СТАТЬИ А.Н. МАЙКОВА О ВЫСТАВКАХ В АКАДЕМИИХУДОЖЕСТВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГОСОЗНАНИЯ 1840-1850-х гг. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 3 (11).

СТАТЬИ А.Н. МАЙКОВА О ВЫСТАВКАХ В АКАДЕМИИХУДОЖЕСТВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГОСОЗНАНИЯ 1840-1850-х гг.

Дается общий анализ обзоров выставок в Академии художеств, написанныхА.Н. Майковым с 1847 по 1853 г.: рассмотрены предпосылки его обращения к деятельности критика, поставлен вопрос о состоянии русской литературы об искусстве того времени, охарактеризованы причины критического отношения к ней автора,выявлены его концептуальные представления о задачах современной художественнойкритики, структурно-типологические особенности его статей.

APOLLON MAIKOVS ARTICLESABOUT EXHIBITIONS IN THE ACADEMY OF ARTS AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENTOF AESTHETIC AWARENESS OF 1840-1850S.pdf Начало критической деятельности А.Н. Майкова приходится на вторуюполовину 1840-х гг. - период особенной активизации культурной жизни во-обще и критической мысли в частности. Он становится заметным участникомлитературного процесса, постоянно печатает на страницах самых популярныхпериодических изданий свои стихи, поэмы и прозаические опыты, вызываю-щие положительные отзывы критиков. Анализ проблематики и художествен-ного своеобразия этих произведений, среди которых драматическая сцена встихах «Дух века» (1845 г.), поэмы «Две судьбы» (1845 г.) и «Машенька»(1846 г.), лиро-эпический цикл «Очерки Рима» (1847 г.), очерки «Пикник воФлоренции» и «Прогулка по Риму с моими знакомыми» (1848 г.), повесть«Старушка» (1848 г.) и др., позволяют судить о масштабе творческих поисковпоэта, о его способности чутко улавливать важнейшие эстетические тенден-ции эпохи и стремлении к синтезу различных жанровых и родовых начал,обеспечивающему диалектическое воссоздание окружающей жизни в худо-жественных произведениях.Немногочисленные письма этих лет, отражающие следы дискуссий вкружке Майковых, демонстрируют потребность поэта в обобщенном осмыс-лении проблематики современной культурной ситуации. Преобразованиюсобственных размышлений Майкова в форму публичных выступлений спо-собствовали и общая активизация полемики о предмете, задачах и подходах кизображению мира в современной литературе на страницах толстых журна-лов, напряженность дискуссий между сторонниками старого и нового как влитературе, так и в изобразительном искусстве и полемический задор, застав-лявший определяться в собственных воззрениях.С 1847 по 1853 г. Майков пишет цикл статей о выставках в Академии ху-дожеств и других значимых событиях подобного рода, публикуя их в «Отече-ственных записках» и «Современнике» [1-9], к ним примыкают рецензии на1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 07-04-00072а).О.В. Седельникова82сборники стихотворений Е. Шаховой [10] и Н. Щербины [11], а также черно-вики статей и конспекты по истории искусства, хранящиеся в архиве Майко-ва в РО ИРЛИ РАН [12-15].Приступая к изучению критического наследия Майкова, необходимо по-ставить вопрос о предпосылках обращения его к деятельности художествен-ного критика. Во-первых, этому способствовал талант живописца, проявив-шийся ранее других. В автобиографии при письме С.И. Ремезову Майков со-общал: «С детства во мне обнаружились способности к живописи, и я с жа-ром занимался этим искусством под руководством моего отца . Во мнеон видел своего преемника по этой части, и точно, я делал быстрые успехи,писал масляными красками и даже одна из моих картин (изображающая Рас-пятие) была куплена в устраивавшуюся тогда Католическую капеллу длябракосочетания Е И В великой княгиниМарии Николаевны с герцогом Лихтенбергским. Но крайняя близорукость ислабость зрения не дозволили мне идти по пути, который открывали мои спо-собности. Миниатюры я не любил, а выбирал всегда сюжеты, требующиебольших размеров, имел в виду всегда более общий эффект, потом выделкучастей. Близорукость часто доводила меня до отчаяния: живопись маслянымикрасками требует, чтобы глаз находился на довольном расстоянии от карти-ны, тогда только м б гармония красок и целого. Близорукостьне могла этого давать, и поэтому я должен был совершенно оставить живо-пись» [16. Л. 2 об. - 3 об.]. Это событие стало предметом глубоких пережива-ний Майкова и явилось причиной его обращения к поэтическому творчеству.В этом признавался сам поэт в упомянутой выше автобиографии: «Этому от-части помог успех в кругу знакомых некоторых моих стихотворений.В.А. Солоницын, о котором я упомянул выше, завел у нас домашний журнал,главным героем которого был брат мой. Я как-то вдруг написал порядочныестихи. Между тем как до того времени надо мной всегда смеялись, что я немог различить размеров. Мне было тогда 15 лет. Эти первые стихи мои и те-перь у меня хранятся. ∗ Мотивом их было разочарование ∗ (Предложе-ние между звездочками вписано Маковым на полях карандашом с пометой«NB». - О.С.). Разочарование вообще было тогда в ходу в Петербурге, но япомню. Что у меня это разочарование происходило от моих страданий какхудожника-живописца. Если вы хотите, я отыщу эти стихи; в них естьодушевление и самый стих местами недурен. Начинаются они так:Когда в святом, небесном вдохновеньиЯ возношусь в надоблачный эфирИ создаю в моем воображеньиОсобенный, прекрасный, новый мир(Дальше я не помню, но могу отыскать, если желаете).(Далее)Зачем тогда прекрасное созданьеЯ не могу изобразитьИ перелить в него мое очарованье,И прелестью его небесной освятить [16. Л. 3 об.].При этом рано сформировавшееся пластическое восприятие мира, спо-собность переплавлять высокие идеи в пластические прекрасные образы обу-Статьи А.Н. Майкова о выставках в Академии художеств83словили отличительные особенности поэтического мировидения Майкова,самобытное лицо его творчества.Занимаясь живописью, юный Аполлон Майков получил прекрасное эсте-тическое образование, но образование особого рода - не книжное, теоретиче-ское, а по большей части эмпирическое и созерцательное. Его отецН.А. Майков был талантливым художником-самоучкой [17. С. 8; 18. С. 374;19]. «Он жил как живали артисты, думая более всего об искусстве, любяего, занимаясь им и почти ничем другим», - писал о нем И.А. Гончаров [20].Одним из поклонников и покровителей Майкова был министр императорско-го двора П.М. Волконский. В 1830 г. он представил картину неизвестногохудожника Николаю I, а после переезда семьи Майковых в Петербург пре-доставил ему мастерскую в Таврическом дворце [21. С. 146]. Пребывание тамвместе с отцом стало важной вехой в становлении Аполлона Майкова, о чемсвидетельствует упоминание об этом в одной из автобиографий: «Петербург,Таврический сад, Таврический дворец. Отец пишет картины. У него коллек-ция эстампов, картин . У него мастерская во дворце; дворец пустой, мы внем одни [нрзб.] в громадном замке, со статуями . Я с ним рисую - вижусебя в этих залах с карандашом, в мастерской отца с кистью и палитрой» [22.Л. 5 об.]. По приказу Николая I, выбравшего увиденную им в мастерской ху-дожника копию с картины Тициана «Вознесение Богородицы» в качестве за-престольного образа Троицкого собора Измайловского полка, Н.А. Майковполучил в 1835 г. звание академика живописи [19. С. 126-128]. В связи с по-ложением отца А.Н. Майков пользовался особой привилегией - часто посе-щал Эрмитаж, еще закрытый тогда для публики.Значительную роль в раннем эстетическом воспитании А.Н. Майкова иг-рал не только отец, но и близкий друг семьи Владимир Андреевич Солони-цын, который принимал участие в организации домашнего образованиябратьев Аполлона и Валериана [17. С. 13-15; 22. Л. 5 об.; 23. С. 5, 8]. Онстремился сформировать в сознании своих воспитанников навык эстетическиграмотного суждения о художественном произведении, умение выявитьидею, положенную в его основу, увидеть особенности авторской манеры ис-полнения. В письме от 2 сентября 1835 г. Солоницын обращается к четырнад-цатилетнему Аполлону Майкову со следующими словами: «Валериан пишет,что вы часто бываете в Эрмитаже и рассматриваете тамошние картины. На-деюсь, мой друг, что ты на них смотришь не как простой зритель, а как ху-дожник, с благоразумным вниманием изучая дух каждого живописца, заме-чая манеру лучших мастеров в изображении различных предметов и вникаяне только в исполнение, но и в самую идею картины» [24. Л. 1]. Статьи Май-кова показывают, что он не только последовал советам своего наставника, нои оценил пользу такого размышления над полотнами великих художников.Он глубоко переосмыслил и развил эти идеи в реализованный в его статьяхпринцип последовательного эстетического воспитания публики, целью кото-рого оказывается выработка критериев, основываясь на которых можно су-дить о произведении искусства. Очень важно в этом контексте и последнеезамечание Солоницына о соотношении «исполнения» с «идеей картины»: этосоотношение станет предметом постоянных размышлений Майкова в процес-се анализа картин, представленных на выставках в Академии художеств, и вО.В. Седельникова84значительной мере определит подход к оформлению структуры и содержанияцелостного анализа художественного произведения, представленного в егостатьях.Позже к созерцанию произведений великих художников присоедини-лось чтение литературы по истории и теории искусства. Вслед за И.А. Гон-чаровым, преподававшим старшим братьям Майковым словесность, буду-щий поэт серьезно изучал труды И.И. Винкельмана [25. С. 491-492; 26.С. 347-364], видя в них « последнее слово, что могут сказать новейшиеантикварии и эстетики относительно древнего искусства» [14. Л. 9]. Все этопозволяет судить о том, что эстетическая рефлексия была близка А.Н. Май-кову, более того, его готовили к этому. Об этом свидетельствуют и записипутевого дневника, который Майков вел во время первого путешествия поЕвропе в 1842-1844 гг. [27; 28]. На страницах этого документа сохранилисьнаиболее яркие впечатления первых месяцев путешествия от знакомства сосмотренными произведениями искусства, прежде всего французской иитальянской архитектуры и живописи, чаще всего содержащие аргументи-рованную эстетическую оценку, а также замечания по истории искусства[27. Л. 8, 12 об., 14 об., 25-29 об.]. Во время путешествия Майков читалразнообразную литературу по истории искусств, фиксируя это в путевомдневнике. Во Франции он приобрел и прочел «Les musées de lItalie»Луи Виардо [27. Л. 13]. После приезда в Италию и осмотра известнейшихпамятников архитектуры Древнего Рима Майков делает в путевом дневникеконспект «Об архитектуре», отражающий историю развития европейскихархитектурных стилей с древнейших времен до XV в. Он не указывает на-звания книг, послуживших источником записей. Ими могли быть и такиеавторитетные сочинения, как «Десять книг об архитектуре» Витрувия,«Римские древности» А. Палладио, а также многочисленные путеводителипо Риму. Содержание конспекта позволяет предположить, что автор заим-ствует из источников факты, которые подвергает собственному осмысле-нию. Например, запись о древних стилях, оказавших влияние на формиро-вание европейской архитектуры Средних веков, Майков заканчивает сле-дующим выводом: «Таким образом, ист Архит до сих поря разделяю на 2 периода, Греческий и Греко-римский; 2й период нацио-нальный: я беру греческий, а не Египетский, Индийский и пр, пото-му что он служил основой позднейшим, темою, от которой мотивы повто-ряются во всех позднейших отраслях, точно так, как члены одного родаимеют фамильное сходство как между собою, так и с родоначальником.Второй период произвел архитектуру Готическую и Арабскую, кои преоб-ладают, хотя еще существуют и другие: ломбардский, византийские ипр» [27. Л. 29-29 об.]. За выводом в дневнике следует схема, отра-жающая его содержание. Заканчивается конспект описанием тенденцийразвития итальянской архитектуры XV в. (см. об этом: [29]).Само появление первых статей А.Н. Майкова, посвященных анализу про-изведений современного изобразительного искусства и литературы, очевидносвязано с деятельностью его брата, В.Н. Майкова, на особую эмоциональнуюи интеллектуальную связь с которым поэт указывал неоднократно [22.Л. 6 об.; 30. С. 79]. В конце 1845 г. В.Н. Майков стал соредактором толькоСтатьи А.Н. Майкова о выставках в Академии художеств85что разрешенного журнала «Финский вестник», причем в опубликованной импрограмме журнала подчеркнул, что одной из потребностей современнойкультурной жизни России является развитие новой эстетики и критики, кото-рая бы четко и последовательно обосновывала насущную необходимость об-ращения искусства к подробному изучению реальной жизни, к ее детальномуанализу и поиску новых синтетических способов изображения мира и чело-века [31; 32. С. 11-12]. В апреле 1846 г. после ухода В.Г. БелинскогоВ.Н. Майков занял должность ведущего критика в «Отечественных записках»Краевского. О том, что идея развития художественной критики и влияние насостояние современного русского изобразительного искусства была одной иззадач журнала, свидетельствует то, что в начале 1847 г. в «Отечественныхзаписках» публикуются две статьи братьев Майковых об изобразительномискусстве, проблемное содержание которых исключает их случайный харак-тер. В первой из них, написанной Валерианом, объектом анализа становитсяодно из самых ярких явлений в истории русского изобразительного искусствасередины XIX в. - гравированный А.А. Агиным по рисункам Е.Е. Бернадско-го цикл иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». При этом самматериал - обращенная к исследованию русской действительности поэма -позволил критику не только остановиться на анализе передачи гоголевскогосодержания, но и поставить важный, особенно в контексте развития реали-стической эстетики и полемики с академическими требованиями в изобрази-тельном искусстве, вопрос о современном состоянии последнего, о его пред-мете, задачах и перспективах. В.Н. Майков как ведущий критик «Отечест-венных записок» собирался и далее уделять пристальное внимание вопросамсовременного изобразительного искусства. Об этом свидетельствует сохра-нившийся в его архиве автограф статьи «Несколько слов о критике картиндля Исаакиевского собора» [33], написанной под впечатлением услышанногона Академической выставке 1846 г., где кроме конкурсных работ учениковАкадемии были представлены картины крупнейших русских живописцев то-го времени, предназначенные для внутреннего убранства нового храма.Предметом критической рефлексии В.Н. Майкова здесь становятся не столь-ко сами полотна, сколько мнение «знатоков», высказываемое в кулуарах. Ав-тор ставит проблему несостоятельности суждений публики в силу отсутствияэлементарных знаний по истории и теории искусства, которые помогли бывыработать адекватные подходы к суждениям о произведениях изобрази-тельного искусства. Другая статья - «Выставка картин г. Айвазовского в1847 году» [1] - появившаяся в № 4 «Отечественных записок», была критиче-ским дебютом Аполлона и обнаруживала самую непосредственную связь спроблемой, заявленной в охарактеризованной выше статье его брата. По-видимому, именно А.Н. Майков, по замыслу ведущего критика, в дальней-шем и должен был развивать это направление деятельности журнала. Такимобразом, обращение к деятельности художественного критика было дляА.Н. Майкова не только не случайным, но и мыслилось как одно из значимыхнаправлений его деятельности в ближайшие годы.Несмотря на то, что уже в названии первой статьи Майкова дано четкоеобозначение объекта критического анализа - картин Айвазовского, статья этапосвящена не только и не столько подробному их разбору, но не в меньшейО.В. Седельникова86степени постановке и осмыслению теоретических проблем, а также размыш-лениям о современном состоянии русской литературы об искусстве и уровнеэстетического образования российского общества. Персональная выставкапозволяет взглянуть на творчество художника в целом и явно обнаружить вседостоинства и недостатки его картин, увидеть, соответствует ли их содержа-ние «духу века», отвечает ли его видение мира нравственно-этическим и эс-тетическим потребностям современного человека. Здесь становится очевид-ным, что к рассмотрению произведения изобразительного искусства Майковподходит, опираясь на свой опыт литературного творчества, учитывая теоценки и требования, которые выдвигали читатели и критики к произведени-ям современной литературы, в том числе к его собственным стихотворениями поэмам. Он рассматривает произведение живописи с точки зрения тех эсте-тических задач, которые заострила современная русская литература и литера-турная критика. Здесь проявляет себя важнейшее свойство статей Майкова овыставках в Академии художеств: восприятие литературы и живописи какдвух искусств, использующих разные подходы и технические приемы, ноотвечающих общим требованиям, как вечным, так и эпохальным, решающихобщие задачи и служащих одному делу. Поэтому за размышлениями о живо-писи в статьях Майкова всегда стоит литература, а произведения современ-ных писателей становятся зеркалом для трактовки содержания картин самыхразных жанров.В начале статьи Майков размышляет о том, что решимость художникаорганизовать персональную выставку в современной российской культурнойситуации является своего рода героическим поступком, поскольку само посебе такое событие очень непривычно: традиционными были годичные вы-ставки в Академии художеств, в остальное же время художники варились всобственном соку, а публика не имела возможности взглянуть на произведе-ния искусства. Отсутствие возможности постоянного общения между худож-никами и зрителями, характерного для европейских стран, где мастерскиеоткрыты для посещения в любой момент, порождает неблагоприятные по-следствия как для художников, так и для публики, между которыми при бо-лее благоприятном положении искусства в контексте культурной жизни го-сударства существует постоянная взаимообогащающая связь.После этого вступления Майков формулирует тезис, который своей про-тиворечивостью свидетельствует о том, что он писал обзор выставки картинАйвазовского, опираясь на определенные концептуальные установки, осозна-вая потребность в разработке всесторонне обоснованных эстетических прин-ципов, позволяющих верно воспринимать произведения искусства как исто-рически обусловленные явления. Говоря о необходимости публичности ис-кусства, благодатной взаимосвязи художника и общества, он связывает не-развитость ее с отсутствием в России литературы об искусстве вообще: «Сдругой стороны, у нас нет литературы художеств. Пересмотрите в журналахвсе статейки о выставках, начиная с письма Батюшкова «Прогулка в Акаде-мию художеств» до наших дней: все они свидетельствуют о совершенноммладенчестве вкуса, незнании даже, что требовать от художника; сужденияих или отзываются старинными преданиями о разных эстетических началах,или основаны на личном посильном разумении автора; но выставить своеСтатьи А.Н. Майкова о выставках в Академии художеств87мнение, несогласное с общим мнением, не подкрепив его прочными доказа-тельствами, основанными на сознании твердого принципа, - кажется, вели-чайшая самонадеянность… Вся эта шаткость суждений и их критических за-меток проистекает от малого художественного образования публики и писа-телей, и оттого выходят часто или незаслуженные похвалы, или обидные дляхудожника приговоры, ни на чем не основанные» [1. С. 167]. В этом, по мне-нию Майкова, главная причина отсутствия в России традиции проведенияиндивидуальных выставок и открытия для публики мастерских художников.Таким образом, в первой своей статье, продолжая и конкретизируя размыш-ления своего брата, А.Н. Майков заявляет о необходимости формированияхудожественной критики и утверждает ее главной задачей просвещение об-щества. Анализ этого тезиса интересен и в исторической ретроспективе, таккак позволяет выявить истоки майковской проблемно-методологическойконцепции. С другой стороны, слова критика свидетельствуют о том, чтоМайков руководствуется в своей деятельности теми высокими идеями, кото-рые волновали демократическую интеллигенцию 1840-х гг., в том числе егоближайшее окружение: В.А. Солоницына, И.А. Гончарова, В.Н. Майкова.Таким образом, начатый в первой статье разговор о художественной критикестановится частью единого процесса эстетического воспитания общества. Вэтом контексте совершенно закономерна их публикация в таком авторитет-ном литературном журнале, как «Отечественные записки», где они становят-ся важной составляющей общей картины, характеризующей нынешнее со-стояние и выявляющей тенденции нравственно-этического и эстетическогоразвития русского общества в целом.К концу 1840-х гг. публикация обзоров академических выставок и ре-цензий на некоторые другие заметные явления в истории русского изобра-зительного искусства стала уже многолетней традицией. Привлечениювнимания публики к данному вопросу способствовали и издаваемая сперваН.В. Кукольником, а затем А.Н. Струговщиковым «Художественная газета»(1836-1841 гг.), и журнал «Иллюстрация» [34. С. 46-57; 35. С. 47-53]. Наосновании представленного в монографиях Р.С. Кауфмана [34. С. 19-68] иН.А. Нарышкиной [35. С. 33-59] анализа состояния русской художествен-ной критики 1820-40-х гг., можно сделать вывод о причинах столь катего-ричного суждения Майкова. Оно обусловлено, во-первых, отсутствием соб-ственно критического начала в большинстве публикаций, авторы которых,как правило, не подвергали всестороннему анализу рассматриваемые про-изведения, не стремились выявить их недостатки. Во-вторых, статьи эти вцелом были лишены современного взгляда на искусство, далеки от актуаль-ных эстетических установок и полностью согласны с давно устаревшимипредставлениями Академии художеств о предмете и задачах искусства, оверности историческому (в понимании теоретиков Академии) жанру, тре-бующему сохранения классицистической риторики, о невозможности выбо-ра объекта изображения в повседневной действительности. Ретроградностьэтих установок была особенно очевидна на фоне активного усвоения совре-менной социальной проблематики художественной литературой и утвер-ждения новых эстетических идей в литературной критике. Наконец, боль-шинство статей отличалось дилетантизмом суждений либо в отношенииО.В. Седельникова88исторических фактов, либо в представлении о технической стороне изобра-зительного искусства, но прежде всего в методологическом отношении, впринципах и подходах к представлению и анализу произведений искусства,в отсутствии научного систематического понимания вопросов теории и ис-тории искусства [34. С. 58-66; 35. С. 52-58].Утверждение Майкова об отсутствии «литературы художеств» основыва-ется не только на знакомстве с российскими публикациями, но и на прекрас-ном знании иностранной литературы по истории и теории изобразительногоискусства и с отличным знакомством с немецкой романтической эстетикой ирусской философско-эстетической критикой 1830-40-х гг., прежде всего скритическим методом В.Г. Белинского. В кружке Майковых статьи Белин-ского внимательно читались, его идеи подвергались всестороннему переос-мыслению, в том числе критическому. Исследователи русской художествен-ной критики XIX в. справедливо замечают, что критическая деятельностьБелинского, при том что он не посвятил ни одной специальной статьи про-блемам изобразительного искусства, оказала огромное влияние на ее разви-тие, способствуя преодолению прежнего дилетантизма, размытости, бессис-темности и поверхностности суждений и осознанию необходимости новогоподхода к научному и публицистическому осмыслению состояния русскогоискусства [34. С. 61-67; 35. С. 67-69; 36]. Белинский знал живопись, ценилшедевры европейского изобразительного искусства. Особенно высокой егооценки заслужила увиденная им в Дрездене «Сикстинская Мадонна» Рафаэля(в письме Боткину 1847 г. из Дрездена). Очень привлекали его и работыТеньера, которые он ценил за воспроизведение картин народной жизни. Та-ким образом, в двух этих предпочтениях отразился, с одной стороны, интересБелинского к изображению идеальных сущностей, а с другой - к художест-венному исследованию народной жизни в ее конкретных бытовых проявле-ниях, социальный анализ, обращения к которому он требовал от современнойлитературы.Первым автором, применившим исторический подход Белинского к ху-дожественной критике, стал А.Н. Майков [34. С. 74; 35. С. 59-60]. Думается,для молодого критика это было принципиальным, глубоко обдуманным ша-гом, основой развития его собственного методологического подхода. В нача-ле той же статьи об Айвазовском, как будто пытаясь смягчить резкость сво-его высказывания об отсутствии в России «литературы художеств», Майковговорит, что и сам не претендует на преодоление этих недостатков, так как« мы вообще мало знакомы с миром художеств, и юность наших сужде-ний будет только выражением незрелости нашего эстетического образованиявообще…». Но на этом фоне в следующем же предложении автор четко пред-ставляет собственное понимание задач этой статьи и своей деятельности ху-дожественного критика в целом: «По крайней мере, мы постараемся прило-жить те эстетические требования, которые еще не выражены как законы, нодавно бродят в современной жизни как предчувствие, как не определившеесяеще сознание» [1. С. 167]. Таким образом, задачей критика Майков считаетуяснение и выражение эстетических требований современности. К этой темеон будет неоднократно возвращаться в последующих статьях, подчеркивая,таким образом, образовательную роль критика по отношению к публике иСтатьи А.Н. Майкова о выставках в Академии художеств89молодым живописцам. Таким образом, уже в начале первой статьи Майковформулирует особенности своего глубоко и всесторонне обдуманного подхо-да, основанного на четких представлениях о том, какой должна быть совре-менная русская литература об искусстве.Во всех статьях Майков позиционирует себя как теоретик современногоискусства, но теоретик особого рода, выражающий идеи и потребности, по-рожденные современной культурной ситуацией и категорически противопос-тавляющий себя «знатокам», теоретик, черпающий основы для своих выво-дов в естественном эстетическом чувстве публики и помогающий ей опреде-литься в своих суждениях и упорядочить их. В начале первой статьи о вы-ставке редких вещей, позволившей русской публике познакомиться с «общимходом» истории искусства и «характером его многочисленных школ» [5.Т. 75, №4. С. 129], Майков вновь объясняет особенности своей позиции, воснове которой требование исторического подхода к пониманию и оценкелюбого произведения искусства и опора на естественное эстетическое чувст-во, а не на некую умозрительную теорию, диктующую правила разработкисюжета, трактовки образа, выделения акцентов и т. д.: « говоря об ис-кусстве, мы никогда не отделяем себя от публики и стараемся только уяснитьв себе то впечатление, которое в других, может быть, высказывается неопре-деленно; дорожа более всего этим непосредственным впечатлением, мы вовсене имеем претензий причислить себя к разряду знатоков, и даже признаемся,что записные знатоки никогда не удовлетворяли нас вполне: чаще в противо-речии с нашим непосредственным эстетическим впечатлением находилисьсуждения знатоков, чем суд так называемой ими «невежественной толпы».Недостаток суждения этой «толпы» может быть восполнен образованием,изучением предмета; а многие знатоки в суждении об изяществе произведе-ния увлекаются часто или археологическими данными, или одностороннейтеорией; часто древность холста ослепляет их до того, что они видят в карти-не такие достоинства, которых обыкновенный, здраво развитый и образован-ный человек не видит вовсе» [5. Т. 75, №4. С. 129.].Названия статей, традиционно акцентирующие интерес к выставке, сви-детельствуют о том, что они связаны с каким-либо культурным фактом и ихсодержание определяется не отвлеченным теоретическим вопросом, а стрем-лением отразить этот факт, представить его читателям по возможности болеечетко и объективно, помочь составить свое представление о нем. Особенно-стью статей Майкова о выставках в Академии художеств является также оче-видная избирательность, обусловленная четким методологическим подходом,на котором выстраивается авторская позиция. Он стремится коротко передатьобщее впечатление о выставке и дать подробный анализ картин, в которых, сточки зрения критика, наглядно представлено решение важной в контекстеразвития современного российского искусства задачи. Благодаря подмечен-ному на выставке общему интересу публики к той или иной картине, Майковполучает возможность воздействовать на сознание читателей, обучая их вер-ному суждению о произведении искусства. Подобный подход вызван нетолько ориентацией на публику, но и тем, что картины, представленные наакадемических выставках, демонстрируют по большей части достижения мо-лодых художников, следовательно, эти обзоры также выполняют в отноше-О.В. Седельникова90нии их образовательную функцию, помогая осознать собственные достоинст-ва и недостатки и, таким образом, уточнить направление творческого разви-тия: «Из известных мастеров весьма немногие выставили свои произведения;но несмотря на это посетитель Академии неравнодушно покидал ее залы: онуносил в душе своей несколько приятных впечатлений; в голове возниклонесколько новых эстетических вопросов, вызывающих на размышление. Сле-довательно, три или четыре часа проведены им в Академии не даром; следо-вательно, искусство наше открывает в себе новые стороны, новые силы, ко-торые значат более, нежели одно техническое совершенствование. Это ужебыла беседа с мыслящими людьми, а не с одними исполнителями… Постара-емся же припомнить, что мы видели замечательного, определим свое впечат-ление и передадим его юным художникам: может быть, они найдут в этомотчете нечто для себя полезное» [9. С. 21]. Эти слова критика демонстрируютпоследовательный демократизм его позиции и обусловливают проблемно-содержательные особенности его статей.Адресуя свои сочинения не знатокам, а широкому кругу читателей и мо-лодым художникам, из статьи в статью Майков развивает научно обоснован-ный комплексный подход к анализу художественных произведений, стараясьсформировать в сознании публики «стройную продуманную картину разви-тия искусства» [14. Л. 6 об.], необходимую для самостоятельного анализаувиденного и его адекватной оценки, освобожденной от влияния ложныхтеорий, в контексте современной культурной ситуации. При этом выбор про-изведения или проблемы для анализа всегда спровоцирован не столько соб-ственными интересами критика, сколько реакцией публики на представлен-ные на выставке картины и высказываниями «знатоков дилетантов» [4.С. 61], дезориентирующими публику. Эти «знатоки» основываются на давноустаревших эстетических теориях и не имеют системного представления обистории искусства. Майков оппонирует им, представляя «впечатление» поповоду привлекшего общее внимание произведения, но впечатление развер-нутое, исторически обоснованное и аргументированное. Отзываясь на мно-жество подслушанных в кулуарах дискуссий, Майков пытается обобщить ихсодержание и соотнести их с важнейшими тенденциями развития современ-ного русского искусства. В первую очередь Майкова-критика интересует со-держание картины, верность нравственно-психологической и историческойинтерпретации сюжета. Вслед за этим он дает дифференцированную оценкутехнических характеристик рассматриваемой картины в связи с особенностя-ми ее жанра, сюжета, размера и других характеристик, без учета которых не-возможно сформировать адекватное суждение о конкретном произведенииискусства. Последнее, связанное с собственным опытом создания живопис-ных полотен и глубоким изучением технических вопросов изобразительногоискусства, также выгодно отличает статьи Майкова и делает их важным эта-пом на пути развития российского искусствознания.В архиве Майкова сохранился целый ряд документов, представляющихсобой конспекты книг об искусстве или собственные рассуждения о какой-либо значимой проблеме: «Отрывок статьи о выставке» [12], «О взгляде наприроду в разные эпохи ландшафтной живописи» [13], «Черновые материалыдля статьи об истории искусства» [14], «К истории религиозных направленийСтатьи А.Н. Майкова о выставках в Академии художеств91и влияния их на искусство» [15]. Можно предположить, что он задумывалсоздать книгу об истории искусства, в которой бы анализ общетеоретическихвопросов был обусловлен исторической закономерностью обращения к ним ибыл бы представлен подход к оценке произведений искусства как историче-ски обусловленных явлений. Многие из конспектов посвящены вопросам за-рождения искусства в связи с развитием религиозного сознания, другие ха-рактеризуют периоды развития античного искусства, историю пейзажнойживописи [13; 14; 15]. Один из фрагментов, сохранившихся в папке с общимназванием «Черновые материалы для статьи об истории искусства» [14], по-казывает изнутри формирование позиции Майкова-критика: он внимательноприслушивается к суждениям публики и на основании их анализа делает вы-вод о задачах современной русской литературы об искусстве: «Одни пона-слышке восторгаются произведениями перуджиновских и доперуджиновскихвремен и хвалят их, безусловно, в ущерб всему, что произвело искусство по-сле того; другие, привыкшие к новейшему искусству, воспользовавшиеся ужевсеми заслугами прошедшего, разочаровываются не только в Перуджино, нои в самом Рафаэле не найдут ничего особенного. Между тем эти же самыелюди никогда не смешают Корнеля с Шекспиром и очень хорошо отделят,что в великих произведениях принадлежит веку и чем они возвышаются надсвоим временем. Но их познаний в истории живописи не довольно для того,чтобы они у Рубенса не искали Рафаэлевских достоинств и не судили бы офресках Микель-Анджело по блистательной живописи Тициана. Ясно, чтотакие суждения показывают полное незнание истории искусства, а могут либыть и теоретические их требования определительны, если им не известен напрактике процесс развития этих начал. Вот почему всякий, кто горячо любитискусство, встретит с радостью всякий труд, который сколько-нибудь даствозможности у нас на Руси восполнить этот недостаток художественного об-разования. К сожалению, мы не всегда начинаем сначала или начинаем с то-го, чем бы можно было кончить. Без сомнения, как для публики, так и длямолодых художников было бы полезнее иметь книгу, где бы они могли ви-деть начало и развитие искусства новейших времен, где бы им было поясне-но, что главнейшие его двигатели нового, в чем их главная сила, вчем недостатки и в чем выразилось в них влияние века и современного имсостояния общества. Словом, нам прежде всего необходима была бы хорошаяистория живописи» [14. Л. 6-6 об.].Таким образом, насущной потребностью Майков считает «художествен-ное образование» русского общества, формирование последовательных пред-ставлений об истории развития искусства и исторического подхода к оценкепроизведений, что позволит систематизировать необходимые теоретическиезнания, ценить не прекрасное вообще, но соотносить произведение искусствас породившей его эпохой, с нравственно-этическими и эстетическими по-требностями человека. Во всех своих статьях Майков старается избежать го-лого теоретизирования. Обращение к теоретической проблеме для него неявляется самоцелью, а оказывается следствием необходимости подробнообъяснить тот или иной факт, привлекший внимание публики или вызвавшийспоры «знатоков». Постановка теоретической проблемы всегда связана с не-обходимостью адекватного осмысления картины, ставшей предметом под-О.В. Седельникова92робного анализа, или какой-либо глобальной тенденции, проявившей себя визобразительном искусстве разных стран. Эти качества, очевидно, связаны ссобственным критическим отношением Майкова к отвлеченности немецкойфилософской эстетики, косвенно обозначенным уже в статье о выставке Ай-вазовского [1. С. 168], кроме того, они обусловлены просветительским демо-кратизмом позиции критика, желанием помочь публике понять сущность ис-кусства, законы его развития и органическую взаимообусловленность пред-мета искусства и эпохальных потребностей человеческого духа.Его цель - не оторванная от реальности теория для теории, не случайноон часто критически отзывается об «эстетиках-теоретиках» прошлого. Новаярусская литература об искусстве должна служить решению одной первосте-пенной задачи: последовательному эстетическому образованию русского об-щества, предполагающему знакомство с базовыми эстетическими категория-ми, с важнейшими этапами в истории развития искусства, с сущностью эсте-тических поисков отдельных эпох и их обусловленностью «духом века» ― ссовременным научным подходом к оценке произведений искусства как исто-рически обусловленных явлений. В большинстве статей Майкова именно этивопросы выходят на передний план и подчиняют себе анализ представленныхна выставке художественных произведений. Критик специально подчеркива-ет, «что на всякое событие в мире искусства, возбуждающее любопытствопублики, мы смотрим как на шаг ее эстетического образования. Поэтому мывсегда стремимся сообщить тем, для которых этот вопрос еще нов, истинную,п

Ключевые слова

historism, the history of art, criticism, literature, painting, aesthetics, история искусства, историзм, эстетика, критика, живопись, литература

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Седельникова Ольга ВикторовнаТомский политехнический университетканд. филол. наук, доцент кафедры русскогоязыка и литературыsedelnikovaov@tpu.ru
Всего: 1

Ссылки

Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. М.; Л., 1960-1968.
Майков В.Н. Сочинения: В 2 т. Киев, 1901.
Седельникова О.В. Ф.М. Достоевский и кружок Майковых. Томск, 2006.
Нарышкина Н.А. Художественная критика пушкинской поры. Л., 1987.
Соболев П.В. Эстетика Белинского. М., 1978.
Майков В.Н. Несколько слов о критике картин для Исаакиевского собора // ИРЛИ. Ф. 4. № 97.
Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX в. М., 1985.
Сорокин Ю.С. В.Н. Майков и его литературная деятельность // Майков В.Н. Литературная критика. Л.: Худож. лит., 1985. С. 3-33.
Манн Ю.В. Валериан Майков и его отношение к «наследству» // Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969. С. 266-294.
Майков А.Н. Письма 1847-1867 гг. / Публ. И.Г. Ямпольского // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1975 г. Л., 1977. С. 72-121.
Седельникова О.В. Своеобразие проблематики и жанровой структуры путевого дневника А.Н. Майкова 1842-1843 гг. // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 333. С. 21-28.
Седельникова О.В. Интертекстуальность дневниковой прозы: конспект и перевод в структуре путевого дневника А.Н. Майкова 1842-1843 гг. // Journal of International Scientific Publications: Language, Individual and Society. Bulgaria: Info Invest, 2008. Vol. 3, р. 2. P. 274-293.
Майков А.Н. Путевой дневник 1842-1843 гг. // ИРЛИ. 17305. 42 л.
Lappo-Danilevskij. Konstantin Ju. Gefühl für das Schöne: Johann Joachim Winckelmanns Einfluss auf ästhetisches Denken in Russland. Köln; Weimar; Wien: Bëhlau Verlag, 2007.
Солоницын В.А. Письмо к А.Н. Майкову // ИРЛИ. 16941.
Кони А.Ф. На жизненном пути. СПб., 1912. Т. 3. С. 491-492; Майков А.Н. Черновые материалы для статьи об истории искусства // ИРЛИ. 16623. Л. 1 об., 3, 8 об.-9.
[Майков Н.А.] Воспоминания // Рус. лит. 1997. № 1. С. 139-149.
Майков А.Н. Письма Н.В. Гербелю // РНБ. Ф. 179. № 68.
Гродецкая А.Г. Чувствительные и холодный: (В.А. Солоницын и семья Майковых) // Лица: Биографический альманах. СПб., 2001. № 8. С. 5-49.
И.А. Гончарова) // Рус. лит. 1997. № 1. С. 123-139.
Гончаров И.А. Н.А. Майков: Некролог // Голос. 1873. № 238. 29 авг.
Старчевский А.В. Один из забытых журналистов: (Из воспоминаний старого литератора) // Ист. вестн. 1886. № 2. С. 374-378.
Гайнцева Э.Г. Николай Аполлонович Майков и его воспоминания (из круга общения
Златковский М.Л. А. Н. Майков. 1821-1897 г.: Биографический очерк. 2-е изд., значит. доп. СПб., 1898.
Майков А.Н. К истории религиозных направлений и влияния их на искусство // ИРЛИ. 16599. 18 л.
Майков А.Н. Автобиографические сведения за 1821-1856 гг. (И.С. Ремезову) // РНБ. Ф. 453. Оп. 1. № 1.
Майков А.Н. Черновые материалы для статьи об истории искусства // ИРЛИ. 16623. 11 л.
Майков А.Н. О взгляде на природу в разные эпохи ландшафтной живописи // ИРЛИ. 16619. 10 л.
Майков А.Н. Отрывок статьи о выставке // ИРЛИ. 16615. 4 л.
[Майков А.Н.] «Греческие стихотворения» Николая Щербины // Отечественные записки. 1850. Т. 70, № 6, отд. 6. С. 59-67.
[Майков А.Н.] «Мирянка и отшельница»: Стихотворения Елизаветы Шаховой // Отечественные записки. 1849. Т. 64, № 6, отд. 6. С. 95-100.
Майков А.Н. Годичная выставка в Императорской Академии художеств // Отечественные записки. 1853. Т. 41, № 11, отд. 2. С. 21-48.
Майков А.Н. Граф Ф.П. Толстой и его рисунки к «Душеньке» в шести тетрадях // Отечественные записки. 1852. Т. 84, № 9, отд. 2. С. 1-32.
[Майков А. Н.] Трехгодичная выставка в Императорской Академии художеств: (Письмо в провинцию) // Отечественные записки. 1852. Т. 85, № 11, отд. 8. С. 78-85.
[Майков А.Н.] Выставка в Императорской Академии художеств в 1851-м году // Отечественные записки. 1851. Т. 79, № 12, отд. 2. С. 115-138.
[Майков А.Н.] Художественная выставка редких вещей, принадлежащих частным лицам, учрежденная в залах Императорской Академии художеств, в пользу бедных // Отечественные записки. 1851. Т. 75, № 4, отд. 8. С. 129-145 (статья первая); Т. 76, № 5, отд. 8. С. 19-39 (статья вторая); Т. 76, № 6, отд. 8. С. 95-105 (статья третья).
[Майков А.Н.] Выставка в императорской Академии художеств // Отечественные записки. 1850. Т. 73, № 11, отд. 2. С. 59-74.
[Майков А.Н.] Выставка императорской Академии художеств в 1849 году // Отечественные записки. 1849. Т. 67, № 11, отд. 2. С. 19-40.
[Майков А.Н.] Годичная выставка в императорской Академии художеств // Современник. 1847. Т. 6, № 11, отд. 2. С. 56-80.
[Майков А.Н.] Выставка картин г. Айвазовского в 1847 году // Отечественные записки. 1847. Т. 51, № 4, отд. 2. С. 166-176.
 СТАТЬИ А.Н. МАЙКОВА О ВЫСТАВКАХ В АКАДЕМИИХУДОЖЕСТВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГОСОЗНАНИЯ 1840-1850-х гг. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 3 (11).

СТАТЬИ А.Н. МАЙКОВА О ВЫСТАВКАХ В АКАДЕМИИХУДОЖЕСТВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГОСОЗНАНИЯ 1840-1850-х гг. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 3 (11).

Полнотекстовая версия