ДИСКУРСИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАРТИНЫ МИРАНАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО МЕДИЦИНСКОГО ЖУРНАЛА
Описываются способы формирования картины мира научно-популярного медицинского журнала, являющегося одновременно зоной дискурсивных пересечений различных институциональных субдискурсов (научного, рекламного, публицистического идр.) и частью дискурса высокого порядка - медиадискурса
DISCOURSE ORGANIZATION OF PICTURE OF THE WORLD INHEALTH MAGAZINES.pdf Для второй половины XX - начала XXI в. характерен стремительный ростмассовой коммуникации. Динамичное развитие СМИ, глобализация мирово-го информационного пространства оказывают огромное влияние на распро-странение новых дискурсов. Все эти сложные процессы требуют не тольконаучного осмысления, но и разработки новых парадигм практического иссле-дования дискурса СМИ (медиадискурса).Применение дискурсивного анализа в исследованиях языка СМИ обу-словлено новым системным подходом. До недавнего времени проблемыфункционирования языка в медиадискурсе изучались в рамках различныхнаправлений лингвистики (синтаксиса, стилистики, психолингвистики, рито-рики, социолингвистики), дискурсивный анализ впервые предлагает ком-плексный, интегрированный подход к изучению СМИ. Такой подход позво-ляет не только увидеть внешние особенности медиаречи, но и раскрываетвнутренние механизмы ее функционирования, порождения и распростране-ния, а также воздействия на массовую аудиторию. Информируя человека осостоянии мира и заполняя его досуг, СМИ формируют особую дискурсив-ную картину мира, в рамках которой реализуются стратегии и цели различ-ных институциональных дискурсов. Когнитивный анализ дискурсивной кар-тины мира позволяет выявить механизмы трансформации дискурсов, форми-рующих коммуникативное пространство СМИ.Материалом для исследования послужили научно-популярные медицин-ские журналы «Здоровье» и «Худеем правильно» издательского дома «Здо-ровье» за 2007-2010 гг. Анализируемые журналы являются глянцевыми из-даниями, объединяющими статьи научно-популярной медицинской тематики.Основной задачей глянцевого журнала является формирование системы цен-ностей, пропаганда образа здорового, уверенного в себе человека и соответ-ствующего ему образа жизни. Таким образом, в любом глянцевом журналеформируется особый фрагмент картины мира современного горожанина, врамках которого читателю предлагается помощь в достижении успеха путемосвещения различных аспектов деятельности городской жизни. Большинствоглянцевых изданий сфокусировано на красоте и гендерной коммуникации. Всовременном обществе такие журналы являются энциклопедией гламурнойЕ.А. Костяшина42жизни, которая учит, как жить, что смотреть, что есть, как одеваться и чтодарить близким людям.Текстовое пространство научно-популярного медицинского журналаможно рассматривать как самостоятельное институциональное образование,обслуживающее институт СМИ - дискурс научно-популярного медицинскогожурнала. При этом под дискурсом понимается текст в неразрывной связи сситуативным контекстом: в совокупности с социальными, культурно-историческими, идеологическими, психологическими и другими факторами,с системой коммуникативно-прагматических и когнитивных целеустановокавтора, взаимодействующего с адресатом, обусловливающими особую упо-рядоченность языковых единиц разного уровня при воплощении в тексте(Т. ван Дейк [1], Н.Д. Арутюнова [2], И.В. Силантьев [3] и др.).Дискурс журнала формируется как зона дискурсивных пересечений ин-ституциональных субдискурсов: научного, медицинского, научно-попу-лярного, публицистического, рекламного, субдискурсов читателя, потребите-ля, покупателя и др. Подобные дискурсивные образования утрачивают функ-циональную самостоятельность, когда входят в «тело» [4] более крупногодискурса (дискурса высокого порядка) за счет отдельных элементов (целей,участников, стратегий, речевых жанров, языковых средств и т.д.). В такомслучае дискурс научно-популярного медицинского журнала может быть рас-смотрен как субдискурс медиадискурса. В современной лингвистике медиа-дискурс рассматривается как «совокупность процессов и продуктов речевойдеятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложностиих взаимодействия» [5. С. 198]. Все субдискурсы в рамках дискурса высокогопорядка взаимодействуют в соответствии с особым порядком. Порядок дис-курса представляет собой конфигурацию различных элементов, характери-зующих эти институциональные субдискурсы.Дискурс научно-популярного медицинского журнала репрезентирован ввиде комплекса текстов, коммуникативной задачей которых является попу-ляризация научного медицинского знания в зависимости от профессиональ-ной и коммуникативной компетенции участников дискурса.Следует отметить, что дискурсивное единство базируется на основе един-ства картин мира коммуникантов. Современный человек, являясь участникомпересекающихся дискурсов, совершает выбор коммуникативных пространствв соответствии с совпадением или несовпадением личной картины мира итой, которая представлена в текстах соответствующих дискурсов. Таким об-разом, одной из проблем дискурсивного анализа становится выявление дис-курсивных картин мира.Под дискурсивной картиной мира понимается «часть языковой картинымира, воплощенная в тексте, текстах, порождаемых в неком типовом соци-ально-психологическом контексте с типовыми коммуникантами» [6. С. 11]. Вэтом случае дискурс интерпретируется как «живое динамическое, устойчивоеобразование, рождаемое единством картин мира, целеустановок коммуникан-тов, проявленное в системе текстов, выстраиваемых с использованиемсредств определенного языка, вступающих в сложное взаимодействие с ре-сурсами других семиотических систем» [6. С. 12-13]. Существенной частьюкартины мира являются сценарии коммуникативного поведения. Дискурсив-Дискурсивная организация картины мира медицинского журнала43ные сценарии детерминированы нормами и правилами конкретных дис-курсов.Картина мира, репрезентированная в научно-популярном медицинскомжурнале, отражает ключевые особенности всех его субдискурсов, с однойстороны, и концентрирует в своем текстовом пространстве медийную карти-ну мира, представленную в текстах массовой коммуникации - с другой. Подмедийной картиной мира понимается совокупность представлений о мире,отраженная в текстах СМИ с помощью языка информационного воздействия.Дискурсивный вариант картины мира формируется, прежде всего, авто-ром и адресатом. Адресат определяет спрос на конкретную категорию тем, аагент медиадискурса удовлетворяет его читательский интерес. Вводя клиентав новое дискурсивное пространство, автор сообщения задает читателю осо-бую систему оценок, опираясь на которую он должен интерпретировать тек-сты журнала. Следовательно, восприятие любой информации постепенноокрашивается отношением к действительности, смоделированным в дискурсежурнала.В связи с этим одной из основных задач современного СМИ становитсяформирование собственной читательской аудитории. Чтобы включить клиен-та дискурса журнала в новое коммуникативное пространство, автору необхо-димо создать для него особую программу поведения, которая позволит емувойти в коллектив читателей.Автор сообщения всегда провоцирует поведение читателя в нужном емунаправлении, опираясь на «слабые точки», которые последовательно модели-руются в дискурсе. Так, «слабой точкой» предполагаемых клиентов дискур-са - читателей медицинского журнала - является «здоровье». Для сохраненияздоровья необходимы усилия со стороны адресата сообщения и особые пре-параты. Журнал предлагает информацию об этих препаратах, т.е. реализуетстратегию рекламного субдискурса.Обращаясь к читателю как субъекту дискурса, автор тем самым сообщаетему о его социальном статусе. В журнале часто присутствует обращение кчитателю как к потребителю, несущему личную ответственность за заботу осебе и выбор правильного (здорового) образа жизни. Ребенок - дело ответ-ственное, а после 30-35 - ответственное вдвойне. Как выбрать программуведения беременности и родов, которая подойдет именно вам? Принимаяроль адресата, читатель журнала ставит себя в позицию субъекта, которуюсоздает обращение. Поступая так, человек становится субъектом потреби-тельской культуры, а следовательно, участником субдискурса потребителя.Следует отметить, что определенный дискурс никогда не сможет укоре-ниться настолько, чтобы стать единственным дискурсом [7], структурирую-щим текстовое пространство журнала. В любой социальной сфере (в томчисле и в СМИ) можно обнаружить следы нескольких, часто конфликтующихсубдискурсов, которые действуют одновременно. Читатель не автономен от-носительно этих субдискурсов, он определяется ими, а следовательно, нахо-дится в пространстве дискурсивной борьбы и взаимодействия, что влияет напроцесс коммуникации в целом.Читатель научно-популярного медицинского журнала вынужден нахо-диться одновременно во всех позициях, которые предписывают ему пересе-Е.А. Костяшина44кающиеся дискурсы, выступая читателем, пациентом, объектом рекламы,потребителем товаров и услуг, экспертом, консультантом и т.д.Сложность позиции автора современного СМИ заключается в организа-ции полифонии - растворении авторской позиции в голосах участников ком-муникации - голосах экспертов, рекламодателей, читателей, ученых и т.д. Всвязи с этим в медиадискурсе складываются такие представления об агентахдискурса, которые соответствуют идеологии конкретных СМИ. Так, образавтора научно-популярного медицинского журнала формируется в авторскихрубриках (рубрика А. Федорова, Е. Скородинской). В тексах рубрик содер-жится информация, позволяющая увидеть за фигурой автора сообщения кон-кретную личность: Одна из наших любимых авторов Екатерина Скородин-ская живет за океаном. Пишет о своей жизни, а получается о нашей. По-добная вводка выполняет функцию речевого жанра «Представление» и по-зволяет читателю познакомиться с автором. Читатель начинает восприниматьагента дискурса журнала как близкого человека, что создает у него иллюзиюотсутствия дискурсивной идеологии и объективности информации. Задача жеавтора заключается в создании вокруг читателя особой информационной сре-ды, в рамках которой ему предлагается осуществлять свой выбор. Наличиеидеологической системы воздействия на адресата является принципиальнойустановкой современного медиадискурса.Знания, полученные посредством масс-медиа, укладываются в особуюструктуру - каркас, элементы которого прочно укрепляют друг друга. Этизнания в современном мире заменяют ценностные ориентиры. В древнихкультурах функции этих ориентиров занимали старейшины, позднее - цер-ковь. В современном мире функцию самонаблюдения общество передаетСМИ, а система СМИ сама выбирает предмет своего внимания, определяятем самым информационную ценность конкретной категории тем [8. С. 44].Читатель воспринимает изменения, происходящие в мире, как результатвмешательства СМИ (нашему корреспонденту удалось решить эту пробле-му), т.е. в медиадискурсе формируется образ СМИ, способных решать соци-ально значимые задачи.Происшествия, о которых рассказывает журналист, начинают восприни-маться читателем как увиденные собственными глазами, информация - какпроверенная на себе, т.е. агент и клиент дискурса научно-популярного меди-цинского журнала начинают смотреть на ход событий одними и теми же гла-зами. Читателю навязывается такая дискурсивная картина мира, которая мо-делируется автором сообщения. Все события, описываемые в журнале,встраиваются в ряд других значимых эпизодов дискурса - актуализируются вданной картине мира и репрезентируются в других дискурсах. Так, информа-ция, значимая для медицинского субдискура (появление вируса AH5N1, от-крытие гена наследственных болезней и т.д.), органично входит в дискурсив-ное пространство журнала, даёт возможность реализоваться стратегиям рек-ламного субдискурса (агенты дискурса научно-популярного медицинскогожурнала рекомендуют поставить прививку от гриппа, пройти полное генети-ческое обследование в клинике и т.д.).Дискурс научно-популярного медицинского журнала задает определен-ную модель, в рамках которой читатель декодирует информацию. В медиади-Дискурсивная организация картины мира медицинского журнала45скурсе читатель тотально ограничен рамками всех институциональных суб-дискурсов, формирующих текстовое пространство конкретного СМИ. Выйтииз этого пространства не представляется возможным, так как медиадискурсограничивает пространство жизнедеятельности человека, распространив своевлияние на все сферы человеческой жизни.Читателю предлагаются различные способы изменения своей жизни. Приэтом ему внушается мысль, что он дезориентирован в новом коммуникатив-ном пространстве и нуждается в совете специалиста: Научите меня жить.Таким образом, позиция читателя, формируемая дискурсом научно-популярного медицинского журнала, - это позиция пассивного субъекта дис-курса, способного воспринимать информацию, следовать советам, выполнятьрекомендации, которые в избытке представлены в журнале.Чтобы читатель воспринимал информацию как подлинную, он долженбезоговорочно доверять СМИ. Для этого необходимо создать особый имиджжурнала. В рамках медиадискурса формируется образ журнала - друга, кото-рый может научить, помочь, способствовать успеху: 6 подсказок женщине зарулем, Шьем мышечный корсет. Подобные формулировки направлены ис-ключительно к женской аудитории, а конструкции с использованием глаго-лов 1-го лица множественного числа определяют эффект интимизации обще-ния (обсудим с экспертом, спросим у зав. клиникой детских болезней и т.д.).Такой прием часто используется агентами медицинского дискурса - врачами,чтобы вызвать у пациента чувство совместности усилий, направленных навыздоровление.Информация, представленная в текстах научно-популярных медицинскихжурналов, создает необходимую информационную среду (похудей, правильнопитайся, занимайся спортом, не кури и пр.), на фоне которой работают стра-тегии различных субдискурсов. Любое СМИ конструирует фрагменты реаль-ности, которые предлагаются читателю. В дискурсе научно-популярного ме-дицинского журнала формируется убеждение, что путь к успеху лежит черезобретение худого, красивого тела, а следовательно, через занятия спортом,обращение к косметологу, т.е. необходимо соответствовать образу успешной,деловой женщины, представленному в журнале (Красота, сексуальность,здоровье - три кита, на которых держится успех этой энергичной девушки.И все это не дар свыше, а результат очень осмысленной работы над собой).В связи с этим в дискурсе научно-популярного медицинского журналамоделируется стереотип правильного питания, который реализуется в пред-ложенных сценариях: «Покупка продуктов», «Посещение магазина». У чита-теля складывается правильное отношение к продуктам (правильное с точкизрения отправителя сообщения, а это не только непосредственный автор тек-ста, но и тот, кто заинтересован в реализации определенной группы товаров).Чтобы стереотипы работали (белые зубы - залог успеха, морщины - при-чины неудач), необходимо создать миф. Миф в медиадискурсе является идео-логическим обманом, который делает реальность знаковой. Читатель пре-красно понимает эту ситуацию, но ее роль определяется им в ряду другихсобытий дискурса, т.е. из контекста: Кожа без проблем: подбираем крем;Здоровье - это красиво; Антиэйдж-портрет; Фитнес: делай как звезды.Этот контекст задает вектор читательского восприятия.Е.А. Костяшина46Чтобы не потерять аудиторию, каждый источник медиадискурса вынуж-ден сообщать примерно одно и то же содержание, что и другие, отклоняясь впределах, допускаемых идеологической системой, которая обслуживает мас-совую информацию. В противном случае сообщение будет восприниматьсякак несоответствующее общей картине реальности, репрезентируемой всемимедиаисточниками.При этом конкретные издания могут формировать только фрагмент этойкартины мира. Главная задача журнала в таком случае - связать этот фраг-мент с общей картиной, представленной в текстах массовой коммуникации.Подобную корреляцию можно наблюдать и в дискурсе научно-популярногомедицинского журнала. Являясь средством массовой информации, журналконструирует фрагмент картины мира, связанный со здоровьем человека, ко-торый не противоречит информации, представленной в других СМИ. Основ-ными составляющими этого фрагмента являются темы: «здоровье», «красо-та», «хорошая фигура», «красивая кожа». Обсуждение подобных проблемможно наблюдать и в других глянцевых изданиях. В журналах «Здоровье» и«Худеем правильно» кожа, волосы, фигура являются отражением внутренне-го состояния человека, что позволяет привязать к сообщению другую инфор-мацию научной и медицинской тематики. В этом проявляется взаимодейст-вие научного, медицинского, рекламного и публицистического субдискурсов.Ключевой чертой медийной картины мира становится «эмоциональныйавтостоп», представляющий собой «сочетание когниции и эмоции» [9. С. 73].Авторы сообщений, представленных в журнале, апеллируют к чувствам, вы-зываемым эмоциональной жизнью других людей. Так, в журнале «Худеемправильно» представлены истории читательниц журнала. Читателю предла-гается посмотреть, как они худеют у нас на глазах. Авторы сообщают: Почти2 месяца похудения позади! Для некоторых участниц «Сериала» этот пери-од стал очень драматичным. Но главное все-таки произошло: вес сдвинулся.Терять лишние килограммы начали все без исключения. Продолжайте сле-дить за успехами девушек и голосуйте за любимицу на нашем сайтеwww.hudeem-pravilno.ru! Далее читателю предлагается читать дневники уча-стниц проекта, размещенные на сайте и в журнале.Клиент дискурса научно-популярного медицинского журнала перемеща-ется в виртуальный мир, который заменяет ему реальность. Массовые собы-тия в медиадискурсе становятся важнее, чем жизнь и личность отдельных(менее известных) людей. Отношения перестают переживаться как самоцен-ность, событию придается ореол престижности, мифологизируются интим-ные процессы.Медиадискурс формирует, прежде всего, моду на определенные типы со-бытий. Другие, даже более значимые события на их фоне выглядят менеезначимыми. Участники проекта похудели на 7,7 кг…; в этом году Нобелев-скую премию за открытие клеток, вызывающих рак шейки матки, получилнемецкий исследователь. Два события уравниваются в дискурсе научно-популярного медицинского журнала. При этом на обложку помещается ин-формация о том событии, которое является более значимым для медиади-скурса (в данном случае это информация о том, насколько похудели участни-цы проекта).Дискурсивная организация картины мира медицинского журнала47В медиадискурсе формируется система жизненных ценностей, котораяактуальна в определенный период времени для данного общества. Читательначинает воспринимать новые сообщения, опираясь на эти ценности. Такимобразом, СМИ, с одной стороны, способствуют созданию новых ценностей,выполняя тем самым воспитательную функцию, и постоянно транслируютценности медиадискурса - с другой. Так, в 2008-2009 гг. актуальными тема-ми являлись «дети», «семья», «молодежь», «спорт», что соответствовало на-циональным приоритетным проектам, поддерживаемым государством. Вэтом случае можно говорить о некоем социальном заказе, успешно реализуе-мом в медиадискурсе.Таким образом, и авторы сообщений, и клиенты дискурса журнала моде-лируют фрагмент медийной картины мира, репрезентированный в текстовомпространстве научно-популярного медицинского журнала. В рамках этогофрагмента реализуются цели и стратегии всех институциональных субдис-курсов, на пересечении которых функционирует журнал.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 286
Ключевые слова
discourse of media, discourse picture of the world, медиадискурс, дискурсивная картина мираАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Костяшина Екатерина Аркадьевна | Томский государственный университет | канд. филол. наук, ассистент кафедры общего,славяно-русского языкознания и классической филологии | k.yashin@rambler.ru |
Ссылки
Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык средств массовой информации. М., 2008. С. 71-86.
Володина М.Н. Язык массовой коммуникации - особый язык социального взаимодействия // Язык средств массовой информации. М., 2008. С. 27-48.
Филлипс Л.Дж., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ: Теория и метод. Харьков: Гуманит. центр, 2004.
Ермоленкина Л.И., Катунин Д.А., Мишанкина Н.А. Дискурсивные картины мира: теория и практика социолингвистического исследования. Томск, 2006. С. 5-17.
Резанова З.И. Языковая картина мира: предмет и методы исследования // Резанова З.И.,
Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: со- временная английская медиаречь. М.: Флинта: Наука, 2008.
Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс. 1989.
Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136-137.
Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсивных смешений. М.: Языки славянской культуры, 2006.
