Дизайн современной газеты и новые подходы к формированию ее содержания | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2 (18).

Дизайн современной газеты и новые подходы к формированию ее содержания

В статье описываются тенденции в области газетного дизайна, связанные с переходом газеты к компактным форматам. Автор отталкивается от тезиса, выдвинутого Марио Гарсиа, о том, что изменение формата влечет за собой и «компактизацию» содержания, анализируя опыт зарубежных изданий, обосновывает основные принципы «компактного» содержания и раскрывает основные способы его реализации.

Contemporary design of newspaper and new approaches to structure of itscontent.pdf Ключевые тенденции в газетной индустрии сегодня во многом формиру-ются под влиянием медиаконвергенции. Идея объединенных редакций (пе-чатных СМИ и электронных) создала предпосылки для развития концепции«мобильного журналиста» (Mobile Journalist/MoJo) и альтернативных моде-лей построения медийного сообщения. Естественно, что интеграция медиа-платформ актуализировала вопросы о принципах разделения информациимежду печатью и интернетом, а вместе с тем и проблемы, связанные, с опре-делением роли газеты как канала СМИ в новом информационном поле. МаркПортер (Mark Porter), экс-креативный редактор газеты Guardian (Великобри-тания), заметил, что медиаконвергенция потребовала от дизайнеров немед-ленной реакции на происходящие изменения: «Вместо того чтобы просторассказывать читателям о новостях, газеты помогают понять значение собы-тий и дают повод к размышлениям. Дизайн ответил на этот вызов появлени-ем огромного количества новых решений. И визуальная журналисти-ка - «умное» использование фотографий, инфографики и приемов верстки -стала для редакторов необходимым инструментом» [1. С. 8].Основную тенденцию в области газетного дизайна можно обозначить как«компактизация». Прежде всего, речь идет о переходе к средним (Berliner,около 47х31,5 см) и таблоидным (Tabloid/Half Nordic, около 35,5х25,5-30,5 см) форматам. Мотивации перехода могут быть разные. Для некоторыхгазет смена формата является частью общей маркетинговой стратегии. На-пример, El Comercio (Перу) выпускает компактную версию специально длярегиональных рынков. За исключением шрифтов и технически необходимыхкорректировок композиционно-графической модели «компактное» изданиене отличается от оригинала, однако стоит гораздо дешевле. Газета L'Unita(Италия) - официальный орган Итальянской коммунистической партии -специально выбрала максимально возможный маленький формат(35х24,4 см), чтобы выделиться на фоне других изданий и подчеркнуть своюуникальность.В некоторых случаях изменение формата продиктовано задачами реди-зайна. Так, например, «компактизация» Diário de Notícias (Португалия) сталаследствием пересмотра навигационной системы, сетки и принципов структу-рирования материала на полосе.В большинстве случаев необходимость «компактизации» периодическихизданий обусловлена изменением информационных привычек аудитории.Многочисленные маркетинговые исследования показывают, что традицион-ные большие форматы «солидных» газет воспринимаются как архаичные инеактуальные. Например, в период с 2003 по 2006 г. практически все крупныебританские бренды (Guardian, Independent, Times, Telegraph) перешли накомпактные форматы. Изменение в ходе редизайна формата американскогоделового издания Wall Street Journal, по словам издателя газеты ГордонаКроувица (Gordon Crovitz), было вызвано как финансовыми причинами (эко-номия расходов на печать составила до 1,8 миллиона долларов в год), так истремлением привлечь более молодую аудиторию [2]. Как и в случае с бри-танскими изданиями, «компактизация» WSJ являлась частью создания болеепрогрессивного и современного образа издания.Как замечает Марио Гарсиа (Mario Garcia), «компактизация» может обо-значать и изменение способа подачи материала путем создания более дина-мичного и эффективного стиля, «определенную стратегию, ментальность» [3.С. 25]. При этом подчеркивается, что, работая в традиционных больших фор-матах, содержание газеты сделать «компактным» можно, но в малых исполь-зование прежних парадигм практически невозможно. Подтверждение этоготезиса мы находим на практике. Модернизацию Guardian (Великобритания,проект 2006 г.) изначально топ-менеджмент не связывал с какими-либо су-щественными изменениями в редакционной политике. Предпосылками к ре-дизайну послужили две вещи. Во-первых, модель, созданная Дэвидом Хилл-маном (David Hillman) и внедренная в конце 80-х гг. прошлого века, мораль-но устарела. Во-вторых, в начале 2000-х все основные британские изданияперешли на компактные форматы, и Guardian, которая «всегда имела репута-цию самой инновационной британской газеты» [4], выглядела на ихфоне архаично. Изначально задачи редизайна были «формальными»: пере-вести газету в формат берлинер и освежить композиционно-графическуюмодель. Однако после трех месяцев работы стало очевидно, что конвертиро-вать газету в компактный размер без радикальных изменений содержанияневозможно. В итоге была сформирована новая концепция организации кон-тента, суть которой в следующем: оставаясь газетой «жестких новостей», пе-реложить часть коммуникативных функций на визуальные средства, чтобы«иллюстрации и графика стали работать наравне с текстом, тем самым пред-лагая читателю альтернативные пути получения информации» [4].Очевидно, что идея «компактного» содержания также связана с формиро-ванием новых информационных привычек аудитории. «Интернет создал со-образительного, нетерпеливого читателя, который ожидает, что изданиепредложит ему новости, расположенные в четкой иерархии, удобную навига-цию и быстрое движение по полосе» [1. С. 158]. Еще в 1990 г. eye-trackingисследование Института Пойнтера (Poynter Institute, США) зафиксировало,что только 29% участников эксперимента прочитывали информацию в газетепоследовательно, в порядке, навязанном им редакцией. Процесс чтения ос-тальных представлял собой непоследовательный, нелинейный, хаотичныйпроцесс [5]. В научно-исследовательской литературе этот тип читателей по-лучил название «читатель-сканер» (scanner reader, или scanners). «Сканеры»не читают, а просматривают газетные полосы с редкими остановками. По-этому «дизайнер имеет возможность рассказать и продать историю толькотогда, когда человек делает паузу» [6. С. 145]. Знаком «стоп» может быть ин-тересный заголовок, иллюстрация, фотография, инфографика. Еще одна важ-ная особенность этого типа аудитории в том, что она обладает высокой сте-пенью самостоятельности в принятии решения «читать / не читать». Соответ-ственно, задача дизайна - не только фиксировать внимание на полосе, но иструктурировать сообщение так, чтобы потребитель, останавливаясь, каждыйраз получал новую дозу информации.Таким образом, «компактизация» содержания по аналогии с «компакти-зацией» формата ставит своей целью сделать процесс чтения газеты удоб-ным. В этом смысле «компактизация» содержания не является революцион-ным путем развития газеты. Скорее, результатом эволюции идей интегратив-ных концепций газетного дизайна, рассматривающих дизайн одним из ос-новных участников процесса формирования коммуникативной стратегии из-дания, «инструментом, который может быть использован для усиления со-держания отдельного сообщения и издания в целом» [7. C. 1]. Переосмысля-ется понятие «содержания». В интегративных концепциях под содержаниемпечатного СМИ понимается не сумма текстов, а комплекс вербальных и ви-зуальных компонентов. С этой точки зрения дизайн является продолжениемпроцесса редактирования, а визуализация информации не дополнительнымэлементом работы над материалом, а неотъемлемой частью процесса созда-ния газетной публикации. Организуя разнородную информацию в одно це-лое, дизайнер направляет усилия на то, чтобы помочь читателю вычленитьглавное и необходимое. В этом и состоит идея «компактного» содержания:используя инструменты визуальной журналистики, систематизировать со-держание отдельного сообщения и номера в целом, визуализировать иерар-хию информации на уровне полосы и материала, предоставить возможностьчитателю самостоятельно определять уровень детализации публикуемых вгазете историй.По мнению Марио Гарсиа, одним из простых, но эффективных способов«компактизации» содержания газеты является использование самостоятель-ных (существующих вне контекста других материалов) коротких текстовых ифото-брифов. «Все исследования и фокус-группы убедительно свидетельст-вуют о важности этих кратких блоков. Когда читатели видят колонки брифовв любом разделе газеты, они уверенно и быстро схватывают такие материа-лы» [3. С. 23]. Как показывает анализ зарубежной практики, особенно попу-лярным этот прием становится в качественных изданиях, жанровая моделькоторых ориентирована на использование крупных форм публицистики(комментарии, корреспонденции, репортажи, статьи, обозрения и т.д.). На-пример, газета Wall Street Journal (США) после редизайна в 2007 г. сделаластавку на аналитику, сфокусировав внимание на так называемых «second-daystories» (т.е. на детализации и комментировании новостей). Основу жанровойструктуры WSJ составляют комментарии и промежуточные формы аналити-ческой и новостной журналистики (корреспонденции, аналитические отчеты,проблемные репортажи). Тем не менее газете удается сохранять «информа-ционную плотность» за счет использования «secondary readings» (брифы,сайдбары, цитаты, диаграммы и т.д.) и «story summaries» (короткие информа-ционные сообщения, содержащие ключевые детали новости). Кроме этого,практически на всех внутренних страницах есть специальная рубрика «InBrief», которая кратко сообщает о главных новостных поводах дня.Модель деловой газеты Gazzetta Di Parma (Италия) имеет жесткую струк-туру. Все полосы условно разделены на три уровня: на первых двух публи-куются главные материалы, в «подвале» - новости «второго эшелона». Темне менее при взгляде на газету не возникает ощущения монотонности. Опре-деленный ритм восприятия информации и динамичность создаются за счетиспользования колонки «In Breif», которая не имеет постоянного места и нестандартизирована. Она перемещается с уровня на уровень, иногда распола-гается на двух уровнях одновременно, а в некоторых случаях пересекает всюполосу, разделяя по вертикали страницу на две части.Для таблоидов, массовых и спортивных изданий стандартной практикойстановится разделение материалов на полосе на несколько самостоятельныхблоков. По такому принципу выстроена архитектура полос Daily Mirror (Ве-ликобритания), Cronica (Парагвай), Lance! (Бразилия), Notícia Agora (Брази-лия) и др. Наиболее ярким примером использования такой стратегии «ком-пактизации» содержания является массовая газета Mais (Бразилия). Это изда-ние занимает промежуточный типологический статус, объединяя черты мас-совой спортивной газеты и газеты общего интереса. Новостям спорта отдает-ся 50 % площади, остальную занимает информация из социальной сферы.Концепцию Mais можно описать следующим образом: ультрасовременнаягазета, которая быстро и легко читается. Таким образом, визуализация, ис-пользование широкой палитры цветов и подача информации как разрознен-ных фрагментов одного целого являются ключевыми аспектами композици-онно-графической модели газеты. «Крайним» проявлением основных прин-ципов формирования содержания Mais стали разделы, посвященные развле-чениям и шоу. Полосы представляют собой «пазл» из 7-9 коротких новостей,презентация которых сопровождается активным использованием цвета и фо-тографий.«Компактизация» содержания основывается на принципах, близкихструктурированию информации интернет-медиа. Исследователи Стив Вест(Steve West) и Марк Норрис (Mark Norris) считают, что процессы созданиямультимедийной продукции подчиняются тем же законам, что и проектиро-вание программного обеспечения [8]. Отталкиваясь от этого тезиса, авторывыделяют два основных принципа структурирования информации на веб-сайте: разделение сообщения на более мелкие элементы, насколько это воз-можно, независимые друг от друга (инкапсуляция / encapsulation), и передачаинформации одновременно несколькими каналами (policontiguity). Классиче-ским примером использования данных подходов в структурировании сооб-щения в газете является информационный пакет.Под информационным пакетом понимается «способ создания сообщенияс помощью различных визуальных и вербальных компонентов» [6. С. 23].Это определение является устоявшимся, однако, на наш взгляд, не вполнеотражает специфику данного способа организации информации в газете, по-этому требует некоторых уточнений. Информационный пакет характеризует-ся единством темы (обозначение конкретной ситуации, взятой в отношении кмасштабной проблеме и под определенным углом зрения) и идеи (главнаямысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отно-шение автора к тем явлениям, которые им изображены). В этом заключаетсяглавное отличие информационного пакета от тематической полосы, где осно-ванием для объединения нескольких материалов, напрямую не соотносящих-ся друг с другом, и образования формы их подачи является общая тема (илитематическое направление). Информационный пакет представляет собойединое законченное произведение, содержание которого выражено с помо-щью текстовых и графических способов передачи информации. Все они уча-ствуют в формировании единого смысла (принцип policontiguity), но в то жевремя являются самостоятельными элементами (реализация принципа инкап-суляции). Такой подход дает возможность создавать многоуровневую систе-му осмысления новости и позволяет читателю самостоятельно определятьстепень детализации информации.Классические примеры использования информационного пакета можнонайти в газетах Clarin (Аргентина) и Guardian (Великобритания). Основныефункции изложения информации переданы инфографике (содержит основ-ные детали новости), текст (вербальная реализация сути произведения) вы-полняет функции комментария и анализа. Интегративные концепции газетно-го дизайна опираются на тезис, что визуальный язык является более естест-венным для человека в процессе восприятия информации, соответственно, ондолжен содержать первичный уровень кодирования смысла сообщения [9,10]. Тем не менее использование пакетного принципа подачи информации неозначает полную конвертацию классического журналистского текста в наборграфических элементов. Визуализация в данном случае является инструмен-том выделения элементов структуры журналистского произведения, выявле-ния четких и понятных иерархических связей между ними и создания удоб-ной внутритекстовой навигации. Например, концепция реформирования мо-дели содержания качественного издания A Tribuna (Бразилия) основываласьна идее «создания газеты мнений, но при этом существующей синхронно сежедневными новостями» [11. C. 103]. В связи с этим монолитная статья бы-ла заменена на пакетный способ подачи информации. Изначально не предпо-лагалось широкое применение графических элементов. Информационныйпакет A Tribuna включает: основной текст (как правило, выполненный в про-межуточных жанрах аналитической и новостной журналистики), наиболееяркие цитаты и короткое интервью с участником события. Композиционновсе эти элементы располагаются в верхней части страницы. Комментарииэкспертов (как правило, три-четыре) отбиваются светлой линейкой и нахо-дятся в «подвале». В газетах Cronica (Бразилия), El Nacional (Венесуэла), ElUniverso (Эквадор), La Cronica de Leon (Испания) информационный контекстновости создается за счет использования внутри основного текста коммента-риев-фрагментов, коротких текстовых и фото-брифов.Многочисленные исследования показывают, что газета прочитывается внесколько приемов в течение дня и человек, как правило, тщательно выбира-ет, что и когда он прочтет. Поэтому совершенствование навигации также яв-ляется частью создания «компактного», т.е. удобного содержания. Колонти-тулы, система анонсов на первой полосе, закрепление постоянного места зарубриками и т.д. являются устоявшимися приемами ориентирования в газе-те. Тем не менее очевидно, что для современного читателя, привыкшего кинтерактивным способам получения информации, этого уже недостаточно.Как показывает опыт зарубежных изданий, в поисках новых решений усо-вершенствования системы навигации в газете дизайнеры обращаются к ин-формационной архитектуре веб-сайта.Исследователи Луис Розенфильд (Louis Rosenfeld) и Питер Морвиль(Peter Morville) описывают информационную архитектуру как «искусство инауку формирования информационного продукта и опыт поддержания удоб-ства пользования и поиска информации» [12. С. 4]. Традиционно основныефункция информационной архитектуры связаны с созданием порядка органи-зации и представления для пользователей информации на сайте посредствомиерархических списков содержания, ключевых слов поиска, типов данныхи т.д. С развитием концепции WEB 2.0. наблюдается усложнение задач ин-формационной архитектуры. От «дизайна индивидуального информационногопространства» [12. С. 4] к «инструменту стратегического агрегирования и ин-тегрирования» [13. С. 2]. От «организации информации» [12. С. 4] к «созданиюпути для лучшего понимания» сообщения [14. С. 61]. От стремления «помочьлюдям найти информацию» [15. С. 60] к формированию механизма управленияею и ее использования [13, 14]. Иными словами, информационная архитектураиз вспомогательного инструмента веб-дизайнера сегодня превращается в кон-цепцию формирования контента, основными принципам которой являютсяудобство пользования (usability) и удобство поиска (findability).Ключевой категорией информационной архитектуры является навигация.В данной работе под навигацией мы понимаем комплекс постоянных визу-альных элементов, служащих для ориентирования в структуре веб-сайта (га-зеты). Навигация веб-сайта представляет собой систему линейных верти-кальных и горизонтальных связей, разделенных на три основных уровня:глобальный, локальный и контекстуальный. На глобальном уровне визуализи-руются общая структура и логика построения сайта, на локальном уточняютсякомпоненты содержания выделенных основных блоков. Главная задача кон-текстуальной навигации - создание ясных связей с другими текстами сайта наданную тематику или уточняющими детали сообщения. Многоуровневая сис-тема навигации позволяет «одновременно предоставлять информационныйконтекст и делать структуру сайта гибкой, помогая пользователям понимать,где они находятся в данный момент и куда дальше могут пойти» [12. С. 116].Система навигации в газете также представляет собой многоуровневуюсистему навигации. Колонтитулы выполняют функции глобального ориенти-рования, система рубрик и подрубрик - локального, анонсы и перенос частитекста с первой полосы на внутренние - контекстуального. Переосмыслениебазовых приемов информационной архитектуры сайта (маркирование, гипер-ссылки, формирование категорий и списков) в практике периодического из-дания не разрушает традиционную систему организации и структурированиясодержания газеты, но позволяет, используя привычные инструменты, уси-ливать такие свойства навигационной системы газеты, как удобство пользо-вания (usability) и удобство поиска (findability).Например, Diário do Nordeste (Бразилия) как дополнительное пространст-во для анонсов материалов раздела и детализации самой обсуждаемой ново-сти на сайте использует колонтитулы. Journal de Notícias (Португалия) напоследней полосе располагает анонсы материалов, опубликованных на внут-ренних страницах, а на месте верхнего колонтитула находится описаниеструктуры всего номера. Для усиления эффективности локальной навигацииWall Street Journal разделяет короткие сообщения по тематическим направле-ниям с помощью цветных индикаторов. Таблоид EL Día de Cuenca (Испания)использует цвет не только для отделения редакционных материалов от рек-ламных, новостей от колумнистики, но и для маркирования информации науровне жанра. El Nacional (Венесуэла), De Pers (Нидерланды) для специаль-ных репортажей, очерков и интервью применяет верстку, отличную от верст-ки информационных материалов.В целом, как показывает практика зарубежных изданий, на пути адапта-ции модели содержания газеты к новым информационным привычкам ауди-тории формируется новый стиль оформления периодических изданий. Однимиз его проявлений стало использование приемов информационного дизайна вархитектуре первых полос. Традиционная композиция первых полос вы-страивается исходя из того, что процесс чтения сначала идет сверху вниз,затем по диагонали от левого угла страницы к нижнему правому. С учетомвозникновения новых привычек аудитории архитектура первой полосы орга-низуется по принципу первой страницы веб-сайта. Как показывает исследо-вание Института Пойнтера «Eye Track III», на экране монитора человек смот-рит сначала в центр, затем сверху-вниз, потом слева направо [16]. Соответст-венно, центром композиции первой полосы становится так называемый «со-держательный фрейм» - центральный элемент, с сильным визуальным им-пульсом.Используются и классические для веб-сайтов варианты верстки. Напри-мер, первые полосы La Vos de Galicia (Испания), Vuelta En U (Коста-Рика)основываются на «двухколейной» сетке (double-track grid) - две вертикаль-ные колонки анонсов обрамляют центральную часть слева и справа. JutarnjiList (Хорватия) - на «открытой» сетке (open grid), которая предполагает по-явление навигационных элементов только в начале страницы. El Nacional(Венесуэла), La Gazzetta dello Sport (Италия) - на основе «L-образной» сетки(l-shaped grid) - вертикальная колонка справа используется для навигации(содержит основные анонсы), нижняя горизонтальная - рекламу и второсте-пенные анонсы.«Компактизация» содержания имеет непосредственное отношение и коформлению новых характеристик газетного текста. Как уже было отмечено,пакетный способ подачи информации позволяет сконцентрироваться на кон-тексте самого события, акцентировать внимание на сопоставительном фоне,который является важным для понимания события. Но при этом использова-ние таких приемов, как инфографика, сайдбары, тизеры, баннеры, создаетнеограниченные возможности для интерпретации сообщения, что, соответст-венно, оказывает непосредственное влияние и на принципы структурирова-ния информации в тексте. Например, в газете Jornal Da Tarde (Бразилия)главными носителями информации являются заголовок и подзаголовок. Лидсодержит основные детали новости. Цитаты - наиболее важные коммента-рии. Брифы - сопоставительный фон, на который следует обратить внимание.Основной текст содержит объяснения и дополнения к информации, котораяизложена в заголовках, подзаголовках, брифах, подписях к фотографиям. Та-ким образом, автор освобождается от необходимости введения «контексту-альных» сведений, концентрирует внимание только на информационном на-сыщении. В результате формируются характерные черты сетевого текста:упрощенная композиция, специфический темпоритм и стиль изложения, ко-торый выражается в максимальной субстантивации лексики, преобладанииноминативных предложений, лаконизме изложения.Но при этом тенденция «компактизации» содержания является свиде-тельством и актуальности практического применения подходов интегратив-ных концепций газетного дизайна. Формирование по-настоящему много-уровневой системы дизайна газеты невозможно без планирования и исполь-зования командного принципа организации в работе над материалом. Какотмечает Марио Гарсиа, «движение к легкости и компактности - процесс,который начинается с кабинета главного редактора, с репортеров, редакторови всех, кто отвечает за содержание, написание текстов, редактирование и ди-зайн газеты. Но и здесь он не заканчивается: когда стратегия создана, онатребует «шерифа», чтобы контролировать ее выполнение, чтобы гарантиро-вать, что приверженность новизне и компактности содержания возобладает»[3. C. 25].

Ключевые слова

газетный дизайн, информационная архитектура, информационный пакет, newspaper design, information architecture, visual journalism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тышецкая Анна ЮрьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры теории и практики журналистикиJannaa@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Zappaterra Yo. Editorial Design. Laurence King Publishing LTD, 2007. 208 p.
«Wall Street Journal» поменяет облик // Гильдия издателей периодической печати. (http://www.gipp.ru/opennews.php?id=15363)
Гарсиа М. Как сделать содержание компактным: Семь успешных стратегий для тех, кто намерен попробовать // КАК. 2005. № 2 (34). C. 23-26.
Porter M., Rusbridgern A. The Guardian Redesign. Creativity Works. D&AD. (http:// www. dandad.org/learning/case-studies/the-guardian-redesign)
Garcia M., Adam P. Eyes on the News. Poynter Institute, 1991. 96 p.
Moen D. Newspaper Layout & Design: A Team Approach. Ames, IA: Iowa State University Press, 3d ed., 1995. 238 p.
Bohle R. Publication Design for Editors. NJ: Prentice-Hall, Inc., 1990. 196 p.
West S., Norris M. Media Engineering: a Guide to Developing Information Products. Wiley, 1997. 234 p.
Lockwood R. News by Design. Quark Press, 1992. 154 p.
Arnheim R. Visual Thinking. Berkley: University of California Press, 1969. 345 p.
Designing News. Today's Editorial Strategies for Print and for WEB. Barcelona: Cases I Associats, 2008. 440 p.
Morville P., Rosenfeld L. Information Architecture for the World Wide Web. O'Reilly Media, Inc., 3d ed., 2006. 504 p.
Ding W., Lin X. Information Architecture: The Design and Integration of Information Spaces. Morgan&Claypool Publishers, 2010. 172 p.
Lipson C., Day M. Technical communication and the World Wide Web. Routledge, 2005. 355 p.
Dijck P. Information architecture for designers: structuring websites for business success. Rotovision, 2003. 160 p.
Outing S., Ruel L. The Best of Eyetrack III: What We Saw When We Looked Through Their Eyes. Businelle.com (http://www.businelle.com/customer_website_eyepath.html)
 Дизайн современной газеты и новые подходы к формированию ее содержания | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2 (18).

Дизайн современной газеты и новые подходы к формированию ее содержания | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2 (18).

Полнотекстовая версия