Письменная коммуникация Новейшего времени: основные векторы развития | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2 (18).

Письменная коммуникация Новейшего времени: основные векторы развития

В статье рассматриваются базовые тенденции современной письменной коммуникации, проявляющиеся в ее различных сферах: виртуальной, рекламной, бытовой, дидактической. Анализируются факторы, формирующие данные тенденции, в их числе - когнитивные, семиотические, дискурсивные, технические. Более подробно анализируется тенденция к усилению визуального канала письменной коммуникации и связанного с ним расширения возможностей холистического способа письменной передачи информации.

Written communication of modern time: main vectors of development.pdf Общая характеристика исследования. Основные тезисы, отражающиелогику статьи, таковы. Её предмет - процессы, протекающие в сфере функ-ционирования русского письма, а цель их изучения - выявление важнейшихвекторов развития современного письменного русского языка Новейшеговремени. Гносеологическим способом обнаружения и квалификации тенден-ций в этой сфере выступает рассмотрение явлений письменной речи в обще-коммуникативном аспекте. Основной метод изучения - наблюдение, а важ-нейший способ объяснения результатов наблюдения - антиномический ана-лиз. Мы исходим из того, что антиномия есть движущая сила письменно-речевой деятельности. Тенденции в письменной речи (так же как и в устной)складываются стихийно. Они представляют собой равнодействующую трил-лионократных коммуникативно-речевых актов (написаний и прочтений), вся-кий из которых есть точка пересечения разнонаправленных сил. Каждая такаяточка - баланс противоречий, а фундаментальный фактор баланса - законсохранения речемыслительных усилий в письменно-речевой деятельности.Энергетический центр баланса в настоящее время во многом определяет-ся активностью виртуальной электронной коммуникации. Интернет, скайп,смс, аудиокниги, презентации, дистанционное обучение активно включены всоциальную жизнь, прежде всего - в жизнь молодого поколения. Они интен-сивно вторгаются в прежнюю систему письменной коммуникации, конкури-руя с ее традиционными формами. Одновременно конкуренция осуществля-ется и внутри новых форм. Все эти процессы протекают на наших глазах, изадача лингвиста их зафиксировать, описать и интерпретировать. В предла-гаемой статье представлены результаты их пилотного описания.Сдвиги в современной письменной коммуникации. Мы полагаем, чтопоявление новых форм коммуникации создает ситуацию глобального сдвигане только в технической части письма, но и в самой семиотике (коде пись-менной речи), а возможно, и в письменной ментальности. Назовем некоторыеиз составляющих такого сдвига. КОГНИТИВНЫЕ (новая письменная ментальность):- тенденция к холистическому представлению коммуникативного содер-жания, тесно увязанная с усилением визуального канала передачи информа-ции; ДИСКУРСИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ:- усиление дискурсивных тенденций письменной речи;- усиление перлокутивных тенденций письменной речи; СЕМИОТИЧЕСКИЕ:- конкуренция звуковой и визуальной форм речи представляет собой спо-соб (внутреннюю форму, структуру) современной коммуникации;- конкуренция звуковой и визуальной детерминант внутри письменнойречи;- усиление визуального канала ведет к повышению степени иероглифич-ности письменной речи; ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ (внешняя форма коммуникации):- от бумаги - к электронному носителю, от ручного написания к клавиш-но-клавиатурному. Увеличение скорости записи. Расширение возможностейполучения и передач текстов на расстояние и по количеству адресатов(спам - форма распространения информации, максимальным образом экс-плуатирующая эту возможность).Антиномия холистического и элементаристского векторов развитияписьменной речи. Холизм - примат целого над частями, невыводимость це-лого из суммы частей. Холизм в психологическом смысле - «видение» цело-го до расчленения его на части. Холизм в когнитивном смысле - схватываниесмысла целого вне суммирования смыслов его частей. Интуиция представля-ет собой одну из базовых форм холизма. Антиподом холизма выступает эле-ментаризм. «За деревьями не видеть леса» - афористическая формула эле-ментаристского видения явлений, подчеркивающая его некоторую ограни-ченность, а в пресуппозиции - достоинства холистического видения. Даннаяоппозиция нуждается в осмыслении в разных сферах научного (в том числелингвистического) знания и особенно в дидактике, прежде всего потому, чтошкольное мышление - преимущественно элементаристское [1, 2]. Говоря олингводидактике, подчеркнем следующее: современное массовое метаязы-ковое мышление, как школьное, так и обыденное, сформировано элемента-ристскими стратегиями, восходящими к процессу начального обученияписьменной речи, но никак не реальному письменно-речевому поведениювзрослых носителей русского языка (пишущих и читающих), каковым явля-ются, в частности, скоропись, скорочтение, чтение «про себя». Именно настадии обучения письмо привязывается в первую очередь к звучащей сторонеречи и лишь во вторую - к когнитивной, но эта привязка - генетический мо-мент письменно-речевой деятельности индивиуума, однако этот моментвесьма устойчив для обыденного метаязыковго сознания: носители языкаубеждены, что русский язык в школе учат для того, «чтобы правильно пи-сать», что в правильном написании главным является проверочное действие,соотносящее написанное с системой фонем [2].Доминирование звуковой составляющей в письменной коммуникациипорождает сильную элементаристскую тенденцию в языковом мышлении:поэлементный - один элемент за другим - способ кодирования и декодиро-вания информации в письменной (а отчасти и устной) речи, оно детермини-руется стратегией и тактикой современного письма. В этом смысле холисти-ческая стратегия существует в рамках элементаристской как вспомогатель-ная. Это особенно ярко проявляется в чтении, где выведение главного и об-щего смысла осуществляется необходимо поэлементно, а холистическийкомпонент реализуется как параллельно-следовый. Обучение чтению «подмикроскопом» в школе явно доминирует над обучением чтению «через теле-скоп». Холизм - это, во-первых, изначальное интуитивное схватываниесмысла текста в целом; во-вторых, движение от вышестоящих единиц текстак нижестоящим при факультативном обращении к частностям нижестоящихуровней.Семиотические следствия обусловлены сдвигом в соотношении звуко-вой и письменной речи, в частности двух разновидностей письма: письма, обусловленного звуковой речью, передающего звучание рече-вого произведения; письма, «обходящего» звуко-вой субстрат и отражающего непо-средственно мир идей и мыслей.При таком письме роль звуко-буквенного письма неизбежноуменьшается. В этом случае естьоснования говорить о тенденции киероглифизации (в широком смыс-ле), осуществляющейся в неразрыв-ном единстве с холистической тен-денцией письменной речи, что про-является, в частности, в разнообраз-ных формах редукции звуковой сто-роны письменной речи. Таковы, на-пример, аббревиатуры в научномтексте (ср.: Средства массовойкоммуникации (далее СМК) изуча-ются нами на материале област-ной прессы. Актуальность изученияСМК заключается в следующем...);сокращения и условные значки во всех видах текстов, специальные значки втехнической документации или на клавиатуре компьютерной техники. Мно-гие из них не предполагают озвучивания. Например, название газеты «Ком-мерсантъ» сократилось до «Ъ», и в СМИ можно часто встретить письменныефразы типа: как напечатано в «Ъ».Не предполагают озвучивания и многочисленные сложные «иероглифы»научного текста, технических инструкций, планов-схем и т.п. Они хорошоиллюстрируют холистические (генерирующие) возможности креативно-иероглифического письма подобного типа. Такие «научные иероглифы» непредполагают озвучивания (за ними не стоит звуков ни при создании, ни причтении научного текста), звуковое сопровождение при комментировании необязательно (см., например, рис. 1).Своеобразное развитие иероглифического письма находим в таких нова-циях современной коммуникации, которые можно назвать модульной (блоч-ной) формой передачи информации.Она активна в комиксах, рекламе,интерактивном обучении, когда на-жатием одной кнопки воспроизво-дится целая «картинка (клип), ср.рис. 2, 3.Разумеется, такие формы имеютместо не только в профессиональнойкоммуникации, их истоки обнаружи-ваются в различных формах естест-венной письменной речи, например вграффити, в объявлениях, записках.Они могут быть квалифицированыкак текстовые «клипы», или креоли-зованные модули, ср. рис. 4.Возможности «клипового канала» передачи информации давно исполь-зуются педагогами-новаторами. В частности, В.Ф. Шаталов разработал сис-тему опорных конспектов, исходящих из того, что «понимание речи ребен-ком - это не что иное, как трансформация речевого потока в образный .В его мироощущении живут предметы, действия, свойства и слова, их обо-значающие... Феномен идентификации вызываемого звучащим словом образас текстом является наиболее фундаментальным фактом происходящего нанаших уроках. В опорных сигналах в соответствии со спецификой изла-гаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретиче-ский материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, гра-фики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретиза-ции, использованные при объяснении содержания теоретического материала:конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д.Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материа-ла, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых зна-ний» [3]. Приведенные выдержки из описания методической системыВ.Ф. Шаталова ясно говорят о стремлении учителя сформировать способ-ность к холистическому видению темы через опору на образно-зрительныйканал восприятия и воспроизведения учебного материала [4].Приведенные примеры иллюстрируют холистическую тенденцию в ком-муникативно-информационном использовании фрагмента текста и, соответ-ственно, опережение знакового представления целого по отношению к пред-ставлению элементов. Лингвистическая интерпретация приводит к мысли овозможности их рассмотрения как единиц, которые выступают своеобразныманалогом сложного синтаксического целого (в структурно-семантическомсинтаксисе), - единицей письменной речи, выделяемой в коммуникативно-информационном плане.Холистические возможности визуально-письменного канала с помощьютаких клиповых единиц более сильные, чем канала фоно-аудиально-письменного. Само словосочетание «видение целого» на слух заметно при-вычнее, чем словосочетание «слышание целого», что вполне естественно:видеть картину в целом естественно, а слышать симфонию в целом - исклю-чительно. «Звуковая» лекция и лекция-презентация - хороший пример кон-куренции каналов. Причем нередко эта конкуренция происходит непосредст-венно в речевом акте, когда студент имеет выбор «считывания» информации:списывания текста с экрана или записывания «со слуха». Возникает принци-пиальный вопрос: презентация с широким письменным представлением тек-ста, обширным цитированием - это визуальное подкрепление звучащей речидокладчика или, напротив, озвучивание письменного текста? Что здесь пер-вично? Если письменное представление текста на экране, то получается, чтолекции читает студент, а не лектор! По нашим наблюдениям, сильные сту-денты отдают предпочтение визуальному каналу. Такая конкуренция повсе-местна. Онлайн-конференции в Интернете в настоящее время все чаще ока-зываются эффективнее очных форумов. На научных конференциях и защитахдиссертаций последнего времени участники нередко имеют выбор формызнакомства с докладом: они либо слушают его, либо прочитывают сборникматериалов (тезисов) предварительно или непосредственно во время доклада.В этом же ряду стоит конкуренция видов письменно-речевой деятельности наскайпе - здесь всегда есть возможность перейти от звукового общения кписьменному. Подобным образом конкурируют СМС и прямые звонки адре-сату по сотовому телефону.Конкуренция звуковой и зрительной коммуникации имеет давнюю исто-рию. Так, многие ученые полагают, что на заре человечества конкурировализвуковая и жестовая (зрительная в своей основе) речь. В более позднее времяконкурировали пиктографическое письмо и письмо разного рода условнымизнаками. При этом формы условной записи также далеко не повсеместно за-вершились «победой» именно звуко-буквенного письма, многие народы ус-пешно пользовались и пользуются иероглифическим письмом разных видов,в котором звуковая составляющая не обязательна, поскольку письменныйзнак напрямую соотносится с мыслью (понятием, представлением или моду-сом). Внутри буквенного письма есть свои проявления иероглифизма. Так, вопределенном смысле знаки препинания являются иероглифами, особенно втом случае, если обозначают релевантные для коммуникации смыслы, с ко-торыми напрямую (вне звучания) соотносится знак препинания. Пунктуациясейчас переживает глубинные трансформации, связанные с утрачиваниемтрадиционной функциональности (ослабление структурно-семантическихсмыслов, ортологической обязательности), усилением дискурсивных (модус-но-диктумных) смыслов.Антиномия тенденций к редукции и отражению звуковой речи в со-временной письменной речи. Наблюдения за новыми явлениями в пись-менной речи показывают, что ее отношение в звуковой составляющей двоя-кое и противоречивое. С одной стороны, очевидны проявления редукции зву-ковой стороны речи, с другой - ярко видно стремление к ее усиленному вос-произведению на письме. Редукция звуковой стороны всегда присутствовалав русской письменной речи как на уровне кода (титло, аббревиация, устойчи-вые сокращения типа «и т.д. и т.п.», которые , однако, не до конца отрывалисьот «звучащей основы»), но в последнее время уход от передачи точного зву-чания достиг уровня принципа. Одно из ярких проявлений этой тенденции -современная графодериватология, которая представляет собой весьма разви-тую систему, конкурирующую с фонемно-буквенной системой, - это всевоз-можные сокращения словесных и фразовых написаний, замена букв, букво-сочетаний, написаний слов и фраз небуквенными элементами, элементамидругих буквенных и графических систем. Несколько примеров из онлайно-вых форм: Нефонетические названия цифр и ряда букв «на да4е» Знаки типа @ в позиции буквы в сочетании с транслитерацией:«Chorosha@yaYule4ka». «Двуалфавитность»: «СуперSTAR», «двуфонетизм»: ВлиWiтесь! Латинская симуляция русскими буквами, «спешл фо Огонек)». Специализированные знаки: «тороплюс на работу))))». Узуальные и неузуальные редукции написаний слов: «спс ивсего хоро-шего». Подробно о графодеривталогии см. [5, 6].Другая тенденция, напротив, проистекает из потребности максимальносохранить звучащую речь (и не только звучащую, но «действительную» во-обще), наполняет фонетические элементы особыми смыслами, которые мыквалифицируем как дискурсивные (подробнее об этом далее).Синтагматичность и хронизм звуковой речи и звукового письма. Зву-ковая речь имеет в своей основе сильную элементаристскую направленность,при которой целое постепенно выстраивается из элементов: из букв - слово,из слов - предложение, из предложений текст - и лишь тогда вырисовывают-ся контуры целого. Звуковая речь и письмо на его основе хроничны (звуко-вые сигналы располагаются как следующие один за другим во времени) исинтагматичны (сигналы располагаются один за другим на пространственнойоси). В этом смысле синтагматическая природа письменных знаков иная.Хроничность их существенно ослаблена, а пространственность усилена. Ви-зуальная коммуникация обладает значительно большими парадигматически-ми возможностями. Разумеется, элементаризм естественной звуковой речи неабсолютен, более того, в чистом виде он беспомощен. Человечество, пользу-ясь звуковым письмом в течение тысячелетий, выработало способы усиленияего эффективности путем подключения различных холистических механиз-мов. В этом ряду такие важнейшие лингво-когнитивные механизмы, как пла-нирование речевого произведения, прогностика, ретрогностика речи, необхо-димое присутствие в речи таких составляющих, как реконструкция подразу-меваемого автора и авторского замысла, которые могут возникнуть при вос-приятии большого речевого произведения уже на начальных его этапах какпрообраз целого. Очевидно также, что в скорописи и скорочтении элемента-ристская цепочка «от простого к сложному» также часто нарушается - этиформы письменно-речевой деятельности в значительной степени холистич-ны, пишущий и читающий оперируют, как правило, более крупными едини-цами, чем фонемо-буква или слог-буквосочетание. Эти крупные единицытакже могут быть квалифицированы как иероглифы в широком пониманииэтого термина.Функциональная дифференциация и взаимодействие «визуальной» и«аудиальной» форм письма. Конкуренция названных форм письма ведет нек вытеснению «слабого противочлена», а к перераспределению функций наоснове преимуществ каждой из форм.Преимущества звуковой речи заключены в больших возможностях пред-ставления дискурса, под которым мы понимаем речь в действительности,речь, не абстрагированную от внешних условий ее протекания (фоновая си-туация, объект и субъект, наблюдатели, непосредственное воздействие ит.п.). В условиях экспансии визуальной коммуникации в ней, с одной сторо-ны, теряются некоторые возможности передачи непосредственного (в час-тотности, суггестивного) содержания, но, с другой стороны, живая письмен-ная речь стремится их, во-первых, тем или иным способом сохранить (пере-дать с максимальной точностью дискурсивные особенности звучащей речи),а во-вторых, изыскать свои собственные возможности для передачи субъек-тивно-модальных смыслов (смайлики - яркая иллюстрация последних). Воттипичные примеры графической речи, стремящейся отразить речь звучащую,в современном молодежном онлайн-общении.Первый - Ааааа! Мега перец! Братишка Пен-Пен!a2kat - Молодцом держался) Любой бы оторопел при виде "БешеныхАнимешников"^^Alucard - Гггг) "Организатор" блн) Следующий раз сам всех соберёш) Ато Нкс уже устала угрожать всем^^Legionerus - Ааааа! Яой! СПАСИИИТЕ! XDNyaka - Ааааа! Яой! СПАСИИИТЕ! XDshimyr - >< Ну Ден в чистом виде. Пока плеер не сел не общался^^ Наде-юсь никого не забыл^^ Всем спасибо! Всеми доволен! АРИГАТО! ХОЧУЕЩЁЁЁЁ!Добавлено: 09.05.2007 - 23:52А вот! Про "драйвера" XDМолодца парень! ^^ Так и не запомнил не имени не ника:-(Bolk 9 Мая 2007, 22:58 Сцук я с табой не спорил !!!И не Тифтелька а Тефтиль...Djaal - 3й Яойщик...Falinaоу... о_ОЗЫ дааа.. Стен.. пасан! Стеен.. скажи так, скажи!!Пасааан!))) ну ска-жиииииDjaal9 Мая 2007, 23:06Цитата(Bolk @ 9.5.2007, 23:58)Djaal - 3й Яойщик...Нееееет! Я не Яойщикhttp://forum.qwerty.ru/lofiversion/index.php/t81140-500.htmlШто то тем развелось...терь будит однаGhOSTb20.12.2005, 08:00:45Прям куртой альтернатывщик треш!!izpodviperdverta20.12.2005, 21:24:17а я знаю почему треш так сделал... если уж на то пашло то можносоздавать ещё один топик типа AWND... глупо так все под одну гребёнку...мона ещё создать тему русский рок, панк рок и попса... тогда в теме музыканичё писать и не придётся....dr.zoidbergНе скажиииии... например Jane Air и Amatory совершенно разные ве-щиKsironhttp://forum.rus21.ru/lofiversion/index.php/t43940.htmlДаже беглый взгляд на такие тексты показывает их устно-письменнуюприроду. Многие лингвисты и историки психологии говорят об огромномвлиянии письменной речи на мышление и общение людей (ср. понятие«письменная ментальность», введенное историком психологии В. Шкурато-вым [7]). В существенной мере такое влияние связано с некоторым отстране-нием письма от сферы непосредственной речевой действительности, с необ-ходимостью большей степени рефлексивности в письме, преодолевающейспонтанность речевого дискурса, и под. В этом же ряду находится отмечен-ное М.М. Бахтиным «тяготение не-текстового общения к мгновенности - ононе фиксируется в коллективной памяти - и, напротив, текстового - к внесе-нию в общую память данной культуры» [8. С. 185]. В онлайн-общении опи-сываемого типа ярко представлена противоположная тенденция - погруже-ние письменной речи в речевую действительность, прямое отражение звуко-вого дискурса, спонтанность письменного мышления. На этом фоне заметнопренебрежение нормами всех типов1, включение сугубо разговорных слове-чек, мутации узуальных форм, введение новых элементов, «смешение ниже-городского с английским» и многое другое, заслуживающее, на наш взгляд,серьезного системного описания. Очевидно, что все это - не принесенныеветром моды феномены, а проявления глубинных тенденций живой разго-ворно-письменной речи.Глубинная оппозиция и одновременно взаимодействие аудиально-звуко-вой и визуально-письменной речи на современном этапе их конкуренции за-ключается, на наш взгляд, в том, что звуковая речь и письмо на ее основеимеют возможности в реализации суггестивной функции, иероглифическоеписьмо - в осуществлении информационной функции. Звуковая речь «силь-на» в сфере индивидуального взаимодействия (прежде всего в эмоциональ-но-стилистическом плане) из-за способности подключить в таком взаимодей-ствии массу сигналов, начиная с логического ударения, интонации и пара-лингвистических средств - тембра, тона, темпа, ритма и через них - средстввнезвуковых. Иными словами, степень ее дискурсивности выше. В приведен-ном примере онлайн-общения - а он типичен - видно не только нежеланиекоммуникантов отдалить письменную речь от звучания, но напротив - актив-но и креативно его использовать для достижения определенного коммуника-тивного эффекта. Ср. высказывание М.М. Бахтина: « Разница междуписьменной и устной речью - не только в различном использовании одина-ковых языковых средств, но и в тяготении к различным в принципе комму-никативным средствам. Устная речь органически включается в синкретизмповедения как такового: мимика, жест, внешность, даже одежда, тип лица -все, что дешифруется с помощью различных видов зрительной и кинетиче-ской семиотики, составляет ее части. Письменная речь дискретна и линейна,устная тяготеет к недискретности и континуумной структуре. Она удаляетсяот логических конструкций, приближаясь к иконическим и мифологическим»[8. С. 186]. Мы полагаем, что современная письменная речь стремится выра-ботать свои особые средства воздействия на адресата, усилить их недискрет-ный и континуумный (а значит, и дискурсивный) характер.1 «Олбанское письмо» - первое звено отказа от примата пофонемно-буквенного письма и фоно-логического принципа орфографии, прямолинейный «выпад» (протест?, разведка боем?) против негопутем актуализации фонетического принципа. «Олбанский язык», заметим, вопреки утвержденияммногих лингвистов, жив (в частности, в Интернете, где он оставил значимые следы своего присутст-вия, широко представленные в онлайн-общении). Далее об этом пойдет речь подробнее.Дискурсивность письменной речи. Мы полагаем, что, интерпретируяданную тенденцию, мы можем говорить о движении от пофонемно-побуквенного письма к дискурсивному, поскольку единицей передачи ста-новится не букво-фонема, а квант дискурса, во всем богатстве разворачи-вающегося смысла и формы в их единстве. В этом отношении показательныэксперименты с внедрением фоностенографии, основанной на передаче дис-курсивных элементов: интонации, создание компактных знаков для слов ифраз. Она базируется на системе аккордного алфавита, отображающего авто-морфными знаками как внутрисловную, так и межсловную изменчивостьпроизношения (сандхи). Фоностенография - это не буквенная система, а ско-рее "нотная". В ней, например, как в нотах, один и тот же знак может обозна-чать различные звуки, в зависимости от различного его расположения по от-ношению к строке» [9. С. 3]. Появление небуквенных систем звукового пись-ма ставит перед семиотикой важную теоретическую проблему, связанную с гра-ницами письменной речи и письменного текста. В этом плане актуализируютсязначимые для теории письменной речи вопросы. Среди них, например, такие:являются ли диктофонная запись, сигналы голосового пульта, креолизованнаяреклама и т.п. речевыми произведениями, в частности текстом? Если следоватьпо этой линии далее, то она приводит к необходимости квалификации записейнезвуковых сигналов в форме нотной партитуры, шахматной нотации1, кардио-граммы и т.п., степень дискурсивности которых приближается к абсолютной.Возможности системного отражения таких важнейших коммуникативных пока-зателей речи, как интонация, тон, тембр, демонстрируют успешные попыткидругих языков в передаче речевой действительности.Возникновение дискурсивного начала в письменной речи отмечаетсяуже давно. Его нарастание проявляется уже в рамках обычной графики. Так,определенные возможности содержит традиционная пунктуация, ее движе-ние от строгого предписания к большей факультативности, от структурно-семантического принципа к коммуникативному отражают названную тен-денцию. Нынешняя система русской пунктуации не слишком озабочена пе-редачей дискурсивных знаков, хотя спорадические элементы дискурсивностипроявляются, например, в факультативном выделении логического ударенияс помощью апострофа, подчеркивания, прописных букв или полужирногошрифта. ТЫ положил книгу на письменный стол?; Ты ПОЛОЖИЛ книгу написьменный стол?; Ты положил КНИГУ на письменный стол?; Ты положилкнигу на ПИСЬМЕННЫЙ стол? Самый дискурсивный знак препинания -модусные кавычки (скажем, а вот и «умник» пришел) - мало регламентиру-ется строгими предписаниями. Весьма дискурсивны такие знаки, как тире,школьно-фольклорная формула которого - «не знаешь, какой знак поста-вить, - ставь тире». Такая глобальная факультативность тире и кавычек под-черкивает коммуникативную нерелевантность для повседневного письмамногих смыслов, на которой настаивают традиционная теория и методикарусской пунктуации.1 В шахматной нотации, кстати, немало «дискурсивных знаков» типа смайликов, например: ! -хороший ход, ? - плохой ход, !? - ход заслуживающий внимания, ?! - сомнительный ход, + - шансыбелых предпочтительнее.Анализ онлайн-коммуникации показывает большую потребность живо-го общения в передаче дискурсивных особенностей речи. В качестве примераприведем такие ее особенности. Комбинация и умножение восклицательных и вопросительных знаков. Пунктуационный креатив. Эксперименты с тире и кавычками, напри-мер, уже давно проводятся во всех формах русской письменной речи. Появ-ление новых знаков препинания типа)))). Графический креатив выделения актуальных элементов речи. Смайлики - в скайпе, например, 90 различных знаков, имеющих либодискурсивный характер - передают или внушают настроение: «улыбаюсь»,«праздник», «обнимаю», «шуточный удар»), либо «клиповый» - описываютодним знаком ситуацию: «дождь», «деньги», «кофе-пауза».Обратим внимание на холистическое содержание смайликов, фиксирую-щих оттенки смысла. Оттенок - вариант целого, но не его часть (элемент).Через смайлики осуществляется вхождение в дискурс письменной речи еепаралингвистического обрамления - мимики, жестики.Подключение в коммуникативный дискурс не только «неслышимых»,но и «невидимых» форм коммуникации. Продолжая разговор о конкуренцииразличных форм письменной коммуникации, считаем возможным сказать и оболее широком контексте, выходящем за пределы непосредственной конкурен-ции звуковой и визуальной речи. Соответственно расширяются и временныерамки конкуренции. В этом плане вслед за редукцией звукового субстрата изречи можно говорить и о возможности редукции уже и других его материальныхформ, в том числе жестово-мимического сопровождения дискурса звуковой ре-чи и ее письменного субститута. В качестве примера «несубстанциональнойкоммуникации» приведем отрывок из рассказа В.М. Шукшина: Эллочка вдругрезко подняла голову, глянула на Степана зеленовато-чистыми глазами. Истыд, и ласка, и упрек, и одобрение, и что-то еще, невыразимо прекрасное, роб-кое, отчаянное было в ее взгляде. У Степана дрогнуло от радости сердце. Ни-кто бы не смог объяснить, что такое родилось вдруг между ними и почемуродилось. Это понимали только они двое. Да и то не понимали. Чувствовали(В.М. Шукшин. «Степкина любовь»). Телепатический обмен чувственнойинформацией хорошо известен человечеству с самых ранних этапов его раз-вития. Но и обмен логической информацией уже не область научной фанта-стики. «Американская корпорация Ambient недавно представила необычнуютехническую новинку - по сути, электронного телепата. Этот прибор, полу-чивший название Audeo, превращает мысли в синтезированную компьюте-ром речь. Он считывает нервные импульсы, поступающие к голосовым связ-кам, и озвучивает их практически в режиме реального времени. И тогда онначнет показывать чудеса: говорить молча. Сейчас прибор распознает и вос-производит порядка 150 слов и фраз» [10].Дискурсивность и перлокутивность: параграфемика & пунктуация.Одно из важных проявлений дискурсивности - достаточно полное самовы-ражение автора и фиксация образа адресата, т.е. учет его потребностей, чтонепосредственно связано с перлокутивной функцией речевого акта. Традици-онная «ортологическая пунктуация» мало озабочена, фиксирует ли вниманиечитающий на знаках препинания. Главное, чтобы они были поставлены пра-вильно. Традиционная пунктуационная система во многих своих проявлени-ях некоммуникативна, следование пунктуационным предписаниям выполня-ет лишь культурно-знаковую (отчасти ритуальную) функцию. Такая «функ-циональность» провоцирует носителей языка игнорировать (не замечать) ееприсутствие, что особенно характерно для позиции читающего (см.: [11]).Современная письменная речь это ярко иллюстрирует. Первичные наблюде-ния свидетельствуют о том, что в условиях доминирования холистическихстратегий роль пунктуации в понимании смысла текста не столь значительна,как принято думать.Об этом, в частности, говорят современные формы подачи текста (рекла-ма, ПИАР, объявления, различные формы естественной письменной русскойречи), в которых пунктуация вытесняется параграфемикой, гораздо болееориентированной на конечный результат коммуникации - перлокуцию.Рекламная коммуникация - полигон новых явлений письменнойкоммуникации. Мы полагаем, что рекламная коммуникация является свое-образной квинтэссенцией многих из тех процессов письменной речи, о кото-рых говорилось выше. В их числе: активное использование модульных (клиповых) форм; креолизованность текста (сочетание «языкового» текста с изобрази-тельными, театральными и музыкальными формами); широкое использование параграфемики (например, креативного члене-ния текста на смысловые фрагменты), нередко заменяющего нормативнуюпунктуацию; видение рекламодателем адресата, нацеленность рекламомейкера наперлокутивную функцию рекламного текста; актуализация дискурсивных преимуществ звуковой речи (Ну чо, тыуже идешь к нам?); преодоление представлений о нормативности текста в каноническомсмысле; правильность в рекламной коммуникации есть успешность и эффек-тивность коммуникативного акта.Нетрудно заметить, что отмеченные процессы не ограничиваются толькоматериальным планом рекламной коммуникации. Отчетливо видна глубин-ная основа изменений в плане выражения, ведущая к смысловым и функцио-нальным детерминантам.Мы стремились показать, что такого рода детерминация присутствует и вдругих сферах письменной коммуникации. Все вместе они образуют единыйвектор, различные проявления которого были показаны и отчасти проанали-зированы в настоящей статье и в ряде других работ (см., например: [12-22]) .

Ключевые слова

antinomic analysis, holistic forms of production and perception, on-line communication visual channel, virtual communication, written communication, антиномический анализ, визуальный канал, холистические формы продуцирования и восприятия, онлайн-общение, Интернет- коммуникация, виртуальная коммуникация, письменная коммуникация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Голев Николай ДаниловичКемеровский государственный университетд-р филол. наук, профессор кафедры русского языкаngolevd@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Усачева О.Ю. Коммуникативная специфика виртуального текста: (На материале интернет-форумов) // Предложение. Текст. Речевое функционирование языковых единиц: межвуз. сб. науч. тр. Елец, 2003. Вып. 2. С. 142-150.
Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. М., 2006.
Лутовинова О.В. Виртуальный дискурс: к определению понятия // Актуальные проблемы лингвистики XXI века: сб. ст. / отв. ред. В.Н. Оношко. Киров, 2006. С. 157-164.
Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009.
Сухолет Д.Ю. К проблеме понятия «виртуальная коммуникация» // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. 2008. № 7. С. 5-7.
Кучмуруков В.В. Виртуальные коммуникации как фактор трансформации культуры информационного общества: автореф. дис. ... канд. культурологи. Улан-Удэ, 2006. 22 с.
Зайнуллина Л.М. Особенности коммуникаций в виртуальном пространстве // Языковые единицы в парадигматике и синтагматике. Уфа, 2008. Ч. 1. С. 101-110.
Галичкина Е.Н. Метафорическая репрезентация концептосферы компьютерной и виртуальной коммуникации // Креативная лингвистика: сб. ст. Астрахань, 2009. С. 53-60.
Бергельсон М.Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 55-67.
Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура: социологические аспекты. М., 2000. С. 395-430.
Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 266 с.
Голев Н.Д., Басалаева М.Ю. Роль пунктуации в понимании текста (о взаимодействии поверхностной и глубинной структур текста) // Вестн. Кем. гос. ун-та. 2010. Вып. 4 (44). С. 128- 133.
Александрова О.С. Фоностенография. М., 1968.
Кузина С. Создаются приборы, «сканирующие» внутренние монологи человека // Комсомольская правда. 2010. 31 авг.
Лотман Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе // Лотман Ю.М. Избр. ст. Т. 1. Таллин, 1992. С. 184-190.
Шкуратов В.А. Историческая психология. 2-е изд., перераб. М.: Смысл, 1997. 505 с. (Психология для студента).
Попова Т.В. Креолизованные дериваты как элемент русской письменной коммуникации рубежа XX-XXI веков // Лингвистика креатива / под ред. Т.А. Гридиной. Екатеринбург, 2009. С. 147-176.
Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до наших дней. М.: Флинта: Наука. 2009.
Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.
Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения http://www.referats.5-ka.ru/62/38066/1.html
Голев Н.Д. Современное российское обыденное метаязыковое сознание между наукой и школьным курсом русского языка («правильность» как базовый постулат наивной лингвистики) // Обыденное метаязыковое сознание: онтологический и гносеологический аспекты. Ч. 2 / отв. ред. Н.Д. Голев. Томск. 2009. С. 378-410.
Голев Н.Д. Массовое письменное сознание // Кириллица - латиница - глаголица / под ред. Т.В. Шмелевой. В. Новгород, 2009. С. 283-307.
 Письменная коммуникация Новейшего времени: основные векторы развития | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2 (18).

Письменная коммуникация Новейшего времени: основные векторы развития | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия