Ситуация как сюжетообразующая и композиционная единица лирического текста | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 4 (36).

Ситуация как сюжетообразующая и композиционная единица лирического текста

В статье рассматривается научная традиция трактовки лирического сюжета, характеризуются его особенности. Предлагается методика анализа смысловой структуры лирических стихотворений путем выделения смысловых блоков - ситуаций. Определены факторы, которые обусловливают деление лирического текста на смысловые части. Даны примеры композиционных схем, основанных на разных отношениях между ситуациями: параллелизм, контраст, обобщение.

Situation as a plot and composition unit of the lyric.pdf 1. Научные подходы к исследованию лирического сюжета Поэзия по сравнению с прозой ближе к той непосредственности восприятия бытия, которая свойственна реальной жизни человека. Автор-прозаик, по-своему воспринимая жизнь, осмысляет ее и оформляет результат мыслительной работы по законам повествовательного текста. Посредническая роль автора-прозаика усиливается. Поэт, фиксируя жизненные впечатления, менее связан законами логики, наррации, он закрепляет мимолетность впечатления, прозрения, ассоциацию. Преподнесение целого в логически незавершенных фрагментах - одна из главных черт традиционного лирического произведения. Возможность сочетания фрагментов, изображение ряда фрагментов в пределах целого произведения - особенность поэзии, которую Г.Э. Лессинг отмечал как одно из главных преимуществ этого вида искусства по сравнению с другими изобразительными искусствами, хотя он и использовал вместо термина «фрагмент» термин «картина»35. Немецкий философ Т. Л.В. Адорно категорию незавершенности применял к любому произведению искусства36. Но именно для лирики фрагментарность - один из доминантных родовых признаков. Фрагментарность имеет глобальное значение: отражает суть всего бытия, суть целого, человеческого и общечеловеческого. Незаконченность фрагмента, отсутствие логически последовательной завершенности затрудняет понимание, рождает различные интерпретации. Фрагментарность лирики бросает вызов читателю, принуждая его остановиться, осмыслить, додумать. М.К. Мамардашвили отметил главное значение непонятного в тексте - остановиться на фразе, чтобы задуматься и домыслить [3. С. 315]. Иногда поэты стремятся к максимальному усилению фрагментации с помощью укорачивания стиховой строки (Б. Л. Пастернак охарактеризовал этот прием при описании создания стихотворения «Сказка» в «Докторе Живаго» [4. С. 438-439]), дробления стиховой строки на несколько частей («лесенка» В. Маяковского), дробления фразы на несколько фрагментов (поэтический стиль С. Маларме37). С другой стороны, в ходе исторического развития русская лирика, не отменяя основополагающего принципа фрагментации, усили- 2 вает повествовательность, а следовательно, и сюжетность . Фрагментарность лирического стихотворения препятствует тому, чтобы приложить к лирике теорию сюжета и композиции, разработанную для эпоса, для прозы. В.М. Жирмунский в работе «Композиция лирических стихотворений» называл композицией расположение или распределение художественного материала. Признавая лирику несюжетным жанром, он считал основным материалом лирики слово и исследовал композицию на тематическом уровне. Ведущими факторами в стихотворении он справедливо считал ритм и синтаксис, выделял как композиционные формы ритмико-синтаксические фигуры: разные виды анафорической композиции (внутреннюю анафору, анафорический параллелизм), композиционную эпифору, рефрен, кольцо строфы, кольцо стихотворения [7]. И до сих пор теория композиции, сюжета, мотивной системы в лирике наименее разработана. Необходимо найти такой путь анализа, при котором, с одной стороны, сюжетные элементы будут очевидны и доступны для исследования, а с другой стороны, не будет некорректного и субъективного пересказа стихотворения прозой38. В. М. Жирмунский одним из первых посвятил отдельное исследование именно лирической композиции. Но, перечисляя композиционные уровни, он не указал мотивного, останавливаясь на темати-ческом39. Для нашего исследования особенно важными в его работе являются три момента. Во-первых, он показал роль параллелизма в формировании композиционных отношений между сегментами стихотворения. Во-вторых, он подчеркнул сюжетообразующий потенциал лирического высказывания40. В-третьих, некоторые модели композиции из тех, которые выделил и описал В.М. Жирмунский применительно к тематическому уровню, могут быть использованы и при анализе мотивной композиции. Например, он описывал композиционную спираль, подразумевая под ней точные тематические повторы [7. С. 78]. На уровне мотивов можно заметить тот же прием, когда образующие ситуацию мотивы начала стихотворения повторяются в конце, но на новом семантическом витке, через своих «двойников». Будучи простейшей повествовательной единицей сюжета41, мотив состоит из следующих элементов: субъект действия (тот, кто производит действие), предикат (само действие), иногда объект (тот, на кого направлено действие)42. Специфика мотивной организации в лирике - расширение грамматического и тематического материала, участвующего в построении мотивов. Слово в лирике имеет мотивообразующий потенциал. А мотив имеет сюжетообразую-щий потенциал. Мотивы в стихотворении группируются в рамках фрагмента, образуя смысловой блок. Таким образом, лирический сюжет основан не на линейном развитии событий (как в эпосе), а на сочетании фрагментов. Трудность определения сюжета и сюжетной композиции видится в отсутствии событий, развивающихся во времени и пространстве. Поэтому считается нецелесообразным искать в лирическом стихотворении традиционные сюжетные элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Но сюжет, как известно, - это последовательность взаимосвязанных событий, и элементы сюжета в лирике присутствуют. Лирический сюжет также можно характеризовать как последовательность действий, событий и состояний в лирическом стихотворении. От сюжета в эпическом и драматическом произведении лирический сюжет отличается тем, что он дан в стихотворении эпизодически, пунктирно. Малый объем стихотворной формы не позволяет показать всю линию развития каждого действия и каждый мотив в его структурной полноте. Однако в лирике присутствует ряд действий или состояний, которым присущи временные и пространственные характеристики. Мы будем считать единицей бытийно-событийного представления в лирике ситуацию. Используется этот термин в разных науках43 (в философии, социологии, психологии) и определяется сходно: ситуация - это система обстоятельств вокруг субъекта в определенной точке пространства и времени [16]. Пространство и время - обязательные характеристики ситуации. Гегель использовал этот термин в применении к лирике, к ее содержательной стороне44. В статье Л.И. Тимофеева «Лирика» «Краткой литературной энциклопедии» лирической ситуацией названы жизненные обстоятельства, стоящие за переживаниями, которые воссоздает лирика и по которым мы можем судить о самых различных сторонах жизни, вызвавших эти переживания45. Л.Я. Гинзбург разделяла понятия «жизненная ситуация», «психологическая ситуация» и «лирическая ситуация». На основе жизненной и психологической ситуации в стихотворении строится лирическая ситуация, которая, в отличие от первых двух, может быть подвержена текстологическому анализу [19. С. 47, 215, 217, 297]. Ю.М. Лотман отличительным свойством поэтического сюжета называл «рифмы ситуаций» [20. С. 105-106]. В.М. Жирмунский констатировал факт сворачивания лирического сюжета до ситуации46. Ситуацию как фабульный либо сюжетный элемент характеризовали В.И. Тюпа47, В.А. Грехнев48, И.В. Силантьев [24. С. 35, 56, 66, 91], О.В. Зырянов49. Активно используя термин в научном обороте, исследователи не дают четкого его определения и не указывают на формальные признаки стоящей за ним реалии. Совершенно точно лишь то, что под термином «лирическая ситуация» (далее - ЛС) всегда понимается определенный фрагмент текста. И действительно, лирические стихотворения могут быть совсем небольшими по объему, представлять собой в смысловом отношении единую целостность: неделимое пространство, единое время; все действия (если таковые имеются) при этом подчинены одному главному мотиву. Но некоторые стихотворения имеют более сложную структуру. Зачастую исследователи в своих работах, разбирая какое-нибудь стихотворение, говорят, что оно имеет, например, две смысловые части, противопоставленные одна другой по какому-либо призна-ку50. Такая сегментация создает своеобразную композицию. Б.Ф. Егоров в статье «О жанре, композиции и сегментации» подчеркнул сложность смысловой композиционной сегментации51. Для нас очень ценны некоторые его замечания. Например, о том, что при таком виде анализа необходимо ориентироваться на глаголы-сказуемые, что продуктивным может быть фиксация временных сломов. Целесообразно анализировать наклонение в глагольных формах, которое показывает степень уверенности лирического субъекта в предполагаемой будущей ситуации. Итак, лирическая ситуация - это структурная единица лирического сюжета. Она включает в себя ряд как-то связанных мотивов и является фрагментом сюжета, смысловым блоком. Лирическую ситуацию может представлять все стихотворение. Но структура стихотворения может усложниться, и смысловые части стихотворения могут рассматриваться как разные мотивные ряды, формирующие разные ситуации. Если в стихотворении более одной лирической ситуации, сюжетность его усиливается. Если мы делим текст на части в соответствии с мотивной организацией, то основанием для такой сегментации вслед за Р.О. Якобсоном будем считать разницу семантики мотивов, часто выраженную грамматическим значением их элементов [29. С. 462482]. 2. Особенности ситуации в лирике Ситуация в лирике - ряд минимальных мотивов, связанных некоторыми из следующих параметров: время, пространство, функционально-смысловой тип, последовательность и единство действий или состояний, единство субъекта. Этот же ряд факторов и предопределяет деление лирического текста на смысловые части. При переходе от одной части стихотворения к другой наблюдается резкая смена направления действия, либо действующих субъектов/объектов, либо времени, либо пространства, а иногда меняются сразу несколько параметров. Можно выделить не один мотивный ряд52, а два или даже больше. В каждом из мотивных рядов мотивы объединены по какому-то признаку или по ряду признаков, в то же время мотивы разных мотивных рядов по какому-то признаку или по ряду признаков оппозиционны. О двух или более лирических ситуациях в стихотворении можно говорить, если изменяется хотя бы один из пяти перечисленных параметров. Рассмотрим формальные особенности лирической ситуации на примере лирики Ф.И. Тютчева. Стихотворение «Лето 1854» [31. С. 167] состоит из двух смысловых блоков: 1 ЛС 'предчувствие грозы' В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Резче голос стрекозы... Чу! за белой, дымной тучей Глухо прокатился гром; Небо молнией летучей Опоясалось кругом... Некий жизни преизбыток В знойном воздухе разлит! Как божественный напиток В жилах млеет и горит! Дева, дева, что волнует Дымку персей молодых? Что мутится, что тоскует Влажный блеск очей твоих? Что, бледнея, замирает Пламя девственных ланит? Что так грудь твою спирает И уста твои палит?.. 2 ЛС 'что волнует деву?' Сквозь ресницы шелковые Проступили две слезы... Иль то капли дождевые Зачинающей грозы?.. Смысловое членение совпадает со строфическим. Смена ситуаций здесь обусловлена двумя факторами: 1) изменением объекта представления: первая ситуация дает описание природы, во второй представлена взволнованная дева; 2) изменением функционально-смыслового типа: описание сменяется рассуждением о чувствах девы. Между ситуациями отношения образного сопоставления. Смысловое членение может и не совпадать со строфическим, как, например, в стихотворении «Н.И. Кролю» [31. С. 194]: Сентябрь холодный бушевал, С деревьев ржавый лист валился, День потухающий дымился, Сходила ночь, туман вставал. 1 ЛС 'все холодно-бесцветно' И всё для сердца и для глаз Так было холодно-бесцветно, Так было грустно-безответно, - Но чья-то песнь вдруг раздалась. И вот, каким-то обаяньем, Туман, свернувшись, улетел, Небесный свод поголубел И вновь подернулся сияньем... 2 ЛС 'всё опять зазеленело' И всё опять зазеленело, Всё обратилося к весне... И эта греза снилась мне, Пока мне птичка ваша пела. В стихотворении смена ЛС обусловлена сменой состояния. В первой ЛС характеризуется мир природы в едином ключе 'все холодно-бесцветно'. Во второй - состояние природы и ее восприятие субъектом меняется - 'всё опять зазеленело'. Обе ситуации описательные, между ними отношения контраста. Вторая строфа заканчивается мотивом 'песнь раздалась', который мы называем поворотным. Поворотный мотив - это мотив, который знаменует переход к другой ситуации, прямо указывает на смысловой слом. Такие мотивы присутствуют, конечно, не во всех лирических текстах, но в поэзии Тютчева встречаются часто. В стихотворении «И гроб опущен уж в могилу.» [31. С. 83] смена ситуаций обусловлена сменой пространственных планов: И гроб опущен уж в могилу, И все столпилося вокруг... Толкутся, дышат через силу, Спирает грудь тлетворный дух. 1 ЛС 'гроб опущен в могилу' . И над могилою раскрытой, В возглавии, где гроб стоит, Ученый пастор сановитый Речь погребальную гласит. Вещает бренность человечью, Грехопаденье, кровь Христа... И умною, пристойной речью Толпа различно занята... А небо так нетленно-чисто, Так беспредельно над землей... 2 ЛС 'небо нетленно' И птицы реют голосисто В воздушной бездне голубой... Первая ситуация - в границах пространства земного мира, вторая переносит в пространство небесного. Первая ситуация повествовательная с элементами описания. Мотивы ситуации: 'гроб опущен', 'все столпилося', 'толкутся, дышат через силу', 'пастор гласит речь', 'толпа занята пристойной речью'. Вторая ситуация описательная. Между ситуациями отношения контраста: 'гроб опущен' - 'птицы реют'; 'бренность человечья' - 'небо нетленно'; 'все столпилося, толкутся' - 'небо беспредельно'; 'тлетворный дух' - 'воздушная бездна голубая'. В лирике Тютчева встречаются разные композиционные типы. Если к оппозиции формальных признаков присоединяется оппозиция смысловая, перед нами - контрастная композиция. Если же отсутствует смысловая оппозиция мотивов, противонаправленность описаний, возникает последовательная либо параллельная композиция. При нейтральном параллелизме мотивной композиции в каждом из мотивных рядов, входящих в состав стихотворения, говорится о параллельно разворачивающихся событиях или состояниях. В отличие от контрастной композиции между мотивными рядами нет оппозиционных отношений. Отсутствует перипетия, конфликт. В стихотворении два параллельно сосуществующих бытия, две событийные неконтрастирующие линии. В стихотворении «Близнецы» [31. С. 158] тройной параллелизм. В первой строфе на тематическом уровне проводится параллель между 'Смертью' и 'Сном': Есть близнецы - для земнородных / Два божества, - то Смерть и Сон, / Как брат с сестрою дивно сходных - / Она угрюмей, кротче он.... В следующих трех строфах также проводится параллель между 'Самоубийством' и 'Любовью': Но есть других два близнеца - /И в мире нет четы прекрасней, / И обаянья нет ужасней, / Ей предающего сердца... Но и между этими двумя парами тоже отношения параллелизма, не только на тематическом, но и на мотивном уровне, поскольку мотивы стихотворения также разделяются на два мотивных ряда. Каждая субъектная пара организует вокруг себя свой ряд мотивов. В рассмотренном примере лишь разница субъектов делит стихотворение на две части. Остальные формальные признаки - время, пространство, функционально-смысловой тип - остаются постоянными. Но часто смена субъекта влечет за собой изменение и какого-нибудь другого признака. Отношения нейтрального параллелизма возможны, когда части стихотворения представляют собой повествовательную часть и коммуникативную, как в стихотворении «На Неве» [31. С. 137]. Как было сказано выше, разновидностью параллельной композиции является образная композиция. При образной композиции в одной ЛС задается основание сопоставления, вторая ЛС раскрывает образ сопоставления (см. выше стихотворение «Лето 1854»). В стихотворении «Альпы» [31. С. 69] описание гор в разное время суток дано с элементами повествования, как драматическое действо. Мотивы первой строфы организованы вокруг одного основного мотива - 'Альпы обаяны некой властью' - и раскрывают его более подробно. Мотивы второй строфы раскрывают основной мотив 'чарам гибельным приходит конец'. Эти основные мотивы контрастны между собой. И между другими мотивами этих двух блоков тоже контрастные отношения. По такому же типу построены стихотворения «Еще шумел веселый день.», «Итальянская villa», «Вчера, в мечтах обвороженных.», «С какою негою, с какой тоской влюбленный.», «День и ночь», «Море и утес». В стихотворениях «Как неожиданно и ярко.» и «Ночное небо так угрюмо.» контрастные состояния сменяют друг друга в очень короткие промежутки времени. В стихотворении «Мотив Гейне» контрастные состояния связаны с разными периодами жизни лирического субъекта. В стихотворениях «Там, где горы, убегая.», «Венеция» контрастны состояния и действия более глобальных временных планов: «прошлое» -«настоящее». «Обобщающей» мы будем называть такой вид композиции, при котором в одной части стихотворения говорится об общем положении вещей, а в другой части тезис иллюстрируется на конкретном примере. Иногда при этом конкретное повествование обрамлено обобщенным. Так, в стихотворении Тютчева «Из края в край, из града в град.» [31. С. 77] первая и последняя строфы стихотворения представляют один мотивный ряд, при этом в последней строфе повторяются все мотивы, кроме одного, который изменяется на синонимичный. Мотивы этого ряда раскрывают роковую неотвратимость смерти в человеческом мире вообще. А между первой и последней строфами - пять строф повествования о смерти возлюбленной, т.е. конкретная жизненная ситуация, связанная с судьбами лирического субъекта и его возлюбленной. Таким образом, поэтическая онтология складывается посредством формирования ситуаций. Фрагменты-ситуации состоят из ряда связанных мотивов, среди которых один выделяется как основной, являющийся ядром ситуации. По этому мотиву мы даем условное название всей ситуации. В раскрытии смысла произведения значимы: роль отдельного фрагмента, порядок расположения фрагментов, отношения между фрагментами. Особенность лирического сюжета в том, что его фрагментарное строение оформляется как система ситуаций, какими-то параметрами связанных, и какими-то параметрами оппозиционных. ЛС в стихотворении характеризуется постоянными, отличающими ее от других ЛС того же стихотворения: 1. Постоянная времени: например, в рамках одной ЛС содержатся мотивы, раскрывающие действия совершающиеся, другая часть стихотворения содержит мотивы, раскрывающие действия совершившиеся. Смена временного плана обусловливает смысловой слом. 2. Постоянная места и пространства: в рамках одной ЛС содержатся мотивы, указывающие на действия, совершающиеся в одном определенном месте, в другой ЛС место действия меняется; или, например, в одной ЛС действия происходят в границах топоса, в другой ЛС действия совершаются в границах локуса, или наоборот. Смена пространственного плана обусловливает смысловой слом. 3. Постоянная действия или состояния: в рамках одной ЛС говорится о единонаправленных действиях либо только об одном действии/состоянии. Резкая смена действия обусловливает смысловой слом; в случаях, когда ситуация описательная, переход к другому смысловому блоку обусловлен резкой сменой состояния. 4. Постоянная субъекта или объекта представления: в рамках одной ЛС все действия совершаются одним и тем же субъектом, все происходящее связано с ним (если смысловая часть повествовательная) либо в рамках одной ЛС дается описание одного объекта, перечисляются его характеристики (если смысловая часть содержит описание или рассуждение). Смена субъекта действия или объекта представления обусловливает смысловой слом. 5. Постоянная функционально-смыслового типа речи: в одной ЛС доминирует определенный функционально-смысловой тип - описание, повествование или рассуждение; в другой ЛС стихотворения доминантный функционально-смысловой тип может измениться. Смена функционально-смыслового типа речи обусловливает смысловой слом. Определенный вид отношений между ситуациями (контраст, параллель, сопоставление, обобщение) и порядок их следования друг за другом (последовательная смена или чередование) определяют композиционный тип стихотворения. Лирика не стремится к нагромождению ситуаций, самые распространенные случаи - одна-две ситуации в стихотворении. Уже наличие трех ситуаций в стихотворении - признак усложненной композиции лирического произведения. Стихотворения, состоящие из пяти и более ЛС, чаще всего можно отнести к лиро-эпическим.

Ключевые слова

лирика, сюжет, композиция, мотив, лирическая ситуация, lyrics, plot, composition, motif, lyrical situation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Радионова Алла ВладимировнаСмоленский государственный университетканд. филол. наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподаванияallarad1@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М., 1953. С. 385-516.
Адорно В.Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.
Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 416 с.
Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. Т. 4: Доктор Живаго. М.: Слово/Slovo, 2004. 760 с.
Гуго Ф. Структура современной лирики: От Бодлера до середины двадцатого столетия. М.: Языки славянских культур, 2010. 344 с.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 579 с.
Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. Пб.: ОПОЯЗ, 1921. 107 с.
Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною.»: Методика анализа стихотворного текста // Анализ художественного текста (лирическое произведение): хрестоматия / сост. Д.М. Магоме-дова, С.Н. Бройтман. М., 2004. С. 10-26.
Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука-классика, 2001. С. 25-79.
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. 408 с.
ПроппВ.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М.: Наука, 1969. 168 с.
Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1983. Вып. 635. С. 115-125.
Баевский В.С. Рец. на кн.: Кристина Фишер. Музыка и поэзия: Музыкальная сторона лирики Пастернака // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. Т. 58. 1999. № 6. С. 62-65.
Силантьев И.В. Семантическая структура повествовательного мотива // Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Вып. 3: Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск, 1999. С. 10-28.
Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Большая рос. энцикл., 2001. Кн. 2: Н-Я. С. 1027-2015.
Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994. 238 с.
Гегель Г.В. Ф. Эстетика: в 4 т. М., 1971. Т. 3. 621 с.
Тимофеев Л.И. Лирика // Краткая лит. энцикл. / гл. ред. А.А. Сурков. М., 1967. С. 208213.
Гинзбург Л.Я. О лирике. М.; Л.: Сов. писатель. 1964. 382 с.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха: пособие для студентов. Л., 1972. 270 с.
Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: курс лекций. СПб., 1996. 440 с.
Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Изд. центр «Академия», 2006. С. 104.
Грехнев В.А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. 239 с.
Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004. 294 с.
Зырянов О.В. Ситуация любви к мертвой возлюбленной в русской поэтической традиции // Изв. Урал. гос. ун-та. 2000. № 17. С. 57-74.
Зырянов О.В. Еще раз о лермонтовском «Пророке» (к проблеме кластерного подхода к лирическому интертексту) // Урал. филол. вестн. 2013. № 1. С. 40-53.
Гаспаров М.Л. К анализу композиции лирического стихотворения // Анализ художественного текста (лирическое произведение): хрестоматия / сост. Д.М. Магомедова, С.Н. Бройт-ман. М., 2004.
Егоров Б.Ф. Структурализм. Русская поэзия. Воспоминания. Томск, 2001. 512 с.
Якобсон Р.О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983. С. 462482.
Волкова Е.В. Мотив в поэтическом мире автора (на материале поэзии В.Ф. Ходасевича): дис.. канд. филол. наук. М., 2001. 193 с.
Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1987. 448 с.
 Ситуация как сюжетообразующая и композиционная единица лирического текста | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 4 (36).

Ситуация как сюжетообразующая и композиционная единица лирического текста | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 4 (36).