Становление и развитие сатирической журналистики в Надднепрянской Украине Х1Х - начала ХХ в. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 6 (32).

Становление и развитие сатирической журналистики в Надднепрянской Украине Х1Х - начала ХХ в.

В статье рассмотрены исторические предпосылки и обстоятельства формирования украинской сатирической публицистики в XIX - начале ХХ в. Эти процессы в изданиях Надднепрянской Украины помещены в общий контекст развития журналистики в Российской империи. Прослежена национальная специфика использования приемов сатиры на страницах как общеполитической, так и специальной, сатирической, периодики. Описаны типологические особенности сатирического журнала на Украине, формирование которого связывают с журналами «Шершень», «Гедз», «Будяк» и «Реп 'яхи».

The formation and development of satirical journalism in the Dnieper Ukraine in the 19th - early 20th centuries.pdf Сатирическая публицистика, играя заметную роль в общественной жизни, формируется в ответ на потребности общества, является свидетельством определенного уровня развития его гражданского сознания. Богатый материал для осмысления социального значения, творческих возможностей сатиры в печати, влияния на нее культурных и исторических условий дает изучение национальных традиций сатирической публицистики. Целью данной статьи является рассмотрение предпосылок и условий возникновения сатирической публицистики в Надднепрянской Украине Х1Х - начала ХХ в., выявление ее национально-культурного своеобразия. Надднепрянская Украина (Надднепрянщина) - историко-географическая часть Украины, в которую сначала входили лишь центральные и северные ее области с центром в Киеве. Распределение украинских земель между Российской и Австрийской (а с 1867 г. - Австро-Венгерской) империями в конце XVIII в. обусловило разделение Украины на Западную и Надднепрянскую (около 80 процентов всех украинских территорий). С этого времени название «Надднепрянская Украина» (или «Надднепрянщина») стало употребляться для обозначения всех украинских земель в составе Российской империи (кроме Крыма и Кубани). В состав Надднепрянской Украины входили Юго-Западный край (Правобережье), объединяющий Киевскую, Волынскую, Подольскую губернии; Малороссия (Левобережье), Слобожанщина, представленная Черниговской, Полтавской, Харьковской губерниями, и Новороссия (Юг) - Катеринославская, Таврийская и Херсонская губернии. Во владении Австро-Венгерской империи находились западноукраинские земли (Закарпатье, Галичина и Буковина) [1]. Общественно-политические условия, в которых пребывали разные регионы Украины, относившиеся в то время к разным странам, способствовали формированию различий в развитии системы периодических изданий, а также литературно-публицистических и культурных традиций. Фактически мы можем говорить о двух разных информационных системах, которые тем не менее время от времени чувствовали взаимное влияние. Сатирическая публицистика имеет богатые традиции, которые уходят своими корнями в историческое прошлое и, как журналистика в целом, «стоит на плечах» своих предтеч - прежде всего, устного народного творчества и литературы, на что указывали в своих исследованиях ученые. Добавим, что проводником и катализатором сатирической струи в украинской культуре можно считать и народный театр. Потребности общества в сатире длительное время удовлетворялись за счет фольклора [2. С. 67]. В конце XVI - начале XVII в. на украинских землях в условиях антиклерикальных и антифеодальных движений сатирические тенденции народной культуры, проявившиеся в творчестве отдельных авторов (в частности, И. Вышенского), предшествовали возникновению сатирической публицистики. Б. Минчин подчеркивал, что на рассвете политической сатиры, в XVI-XVIII вв., когда зарождалась полемическая форма литературы, украинской литературе не приходилось быть исключительно художественным искусством, она была сразу всем: политической трибуной, публицистикой, философией, криком, плачем, стоном подневольной народной массы [3. С. 138]. В конце XIX в. общественная борьба перемещается на страницы периодических изданий, которые, по сравнению с книжными источниками, сокращают путь массовой информации к читателю, обеспечивают широту читательской аудитории, используют все возможности оперативной коммуникации, которыми располагают. Ученые традиционно выделяют три периода в более чем двухсотлетней истории развития русской сатирической публицистики до начала ХХ в.: 1769-1774, 1857-1864, 1905-1907 гг. [4. С. 5-6]. Хотя украинская журналистика и территориально, и хронологически являлась в это время частью общероссийской системы журналистики, ситуация с выходом печатных изданий в Надднепрянской Украине, существовавшей на условиях внутренней колонии Российской империи, безнадежно (почти на сто лет) отставала от аналогичных процессов на других ее территориях, что можно объяснить тотальным противодействием властей общественно-культурному и национальному развитию стратегического региона с более чем 20-миллионным населением. Украинская сатирическая публицистика зарождается практически одновременно с периодической прессой, являясь ее важной частью, влияющей на формирование тенденций и особенностей прессы в целом. А. Животко указывал, что на этапе рождения украинской журналистики четко обозначились два основных течения: научно-литературное (представленное историей, этнографией, художественной литературой) и сатирически-литературное. Оба своим основным содержанием служили пробуджению в украинском обществе национальной мысли и чувства, что способствовало организации национально-общественных сил и формированию предпосылок для их развития [5. С. 40]. Историю украинской сатирической публицистики можно отсчитывать с 1816 г. - времени выхода журнала «Харьковский Демокрит», цензурное разрешение на издание которого было получено 7 января 1816 г. Название журнала, выходившего раз в месяц, засвидетельствовало ориентацию авторов, местных литераторов-сатириков Г. Квиткы, А. Нахимова, В. Масловича, Д. Ярославского, О. Сомова, на сатирический журнал, издаваемый А.Ф. Кро-потовым в 1815 г. в Санкт-Петербурге, - «Демокрит». Программные принципы издателей обоих изданий отражались уже в названии, поскольку древнегреческий философ Демокрит, по свидетельству биографических источников, был наделен глубоким сатирическим восприятием действительности [6. С. 34]. «Харьковский Демокрит» был похож на журнал А.Ф. Кропотова лишь внешне, по оформлению (имел такой же формат и объем), по идейной направленности он продолжал традиции российской сатирической прессы конца XVIII в. - журналов Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец», «Кошелек» [7. С. 84]. Хотя «Харьковский Демокрит» не выходил за рамки моральной проблематики, в его эволюции отчетливо прослеживалась тенденция к усилению социальной остроты материалов. Несмотря на то, что вышло лишь шесть номеров, он стал первой попыткой разбудить общество, привлечь внимание к отрицательным общественным явлениям. В течение почти целого столетия журнал оставался единственным сатирически-юмористическим изданием Восточной Украины. Потом длительное время она оставалась не только без сатирических изданий, но и вообще без периодики - с 1825 г. перестали выходить почти все украинские газеты и журналы. Такое положение сохранялось вплоть до 1861 г., когда в Санкт-Петербурге начали издавать журнал «Основа» на украинском и русском языках. Причем, как указывают исследователи, в нем веско зазвучали сатирические произведения [8. С. 5]. В целом же период 1848-1904 гг. на Надднепрянщине обозначен жестокими цензурными запретами украинской национальной периодики, как, собственно, и других национальных газет и журналов. Однако украинская журналистика искала путь к читателю - через альманахи, сборники и рукописные нелегальные журналы, в том числе и сатирического направления. Оригинальным образцом рукописной журналистики сатирически-юмористического характера, одним из первых сатирических изданий на восточно-украинских землях был журнал «Помийниця» («Помойница»), издававшийся благодаря деятельности членов полулегальной организации украинской интеллигенции «Громада» в 1863-1864 гг. при участии студентов и выпускников Киевского университета [5. С. 96-97]. В это время на Западной Украине издавались юмористические листки «Клепайло», «Гомш», «Ф1рман», «Жельман», некоторые рукописные сатирические издания - «Ввдьма», «Бовван». На Буковине выходит сатирический листок «Лопата», в Закарпатье - сатирическая газета «Сова» [9. С. 33]. В условиях запрета украинского языка и любой печатной продукции на нем информационный вакуум на восточно-украинских землях в определенной степени преодолевался благодаря журналам, выходившим на русском языке. Не стоит приуменьшать и роль «Губернских ведомостей», издававшихся с 1838 г. во всех губернских центрах Украины. Они были органом губернской власти, отражали официальную точку зрения на текущие события. Их преимущество перед другими изданиями заключалось, в частности, в том, что они не подлежали цензуре (за исключением 1863-1881 гг.) [10. С. 44]. Хотя «Губернские ведомости» печатались на русском языке, однако раньше других, с середины 50-х гг. Х1Х в., в своей «неофициальной части» они начали отводить место и для украинских произведений [11. С. 8]. Ученые признают, что конец XIX - начало ХХ в. ознаменовали собой начало нового интенсивного периода развития украинской литературы, усиление ее роли в общественной жизни. Вместе с назреванием революционной ситуации, ходом Первой русской революции 1905-1907 гг. это обусловило выделение идейно-художественных направлений и стилевых течений, активизировало поиски новых путей развития, глубокие изменения в словесно-образном искусстве [12]. Годы Первой русской революции стали определяющими для украинской журналистики. Именно тогда украинское общество получило надежду на создание национальной прессы. Царский манифест 17 октября 1905 г. вместе с другими свободами провозглашал и свободу печати. Путь для украинских изданий открывали и «Временные правила относительно печати» от 24 ноября 1905 г., отменявшие предварительную цензуру для периодических изданий, и от 20 апреля 1906 г. - для непериодических изданий. Среди особенностей этого информационного периода в Российской империи, частью которой, напомним, была и Украина, можно выделить такие: 1) послабление цензурных условий; 2) массовое привлечение образованных прослоек общества к информационному взаимодействию; 3) изменение информационных вкусов аудитории под воздействием общественных событий и процессов, предопределявших потребность в оперативном доведении информации о быстрых общественных преобразованиях; 4) экстенсивное распространение прессы в регионах; 5) новационные процессы типообразования периодических зданий; 5) рост значения текстовой и визуальной сатиры на врага [13. С. 30-32]. Осень 1905 г. дала Украине одно за другим три печатных издания на украинском языке: газету «Хлiбороб» (г. Лубны), еженедельник «Рвдний Край» (Полтава), ежедневную газету «Громадська думка» (Киев). Украинские газеты появились в Харькове, Одессе, Екатеринославе, Полтаве и других городах. К началу 1906 г. на территории Надднепрянской Украины их насчитывалось 18. На основе анализа содержания украинских периодических изданий конца Х1Х - начала ХХ в. и особенностей их бытования И. Михайлин делает вывод о том, что украинская журналистика возникает не из информационных потребностей интеллигенции, которая удовлетворяла их при помощи газет и журналов на других языках (французском, польском, немецком, русском), а из-за необходимости удовлетворения «инстинктового шара сознания», что было возможным лишь за счет эмоционального художественного слова [14. С. 684]. Мы же хотим уточнить, что необходимость в удовлетворении информационных потребностей в это время возникла у так называемого «среднего класса читателей», которому иноязычная информация была недоступной. То есть расширялась потенциальная читательская аудитория, постепенно формировался информационный и публицистический дискурс. На общественную арену вышло новое поколение украинцев, которое, как указывает И. Крупский, уже не ограничивалось лишь культурной деятельностью, оно созрело к созданию политических партий [11. С. 17]. Нужна была украинская журналистика, способная удовлетворять не только литературные и научные, но и информационные, публицистические, политические потребности украинского общества [14. С. 684]. Однако на пути к ней пришлось преодолеть много препятствий - накануне 1905 г. были отклонены 22 ходатайства о разрешении украиноязычных изданий [15. С. 6], не были реализованы проекты даже двуязычных журналов и специальных изданий. Поэтому опять актуализировалась потребность прибегнуть к нелегальным журналам, возобновляются традиции рукописной, так называемой «малой» прессы, над которой по большей части работала ученическая и студенческая молодежь. Среди таких изданий следует назвать следующие: «Плахта» (Полтава, 1895), «Вюник украшсько! кшвсько! студентсько! громади» (Киев, 1903), «Мысль» (Житомир, 1904), «Бонза» и «Проба сил» (Каменец-Подольский, 1901-1902) [11. С. 20-21; 16. С. 4]. В этих изданиях много места отводилось острым критическим материалам, характерным в целом для рукописной журналистики, что объясняется меньшей регламентированностью и подконтрольностью деятельности их организаторов и творчества авторов. Научные источники указывают на существование среди них и собственно сатирических рукописных журналов - например, «Бонза» в Каменце-Подольском. Вышел лишь один его номер, который, однако, засвидетельствовал стремление к развитию сатирической публицистической традиции. Ее укреплению способствовали сатирические материалы в изданиях общего содержания. А. Бабышкин назвал существовавшие в некоторых газетах юмористические уголки, воскресные дополнения, преимущественно в виде фельетонов, предысторией сатирической прессы [17. С. 82]. Хотя сатирическое направление было представлено уже на этапе зарождения украинской прессы, мы существенно обеднили бы сатирическую журналистику, если бы, исследуя ее достижения, особенности выразительных средств и тенденции развития, ориентировались лишь на собственно сатирические издания, обходя вниманием сатирические и комические элементы, мотивы и темы, представленные на страницах общеполитических СМИ. Сатирическая публицистика, особенно на начальных этапах, не ограничивалась специальными типами изданий, а все активнее «проникала на страницы общеполитических, литературных и других журналов, отвоевывала место в газетах» [18. С. 11]. Именно такая «активность» и «открытость», по нашему мнению, и определила незаурядное значение сатирической публицистики в истории прессы. Несмотря на то, что сатирические материалы, задевавшие важные вопросы жизни украинского общества, появлялись и на страницах западноукраинской периодики, «основной вес в деле развития сатиры имеют издания, которые выходили в Надднепрянской Украине» [19. С. 16]. Как отмечают ученые, для сатирических материалов выделялось особое место, газетные площади, занятые сатирическими материалами, со временем становились все больше. Иногда публикации в неспециализированных изданиях представляли собой перепечатки из сатирических журналов. Однако во многих газетных редакциях были и свои авторы, которые работали в сатирических жанрах. Со временем юмор уступал место сатире [18. С. 20]. Нарастание недовольства политикой правительства предопределяло усиление критических настроений на страницах периодических изданий, в сатирических и юмористических публикациях. Заметное место в молодой украинской многоязычной журналистике, соответственно, отводится в это время критическим публикациям, которые основываются на сатирическом отражении действительности, а со временем и формированию особенного типа печатного издания - сатирического. Несмотря на то, что Временные правила о печати от 24 ноября 1905 г. снимали запрет на украинскую прессу, последняя оставалась в очень неуверенном состоянии. Поэтому редакционные коллективы почти каждой газеты осознавали очевидную роль меткого сатирического слова в деле формирования национального сознания, большие надежды возлагали именно на сатирическую публицистику, использовали сатирические методы отражения действительности в виде разных сатирических жанров [20. С. 428]. А. Животко о «небольшой, на две карточки, газетке «Хтбороб» говорил, что с ее страниц «пылало смелым и острым словом, выразительной национально-революционной мыслью». Это предопределяло популярность - она расходилась в количестве пяти тысяч экземпляров, а на улицах каждый номер просто вырывался из рук продавцов [5. С. 192]. Еженедельник «Рвдний край» стал первым украинским легальным печатным органом - пришел к украинскому читателю месяц спустя после принятия «Временных правил». За острые и бескомпромиссные публикации, основным лейтмотивом которых было освобождение и объединение украинского народа, развитие его культуры, языка, по подсчетам И.В. Крупского, против газеты было открыто больше десяти судебных дел, наложены десятки штрафов [21]. Журнал давал полную картину украинской действительности, вовсе не ограничиваясь лишь местными событиями, благодаря хорошо выписанной системе разделов и рубрик. Среди других выделялась рубрика «Рассказы, стихи, фельетоны». Уже по ее существованию можно судить, что издание подтверждало общую тенденцию к сатирическому отражению действительности, которая давала богатейший материал для критического высмеивания. А поскольку прямая критика была невозможной в условиях жесткой цензуры, авторы прибегали к художественно-публицистическому, в своей основе - сатирическому изображению того, что нуждалось в изменении. Ряд мастерски выписанных, острых сатирических фельетонов, объединенных общим названием «Болтовня», в которых поднимался и комментировался целый комплекс острых вопросов общественной и национально-культурной жизни украинского народа, принадлежит Ольге Косач, матери Леси Украинки, которая здесь творила под псевдонимом «Кто-то» [16. С. 378]. Особая роль издания «Громадська думка» заключалась в том, что это была первая ежедневная газета Надднепрянщины. Благодаря мощному авторскому коллективу ей удалось стать выразителем интересов широких слоев читателей, коснуться самых актуальных общественно-политических проблем. Публицистика ежедневника отмечается полемичностью, остротой и критичностью, что и неудивительно, учитывая авторский состав, представленный 68 десятками корреспондентов, среди которых были М. Грушевский, В. Вин-ниченко, М. Коцюбинский, Д. Дорошенко, И. Огиенко, Е. Чикаленко, Б. Гринченко, В. Самийленко, А. Тесленко, А. Крымский, В. Доманицкий, B. Антонович, В. Перетц и др. Уровень газеты определялся писательским мастерством, опытом авторов, владеющих всеми жанрами, - от информационных до художественно-публицистических, в том числе и юмористически-сатирических. Издание было площадкой для формирования отдельных сатирических жанров и становления сатирического направления как такового в украинской публицистике. Сатирическая публицистика ежедневника получила высокую оценку как современников, так и исследователей: на ее страницах фактически происходило становление базового для тогдашней украинской прессы жанра с мощным разоблачительным потенциалом - фельетона. Газета засвидетельствовала (или обеспечила? - благодаря блестящему составу авторов) его большое влияние на общество, которое способствовало росту авторитета издания в народе. Сатирические элементы прослеживались и в материалах других рубрик. Целый ряд опытных фельетонистов среди авторов (С. Ефремов, М. Гех-тер, М. Левицкий, В. Самийленко, С. Черкасенко и др.) зафиксировал, во-первых, жизненность и своевременность жанра фельетона, его соответствие эпохе и, во-вторых, оправданность и уместность его именно на газетных страницах - он их оживлял, добавлял свежую струю, способствовал расширению аудитории, поскольку сочетал серьезность материала, глубину анализа с легкостью и доступностью языковой формы. После того как выпуск газеты «Громадська думка» был приостановлен, в Киеве целый месяц не было украинской газеты, и лишь 15 сентября в 1906 г. начала выходить ежедневная газета «Рада» при участии тех же сотрудников. Она просуществовала дольше всех украинских газет - до июля 1914 г. [22. C. 58]. Общую картину публицистической сатиры издания дополняли публикации С. Ефремова. Его произведения, названные маленькими фельетонами, были по своим жанровым особенностям наиболее близки к памфлету [11. С. 42]. Журнал «Нова громада», имеющий литературно-научный характер, также реагировал на общеукраинские тенденции развития прессы, давая возможность на своих страницах печататься авторам, имеющим яркий сатирический талант: В. Самийленко, П. Капельгородскому, М. Чернявскому, С. Черкасен-ко, С. Ефремову [22. С. 61]. В конце же 1906 г. в Надднепрянской Украине остались только «Рада» в Киеве, «Рвдний Край» в Полтаве и «Свггова Зiрниця» в Могилеве-Подольском. На страницах именно этих изданий часто печатались художественные произведения с острым социальным звучанием, в том числе и сатирические [19. С. 11]. Сформированные перечисленными изданиями традиции сатирической публицистики нашли развитие и концентрированное проявление в сатирической прессе. Украинский исследователь сатиры периода революции 1905-1907 гг. Е. Демченко под сатирической прессой понимает периодические издания трех видов: собственно сатирические журналы, в которых явно господствовали различные жанры литературной и графической сатиры; журналы и сборники, включавшие только обличительную поэзию и публицистику; издания, которые совмещали в себе документальные, публицистические, литературно-художественные материалы с изобразительной и литературной сатирой (иллюстрированные приложения к газетам) [23. С. 7]. Результатом трансформационных процессов во всех сферах общественной жизни в период Первой русской революции стало возникновение нового элемента в типологической структуре прессы - тонкого сатирического журнала с карикатурами [13. С. 11]. Исследователи признают непреходящее значение сатирических журналов - именно благодаря появлению специального типа изданий сатира достигла не только наивысшего идейно-художественного подъема, но и определенной легализации в период революции 1905-1907 гг. [24. С. 142-143]. Следует отметить, что типологические особенности украинского сатирического издания закладывались русскоязычными сатирическими журналами на территории Надднепрянщины, которые в анализируемый период отличались массовостью и разнообразием. Так, в Киеве, Одессе, Харькове, Николаеве и других городах Украины вышло более 40 журналов и иллюстрированных приложений к газетам [25. С. 245]. Оформленные оригинальными карикатурами и рисунками чрезвычайно широкого тематического диапазона, они были особенно интересным явлением начала ХХ в. и в Надднепрянской Украине. С 1902 до 1917 г. в Киеве выходило 28 сатирически-юмористических изданий [26. С. 686-690]. Лишь четыре из них были украиноязычными - «Шершень» (1906); «Хрш» (1908); «Гедз» (1917); «Будяк» (1917). С 1918 г. начал выходить журнал «Реп'яхи». Юмористически-сатирические издания как особый тип, который удовлетворял ожидания аудитории, стали промежуточным звеном тогдашней украинской журналистской публицистики на пути от русскоязычной к украиноязычной, в частности, благодаря удачному и органическому сочетанию на их страницах двух типов текста - вербального и невербального (в виде рисунка и карикатуры). При низком уровне грамотности населения в России вплоть до начала XX в. визуальные образы не могли не занимать доминирующего положения в прессе, как и вообще в культурной коммуникации. На украинских же территориях ситуация осложнялась и тем, что украинский язык из-за длительного гонения и запретов не был готов к обслуживанию публицистического дискурса. Он находился на этапе выработки не только стилистических, но и орфографических норм. Именно иллюстрации, сопровождавшиеся емкими лаконичными подписями, а также короткие сатирические тексты (миниатюры, пародии, анекдоты, шутки) в условиях несформированности речевых и стилистических средств сатирической публицистики, как, собственно, и украинской публицистики вообще, неготовности читателей к восприятию сложных текстов на украинском языке, становились важным средством передачи информации. В сатирических журналах периода революции 1905 г. все заметнее оформляются собственно журналистские особенности: ориентированность на конкретный факт; привязка к конкретной дате и месту события; использование статистических данных, заимствованных из других газет; ссылки на программы политических партий; обличение конкретных государственных и политических деятелей, хорошо известных читателям, усиление аналитического начала. Журналы «Шершень», «Гедз», «Будяк», «Репяхи», сатирический листок «Хрш» практически засвидетельствовали формирование на территории Над-днепрянской Украины сатирического журнала с рядом таких признаков, как: 1) объем (украинские сатирические и юмористически-сатирические журналы тонкие - 8-16 страниц, что отображает ориентирование на европейскую традицию, а не на практику так называемых «толстых журналов»); 2) периодичность (преимущественно еженедельники или двухнедельники); 3) оформление, или графические признаки (анализируемые издания иллюстрированные, причем с самостоятельным значением разных видов иллюстраций); 4) сочетание сатиры и «гражданской лирики», публицистических произведений, особенно с использованием аллегории; 5) преобладание небольших по объему жанровых форм; 6) наличие в составе авторского коллектива профессиональных художников (нередко играющих основную роль в разработке концепции издания). Хотя большинство украинских журналов, независимо от их тематики и целей, существовали недолго, они внесли ощутимый вклад в национально-культурное возрождение украинского общества, способствовали его консолидации. Таким образом, украинская сатирическая публицистика, возникая вместе с зарождением украинской журналистики как таковой, засвидетельствовала потребность общества в определенном виде информации и способе ее подачи. Активному развитию публицистической сатиры в конце Х1Х - начале ХХ вв. предшествовало использование сатирических образов, приемов в фольклоре и художественной литературе. Хотя украинская журналистика, в том числе и сатирическая, ощутимо отставала от аналогичных процессов в других регионах Российской империи, в сжатые сроки на украинских землях сформировались предпосылки для создания информационного дискурса, требовательный читатель, система украинского языка, готового удовлетворять информационные запросы аудитории. В информационном пространстве одновременно происходило множество определяющих процессов: и формирование цеха профессиональных журналистов, и становление типологического разнообразия печатных изданий, и оформление жанровых характеристик текстов. Сатирическая публицистика развивается волнообразно. Ее подъемы всегда совпадают с периодами общественных трансформаций и общественной активности. Для каждой волны сатирической журналистики характерны определенные черты, предопределенные новым жизненным материалом, уровнем развития самой сатирической журналистики, запросами и ожиданиями читательской аудитории. Пик украинской сатирической журналистики приходится на 1906/07 г. Период реакции, который последовал за поражением Первой русской революции, характеризовался тем, что время нуждалось в гневной сатире, жизнь давала богатый материал для сатирического обыгрывания и высмеивания, однако на пути к этому становились проявления реакционного режима, в первую очередь преследование свободного слова и отпор любой критике существующих порядков. Когда-то зубастые сатирические журналы перерождались в юмористические развлекательные издания, лишенные не только остроты и критики, но и эстетического вкуса. Интересными для исследователя в будущем будут пути развития сатирической публицистики и формирование ее жанровой системы в новых общественно-политических условиях.

Ключевые слова

сатирическая журналистика, пресса Надднепрянской Украины, сатирический журнал, satirical journalism, press of the Dnieper Ukraine, satirical magazine

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зыкун Наталия ИвановнаКиевский международный университетканд. филол. наук, профессор кафедры теории и истории журналистикиnzykun@ukr.net
Всего: 1

Ссылки

Волобуева А. Жанрова i тематична спрямовашсть сатирично-гумористично! преси Киева початку ХХ столтя // Украшська перiодика: iсторiя i сучаснiсть. Львiв, 2003. С. 686690.
Демченко С.П. Революцшна боротьба трудящих Украши в 1905-1907 рр. Кшв, 1980. 285 с.
Демченко Е.П. Сатирическая пресса Украины 1905-1907 гг. Кшв, 1980. 148 с.
Козловська I. Спектр жанрiв сатири та 1х шдивщуальне наповнення в творчосп Модеста Левицького // Сатира i гумор в украшськш л^ературнш традицп: Матерiали Всеукрашсько! науково! конференц^! 11-12 травня 1994 р., Чершвщ, 1994. С. 142-145.
Погребенник Ф.П. Критика i журналютика // Iсторiя украшсько! л^ератури: у 8 т. Т. 5: Л^ература початку ХХ ст. Кшв, 1968. С. 33-73.
Крупський 1.В. Росшська револющя 1905 р.: передумови виникнення, п вплив на ста-новлення украшсько! преси [Электронный ресурс]. Режим доступа: journlib.univ.kiev.ua/ in-dex.php?act=article&article..
Почапская О. Особенности восприятия человека и его роли в обществе украинской сатирической публицистикой 1917-1921 гг. С. 428-434 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.leidykla.eu/fileadmin/Zmogus_kalbos_erdveje/../428-434.pdf
Гончарук М.Л. Украшська сатира перюду революцп 1905-1907 рр. Ки1в, 1966. 156 с.
Бережной А.Ф. Сатирическая журналистика. СПб., 2004. 39 с.
Бабишкн О. Сатиричний журнал «Шершень» // Радянське л^ературознавство. 1959. № 4. С. 82-90.
Укратська преса в Укршш та свт: Iсторико-бiблiографiчне дослщження. Т. 2: 1891-1905 рр. Львiв, 2009. 480 с.
Сидоренко О., Шудря Н.М. Нездшснеш проекти укршнських перiодичних видань II пол. Х1Х - початку ХХ ст. // Вюник Кшв. держ. ун-ту. 1991. Вип. 23. С. 4-12.
Михайлин I. Iсторiя укршнсько! журналютики Х1Х столтя. Кшв, 2003. 720 с.
Лепилкина О.И. Структурно-типологическая трансформация системы русской провинциальной прессы в ХУШ - начале ХХ вв.: автореф. дис. д-ра филол. наук. Ростов-н/Д., 2011. 42 с.
История всемирной литературы: в 9 т. Т. 8. М., 1994 [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.alexandria.org.ua/component/option,com_docman/task,doc
Крупський 1.В. Нацюнально-патрютична журналютика Украши (друга половина Х1Х - перша чверть ХХ ст.). Львiв, 1995. 184 с.
Клименко I. Перюдичш видання першо! половини Х1Х - початку ХХ ст. в Укршш. За-гальний огляд // Бiблiотечний вiсник. 2009. № 4. С. 44-48.
Стадник В. Сатиричний дискурс газетно-журнально! публщистики Наддншрянсько! Украши 1905-1920 рр. у викритп теорп i практики антиукрашства i становленш Украшсько! держави: дис. канд. наук iз соц. комунiкацiй. Львiв, 2008. 210 с.
Лещенко П.Я. Харьковский Демокрит // Радянське л^ературознавство. 1957. № 4. С. 8496.
Ярмиш Ю.Ф. Жанри сатирично! публщистики. Кшв, 2003. 155 с.
Животко А. Iсторiя укра'шсько! преси. Кшв, 1999. 368 с.
Iсторiя укра'шсько! дожовтнево! журналютики. Л^в, 1983. 512 с.
Мтчин Б. Сатира в естетищ сощалютичного реалiзму. Кшв, 1967. 288 с.
Нинов А. Русская сатирическая поэзия 1905-1907 гг. // Стихотворная сатира первой русской революции (1905-1907 гг.). Л., 1969. С. 1-75.
Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. 406 с.
Адмiнiстративно-територiальний подш Наддншрянсько! Украши. [Электронный ресурс]. Режим доступа: izno.com.ua/istoriya-ukrayini-tema-21-ukrayinski-zemli-u-s (дата обращения: 10.01.2014).
 Становление и развитие сатирической журналистики в Надднепрянской Украине Х1Х - начала ХХ в. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 6 (32).

Становление и развитие сатирической журналистики в Надднепрянской Украине Х1Х - начала ХХ в. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 6 (32).