Moroz B.A. Saints of the Russian North: Folk Hagiography.pdf Книга представляет собойисследование культа народных се-вернорусских святых: обрядов, совер-шаемых у «местночтимых святых»,соотношения их народного почитанияи церковной традиции. Автор нагляднопоказывает, как возникали фоль-клорные версии житий, и устанав-ливает источники житийных ле-гендарных текстов.Книга А.Б. Мороза «Святые Рус-ского Севера: народная агиография»помимо введения и Списка литературысодержит две части. Первая, наиболееважная, называется «Народная агио-графия как часть традиционной куль-туры». Вторая часть - «Народные жи-тия святых» - содержит анализ народ-ных житий пяти святых, чье почитаниеограничено небольшой территорией(Александр Ошевенский, Кирилл Чел-могорский, Нил Столобенский, Никита Столпник и Иринарх Затворник). Вкниге также имеется приложение «Фольклорные агиографические легенды»,где приводится фольклорный материал, относящийся к культу этих пяти свя-тых.В книге исследуются механизмы формирования народных агиогра-фических представлений на Русском Севере, взаимосвязь между житиямисвятых и фольклорными текстами, верованиями и обрядами, отражение на-родного культа святых в языке, верованиях, обрядах, фольклорных текстах,принципы фольклоризации книжных текстов.Пользуясь совсем недавно вошедшими в научный оборот терминами «на-родная агиография» и «народное житие», автор так объясняет их: народныеагиографические тексты посвящены не только биографии христианскогоподвижника, но и чудесам и другим событиям после его смерти, а также ис-тории и формам почитания сакральных объектов, связанных со святыми. Этитексты относятся к разным фольклорным жанрам (легенды, народные молит-вы, заговоры, паремиологические жанры), но все они составляют единый«гипертекст», который имеет два источника - книжное житие и логикуфольклорной традиции. При этом в центре культа находятся определенныерелигиозные представления, выраженные нарративами и поддерживаемые бла-годаря существованию некоего сакрального объекта (монастырь, часовня, ка-мень, святой источник, роща и т. п.).А.Б. Мороз ставит перед собой и вопрос о соотношении письменного текстаи устной традиции. Он убедительно демонстрирует, что когда книжный текстперенимается устной традицией, он становится вариативным и оказываетсяпредставлен рядом версий. При этом сохраняются лишь те эпизоды, которыесогласуются с народными представлениями о святости. Сами такие тексты вы-полняют функцию поддержания статуса неких сакральных объектов.Вопреки распространенному мнению, что святые в народных верованияхзаменили языческих богов, автор подчеркивает, что за тысячелетнее сосуще-ствование христианство настолько изменило народную традицию, что сталои ее основным фундаментом. Святые и святость предстали важной состав-ляющей традиционной картины мира, причем как святые могут почитаться иперсонажи, которых Церковь не признает таковыми.Существенно, что в русской диалектной речи словом «бог» обозначается иикона, а выделенное для иконы место в доме называется «божница» (так же и убелорусов). Бог, как утверждает автор, в народной традиции почитается как Тво-рец мира в целом, в то время как святые действуют на локальном уровне - от-крывают источники, оставляют следы на камне, прокладывают не зарастающиеникогда тропы в лесу, помогают людям. В ряде случаев Бог выполняет функциисвятых. Автор утверждает, что Бог в славянской традиции являет карательноеначало: он насылает непогоду, болезни, плохой урожай, что является следствиемчеловеческих грехов. Так реализуется идея справедливости. Святые, напротив,понимаются как доброе начало: они обычно дают, а не берут, они в большейстепени добры, чем строги. Вместе с тем, говорит автор, существуют и святые,которые считаются строгими и мстительными. Среди них наиболее известен св.Касьян, праздник которого отмечается только в високосные годы (29 февраля):«На что Касьян взглянет - все вянет».Автор оставляет открытым вопрос, переносятся ли на Бога некоторыефункции святых или наоборот. Видимо, следует полагать, что это Бог кактворец мира и затем как путник, в человеческом облике ходящий по земле идовершающий собственное творение, впоследствии «повлиял» на образысвятых, перенявших его функции в локальной традиции, в том числе и ка-рающие (они могут сурово наказывать людей затоплением сел, лишениемводы, исчезновением рыбы в озере и т. д.).А.Б. Мороз сделал интересное наблюдение о том, что почитание определен-ных святых на той или иной территории связано с пониманием его как «своего»,т.е. что его сакральный статус наиболее высок на ограниченной территории, свя-занной с ним биографически. Эта линия исследования могла бы быть развитадальше, через сопоставление с культом покойников: святой понимается как оп-ределенным образом «пере-рожденный» выдающийся умерший член рода илиплемени. Поэтому не имеет значения, умер святой или жив, - его святость про-исходит из потустороннего мира.А.Б. Мороз исследует и соотношение святых с мифологическими персо-нажами, поскольку в ряде случаев их функции совпадают или пересекаются.Например, покровительство скоту, другим животным приписывается св. Ге-оргию и лешему. Различие между ними выражается на основе оппозицийсвое/чужое и чистое/нечистое - святой «чистый» и «свой». Сходство же меж-ду ними заключается в том, что они оба могут наказывать человека за нару-шение норм поведения.На основании анализа обширного материала А.Б. Мороз выделяет основ-ные характеристики, из которых складывается образ святого в фольклорнойтрадиции: 1) по внешности это чаще всего старик с бородой; 2) он приходитиздалека и просит там, куда он пришел, пустить его отдохнуть, переночевать;если его не пускают, он проклинает людей (проклятие выражается в лишенииих важнейших условий жизни: пересыхает водоем, поля не родят, появляют-ся змеи, засыхают деревья); святой может и помогать людям (чудесное исце-ление, изгнание змей и т. д.); 3) речь святого обладает силой воздействоватьна природу и чаще всего облечена в афористическую форму: «Будете жить уводы, но без воды!», «Будете жить ни серо, ни бело!»; 4) особенные действия(телодвижения): святые часто ударом посоха о землю или камень открываютводу (источник); 5) святые обладают каждый своей функцией и в определен-ных случаях люди апеллируют к тем или иным святым в зависимости от того,в чем они помогают; 6) для культа святого важно его имя, поскольку частокакие-либо его характеристики приписываются ему на основании его имени,интерпретированного по принципам народной этимологии; 7) между святы-ми существуют разные отношения: отождествление разных святых, выстраи-вание иерархических, родственных или других отношений между ними;8) контакт со святым осуществляется в сакральном месте, откуда может бытьпринесена частица святости путем принесения домой осколка камня, воды изисточника, лежания под почитаемым деревом. Люди должны совместно вы-сказывать 1077 \u1077 ему свое почитание
Раденкович Л. | Института балканистики Сербской академии наук, Белград, Сербия | профессор, д-р этнологии | rljubink@EUnet.rs |