Свои и чужие в языковом сознании сибиряков | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 3 (11).

Свои и чужие в языковом сознании сибиряков

Объектом исследования в статье является фрагмент языкового сознания сибиряков, включающий субэтнические стереотипы. Впервые в сопоставительном аспекте рассматриваются ассоциативные поля «сибиряки» и «москвичи», выявляются языковые единицы, вербализующие ценностные и познавательные компоненты субэтнических стереотипов, анализируются их гендерные разновидности. В основе исследования лежат результаты свободного психолингвистического эксперимента, проведенного в шести университетах Томска и Красноярска. В ходе работы получены сведения о наличии у сибиряков специфических особенностей в мировосприятии, что отразилось на характере представлений о сибиряках («своих») и жителях российской столицы («чужих среди своих»).

The native and the foreign in the linguistic consciousness of the Siberians.pdf В языковом сознании этноса все явления природного и социального мираподвергаются категоризации на «своё» и «чужое». Эта культурная дихото-мия занимает важное место в ценностной картине мире любого народа. Посправедливому мнению Ю.С. Степанова, она лежит в основе этническогосамосознания, формирует коллективные, массовое, народное мироощущение[1. C. 126-143]. Этнические представления людей могут быть локально ок-рашенными, существовать в различных региональных вариациях. Человекдуховно отождествляет себя со своим народом или с какой-либо локальнойгруппой (сибиряки, кубанские /терские /яицкие/ забайкальские казаки и др.)на основе имеющихся знаний о мире, представлений о региональной само-бытности совокупного этнического «Я». Комплексы наивных представле-ний о «своих» и «чужих», т.е. этнические стереотипы, «составляют содержа-ние культурно-языковой компетенции носителей конкретного языка», на ихоснове «формируются символы культуры» [2. С. 5]. Этим объясняется по-вышенный интерес специалистов различных отраслей лингвистики и смеж-ных с нею наук к данному феномену [3-9]. В обширном круге работ психо-лингвистической и кросскультурной направленности недостает исследова-ний, посвященных субэтническим стереотипам - устойчивым представлени-ям о компактно проживающих сообществах людей, которые являются ча-стью какого-либо этноса, не нарушают его единства, однако обладают спе-цифическими чертами в культуре, мировосприятии, имеют сходные устояв-шиеся мнения о чем-л., ком-л. Актуальность исследований субэтническихстереотипов очевидна, поскольку это способствует решению фундаменталь-ной проблемы «язык - этнос / субэтнос - культура»; расширяет наши пред-ставления о границах русского ментального пространства; помогает постиг-нуть феномены национальной и региональной языковой картины мира. Со-держание субэтнических стереотипов определяется факторами историческо-го и географического порядка и соотносится с понятием ареальных образовсознания.Объектом настоящего исследования является фрагмент языкового созна-ния русских и русскоговорящих жителей Сибири, включающий субэтниче-ские стереотипы «сибиряки» и «москвичи». Впервые в сопоставительномаспекте выявляются языковые единицы, вербализующие ценностные компо-ненты структуры избранных для анализа стереотипов, анализируются ихгендерные разновидности.Социальным объектом настоящего исследования стали студенты шестисибирских вузов: Сибирского федерального университета (Красноярск),Красноярского государственного педагогического университета им.В.П. Астафьева, Сибирского института бизнеса, управления и психологии(Красноярск), Томского государственного университета, Томского государ-ственного педагогического университета и Томского института бизнеса1 -сибиряки во 2-3-м поколении, рожденные в русских и русскоязычных сме-шанных семьях. В ходе работы были использованы широко применяемые впсихолингвистике методики выявления набора ассоциаций на слова-стимулы «сибиряки», «сибиряк», «сибирячка», «москвичи», «москвич», «мо-сквичка» и продолжения заданных фраз с кванторами всеобщности: «Всесибиряки…», «Все москвичи…». Кроме того, участникам эксперимента бы-ло предложено продолжить фразы: «Сибиряки любят /не любят…», «Моск-вичи любят /не любят…», «Как истинный сибиряк… /москвич…» и пояснитьвыражения «Сибиряки есть сибиряки», «Москвичи есть москвичи». Резуль-тативность серии таких исследовательских процедур неоднократно подтвер-ждена трудами ученых Московской психолингвистической школы [10, 11], атакже лингвистов из стран СНГ [12, 13]. Всего было опрошено около600 человек. Отобрано по вышеназванным критериям 575 анкет.Лингвистический аспект изучения субэтнических стереотипов предпола-гает выделение языковых единиц, которые их вербализуют, а также выясне-ние того, как соотносятся субэтнический и этнический стереотипы, «какиесферы жизни того или иного народа, личные свойства людей, составляющихстереотип, их интеллектуальные, психические, антропологические особен-ности, становятся объектом оценки» [14. С. 10]. Автостереотип сибиряковвербализуют слова и словосочетания, содержащие в своей семантике поло-жительную оценку свойствбиряки»: Сибирь, «Сибирские Афины», Енисей-батюшка, родина, здоровье,мороз, сила, могущество. Выражение «сибиряки есть сибиряки» объясняетсятак: «Могут все выдержать. Закалены от рождения. Ценят стабильное и негонятся за мимолетным, высокие моральные устои»; «В любой ситуации неспасуют». Особо участники эксперимента подчеркивают нравственные каче-ства своих земляков: «Сибиряки - это люди, которые умеют дружить», «все-гда придут на помощь», «бескорыстны и больше думают о других, нежели осебе». Сибиряки стремятся «жить союзно», держатся вместе.В языковом сознании опрошенных образ сибиряка ассоциируется с обра-зом «настоящего мужчины». На первый план выдвигаются такие физическиеданные, как «сильный» (61 %), «закаленный», «здоровый» (83 %), «круп-ный», «высокий» (48 %). Этот внешне могучий человек отличается такиминравственными качествами, как храбрость, решительность, гордость, а такжеумением отстаивать свою точку зрения, готовностью защищать свою Родинуи своих близких. В большинстве анкет внешние и внутренние свойства си-биряка органично дополняют друг друга. Типичные ответы: «Как истинныйсибиряк, он трудолюбивый, выносливый, упрямый, сильный, храбрый, душакомпании»; «Как истинный сибиряк, он мужественный, работяга, не боитсясталкиваться с трудностями». Типичный русский недостаток - излишняялюбовь к гуляньям, к спиртным напиткам, по мнению респондентов, сиби-ряку не свойственна вовсе. Совершенно нетипичны для сибиряка хилость,«мерзлявость», любовь к теплу и частые болезни. Не типична любовь к ком-форту. Сибиряк лучше чувствует себя на воле, в тайге. В 48 % анкет гово-рится, что любимыми занятиями сибирских мужчин являются охота и ры-балка. По мнению большинства опрошенных, всякий настоящий сибиряктакже любит баню, любит хорошо поесть, предпочитая мясо и рыбу. А вотумственный труд, интеллектуальные занятия - не для сибиряка. Во многиханкетах есть указание на то, что типичный сибирский мужчина вообще неочень образован и интеллигентен. Впрочем, эта черта не оценивается нега-тивно. Ум сибиряку заменяют житейская смекалка и сообразительность:«Как истинный сибиряк, он на выдумки горазд».Более 50 % респондентов полагают, что настоящий сибиряк отличаетсябольшим трудолюбием. В центре ассоциативного поля «Сибиряк» такие час-тотные реакции, как: работяга /трудяга, работящий, трудоголик, мастер навсе руки, добытчик. Нередко характеристика сибиряка сопровождается оце-ночными словами: хороший работник, хороший хозяин, хороший рыбак,хороший человек, настоящий мужчина, настоящий друг, превосходныйохотник, отличный плотник, надежный товарищ, очень гостеприимен.Образ сибирячки в языковом сознании студентов также вербализуютслова и словосочетания с положительной коннотацией: очень красива, дей-ствительно умна, хорошо сложена, намного сильнее мужчины, просто/прямо красавица, хороша собой, хорошая мать, лучшая невеста, настоящаяженщина и т.п. Сибирячка, по мнению участников эксперимента, не соответ-ствует общепринятым в современном мире стандартам красоты, она «негла-мурная». Типичная сибирячка представляется респондентам крупной, креп-кой, высокой, белокожей и румяной красавицей, с длиной косой и голубымиглазами. Сибирячки легко переносят лютые морозы (так считают около 60 %опрошенных), «шубы носят, как царицы». Низкорослость, худоба, тщедуш-ность воспринимаются как серьезные физические недостатки, а утончен-ность и изящество - как исключение из правил. По мнению большинства,настоящая сибирячка сильна так же, как и сибиряк-мужчина. Она не боитсятрудностей, отличается целеустремленностью и особенной домовитостью,хозяйственностью. Она, «не смыкая глаз, все лето заготавливает на зиму со-ленья-варенья», отличается радушием, отзывчива, гостеприимна (более50 %), любит петь русские песни и частушки. Многие респонденты отмеча-ют темперамент сибирячки. Об этом свидетельствуют реакции «горячая», «сгорячим сердцем», «жаркая натура», «жаркая». Сибирячка «сильна духом»,«может сделать многое, если есть желание», а самое главное - «она никогдане унывает». В анкетах особо подчеркивается ум сибирячки. Самыми нети-пичными чертами сибирячки названы внешняя непривлекательность и глу-пость. Правда, она «недостаточно хорошо знает иностранные языки» и «неумеет одеваться со вкусом», но это вполне компенсируется «знанием рус-ских традиций» и «семейственностью».Ценностные императивы сибиряков еще более заметны, когда речь идето москвичах. Языковое сознание отбирает те признаки, которые характери-зуют жителей столицы как своих антиподов. В реакциях на слово-стимул«москвичи» есть повторяющиеся указания на то, что москвичи «живут в Ев-ропе», «европеизированные», «склад ума не сибирский, а европейский».Сравнительный анализ ответов на слово-стимул «москвичи» позволяет ут-верждать, что отношение к москвичам двойственное. Анализ анкет позволилвыявить два портрета москвичей. Один - привлекательный - в виде робкогонаброска. Другой - негативный - выписан яркими красками. Облик «поло-жительных» москвичей вербализуют единичные реакции: «большинство хо-рошие люди», «очень активные», «деловые», «напористые», «умные», «бо-лее окультуренные, чем мы». К жителям столицы некоторые относятся со-чувственно, потому что «они усталые и замученные». Результаты экспери-мента, к сожалению, свидетельствуют о том, что большинство опрошенныхобъединяет реакция неприятия, недооценки, непонимания москвичей. Осо-бенно низкий уровень толерантности демонстрируют красноярские студен-ты. Они приписывают москвичам многие пороки, о чем свидетельствуютассоциации: невежество, хамство, бескультурье, снобизм, спешка, жадность,скупость, алчность.Москвичи, по мнению сибиряков, больше всего на свете любят две ве-щи: деньги и себя. С материальной сферой жизни связаны такие ответы, как«главное для них - деньги», «деньги найдут и на пустынной дороге», «гонят-ся за золотым тельцом», «многое измеряют деньгами», «любят роскошь»,«желают зарабатывать деньги». Соответственно часто отмечается реакция«богатые», которая входит в ядерную зону ассоциативного поля «Москви-чи». Эти меркантильные с непривычным для сибиряков говором люди («тя-нут слова», «жуткий московский говор», «неприятная манера речи», «ак-цент») наделяются такими качествами (отметим их в порядке убывания час-тотности реакций), как: наглые / нагловатые, (сильно, очень) высокомерные,эгоистичные, с пренебрежением относятся к приезжим, самовлюбленные,испытывают нелюбовь ко всем приезжим россиянам, грубые, считают, чтовсе дозволено, дистанцируются от чужих проблем, обожают шик и клубнуюжизнь, любят дорогие машины, имеют много знакомых, только о себе и ду-мают, свысока смотрят на провинциалов, не любят оказывать помощь, незнают жизни в глубинке, очень хорошо зарабатывают, хитрые, готовы идтипо головам, ничего не объяснят, не замечают друг друга, суетливые, (всегда,вечно) спешат, беготливые и скупые, стремятся найти непыльную работу,считают себя «пупом земли», не ценят свою историю.Некоторые респонденты полагают, что «истинные москвичи перевелись,остались стяжатели, разные люди, на которых где сядешь, там и слезешь».Их действия характеризуются сниженной лексикой: «выпендриваются»,«любят халяву». На просьбу пояснить фразу «Москвичи есть москвичи» по-лучены, в частности, ответы: «Считают, что за МКАДом жизни нет», «У си-биряков души шире», «Сибиряки проще и гостеприимнее».Анализ гендерных стереотипов также свидетельствует о весьма критич-ном отношении сибиряков к жителям российской столицы - мужчинам иженщинам. По мнению большинства респондентов, среднестатистическиймосквич - это существо бездуховное, меркантильное, с низменными ин-стинктами. Среди ассоциаций - большое число экспрессивов: эгоист, гуляка,тупица, мажор, франт, сноб. «Москвич - не обязательно русский человек», -подчеркивает один из участников эксперимента. Показательна также реак-ция: «Коренных москвичей почти не осталось».Еще больше оценочной, в том числе и ненормативной, лексики встреча-ем среди реакций на слово-стимул «москвичка»: фифа, девки, ворона-москвичка, ой сука (с припиской: «просто общался: знаю, что говорю»); жа-дина-говядина-соленая сосиска.Участники эксперимента характеризуют внешние данные, моральныйоблик, интеллект, бытовые черты, социальное поведение, жизненные ценно-сти москвички. Так, характеристика внешности типичной москвички - этоописание особы молодой, красивой (симпатичной, привлекательной), сексу-альной, гламурной, элегантной, модной (супермодной), стильной, ухожен-ной. При этом высоко оценивается интеллект москвички: «образованная»,«находчивая, с чувством юмора».Её бытовые черты и предпочтения подчеркиваются реакциями «любитходить по магазинам и дорогим бутикам», «богатая, многое может себе по-зволить», «занимается шопингом», «стремится окружить себя знаменито-стями», «обожает ночные клубы», «одинокая», «ищет состоятельного мужа»,«расточительна». Социальное поведение, жизненные устремления москвич-ки респонденты оценивают неоднозначно. С одной стороны, она - «карьери-стка, материалистка, с железной хваткой», «самодостаточная», «стремится кславе». С другой - «светская львица», «не любит работать», «привыкшая кхаляве».Негативно оценивается моральный облик и характер москвички. В част-ности, отметим такие реакции, как: «большинство распущенные девки»,«вульгарная», «ветреная, испорченная», «высокомерная, заносчивая», «упря-мая», «стервозная», «надменная», «наглая», «вредная», «подчеркивает своепревосходство перед окружающими», «жестокая», «презирает провинцию».В целом участники эксперимента демонстрируют критическое отноше-ние к жителям столицы Российской Федерации, что обусловлено целым ря-дом экономических, политических и социокультурных факторов. В языко-вом сознании сибиряков представлены два противоположных образа граж-дан своей страны. Данные ассоциативного эксперимента свидетельствуют оналичии у сибиряков специфических особенностей в мировосприятии, чтоотразилось на характере устойчивых коллективных представлений о земля-ках («своих») и москвичах («чужих среди своих»). Установлено, что в струк-туре рассмотренных субэтнических стереотипов выделяются в первую оче-редь эмоциональные компоненты (позитивная интерпретация черт, припи-сываемых «своим», и негативная интерпретация черт, приписываемых жите-лям российской столицы). Познавательная составляющая стереотипов (зна-ния о характерных объективных признаках) ослаблена.

Ключевые слова

субэтнический стереотип, автостереотип, психолингвистический эксперимент, ассоциативное поле, sub-ethnic stereotype, auto-stereotype, psycholinguistic survey, associative field

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фельде Ольга ВикторовнаСибирский федеральный университет, г. Красноярскпрофессор, д-р филол. наук, зав. кафедрой русского языкаFeldeo@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 990 с.
Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. ст. / сост. и отв. ред. Л.Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. 598 с.
Бартминьский Е. Базовые стереотипы и их профилирование (на материале польского языка) // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. ст. / сост. и отв. ред. Л.Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. С. 11-21.
Белова О.В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян: Этнолингвистическое исследование: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.03 / Ин-т славяноведения РАН. М., 2006. 35 с.
Березович Е.Л. Язык и традиционная культура. М.: Индрик, 2008. 600 с.
Сорокин Ю.А. Маскулинные образы в киргизской лингвокультурной среде (азиаты и европейцы) // Образ России извне и изнутри / отв. ред. Е.Ф. Тарасов. Калуга, 2008. С. 55-61.
Фельде О.В. Этнические автостереотипы сибиряков как средство постижения русского национального характера // Психолингвистика в 21 веке: результаты, проблемы, перспективы: XVI междунар. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации, Москва, 15-17 июня
Фельде О.В. Сибиряк и сибирячка в языковом сознании красноярских студентов // Речевое общение и вопросы экологии русского языка: К 80-тилетию проф. А.П. Сковородникова / под ред. Г.А. Копниной. Красноярск, 2009. С. 320-329.
Сверкунова Н.В. Региональная сибирская идентичность: опыт социологического исследования. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 2002. 191 с.
Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самосознания // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 1996. С. 144-162.
Тарасов Е.Ф. Образ России: методология исследования // Вопр. психолингвистики. 2006. № 4. С. 69-73.
Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков: Ра-Каравелла, 2001. 320 с.
Дмитрюк Н.В. Формы существования и функционирования языкового сознания в негомогенной лингвокультурной среде: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000. 60 с.
Крысин Л.П. Этностереотипы: отражение в языке представлений о своем и чужом этносе // Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. М., 2008. С. 169-176.
 Свои и чужие в языковом сознании сибиряков | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 3 (11).

Свои и чужие в языковом сознании сибиряков | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 3 (11).

Полнотекстовая версия