ПОЛЕМИКА С НИЦШЕАНСКОЙ ИДЕЕЙ СВЕРХЧЕЛОВЕКАВ РОМАНЕ ДЖЕКА ЛОНДОНА «МАЛЕНЬКАЯ ХОЗЯЙКАБОЛЬШОГО ДОМА»
Анализируется проблема ницшеанских влияний в творчестве Джека Лондона. Своеобразие восприятия и интерпретации писателем некоторых философских идей Ницше рассматривается на примере малоисследованного романа «Маленькая хозяйкаБольшого дома». Воспринимая идеи Ницше, Дж. Лондон подвергал их критическойпереработке, что наиболее полно воплотилось в образах главных героев произведения.
POLEMIC WITH NIETZSCHE`S IDEA OF SUPERMEN IN JACK LONDON`S NOVEL A LITTLE LADY OF BIG HOUSE..pdf Ницшеанская философия сыграла важную роль в формировании мировоз-зрения целого ряда американских писателей конца XIX - начала XX в., кчислу которых можно отнести и Джека Лондона (1876-1916). Писатель инте-ресовался многими философскими учениями, в особенности позитивизмом,ницшеанством и марксизмом, что обусловливает присущий мировоззрениюЛондона эклектизм. По мнению биографа писателя Ирвинга Стоуна, Г. Спен-сер, К. Маркс и Ф. Ницше были теми философами, которые «научили его ду-мать» [1. С. 92].В творчестве Дж. Лондона стремление к отображению индивидуалисти-ческой концепции человека синтезируется с идеологией «американской меч-ты» и эмерсоновской теорией «доверия к себе». Герой-одиночка в произведе-ниях писателя соединяет в себе черты романтического бунтаря и ницшеан-ской сильной личности, бросающей вызов инертному большинству, прозя-бающему в бездействии. Творчество Лондона сочетает в себе романтическийиндивидуализм с позитивистской «научной» объективностью, а также идеюсоциального неравенства с признанием естественной необходимости конку-рентной борьбы.Влияние философии Фридриха Ницше на творчество писателя у исследо-вателей не вызывает сомнения [2]. Констатируя факт воздействия теорий не-мецкого философа на мировоззрение Лондона, критики неоднократно обви-няли автора в изображении «ницшеанских сверхчеловеков» и «белом расиз-ме» [3]. Однако следует отметить, что писатель, воспринимая идеи Ницше,подвергал их критической переработке и полемической интерпретации.Сильная личность стала предметом изображения Лондона еще в «север-ных рассказах», но героика человека-покорителя «белого безмолвия» в ран-них произведениях писателя редко оказывается достаточно близкой индиви-дуалистическому образу ницшеанского сверхчеловека. Исследователи тради-ционно полагают, что наиболее полно идея сверхчеловека представлена вроманах «Морской волк» (The Sea Wolf, 1904) и «Мартин Иден» (Martin Iden,1909). На наш взгляд, интерес к ницшеанскому типу личности проявляется ив более позднем произведении автора - романе «Маленькая хозяйка Большо-Н.Э. Кутеева74го дома» (A Little Lady of Big House, 1916), который был незаслуженно обой-ден вниманием критики. Немногочисленные отзывы прессы и исследовате-лей свидетельствуют о том, что роман был так же неверно понят и истолко-ван, как «Морской волк» и «Мартин Иден». Сам Лондон неоднократно сето-вал на данный досадный казус: «Весьма часто мои книги оставались непоня-тыми. Очень давно, в начале моей литературной карьеры, я выступил противНицше и его сверхчеловека в романе «Морской волк». У романа была массачитателей, но никто не понял, что в нем развенчивается идея сверхчеловека.Позже, не говоря уже о мелких произведениях, я написал еще один роман, вкотором выступил против философии сверхчеловека. Это был «МартинИден» [4. Т. 6. С. 231-232].Как видим, критическое переосмысление Лондоном ницшеанских идейнаблюдается, по его собственному признанию, уже в романе «Морскойволк», главный герой которого, капитан Ларсен, несет на себе отчетливуюпечать ницшеанского типа личности. Целью писателя в данном произведениибыло развенчание культа сильной личности и изображение последствий, ккоторым может привести попытка воплотить в действительность волю к вла-сти сверхчеловека. Создавая роман как «атаку на ницшеанскую философию»,Лондон в то же время не отказывается от идеи индивидуалистического бунтаодиночки, что подтверждается его последующими произведениями.По Ницше, сверхчеловек - прежде всего созидатель, в определенной сте-пени мессия, исполняющий функцию опровержения ложных ценностей, накоторых построена жизнь человека. «Через оценку впервые является цен-ность; и без оценки был бы пуст орех бытия. Слушайте, вы, созидающие! Пе-ремена ценностей - это перемена созидающих. Постоянно уничтожает тот,кто должен быть созидателем», - говорил Заратустра [5. Т. 2. С. 41]. Освобо-дившись от всего, что составляло смысл человеческого существования, силь-ная личность заново творит свой собственный мир. «Смерть Бога» означаетосвобождение человека от прежних, навязанных ему, а не созданных имидеалов.Для Лондона ницшеанский сверхчеловек - осуществление мечты челове-чества об идеальном человеке. Это интеллектуальный гений, чей интеллектне ущемлен физической слабостью. Сверхчеловек обладает колоссальныммужеством принимать реальный, несущий ему страдания мир с радостью,без скорби. Ибо в ницшеанском варианте счастья может достичь лишь силь-ный и волевой сверхчеловек, осознавший красоту и ценность жизни во всехее проявлениях и ощущающий радость бытия в каждое мгновение жизни: «Осчастье! Не хочешь ли ты запеть, о душа моя? Жаркий полдень спит нанивах. Не пой! Тише! Мир совершенен» [5. Т. 2. С. 199]. Индивидуализм,намеренная отстраненность от «базара житейской суеты», от общества, отконформной толпы являются отличительными особенностями сверхчелове-ка. «В сторону от базара и славы уходит все великое», - говорит Заратустра[5. Т. 2. С. 38].Психологически ницшеанский тип обладает чертами самоактуализиро-вавшейся личности, достигшей душевного равновесия, уверенной в себе,ощущающей себя полноценным субъектом бытия. Он легко, смеясь и танцуя,идет по жизни: «Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому лиПолемика с ницшеанской идеей сверхчеловека в романе Дж. Лондона75и идет он, точно танцует?» [5. Т. 2. С. 7]. Сверхчеловек Ницше - уникальная,сильная личность с огромной волей, способной противостоять мировой волекак хаотическому разрушительному началу. И как всякая уникальная лич-ность, он возвышается над толпой слабых людей, обреченных жить в пленуморальных правил и религиозных догм.В творчестве Лондона большое значение приобретает проблема само-идентификации личности, обнаружения ею своего места в мире, осознаниясобственной значимости, расовой, классовой и культурной принадлежности.Во многих своих произведениях писатель изображает процесс развития ипреобразования человека, прошедшего сквозь тяжелые испытания и обрет-шего свое место в мироздании. Отсюда главной становится дилемма возмож-ности или невозможности существования сильной, исключительной личностив мире обычных людей. Другими словами, писатель задается вопросом: воз-можен ли сверхчеловек в действительности или это лишь некая условная, иде-альная единица, не подлежащая реализации? Для решения данной задачи писа-тель создает различные варианты сильной личности, к каковым относятся иМартин Иден, и персонажи романа «Маленькая хозяйка Большого дома».Камнем преткновения для Лондона всегда оставался вопрос, касающийсяодиночества сильной личности. По Ницше, одиночество сверхчеловека -одна из важнейших его характеристик. Это одиночество самодостаточнойличности, ничем не связанной с внешним миром: «Беги в свое уединение!Ты жил слишком близко к маленьким, жалким людям. Беги от их невидимо-го мщения!» [5. Т. 2. С. 38]. У Лондона же одиночество имеет негативныепоследствия даже для сильной личности. Недаром обладавший сверхчелове-ческой силой и волей Мартин Иден, не найдя родственной души, терпитжизненный крах.В романе «Маленькая хозяйка Большого дома» исключительный человекуже не является одиноким и непонятым толпой, а находит себе сподвижни-ков в лице жены и друга. Тем острее оказывается внутренний конфликт геро-ев-сверхчеловеков, тем настойчивее звучит пессимистическая нота в отноше-нии возможности существования универсальной личности в мире «человече-ских, слишком человеческих» отношений.Ф. Ницше в работах «Греческое государство», «О будущности наших об-разовательных учреждений» писал о необходимости организации всей госу-дарственной системы, и особенно образовательных учреждений, так, чтобыпутем длительной эволюции и селекции вырастить и воспитать сверхчелове-ка. Тысячи людей должны стать почвой, на которой произрастут единичныегении. Лондон в романе гипотетически предполагает, что путем длительнойэволюции белая раса сумела дать несколько экземпляров подобных исключи-тельных личностей, почти сверхчеловеков. Писатель моделирует ситуацию, вкоторой эти люди встречаются и между ними завязываются определенныеотношения.Главные герои романа, Дик Форрест, его жена Паола и друг семьи Грэ-хем, воспринимаются как некие аналоги сверхчеловека Ницше, во всякомслучае, так они себя позиционируют. Персонажи практически не имеют не-достатков, не обладая исключительными таланами в чем-либо одном, ониотличаются способностями в различных областях, что вполне укладывается вН.Э. Кутеева76ницшеанскую доктрину о сверхчеловеке как всесторонне развитой личности.Одной из главных отличительных особенностей сверхчеловека Ницше явля-ется его сила воля. Все три главных героя романа, несомненно, обладают не-сокрушимой волей и незаурядной физической и душевной силой.Дик Форрест, хозяин Большого дома, персонаж, который можно воспри-нимать как воплощение мечты человечества об универсальной личности. Онумен, энергичен, уверен в себе, любит жизнь и радуется ей: «В уголках рта иглаз таился смех . Каждая черта в лице этого человека говорила о спо-койной силе и уверенности. Да, Дик Форрест был уверен в себе ; уверен,что его ясный и внимательный ум не пропустит ничего существенного; уве-рен в своем сильном теле ; уверен в своем сердце и уме, в своей жизни иработе, в самом себе и во всем, что ему принадлежит» [4. Т. 12. С. 32]. Дикаотличают неуемная жажда жизни, деловитость, недюжинные организатор-ские способности, философский склад ума, большая физическая сила, благо-родство души. Кроме того, герой одарен поэтически, остроумен, трудолюбив,служащие уверены, что «он просто гений».Писатель подробно рассказывает о жизненном пути героя, воспитании исамообразовании, позволившем Форресту достичь больших высот. При этомавтор утверждает, что «его тело, мозг и жизненный путь выдержали немалоиспытаний», а значит, герой - это не избалованный судьбой сын миллионера,а типичный «self-made man», т.е. человек, достигший успеха благодаря сво-ему труду и таланту.У Форреста большой гостеприимный дом, огромная ферма, конезавод,пастбища, и всем этим он руководит легко и деловито. Система управленияхозяйством, налаженная им по последнему слову техники, работает слажен-но, без сбоев. При этом получение прибыли, нажива для него не главное, емуинтересен, прежде всего, сам процесс созидания. Кроме того, Дик склонен кблаготворительности. К примеру, на его средства существует философскоеобщество «Мадроньевая роща».Лондон считает Форреста воплощением цвета своей расы и, совсем поНицше, называет «белокурым великаном». Описание внешности героя соот-ветствует антропологическим признакам арийской расы. Писатель подчерки-вает доходящую до безрассудства смелость Дика, Паолы и Грэхема, их пре-небрежительное отношение к опасности. А именно эти качества Ницше в«Генеалогии морали» определяет как признаки «благородной расы»: «Эта«смелость» благородных рас, безумная, абсурдная, внезапная в своих прояв-лениях, сама непредвиденность и неправдоподобность их предприятий ,их равнодушие и презрение к безопасности, телу, жизни, удобствам» [5. Т. 2.С. 428].Отметим, что белый расизм в духе Ницше, в котором критики часто об-виняли Лондона, проявляется в романе не только в рассуждениях и спорахгероев о превосходстве белого человека, но и в пренебрежительном отноше-нии к слугам-китайцам, которых хозяева называют не по именам, а дают имуничижительные, однотипные клички: О-Дай, Ой-Ли, О-Пой, О-Рай, Ой-Ой.Китайцы в романе - безмолвные, послушные роботы, пунктуально испол-няющие свои обязанности, они не проявляют характера, индивидуальности,они призваны служить своему господину.Полемика с ницшеанской идеей сверхчеловека в романе Дж. Лондона77Согласно Ницше неравенство есть основа человеческого общества и за-лог возникновения сверхчеловека. Существование людей высшей расы, при-званной господствовать, и людей низшей расы, призванной служить им, яв-ляется, по Ницше, справедливой закономерностью. Демократизм Форреста,неоднократно отмеченный автором, распространяется только на представи-телей своей расы, остальные же для него лишь рабочий материал. Именно потакой схеме построены взаимоотношения Дика со слугами и работниками,которые являются для него только средством достижения благополучияБольшого дома.Дабы избежать ситуации трагического одиночества главного героя, кото-рая не была преодолена в романе «Мартин Иден», в «Маленькой хозяйке»Лондон дает исключительному человеку соответствующую жену. Паола -необыкновенная женщина, обладающая совершенной красотой, проница-тельным умом, добрым и храбрым сердцем. Будучи натурой творческой, тон-кой, привыкшей первенствовать во всем, гордой и независимой, она являетсядостойной спутницей такого «супермена», как Дик. Супруги кажутся счаст-ливыми и благополучными. Однако двенадцать лет безоблачного счастьяприносят героям пресыщение. Идиллическое существование Форрестов на-рушает приезд друга Дика - Грэхема - также личности незаурядной и в чем-то даже превосходящей Форреста. Дик и Грэхем представляют собой двапротивоположных типа личности и воплощают различные начала бытия.По Ницше, в мире существуют два противоборствующих начала: диони-сийское и аполлоновское, синтез которых определяет целостность мира. На-стаивая на необходимости соединения обоих начал, Ницше все же склоняетсяк приоритету дионисийского как жизнеутверждающего проявления «жизнен-ной силы». Ницшеанскому сверхчеловеку присущи черты дионисийскойличности, недаром своего мессию, проповедующего пришествие сверхчело-века и, по сути, являющегося сверхчеловеком, немецкий философ назвал«дионисийским чудовищем, которое зовут Заратустрой» [5. Т. 2. С. 455).«Дионисизм» понимается Лондоном и Ницше как иррациональное, чувствен-ное, экстатическое начало, тогда как аполлоновское, рациональное началоимеет целью активное, целенаправленное изменение жизни.Если следовать терминологии Ницше, то Дика - материалиста и рациона-листа, руководствующегося в жизни, по мнению жены, «статистическимиданными», который восхищается красотой и силой лошади и тут же рассчи-тывает, какое здоровое и сильное потомство она принесет, можно назвать«вариантом» аполлоновской личности. Грэхем же - более эмоциональный ивозвышенный, имеющий более тонкую душевную конституцию - воплощаетдионисийское начало.Вместе Дик и Грэхем составляют некое гармоничное единство, дополняядруг друга. Недаром Паола в создавшейся в романе ситуации «любовноготреугольника» долгое время не может выбрать кого-то одного. И все же онаостанавливает свой выбор на Грэхеме, чье интуитивное восприятие жизниимпонирует героине. Несмотря на долгую счастливую супружескую жизнь сДиком, Паола предпочитает дионисийскую натуру Грэхема, ибо и сама онасвоим безрассудством и страстностью близка к подобному типу личности.Показывая, как дионисийское опьянение страстью становится причиной тра-Н.Э. Кутеева78гической развязки романа, как стихийно возникшие чувства с легкостью раз-рушают рационально выстроенный и «статистически» выверенный «фунда-мент» форрестовского Большого дома, Лондон полемизирует с ницшеанскойконцепцией гармонического единства рационального и иррационального.Писатель демонстрирует неспособность человека даже ценой «сверхчелове-ческих» усилий «балансировать» на грани «двух миров».Кроме того, в романе присутствует важный мотив, проявляющийся вомногих произведениях Лондона и близкий основному тезису философииНицше, - мотив жизни как иллюзии. По Ницше, человек обречен вечно житьв плену иллюзий, утрата которых ведет к гибели. Писатель, вслед за филосо-фом, настаивает на иллюзорности таких фундаментальных понятий, как лю-бовь, благополучие, счастье.Измена Паолы пробуждает героя от «сна иллюзии», в котором он считалсебя сверхчеловеком. Дик начинает осознавать, что его уверенность в незыб-лемости созданного им мира эфемерна. Лондон показывает, как вся рацио-нальная система форрестовского мироздания, выстроенная «нечеловечески-ми» усилиями, рушится не в силу каких-либо внешних катаклизмов или эко-номических затруднений, а вследствие действия абсолютно иррациональныхфакторов, не укладывавшихся ранее в «статистическое» мировоззрение ге-роя. Дик, долгие годы по кирпичику возводивший Большой дом, мнил себя«суперменом», «хозяином», обладателем «несметных богатств», счастливым,уверенным в себе. Крах иллюзий приводит героя к утрате душевной гармо-нии. По сути, Дик переживает последовательный «регресс» от «сверхчелове-ка к человеку», от силы к слабости, от уверенности к сомнению. Он теряетсвои сверхчеловеческие качества, становится подавленным, мрачным, а сле-довательно, уязвимым.Уязвимой и слабой становится и Паола. Оба героя понимают, что преж-нее их существование - иллюзия, которую надо прекратить. Напряженныйдраматизм романа усиливается неизбежным возникновением мотива само-разрушения, самоубийства. Дик и Паола пытаются «самоустраниться», по-кончив жизнь самоубийством. Дик планирует симуляцию «несчастного слу-чая», но Паола опережает его, инсценировав несчастный случай, приведшийее к гибели.В отличие от романов «Морской Волк» и «Мартин Иден», в «Маленькойхозяйке Большого дома» позитивистская идея борьбы за выживание на пер-вый взгляд не выходит на передний план и не детерминирует поведение пер-сонажей. Однако исходя из спенсеровской и ницшеанской концепции выжи-вания сильнейших и наиболее приспособленных особей, погибнуть должна,несомненно, слабая личность. Учитывая импульсивность и болезненностьПаолы (она страдает бессонницей), ее смерть можно рассматривать как зако-номерный итог конфликта, ибо, согласно Ницше, по модели которого фило-софствуют герои романа, женщина представляет собой вспомогательное, не-совершенное звено в эволюционной цепочке, вершиной которого являетсямужчина.В начале романа Дик, рассуждая о женском образовании, утверждает, чтоженщине не обязательно учиться, главная ее цель - служение семье и мужу.Герой подчеркивает подчиненное отношение женщины в сравнении с муж-Полемика с ницшеанской идеей сверхчеловека в романе Дж. Лондона79чиной, сравнивает ее с породистой лошадью. В женщине и в лошади, полага-ет Дик Форрест, «главное то, что она производительница. И для наших жен-щин в большинстве случаев самое главное - любовь к мужчине и материнст-во, к которому они предназначены природой. В биологии нет никаких осно-ваний для всей этой современной женской кутерьмы из-за работы и полити-ческих прав» [4. Т. 12. С. 20].Сходные суждения встречаются и у Ницше в заповедях Заратустры, гдеутверждается, что главное предназначение женщины - материнство, и раз-гадка женской тайны кроется в беременности, а мечтой женщины должнастать мечта «родить сверхчеловека»: «Счастье мужчины называется: я хочу.Счастье женщины называется: он хочет»; «И повиноваться должна женщина»[5. Т. 2. С. 48].Исходя из тезиса о материнстве как главном предназначении женщины,Лондон обыгрывает ситуацию, когда прекрасная, умная женщина не можетреализовать свой инстинкт материнства. Трагедия Паолы в том, что у нееесть все, кроме самого главного - детей. Возможно, это обстоятельство и яв-ляется причиной ее странной бессонницы. Тем самым писатель дает понять,что даже самая необыкновенная, исключительная женщина в глубине душихочет только одного - потомства. Она выбирает Грэхема, инстинктивнопредполагая, что, может быть, его страстность и пылкость будут залогом ихбудущего потомства.Однако оказавшись в безвыходной ситуации и осознавая, что ее уход кГрэхему приведет к гибели Дика, Паола жертвует собой ради мужа. Приме-чательно, что многие герои Лондона, претендующие на то, чтобы называться«сверхчеловеками», Мартин Иден, Бриссенден, Дик Форрест, Паола, либопланируют, либо в действительности кончают жизнь самоубийством. На нашвзгляд, в этом кроется стремление автора развенчать идею сверхчеловека,ибо, если не только загнанный в угол Мартин, больной Бриссенден, но и бла-гополучные Дик и Паола выбирают добровольную смерть, считая ее лучшимвыходом из создавшейся ситуации, то сама гипотетическая возможность без-облачного существования сверхчеловека в реальном мире подвергается со-мнению. Как бы ни был умен и силен человек, он может победить или обма-нуть внешние обстоятельства, но никак не избежит главного столкновения -с самим собой.В романе «Маленькая хозяйка Большого дома» исключительные героиЛондона преодолевают все внешние препятствия, побеждают обстоятельства,недаром автор подчеркивает, что герои неоднократно подвергались смер-тельным опасностям, но сумели выжить. Однако они оказываются бессильныпобедить самих себя и разрешить возникший внутренний конфликт. Потерявуверенность в себе, почувствовав зыбкость и иллюзорность существования,они перестают ощущать себя «сверхчеловеками». Рассматривая возможностьсуществования сверхчеловека в мире людей, автор делает вывод о несопоста-вимости идеальной конструкции, каковой является сверхчеловек, с реальнойжизненной ситуацией.Философия Ф. Ницше сыграла важную роль в формировании мировоз-зрения Джека Лондона. В творчестве писателя нашел отражение трагическийпессимизм немецкого философа. Автор отвергает тезис Ницше, теоретическиН.Э. Кутеева80допускавшего существование сверхчеловека. Лондон, подвергая критическойпереработке ницшеанскую теорию сверхчеловека, демонстрирует беспер-спективность индивидуалистического бунта личности. Писатель как гума-нист убежден, что в конфликте между «человеческим» и «сверхчеловече-ским» именно личность, возомнившая себя «сверхчеловеком», оказываетсякуда менее жизнеспособной, ибо существует в иной, «нечеловеческой», сис-теме координат.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 248
Ключевые слова
universal personality, strong personality, supermen, individualism, универсальная личность, сильная личность, индивидуализм, сверхчеловекАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Кутеева Неля Эдуардовна | Бирская государственная социально-педагогическая академия | канд. филол. наук, доцент кафедры русской и зарубежнойлитературы | n_ kuteeva@mail.ru |
Ссылки
Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2 / Пер. с нем., сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. М.: Мысль, 1990.
Лондон Дж. Собрание сочинений: В 14 т. М.: Правда, 1961. Т. 6.
Стоун И. Моряк в седле: Художественная биография Джека Лондона. М.: Книга, 1984.
Spiller R. The Cycle of American Literature. N.Y., 1955.
Фонер Ф. Джек Лондон - американский бунтарь. М.: Прогресс, 1955.
