Академический грамматист и университетский профессор (от редактора раздела)
An academic grammarian and a university professor (from the Editor of the Section).pdf В настоящем разделе публикуется серия статей, посвященных Вере Арсеньевне Бе-лошапковой. Хронологический повод для этого - 100-летие со дня рождения известного синтаксиста. Но вспомнить ее есть и другие поводы. Защитив в 1951 г. кандидатскую диссертацию по синтаксису сложного предложения под руководством В.В. Виноградова, Вера Арсеньевна включилась в работу над грамматикой русского языка. В «виногра-довской» грамматике она пишет о трех видах словосочетаний [1], а в «шведовской» уже выступает как автор описания сложного предложения, которое стало серьезным прорывом в понимании этой синтаксической единицы (да и сейчас остается таковым) [2]. Результаты исследования сложного предложения составили содержание докторской диссертации Веры Арсеньевны [3] и сразу были включены в практику преподавания синтаксиса в Московском университете - лекции для студентов, проблематику курсовых, дипломных работ в спецсеминаре, темы аспирантских работ. Так, только в 1970-1980 гг. под ее руководством защищено десять кандидатских диссертаций о сложном предложении . Разумеется, ее ученики продолжали работать и над другими темами. 1 Хализева В.С. Значение временных союзов и комбинирование видо-временных форм глаголов-сказуемых в современном русском языке (1970); Скрипниченко А.З. Координация временных планов частей сложноподчиненных предложений и синтаксическая функция морфологических форм времени глагола (1971); Власова Н.С. Предложно-падежные сочетания и придаточные предложения как члены вариативного синтаксического ряда (1973); Жигалин Н.С. Роль отрицания в структуре сложноподчиненного предложения (1973); Кадыров Ш.К. Аспектуальная характеристика временных сложноподчиненных предложений в современном русском языке (1973); Шешукова Л.В. О порядке частей сложноподчиненных предложений (одночленные конструкции) (1973); Михеева Н.С. К вопросу о границах простого и сложного предложения в современном русском языке (1974); Бабалова Л. Л. Семантические разновидности причинных и условных предложений в современном русском языке (1975); Шувалова С. А. О порядке слов в сложноподчиненном предложении (Местоположе- Главный принцип работы Веры Арсеньевны - научные исследования не отделять от преподавания, в аудиторию приносить то, что вчера обсуждалось в академической среде, публиковалось в научных журналах. В надежде распространить этот принцип преподавания В.А. Белошапкова готовит новую программу курса синтаксиса и издает учебник для него, существенно отличавшийся от традиционных [4]. Через несколько лет она собирает коллег, читавших курс «Современный русский язык» в МГУ, чтобы вместе создать учебник по курсу, и выступает в нем как автор синтаксического раздела и редактор [5]. При переиздании учебника она вносит ряд изменений в свой раздел [6] и тут же принимается за создание сборника упражнений [7]. О том, что учебника мало, надо издавать «комплекс», который помогал бы проводить и лекции, и практические занятия, она постоянно говорила, агитируя коллег заниматься такой работой. Стоит отметить, что рядом со студентами и аспирантами среди ее слушателей и собеседников всегда были «слушатели ФПК» - преподаватели, приезжавшие со всей страны повышать свою квалификацию. Они были, наверное, самыми заинтересованными читателями учебников и научных статей, да и слушателями лекций. Вера Арсеньевна говорила в шутку, что «профессор - это такое учреждение, которое работает без выходных», и это полностью отражало ее образ жизни: чтение и обсуждение ученических текстов (в рукописи, стоит напомнить), подготовка к лекциям в общем курсе и спецкурсах. Наверное, поэтому ей не удалось написать серьезной научной книги, о чем она сокрушалась в последние годы, но образ жизни не меняла. Ученики ощущали себя членами семьи «белошапковцев». Многое из их отношения к учителю было сформулировано в текстах, опубликованных после того, как в 1996 г. Веры Арсеньевны не стало [8-11]. Важно подчеркнуть и такой момент. Не случайно статьи в память о профессоре публикуются в сибирском журнале. В ее биографии Сибирь занимает особое место. Здесь она выросла, окончила педтехникум в Таре, пединститут в Омске, начала в нем работать, а институт в войну отправили в Тобольск. И там произошла встреча, которая определила ее судьбу. Она познакомилась с Виктором Владимировичем Виноградовым, которого в начале войны выслали туда как неблагонадежное лицо. В Тобольске ей пришлось пережить трагические события: смерть дочери, отца, похоронка на мужа... Но, как она рассказывала, в общении с Виктором Владимировичем ей удалось понять, что напряженные размышления о русском языке могут наполнить жизнь глубоким содержанием. Это помогло ей найти возможность жить, думать, работать (подробнее о биографии см. в [12]). ние анафорических и вторых союзных элементов) (1975); Елфимова Т.В. О порядке частей причинных и условных сложноподчиненных предложений (1976); Абашина В.Н. Порядок слов в придаточных частях сложноподчиненных предложений (1980). Тех, кто родился в один год с Верой Арсеньевной, при советской власти называли «ровесники революции». Память, которую одна из «ровесниц революции» оставила в русской грамматике, в университетском ее преподавании, - интеллектуальное, научное и человеческое богатство. И наши статьи - скромное напоминание об этом.
Ключевые слова
Авторы
Шмелева Татьяна Викторовна | Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого | д-р филол. наук, профессор кафедры журналистики | szmiel@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Грамматика русского языка. М. : Изд-во Академии наук СССР, 1954. Т. 2, ч. 1. С. 233-282, 290-302.
Грамматика современного русского литературного языка. М. : Наука, 1970. С. 652-740.
Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке : автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1970. 20 с.
Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. М. : Высш. шк., 1977. 248 с.
Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М. : Высш. шк., 1981. 560 с.
Современный русский язык / под ред. В. А. Белошапковой. 2-е изд. М. : Высш. шк., 1989. 800 с.
Современный русский язык: сборник упражнений / под ред. В.А. Белошапковой. М. : Высш. шк., 1990.
Кадыров Ш.К. Учитель как Человек, адресант и адресат // Русский язык: исторические судьбы и современность: 2-й Международный конгресс исследователей русского языка, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет, 18-21 марта 2004 г. : труды и материалы / сост. М.Л. Ремнева, О.В. Дедова, А.А. Поликаропов. М., 2004. С. 361-362.
Шмелева Т.В. Синтаксис и судьба // Синтаксис: изучение и преподавание: сборник работ учеников В.А. Белошапковой. М., 1997. С. 5-13.
Шмелева Т.В. Лингвистические идеи и педагогические принципы В.А. Белошапковой // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1997. № 3. С. 78-86.
Шмелева Т. В. Уроки Белошапковой // Лингвистические идеи В. А. Белошапко-вой и их воплощение в современной русистике / сост., отв. ред. Л.М. Байдуж. Тюмень, 2010. С. 26-33.
Белошапкова Т.В. Россия в истории одной семьи, или Девять новелл из жизни B. А. Белошапковой // Традиционное и новое в русской грамматике : сб. статей памяти Веры Арсеньевны Белошапковой / сост. Т.В. Белошапкова, Т.В. Шмелева. М., 2001. C. 9-19.