ИНФОРМАЦИОННОЕ СОБЫТИЕ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯКАРТИНЫ МИРА РАДИОДИСКУРСА
Рассматривается проблема интерпретации дискурса определенного типа в аспектеформирования в его среде картины мира. В центре внимания способы организациирадиодискурса, в качестве которых выступают языковые элементы и способы ихкоммуникативной актуализации, определяющие формирование дискурсивной картинымира.
AN INFORMATION FACT AS A REPRESENTATION OF THE DISCOURSEPICTURE OF THE WORLD.pdf Уровень опосредования опыта людей средствами массовой информацииопределяет актуальность изучения лингвокогнитивных способов репрезента-ции реальности в дискурсивной среде массмедиа. В рамках данной статьианализируются основные направления формирования картины мира в дис-курсе информационно-аналитического радио. Обращение к материалу радио-речи позволяет рассматривать динамический образ мира, моделируемый вдискурсивной гипертекстовой среде при участии автора и адресата, активнаяроль которого определяет ядерный компонент информационно-коммуни-кативного пространства радио - стратегии привлечения внимания адресата. Сэтих позиций о специфике радиотрансляции можно говорить как о «передачекогнитивного содержания, вкладываемого адресантом адресату через посред-ство текста в его лингвистическом воплощении и заложенных в нем опреде-ленных стратегий подачи информации» [1. С. 112]. Воспринимая и перераба-тывая разнообразные информационные потоки, адресат неизбежно становит-ся «мишенью» медиавоздействия, а значит, носителем той культуры, котораясублимируется в ее ментальном образе - дискурсивной картине мира.Такие важные для понимания лингвомедийных процессов вопросы, каккультурно-специфические и идеологические факторы, влияющие на произ-водство и восприятие текстов массовой информации, интерпретационныесвойства медиатекстов, их роль в построении картины мира, решаются в рам-ках когнитивно-дискурсивного подхода, который позволяет рассматриватьтекст «в движении, действии, в естественных функциональных связях с ок-ружающим миром» [2. С. 201]. Дискурсивный подход к медиатексту обеспе-чивает базисную концептуальную основу, позволяющую установить необхо-димую связь между языковыми высказываниями как лингвистическими объ-ектами, с одной стороны, и социальными действиями - с другой [1. С. 120].В рамках когнитивно-дискурсивного подхода ключевой проблемой ис-следования медиатекста является проблема отражения мира, его возможныйполивариантный образ, репрезентированный и сконструированный в грани-цах медиадискурса и медиатекста. Наличие множества информационных ис-точников способствует поддержанию в информационном поле плюрализмарепрезентаций реальности, в частности наличию некоторого множества ре-Л.И. Ермоленкина16презентаций одного и того же фрагмента реальности [3. С. 311]. Фрагментреальности, «увиденный», осмысленный через призму медиасобытия, в сово-купности с технологическими, идеологическими, рыночными способами(формат издания, информационная политика, условия спонсоров) его подачи,становится основным звеном конструируемой в сознании аудитории картинымира, частью его ментальной и психической реальности, точкой пересече-ния институциональных и личностных модусов. Независимо от того, какуюфункцию по отношению к реальности выполняют СМИ и какие модели ре-презентации ими используются, результатом их актуализации становитсясоздание информационных событий, совокупность которых составляет ос-новное содержание деятельности медиа в процессе конструирования мира.Динамический процесс конструирования образа мира в коммуникативномпространстве радио предполагает два ракурса рассмотрения, отражающихосновные способы реализации дискурса. Речь идет о двух информационно-коммуникативных моделях формирования картины мира.В рамках любого формата радио решается задача воздействия на адресатачерез разнообразные формы взаимодействия с ним. В интерактивных переда-чах реализуется коммуникативная установка на побуждение слушателей кактивности, восприятие себя как коммуниканта, принимающего участие вобсуждении, определяющего ход беседы, влияющего на решения и оценкиведущих. При активной интерпретации (обсуждении информации) и диалогес ведущим моделирование образа мира происходит как процесс интериориза-ции, когда важен не столько интеллектуально-ментальный уровень освоениядискурса, сколько психоэмоциональный. Реципиент погружен в коммуника-тивную среду радио, является активным участником не только получения, нои создания информации. В этом случае можно говорить об актуализации ре-чеповеденческой картины мира, реализуемой в рамках информационно-аналитических и развлекательных моделей интерактивного взаимодействия(прямые включения: голосование, сообщения, звонки с комментариями - впередачах информационно-аналитического жанра, конкурсы, розыгрыши - впередачах развлекательного жанра). Основное направление формированияэтого варианта дискурсивной картины мира происходит по пути преференци-ального использования одних речеповеденческих моделей по отношению кдругим.Получение адресатом информации от источника, которому он доверяет, сопорой на который формирует собственную точку зрения на происходящее,отражает уровень, на котором транслируется гносеологическая модель ре-альности как результат институционально-индивидуального познания мира.Его фрагментированный образ представляют в основном передачи новостно-го и аналитического жанров, в рамках которых передается информация о со-бытии и создается его аксиологизированное видение. Аналитические ком-ментарии и оценки авторов радиопередач реализуют стратегию направленно-го воздействия на адресата, в сознании которого формируется дискурсивнообусловленное концептологическое представление мира.Взгляд на дискурсивную картину мира через призму его составляющей,одного, но очень важного фрагмента - новости - позволяет увидеть динамикуИнформационное событие как репрезентация картины мира радиодискурса17целого в его части, через дискурсивный эпизод выявить основные координа-ты моделирования образа мира.Любые СМИ, транслирующие новостийную информацию, создают иподдерживают целостную, упорядоченную картину мира. Представление обустойчивости, упорядоченности внутренних структурно-тематических связейпроисходящего создается на основе четкой тематической структурации ин-формационного материала. Ежедневное обновление новостного потока, на-полнение актуальным содержанием устойчивых форматных ячеек новостей(политические, социально-экономические, культурные события) позволяетвоспринимать информационную картину мира в динамике составляющих еесобытий.В аспекте исследования дискурсивных механизмов создания событияважное значение приобретает рассмотрение его структуры, т.е. тех принци-пов, которые лежат в основе когнитивных схем его репрезентации в комму-никативно-информационном пространстве радио.Основным способом организации отражаемой действительности в радио-тексте является композиция, объединяющая все его компоненты в довольножесткую структуру, динамическое представление которой возникает за счетсмены, чередования событий, имеющих разную смысловую и оценочную на-грузку. В связи с этим можно говорить о принципе фильтрации, согласнокоторому процесс структурирования медиареальности заключается в выбореопределенных событий из тех, что «предлагаются» прошедшим днем или не-делей, отведении им роли «главного» или «второстепенного». Сам процессотбора основан на форматной концепции канала, поэтому селективный прин-цип должен соответствовать задаче информировать в дискурсивных грани-цах, т.е. информировать развлекая, удивляя, устрашая и т.д., как того «требу-ет» целевая аудитория.В качестве примера событийного среза информационной картины дняможно предложить три разных в форматном отношении варианта. Информа-ционная картина мира информационно-аналитического радиоканала «ЭхоМосквы» структурируется следующими сообщениями о событиях дня: «За-крытие кондитерского завода в Уссурийске», «Вспышка метана на шахте вДонецкой области», «Обезвреживание религиозно-экстремистского подпольяв Башкирии», «На выборах мэра в Братске лидирует лидер ЛДПР», «Круше-ние поезда в Китае» и т.д.Событийный срез дня информационно-развлекательного канала радио«Маяк» составляют сообщения о том, что «13-летний американец стал самымюным покорителем Эвереста». «Члены экипажа шаттла «Атлантис» перебра-лись с МКС в корабль», «Люди в масках разгромили летний лагерь ООН всекторе Газа», «Осло радушно принимает участников Евровидения», «Уче-ные прогнозируют аномально жаркое лето в Европе» и т.д.Информационная картина мира молодежного радиоканала, позициони-рующего себя как источник альтернативной, качественной рок-музыки и ин-формации о ней, панорамирует такие события: в группе Pendulum появилсяновый барабанщик; группа Муммий Троль выпустила в США свой второйЕР-альбом, «Легендарные американцы REM решили отпраздновать 25-летиегруппы, выпустив пластинку» и т.д.Л.И. Ермоленкина18Выбор из текущих событий каких-либо определенных, эксплицирующихинформационную картину дня, отражает разные коммуникативные установкирадиоканалов в процессе взаимодействия с адресатом. Форматная концепцияадресата жестко определяет границы информирования. Можно говорить оразной степени соотношения информативного и развлекательного: если но-востная информация музыкального канала является продолжением развлека-тельного материала, то новостная хроника информационно-развлекательногоканала (радио «Маяк») отражает установку на нейтральное в психоэмоцио-нальном плане информирование, что соответствует идее гармонизации: хо-рошая музыка плюс интересная, актуальная информация.Формирование новостного блока информационно-аналитического каналаперечисленными событиями свидетельствует о приоритете конфликтогенныхтем, что отражает коммуникативную установку на моделирование мира с по-лемически заостренных позиций.Если селективная фильтрация (отбор определенных событий согласноконцепции формата) отражает первый уровень когнитивного моделированияинформационного образа мира, то на втором этапе происходит выбор кон-кретных форм презентации. Прежде всего это проявляется в процессе мон-тирования событийной сетки информационной картины дня. На этапе мон-тажа фрагментов действительности, «выхваченных» из текущего потока, ак-туализируются те смысловые связи, которые представляют картину мира вдинамике, как бы реальном течении составляющих ее событий. Именно по-этому структурирование информационной картины дня представляет собойодну из моделей ментально-языкового построения картины мира.Когнитивно-коммуникативная схема конструирования реальности сред-ствами массовой информации предполагает воспроизведение самого процес-са изменений, происходящих в действительности. Однако массмедийный ас-пект репрезентации действительности сообщает этому движению определен-ное направление. Мир, отраженный в коммуникативном пространстве радио,предстает как набор событий, имеющих разную значимость, т.е. в разнойстепени способных выступить центром притяжения остальных событий, ус-ловием их «подключения». Наиболее важным и актуальным может стать нетолько то событие, которое имеет для аудитории реальную информационнуюактуальность и познавательную ценность, но и то, которое в коммуникатив-ном пространстве аудиоинформации позволит создать аксиологический ре-зонанс, подвести остальные события к некой исходной точке, медийномуприоритету.Выдвижение на первый план события, обладающего наибольшей инфор-мационной ценностью, соответствует принципу релевантности, который,как отмечает Ван Дейк, влияет не только на общую тематическую или схема-тическую организацию сообщения, но также и на порядок предложений вабзацах, описывающих какой-либо эпизод, или на порядок слов внутри самихпредложений [1. С. 117]. Таким образом, исследование направленного рас-пределения информации в тексте позволяет изучать когнитивные, социаль-ные и идеологические условия его производства.Основным правилом построения интродуктивных блоков новостей ин-формационно-аналитического жанра является необходимость представить вИнформационное событие как репрезентация картины мира радиодискурса19рамках ограниченного текстового отрезка информацию, которая будет дета-лизирована и дополнена в основной части. Подобная форма презентацииимеет определенную коммуникативную задачу - «заставить» выслушать ин-формацию как можно большее количество потенциальных реципиентов, дажеесли они прямо не заинтересованы в теме. На уровне «введения в тему» этазадача решается при помощи анонсирования, динамическая и лаконичнаяформа которого (7-15 слов в предложении) настраивает на последующеепродолжение информации: 1) МИД России проверяет информацию о том,что среди задержанных по подозрению в убийстве Сулима Ямадаева в Дубаеесть российские граждане; 2) Поток туристов из России за последние меся-цы значительно уменьшился; 3) Девятнадцатилетняя девушка покончилажизнь самоубийством в Москве.Характерно проявляет себя тактическая установка на усиление вниманияслушателей в звуковом пространстве канала «Эхо Москвы». Звуковые сиг-налы растущего внимания (ускоренный темп, ритмическая музыка) актуали-зируют ожидание чего-то тревожного, анормативного, вызывающего эмо-циональный ответ-реакцию в виде страха, опасения, раздражения, недоволь-ства и т.д. Форматная спецификация информационно-аналитического каналане предполагает в качестве приоритетной информацию о трудовых достиже-ниях страны и росте экономических показателей, важно то, что создает кон-фликтогенный образ мира, убеждает в неотвратимости возможных проблем.Особенность композиционного построения информационного блока вэфире радиостанции «Эхо Москвы» определяется установкой на «расшире-ние» новостного отражения действительности, дополнение прозвучавшейновостной информации аналитическим комментированием. Приоритет-ным способом в рамках форматной концепции канала является персонифи-цированность аналитического подхода, представление события через взглядна него, точку зрения комментатора, в роли которого выступают не обяза-тельно специалисты и носители компетентного знания, а, как правило, из-вестные публичные люди, мнение которых важно в силу оригинальности са-мого имени. На канале «Эхо Москвы» это могут быть, например, В. Ново-дворская, М. Барщевский, Л. Радзиховский, Б. Немцов, Э. Лимонов.Важным элементом структуры информационного блока и факторомпривлечения внимания слушателей является интерактивный способ ком-ментирования. Мнение слушателей, как постулирует форматная концеп-ция канала, является не менее важным, чем мнение специалистов. Пред-ставление о том, насколько широк диапазон заинтересованных слушателейканала, формируется в интерактивной передаче «Утренний разворот», врамках которой проводится опрос по поводу информации, прозвучавшей вновостях. Это могут быть вопросы, предполагающие однозначный ответ иотражающие задачу канала привлечь внимание слушателей через возмож-ность проголосовать (Хотели бы вы, чтобы в вашем городе тоже постави-ли памятник группе «Битлз»?; Осуждаете ли вы поступок мужчины, вы-стрелившего из учебного пистолета в голову нарушителя спокойствия?;Как вы думаете, верны ли обвинения украинского МИДа по поводу выска-зываний В. Черномырдина?).Л.И. Ермоленкина20Речеповеденческая реакция более сложного уровня - выражение своегомнения, оценки, комментария - характерна для постоянных слушателей, ус-тановление обратной связи с которыми реализует коммуникативную уста-новку канала на формирование собственной дискурсивной среды, информа-ционно-коммуникативного пространства, ценности и идеологические пре-зумпции которого будут не только транслироваться аудитории, но и разде-ляться ею. Психоэмоциональное взаимодействие автора и адресата провоци-рует личное переживание обсуждаемых событий (в соответствии с собствен-ным вариантом ментальности индивида) в самом широком спектре от полно-го приятия до крайнего осуждения. В таком смысловом поле взаимодействияважно «зацепить» и не отпускать своего слушателя, которому предоставляет-ся возможность не только проголосовать, но и выразить свое мнение в формеразвернутого комментария. Для источника информации, не привлекающеговнимание визуальным способом - фотографическим снимком или движу-щимся изображением, прием установления обратной связи является важней-шей возможностью привлечь адресата, для которого эффект присутствиядолжен перерасти в эффект участия. Через приобщение к своей группе (постепени эмоциональной выраженности такие группы можно условно квалифи-цировать как мыслящие / недовольные / нигилисты / активные) клиент радио-дискурса реализует две базовые потребности человека - в публичности и само-идентификации. Анализируя интерактивные механизмы привлечения внима-ния аудитории, исследователи медиатекстов констатируют изменение психо-логии современного потребителя информации, который «высоко ставит своисуждения и настаивает на том, чтобы их принимали в расчет» [4. С. 147].Широкий спектр выражения мнения слушателей и апелляция к нему в ка-честве аналитического комментария ярко характеризуют форматную специ-фику радио «Эхо Москвы». Так, в программе «Утренний разворот» слушате-ли выступают в роли комментаторов произошедших событий: УкраинскийМИД обвинил посла В. Черномырдина в недипломатичных и недружествен-ных высказываниях… Наш слушатель Александр, тоже дипломат, отметил,что действия украинской стороны абсолютно адекватны… Еще один нашслушатель, Максим из Самары, отмечает, что В. Черномырдин, конечно,непрофессиональный дипломат, но очень колоритная фигура, и ему позволи-тельны такие высказывания… Журналист из Питера считает, что он быникогда не стал накалять отношения между Россией и Украиной.Установка на широкое представление публичной позиции реализуется вмногоголосии случайных участников обсуждения, выражающих прежде все-го собственное (не компетентное) мнение, но в то же время в программе со-храняется общая задача анализа ситуации с позиции объективного взгляда.Своеобразное соперничество субъективного и объективного выражается вовзаимодействии компетентной точки зрения профессионально заинтересо-ванных лиц и мнения слушателей: Советник российского посла на УкраинеВалентин Сергеев в свою очередь назвал претензии украинского МИДа поменьшей мере странными, а все заявления Виктора Черномырдина полити-чески точными. …Первый зампред Госдумы Алексей Затуленко, которогораньше и самого украинские власти объявили персоной non gratа, нынешнююситуацию назвал возмутительной.Информационное событие как репрезентация картины мира радиодискурса21Таким образом, монтаж информационной картины дня представляет со-бой когнитивно-дискурсивный механизм, актуализирующий модели миро-восприятия. По Ван Дейку, основным признаком коммуникативного события,конституирующего массовую коммуникацию, является определенное семан-тическое и оценочное изменение его природы [1. С. 127]. Причина измененияархитектоники смысловых связей отражаемого события, изменение акцентовего восприятия заключается во взаимодействии и наложении модусов зна-ния и отношения. Во многом этот оценочный эффект обусловлен условиямидискурса, самими возможностями отражать происходящее в мире. Сущест-венные ограничения этого процесса заключаются в невозможности воссоз-дать всю панораму произошедших в мире / стране событий, поэтому фраг-ментарность, «выхваченность» из контекста предшествующих событий, неза-вершенность становятся конститутивными признаками информационногообраза мира, целостность восприятия которого обеспечивается психологиче-скими основами подачи. Содержание медиатекста становится частью психи-ческой реальности реципиента в результате субъективного видения - экспли-цитных и косвенных оценок, которые выражаются на уровне вербального исемиотического комментирования.Так, в современных выпусках новостей соединяются собственно инфор-мативные тактики - диктальные (направленные на объективное информиро-вание аудитории о произошедших событиях) с модальными (косвенно илипрямо представляющие собой авторскую позицию и затрагивающие эмоцио-нальную сферу восприятия).Коммуникативная тактика информирования устанавливает связь с рефе-ренциальными событиями с помощью таких приемов, как сообщение: Круп-ный пожар произошел на военных складах в Казахстане; Дмитрий Медведевпроведет сегодня заседание совета по борьбе с коррупцией; Россия создаств Арктике группировку войск особого назначения.Представление об информационной картине дня формируется на основединамической структурации новостей: одно событие сменяет другое, закреп-ляется в общем смысловом поле при помощи дополнительных разъясняю-щих и уточняющих конструкций: Все эти заявления делаются как раз сего-дня; Это предусмотрено стратегией об основах государственной полити-ки России в Арктике.Для восприятия события как здесь и сейчас происходящего важен эффектоперативности, который достигается, в частности, через ссылку на источникинформации. Различаются следующие типы ссылок: на источник сведений(Как сообщает Интерфакс…; …сообщает РИА-новости; Как пишет «Ком-мерсант»; …сообщает lenta.ru); на источник мнений (Об этом «Эху Моск-вы» сообщил редактор башкирской газеты; Такой прогноз сделал президентодного из … банков; …так считает наш обозреватель Юлия Латынина.Новостной срез дискурсивной картины мира демонстрирует объектив-ность отражаемой действительности через пространственные и временныеобозначения, в качестве которых выступают конкретные наименования тер-риториальных единиц (Владивосток, Москва, Дагестан), а также наречия,указывающие на время свершения события: Дмитрий Медведев проведетсегодня заседание совета…; Нижний Новгород сегодня прощается с дирек-Л.И. Ермоленкина22тором местного дома актеров…; Крупное ДТП произошло минувшей ночьюна юге столицы; Об этом заявил сегодня…В рамках диктальной тактической установки продуктивным являетсяприем указания точной, статистической информации, придающей новост-ному тексту качества точности и объективности: два человека погибли, ше-стнадцать пострадали и еще двое числятся пропавшими без вести; до13 процентов годовых; В августе насчитывали почти 600 миллиардов долла-ров, а к декабрю сократились до 437 миллиардов; торги приостановлены начас до пятнадцати ноль пяти; в городе Крей Геван, что в сорока километ-рах от Белфаста.Таким образом, использование диктальных тактических установок обес-печивает коммуникативный эффект точного, объективного информированияслушателей о произошедших событиях.В рамках диктальной тактики, организующей восприятие событий какобъективно происходящих и точно отражаемых, используются разные типытема-рематической связи. Преобладающим типом связи в новостном текстевыступает тематическая цепочка, представляющая собой совокупность но-минаций, относящихся к одному референту, понятию, которое и являетсяпредметом речи. В новостных передачах состав цепочек реализуется, какправило, через повторение базовой номинации, прономинализацию и сино-нимический повтор. Это объясняется тем, что точное обозначение предметаречи способствует однозначному пониманию сообщения, а «упрощенный»,не слишком разнообразный тип облегчает восприятие информации на слух:Авиакомпания «Боинг» направит в Амстердам своих экспертов для помощи врасследовании причин сегодняшней катастрофы. Ее жертвами стали, попоследним данным, десять человек, более пятидесяти получили ранения.Сейчас на месте катастрофы продолжают работать специалисты, однакоофициальных данных о причинах крушения самолета не приводится. Неко-торые авиационные эксперты утверждают, что «боинг» разбился из-за не-хватки керосина, так как многие авиакомпании экономят на горючем.Нарастание субъективного плана представления события маркированотема-рематическими разрывами. Коммуникативная установка на интригую-щее представление материала, актуализация иронического подтекста смеща-ют референциальный план подачи информации в сторону интенционального:В будущем возможны изменения российской Конституции, при этом фунда-ментальная основа меняться не должна, заявил президент Медведев на кон-ференции в Кремле по случаю пятнадцатилетия основного закона страны.Во время выступления Медведева из зала раздались выкрики «Позор поправ-кам!», позже выяснилось, что мини-акцию протеста устроил лидер движе-ния «Мы» Роман Доброхотов. Нарушителя спокойствия вывели из зала, хотяпрезидент просил этого не делать. Сейчас Доброхотов находится в УВДКитай-города…Процесс отражения информационной картины мира обнаруживает сдвигив своем движении в сторону модальных аспектов репрезентации событий,когда референциальное (связанное с объективно произошедшим) событиеначинает тяготеть к интерпретационному плану подачи, к событию-идее, поВ.З. Демьянкову [5. С. 77]. На уровне тема-рематических связей это выража-Информационное событие как репрезентация картины мира радиодискурса23ется в «потере тезиса», в смысловых переходах, актуализирующих вниманиеслушателей необычным фабульным поворотом: Президент Башкирии Мур-таза Рахимов уже на этой неделе может покинуть свой пост. О том, чтовопрос об отставке решен, пишет сегодня газета «Ведомости». С подроб-ностями Алина Гребнева: «Сообщения о возможном уходе башкирского ли-дера - политика старой закалки, находящегося у власти более пятнадцатилет, часто появлялись в прессе. Несколько месяцев назад башкирские СМИписали о том, что полпред главы государства уговорил Рахимова написатьзаявление об отставке. Но президент Башкирии попросил отсрочку до юби-лея, седьмого февраля ему исполнилось 75 лет. На день рождения были при-глашены многие федеральные чиновники, но приехали даже не все губерна-торы приволжского округа. Юбиляру вручили благодарность, хотя раньшеон регулярно получал госнаграды и поощрения от Москвы. Проблема в Баш-кирии очевидна, ее решат и не в пользу Рахимова, констатирует источник«Ведомостей».Автор строит текст сообразно интриге ожидания, основанной на игре спредположением, догадками (может покинуть), неточностями (на этой не-деле или чуть позже), обещанием объективности (констатирует источник, сподробностями). Встречаются упоминания то одной детали, то другой, ино-гда противоречащей уже сложившейся у слушателей картине. Можно гово-рить об эффекте конкуренции референциальных событий: авторская интер-претация выталкивает на первый план то один эпизод, то другой, текстовыесобытия то ставятся в соответствие с референциальными, то теряют связь сдействительностью. Опираясь на исследования газетного дискурса И.В. Си-лантьева, можно говорить о реализации интенции скрыть за информативомперформатив [6. С. 122], когда в форме информативов сообщается как о су-ществующем положении вещей то, что еще не произошло: восприятие собы-тия моделируется автором в диапазоне от предположения (президент можетпокинуть свой пост) до констатации: перфектные формы актуализируютсмысл события как уже состоявшегося (вопрос об отставке решен).Модальный план информации (затрагивающий эмоциональный аспектвосприятия) может быть выражен эксплицитно и имплицитно. В новостныхвыпусках он выражается экспрессивной лексикой, образными средствами,прямыми оценками и выводами: Грузия победила Россию в стенах парла-ментской Ассамблеи; Сегодня будет проходить слушание «Грузия противРоссии»; нашумевшее уголовное дело; противоречивые сообщения; об этомважнейшем шаге заявили.Модальные тактические приемы в новостных передачах также осуществ-ляются с помощью прямого комментирования экспертов или обозревате-лей. В том случае, когда эксплицирован оценочный план представления со-бытий, можно говорить о его аксиологизации, о формировании ответной оце-ночной реакции-отклика на событие у аудитории. Приведем в качестве при-мера аналитический комментарий Юлии Латыниной по случаю убийства Су-лима Ямадаева: это было бы, мягко говоря, политически неправильным; об-ратите внимание, как странно получилось с этим покушением на Ямадаева;то, что это вдруг озаботило украинский МИД, безусловно является призна-ком ухудшения отношений, а еще точнее, агонией того политического ре-Л.И. Ермоленкина24жима, который обслуживает украинская нынешняя дипломатия. Сегодняукраинская власть заострена на конфликт с Россией. Оценочная лексика сотрицательными коннотациями, общий экспрессивный фон, образуемый так-тической установкой на декларативное выражение своего мнения, осуждениеи прямые оценки формируют не фактологический план восприятия события,а его аксиологическую модель. Пересечение смысловых координат знания иотношения создает совершенно особенный хронотоп, в силовых линиях ко-торого факт концептуализируется, оборачивается в коммуникативном про-странстве текста значимым событием.Подводя итог рассуждениям о специфике моделирования информацион-ной картины мира на радио, отметим некоторые особенности производствановостных текстов. Феномен новостного способа моделирования отражаемойдействительности заключается в возможности воссоздавать из набора слу-чайных, не связанных во времени и пространстве событий целостный образмира. То, как первоначально окказиональные события приобретают социаль-ный и культурный смысл, зависит от дискурсивных презумпций того илииного канала, его идеологии. Основным способом достижения структурно-семантического единства текста является построение концептуального карка-са, возведение событий к тем приоритетным, с точки зрения канала, смыслам,которые должны задавать ментальный горизонт представления о мире. Так,форматная концепция информационно-аналитического канала предполагает,что освещение событий должно происходить с полемически-заостренныхпозиций. Возможность проблематизировать восприятие мира открывается втом случае, если исходить из дискурсивной стратегии неудовлетворенностипроисходящим. Форматный принцип новостной релевантности определяет вкачестве приоритетных темы с конфликтогенным потенциалом: катаклизмы,жестокость, анормальное поведение людей.Концептуальный уровень моделирования информационной картины мирав жанре новости определяется также интерпретирующими структурами, реа-лизующими эксплицитный и имплицитный план выражения оценки. Анали-зируемый материал позволяет говорить о том, что в текстах, репрезенти-рующих информационную картину дня, модусы знания и мнения часто и не-заметно для реципиента переводятся один в другой: мнение маскируется подзнание, а знания снижаются до уровня мнения. При этом сложно говорить отом, насколько сознание воспринимающего способно зафиксировать этотсемантический сдвиг. Возможно, анализ дискурсивных механизмов форми-рования картины мира позволит ответить на вопрос, как новостному жанруудается сохранять соответствие критериям объективности и непредвзятости,с одной стороны, и одновременно выполнять функции идеологического ме-диума - с другой.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 216
Ключевые слова
discourse of information radio, discourse picture of the world, дискурсивная картина мира, дискурс информационного радиоАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ермоленкина Лариса Ивановна | Томский государственный педагогический университет | канд. филол. наук, доцент кафедры теории и истории языка | arblar 2004@rambler.ru |
Ссылки
Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений. М.: Языки славянской культуры, 2006.
Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык средств массовой информации. М., 2008. С. 183-210.
Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.
Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии // Проблемы медиапсихологии. 2001. № 1. С. 145-155.
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: Системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М.: Флинта: Наука, 2008.
Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. С. 111-135.
