Цель статьи - проанализировать вертикальный (строфический) ритм трехстопных трехсложников Н.А. Некрасова. Исследовательская проблема формулируется следующим образом: существуют ли отчетливые закономерности в расположении ударений и словоразделов на различных позициях некрасовского катрена и если да, то каким образом они соотносятся с аналогичными внутристиховыми закономерностями? Материалом исследования послужили все произведения Некрасова, написанные трехстопными трехсложниками. Сравнение данных по горизонтальному и вертикальному распределениею ударений и словоразделов разных типов позволило установить их прямую корреляцию, обнаружив таким образом изоморфность ритма стиха и строфы. Полученные данные особенно интересны тем, что выявляют предпочтительное использование разными трехсложными размерами разных ритмических моделей катренов.
On the vertical rhythm of N. Nekrasov's ternary trimeters.pdf Ритм русских трехсложных размеров в целом и в творчестве Н. А. Некрасова в частности становился объектом исследования неоднократно [1-5]. По общему мнению российских стиховедов, специфика трехсложников заключается в том, что их ритм создается не столько пропусками схемных ударений (как в двусложных размерах), сколько игрой сверхсхемных ударений и - особенно - словоразделов. До сей поры исследование закономерностей расположения словоразделов проводилось исключительно в пределах стихотворной строки, без учета возможной корреляции разных словораздель-ных вариаций, захватывающих соседние стихи. При этом сама проблема вертикального (строфического) ритма русского стиха не является для отечественного стиховедения новой: впервые она была затронута еще Г. А. Шенгели, который обращался к понятию строфы как ритмического целого в «Трактате о русском стихе» [6. С. 109-121] и в «Технике стиха» [7. С. 174-186]. Однако и в работах самого Шенгели, и в последовавших за ними трудах М.Л. Гаспарова [8. С. 455-471], М.И. Шапира [9. С. 85-144] и др. [10. С. 2536] вопрос этот изучался только на материале двусложных размеров. Наша задача заключалась в том, чтобы установить, существуют ли отчетливые закономерности в расположении ударений и словоразделов на различных позициях некрасовского катрена, и если да, то каким образом они соотносятся с выявленными ранее [5. С. 3-18] внутристиховыми закономерностями. Материалом для нашего исследования послужили все стихотворения и поэмы Некрасова, написанные трехстопными трехсложниками (различные части полиметрических композиций учитывались как самостоятельные единицы). Было проанализировано 22 произведения дактиля (1585 стихов), 52 произведения анапеста (4023 стиха) и 13 произведений амфибрахия (885 стихов) - всего 6493 строки. Строфический и астрофический стих Некрасова По наблюдениям К. Д. Вишневского, некрасовский стих в целом явно предпочитает строфическую форму (56 % произведений). Довольно редко встречается парная рифмовка (4 %), практически отсутствуют нерифмованные стихи (3 %), велико количество произведений вольной рифмовки (19 %). Любопытно, что строфический стих Некрасова содержит все многообразие метрических и жанровых форм, без каких-либо предпочтений, тогда как стихи парной рифмовки написаны в основном 6- и 4-стопным ямбом, а стихи вольной рифмовки - 4- и 5-стопным ямбом (встречаются чаще всего в поэмах и лирике медитативного и элегического характера) [11. С. 242-254]. В.С. Баевский утверждал, что у Некрасова абсолютно преобладают три типа строфической организации: а) строго строфический с графическими интервалами; б) строго строфический без интервалов; в) астрофический [12. С. 106109]. В нашем материале по лирике Некрасова к первому типу из числа выделенных Баевским, относится 31 произведение, ко второму - 6, к третьему -14. Из 37 строфических произведений 35 написано катренами с перекрестной рифмовкой: 20 ЖМЖМ, 6 МЖМЖ, 5 ДМДМ, 2 ЖЖЖЖ, 2 ДДДД. Два оставшихся стихотворения представляют собой более сложный тип строфической организации. В стихотворении «Вино» 3 катрена ММММ с перекрестной рифмовкой, повторяющихся рефреном в начале каждой строфы, и 6 графически неразделенных катренов ММММ, также с перекрестной рифмовкой. Стихотворение «Пробил час!.. Не скажу, чтоб с охотой.» состоит из 3 строф по 2 катрена ЖЖЖЖ с перекрестной рифмовкой и одного двустишия ММ в конце каждой строфы. К строфическим стихотворениям мы безусловно причисляем и те, в которых происходит оправданное художественным заданием изменение схемы рифмовки, расположения клаузул или количества стихов в строфе. Вот несколько примеров. В стихотворении «Тройка», написанном катренами ЖМЖМ, последний катрен, подчеркивающий завершение истории, имеет схему рифмовки ЖЖММ. В стихотворении «Секрет», состоящем из трех частей, при смене повествователя во второй части происходит и смена расположения клаузул - с ЖМЖМ на ДМДМ, причем при возвращении авторской точки зрения в третьей части прежнее расположение клаузул восстанавливается. В стихотворении «Где твое личико смуглое?..» в первом катрене ДМДМ повествование ведется в настоящем времени, а в остальных трех катренах ЖМЖМ - в прошедшем. В стихотворении «Ночь. Успели мы всем насладиться.» первый катрен ЖМЖМ графически отделен от трех остальных, таким образом подчеркивается смена лирического пафоса автора на гражданский. В стихотворении «Смолкли честные, доблестно павшие.» в третьем катрене происходит удвоение последнего стиха, оправданное большой эмоциональной напряженностью концовки. Из 14 астрофических стихотворений Некрасова 11 написано анапестом, причем 5 из них - это большие сатиры («Убогая и нарядная», цикл «О погоде», «Газетная», «Балет», «Недавнее время»). Баевский замечал по этому поводу, что в 1855-1862 гг. (время создания сатир) Некрасов, поглощенный общественной работой, уходит от вопросов формы и «допускает наибольшую свободу строфической организации своих стихотворений» [12. С. 106]. Далее в той же статье сказано: «Именно астрофический тир в наибольшей мере представляет новаторский "суровый, неуклюжий" стих Некрасова» [12. С. 107]. Однако, говоря об относительной свободе строфической организации некрасовских трехсложников этого периода, необходимо отметить своеобразную строфическую - и именно катренную - «инерцию» всех этих, по Ба-евскому, астрофических стихотворений29. В качестве иллюстрации мы взяли самую большую сатиру Некрасова «Недавнее время», объемом в 765 стихов. В ней, основываясь прежде всего на их синтаксической обособленности, можно четко выделить 148 катренов рифмовки ЖМЖМ (592 строки, т.е. 77,4 % от общего числа), 8 катренов МЖМЖ и 3 катрена ДМДМ. Цифры более чем убедительные. Любопытен и сам механизм смены системы рифмовки, возникновения перебоев в строфической организации текста. Дело в том, что катрены ЖМЖМ служат своего рода строфическим каркасом всего произведения. Когда Некрасов, практически безукоризненно соблюдавший пра-2 вило альтернанса , время от времени просто удваивает следующий за очередным четверостишием стих (зачастую это бывает вызвано стремлением к экспрессивности, подчеркнуто каламбурной рифмой: «Наши Фоксы и Роберты Пили / Здесь за благо отечества пили.» [13. Т. 3. С. 76]), то в большинстве случаев возникает самостоятельное двустишие ЖЖ. Дальше, для того чтобы снова вернуться к исходному построению ЖМЖМ, используется, как правило, одна из следующих трех возможностей: за этим двустишием, подготавливая восстановление строфического каркаса, следует либо двустишие ММ, либо четверостишие рифмовки ДМДМ или МЖЖМ. Последний вариант, совпадающий по схеме с одической строфой, является наиболее употреби-тельным30: «Раздражаясь из каждой безделки, / Порицают неловкость слуги / И от жадности вместо тарелки / На салфетку валят пироги; / Шевелясь, как осенние мухи, / Льют, роняют - беспамятны, глухи; / Взор их медлен, бесцветен и туп. / Скушав суп, старина засыпает / И, проснувшись, слугу вопрошает: / "Человек! подавал ты мне суп?.."» [13. Т. 3. С. 77]31. Распределение сверхсхемных ударений в некрасовском катрене Посмотрим на распределение строк трехстопного анапеста с первым сверхсхемным ударением в пределах четверостишия. Нами учитывались все катрены, содержащие хотя бы одну строку с внеметрическим ударением на первом слоге, независимо от типа рифмовки, в том числе и те, которые входят в состав «астро-фических» стихотворений, но обладают известной смысловой и синтаксической самостоятельностью. Всего таких четверостиший в нашем материале 613, причем на них приходится подавляющее большинство всех строк со сверхсхемным ударением на первом слоге - 1169. Следовательно, первый вывод напрашивается уже сам собой: постановка внеметрических ударений напрямую связана с кат-ренным строением некрасовского анапеста. Распределение ударений по строкам четверостишия отражено в табл. 1. Различия довольно незначительны, но общая тенденция - уменьшение частоты встречаемости сверхсхемных ударений на первом слоге от начального 1 стиха катрена к последнему - налицо . Таблица 1. Распределение строк со сверхсхемным ударением в четверостишии трехстопного анапеста Н.А. Некрасова № строки Количество строк со сверх Процент таких строк катрена схемным ударением от общего числа 1 353 30,2 2 291 24,9 3 277 23,7 4 248 21,2 Всего 1,169 100 Таблица 2. Количество строк с первым сверхсхемным ударением в четверостишии трехстопного анапеста Н.А. Некрасова Количество строк Количество катренов Процент таких строк с ударным первым слогом с такими строками от общего числа в четверостишии 1 198 32,3 2 294 47,9 3 101 16,5 4 20 3,3 Всего 613 100 ним бежать хотела сгоряча. / Я погрозил проклятьем ей: смирилась / И вышла за седого богача. / Их дом блестящ и полон был, как чаша; / Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша / И через год в чахотке умерла, / Сразив весь дом глубокою печалью... / Живя согласно с строгою моралью, / Я никому не сделал в жизни зла.» [13. Т. 1. С. 59]. 1 М.Л. Гаспаров писал: «.расположение сверхсхемных ударений в метрической строке обнаруживает ясную тенденцию к отяжелению начала стиха и облегчению конца стиха. Точно таким же образом расположение строк со сверхсхемными ударениями в четверостишии обнаруживает аналогичную тенденцию к отяжелению начала строфы и облегчению конца строфы: одно и то же движение идет и по горизонтали, и по вертикали» [15. С. 186]. Ср. там же и подсчеты Гаспарова по расположению стихов со сверхсхемными ударениями на анакрузе в четверостишии трехстопного амфибрахия и анапеста Некрасова:_ Размер I II III IV Амф3 (154 катрена) 12 5 5 3 Ан3 (164 катрена) 58 41 33 32 Анализ количества строк с ударным первым слогом на четверостишие в некрасовском анапесте (табл. 2) показывает, что самыми популярными оказываются катрены, в которых сверхсхемное ударение на первом слоге несут две какие-либо строки. Имеем соответственно шесть возможных вариантов построения подобного четверостишия: 1-2, 3-4, 1-3, 2-4, 1-4, 2-3 (табл. 3). Таблица 3. Варианты построения четверостиший трехстопного анапеста Н.А. Некрасова с двумя сверхсхемными ударениями Варианты комбинаций из двух строк с первым ударным слогом Количество катренов с такими комбинациями 1-2 69 3-4 37 1-3 68 2-4 37 1-4 44 2-3 39 Всего 294 Очевидно, что на выборе тех или иных комбинаций тоже сказывается общий закон уменьшения числа внеметрических ударений от начала к концу катрена, однако обращает на себя внимание и одинаковая частота встречаемости четверостиший 1-2 / 1-3 и 2-4 / 3-4 / 2-3. Вызвано это тем, что третья строка катрена, начинающая двустишие, стремится нести ударение на первом слоге, которое бы маркировало начало нового периода32. Вот пример четверостишия трехстопного анапеста, построенного на чередовании 4- и 3-ударных строк и синтаксически разбитого на два периода: «Давка, говор... (о чем голоса? / Всё о деньгах, о нужде, о хлебе.) / || Смрад и копоть. Глядишь в небеса, / Но отрады не встретишь и в небе» [13. Т. 2. С. 185]. Все вышесказанное в равной мере справедливо и для амфибрахия, хотя небольшое количество сверхсхемных ударений не дает возможности говорить здесь об особом приеме ритмизации. Ср. примеры диподийного строения стиха при наличии сверхсхемного ударения на анакрузе: «Выл ветер | и дождик мочил...» [13. Т. 1. С. 159]; «Хлеб выпечен, | вкусен квасок...» [13. Т. 4. С. 81]; «День светел, | крепчает мороз...» [13. Т. 4. С. 102]. В связи со сделанными наблюдениями совсем по-иному можно расценить хорошо известные стиховедам частые пропуски метрических ударений на первой стопе дактиля. Здесь, хотя и не настолько часто, как в анапесте, но все же встречаются примеры распадения строки на 2 равноударные и синтаксически параллельные части при пропуске первого схемного ударения: «И засвистал, | засвистал.» [13. Т. 2. С. 150]; «Залотошила, | завыла...» [13. Т. 4. С. 99]; «И Петербург, | и Читу...» [13. Т. 4. С. 122]. Есть и характерные случаи построения четверостиший на основе чередования 3- и 2-ударных строк, например: «Пел он о славном походе / И о великой борьбе; / Пел о свободном народе / И о народе-рабе...» [13. Т. 4. С. 120]. Всего в нашем материале 191 четверостишие дактиля, в состав которых входят строки с трибрахием на первой стопе, их общее число - 244. Катренов с одним пропуском метрического ударения - 142, с двумя - 45, с тремя - 4. Четверостишия, в которых все строки начинались бы с безударных слогов, не представлены. Распределение строк с первым трибрахием в пределах четверостишия отражено в табл. 4. Таблица 4. Распределение строк с трибрахием на первой стопе в четверостишии трехстопного дактиля Некрасова № строки катрена Количество строк с трибрахием на первой стопе Процент таких строк от общего числа 1 56 22,9 2 56 22,9 3 62 25,4 4 70 28,8 Всего 244 100 Картина ослабления ударности во многом совпадает с той, что мы наблюдали на примере трехстопного анапеста: если там число сверхсхемных ударений на первом слоге строки уменьшалось от начала катрена к его концу, то в дактиле количество пропусков первого метрического ударения хоть и совсем незначительно, но равномерно возрастает от первого стиха к последнему. При этом из катренов, содержащих две строки с трибрахием на первой стопе, наиболее популярными являются не 2-4 (5), как можно было бы предполагать по аналогии с анапестом (нечетные стихи несут на одно ударение больше, чем четные), а 3-4 (16). Следовательно, третий стих здесь оказывается захвачен общей волной ослабления ударного зачина строки и реже маркирует начало второго двустишия. Основываясь на этом, правомерно судить о большей, сравнительно с анапестом, монолитности катрена в некрасовском дактиле, о нераспадаемости его на обособленные периоды33: «Выслушав эти нелепости, / Я от него убегал / И по мосткам против крепости / Обыкновенно гулял» [13. Т. 2. С. 147]. Можно сказать, что из всех потенциально возможных ритмических вариаций трехсложников предпочтительно отбираются те, которые, во-первых, наиболее удобны с точки зрения языковой системы, а во-вторых, наименее агрессивны по отношению к метрической схеме трехсложных размеров. Этим и объясняется то, что сверхсхемные ударения появляются преимущественно на первом слоге анапеста, отдаленном от метрического ударения, а трибрахии - на первой стопе дактиля, где пропуск образует наименьшее скопление безударных слогов. Некрасов, используя таким образом возможности каждого из размеров, добивается чередования в пределах четверостишия строк с разным количеством ударений: в анапесте - 4- и 3-ударных; в дактиле - 3- и 2-ударных. В невыигрышном положении оказывается трехстопный амфибрахий, где постановка сверхсхемного ударения на анакрузе столкнет два ударения, а трибрахий на первой стопе приведет к возникновению четырехсложного безударного начала строки. Возможно, именно поэтому данный размер встречается у Некрасова значительно реже, чем дактиль или анапест, и именно поэтому, в отличие от других трехсложных размеров, стихов урегулированного разностопного амфибрахия, в котором чередование строк с разным числом ударений предопределено самой метрической схемой, в творчестве Некрасова больше, чем нейтральных, трехстопных (1811, ср.: дактиль - 59334, анапест - не представлен). Распределение словоразделов в некрасовском катрене Обратимся к принципам расположения словоразделов в некрасовском четверостишии. Как уже отмечалось [5. С. 3-18], для ритма трехстопных трехсложников Некрасова характерны некоторые закономерности в употреблении разных типов словоразделов на уровне стихотворной строки. Эти закономерности могут быть кратко охарактеризованы следующим образом. 1. В трехсложных размерах отчетливо чувствуется деление строки на стопы, стремление к стопораздельному строению стиха. Эта тенденция настолько сильна, что внутристиховые синтаксические границы, как правило, совпадают с границами стоп, в результате чего строка разбивается на равные такты: вторая и третья стопы стремятся уподобиться первой. Соответственно в каждом размере преобладают, сравнительно с другими размерами, те словоразделы и клаузулы, которые обеспечивают его стопочленимость. При этом необычайно важным оказывается соотношение «восходящих» и «нисходящих» стоп: женский и дактилический словоразделы, сохраняющие заударную часть стопы, ощущаются поэтами как однородные вариации основного тона и противопоставлены мужскому словоразделу, как бы обрывающему ритмическое движение стиха. Поэтому в анапесте, по сравнению с амфибрахием и дактилем, выдвигаются мужские словоразделы и клаузулы, а в амфибрахии и дактиле, по сравнению с анапестом, - женские или дактилические. 2. Стопочленимость обрекает трехсложники на монотонность и однообразие ритма, придает им напевность, которая еще в XVIII в. предопределила связь трехсложных размеров с жанрами, имеющими отношение к музыкальному исполнению. Эту тенденцию можно было бы, по аналогии с двуслож-никами, назвать «первичным» ритмом трехсложных размеров, однако важен тот факт, что она не прекратила своего существования и когда на ее преодолении начал формироваться, условно говоря, «вторичный» ритм амфибрахия, анапеста и дактиля. Резкое отличие его заключается в расподоблении первого и второго словоразделов - по принципу «восходящего» и «нисходящего» движения. При этом первый словораздел задает начало строки (анапест -мужской, дактиль и амфибрахий - женский/дактилический), а второй ему противопоставлен (анапест - женский/дактилический, дактиль и амфибрахий - мужской) и стремится уподобиться клаузуле. Таким образом, строка как бы разламывается надвое, возникает характерный «двускатный» ритм. 3. Ритмическая эволюция каждого из трехсложных размеров шла разными путями. Амфибрахий. XVIII в. - симметричное стопораздельное строение. Время В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова - разведение двух ритмических вариантов размера: «лирической», продолжающей традицию XVIII в., и «балладной», основанной на расподоблении словоразделов, традиций. Время Некрасова и А.А. Фета - продолжение двух предыдущих линий развития и появление новой, «гейневской» разновидности с сильно выделенным первым мужским словоразделом. Время А.А. Блока и Б.Л. Пастернака - постепенное вытеснение «симметричной» ритмической структуры «асимметричным» вариантом. Анапест. Активное освоение только в 1840-1880-е гг. Разведение «симметричной» и «асимметричной» разновидностей в творчестве Некрасова и Фета, с последующим окончательным закреплением в поэзии современников некрасовского ритмического варианта, основанного на расподоблении словоразделов. 19101930-е гг. - ритмическое сближение амфибрахия и анапеста на основе заполнения стиха дактилическими и мужскими словоразделами, в ходе которого анапест усваивает несродную ему исторически экспрессивность мужского словесного окончания. Дактиль. XVIII в. - симметричное стопораздельное строение размера. 1840-1880-е гг. - сохранение «симметричной» разновидности в идиллических стихотворениях Некрасова и освоение дисгармоничного варианта в его публицистических текстах. В творчестве современников Некрасова и в поэзии первой четверти XX в. - закрепление и канонизация ритмической структуры, основанной на расподоблении словоразделов. Для того чтобы ответить на вопрос, существует ли некоторая закономерность в расположении комбинаций словоразделов в разных строках четверостишия, мы посчитали частоту встречаемости простейших - парных комбинаций словоразделов (по аналогии со структурой строки) отдельно на I и II сильном месте во всех возможных конфигурациях строк (всего шесть - три контактные и три дистантные). Для рассмотрения привлекались только четверостишия рифмовки ЖМЖМ, в том числе и те, которые входят в состав «астрофических» стихотворений, но обладают известной смысловой и синтаксической самостоятельностью. Первая гипотеза, которую мы сочли необходимой проверить, заключалась в том, что принципы вертикального расположения словоразделов в четверостишии обусловливаются контактной или дистантной их позицией, иными словами, что вертикальное расположение словоразделов в четверостишии зависит от схемы его рифмовки. В табл. 5 видим, что случаи расподобления контактной и дистантной реализации одной и той же пары словоразделов довольно редки. Таблица 5. Распределение вертикальных комбинаций словоразделов по контактным и дистантным парам строк четверостишия в трехстопных трехсложниках Н.А. Некрасова Комбинации словоразделов Метры / Сильные позиции стиха Анапест Амфибрахий Дактиль 1-я сильная позиция 2-я сильная позиция 1-я сильная позиция 2-я сильная позиция 1-я сильная позиция 2-я сильная позиция ЖЖ 3-4 (12,22 %) II-IV (16,96 %) 1-2 (14,21 %) I-III (12,1 %) 1-2 (20,91 %) 2-3 (12,07 %) 3-4 (19,63 %) ЖМ 3-4 (8,55 %) I-III (5,72 %) II-IV (11,72 %) 1-2 (4,09 %) I-III (6,62 %) 2-3 (9,98 %) 3-4 (3,04 %) ЖД 3-4 (6,92 %) 2-3 (7,83 %) 2-3 (6,73 %) I-III (7,21 %) 1-2 (6,82 %) II-IV (7,42 %) II-IV (6,66 %) 1-2 (3,24 %) 3-4 (5,84 %) МЖ I-III (7,98 %) 3-4 (9,45 %) 2-3 (3,52 %) II-IV (10,21 %) 1-2 (7,55 %) 3-4 (3,04 %) 2-3 (9,86 %) ММ 2-3 (4,16 %) II-IV (5,52 %) 1-2 (4,24 %) II-IV (2,09 %) 1-2 (6,14 %) I-III (2,99 %) МД II-IV (3,81%) 2-3 (3,51 %) I-III (3,98 %) 2-3 (2,58 %) II-IV (2,32 %) 3-4 (3,26%) I-III (2,61 %) 3-4 (2,1 %) ДЖ 1-2 (6,57%) 3-4 (9,45 %) 1-2 (8,48 %) II-IV (6,96 %) 3-4 (8,41 %) 2-3 (6,04%) II-IV (4,24 %) 2-3 (3,76 %) ДМ II-IV (2,92%) 3-4 (3,42 %) 2-3 (2,99 %) 3-4 (4,48 %) 1-2 (2,5 %) I-III (2,69%) 1-2 (3,33 %) 3-4 (2,74 %) I-III (4,23 %) ДД 3-4 (3,26%) I-III (4,96 %) 1-2 (3,49 %) 2-3 (2,0 %) 2-3 (5,16 %) 3-4 (3,73 %) II-IV (2,92%) 1-2 (1,7 %) Ж - женский тип словораздела, M - мужской тип словораздела, Д - дактилический тип словораздела. Арабскими цифрами обозначены контактно расположенные строки, римскими - дистантные. Пустые ячейки появляются в тех случаях, когда комбинации строк распределяются примерно поровну. Процентное соотношение показывает, какую часть общего количества пар строк данной комбинации составляют строки с обозначенным типом распределения словоразделов. Гораздо чаще мы наблюдаем, как одни и те же комбинации словоразделов предпочтительно употребляются в таких двух парах строк (двух контактных или одной контактной и одной дистантной), которые образуют начальную или заключительную части четверостишия. Таким образом, мы вправе выдвинуть следующее предположение: с точки зрения ритма словоразделов в четверостишии большее значение имеет не схема рифмовки, а позиция начальной или заключительной строки. Иными словами, четверостишие строится не по модели 2+2, а по модели 1+3 или 3+1. Таблица 6. Частотное распределение словоразделов разных типов на разных позициях четверостишия в трехстопных трехсложниках Н.А. Некрасова № строки катрена Анапест Амфибрахий Дактиль 1-я сильная позиция 2-я сильная позиция 1-я сильная позиция 2-я сильная позиция 1-я сильная позиция 2-я сильная позиция Женский тип словораздела, % 1 11,39 11,29 12,81 11,36 10,02 14,94 2 12,07 14,27 11,60 14,50 8,07 17,63 3 12,44 12,08 11,36 10,96 8,64 15,04 4 12,11 14,34 14,14 13,26 9,84 15,82 Мужской тип словораздела, % 1 14,04 12,47 11,06 12,90 5,65 19,30 2 12,85 13,30 13,59 13,13 8,43 20,52 3 11,28 11,40 10,14 14,06 4,26 16,17 4 10,90 13,78 8,29 16,82 6,09 19,57 Дактилический тип словораздела, % 1 13,17 15,38 13,64 14,70 11,61 14,72 2 13,11 7,22 13,35 6,67 12,10 7,36 3 14,34 14,62 18,28 14,22 14,31 17,42 4 15,67 6,49 13,93 5,22 10,22 12,26 Перейдем теперь от словораздельных комбинаций к принципам распределения типов словоразделов на разных позициях четверостишия (табл. 6, 7). Мы проанализировали данные: 1) с точки зрения формирования «большой волны» - графика частоты употребления словоразделов во всем четверостишии и 2) с точки зрения формирования в пределах четверостишия двух «малых волн», заданных характером его рифмовки: а) в первой и третьей строках и б) во второй и четвертой строках. Таблица 7. Графики «волн» распределения словоразделов разных типов на разных позициях четверостишия в трехстопных трехсложниках Н.А. Некрасова «Волны» Тип словораздела Анапест Амфибрахий Дактиль 1-я сильная позиция 2-я сильная позиция 1-я сильная позиция 2-я сильная позиция 1-я сильная позиция 2-я сильная позиция Большие Ж 1л2лЗv4 1л2vЗл4 1v2vЗл4 1л2vЗл4 1v2лЗл4 1л2vЗл4 Д 1л2л3л4 1v2лЗv4 1v2лЗv4 1v2лЗv4 1л2лЗv4 1v2лЗv4 M 1v2v3v4 1л2vЗл4 1л2vЗv4 1л2л3л4 1л2vЗл4 1л2vЗл4 Малые Ж 1л3, 2л4 1л3, 2л4 1v3, 2л4 1v3, 2v4 1v3, 2л4 1л3, 2v4 Д 1л3, 2л4 1v3, 2v4 1л3, 2л4 1v3, 2v4 1л3, 2v4 1л3, 2л4 M 1v3, 2v4 1v3, 2л4 1v3, 2v4 1л3, 2л4 1v3, 2v4 1v3, 2v4 Ж - женский тип словораздела, M - мужской тип словораздела, Д - дактилический тип словораздела; л - количество словоразделов данного типа на второй позиции вырастает сравнительно с первой; v - количество словоразделов данного типа на второй позиции уменьшается сравнительно с первой. Анализ «больших волн» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, общей для всех размеров является одна закономерность: уровень женских словоразделов на четных строках выше, чем на нечетных; уровень дактилических словоразделов на нечетных строках выше, чем на четных. Таким образом, окончание строки преимущественно имеет «ниспадающий» характер, т. е. следующий словораздел на один слог короче предыдущего: Д-Ж или Ж-М. Во-вторых, «большие волны» по своему характеру могут быть разбиты на три неоднородных в количественном отношении типа: • однонаправленные: 1v4 and 1л4; • двунаправленные: (1v3^4 and (1л3^4 and ^(2л4) and ^(2v4); • тринаправленные: 1v2лЗv4 and 1л2vЗл4 - восемь из них захватывают второе сильное место стиха, что свидетельствует о большем влиянии на эту позицию схемы рифмовки четверостишия. Нельзя сказать, что у какого-то из размеров есть в этом отношении свои специфические предпочтения. Скорее, здесь следует говорить об универсальной тенденции. Анализ «малых волн» показывает следующее. Распределение словоразделов с учетом схемы рифмовки (строки четверостишия 1-З и 2-4) обнаруживает контрастную противопоставленность анапеста и амфибрахия; противоположны как сами тенденции распределения разных типов словоразделов, так и сильные места, на которых эти тенденции реализуются. На I сильном месте анапеста и II сильном месте амфибрахия женский и дактилический словоразделы противопоставлены мужскому: • в анапесте количество женских и дактилических словоразделов увеличивается на второй строке каждой пары, а количество мужских - снижается; • в амфибрахии, наоборот, количество женских и дактилических словоразделов уменьшается во второй строке каждой пары, а количество мужских - увеличивается. На II сильном месте анапеста и I сильном месте амфибрахия можно выделить три разных тенденции: • одинаков принцип распределения «стопообразующих» словоразделов -мужского в анапесте и женского в амфибрахии: уменьшение во второй строке пары 1-3 и увеличение во второй строке пары 2-4; • одинаков принцип распределения дактилического словораздела в анапесте и мужского в амфибрахии: уменьшение во второй строке обеих пар; • одинаков принцип распределения женского словораздела в анапесте и дактилического словораздела в амфибрахии: увеличение во второй строке каждой пары. Проявление вышеописанных тенденций свидетельствует о том, что вертикальное расположение словоразделов в четверостишии некрасовского анапеста и амфибрахия воспроизводит на высшем, строфическом уровне то же ритмическое движение, которое было обнаружено нами на уровне стихотворной строки. Говоря иначе, словораздельный ритм строфы изоморфен словораздельному ритму строки. В самом деле, если мы вспомним, как выглядят предпочтительные строчные модели расположения словоразделов некрасовского трехстопного анапеста и амфибрахия (табл. 8), то заметим, насколько они подобны предпочтительным строфическим моделям расположения словоразделов (табл. 9). Таблица 8. Предпочтительные строчные модели расположения словоразделов в трехстопном анапесте и амфибрахии Н.А. Некрасова Метр Анапест Амфибрахий Сильная позиция I II III I II III Тип словораздела М Д/Ж Ж Ж M Ж Ж - женский тип словораздела, M - мужской тип словораздела, Д - дактилический тип словораздела. Таблица 9. Предпочтительные строфические модели расположения словоразделов в трехстопном анапесте и амфибрахии Н.А. Некрасова Метр Анапест Амфибрахий Сильная позиция I II III I II III № строки катрена / 1 M Д Ж Ж Д Ж Тип словораздела 2 Ж Ж M M Ж M 3 Ж/Д Ж/Д Ж Д M F 4 Д Ж M Ж M M Ж - женский тип словораздела, M - мужской тип словораздела, Д - дактилический тип словораздела. Можно сказать, что заданная строкой ритмическая модель реализуется на всем пространстве четверостишия, при этом магистральным стихом, содержащим ритмический код всей строфы, в анапесте Некрасова является преимущественно первый, а в амфибрахии - последний. Исходя из этого, мы вправе предположить, что предпочтительное синтаксическое и семантическое строение анапестического катрена Некрасова должно быть описано формулой 1+3, а соответствующее строение четверостишия амфибрахия -формулой 3+1. Как, например, в следующих отрывках: «Покорись, о ничтожное племя! / Неизбежной и горькой судьбе, / Захватило вас трудное время / Неготовыми к трудной борьбе...» (курсив мой. - С.М.) [13. Т. 2. С. 139]; и «Ни денег, ни званья, ни племени, / Мал ростом и с виду смешон, / Да сорок лет минуло времени - / В кармане моем миллион!» (курсив мой. -С.М.) [13. Т. 1. С. 160]. Что касается трехстопного дактиля Некрасова, то картина расположения разных типов словоразделов на разных позициях четверостишия в этом размере резко отличается от пары анапест - амфибрахий своей рассогласованностью и неурегулированностью. Если анапест и амфибрахий, как мы показали, образуют достаточно стройную антагонистическую пару, то дактиль явно стоит особняком. Пожалуй, можно заключить, что в отличие от двух других трехстопных размеров строфический словораздель-ный ритм дактиля есть простая последовательность строчных комбинаций словоразделов. В пользу такого суждения говорит и сделанное нами ранее замечание относительно большей сравнительно с анапестом монолитности катрена в некрасовском дактиле, о нераспадаемости его на обособленные периоды.
Гаспаров М.Л. Ритмика трехсложных размеров в русской литературе // Н.А. Некрасов и русская литература. Кострома, 1971. С. 62-68.
Гаспаров М.Л., Тарлинская М.Г. Ритмика трехсложных размеров Некрасова // Некрасовский сборник. Калининград, 1972. С. 49-57.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
Монахов С.И. К проблеме семантизации ритма русских трехсложников (трехстопный анапест и дактиль) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9. Филология, востоковедение, журналистика. 2005. Вып. 4. С. 3-18.
Шенгели Г.А. Трактат о русском стихе. М.; Л., 1923.
Шенгели Г.А. Техника стиха. М., 1960.
Гаспаров М.Л. Строфический ритм в русском 4-стопном ямбе и хорее // Russian verse theory: Proceedings of the 1987 conference at UCLA. Columbus (Ohio), 1989. С. 455-471.
Шапир М.И. Феномен Батенькова и проблема мистификации (Лингвостиховедческий аспект. 1-2) // Philologica. 1997. Vol. 4, № 8/10. С. 85-144.
Smith G.S. Stanza Rhythm and Stress Load in the Iambic Tetrameter of V.F. Xodasevic // Slavic and East European Journal. 1980. Vol. 24, № 1. С. 25-36.
Вишневский К.Д. Метрика Н.А. Некрасова и ее жанрово-экспрессивная характеристика. // Проблемы жанрового разнообразия в русской литературе XIX в. Рязань, 1972. С. 242-254.
Баевский В.С. Типы строфической организации стихотворений Н.А. Некрасова // Некрасовский сборник. Калининград, 1972. С. 106-109.
Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 т. Л., 1981-1984.
Гаспаров М.Л. Избранные труды. М., 1997.
Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.
Томашевский Б.В. О стихе. Л., 1929.