В статье исследуются особенности содержания и оформления журнала «Товарищ» (1911/12 г.) - одного из малоизученных томских органов периодики, относящегося к типу изданий учащейся молодежи. Анализируются основные параметры и функции журнала, его концепция, проблемно-тематические блоки. Выявляются общие черты и отличия провинциальных и столичных ученических журналов. Делаются выводы об эффективности предложенной журнальной модели, продолжающей общерусские традиции изданий этого типа и в то же время являющейся новаторской для томской дореволюционной журналистики.
The magazine Tovarishch (1911/12): an experience of the development of a typological model of a periodical for pupils in.pdf Тема изучения ученической, или школьной, журналистики имеет давнюю традицию, причем существуют разные аспекты ее исследования: с библиографической, педагогической, культурологической, исторической точек зрения. Ученические журналы и сборники становились объектом анализа как дореволюционных исследователей (см.: [1, 2, 3]), которые обращали внимание на историю возникновения феномена, на бытование журналов в школьной среде, так и советских ученых ([4, 5-10] и др.), прежде всего отмечавших свободолюбивый характер ученических изданий, пробуждение революционных настроений в ученической среде. В начале XXI в. дореволюционная школьная журналистика привлекает внимание исследователей социализации детей, их творческих потенций, мировосприятия дореволюционных гимназистов и т.д. (см.: [11-13]). Изучаются журналы отдельных российских регионов [14, 15, 16], в научный оборот вводятся новые источники [17, 18]. Исследователи-журналисты также внесли свой вклад в изучение этой темы. Так, в 2007 г. была выпущена книга Ю.Б. Балашовой «Школьная журналистика Серебряного века» [19], в которой обобщен материал по ученическим изданиям на всей территории дореволюционной России. Журналы и газеты учащихся были рассмотрены в ней в культурно-образовательном контексте, с позиции их вклада в формирование школьной субкультуры Серебряного века, а также с точки зрения взаимосвязи ученической журналистики с дореволюционной педагогикой. Настоящее исследование продолжает развивать тему, намеченную Ю.Б. Балашовой, и призвано ввести в научный оборот, во-первых, новый материал, связанный с журналами учащейся молодежи Томска начала XX в., а во-вторых, обратить внимание на эксперименты молодежи в области типологии собственного рукописного или малотиражного издания. Цель работы, методология исследования Цель настоящей статьи - выявить типологическую специфику самодеятельного дореволюционного журнала «Товарищ», выпускавшегося учениками Первого Сибирского коммерческого училища в Томске в 1911/12 уч.г. Журнал рассматривается как типичный представитель типологического отряда ученических журналов и одновременно как принципиально новый для Томска вид периодики, обладавший своими уникальными характеристиками как в содержательной части, так и в отношении принципов оформления издания. При анализе основных параметров и функций исследуемого журнала автор исходит из принципов типологического анализа прессы, обобщенных еще в 1985 г. А.И. Акоповым: выделение главных типоформирующих признаков (издатель, целевое назначение издания и его читательская аудитория), зависимых от них вторичных (состав авторов, внутренняя структура издания, используемые жанры и оформление издания) и формальных типологических признаков (периодичность выхода, объем и тираж) [20]. Сохранившийся оригинал журнала «Товарищ» был проанализирован также по нескольким содержательным и визуальным параметрам: жанрово-тематическая структура издания, авторский состав, принципы оформления обложки и подходы к иллюстрированию номера, использование графики и др. Ученический журнал как тип издания Историки журналистики отмечают, что первым печатным журналом, который может быть отнесен к типу ученического, можно считать «Праздное время, в пользу употребленное» (1759-1760), объединившее преподавателей и учащихся Сухопутного Шляхетного корпуса. Первым же ученическим рукописным изданием был журнал «Аркадские пастушки», выходивший в 1804 г. в Казанской гимназии (см.: [16. С. 145; 19. С. 5]). Ученические журналы выходили в разных российских учебных заведениях на протяжении всего XIX в., но временем расцвета дореволюционной школьной журналистики стало начало XX в., поскольку в 1901 г. Министерство народного просвещения возбудило вопрос «о беспрепятственном разрешении издавать при средних учебных заведениях ученические журналы, составляемые воспитанниками двух последних классов этих заведений, с условием, чтобы журнал редактировался одним из преподавателей» [3. С. 113]. Положительное решение этого вопроса привело к росту числа ученических изданий по всей России: с 1901 по 1916 г. в гимназиях, реальных училищах, кадетских корпусах издавалось более 150 различных ученических изданий [16. С. 146]. Опираясь на проведенные исследования, можно выделить следующие характеристики типа дореволюционного ученического журнала. В качестве его издателей выступали учащиеся средних учебных заведений, нередко они поддерживались преподавателями и администрацией: «В одних случаях журнал являлся органом одного класса (преимущественно IV-VIII), в других органом всех старших классов или всего учебного заведения... некоторые издания являлись продуктом частной, личной инициативы» [16. С. 146]. Кроме этого, журналы могли издаваться как группой учащихся конкретных учебных заведений, так и являться межшкольными изданиями, объединяющими учеников разных школ [19. С. 6]. Роль педагогов в таких журналах была самой разнообразной: они могли стимулировать интерес учащихся к журналистике, поддерживать идею издания, курировать процесс подготовки журнала, участвовать в нем как авторы и оказывать другие виды поддержки. Однако при этом издателями журнала были учащиеся, что позволяет выделять группу этих изданий как ученическую журналистику, отдельную от журналистики педагогической, когда в роли издателей выступают сами педагоги. В случае же инициативных авторских изданий роль наставников была сведена к нулю. Целевое назначение журнала исследователи выявляют, исходя из редакционных заявлений и сохранившихся прошений об издании [16, 19]. Прежде всего, ученический журнал рассматривался как средство объединения и общения учащейся молодежи. Редакционные комитеты также ставили перед собой такие задачи, как выработка мировоззрения, познание окружающего мира, писали о том, что они хотели бы «научить выражать свои мысли» и отстаивать собственное мнение, обмениваться мыслями. Журналы должны были также служить средством самовыражения учащихся, местом, где они могли найти единомышленников, получить поддержку, заявить о себе. При этом журнал не рассматривался как часть учебного процесса, это была деятельность внеучебная, хотя и связанная со школьной жизнью. Читательская аудитория журналов была невелика, поскольку предназначались издания для дружеского круга: в первую очередь для самих авторов, для их знакомых, друзей, родителей, а также для педагогов учебных заведений, заинтересованных в такого рода журналах. Сведений о тиражах ученических журналов практически не сохранилось. Конечно, рукописные ученические сборники выпускались единичными экземплярами. Что же касается печатных изданий, то из прошения об издании журнала 1-й воронежской мужской гимназии (не поддержанного в 1896 г. Министерством народного просвещения) можно узнать о предполагаемом количестве экземпляров: 300 шт. [16. С. 147]. Можно предположить, что тиражи были как больше этой цифры, так и намного меньше, в зависимости от того, какой объем средств могли привлечь учащиеся для своего издания. Таким образом, ученические журналы как тип периодики относились к изданиям узкоспециализировнаным, ставящим перед собой ограниченные цели, рассчитанным на небольшую аудиторию. Круг авторов изданий был очень ограниченным, их качество не соответствовало понятиям о профессиональной журналистике. Что же касается содержательных особенностей ученических изданий, можно отметить, что исследователи условно делят журналы учащейся молодежи на 4 группы: автодидактические, т.е. журналы для самообразования читателей; литературные, сатирические и публицистические (см.: [16. С. 146]). «В содержание отделов многих изданий входили стихотворения, рассказы, повести, пьесы, описания путешествий, научно-популярные и публицистические статьи, критические очерки, хроника ученической жизни, письма в редакцию и многое другое» [16. С. 146]. Разнообразные как по содержанию, так и по оформлению ученические журналы выходили как в Европейской России, так и за Уралом, однако их исследования осложняются тем, что до сих пор не собраны все сведения о существовавших до революции изданиях этого типа. Можно говорить о постоянном вовлечении в научный оборот нового материала, связанного с ученической журналистикой, в том числе журналов «периферийных» учебных заведений дореволюционной России, в том числе учебных заведений Томска, в которых выходили как печатные, так и рукописные издания. Томские малотиражные журналы учащейся молодежи: места хранения и отражение в каталогах До недавнего времени о существовании дореволюционных ученических журналов Томска было известно только из каталогов и указателей периодической печати, таких, как, например, «Сводный каталог периодики Западной Сибири (1789-1959). Ч 1. Журналы. Продолжающиеся издания» (Новосибирск, 1972) [21] или «Повременная печать Сибири (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.): Сводный указатель периодических и продолжающихся изданий» (Томск, 2011), составленный Е.Н. Косых и А.В. Яковенко [22]. Они содержат сведения о двух томских дореволюционных школьных изданиях: Товарищ. Первое Сибирское коммерческое училище. Изд. ученики старших классов. Томск, 1911-1912. Вышел один ненумер. вып. Литограф. издание [21. С. 144]. Мысли учащихся средней школы. Общеученический журнал. Томск, 1916/17. Вышел один ненумерованный вып. Типография Томского губернского управления [21. С. 147; 22. С. 94]. К сожалению, оригиналы изданий не сохранились в библиотеках и архивах Томска: единственным местом хранения журнала «Товарищ» является Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург), а «Мысли учащихся средней школы» можно найти в РНБ (Санкт-Петербург), РГБ (Москва), а также в Новосибирской и Омской областных библиотеках. Ученические журналы являются отдельным типологическим отрядом, не примыкающим к общественно-политическим, или сатирическим, или студенческим, или литературно-художественным журналам. Поэтому у исследователей томской периодики не было острой необходимости обращаться к вышеуказанным журналам при описании других типов изданий. Кроме этого, в журналах «Товарищ» и «Мысли учащихся средней школы» не участвовали ведущие томские поэты и писатели, и это не позволило «связать» их с каким-то известным именем и таким образом включить в круг источников. Вероятно, именно эти причины объясняют тот факт, что до настоящего времени журналы ни разу не становились предметом научного исследования или даже просто описания. После революции в Томске выходили также рукописные журналы, издававшаяся учащимися: «Лес» (1917) и «Родная Сибирь» (1918-1919), которые вводятся в научный оборот сотрудником Научной библиотеки Томского государственного университета, доктором исторических наук В. А. Есиповой. Они хранятся в архивах и фондах НБ ТГУ. В настоящей статье речь идет о журнале «Товарищ» - первом известном исследователям журнале учащейся молодежи Томска, который удалось изучить благодаря сотрудничеству с библиографами Российской национальной библиотеки. Работа с оригиналом позволила познакомиться с содержанием и оформлением журнала, выделить его специфические типологические черты. Функции журнальной обложки и ее связь с концепцией издания Первый известный нам журнал учащейся молодежи «Товарищ» начинался с информативной рисованной обложки, из которой можно было почерпнуть сведения о названии журнала, о времени издания и издателях. Буквы слова «Товарищ» располагались в верхней трети листа, они шли полукругом, а две средние буквы - А и Р - перекрещивались в центре слова. Слева от названия было указано: «Журнал издается учениками старших классов», над ним - «1911/12», т.е. учебный год, когда издавался журнал, справа - «Первое Сибирское коммерческое училище цесаревича Алексея в Томске». Таким образом, читатель, не успев открыть журнал, уже получал информацию о его четко выраженном типологическом статусе: это издание ученическое, «привязанное» к конкретному учебному заведению - Первому Сибирскому коммерческому училищу цесаревича Алексея, и конкретному городу - Томску. Это подчеркивалось и временем издания - не определенной датой, а обозначением учебного года в целом. Также можно было предположить, что издатели не планировали сделать журнал продолжающимся изданием, отсюда отсутствие нумерации и указания на планируемую периодичность выпусков. Но тем не менее сами издатели позиционировали издание как «журнал». Изображение на обложке было подписано фамилией автора: Б. Морозов. Рисунок имел целью привлечь внимание потенциального читателя, кроме того, он также был связан с общей концепцией издания и подчеркивал его «топографическую привязку», так как в центре было нарисовано узнаваемое здание томского Сибирского коммерческого училища. Это здание сохранилось в Томске до настоящего времени, и оно по-прежнему служит учебным целям: теперь это корпус № 2 Томского государственного архитектурно-строительного университета (находится по адресу: г. Томск, пл. Соляная, д. 2/2). Построенное при участии известного томского архитектора К. К. Лы-гина в 1904 г., оно имело несколько уникальных архитектурных элементов, которые просматриваются на рисунке: оригинальная башенка, венчающая крышу, фасад с колоннами, декоративные геометрические элементы отделки и т.д. Здание было трехэтажным, построенным из красного кирпича, и автор отразил на рисунке и его этажность, и кирпичную кладку. Однако «жизнеподобие» обложки на этом заканчивалось, так как вокруг реально существовавшего здания была нарисована не окружавшая его городская застройка, а разные природные ландшафты: слева - лесистый холм, перед которым размещались чертежная доска, штатив, зонтик и разные чертежные инструменты, справа - гора с пещерой, в которую вела, вероятно, железная дорога. А над коммерческим училищем вставало солнце, от которого расходились многочисленные лучи, доходившие до названия «Товарищ». В целом композиция обложки была довольно хаотичной, выполненной в непрофессиональной графике, однако она успешно выполняла несколько главных функций. Во-первых, согласно теории журналистики она создавала «узнаваемый и привлекательный для читателя облик издания», поскольку обложка - «это и средство ориентации, обозначающее начало издания, и «образ», выделяющий его среди других ему подобных, его фирменный знак и торговая марка» [23. С. 20]. На журнальном рынке Томска иллюстрированные обложки встречались довольно редко, в основном в сатирических изданиях. Поэтому «Товарищ» сразу заявлял о себе как об издании оригинальном, творческом и одновременно свободном от профессиональных установок. Кроме функции «индивидуализации» журнала, обложка выполняла также информативную функцию, давая читателю сведения о месте и годах издания журнала, а также концептуальную, подчеркивая ученический и неформальный характер нового органа печати. Содержание журнала «Товарищ» Всего в журнале было помещено 10 материалов. Это: 1) Стихотворение «Товарищам» (публикация не подписана) - с. 1. 2) «Летний этюд» (М. Барахович) - с. 2. 3) Стихотворение «Ты не заметила угрюмой...» (публикация не подписана) - с. 2. 4) «По проторенной дороге» (из Гейгештерна) (П.М.) - с. 4-9. 5) Стихотворение «Я помню шум толпы веселой...» (публикация не подписана) - с. 10. 6) «Поэзия Никитина» (П.М.) - с. 11-19. 7) «История шахматной игры» (без автора) - с. 19-23. 8) «Школьная жизнь. 1. Выставка картина художника Прохорова. 2. Юбилей М.В. Ломоносова» (без автора) - с. 23-24. 9)«Задачи» - с. 27. 10) «Партия № 1» - с. 27-30. Из этого описания становится ясно, что журнал был наполнен в основном литературно-художественными публикациями, а также текстами, связанными с учебной деятельностью авторов: это перевод иностранного автора (Гейгеш-терна - сведений о нем не найдено), доклад о поэзии И. С. Никитина, реферат об истории шахмат. Обращает на себя внимание то, что содержательная часть издания открывалась стихотворением, заголовок которого прямо перекликался с названием журнала: Начнемте с надеждой, что новое дело Нам дружба объятием блага скрепит, Работать - так вместе, открыто и смело, А в сердце науки пусть пламя горит. Я верю, что скромные наши творения Нам пользу и благо, друзья, принесут. Ведь коль не трудиться, заглохнут стремленья, И чувства благие, и разум уснут. Товарищи, будем же вместе трудиться, И дело святое Господь освятит, Коль каждый своею душой поделится, Обиду и злобу забудет, простит (Товарищ. 1911/12. С. 1). Над этим стихотворением было помещено изображение человека, стоящего перед кафедрой: оно давало возможность воспринимать текст как обращение - к товарищам, в полном соответствии с названием стихотворения. Художественные достоинства его, конечно, невелики, но он и служил для иной цели, нежели эстетическое воздействие на читателя: это, по сути, поэтический аналог статьи «От редакции», которым открывались «взрослые» издания. Текст был обращен к потенциальному автору и читателю журнала, приветствовал «новое дело», настойчиво призывал «трудиться», забывая «обиду и злобу». Под этим стихотворением, внизу страницы, помешалось изображение водной глади, омывающей камни, над которой простирались облака. Видимо, этот рисунок должен был олицетворять спокойствие, к которому призывали авторы журнала своих авторов и читателей. Необходимо отметить, что прием поэтического «введения» в проблематику журналов был достаточно распространен и в русской, и в местной томской журналистике. Так, томский сатирический журнал «Красный смех» 1906 г. открывался одноименным стихотворением; литературно-художественный журнал «Молодая Сибирь» (1909 г.) также начинался со стихотворения И. Тачало-ва «Молодой Сибири», и т.д. В этом смысле можно отметить ориентацию журнала на уже существовавшие образцы местной печати. «Летний этюд» М. Бараховича являлся попыткой художественной зарисовки, выводящей на проблемы философского характера: описав прекрасный летний день, автор рассказал историю о попытках спасти птицу с подбитым крылом, однако, несмотря на все усилия рассказчика, она умерла. «За что?» -спрашивали глаза умирающей птицы, но, кроме молчания, автор не мог ничем ответить на этот вопрос. В подобном лирическом тоне было написано и следующее за этюдом стихотворение, повествующее о неразгаданных тайнах души поэта («Ты не заметила угрюмой / Моей измученной души...»), а также стихотворение «Я помню шум толпы веселой...», полное разочарования в избраннице, не понимающей автора и оказавшейся недостойной его («Твоя душа была залита / Волной искусственного света») (Товарищ. 1911/12. С. 10). Совсем другой характер имел перевод П.М. из Гейгенштерна: эта нравоучительная история была посвящена проблемам выбора молодым человеком жизненного пути. Ее сюжет заключался в рассказе о Людвиге, сыне старого фабриканта, который начал свою судьбу с тяжких проступков, но в итоге пришел к решению продолжить дело отца на достойном уровне. История была актуальна для читателей - учеников старших классов, практически выпускников, стоящих на пороге взрослой жизни и обдумывающих дальнейшие жизненные стратегии. Два объемных текста, посвященных анализу поэтического творчества И.С. Никитина и истории шахматной игры, были написаны в традиционном реферативном стиле. П.М., автор работы о Никитине, обращался к стихотворениям, которые изображали «крестьянскую жизнь во всех ее мельчайших подробностях» (Товарищ. 1911/12. С. 18), ставили философские вопросы, описывали природу. Рассказав о тяжелой жизни поэта, о сложном отношении к нему критики, автор завершал публикацию следующим выводом: «К счастью, ошиблась критика. В настоящее время поэзия Никитина заинтересовывает публику, и поэту отводят почетное место в ряду наших лучших писателей» (Товарищ. 1911/12. С. 19). Автор работы о шахматной игре, в свою очередь, представил читателям результаты своих изысканий по истории возникновения шахмат с глубокой древности и до времени их появления в России. Шахматная тема продолжалась и в двух последних отделах журнала: «Задачи» - шахматные задачи, предложенные учениками Головиным, Георгиевским, Степановым, и «Партия № 1» - описание шахматных поединков между Георгиевским и Степановым и Головиным и Малыгиным. Единственной рубрикой, которая существовала в журнале, была «Школьная жизнь». Под этой рубрикой разместились две заметки: «Выставка картин художника Прохорова» и «Юбилей М.В. Ломоносова». Первая заметка была посвящена выставке известного томского художника С.М. Прохорова - молодого выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств, которого рекомендовал сибирякам И.Е. Репин как талантливого и перспективного (подробнее о нем см.: [24]). Из текста можно было узнать о том, что посещение этой выставки было организовано преподавателем училища М.М. Щегловым, который, в свою очередь, являлся одним из ведущих художников Томска начала XX в. Автор заметки писал: «Нам самим, конечно, трудно было бы разобраться в тонком искусстве художника. Но, благодаря живым и понятным комментариям преподавателя М.М. Щеглова, и нам открылся новый мир, который раньше слишком мало останавливал наше внимание. Надеемся, что и в будущем наши руководители будут обращать внимание на развитие в учениках эстетизма» (Товарищ. 1911/12. С. 23). Во второй заметке описывалось чествование памяти «великого отца нашей литературы» М.В. Ломоносова в коммерческом училище. Были подробно перечислены мероприятия: панихида и юбилейный вечер, состоявшиеся 8 ноября 1911 г., названы участники выступлений - ученики и преподаватели. Как охарактеризовал чествование автор: «Празднование носило скромный, домашний характер, но прошло оживленно и интересно, оставивши в каждом из нас добрую память о самородном и великом русском таланте» (Товарищ. 1911/12. С. 23). Эти небольшие публикации показывают интуитивное понимание особенностей журналистской работы и журналистских жанров авторами: заметки лаконичны, написаны достаточно живым языком, содержат факты о реальных событиях, здесь есть даты, имена участников, оценка автором описываемого мероприятия. В целом номер журнала был хорошо структурирован, его внутренняя организация была продумана, логично выстроена: от поэтического обращения к авторам и аудитории, от философской прозы и лирической поэзии читатели переходили к проблемам выбора жизненного пути, к литературной критике и истории, затем обращались к событиям сегодняшнего дня и завершали чтение упражнениями для ума, разбором шахматных задач и партий. Большинство публикаций журнала были анонимными, в издании встречаются подписи только двух авторов: М. Бараховича и «П.М.». Можно предположить, что авторский состав «Товарища» был невелик, и, как это чаще всего бывает и в наше время, он создавался силами нескольких энтузиастов. Об участии в журнале преподавателей училища сведений не сохранилось либо на данный момент не выявлено. Указания на даты, которые встречались в материалах журнала, позволяют сделать вывод о том, что он был издан в конце 1911 г.: 8 ноября училище чествовало память М.В. Ломоносова, к 5 декабря докладчик готовил свой текст о И.С. Никитине. Выставка С.М. Прохорова также проходила в конце 1911 г. Но, поскольку ученики были вовлечены в учебный процесс, то обозначение именно учебного года - 1911/12 - было логичным для этого журнала. Особенности оформления и иллюстрирования журнала На предпоследней странице номера было указано место тиражирования журнала: «Типография Сибирского товарищества печатного дела в Томске». Журнал был создан в литографической технике, что позволило передать все особенности рукописного оригинала. В журнале сохранился специфический шрифт пишущей машинки, на которой был напечатан текст журнала, расположение этого текста на странице - в том же виде, в каком он был создан учениками, в одну колонку, в основном посередине печатного листа. Отдел шахматных задач и партий был написан от руки, что также было отражено в журнале. Также литография передала все особенности иллюстраций, созданных учениками коммерческого училища: всего их в журнале 16, включая рисованную первую обложку и небольшой рисунок на задней обложке. Рисунки журнала не отличались особыми художественными достоинствами или оригинальной техникой исполнения, это обычная графика, изображающая пейзажи, труд крестьян, морские виды, шахматы и т. д. Есть два схематичных портрета - И.С. Никитина и М.В. Ломоносова, относящиеся к материалам, в которых говорилось об этих русских поэтах. Фотографий, графиков, гравюр в номере не было, поэтому оформление выглядело довольно однообразным, хотя имеющиеся иллюстрации показывали заботу издателей о том, чтобы сделать журнал визуально привлекательным. Многие рисунки были подписаны, однако исследование подписей выявило всего трех авторов: это Б. Морозов (автор рисунков на передней и задней обложках, подписывался также инициалами «Б.М.»), С. Гомберц («С. Гомб», «С.Г.») - ему принадлежат четыре рисунка в журнале, и Сысоев - этой фамилией подписаны две работы. Расположение иллюстраций в номере позволяет сделать вывод о том, что их рисовали «поверх» напечатанного на машинке текста: на полях вверху и внизу страницы, реже - по бокам, если оставалось место, или между двумя статьями, в этом случае рисунок воспринимался как разделительный элемент наряду с заголовком публикации. Томский «Товарищ» и другие издания учащейся молодежи: сравнительный аспект Можно говорить как об общих чертах, характерных для всех российских ученических журналов, так и о ряде особенностей, которыми обладал томский «Товарищ». Типологический статус журнала соответствовал определению «ученический»: он издавался учащимися Первого Сибирского коммерческого училища, имел целью объединение творческих сил молодежи, ориентировался на узкий круг читателей, имеющих отношение к училищу - учеников и их знакомых, преподавателей. «Товарищ» может быть условно отнесен к типу литературного ученического журнала, в котором сочетались жанры литературно-художественные (стихотворения, зарисовки), журналистские (заметки), учебно-научные (рефераты), развлекательные (шахматная партия, задачи). Учебная и внеучебная жизнь также нашла отражение на страницах журнала, и в этом смысле он был полностью идентичен изданиям, выходившим в европейской части России. Как и подавляющую часть ученических журналов, «Товарищ» нельзя отнести к какому-то политическому направлению, о чем писала и Ю.Б. Балашова: «Школьные журналы начала прошлого столетия не разделялись по направлениям - их сплачивала единая «социализирующая» идеологическая платформа, а разнообразие ученической журналистики опиралось на вариативность журнальных рубрик и, соответственно, богатства самого материала. Ученическая периодика в плане семантики связана с развитием творческого потенциала учеников (их «самостоятельного мышления»), в аспекте синтак-тики она выступает в качестве доминантной формы внешкольной деятельности начала XX века, в прагматическом отношении - организует ученический досуг и выполняет важнейшую функцию социализации» [19. C. 44-45]. Можно заметить не только типологические, но и тематические «переклички» ученических журналов. Так, характеризуя сборник «Молодые силы», изданный в период 1911-1912 гг. ученицами третьего класса женской гимназии (место издания не было указано), Ю.Б. Балашова пишет: «Данный альманах гимназисток младшей школы достаточно разнообразен: в нем представлены загадки, шарады, буриме; критико-биографический очерк об И. Никитине; рассказывается о насыщенном «Вечере в память 200-летия со дня рождения Ломоносова», проводимом в гимназии, где были прочитаны доклады, причем и преподавателями и ученицами, звучали стихи и музыка» [19. C. 86]. Буквально в тех же жанрах томский «Товарищ» писал и о И. Никитине (реферат о биографии и творческом наследии поэта), и о чествовании памяти М. В. Ломоносова в Сибирском коммерческом училище. Однако, несмотря на сходство, были и некоторые отличия журнала от изданий этого типологического отряда. Во многом они связаны с недостаточностью материала, которым располагают исследователи на данный момент. Так, нет никаких сведений об участии в журнале «Товарищ» педагогов, в то время как совместная деятельность учеников и их наставников в журналах была характерной чертой изданий начала XX в. Журнал, по-видимому, был бесцензурным, поэтому он не отражен в архивах Главного управления по делам печати или в делах томского губернатора. В журнале отсутствовали программа издания, а также редакционная статья, что дало бы возможность более точно представлять себе цели и задачи «Товарища». Исследование позволяет говорить о том, что журнал был во многом экспериментаторский: не было четкой рубрикации, отсутствовал даже такой элемент, как содержание; расположение материалов в журнале носит достаточно хаотичный характер. Отсутствие в журнале каких-либо отсылок на другие ученические или любые другие органы печати может говорить о том, что издатели пытались выработать собственную модель издания, опираясь на интуитивные представления о том, каким должен быть ученический журнал. Выводы Итак, выступление учеников томского коммерческого училища в качестве издателей журнала позволило заполнить еще одну пустующую «нишу» в складывающейся системе периодической печати в Томске. В 1916 г. здесь было выпущено еще одно издание учащейся молодежи («Мысли учащихся средней школы»), эта традиция продолжилась и после революции 1917 г. («Лес» (1917) и «Родная Сибирь» (1918-1919)). Журнал в первую очередь служил для реализации творческого потенциала учеников старших классов коммерческого училища. Вообще в нем было два подготовительных класса, младший и средний, шесть общеобразовательных и два специальных - коммерческое и землемерное. Обучение в училище было достаточно разносторонним: здесь изучали такие предметы, как русский и иностранный языки, словесность, Закон Божий, историю торговли, географию, в том числе коммерческую, статистику, космографию, математику, физику, химию, товароведение с технологией, анатомию и физиологию, политэкономию, законоведение, счетоводство, черчение, а также пение, гимнастику, рисование и др. (см.: [25]). Все это позволяло ученикам в последние годы обучения почувствовать необходимость в создании собственного творческого проекта, который объединил бы единомышленников, продемонстрировал творческие и организационные силы участников, а также показал пример младшим ученикам. Журнал действительно оказался достаточно разнообразным по содержанию, интересным с точки зрения сочетания жанров литературно-художественных, журналистских и «учебных». Анализ особенностей его содержания и оформления позволяет сделать вывод, что издателями была проделана работа по определению концепции издания, его типологической модели. Эта модель органично вписывалась в типологический отряд существовавших в России многочисленных изданий для учащейся молодежи, однако для Томска она была новаторской и в чем-то экспериментальной: впервые в учебном заведении был выпущен собственный ученический журнал, который не повторял существующие в Томске журнальные модели, дал возможность проявить себя в качестве издателей и авторов ранее незадействованный социальный слой. Одним из вопросов, который требует особого исследования, является проблема литературно-художественного направления издания. Ю.Б. Балашова, к примеру, отмечает, что «школьная субкультура Серебряного века была ориентирована на различные аспекты оказывающей вовлекающее влияние культуры модерна. Данное тяготение, позитивная зависимость проявлялись в таких свойствах, как кружково-журнальная технология организации внешкольных мероприятий, подражание учеников определенным характерным особенностям модернистской художественной практики» [19. С. 4]. Однако это утверждение вряд ли справедливо по отношению к журналам отдаленных российских регионов, которые довольно долгое время с большим подозрением и скептицизмом относились к модернистским экспериментам как в области литературы, так и живописи. Это было обусловлено культурологическим «отставанием» провинции от российского центра. Анализ текстов журнала «Товарищ» позволит прояснить этот вопрос, что также даст основание говорить о специфике томского ученического журнала и будет способствовать введению его в научный оборот как представителя типа ученической периодики.
Мурзаев В. Техника школьного журнала // Русская школа. 1913. № 7-8.
Смирнов С. Ученические журналы и сборники // Вестн. воспитания. 1901. № 6-9.
Ученические журналы // Русская школа. 1901. № 12, отд. 2. С. 113.
Крайнева Н.И. Рукописные журналы и газеты учебных заведений дореволюционной России // Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма (малоисследованные проблемы и источники). М., 1980.
Бессонов В.А. Нелегальные ученические библиотеки и издания в период революции 1905-1907 гг. // Центральный музей Революции: Музейное отражение роли культуры в условиях социализма: науч. тр. М., 1990.
Богословский П.С. О журналах пермских учащихся недавнего прошлого // Кунгурско-Красноуфимский край. 1925. № 8-10.
Копылов Д.И. Нелегальные рукописные журналы тобольской учащейся молодежи в годы первой русской революции // Земля Тюменская: сб. Тюм. обл. краевед. музея. Вып. 4. Тюмень, 1965.
Крайнева Н.И. Рукописные журналы и газеты XIX - 1-й четверти XX вв. // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов: сб. научн. тр. Л., 1980. Вып. 2. С. 51-62.
Месеняшин И. Ученические журналы в годы первой русской революции // Народное образование. 1975. № 12.
Петряев Е.Д. Рукописная журналистика Сибири и Урала // Сиб. огни. 1968. № 9.
Еремин А. Т. Мировосприятие провинциальных гимназистов в начале XX в. (по материалам рукописного журнала «Школьные досуги») // Вестн. РГГУ. 2013. № 10 (111). С. 18-43.
Лярский А.Б. Школьные рукописные журналы и газеты конца XIX - начала XX века как фактор социализации // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2013. Вып. 2(22). С. 117-125.
Селедцова В.Н. Ученические издания XIX - первой трети XX века как средство развития творческих способностей учащихся: дис.. канд. пед. наук. Смоленск, 2003.
Рушанин В.Я. Печатные и рукописные издания Уральской учащейся молодежи в 18591917 годах. Челябинск, 2011.
Рушанин В.Я. Журналы и газеты учебных заведений Урала (вторая половина XIX - начала XX веков) // Вестн. ЮУРГУ. 2012. № 10 (269). Сер. Социально-гуманитарные науки, вып. 18.
Леденева Ж.А. К истории гимназической журналистики (по материалам российских педагогических журналов XIX - начала XX в.) // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2010. № 1. С. 144-149.
Борисов С.Б. Самодеятельные журналы учащихся // Живая старина. 2001. № 4. С. 2629.
Поздеев В.А. Рукописные журналы семинаристов начала XX века // Живая старина. 2001. № 4. С. 19-22.
Балашова Ю.Б. Школьная журналистика Серебряного века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 114 с.
Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск, 1985. 95 с.
Сводный каталог периодики Западной Сибири (1789-1959). Ч. 1. Журналы. Продолжающиеся издания. Новосибирск: ГПНТБ, 1972.
Косых Е.Н., Яковенко А.В. Повременная печать Сибири (вторая половина XIX века -февраль 1917 г.): Сводный указатель периодических и продолжающихся изданий. Томск: Ветер, 2011. 376 с.
Газанджиев С.Г. Постоянные компоненты газеты и журналы // Дизайн периодических изданий. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 20.
Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска // Изобразительное искусство Сибири. Персональный сайт одного из ведущих искусствоведов Сибири Павла Дмитриевича Муратова [Электронный ресурс]. URL: http://www.pdmuratov.org/iso_ tomska/5_iso_ tomska_ obschestwo_l_h.html
Маслова И.Е. Первое сибирское коммерческое училище // Государственный архив Томской области. Публикации [Электронный ресурс]. URL: http://gato.tomica.ru/publications/ region/ archive1990-1999/1992maslova8