Миромоделирующий потенциал регионально маркированногомедиаконцепта: концепт нефть в томской медиасфере | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 4 (12).

Миромоделирующий потенциал регионально маркированногомедиаконцепта: концепт нефть в томской медиасфере

На основе анализа концепта «нефть» в томском медиадискурсе показано, что локально маркированный медиаконцепт, включаясь в разнообразные ассоциативно-смысловые взаимосвязи с иными актуальными медийными доминантами (нефть - богатство; нефть - власть; нефть - футбол), обнаруживает весьма сильный миромоделирующий потенциал и отражает в процессе своего дискурсивного развертыванияспецифику региональной картины мира.

World modeling potential of regional marked media concept: concept oil intomsk media sphere.pdf Медиаконцепты - лингвосемантические феномены особого рода, отли-чающиеся медийной дискурсивно-стилистической субстанциональной де-терминированностью, вошедшие в миросознание носителя языка с появлени-ем информационного общества и ставшие средством формирования и транс-формации массового сознания. В современной медиасфере можно выделитьтакие концептуальные доминанты, как кризис, гламур, нано, нефть и др. (см.подробнее о месте медиаконцептов в ряду смежных концептуальных струк-тур, их типологии и сущностных характеристиках в статье [1]).Дискурсивно значимой характеристикой медиаконцепта является его ми-ромоделирующий потенциал - способность в процессе ассоциативно-смыслового развертывания в массмедийном текстовом континууме выпол-нять лингвоментально-креативные и трансформативные функции, формируяпостоянно эволюционирующий фрагмент коллективной картины мира на оп-ределенной стадии развития социума. Закономерно, что концепты, наиболеезначимые для экономической, социальной, культурной жизни того или иногорегиона, активно участвуют в становлении и развитии общественного созна-ния, лингвокультурного фона территории и региональной картины мира вцелом.Объективно сложившиеся социально-экономические условия, особенно-сти местной истории, традиции, культура региона оказывают непосредствен-ное влияние на локально маркированные варианты дискурсивного разверты-вания универсальных медийных смыслов. Одним из таких смыслов, актуали-зированных в СМИ любого нефтедобывающего региона, в том числе Том-ской области, является медиаконцепт нефть, во многом детерминирующий,как показало наше исследование, общественное мнение регионального со-циума.1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 10-04-64407 а/Т, проект «Акту-альный срез региональной картины мира: культурные концепты и неомифологемы».О.В. Орлова34Так, представление о несоответствии труда нефтяника и его большойзарплаты, несоответствии вложенных усилий и получаемых астрономическихдоходов нефтяной отраслью, коррелятивное соотнесение нефти и богатства -один из устойчивых социальных неостереотипов.В диссертационном исследовании О.В. Ильиной, посвященном изучениюстереотипных представлений о богатых и бедных в социокультурном контек-сте современной прессы, доказывается, что, несмотря на «частичную десте-реотипизацию представлений о богатых», «в обыденном сознании закрепле-ны негативно окрашенные стереотипные представления о богатых. Ответст-венность за бедность и бедных перекладывается на государство. Бедный че-ловек оценивается как честный труженик, обладающий высокими нравствен-ными качествами. Богатый - как виновник бедности, а само богатство - какприобретенное нечестным путем и потому аморальное» [2. С. 6]. Наряду сэтим исследователь выделяет в структуре стереотипных представлений о бо-гатых активизацию модуса долженствования (богатые должны делиться сгосударством, богатые должны делиться с бедными и помогать им) и за-крепление в обыденном сознании императива социальной и моральной от-ветственности имущих перед обществом [Там же. С. 16].Все, связанное с нефтью, является символическим средоточием представ-лений о богатстве. Для нашего исследования крайне симптоматично то, чтоавтор указанной выше работы среди пяти парадигм номинаций субъектов-носителей признака «богатый», регулярно получающих приращение «небед-ный, обладающий средствами, обеспечивающими высокий уровень жизни»,отдельной строкой выделяет парадигму номинаций, объединенных смыслом«лицо, занятое в сфере нефтяной промышленности» (нефтяник, нефтяноймагнат, нефтяной король, нефтяной барон и др.). Кроме того, описание па-радигмы номинаций, объединенных смыслом «специалист по управлению»(директор, гендиректор, начальник, топ-менеджер, босс, управленец и др.),иллюстрируется цитатой, относящейся именно к нефтяной тематике: Финан-систы говорят, что любой гендиректор нефтяной компании гораздо богачеих [Там же. С. 11-12]. В приведенном высказывании семантика богатствавдвойне усиливается за счет контекстуального партнерства двух ярких лек-сических маркеров данного признака гендиректор + нефтяная компания.Как видим, толкование нефтяной тематики в контексте идеи социальнойсправедливости/несправедливости, где нефтяное богатство изначально не-справедливо и поэтому богатые нефтяники должны, чтобы восстановить «ба-ланс справедливости», делиться с бедными и нести за них ответственность,становится общим местом в массмедийном нарративе.Несколько иное звучание получают описанные смысловые модели впрессе нефтедобывающего региона. Тотальная экономическая и инфраструк-турная зависимость от нефтяного фактора, большое количество занятых внефтяном секторе жителей, имиджевые ориентиры, не позволяющие дискре-дитировать «кормящую» сферу, приводят к диссимуляции, намеренной мас-кировке репутационно невыгодных социальных интенций.Так, при всей насыщенности регионального медиадискурса сообщениямиоб исключительной значимости нефтяного фактора для благополучия терри-тории прямых ассоциативно-вербальных соотнесений богатство - нефть неМиромоделирующий потенциал регионально маркированного медиаконцепта35так много, а те, что есть, имеют обобщающий, неконкретизированный харак-тер, при этом обезличенно и достаточно топорно воспроизводят «прописныеистины» и расхожие штампы. Речь идет о России вообще (стране богатой истабильной, насыщенной нефтедолларами (Умные люди. 2008. 29 дек.)), обогатых как абстрактно-анонимной социальной страте (Наступил момент,когда понятно: надо богатым помогать бедным (Городская газета. 2009.27 дек.)).Значительно трансформируется в медиапространстве нефтедобывающегорегиона такой типовой участок пропозиционной модели богатство - нефть,как зарплата нефтяника, ставшая эталоном высоких доходов, достойногоуровня жизни. На другом полюсе прототипической (по Э. Рош) дихотомии вобщероссийской прессе находится зарплата учителя, в массовом сознаниисимволизирующая вопиющее несоответствие количества и качества трудавознаграждению: О средней зарплате. Тысяча долларов ежемесячно - этовесьма неплохо (во всяком случае, с точки зрения сегодняшнего дня). Но заэтой расчетной цифрой скрываются многократные различия между опла-той труда нефтяника и учителя (Российская газета. 2007. 26 июня).В томских массмедиа столь откровенное противопоставление неприем-лемо, поскольку чревато социальным негативизмом и ростом ксенофобии вобласти, бюджет которой до 80 % состоит из доходов от нефти. Поэтому, на-пример, в докризисный экономически стабильный 2007 г. о высокой зарплатенефтяников говорят они сами: 1) в контексте их вклада в дело процветаниярегиона и его жителей (Мультипликативно «Томскнефть» дает до 80 % об-ластного бюджета. Средняя зарплата нефтяника 50 тысяч рублей в месяц,а средняя зарплата без нефтянки по области 5 тысяч (Вечерний Томск.2007. 7 дек.)); 2) в контексте добросовестного исполнения налоговых обяза-тельств (Да, у нефтяников и газовиков зарплаты хорошие. Но каждый годмы перечисляем государству 10 млрд рублей налога НДПИ (Вечерний Томск.2007. 7 дек.)); 3) в контексте повышения уровня жизни и социальной ответст-венности в форме спонсорства, благотворительности (Средняя зарплата унефтяников здесь порядка 33-35 тыс. руб. Люди много строят, покупаютавто. Предприятия нефтяного и газового бизнеса - это социально ответ-ственные предприятия. Они оказывают помощь детям, старикам. В 2007 г.23 млн руб. пошли на спонсорскую помощь от нефтяников. (Государствен-ное радио «Томск». 2007. 18 дек.)).В пик кризиса, когда острой темой становятся массовые увольнения,снижение и невыплата зарплат (предприятия пошли на сокращенный рабочийдень, на сокращенную рабочую неделю, снизился фонд оплаты труда, снизи-лись средние зарплаты (Эхо Москвы в Томске. 2008. 26 дек.)), а в областнойадминистрации создается рабочая группа по контролю за своевременностьювыплаты зарплаты, модусы стабильности и позитивности нефтяной отраслиэксплицируются в сообщениях о том, что работников предприятий нефтяногокомплекса общая беда обошла стороной (все эти предприятия сокращениячисленности не собираются делать, не уменьшают зарплату (Государст-венное радио «Томск». 2008. 25 дек.)).В 2009 г., не столь тяжелом, как предыдущий, но прошедшем все же подзнаком кризиса и тревожных ожиданий, тема зарплаты нефтяников уходит вО.В. Орлова36подтекст, приобретая характер случайных оговорок, фоновой, периферийнойинформации. Так, на реплику чиновника от медицины о повышении усилия-ми администрации зарплаты представителям одной из ряда так называемыхнизкооплачиваемых профессий (Что касается зарплаты, то средняя зар-плата медицинских сестер по Томской области составила 12 тыс. 170 руб-лей), корреспондент, применив коммуникативную тактику иронической про-вокации, замечает: Это средняя зарплата. Если нефтяник получает 100, ая - 10, то мы с ним вдвоем неплохо живем на пару (Государственное радио«Томск». 2009. 12 мая).Однако как всякая намеренно утаиваемая, латентная, но актуальная иэкспрессивно заряженная информация, стереотипный фрейм нефть - богат-ство, как скрытый нарыв, проявляет себя в томском массмедийном наррати-ве косвенно, прежде всего, в повышении «социально-оценочной» температу-ры контекстов, посвященных проблеме социальной ответственности нефтя-ного бизнеса за благополучие региона.Весьма показательна в этом плане ситуация 2009 г., получившая широкоеосвещение в местных СМИ, - финансовый коллапс футбольного клуба«Томь», единственного на тот момент клуба премьер-лиги за Уралом. Ме-дийный анализ чрезвычайно сложного положения, когда для «Томи» вероят-ность летального исхода стала вполне реальной (РИА Новости. 2009. 26 ию-ня), во многом строился на семантическом столкновении в текстовом про-странстве двух социально значимых региональных брендов: нефти и футбола(«Томь» - это бренд города (Час Пик. Суббота. 2009. 27 июня)).Одной из главных причин сложившейся вокруг «Томи» критической си-туации, помимо общего экономического кризиса (Футбольный бум в Томскеприостановил кризис (Эхо Москвы в Томске. 2009. 1 июля)), стало прекраще-ние оказания спонсорской помощи команде томскими бизнес-структурами,прежде всего - нефтяными.Будучи ограниченными описанными выше причинами имиджевого ха-рактера, в большинстве случаев медиарайтеры прибегают к коммуникатив-ным тактикам не прямого, а косвенного обвинения, избирая подчеркнутонейтральный тон объективного освещения событий: Спонсором «Томи» не-сколько лет была «Томскнефть», однако после смены владельцев она от клу-ба отказалась (РИА Новости. 2009. 26 июня.); Но большинству компаний вусловиях кризиса не до футбола. Даже в прошлом, достаточно успешном вфинансовом плане году из 124 млн руб., которые обещал клубу томский биз-нес, мы в итоге получили только 74 млн руб. (Томские новости. 2009. 2 ию-ля); В. Кресс на вопрос о том, как идут переговоры, ответил прямо: «Плохо.Топ-менеджеры «Томскнефти» еще готовы поддержать клуб, но акционерыкомпании пока против. Причем если в «Газпромнефти» занимают более илименее конструктивную позицию, то с «Роснефтью» переговоры протекаюткрайне тяжело» (Вечерний Томск. 2009. 25 июня). Вина за сложившееся по-ложение дел обезличена и возлагается на абстрактный и всеобщий кризис, ааксиологические акценты по отношению к «виновникам» расставляются ис-ключительно с помощью модальных операторов (однако, даже, в итогетолько; еще, но пока; если, то).Миромоделирующий потенциал регионально маркированного медиаконцепта37Однако постепенно возмущение и негодование томской общественности,вызванные кризисной ситуацией с томским футболом, начинают «просачи-ваться» в медиатексты. Контекст решения локальной проблемы о финансиро-вании футбольного клуба постепенно перерастает в обсуждение ключевоговопроса регионального самосознания - вопроса о взаимоотношениях регионаи столицы, обязанностей центра и его неправедного безразличия по отноше-нию к ресурсодобывающему региону.Особая линия развития описываемого футбольного сюжета - апелляции кцентральной власти с императивным посылом разрешить сложившуюся си-туацию: Министерство спорта, туризма и молодежной политики Россииведет работу с акционерами ОАО «Томскнефть ВНК» по решению пробле-мы… Поскольку акционерами «Томскнефти» являются государственныекомпании «Роснефть» и «Газпромнефть», этот вопрос решается в самыхверхах российской власти… никто в администрации Томской области и пра-вительстве РФ не имеет намерений распрощаться с единственным за Ура-лом футбольным клубом (Томский вестник. Буфф-сад. 2009. 1 июля).В этом отрывке мы наблюдаем довольно распространенную в массмедиакоммуникативную уловку, называемую в теории аргументации подменойтезиса, в данном случае близкую к софизму: поскольку прямо возлагать от-ветственность на местную нефтяную компанию нельзя, ссылка на то, чтовладеют этой компанией госструктуры, позволяет перевести обращение кцентральной власти из разряда «вассальского прошения» в разряд законноготребования.Введение в текст полных официальных номинаций (Министерствоспорта, туризма и молодежной политики России), уравнивание в правах истатусе региона и центра через расположение их вербальных текстовых ре-презентантов в позиции синтаксической однородности (никто в админист-рации Томской области и правительстве РФ), использование построеннойна архетипической корреляции верх - власть идиомы в сочетании с интенси-фикатором самых и аспектизатором российской (в самых верхах российскойвласти) служат актуализации целого спектра связанных со стереотипом вла-сти центра и центральной о\u1074 власти ассоциативных реакций. Это позволяетодновременно поднять рейтинг региона в глазах его жителей, повысить са-мооценку (частную и на фоне кризиса далеко не первостепенную региональ-ную проблему решают на самом высоком уровне) и сохранить региональноедостоинство за счет приведения не вполне правомерного аргумента о госу-дарственной ответственности не только за томскую нефть, но и за томскийфутбол, всецело зависящий от этой нефти.Призывы к патроналистским интенциям звучат в традиционном для рус-ского исторического сознания «обращении к царю-батюшке», который спо-собен из благосклонности к просителю употребить свое личное влияние длярешения проблемы: За последний год руководство региона, озабоченное си-туацией, проделало огромную работу. В начале марта губернатор встре-чался с В. Путиным и получил у него определенные резолюции по поводу фи-нансирования клуба. Письма с резолюциями были направлены в «Роснефть» и«Газпромнефть»… Обращения В. Кресса к премьеру и президенту по поводуситуации и полученные резолюции о поддержке застряли в офисах «Роснеф-О.В. Орлова38ти» и «Газпромнефти» (АиФ в Томске. 2009. 1 июля). Упоминание имен идолжностей высших лиц государства и первого лица области, ревностно пе-кущегося о благе региона (специально встречается по футбольному вопросу спремьер-министром), служит подкреплению с помощью отсылок к персона-лизированным авторитетам тезиса о непреложности и неукоснительностиисполнения нефтяной отраслью своих социальных обязательств. Не случайнов материале многократно употребляется лексема резолюция (поскольку кон-текст взят из качественной прессы, вряд ли повторы можно объяснить не-профессионализмом журналиста). Редупликация канцеляризма призвана мак-симально реализовать оба его общеизвестных значения: решение, постанов-ление съезда, комитета, собрания и надпись начальника на деловой бумаге,содержащая решение по затронутому в ней вопросу [3. С. 690]. Таким обра-зом многократно актуализируется пропагандируемый СМИ тезис о поддерж-ке высшей властью неписаного закона, имеющего конвенциональную сущ-ность: негласный общественный договор об этическом императиве ответст-венности богатых за социально значимые проекты на местах (резолюция впервом значении) кодифицируется и верифицируется главными персонамигосударства (резолюция во втором значении).Тем не менее мысль о неуместности предъявления столь категоричныхтребований к нефтяному бизнесу также находит отражение в медиапотоке:Уже известно, что акционеры «Роснефти», на которых Путин дал наводкуКрессу, не согласились с таким вымогательством и отказались давать день-ги на «Томь» (Час Пик. Суббота. ТВ-2. 2009. 27 июня). Прозвучавшее в од-ной из популярных телепередач мнение рядового томича показательно вплане лексического отбора. Респондент даже в условиях подразумеваемогосамой коммуникативной ситуацией телеинтервью речевого контроля нестесняется в выражениях и употребляет по отношению к представителямвласти, которых, кстати, достаточно резко и фамильярно называет по фами-лиям, уголовно-арготическую идиому дать наводку (что спровоцировано,вероятно, общеизвестными прецедентами речевого поведения самого пре-мьера) и экспрессивно заряженное слово вымогательство, обозначающеекрайнюю степень противоправного поведения.Однако смоделированный в медиапрезентации томского футбольногоскандала своеобразный параллелизм территориальной (Томск - Москва), вла-стной (местная власть - центральная власть) и нефтяной («Томскнефть» -«Роснефть») вертикалей оказался весьма созвучен общественному мнению ипротестным настроениям. Так, возмущение жителей региона вызывает фактоказания томскими ресурсодобывающими компаниями, зависимыми от Мо-сквы и управляемыми ею, спонсорской помощи столичным территориям иобщероссийским проектам в ущерб местным.Градус протестного пафоса нарастает в зависимости от того, чье мнениеотражается в конкретном материале, - индивидуальное или коллективное,официальное или неформальное, «народное». Например, достаточно сдер-жанное недоумение по поводу нелогичного, на его взгляд, поведения нефтя-ных структур выражает генеральный директор клуба «Томь» Ю. Степанов:Клуб рассчитывал на поддержку нефтяных корпораций, которые из Москвыуправляют нефтегазовыми ресурсами Томской области. Некоторые из нихМиромоделирующий потенциал регионально маркированного медиаконцепта39могли бы поддержать «Томь», но предпочитают вкладывать деньги в «Зе-нит», в сочинскую Олимпиаду. Их право - решать, сколько и на что тра-тить. Но все эти организации ведут бизнес на томской земле, и помощькрупнейшему футбольному клубу региона была бы логичной (Эхо Москвы вТомске. 2009. 23 июня). В другом интервью он же озвучивает общественноемнение: Но вызывает протест томичей, что крупные нефтяные компании,много лет черпающие из томской земли, материально поддерживают сто-личные клубы (АиФ в Томске». 2009. 1 июля).Как видим, в футбольно-нефтяной тематике ярко отразилась одна из «бо-левых точек» регионального самосознания, протестующего против экспан-сионистской политики центра по отношению к нефтедобывающим регионам.В частности, томские СМИ представляют мнение болельщиков «Томи», от-разившееся как в коллективно-общественных акциях, таких как митинги иоткрытые письма, так и в частных суждениях. Говоря о целях митинга в под-держку команды, член инициативной группы болельщиков использует в ка-честве развернутой аргументации своей позиции описанную выше и много-кратно актуализированную в медиатекстах цепочку посессивности: …митингимеет своей целью показать людям, от которых зависит финансированиенашего клуба, что здесь живут люди, которые в большинстве своем рабо-тают на благополучие компаний, которые добывают из недр Томской об-ласти различные для себя блага и подчас забывают о том, что здесь естьлюди, у которых есть свои интересы, и в частности это ФК «Томь» (Рус-ское радио. Томск. 2009. 30 июня).С целью избежать конкретизированных и персонализированных обвине-ний автор прибегает к эвфемизации и трижды использует абстрактно-обобщенное родовое понятие люди, конкретизируя каждое в придаточныхконструкциях: людям, от которых зависит финансирование нашего клуба;люди, которые в большинстве своем работают на благополучие компаний;люди, у которых есть свои интересы, и в частности это ФК «Томь». Люди впервом перифрастическом описании противопоставлены людям во втором итретьем по признаку принадлежности и обладания. Очевидно, что сильныммира сего принадлежат компании, которые добывают из недр Томской об-ласти различные для себя блага, в то время как Томская область, в том числеи ее недра, принадлежат ее жителям, в большинстве работающим на те жекомпании. Cледовательно, ради сохранения благополучия (корень благ неслучайно повторяется, хотя штамп о благотворительности явно не эксплици-рован) первые обязаны блюсти интересы вторых.Интересно, что в открытом письме Д. Медведеву болельщики, разворачи-вая избранную аргументативную стратегию, также вынуждены прибегать кмногочленным конструкциям с разными типами синтаксической зависимо-сти: Часть болельщиков трудятся на предприятиях, принадлежащих ресур-содобывающим структурам, руководство которых в Москве или Санкт-Петербурге, и похоже, не заинтересовано в поддержке клуба в регионе, скоторого управляемые ими компании получают значительную часть дохо-дов… Если вопрос с финансированием не решится и мы потеряем одну издостопримечательностей и гордость нашего региона футбольный клуб«Томь» (поверьте, это именно так), то это, несомненно, будет иметь по-О.В. Орлова40следствия. И в отношении к власти, не желающей прислушиваться к своимгражданам, и к вышеуказанным предприятиям, желающим только извле-кать прибыль, используя ресурсы нашего края (Эхо Москвы в Томске. 2009.23 июня).Авторы письма пытаются передать свойственные провинциальной этикесложные посессивные и партитивные соотношения внутри различных моде-лей части и целого: часть жителей региона - работники ресурсодобывающихпредприятий, часть работников ресурсодобывающих предприятий - болель-щики, ресурсы принадлежат региону, регион - часть страны, его предпри-ятия - части ресурсодобывающих структур, данными структурами владеетруководство, принадлежащее столичной социально-экономической сфере, нополучающее значительную часть доходов с предприятий региона, которомупринадлежит футбольный клуб, болельщиками которого является часть ра-ботников ресурсодобывающих предприятий. Таким образом «за счет исполь-зования транзитивности отношений онтологической зависимости формиру-ются достаточно длинные цепочки вывода» [4] о возможных негативных со-циальных последствиях невнимания власти к достопримечательности игордости региона.В частных мнениях болельщиков протестный пафос передается намногоболее лаконично, доступно и открыто: Нефтепользователи, которые работа-ют на территории области, нам обязаны. Почему «Зенит» они спонсируют?Должны здесь оставлять они средства? (Час Пик. ТВ-2. 2009. 19 июля). Счи-тая футбольный клуб одним из важных факторов региональной самоидентифи-кации, а природные ресурсы - региональным достоянием, томичи полагают,что нефтяные компании обязаны тратить средства на благо региона.Подведем итоги. Как показало наше исследование, многие типовые моде-ли семантического развертывания медиаконцепта нефть претерпевают втомской прессе специфические трансформации, обусловленные тотальнойэкономической и инфраструктурной зависимостью от нефтяного фактора,большим количеством занятых в нефтяном секторе жителей, имиджевымиориентирами, не позволяющими дискредитировать «кормящую» сферу.Вследствие этого интерпретация образа нефти в прессе нефтедобывающегорегиона достаточно сильно отличается от наличествующей в центральныхСМИ. С одной стороны, ассоциативно-смысловое развертывание данногоконцепта в томском медиадискурсе опирается на презумпции и стереотипырегионального самосознания, такие как противопоставленность центру и за-висимость от него, тем самым детализируя и развивая их. С другой стороны,региональный вариант медийной репрезентации концепта сам формируетвнедряемые в социальное лингвоментальное пространство и трансформи-рующие его местные «нетривиальные» объяснительные модели, такие какпрямая проекция императива ответственности богатых за бедных на нефть ифутбол.Таким образом, включаясь в разнообразные ассоциативно-смысловыевзаимосвязи с иными актуальными как для общенациональной, так и для ре-гиональной медиасферы концептуальными доминантами (нефть - богатст-во; нефть - власть; нефтедобывающий регион - живущий на доходы отнефти центр; нефть - футбол), локально маркированный вариант медиа-Миромоделирующий потенциал регионально маркированного медиаконцепта41концепта нефть обнаруживает весьма сильный миромоделирующий потен-циал и отражает в процессе своего дискурсивного развертывания спецификурегионального самосознания и региональной культуры.

Ключевые слова

regional picture of the world, world modeling potential, media concept, региональная картина мира, миромоделирующий потенциал, медиаконцепт

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Орлова Ольга ВячеславовнаТомский государственный педагогический университетканд. филол. наук, доцент кафедры теории и истории языкаorlova13@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Лукашевич Н.В. Моделирование отношения «часть - целое» в лингвистическом ресурсе для информационно-поисковых приложений. URL: http://www.cir.ru/ docs/ips/ publications/ 2007_IT_thes.doc
Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск, 2001.
Ильина О.В. Речевое воплощение стереотипных представлений о богатых и бедных в современных газетных текстах: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008.
Орлова О.В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 6 (69). С. 79-84.
 Миромоделирующий потенциал регионально маркированногомедиаконцепта: концепт <i>нефть </i>в томской медиасфере | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 4 (12).

Миромоделирующий потенциал регионально маркированногомедиаконцепта: концепт нефть в томской медиасфере | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 4 (12).

Полнотекстовая версия