Трофонимы (ресторонимы) как особый тип эргонимов (на материале имен заведений общественного питания Москвы)
В статье дается обоснование введения термина трофоним и его номинативного варианта рестороним для обозначения имен собственных, называющих заведения общественного питания. Выявлены современная система номенклатурных наименований подобных предприятий, продуктивные модели их образования, языковые маркеры специализации заведений - по типу кухни, форме обслуживания и др. Исследованием доказана зависимость трофонимов от видов предприятий ресторанного бизнеса.
Trophonyms (restauronyms) as a special type of ergonyms (on the material of Moscow eating place names).pdf Введение в проблему Одним из наиболее активно развивающихся в настоящее время разделов ономастики (ономатологии) - комплексной науки о наименованиях - является направление, призванное изучать имена деловых объединений людей (фирм, торговых предприятий, учреждений, союзов, обществ и др.), получившие в лингвистических трудах специальное обозначение эргонимы (от греч. £pyov - дело, труд; деятельность, функция). В научной литературе их также называют коммерсонимы, урбанонимы, фирмонимы, эргоурбонимы, эргорекламонимы и др. Именно с ними связан «номинационный бум» конца ХХ - начала XXI в. в России, вызванный кардинальными изменениями в социально-экономической жизни страны указанного периода, что дает право отнести эту лексику к наиболее изучаемому в современный момент классу онимов русской культуры. Столь пристальное внимание лингвистов к данному типу имен обеспечило эргонимике как особому разделу науки о проприальной лексике интереснейший по многим параметрам материал исследования, разноаспектность его описания, а также выявило необходимость разработки этого сегмента ономастической терминологии. В частности, настоятельно требуются гиперонимы для названий отдельных видов деловых объединений: магазинов, банков, медицинских учреждений (диагностических центров, клиник, аптек), заведений сферы услуг (парикмахерских, различных клубов, турагентств) и проч., поскольку набор имен для каждого из них во многом определяется спецификой конкретной деятельности и потому является уникальным. При этом из устоявшихся терминов отмеченной сферы можно указать лишь эмпоронимы -названия заведений торговли, специализация которых (гастрономы, цветочные, винно-водочные, мебельные и другие магазины) требует дальнейшего терминирования этого понятия. Показательно в этом отношении появление терминологизированного сочетания автомобильные урбанонимы [1. С. 32], которым автор обозначает названия автосалонов и заведений автосервиса. Не имеют к сегодняшнему дню специального обозначения и названия заведений питания (ЗП) («заведений еды» [2. С. 123]), являющиеся объектом нашего исследования, информация о которых была найдена в Интернете на различных справочных сайтах Москвы (около 5000 наименований14). В ономастических работах их обычно именуют описательно как эргоурбанонимы (эргонимы) сферы общественного питания [3. C. 10], (коммерческие) имена предприятий ресторанного бизнеса [4. C. 77; 5. C. 197], ресторанные онимы [2. C. 125]. В восполнение терминологического дефицита предлагаем называть их трофонимами (от греч. троф"П - питание, кормление; пища, корм
Ключевые слова
structure of ergonym,
nomenclature specialization,
trophonyms (restauronyms),
ergonyms,
onomastic (onomatology),
структура эргонима,
номенклатурная специализация,
трофонимы (ресторони-мы),
эргонимы,
ономастика (ономатология)Авторы
Старикова Галина Николаевна | Томский государственный университет | канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка | gstarikova@yandex.ru |
Хоанг Тхи Хонг Чанг | Томский государственный университет | аспирант кафедры русского языка | hongtrang791@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Ратникова И.Э., ХоангТхи Бен. Эргонимы в ономастическом пространстве языка (на материале названий предприятий Минска и Ханоя) // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 9: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.]. Минск, 2015. С. 224-228.
Ларина Т.В. О концептуализации в области эргонимии // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 3. С. 41-45.
Стародубцева В.В. Номинация внутригородских предприятий и учреждений в современном русском языке (на материале ойкодомонимов г. Ульяновска): автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2003. 21 с.
Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград: Перемена, 2004. 288 с.
Новожилова Т.А. Номинация современных коммерческих предприятий (на материале русского, английского и немецкого языков): автореф. дис.. канд. филол. наук. Ростов на/Д, 2005. 16 с.
Матвеев А.К. Ономастика и ономатология: терминологический этюд // Вопр. ономастики. 2005. № 2. С. 5-10.
Федотовских Т.Г. Коммерческие имена предприятий ресторанного бизнеса г. Екатеринбурга: содержательно-прагматический аспект // Русская речевая культура и текст: материалы IX Междунар. науч. конф., 15-16 апреля 2016 г. / под ред. Н.С. Болотновой. Томск, 2016. С. 197201.
Романова Т.П. Эволюционные процессы в области современной российской эргоними-ческой терминологии // Вопр. ономастики. 2006. №3. С. 76-83.
Шмелева Т.В. Ономастика: учеб. пособие. Славянск-на-Кубани: Изд. центр филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани, 2013. 161 с.
Тихоненко Е.В. Названия внутригородских объектов Минска: мотивация, структура, функционирование: автореф. дис.. канд. филол. наук. Минск, 2015. 28 с.
Михайлюкова Н.В. «Автомобильные урбанонимы» в языковом облике г. Владивостока // Сб. докл. 59-й Междунар. молодежной науч.-техн. конф. «Молодежь - Наука - Инновации». Владивосток, 2012. С. 32-35.