Communicative press modelling: genre structure of newspaper as a keyto the structure of its discourse.pdf Коммуникативное моделирование прессы: на пути к описанию язы-ка газетного дизайнаСовременная региональная пресса России представляет собой уникаль-ный феномен, отражающий специфику современных социокультурных про-цессов на территории страны. С одной стороны, очевиден модернизацион-ный характер изменений в практике региональной прессы. Как среда, важ-ным свойством которой является функциональная пластичность, региональ-ная пресса получает новые задачи и вызовы, связанные с новыми реалиямиполитической, экономической, культурной жизни региона.С другой стороны, в наступающем десятилетии пресса перестает бытьобязательным элементом социокультурной жизни, вытесненная новыми тех-нологиями массмедиа. В этот период важно осмыслить роль и потенциаль-ные возможности прессы региона, перспективно сформулировать ее миссию.Однако важной представляется и разработка методик модернизации самойпрессы с тем, чтобы она могла найти свое место в меняющемся медиаланд-шафте будущего.Одним из направлений, в котором разрабатываются такие методики, се-годня является моделирование прессы: технология разработки, апробации ивнедрения устойчивых, многофункциональных моделей изданий, имеющихразличных издателей, аудиторную направленность и цели.Современное моделирование прессы представляет собой развитый и до-вольно многообразный инструментарий, доступный широкому кругу пользо-вателей, в качестве которых могут выступать различные группы разработчи-ков изданий: от сотрудников информационных отделов корпораций, ответст-венных за выпуск газеты предприятия, до отделов управления проектамикрупных издательских структур. В этом инструментарии существует и ком-муникативное моделирование прессы: группа практически-ориентированныхметодик разработки моделей периодических изданий, объединенных подхо-дом к элементам модели в первую очередь как коммуникативно-значимымединицам. Иначе говоря, коммуникативное моделирование оперирует «язы-ком» уровней газетного моделирования, в первую очередь газетного дизайна.Среди разнообразных подходов, имеющих отношение к моделированиюпрессы, коммуникативное моделирование носит характер прикладной и ин-тегративно-упрощающий (так, очевидно, например, что практика коммуни-кативного моделирования может упростить применение методики ком-плексного (многоуровневого) моделирования, не заменяя последнее, а вы-полняя роль вспомогательной надстройки, создавая основания для принятиярешения на различных этапах проекта по разработке модели).Вопрос «языка» дизайна перед современной теорией моделирования всееще является открытым. Несмотря на то, что коммуникативное функциони-рование средств газетного дизайна описано сегодня достаточно подробно(Дж. Эванс, М. Гарсиа, Р. Ризон, Д. Моэн, Р. Локвуд, И. Запатерра, К. Фрост,С. Уайт и др.), его применение в качестве коммуникативно эффективнойзнаковой системы (что, как правило, и рекомендуют исследователи в сферегазетного дизайна) является ежедневной практикой в редакции далеко некаждой современной российской газеты. Выбор и использование тех илииных дизайн-решений при моделировании издания чаще обусловлены ины-ми факторами - от издательской традиции в лучшем случае до производст-венной инерции и случайного выбора в худшем. Вместо управления комму-никацией с читателем разработчики заняты созданием производственно-релевантных схем и шаблонов. «Режиссура» коммуникации забывается впользу «архитектуры» издания. Именно этот дисбаланс и устраняет комму-никативное моделирование, являясь своего рода методологическим ключомк применению прочих приемов, принципов и методик моделирования.Одним из плюсов коммуникативного моделирования изданий5) включение в модель таких важных для коммуникации характеристик,как стиль, манера, настроение, аллюзии и т.д.Упомянутая выше «режиссура» издания есть именно коммуникативноосмысленная практика управления содержанием и формой издания (термин,впервые употребленный в отношении газетного моделирования Д. Георгие-вым [1]).Однако что является продуктом режиссуры? Модель, т.е. обобщающаябудущий опыт издания конструкция или его конкретные номера, которыепопадают в руки читателю? Очевидно, что в качестве результата действийпроектировщика необходимо рассматривать и первое и второе. Однако еслипринципы того, как «режиссура» действует непосредственно на ход комму-никации, более или менее понятны (например, по аналогии с театром, кине-матографом, шоу-режиссурой), то как «режиссировать» модель, протеканиекоммуникации в которой не наблюдается, а лишь предполагается (в моделикоммуникация желаема и даже планируема, но не действительна)? Эта двой-ственность вполне объяснима: с точки зрения коммуникативной лингвисти-ки работа с дискурсом как с объектом предполагаетопределяются имплицитными категориями, не в той степени и не в том каче-стве, что в ином, линейном дискурсе.Первый вывод означает признание энтропичности текста печатного из-дания, относительности любых структурных категорий, применяемых к тек-сту печатного СМИ; второй вывод предполагает поиск определенных пред-ставлений о структуре дискурса, которая будет определяться отлично отструктур линейного дискурса. Изучение практики моделирования, а такжекорпуса работ по теории моделирования прессы позволяет признать за дис-курсом периодического издания многомерную структурность, т.е. прийти ковторому выводу.Отличие дискурса печатного издания (возможно, относящееся и к дру-гим видам массовой коммуникации) от линейных дискурсов представляетсяпринципиальным. Именно поэтому вопрос о формах реализации типа дис-курса как вопрос о его специфике и рамках возможностей представляетсяключевым в описании этого типа дискурса. Задача исследования дискурсапериодического издания обособлена тем, что в издательской практике, спе-цифику которой приходится учитывать при исследовании подобного рода,действуют сложившиеся правила и принципы структурирования, вытекаю-щие из различных установок издателя - маркетинговых, производственных,творческих и т.д. Практически любое издание имеет скрытую или эксплици-рованную структуру, которая может соответствовать, не соответствоватьструктуре дискурса или находиться в регулятивных отношениях.Одним из направлений издательской теории, рассматривающей струк-турность издания как его характерную черту, является моделирование пе-риодических изданий. С точки зрения изучения типичного в дискурсе печат-ного издания, общих принципов образования целого издания интерес вызы-вают именно закономерности структурообразования, открывающие природуи специфику структуры издания.Представление о структурности является необходимым для любого мо-делирования или конструирования. Создание модели издания предполагаетпоявление концептуальной конструкции, свободного от любого рода варьи-руемого от номера к номеру издания наполнения, содержащего только ус-тойчивые внутренние2. Стабильность использования графических средств. Структура из-дания эксплицируется не только на уровне модели, в которой различныеструктурные элементы имеют обозначение, но и на уровне ее визуализации вкаждом номере издания. Гипотетически эта визуализизация имеет значениеболее глубокое, нежели маркированность содержательных различий, однакона данном этапе важной является констатация наличия еще и визуальнойструктуры.3. Индивидуальность композиции и графики каждой отдельной га-зеты. Это утверждение дает почву для следующего допущения: насколькоиндивидуальность и стабильность структуры может обозначать единствотипа дискурса, настолько справедливо, что издания различных названийпредставляют собой различные типы дискурсов, эпизодических по отноше-нию к дискурсу периодики в целом. Таким образом, неминуем исследова-тельский переход от изучения типа дискурса периодического издания к типудискурса каждого издания, обладающего индивидуальной структурой.4. Отражение в структуре особенности типа изданий, к которому от-носится данное издание. С точки зрения исследования дискурса это весьмаважное свойство структурности изданий. Е.И. Корнилов, а вслед за ним ицелый ряд других исследователей, утверждают, что структура обусловленаметахарактеристикой издания - его типом.По мнению Е.И. Корнилова, исторический тип издания предусматриваеттри типоформирующих фактора, соответствующих родовым элементам жур-налистики - издателю, целевому назначению (функции издания), аудитории(группе) [4]. Каждый тип издания задает определенные «черты типа». К нимЕ.И. Корнилов относит особенности содержания, сферу отражаемой действи-тельности, программу издания, авторский состав, отделы и рубрики (внутрен-нюю структуру), жанры, периодичность, объем, тираж, оформление» [4. С. 17].Современная типология изданий отличается динамичностью - но в рам-ках, обладающих чертами исторической закрепленности различных типов исоциальной функциональностью. Анализируя основные типоформирующиефакторы, можно обнаружить в них и черты факторов дискурсообразующих -прежде всего, это ориентация на участников коммуникации и целевые пара-метры2.Отчасти функцию описания дискурса несет и вербализация структуры -как в силу весьма очевидных параллелей со структурностью дискурса, так ив силу самого представления о вербализованной структуре как о составнойчасти модели. «Моделирование любого объекта есть не что иное, как фикса-ция того или иного уровня познания этого объекта, позволяющая описыватьне только его строение, но и предсказывать (с той или иной степенью при-ближения) его поведение» [5. С. 11].Моделирование периодических изданий, исторически начавшееся с рас-смотрения вопроса о постоянстве внешней формы издания, в настоящий мо-2 Эта взаимосвязь «тип - структура - дискурс» вряд ли является случайной, однако авто-матически принимать ее за прямую взаимоозначаемость довольно опасно. Так, при описаниитипа, как правило, называются не реальные коммуниканты, а, скорее, инициаторы коммуника-ции, что, естественно, связано, с чертами дискурса, но не описывает его.мент рассматривает структуру издания достаточно многосторонне, развиваявопрос и о стабильности внутренней формы, т.е. содержания, и текстовогонаполнения. А.П. Киселев придает модели в основном формоописательныесвойства, характеризуя ее как схематическую конструкцию, включающую«главную тематику газеты, ее структуру, формы организации и подачи мате-риалов и способы графического выражения всех содержательных компонен-тов газеты» [6. С. 29]. И. Табашников описывает модель издания как нало-жение взаимозависящих структур - содержательной и визуальной. По опре-делению И. Табашникова, «структура есть присущая газете внутренняя, от-носительно устойчивая организация содержания, все элементы которойвзаимообусловлены» [7. C. 86].Д. Георгиев, применяя термин «графическая концепция», значение кото-рого близко термину «модель», включает в понятие представления о темати-ческой структуре, типологии материалов организацию и взаимоорганизациютекстов и их облика [1].Термин «структура» относится к организации тематико-жанровой со-ставляющей издания. Термин «композиция», нередко киусловную линию «содержание - композиция - графика». Композиция, сред-нее звено этой цепочки, представляет собой конструкт, иллюстрирующий нетолько текстовую или внетекстовую организацию издания. Композицияпредставляет собой «построение материалов в газете, порядок их размеще-ния по номерам, полосам и на каждой полосе с учетом размерных характе-ристик разделов» [7. С. 17-18]. Представляя собой конструкт иной природы,нежели содержательная структура или графический проект, композиция в тоже время подвержена влиянию тех же факторов, что и остальные уровни су-ществования структуры: «Формат и объем газеты, порожденные ее специфи-кой, ее содержанием и назначением, диктуют и содержанию, и оформлениюопределенные размерные нормы, которые нельзя нарушить, не нарушив всейконструкции газеты» [6. С. 7-8].Эта совокупность структур отражает то, что в исследованиях принятоназывать внутренней и внешней формой издания. К внешней форме отно-сится, прежде всего, линейное, тоновое построение, ритм, принципы сим-метрии и асимметричности, конфигурация расположения элементов. Этипараметры так или иначе связаны с протеканием коммуникации. Даже еслиотрицать влияние на коммуникацию чисто эстетических функций, которые,безусловно, несет внешняя форма, можно, принимая во внимание предель-ную функциональность газетного дизайна, увидеть и регулятивный характерэтих чисто оформительских параметров. Так, размерные характеристики ма-териалов, характер цветового оформления, наличие иллюстраций и особенноконфигурация различных материалов на полосе не только создают внешнийоблик полосы, т.е. комплекса материалов, сообщаемых коммуникатору од-новременно, но и особым образом регулируют последовательность воспри-ятия этих материалов, т.е. задают способ конвертации нелинейной последо-вательности материалов в линейную - совокупность материалов разворачи-вается в линейный текст.Рассматривая печатное издание как феномен, Б.Я. Мисонжников вклады-вает в понятие «текст печатного издания» представление о многомерном на-ложении формальных и содержательных структур и знаковых комплексов [9].В этом исследовании формулируется отличительная особенность теориижурналистики, которая в основном сводит рамки объекта конкретного изу-чения либо к отдельному журналистскому тексту (отдельному материалу),либо к их неопределенной общности (журналистика в целом), словно не су-ществует заслуживающих рассмотрения единиц, находящихся между эле-ментарным и макроуровнем. Так, издание как единица исследования полу-чила более или менее детальное рассмотрение лишь в теории моделирова-ния, генетически связанной с теорией дизайна и типографикой. Основная жемасса исследований журналистики ставит во главу угла литературоведче-ский или исторический подход, которые неприменимы в качестве универ-сальных при изучении печатных изданий как сложных комплексов.Б.Я. Мисонжников пишет о необходимости исследования внешней фор-мы в контексте изучения содержания издания в целом: «Разумеется, при ис-следовании отдельного вербального журналистского текста применима илитературоведческая модель, так как законы текстовой формализации журна-листского и литературно-художественного произведения… как общие законысловотворчества, в принципе не различаются. В отношении текста всего пе-чатного издания, неоднородного в своем предметном проявлении, включаю-щего в себя различные системные знаковые комплексы, столь специальносуженное и дробленое понимание формы не очень удобно» [9. С. 200].Структура организации внутренней формы рассматривается в моделиро-вании также в различных аспектах. Принципиальным как для журналистско-го труда, так и для исследования коммуникации является разделение темати-ческой и жанровой структуры издания. В приведенном выше определенииИ.Н. Табашникова структура (в противовес композиции) воспринимается какорганизация тематики и жанров издания. Эти два критерия построения неразделены, поскольку, по его наблюдениям, в структуре (представленной,например, в виде сетевых графиков публикаций и расписания секций, разде-лов, рубрик газеты) принципом дифференциации содержания могут быть кактематика, так и жанровая принадлежность материала (а в некоторых случа-ях - географическиеподходы (включая подходы исследователя-создателя или исследователяфункциональных особенностей издания) к структурированию издания, а неразличные совокупности элементов. Несмотря на то, что эти структуры со-держат как текстовые, так и внетекстовые и поликодовые элементы, можноотметить, что для целостного представления об издании, которое необходи-мо для любых гипотез и выводов относительно его дискурса, необходимопредставление о совокупности, взаимопроникновении взаимовлиянии этихструктур.Жанровая структура издания как когнитивная основа структуриро-вания дискурса печатного изданияВ контексте коммуникативного моделирования особый интерес вызыва-ет жанровая структура издания. Прежде всего, это уровень структуры, непо-средственно связанный с языковой стороной существования издания, в пря-мом виде отображающий не только условия возникновения и функциониро-вания текста, но и параметры самой текстуальности.Важно отметить, что для обсуждения современных жанровых структуризданий необходим выход за рамки традиционного для журналистикисистемном взаимодействии внутри одного издания, становятся не толькосхемой, основой издания, но и в большой мере являются вариантом жанро-вой реализации типа издания, отвечая интересам издателя, функциям изда-ния и запросам аудитории [4].Влияет на жанровую структуру и концепция издания. Глубокое рассмот-рение и понимание понятия «концепция» было предложено Д. Георгиевым.Цельная концепция газеты, в его понимании, состоит из четырех частей:1) формулы газеты, определяющей задачи и общественную миссию; 2) типо-логической концепции, которая разъясняет содержание и литературно-художественные формы газеты (жанры газеты, очевидно, принадлежат кэтой части); 3) графической концепции, охватывающей композицию иоформление газеты - ее «архитектуры»; 4) организационной концепции(принципы редакционной работы) [1. С. 37]. Из этого представления в моде-лирование приходит идея целостного взгляда на содержание и структурно-композиционную форму газеты.«Части концепции», по Д. Георгиеву, во многом можно соотнести суровнями и факторами комплексного моделирования - типологическимуровнем, тематическим, жанровым, композиционным, графическим уровнеммодели. И. Табашников, не ставя непосредственной цели исследовать жан-ровое моделирование, обращает внимание на сходства и различия в «жанро-вых палитрах» изданий одного типа (утренние общественно-политическиегазеты «Уральский рабочий» и «Челябинский рабочий») за один период. Воткак описывается это сопоставление: «…в обеих газетах сразу обнаруживает-ся превосходство информационных и аналитических жанров над всеми ос-тальными, что и свидетельствует об их несомненной принадлежности к раз-ряду общеполитических утренних газет… Но, обнаруживая признаки своеготипа, обе газеты демонстрируют свои индивидуальные особенности. Так,«Уральский рабочий» заметно больше отдает места информационным жан-рам… здесь мы сталкиваемся с вполне осознанной линией редакции - заботойо всесторонней информированности своих читателей…» Далее анализируютсясоотношения материалов в жанрах других групп (аналитические, официаль-ные, художественно-публицистические, литературно-художественные, спра-вочно-рекламные). Выводы, к которым приходит исследователь: «…для га-зетного содержания жанровый аспект структуры так же важен, как и аспекттематический… При всем жанровом своеобразии конкретной газеты видовоесоотношение жанров в ней складывается в пределах, ограниченных ее ти-пом; нарушение этих пределов в конечном итоге сказывается на эффектив-ности работы печатного издания» [7. С. 36].Данный анализ иллюстрирует важную функцию жанровых структур -одновременно решать типологические и конкретные задачи издания. Поэто-му среди главных факторов формирования жанровых структур можно выде-лить фактор типологический и фактор концепции, который, если соотноситьвзгляды Д. Георгиева и Е.И. Корнилова, можно назвать типологическим са-моопределением. Различие между понятиями можно обозначить так: типиздания есть понятие историческое, определяемое местом издания в системеСМИ. Типологическое самоопределение издания, или его концепция, естьформа конкретизации представления о функциях, аудиторной направленно-сти издания, его миссии и определяющих особенностях.«Системный» фактор. На методологическом уровне жанровое модели-рование предполагает выработку конкретной концепции жанровой структу-ры газеты с учетом современных тенденций развития системы жанров пуб-лицистики, традиций данного издания и потенциальных творческих возмож-ностей кадрового состава редакции [10. С. 86]. Моделирование жанровойструктуры издания с этой точки зрения выглядит как проекция задач изданияна современное состояние системы жанров, ее тенденций. И хотя очевидно,что сама система жанров отражает изменения другого порядка (общекуль-турные, социальные и др.), ее состояние напрямую влияет на жанровуюструктуру изданий. Во-первых, через особенности творческих задач, стоя-щих перед журналистами; во-вторых, в виде «предоставления» изданиюжанровых ресурсов, подход к использованию которых и выражает жанроваяструктура. Поэтому факторами ее формирования выступают еще и актуаль-ное состояние системы жанров, теоретические нразработкиЖанровая структура, хотя и рассматриваемая только как элемент темати-ко-жанровой структуры, признается организующей, служит задачам оптими-зации содержания и оформления, облегчает процессы планирования. Местожанровой структуры среди других уровней модели газеты, ее участие в реали-зации типологических функций издания определяется исследователями каквесьма важное. «Состав и характер жанровой структуры непосредственноотражается на внешнем виде издания» [6. С. 95]; «существенно влияя на ком-позицию периодических изданий в зависимости от их типа, жанры в то жевремя конкретизируют свою собственную графическую форму» [7. С. 30-31].Существуют и более глубокие аспекты значения жанровой структуры.П.П. Лахтунов в своих работах, рассуждая о структуре печатного издания,рассматривает ее с точки зрения процесса производства. По его мысли, ак-тивность формы (в издательском смысле этого слова) по отношению к со-держанию обеспечивает их тесную связанность - не в риторическом смысле,но через временную организацию процесса чтения посредством оформленияи структурирования текста, через связь нелинейного плоскостного воспри-ятия содержания с процессом мышления. Управление этим восприятием свя-зано и с логическим конструированием структуры печатного издания. Про-цесс чтения в таком представлении становится процессом активного осмыс-ления текста, находящегося во множественной связи с другими текстами.Оперируя понятием логического конструирования, П.П. Лахтунов указыва-ет: «Подход к книге со стороны «открытой классификации» позволяет опре-делить произвольный структурный элемент («точку») издания. Определен-ность точки обусловлена ее связями («пи») с другими точками… На языкеструктурных схем «конструирование» означает: установление связности! Водной и той же книге может быть заложена возможность реализации различ-ных связей - различных «пи»-наборов: переход от одной системы классифи-кации к другой. Это соответствует развертке материалов по другой (парал-лельной… или существующей одновременно с основной) логической оси…»[13. С. 261].С одной стороны, вряд ли можно автоматически переносить концепции,выработанные при анализе книжныхНо если, например, совокупность тем свидетельствует о наличии связи(пусть и умозрительной) объектов действительности, то жанры будут свиде-тельствовать о связях не только между объектами, но и между методами ихпознания, осмысления и отображения. Таким образом, жанрово-тематическая структура издания как единое целое представляет не толькокартину отображаемой реальности, но и «дорожную карту» методов позна-ния реальности, причем процесс познания не конечен - он продолжается причтении и в мышлении читателя. Однако отображение этой гносеологическойкартины происходит в некоторых устойчивых и историчных формах.Соотнося информацию о значении жанровой структуры издания с пред-ставлением о когнитивной определенности дискурса, можно предположить:структуру дискурса печатного издания можно изучать как систему устойчи-вых когнитивно обусловленных коммуникативных форм, каковые пред-ставляют собой жанры газеты. Повторим, что речь идет не только о систе-ме жанров журналистики. Для описания современной жанровой структурыпериодического издания требуется
Георгиев Д. Режиссура газеты / пер. с болг. М.: Мысль, 1979. 261 с.
Дейк Т.А. ван. Принципы критического анализа дискурса // Перевод и лингвистика текста. М., 1994. С. 169-217.
Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 230 с.
Корнилов Е.А. Типология периодической печати: основные понятия и категории // Типология периодических изданий / отв. ред. Е.А. Корнилов. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1984. С. 7-31.
Глушков В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования // Вопросы философии. 1963. № 10. С. 13-18.
Киселев А.П. От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 50 с.
Табашников И.М. Газета и дизайн. Тюмень: Софт-Дизайн, 1994. 152 с.
Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М.: Изд-во Моск. ун- та, 1984. 152 с.
Мисонжников Б.Я. Феноменология текста: (Соотношение формальных и содержательных структур печатного издания). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 490 с.
Мясников Ю.Н. Комплексный анализ газет и матричный метод их моделирования. Томск: Учеб.-эксперим. изд-во ФЖ ТГУ, 2009. 48 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М.: Высш. шк., 1991. 182 с.
Лахтунов П.П. Структура книги: Размышление художественного редактора об издательском процессе // Рукопись - художественный редактор - книга / сост. Е.Б. Адамов. М.: Книга, 1985.