Professionalism of journalist in mediaconvergence conditions: transformation,evolution, upgrade?.pdf Творческая деятельность журналиста трансформируется под натискомэлектронных СМИ и «цифровой революции». Под этим термином подразу-мевается интенсивное развитие электронно-вычислительной техники, быстроконвергировавшей со средствами связи, усложнение экономических и соци-альных структур и, как следствие, процессов переработки информации, тре-буемой для функционирования таких структур. В результате, по замечаниюЕ. Вартановой, «СМИ интегрируются в «кровеносную систему» современно-го общества, а именно в телекоммуникационные сети. Интернет, цифровоетелевидение, мобильная телефония - все каналы становятся пригодны для«транспортировки» содержания, будь то газетная статья или видеофильм»[1. C. 43].Веб усовершенствовал инфраструктуру коммуникаций по сравнению сэрой массмедиа XX в. «Поколение Wikipedia» может оценить достоверностьисточников, отследить источники новостей, исследовать их - в одиночку илив содружестве с другими пользователями. Журналистов, которые с пренеб-режением относятся к этим навыкам, такие пользователи не воспринимаютвсерьёз. Это правильно. Интернет обеспечивает коммуникации непосредст-венно с получателями информации - читателями, слушателями и зрителями -и использует их знания. Востребованы не те журналисты, кто это знает, а те,кто общается и исследует» [2].Таким образом, к важным критериям нелинейного характера развитиямедиа на современном этапе следует отнести:- высокую скорость производства и потребления информации;- сотворчество потребителей (читателей - слушателей - зрителей);- техническую возможность реализации поиска информации каждымучастником коммуникационного процесса;- атомизацию сообществ;- потребность таких атомизированных сообществ в разносторонней ин-формации в режиме online;- исчезновение монополии профессиональных журналистов на добыва-ние, обработку и распространение информации.В этой сложно структурированной и самоорганизующейся системе дейст-вуют уже иные законы предъявления смысла и репрезентации ценностей.Новая реальность заставила исследователей говорить о том, что сетевые тех-нологии бросили вызов журналистике. Традиционно журналисты собиралиинформацию и передавали ее потребителям, по своему усмотрению выбираяспособ подачи, а главное - время передачи. Квалифицированные журналистыбыли основным звеном в системе циркуляции информации. Но с массовойкомпьютеризацией и интернетизацией пользователи получили возможностьпрямого доступа к огромным массивам данных. По выражению Э. Тофлера,«развитие информационной технологии незаметно и быстро демонополизи-ровало информацию без единого выстрела» [3. С. 38]. Из центра многократновозросшего информационного потока журналисты переместились на перифе-рию коммуникационных интересов потребителей. Сложившаяся ситуациягрозит профессиональному журналисту утратой индивидуальности, потерейстатуса субъекта массмедиа.Г. Нюгрен, профессор Седерторнского университетского колледжа, в ча-стности, отмечает, что под влиянием технологий культура профессии стано-вится более открытой и динамичной, что приводит к тому, что границы меж-ду журналистами и другими участниками процесса обмена информацией ста-новятся более размытыми. «Вопрос в том, приводят ли эти изменения к де-профессионализации и эрозии журналистики как профессии с определенны-ми нормами и ценностями?», - пишет Нюгрен [4. С. 2].Таким образом, в данной работе под термином «профессионализм журна-листа» мы понимаем комплекс принципов, навыков, знаний, позволяющихсистематически, регулярно и эффективно осуществлять профессиональнуюмедиадеятельность в условиях нелийности происходящих процессов.Сложившаяся ситуация вынуждает журналистов искать адекватные отве-ты новой реальности. Сложность для перехода журналистики в качественноновое состояние состоит в том, что на изменения приходится реагироватьгораздо быстрее, чем прежде. «Становится привычной парадоксальная, каза-лось бы, ситуация: чем больше информации, чем быстрее она передается, темменьше порядка в информационном мире. Особенно нагляден этот процесс вмире интернета. Информация создается все быстрее и быстрее, а жизненныйцикл ее оказывается короче, чем время, за которое она может быть перерабо-тана посетителем сайта», - констатирует В. Мансурова [5. C. 16].Ускорение времени осмыслено польским социологом З. Бауманом, кото-рый предложил считать «текучесть» главной метафорой нынешней эпохи.Текучесть - свойство жидкостей и газов, но Бауман применяет определение кнынешней стадии современной эпохи. «Жидкости не сохраняют форму в те-чение долгого времени и постоянно склонны изменять ее, поэтому течениевремени для них важнее, чем пространство, которое они занимают: в концеконцов, они заполняют это пространство лишь «на мгновение», - пишетЗ. Бауман [6. C. 8].Американский исследователь М. Дейзе применил метафору текучести поотношению к журналистике и назвал современный этап развития СМИ «те-кучей журналистикой». «Ключевые характеристики нынешней социальнойтенденции: неопределенность, изменение, непредсказуемость. Это то, чтоопределяет текущее и будущее состояние дел в том, как люди делают и ис-пользуют журналистику во всем мире», - пишет Дейзе [7]. По мнению иссле-дователя, чтобы занять одно из ключевых мест в текучей современности,журналистика должна развиваться и также быть текучей, т.е. иметь способ-ность ориентироваться в различных и иногда противоречивых ожиданияхсовременного мира.Это вынуждает журналистов искать адекватные ответы новой реальностив виде апробации инструментов воздействия на динамичную систему журна-листского творчества в цифровую эпоху. Во второй половине первого деся-тилетия XXI в., таким инструментом стали конвергентные редакции. Конвер-генция - это ответ на новые вызовы, а конвергентная редакция и есть пример«текучей журналистики».Эпоха цифровых технологий ставит задачу выявления новых аспектовфункционирования журналистики, вписанной в коммуникативные реалии.Традиционные газетные редакции начали использовать новые медиаплат-формы для распространения своего контента: от радио и интернета до мо-бильных телефонов, планшетов и инфоэкранов. То есть конвергенция в дан-ном контексте представляется как процесс, в основе которого лежит принциподнократного производства контента и многократного его тиражирования наразных платформах. Суть самой концепции объединенной конвергентнойредакции лежит в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: он-лайн, печатного, вещательного, мобильного. Теперь эти пло-щадки взаимодействуют по принципу трансмедийного повествования, обме-ниваясь информацией, анонсами, ссылками на материалы СМИ, участвую-щих в процессе создания общего информационного продукта.Такой подход позволяет готовить более полноценный продукт, сочетаю-щий аналитичность газет, наглядность видео, оперативность и интерактив-ность интернета.Для производства трансмедийного продукта потребовалось изменить са-ми редакционные процессы, в которых задействован журналист. Алгоритмсоздания и распространения информации перестал быть линейным, когдаоперации выполнялись более или менее последовательно. На смену пришлинелинейные редакционные процессы. Потребность в упорядочивающем эле-менте привела к стремлению оптимизировать процесс работы журналиста,чтобы в потоке неопределенности сконцентрироваться на приоритетных на-правлениях и сохранить качество при сжимающемся времени.Теоретики выделяют несколько видов редакционных процессов в конвер-гентном формате:1. Взаимодействие отделов. Журналисты по-прежнему приписаны к от-делам и изданиям, но теперь сотрудничают с другими площадками. В этомслучае усиливается взаимодействие между отделами или продуктами. На-пример, в «Аргументах и фактах» отдел бизнеса поставляет большое количе-ство текстов, написанных специально для сайта - для раздела «Деньги». Не-которые материалы, изначально написанные интернет-отделом, попадают впечатную версию [8. C. 95].Данная технология, известная на протяжении длительных предыдущихпериодов развития медиа, сегодня меняет свои сущностные параметры. Еслираньше, когда, например, собкор ТАСС за рубежом писал для газет или ре-дакция районки предоставляла контент для местного радиоузла, в качествеаудитории для такого журналиста выступала преимущественно некая абст-рактная редакция или радиоузел, то сегодня журналист имеет задачу вы-страивать на всех информационных площадках коммуникацию с интерактив-ным потребителем. Взаимодействие отделов происходит под контролем по-требителя.2. Газетная модель. В основе мультимедийного контента по-прежнемулежит бумажная версия газеты, для журналистов она является базовым про-дуктом, так как пока лишь она предполагает максимально возможное исполь-зование ресурсов профессиональной журналистики (таких как аналитич-ность, доказательность, возможность приобщения к ценностям...). Но инфор-мация из газеты при публикации на интернет-площадке расширяется средст-вами радио, видео, интерактивной инфографики. Контент, как правило, про-изводится силами одного и того же журналиста с учетом формата площадки.Например, журналист ИД «Коммерсантъ» Олег Кашин готовит для одно-именной ежедневной газеты репортаж про крушение теплохода «Булгария»[9], параллельно передает сообщение на радио «Коммерсантъ-FM» [10], по-сле чего готовит развернутый аналитический материал для еженедельника«Коммерсантъ-Власть» [11].Преимущества данного подхода используют ИД «Комсомольская прав-да», региональный холдинг «Алтапресс» и другие издательские дома, обла-дающие развитой продуктовой линейкой и, соответственно, несколькимиразноформатными информационными площадками.3. Интернет-модель. Первичной площадкой становится сайт, материалыкоторого потом используются печатной версией. О подобном подходе объя-вила газета «Известия», которая с августа 2011 г. выходит в новом формате.Новизна в том, что изначально журналисты готовят публикации для интерне-та, а из материалов, опубликованных в Сети, впоследствии формируется бу-мажный номер газеты.Схожим образом работают бумажные издания в издательском доме«Ньюс Медиа», который теперь и управляет газетой «Известия». В «НьюсМедиа» есть ядро из сайта lifenews.ru, который является «мультимедийнойфабрикой новостей», а бумажные издания холдинга (газеты «Жизнь» и «Твойдень») пользуются работой этой фабрики [12]. В деятельности ИД «Алта-пресс» роль интернет-площадки как основы деятельности конвергентной ре-дакции постоянно возрастает.Нам представляется актуальным подход профессора Высшей школы эко-номики И. Кирия к классификации современных редакционных процессов, воснове которого - теория производственной цепочки. Он выделяет три этапатрансформации организационной структуры СМИ от традиционной к кон-вергентной [13. C. 49].На первой стадии мультимедиатизации меняется, прежде всего, процесспроизводства информации. В ее рамках действует концепция «универсально-го журналиста», т.е. репортера, который не участвует в «упаковке» информа-ции, а занимается лишь ее производством, но при этом владеет разнымиформами работы с материалом. При такой модели экономятся ресурсы, новозрастает нагрузка на тематические отделы, которые вынуждены заниматьсяобработкой полученного от корреспондентов информационного сырья.Второй этап предполагает другую роль тематических отделов - онибольше не закреплены за отдельными СМИ, а становятся универсальными иготовят материалы для разных платформ. То есть основная трансформацияпроисходит на уровне «упаковки» информации.Наконец, третья фаза делает процесс «упаковки» контента мультимедий-ным. Здесь «упаковкой» занимается централизованный ньюсрум. Соответст-венно, информационное планирование также осуществляется централизованно.Ускорение потоков информации приводит к увеличению роли технологийв работе редакции и журналиста. «Оперативность вынуждает использоватьболее жесткий тайминг и более жесткую организацию труда. Для этого со-временные редакции уделяют внимание техническому менеджменту, т.е.управлению распределением технических средств и ресурсов. Устанавлива-ются специальные технологические компьютерные платформы, позволяющиеотслеживать движение информации по разным платформам, управлять соз-данием редакционного контента, распределять обязанности», - отмечаетИ. Кирия [13. C. 54].Работу журналиста теперь во многом регламентируют технические реше-ния: от простого календаря Google до сложных CRM-систем. Интересен при-мер французской газеты Le Parisien, которая распространяется не только че-рез сайт, но и с помощью приложений для iPhone и iPad. Для координациипроцесса в издании используется автоматическая система координации кон-тента. Принципиальная схема процесса выглядит следующим образом: сна-чала готовятся тексты для веб-сайтов, а все дальнейшие рабочие процессыидентичны, и контент (текст, видео, слайды, метаданные) поступает в раз-личные приложения за счет автоматического преобразования.«Я знаю, что 025d>-на каждой конкретной полосе будет столькоВ изданиях вместо журналистов все чаще требуются представители но-вых гибридных специальностей. Помимо привычных контент-менеджеров,это могут быть продюсеры видеоматериалов для инфоэкранов, продюсерыинтернет-проектов, проектные менеджеры, инфодизайнеры и т.д. «Сложныйсимбиоз профессиональных навыков, умения ориентироваться в нуждах со-временного потребителя и стремление к творческому самовыражению, когдастирается грань между потреблением и медиапроизводством, - это все харак-теристики новой социальной, экономической и информационной среды», -констатирует А. Качкаева [15].Есть опасения, что в таких условиях работа журналиста становится болееавтоматизированной и стандартизованной. Действительно, когда во главуставится вопрос соответствия формату, технические средства - камера имикрофон - становятся самыми объективными источниками информации, аавторская уникальность может отойти на второй план.Но технология не всегда сужает поле для творческой работы журналиста. Вусловиях технологического детерминизма журналист должен не становитьсярабом форматов, а учиться использовать новые платформы и инструменты.Профессия усложняется, совершенствуется и требует все больше навыков.Есть и сугубо негативные эффекты. Из определения профессионализмауходит этическая составляющая. Это отражается на профессиональной дея-тельности журналиста, который перестает осознавать свою социально значи-мую роль в профессии, ориентируется на человека как на безликого, бездушно-го потребителя информации.Исследователь И. Карпенко выдвигает гипотезу о том, что возможность влюбой момент времени публиковать, дополнять и изменять тексты отменяетсуществовавшие ранее профессиональные стандарты, которые также являют-ся важным компонентом профессионализма. «С одной стороны, это создает ужурналистов иллюзорный эффект вседозволенности и возможности попра-вить недочеты, а порой и крупные фактические ошибки, с другой - вызываетнеобходимость прилагать дополнительные усилия, чтобы добиться целостно-сти информации, т.е. единства ее происхождения, авторства и смысловогоконтекста в условиях, когда технические средства искажения, манипулирова-ния и преобразования формы информации обладают невиданной ранее эф-фективностью», - пишет Карпенко [16. C. 154].По мнению ряда исследователей, вышеописанное ускорение производст-венных процессов в медийных организациях также может угрожать профес-сии. Так, В. Фатымина утверждает, что «в условиях перманентного дефицитавремени журналист оказывается перед необходимостью постоянной ускорен-ной обработки больших массивов входящей информации, что чревато сниже-нием качества ее отбора, анализа, оценки и обработки, а в конечном итоге -создает угрозу качественным характеристикам конечного информационногопродукта» [17].Другой вопрос, что еще не все журналисты осознали себя конвергентны-ми. Российские издания сталкиваются с теми же трудностями, что и запад-ные, - прежде всего с тем, что журналистам, привыкшим работать в опреде-ленном ритме, очень сложно ужиться с новыми форматами.Вот конкретные примеры.Павел Черников, главный редактор сайта «Коммерсантъ»:«В «Коммерсанте» все понимают, что необходимо переходить к объеди-ненной редакции, но тут очень много сложностей. Взять, например, простуюзадачу организации рабочего пространства. Ведь большой ньюсрум подразу-мевает, что у человека нет постоянного рабочего места. А некоторые журна-листы работают в газете по 10−15 лет, у них свои рабочие места, к которымони привыкли, у кого-то на мониторе висит любимый плюшевый мишка, безкоторого ну никак не пишутся аналитические статьи, и т.д., а тут журналиставдруг сажают за любой свободный лэптоп» [8. C. 97].Олеся Носова, шеф-редактор сайта «Комсомольская правда»:«Если человека не трогать, то он ничего и не будет делать. Наверно, мно-гие хотели бы как раньше: писать два материала в месяц и получать не-плохую зарплату. Сегодня в «КП» журналист должен писать, снимать, разго-варивать на иностранных языках - это профессиональные требования к жур-налистам нашей газеты» [8. C. 98].Владимир Сунгоркин, генеральный директор ИД «Комсомольская правда»:«Нужно преодолеть сопротивление журналиста. У меня даже 60-летнийбывший полковник Советской армии (казалось бы, непрошибаемый вообще)сегодня снимет по четыре урожая со своей беседы со Степашиным, напри-мер: в газете, на сайте, на радио и на телевидении «Комсомольская правда»[19].Как видно, журналисты даже ведущих СМИ не всегда успевают за ап-грейдом, навязываемым технологиями. Учтем и то, что журналисты новоготипа фактически не готовятся на факультетах журналистики: учебные планывузов не отражают потребности нарождающейся новаторской практики. Ктому же российская медиаотрасль лишена институтов аккумуляции передо-вого опыта и его последующего продвижения. Хотя шаги в этом направленииесть: в Московском государственном университете работает кафедра «Новыемедиа и теории коммуникации», а в Алтайском государственном университе-те - кафедра «Современные медиатехнологии» на базе ИД «Алтапресс».Также отметим, что конвергентные процессы охватывают далеко не всеиздательские коллективы нашей страны. Многие издания по-прежнему тво-рят по старым лекалам, а единственным ответом на технологические вызовыостаются интернет-сайты с оцифрованным контентом бумажных изданий -по сути электронные архивы медиапродуктов. В основе такой ситуации ле-жат причины разного порядка: это и консерватизм редакционных коллекти-вов, и технологическая отсталость региональных редакций. Еще один нема-ловажный фактор - нерыночный характер многих СМИ, существование ко-торых зависит от дотаций собственника или государства. В результате жиз-неспособность таких СМИ чаще связана не с удовлетворением потребностейаудитории, а с соблюдением интересов «спонсора».Не существует пока и четкого понимания того, что должен уметь совре-менный журналист конвергентного издания. Однако ключевая функция жур-налиста - формирование повестки дня и интерпретация происходящих собы-тий - остается неизменной. К константам профессии также можно отнестиморально-этические принципы журналиста, профессиональное мастерство,стремление к совершенствованию.Меняются скорее формы работы с информацией и каналы ее доставки чи-тателю, а вслед за ними и ключевые компетенции. Исследователь А. Амзинвыделяет следующие атрибуты современного журналиста: он должен бытьграмотным, уметь искать факты в Сети, писать большие объемы в кратчай-шие сроки, знать как минимум один иностранный язык, иметь навыки работыс графическими редакторами [20. C. 9]. К сожалению, эта точка зрения остав-ляет без внимания важные принципы, которыми руководствуются профес-сиональные журналисты при реализации перечисленных выше технологиче-ских навыков.Пока остаются неясными ответы на следующие вопросы: как найти опти-мальную редакционную формулу производства, как журналистам успеть запроисходящими изменениями и адаптировать свое творчество к новым усло-виям, какова роль журналиста в новом медиапространстве? Все осложняетсятем, что изменения происходят драматически быстро и вроде бы найденныеответы на вышеприведенные вопросы мгновенно устаревают.Как пишет З. Бауман, «сегодня приносит прибыль именно ошеломляю-щая скорость обращения, рециркуляции, старения, демпинга и замены, а непрочность и длительная надежность изделия» [6. C. 14]. Следовательно, что-бы преодолеть кризис, журналистам необходимо как можно быстрее адапти-роваться к текущим изменениям. Отсюда для традиционных СМИ вытекаетнеобходимость создания новых концепций и стратегий.
Серегин О. Каким будет факультет медиакоммуникаций ВШЭ. Сайт Высшей школы экономики (http://www.hse.ru/news/avant/31147293.html).
Арну В. Все мобильные инструменты вместе: выбор Le Parisien // Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine. 2011. № 4. С. 8-9 (http://epaper.wanifra. org/2011_extra04_ru).
Кирия И.В. Организация труда в мультимедийной редакции конвергентного СМИ // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. С. 48-59.
Наумова М. Новый главред «Известий»: «Цинизм 90-х приглушился, газету читает новое поколение интеллигентов». Сайт Slon.ru (http://slon.ru/articles/586579/).
Кашин О. Гибель «Булгарии» // «Коммерсантъ Власть». 2011. № 28. С. 13-15.
Кашин О. Люди клали к стене, где висят списки погибших, цветы и детские игрушки // КоммерсантЪ FM. 2011. (http://www.kommersant.ru/doc/1677698/)
Кашин О. В Казани отпели «Булгарию» // КоммерсантЪ. 2011. № 126. С. 1, 4.
Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ глазами российских журналистов-практиков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 4. С. 91-100.
Deuze M. Liquid Journalism. Political Communication Report 16 (http://www.unr.edu/ organizations/ pcr/1601_2005_winter/roundtable_Deuze.htm)
Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
Мансурова В.Д. «Медийный» человек российской провинции: динамика социального взаимодействия. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011.
Nygren G. Is there a de-professionalization of journalism? / Paper for the conference Nordic Media in Theory and Practice, UCL. London, 2008. P. 1-2.
Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 560 с.
Алексеева А. Манифест Интернета. «Частный корреспондент» (http://www.chaskor.ru/ article/ manifest_interneta_10414).
Вартанова Е.Л. Журналистика в информационном обществе: новые проблемы и новые вызовы. М: Институт развития информационного общества, 2005. С. 36-48.
Карпенко И.И. Радиовещание в интернете: формы вещания, специфика профессиональной деятельности журналистов, новые направления развития // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 150-158.
Фатымина В. Экономические проблемы в ежедневной прессе ФРГ. Сайт «Релга» (http://www.relga.ru/Environ/WebObjectstguwww.woa/wa/Main?textid=561&level1=main&level2=ar ticles).
Везелинг Б. Изменения в редакции - это навсегда // Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine. 2011. № 5-6. С. 14-16 URL: (http://epaper.wanifra. org/2011_0506_ru).
Наумова М. Когда блоги убьют СМИ? Сайт Slon.ru (http://slon.ru/live/539901/).
Амзин А. Новостная интернет-журналистика. М.: Аспект Пресс, 2011. 105 с.