Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения содержания проекта и возможностей его разработки | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 2 (14).

Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения содержания проекта и возможностей его разработки

В статье рассмотрены обусловленные предшествующими этапами поиска парадигм моделирования и проектирования газет и журналов (композиционно-графического и комплексного) функционально-матричный подход (матричный модуль), интегрирующий возможности прикладного системного анализа и проектного менеджмента, и проблемы, выявленные в процессе его использования в медиапроектировании. В частности, проблема определения содержания и разработки проектов, выполняемых на договорной основе. Предпринята попытка адаптации механизма определения содержания проекта Г. Уэбстера к условиям региональной рыночной практики медиапроектирования с помощью метода координат и его возможностей, а также к определению содержания проекта и управления им.

Contract newspapers and magazines modelling and projecting flowchartas a tool of project contents and project development resources determination.pdf Лаборатория моделирования и проектирования периодических изданийфакультета журналистики Томского государственного университета, имею-щая более чем 30-летний опыт разработки проектов новых региональных га-зет, журналов и корректировки, модернизации уже существующих, распола-гает рядом методик, являющихся результатом изменения парадигм решенияприкладных задач в области медиапроектирования. Апробация этих методикв процессе выполнения хоздоговорных и инициативных НИР, руководствадипломными и курсовыми работами выявила ряд проблем в постановке ирешении прикладных задач, например в определении содержания проекта,возможностей его разработки, и требует специального их рассмотрения.Последовательное изменение парадигмы моделирования периодики, вы-званное явно обозначившимися количественными и качественными измене-ниями в традиционной системе СМИ, берет начало в 70-80-х гг. прошлогостолетия. Это время обоснования и широкой практики внедрения в процессемодернизации областных, городских, районных, многотиражных газет теориии методики оформительского, композиционно-графического моделирования(КГМ) [1-5]. Оно не ставило задач управления системой содержания изда-ний, но стимулировало экспериментирование в области расширения типоло-гического «ассортимента» периодики (появление республиканских, моло-дежных, рекламных, отраслевых еженедельников), поиски путей преодоле-ния жесткой идеологической и тематической регламентированности процессапланирования содержания газет разного типа.В 80-е - начале 90-х гг. XX в. возникла необходимость изменения парадигмыдвухуровнего композиционно-графического моделирования и обоснования методакомплексного моделирования (КМ), позволяющего расширить границы КГМ дочетырех уровней за счет включения моделирования содержания (тематического ижанрового). Методики композиционно-графического и комплексного моделиро-вания, широко апробированные нами в практике модернизации периодики регио-нов, в том числе районных и городских газет, существенно расширившиеся воз-можности редакций газет в преодолении стереотипов содержания и оформленияизданий оказались востребованными в период типологического «бума» газет ижурналов рубежа веков, времени различных условий функционирования системыСМИ на федеральном и региональных медиапространствах [6-10].Вышеупомянутые изменения парадигмы моделирования изданий разноготипа, дополнительно обусловленные кардинальными изменениями в техно-логиях допечатной подготовки и полиграфического производства газет ижурналов постсоветского периода, привели к усложнению прикладных задач,пересмотру понятийного аппарата, например к дальнейшему расширениюграниц понятия «моделирование». Стало целесообразным введение в обороттехнологически более приемлемого и современного понятия «проектирова-ние газет и журналов», включающего процесс моделирования как часть, этапразработки концепции издания в процессе решения проектных задач. Именнона этом этапе изменения парадигмы моделирования периодики потребова-лось междисциплинарное методологическое усиление теории и практики мо-делирования газет и журналов за счет использования возможностей систем-ного анализа (в том числе прикладного - ПСА) [11-18] и проектного ме-неджмента (ПМ) [19-25].Предложенное нами интегрированное представление о новых возможно-стях в поисках парадигм решенияСостоятельность и прикладная значимость функционально-матричногоподхода в виде матричного модуля как кода управления проектом подтвер-ждена практикой моделирования и проектирования газет и журналов Том-ской, Новосибирской областей, Красноярского края («Честное слово», «Се-верский меридиан», «Два крыла», «Томская нефть», «Вопросы реконструк-тивной и пластической хирургии», «Бородинский вестник», «На фоне Пуш-кина», «Земля чаинская» и др.) и эффективно используется в качестве эле-ментов блок-схем контрактного, учебного и авторского проектирования газети журналов (в рамках руководства хоздоговорными НИР, курсовыми, учеб-но-экспериментальными и дипломными проектами студентов).Характерно, что зарубежный опыт в этой сфере деятельностисоответствует выраженной коммерческой доминанте функционированиямедиарынка. Обращает на себя внимание стремление зарубежныхспециалистов унифицировать и регламентировать процесс управленияпроектами, в том числе на национальном уровне, интерпретироватьобщепринятые стандарты в виде учебных пособий, абсолютизировать опытконкретных специалистов в области менеджмента [19-21].К сожалению, этот опыт далеко не всегда коррелирует с российским помотивации методологического обоснования, специфике становлениярегиональных медиарынков. Следовательно, необходим гибкий вариантадаптации «чужого» опыта, конкретных отечественных и зарубежныхметодик в постановке и определении объемов прикладных задач, в частностиопределения содержания проекта, стратегии и тактики его реализации.Содержание проекта и способы его фиксации (по Г. Уэбстеру)Содержание проекта - важнейший элемент стратегии управления им. Так,по Г. Уэбстеру, автору весьма характерного для современного зарубежногоопыта пособия «Планирование и управление проектами для менеджеров»,«не имеющих априорных знаний в этой области» [20], специалистам попроектированию важен «первый этап в создании надежного плана»,обеспечивающего пКЈпонимание исполнителямиРис. 2. Процесс определения содержания проекта по Г. УэбстеруВ комментарии к этой схеме указано, что каждый участник выполняетдве роли: одну «как», другую «кто». Роль «как» - функциональная илиспециальных знаний, в частности технических, которую специалиствыполняет в проекте. «Кто» - это роль, которую выбирает специалист впроектной группе, и вклад, вносимый им в успех ее работы. Такой вариантпроцесса определения содержания проекта оптимально программируетдальнейшие действия менеджера, исполнителей, обосновывает последо-вательность их этапов, стратегию управления проектом и является, помнению Г. Уэбстера, определяющим.Однако многофункциональные и многоуровневые проекты отличаютсясложным комплексом прикладных задач, требующим привлечения нетолько исполнителей по каждому уровню их комплекса, но ипредставителей заказчиков в качестве стейкхолдеров и в качестве со-исполнителей. А именно к таким мы относим модернизациюсуществующих, моделирование и проектирование новых изданий,актуальных и на федеральных, и - в особой степени (из-за кадровых,технологических, экономических и других проблем) - на региональныхмедиапространствах. Разумеется, комплекс задач, последовательностьпутей их решения в постсоветских реалиях требует иных системуправления этим процессом, иных схематических и визуальных способов«показа проектов крупным планом», алгоритмов решения проблем,определяемых не только методами управления проектами, но и методамирешения исследовательских задач в рамках хоздоговорных иинициативных НИР, а также методами обучения в системе высшего идополнительного образования, самостоятельного освоения методикрешения прикладных задач.В частности, необходимо более последовательное и конкретноеиспользование возможностей системного анализа и моделирования, чем впредшествующие периоды функционирования СМИ в России. Задачеймаксимально точного обоснования содержания медиапроектов, стратегиии тактики их реализации в новых условиях и предъявления их не только«крупным планом», но и в детально конкретизированном видеопределяется предпринятый нами в процессе выполнения хоздоговорныхи экспериментальных НИР по моделированию периодики региона вариантинтерпретации схемы Г. Уэбстера. Этот вариант позволяет сохранить егосоответствие основополагающим принципам теории и практикиуправления проектами (например, соответствие требованию детали-зированного ответа на вопросы, сформулированные Г. Уэбстером: «что?»,«как?», «кто?»).Метод координат в определении содержания проекта иуправлении имРис. 3. Процесс определения содержания проекта (метод координат)Нам показалось целесообразным применение метода координат,принятого как в системном анализе и управлении системами, так и впроектном менеджменте. Он предполагает использование упорядоченнойпары двух взаимоперпендикулярных осей 0Х (абсцисс) и 0У (ординат)(рис. 3), где началом координат для каждой из осей служит их общаяточка 0. Координатные оси 0Х и 0У разбивают плоскость на четыречетверти (квадранта). Часть плоскости, лежащая выше оси 0Х и правееоси 0У, называется первым квадрантом; часть плоскости, лежащая вышеоси 0Х и левее оси 0У, - вторым квадрантом; часть плоскости, лежащаяниже оси 0Х и левее оси 0У, - третьим и часть плоскости, лежащая нижеоси 0Х и правее оси 0У, - четвертым квадрантом.Обозначим вектором 0V реальный объем работ, выполняемых в рамкахпроекта, вектором 0t - реальное время проектирования (корректировкимодели) периодического издания и перераспределим вопросы, регламен-тирующие содержание проекта, в соответствии с традициями методакоординат, а также с логикой и последовательностью процесса мо-делирования и проектирования, поэтапного выполнения как научно-исследо-вательских, так и проектных или учебных задач. Поэтому целесообразноотклонение от схемы Г. Уэбстера (рис. 2), от однопорядкового форму-лирования элементов содержания проекта.В нашем случае началом проекта служит факт заключения договорамежду заказчиком и исполнителями. Поэтому вопрос «кто?» требуетграфической фиксации каждой из договаривающихся сторон («кто?» и«кто?») и размещения их в III квадранте координатной плоскости. ВоII квадранте остается вопрос «что?», который дополняется вопросом«почему?». В совокупности они дают представление об идее и условияхдоговора, целях, задачах и факторах их решения в агрегированномвыражении (содержание проекта в виде технического или проектногозадания). Этим и объясняется векторное выражение начала работы от«кто?» к «что?» и «почему?» (II квадрант) и далее - вектора продолженияработы, собственно процесса моделирования и проектирования издания,графически обозначающего переход в «исполнительский» I квадрант,содержанием которого также являются ответы на два вопроса: «что?» и«как?» (процесс). В IV квадранте прямоугольником Pv фиксируетсярезультат проектной работы исполнителей, соответствующийзаключительному этапу разработки структуры издания в виде пакетадокументов и образцов, а также векторного обозначения поэтапногооформления отчета или пояснительной записки, являющихся, как и пакетдокументов, составной частью результата разработки проекта Pv.Заключительному этапу, как и исполнительскому, соответствуют основныевопросы реализации проекта и управления им: «что?» и «как?» (результат).Многократная апробация предложенного нами принципа определениясодержания и стратегии проектирования газет и журналов в процессевыполнения хоздоговорных и инициативных НИР, корректировки изданий врамках договоров подряда, а также в процессе руководства курсовыми идипломными работами на факультете журналистики Томскогогосударственного университета позволила обосновать наполнение каждогоквадранта конкретным содержанием, связанным с фактом и процессомзаключения договора, определением технического задания и его поэтапнымвыполнением, необходимостью предоставления промежуточных отчетов,обучения представителей заказчика.Практика подтвердила целесообразность использования функционально-матричного подхода, разработки и размещения в квадранте I рассмотренного вышематричного модуля (см. рис. 1), позволяющего интегрировать:1) метод комплексного моделирования в виде уровней модели М1…М5,соответствующих проектным задачам Р1…Р5;2) теорию и практику прикладного системного анализа (в нашем случае -матричного модуля в целом и последовательной декомпозиции в виде этаповметодологического и теоретического обоснования F1-F2, анализа практикиF3);3) метод разработки комплексной модели издания как первого этапа агре-гирования, являющегося предметом и промежуточным результатом договора,контракта, проектного задания F4;4) метод реализации проекта, дальнейшей декомпозиции в решении при-кладной задачи в виде апробации, выпуска пилотного номера, его корректи-ровки F5-F6 и подготовки к внедрению проекта, т.е. подготовки пакета доку-ментов и образцов, соответствующих каждому уровню и этапу моделированияиздания на фазе F7 второго, заключительного, агрегирования и предъявленияпроекта Р1...Р5 заказчику.Предлагаемый нами подход может быть представлен в видеиспользования матричного модуля (рис. 1) как элемента блок-схемыконтрактного моделирования (рис. 4), являющейся дальнейшим развитиемвизуальной интерпретации определения содержания и стратегии проекти-рования, рассмотренных в книге Г. Уэбстера. Блок-схема дает обобщенное, нодостаточно полное представление о проекте и его содержании. Она можеткорректироваться в зависимости от видов и объемов прикладных задач,специфики типов изданий, от возможности выполнять проект поэтапно(например, моделирование содержания, моделирование оформления, раз-работка модели, апробация и внедрение проекта). Разнообразие прикладныхзадач обусловило разработку и использование еще двух интерпретаций этойблок-схемы - учебной и авторской, соответствующих наиболее характерным врегиональной практикеодинаково». В контексте постановки и решения конкретных прикладныхзадач приведенные выше вопросы, сформулированные Г. Уэбстером,приобретают программное, стратегическое значение.В процессе регионального медиапроектирования использованиефункционально-матричного подхода позволяет регламентировать взаимо-отношения заказчика (клиента) и исполнителей, которые сопряжены смножеством специфических проблем. Например, с необходимостьювключения в условия договора принципиальных взаимных требований, а втехническое задание - реального объема работ, мотивированного представ-ления о привлекаемых узких специалистах-исполнителях и представителяхзаказчика, а также о последовательности включения их в программууправления проектом и его конкретных этапах. И, что особенно важно впроцессе заключения договоров, - с необходимостью реальногоопределения объема работ (V) во времени (t).Поэтому в рамках «доинвестиционного» квадранта II блок-схемыконтрактного моделирования и проектирования заказчики и исполнителиопределяют исходные данные содержания проекта: предмет, цель,содержание и условия договора, требования и обязательства сторон. Вчастности, согласовывается нормативная база (соответствие требованиямзаконодательных и нормативных актов), учитывается предварительнаямаркетинговая оценка медиарынка (его конъюнктура, пространственно-временной, аудиторный, экономический, технологический, кадровыйфакторы функционирования СМИ). В зависимости от объема работобосновывается предварительный бюджет проекта, определяется схемафинансирования и предварительная смета расходов. Итогом данного этапаявляется исчерпывающее согласование интересов представителей заказчика(инвесторов проекта, кадрового состава редакции) с возможностямиисполнителей проекта (в том числе руководителей, ответственных ипрофильных исполнителей) и заключение договора (контракта) (рис. 4).Такое содержание доинвестиционного этапа не является жестким ипозволяет в обобщенном или конкретизированном виде представлятьприоритеты договаривающихся сторон. Именно на этапе определения вида,содержания и объема прикладных задач вполне допустимы и другие акценты.Некоторые из них могут и не закрепляться в блок-схеме, но клиенты иисполнители «держат их в уме» и фиксируют в пунктах договорныхобязательств, дополнительных соглашениях, деловой переписке. Важноподчеркнуть при этом, что соблюдение «контекста содержания договора» сего «почему», «что», «как» и «кто» должно быть отражено в договоре, впромежуточных и конечных отчетах или пояснительных записках.Многократная эксплуатация нами функционально-матричного подхода впроцессе контрактного моделирования и проектирования изданий позволилаубедиться, что первоначальная декомпозиция целей и задач на два сегмента(программ содержания и оформления) - вполне достаточный способаргументации и формулирования обязательств сторон, назначения ведущихспециалистов и ответственных исполнителей проекта.Принципиально значимым этапом перехода от слов к делу, т.е. отдоговорных программных требований к их реализации, является дальнейшаядекомпозиция сегментов программы. На этом - переходном - этапе (F1)квадранта I усилиями руководителей проекта и ответственных исполнителейпрограммные сегменты переводятся в другое качество, определяющеепоуровневое (M1…M5) и поэтапное (F1…F7) функционирование матричногомодуля. Это - принципиальное требование договора. Оно концептуальноопределяет дальнейшую процедуру управления проектом как научнообоснованную функционально-матричную стратегию. Программа системысодержания издания в соответствии с методологически значимым для ееконтекста методом комплексного моделирования, как мы уже говорили, вдальнейшем рассматривается в виде двух уровней - тематического ижанрового; программа системы оформления - в виде композиционного играфического уровней.Дальнейшее сегментирование контекста содержания проекта позволяетпредусмотреть по каждому функциональному этапу матричного модуля(F1…F7) включение в квадрант IV блок-схемы уровней промежуточныхрезультатов, отчетности, контроля. Так, первый этап (F1) завершаетсяобоснованием метода, методик, стратегий разработки и реализациимедиапроекта, предъявления их в виде специальных знаний. Формой взаимо-действия клиентов и ответственных исполнителей по итогам этапа F1является проведение семинаров для представителей заказчика, их консуль-тирование, включение всего комплекса методологического обоснованияпроекта в отчет или пояснительную записку.На этапах (F2…F3) дается оценка средств и источников системногоанализа: обеспечивается обоснование теоретической базы проекта иобобщение опыта, возможностей, ресурсов моделирования в соответствии стребованиями нормативных документов и законодательных актов. На этихэтапах в соответствии с объемами и видами прикладных задач может бытьиспользована методика комплексного структурного анализа изданий-аналогов. Предъявление полученных промежуточных результатов специ-альных знаний на этих этапах возможно как в видеМногократно апробированная блок-схема контрактного моделирования ипроектирования изданий во многом соответствует стандартам и методикамвыполнения хоздоговорных НИР, практикуемым научными подразделениямивысших учебных заведений (например, Томского государственного уни-верситета) и не противоречит терминологии вузовской традиции организацииНИОКР («руководитель проекта», «научный руководитель проекта»,«ответственный исполнитель», «исполнитель»). В то же время она вполнесоответствует требованиям и методикам управления проектами, напримерструктуре работ WBS в схеме цикла планирования, приведенной в учебникеМ.В. Романовой [24]. Важное значение имеет наличие в подразделениях науч-ных управлений вузов типовых должностных инструкций, соответствующихэтой иерархии исполнителей, других нормативных актов, принципов и схемоплаты труда.Общее руководство проектами на этом этапе осуществляетсяопосредованно через научного руководителя и наиболее подготовленных всоответствии со спецификой направлений (сегментов) проекта ответственныхисполнителей. Именно они организуют работу исполнителей (№1…5),подбор которых осуществляется, с одной стороны, в соответствии стребованиями договора, его содержанием и функционально-матричнойстратегией проекта, а с другой - в соответствии с узкими специализациями,определяемыми уровнями комплексного моделирования.Именно таким образом, по нашему мнению, и должен осуществляться настыке, обозначенном осью ординат (V) блок-схемы (рис. 4) контрактногопроектирования издания, соответствующий объемам выполняемых работпереход от доинвестиционного этапа к этапам системного анализа икомплексного моделирования (F1…F4). А теоретическое обоснование проекта(F2), анализ параллельного опыта (F3), на основе которых разрабатываетсяконцепция издания, должны осуществляться при непосредственном участиинаучного руководителя и либо фиксироваться на этапе агрегированияструктуры издания (F4) в виде вариантов комплексной модели, предлагаемыхк апробации промежуточных проектных предложений, либо предъявлятьзаказчику как конечный результат, если апробация и внедрениеосуществляются заказчиком самостоятельно.Большинство заказчиков не ограничиваются этапами системного анализаи синтеза как фазами подготовки и разработки комплексной модели, апредпочитают вариант включения в условия договора и техническогозадания этапа реализации проекта (F5-F6) с последующим его внедрением ввиде типового проекта (F7). Практически подтверждено, что наиболеерезультативной и перспективной составляющей методики управленияпроектом является организация форм совместной деятельности заказчиков иисполнителей. То есть на графически выделяемом в матричном модуле этапеF4 и происходит «смена караула»: исполнители становятся консультантамиэтапа экспериментальной апробации проекта (F5), заказчики выступают вроли исполнителей.Результаты этапов экспериментальной апробации модели и последующихкорректировок структуры издания (F5-F6) определяются планированием иразработкой макета, допечатной подготовкой и выпуском «пилотного»номера силами редакции (представителей заказчика). Затем объединеннымиусилиями производится анализ выпущенного номера, полученные отпредставителей заказчика корректировочные данные обсуждаются наредакционных летучках и в команде исполнителей, после чего на этапевнедрения проекта происходит корректировка сетевого графика, уточнениерубрикатора и типовых макетов, элементов и вариантов дизайна и, если этопредусмотрено договором, трансформация типовых макетов в шаблоныверстки. В квадранте отчетности и контроля (IV) фиксируется дальнейшееконсалтинговое сопровождение проекта, проведение редакционных летучек,мастер-классов и тренингов. И если есть соответствующая строка в договореи бюджете проекта, обеспечивается обучение представителей заказчика вформах стажировок, дополнительного образования. Эта услуга пользуетсяспросом у руководящего состава заказчика.По результатам этапа реализации проекта (F5-F6), как и в предыдущихслучаях, оформляются разделы отчета, окончательно выбираются иутверждаются рубрикатор, типовые макеты, элементы и варианты дизайна,макеты-шаблоны. Именно этот (завершающий) этап является наиболееответственным шагом согласования итогов работы, соответствующейтехническому заданию проекта.Результатом заключительного этапа - внедрения типового проектаиздания (F7) - является подготовка и сдача заказчику предусмотренногоусловиями договора пакета итоговой документации (рубрикаторов, сетевыхграфиков, тематических планов, комплектов типовых макетов и макетов-шаблонов, образцов графики и элементов оформления полос). На основанииэтого подписывается акт приема-сдачи работ. На уровне отчетности иконтроля в период завершения моделирования и проектирования изданиямогут быть предусмотрены мастер-классы, семинары или редакционныелетучки. По желанию клиента в процессе взаимодействия исполнителей изаказчиков в отчет могут быть внесены предложения по оптимизациикадрового обеспеченияполос) предъявляется заказчику как результат исследовательской ипроектной работы, обусловленный требованиями заказчика и возможностямиисполнителей.

Ключевые слова

композиционно-графическое, комплексное моделирование, проектирование газет и журналов, управление проектами, системный анализ, функционально-матричный подход, матричный модуль, блок-схема контрактного моделирования изданий, composition and graphical, complex press modelling and projecting, project management, system analysis, functional matrix approach, matrix module, contract press modelling flowchart

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мясников Юрий НиколаевичТомский государственный университетканд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики журналистики, зав. лабораторией моделирования и проектирования периодических изданийpressintegral@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Бакшин В.В. Оформление газет разного типа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект-Пресс, 2007.
Киселев А.П. От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень: Софт-Дизайн, 1994.
Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама: Новые тенденции в издании газет. Воронеж: Кварта, 2001.
Мясников Ю.Н. Комплексное моделирование районных и городских газет // Проблемы местной печати, радиовещания, телевещания. Томск: Изд-во Том гос. ун-та, 1989.
Мясников Ю.Н., Циммерман В.А. Комплексное моделирование и автоматическое макетирование местных газет. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1991.
Мясников Ю.Н. Моделирование и проектирование периодики региона (функционально- матричный подход) // Журналистика в поисках модели развития. Томск: ФЖ ТГУ, 2006.
Мясников Ю.Н. Комплексный анализ газет и матричный метод их моделирования и проектирования. Томск: Учеб.-экспер. изд-во ФЖ ТГУ, 2009.
Мясников Ю.Н. Технология моделирования и проектирования периодики региона. Томск: Изд-во НТЛ, 2010.
Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1987.
Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. 3-е. изд. Томск: Изд-во НТЛ, 2001.
Блауберг И.В. Целостность и системность // Системные исследования: Ежегодник. М., 1977.
Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем). Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2004.
Прохоров Е.П. Системный подход к изучению средств массовой информации // Методы исследования журналистики. Ростов, 1981.
Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.
Мишин В.М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Фрейдина Е.В. Исследование систем управления. М.: Омега-Л, 2008.
Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программам МВА / пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.
Уэбстер Г. Планирование и управление проектами для менеджеров / пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2006.
Хелдман К. Профессиональное управление проектом / пер. с англ. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2005.
Мазур И.И., Ольдерогге Н.Г., Шапиро В.Д. Управление проектами. М.: Омега-Л, 2007.
Мишин С.А. Проектный бизнес: адаптированная модель для России. М.: АСТ, 2006.
Романова М.В. Управление проектами. М.: ИД «Форум»: ИНФРА, 2007.
Управление проектом: Основы проектного управления / под ред. М.Л. Разу. М.: КНОРУС, 2006.
 Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения содержания проекта и возможностей его разработки | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 2 (14).

Блок-схема контрактного моделирования и проектирования газет и журналов как инструмент определения содержания проекта и возможностей его разработки | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия