н.Б. Лебедева).Чрезвычайная значимость главы обусловлена тем, что в ней представленопыт совмещения типологического анализа и синтетического целостногообраза языковой личности.Методологическую направленность имеют и исследования, о которыхидет речь в четвертой главе монографии. В ней дается интерпретация кате-горий русского языка (грамматической - категория вида (В.О. Макавчик),семантической - категория длительности (Д.В. Кузнецов), коммуникатив-Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение129ной - категория «свое/чужое» (Н.В. Максимова), текстовой - повтор(Н.В. Сайкова) в лингвоперсонологической проекции. Такая постановка во-проса приводит к схождению, пересечению задач лингвоперсонологии испецифического этноязыкового миромоделирования, реконструкции «рус-ского типа языкового мышления» (Г.М. Богомазов), также весьма активноразрабатываемых в современной русистике. Обращение не столько к лекси-ческому материалу, сколько к структурно-фонетическому (Г.М. Богомазов),структурно-грамматическому, структурно-деривационному (П.А. Катышев,Ю.С. Паули, С.В. Оленев, Э.С. Денисова), структурно-текстовому (Н.В. Сай-кова) позволяет авторам дать нетривиальные решения лингвофилософскойпроблемы проявления национальной ментальности в структурах языка. Об-ратим особое внимание на интерпретацию орфографического аспекта тек-стопорождающей деятельности рядовых носителей русского языка, откры-вающую новые черты специфически русского языкового сознания (разделглавы, подготовленный Н.Д. Голевым).В авторский коллектив монографии вошли преподаватели ряда вузовСибири, Саратова и Москвы, но ядро его составили члены Ассоциации лин-гвистов-экспертов и преподавателей (Барнаул) и Лаборатории развития лич-ности (Кемерово), последовательно и плодотворно разрабатывающих при-кладные аспекты языкознания. Следствием этого явилось соединение в мо-нографии теоретических и прикладных аспектов лингвоперсонологии. Тео-ретическая доминанта пятой главы монографии - постановка проблемы лич-ностно-ориентированного языкового обучения в школе и вузе на основе уче-та вариативности языковых способностей рядовых носителей русского язы-ка. В разделах главы обсуждаются лингводидактический потенциал текстовразного типа, активизация текстопорождающей деятельности обучающегосяв экспериментах разного типа, проблемы лингводидактической диагностики.Глава обобщает многолетний опыт практической работы Н.Д. Голева,В.Н. Карпухиной, Н.В. Сайковой, Н.Б. Лебедевой, И.А. Чернущенко в сферешкольной и вузовской лингводидактики на теоретической основе личностно-ориентированного обучения.Рецензируемое издание можно отнести к немногочисленному пока кругукрупных работ, в которых закладываются теоретические основы новой об-ласти научного знания - лингвоперсонологии, находящейся в стадии форми-рования представлений об объекте и предмете, основных методах и подхо-дах к постижению сущности феномена языковой личности. Здесь можнонайти и развитие идей Г.И. Богина, Ю.Н. Караулова, их коллег и учеников,заложивших фундамент теории языковой личности, и множество новых,свежих мыслей, фактов и наблюдений. Заслуживают внимания посылки олингвоперсонологическом функционировании и лингвоперсонологическомварьировании языка. Несомненно_______, вносит свой вклад в исследование «чело-века говорящего» многоплановая разработка типологии языковых личностейи диагностирования различных типов носителей языка, являющаяся своегорода стержнем данной работы; глубоко рассмотрено понятие языковой спо-собности и факторы индивидуализации речи. Монография интересна и тем,что в ней отражены становление терминосистемы и источниковой базы лин-гвоперсонологии, поиск общих подходов к изучению языковой личности, аРецензии, критика, библиография130также методов, процедурных методик и приемов ее описания. Некоторыемоменты при этом представляются спорными (в частности, вызывает сомне-ния правомерность введения в научный оборот термина «антропотекст» исерии терминологических обозначений «орфографическая / морфологиче-ская / синтаксическая / жанровая и т.п. языковая личность», хотя мотивы ихвведения вполне прозрачны). В рецензируемой работе поставлены проблемысоотношения текста и метатекста, прямого непосредственного наблюденияестественно порожденного текста и экспериментальных методик, направ-ленных на создание особых условий порождения «аспектных» текстов; изда-ние содержит обширный материал, служащий основой для теоретическихвыкладок. Особо хотелось бы отметить редкие в современной науке опытыописания конкретных рядовых носителей языка, базирующиеся на исследо-вании их дискурса в естественных условиях «языкового существования».Это три развернутых речевых портрета, отражающих генезис языковой лич-ности, в очерках К.Ф. Седова (с. 174-204), а также более эскизные жанровыепортреты, очерченные Н.Б. Лебедевой (с. 137-141).Текст рецензируемой монографии допускает множество прочтений, ин-терпретаций, но, думается, не оставит равнодушным ни одного читателя.В нем он найдет богатую почву для размышлений, новую актуализацию«старых» и постановку новых проблем. Мы вправе ожидать продолженияработы авторов коллектива в данном направлении антропологической лин-гвистики.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 287
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Резанова З.И. | Томский государственный университет | проф., д-р филол. наук, зав. каф. общего,славяно-русского языкознания и классической филологии | |
Иванцова Е.В. | Томский государственный университет | д-р филол. наук, проф. каф. русского языка |
Ссылки
![Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированноеобучение: Монография / Под ред. Н.Д. Голева, Н.В. Сайковой, Э.П. Хомич.[Рец. З.И. Резановой, Е.В. Иванцовой] | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 2 (6).](/uploads/journal_cover/philology.jpg)