International Scientific Conference 8th Sapgir Readings Twelve Yearswithout Sapgir (Russian Poetry of the Last Decade). .pdf Поэзия Генриха Вениаминовича Сапгира (1928-1998), одного из предста-вителей «лианозовской группы», до восьмидесятых годов была известна ши-рокому читателю в основном стихотворениями для детей. Сапгировские чте-ния, проходящие в Москве с 2004 г., отдают дань памяти талантливому аван-гардисту, экспериментировавшему с визуализацией и звуковым строем про-изведений.В 2011 г. в чтениях участвовали не только исследователи поэзии Сапгира,но и его партнеры по творчеству. Юрий Ломазов воссоздал хронику одногоиз разговоров с Г. Сапгиром о процессе стихосложения. Александр Бабуле-вич (Москва) познакомил аудиторию с проектом рисунка-стихотворения, вы-полненным ими с Сапгиром совместно. Слава Лён поделился собственнойклассификацией поэзии Бронзового века: традиционный русский стих; сво-бодный стих; концепт; квалитизм.Научные доклады по поэзии Сапгира неоднократно сходились в осмыс-лении важности «поэтики подробностей» (Л. Зубова). Так, Светлана Кон-стантинова (Псков) описала эффект «глаза-кинокамеры», позволяющего по-эту объемно представить деталь, не упуская из вида общего сюжетного фона.Анна Сидорова (Тверь) исследовала, как в цикле «Голоса» автор с помощьюноминативного письма встраивает деталь в единый «каталог» предметов иощущений. Юрий Орлицкий (Москва) уловил семантические нюансы образа«Дома» в одноименной оде Сапгира, которые поэт передает, выделяя в каж-дой строфе разные части речи.Помимо обсуждения проблем творчества Г. Сапгира, организаторы кон-ференции предложили аудитории проследить движение русской поэзии от1990-х к 2000-м гг.: стала ли современная поэзия принципиально новым яв-лением или продолжает традиции предшествующих десятилетий. Обсужде-ние происходило одновременно «извне», с научного ракурса, и «изнутри», сточки зрения участника литературного процесса, поскольку большинстводокладчиков не только являются филологами, но и представлены на «Новойлитературной карте России»» в качестве поэтов: Н. Азарова, Д. Давыдов,С. Лён, Ю. Орлицкий, Д. Суховей, Д. Файзов, Ю. Цветков и др. На секцияхприсутствовали по преимуществу москвичи. Двумя докладчиками в про-грамме был обозначен научный «соперник» Москвы - Санкт-Петербург(Елена Куранда, Дарья Суховей). Были также ученые из Центральной Россиии с Урала (Псков, Воронеж, Самара, Тверь, Челябинск). Международный ста-тус чтениям обеспечили русские специалисты из Белоруссии (Татьяна Алеш-ка, Анастасия Буйко) и из дальнего зарубежья (Людмила Вязмитинова изБостона) и поэт Владимир Ломазов (Франкфурт). Ровесники и представителисоветского андеграунда (Слава Лён, Юрий Орлицкий, Владимир Ломазов)дискутировали в процессе чтений с молодыми учеными.Докладчикам были свойственны эмоциональная пристрастность и мета-форичность высказываний. Так, Наталья Черных (Москва) использовала дляхарактеристики обобщенного портрета современного поэта образ «мушиногокнязя», которому присущ одновременно инфантилизм и меркантильностьсамопрезентации. Идея «затянувшегося пубертата», декларируемой незрело-сти поэтического сознания, звучала во многих сообщениях (Людмила Вязми-тинова «Поэты 1990-х в интерьерах 2000-х»; Анна Орлицкая «Фестивали иконкурсы для начинающих поэтов»). Открывая работу секции «Сапгир и дру-гие», редактор журнала «Арион» Алексей Алехин (Москва) обозначил про-блему эклектичности, раздробленности сознания молодого русского поэта.Стихотворения 2000-х гг. возникают из общих мест, из обрывков речи и ос-таются принципиально незаконченными, свидетельствуя об отказе авторовпринимать какие-либо императивы. Стремление сочетать в тексте разныхлирических субъектов (особенность, усилившаяся в поэзии 2000-х гг.) приво-дит к разрастанию аллюзий, косвенных ассоциаций.Большое внимание на конференции было обращено на русский авангард.Специалисты попытались перебросить «мост» от авангардной поэзии, совре-менной Г. Сапгиру (доклады о творчестве Г. Айги, О. Григорьева, В. Блажен-ного, А. Хвостенко), к действующей ныне «другой» лирике (М. Галина,Д. Осокин, И. Глебова, А. Родионов). Вопросы о том, продолжает ли авангардсуществовать и что считать критериями качественности сегодняшнего аван-гардного текста, остались открытыми. Одна из причин неразрешенности про-блемы в том, что современная поэзия расширила сферы своего бытования.Исследователи, говорящие о таких новых векторах интермедиальности, как,например, синтез поэзии и видео, поэзии и аудио, поэзии и интернета, отме-чают, что медиальная среда изменяет формы структурирования текста (Алек-сандр Бабулевич, Виктор Черненко - Москва). По мнению Александра Жите-нева (Воронеж) современные поэты не выходят за пределы гедонистическойкультуры, свойственной времени в целом. Во многих случаях создание ви-део-поэзии - это попытка «совместить несовместимое»: ответить на глубин-ные духовные запросы и одновременно гарантировать лёгкое эстетическоеудовольствие.Особенное внимание было уделено новому поэтическому языку. НатальяАзарова (Москва) показала срез актуальной поэзии в аспекте межъязыковоговзаимодействия. Вплетение в ткань стихотворения иностранных слов и вы-ражений формирует текст, не нуждающийся в понимании. Сложную комму-никацию поэта и читателя с иной стороны - в аспекте языковых девиаций -рассматривала Наталья Фатеева (Москва). Говоря о поэтах разных поколений(Е. Шварц, В. Кривулин, А. Альчук, А. Поляков и др.), исследовательницаобозначила общее свойство - автокоммуникативность авторов и разные спо-собы обращения к поэтической классике.Изменению поэтического слога, по мнению Дарьи Суховей (Санкт-Петербург), способствовало освоение интернет-пространства; возникли но-вые экспериментальные формы визуализации текста, такие как «фларф»,«поэглы», «спамоэзия» (виды текстов, смонтированных по результатам поис-ковых запросов или созданных на основе интернет-контента, например втворчестве Ю. Ильющенко или А. Лаэртского).Профессиональное сообщество констатировало на конференции усугуб-ление индивидуализма в поэзии. Распадение российского поэтического про-странства на персоналии, произошедшее в 1990-е гг., до сих пор не позволяетговорить о географических или эстетических школах. Леонид Кацис назвалтенденцией «университет-циализации» разрастание поэтического простран-ства при сужении читательского: современными поэтами интересуется лишьмалый круг литературоведов, стихи служат материалом для исследования, ноне пищей для души.
Губайдуллина А.Н. | Национальный исследовательский Томский государственный университет | канд. филол. наук, доцент кафедры истории русской литературы ХХ века | gubgub@ngs.ru |