МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО РЕДИЗАЙНА | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 3 (11).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО РЕДИЗАЙНА

Представлен комплексный анализ современного газетного редизайна. Данная методика рассматривается в контексте развития интегративных концепций дизайна печатных СМИ (визуальная журналиста, редакционный дизайн) и идей конвергентнойжурналистики. На базе анализа опыта зарубежных изданий газетного типа, модернизация которых состоялась в период с 2002 по 2009 г. («DIE WELT» (Германия),«The Wall Street Journal» (США), «Daily Mirror» (Великобритания), «Publico» (Испания), «The Times» (Великобритания) и др.), выявляются основные принципы и методыредизайна прессы

E.pdf Тема преобразования газеты как канала СМИ является самой обсуждае-мой в отрасли. Последние несколько лет проблемы развития газеты в новоминформационном поле являются главной темой ежегодного Всемирного кон-гресса редакторов. С 1997 г. WAN (World Association of Newspapers) реализу-ет проект под названием «Формируя будущее газет» (Shaping the Future of theNewspaper), целью которого является разработка инновационных подходов ксодержанию, дизайну, менеджменту и маркетингу печатных СМИ.Согласно статистике Всемирной газетной ассоциации в 2009 г. по-прежнему в отрасли печатных СМИ ведущими остаются такие тенденции,как сокращение объема продаж, снижение количества читателей, уменьше-ние доли на рекламном рынке [1]. Например, по данным Бюро США по ауди-ту тиражей, за последние два года пятерка лидеров американской газетнойиндустрии значительно потеряла в тиражах. Тираж The USA Today снизилсяна 17,2 %, The Los Angeles Times - на 11 %, The New York Times - на 7,3 %,The Washington Post - на 6,4 %. В небольшом плюсе оказалась лишь редакцияThe Wall Street Journal (+ 0,6 %) [2].Увеличение бесплатного контента и развитие «блогосферы» оказываютвлияние на аудиторию традиционных СМИ. Как отмечает Марио Гарсиа,«Интернет сформировал сообразительного, нетерпеливого читателя, которыйожидает, что издание предложит ему новости, расположенные в четкой ие-рархии, удобную навигацию и быстрое движение по полосе» [3]. Соответст-венно, успех современной газеты во многом определяется тем, насколько ейудается извлекать выгоду из новых информационных привычек своих чита-телей.Напрямую с этими процессами, происходящими в газетной индустрии,связана тенденция «массового» редизайна. Марк Портер, арт-директор TheGuardian, в одном из своих интервью заметил: «Никогда так много изданийне делали редизайн и не меняли свой формат, как сегодня» [4]. За последниепять лет многие известные бренды (The Times, The Wall Street Journal,Методологические основания современного газетного редизайна115Publico, Daily Mirror) обновили свое содержание и оформление. В России«новое лицо» обрели «Ведомости», «Независимая газета», «Труд», «Аргу-менты и факты» и др.Вопросы редизайна находятся в центре внимания зарубежного журнали-стского сообщества. В журнале Общества информационного дизайна (Societyfor News Design) публикуются отчеты о самых интересных проектах модер-низации газет. Материалы, посвященные практике редизайна, можно найтина сайтах Института Пойнтера (Poynter Institute), Американского обществагазетных редакторов (Newspaper Association of America), а также авторитет-ных студий графического дизайна - Brass Tack Design, Garcia Media, Cases iAssociats, Henninger Consulting и др.Тем не менее отсутствуют работы, в которых вопросы редизайна осве-щаются комплексно. В том числе и ставших сегодня классическими трудахМ. Гарсиа, Дж. Локвуда, Д. Моэна, Р. Ризона представлены лишь отдельныеаспекты методики. Как правило, рассматриваются либо приемы дизайна итипографики, которые помогли достичь намеченных целей, либо сама проце-дура реорганизации издания.Проблема недостаточной проработки методологических оснований реди-зайна является актуальной и для отечественного моделирования периодиче-ских изданий. Сегодня существует объективная необходимость в изучении иадаптации зарубежного опыта проектирования прессы. Российские газетыфункционируют в едином мировом поле, мировые тенденции в газетной ин-дустрии оказывают влияние и на развитие отечественных изданий. Но ос-мысление и адаптация передового зарубежного опыта невозможны без зна-ния базовых понятий и подходов, существующих в конкретной школеоформления.Термин «редизайн» входит в понятийный аппарат американских исследо-вателей практически одновременно с термином дизайн (сер. 1930-х гг.). Об-разуется слиянием приставки re-, которая передает значения «заново», «по-новому», cо словом design (в переводе с англ. «дизайн»). Однако оформлениередизайна в отдельное направление связано со становлением и развитиеминтегративных концепций газетного дизайна, которые начинают активноразвиваться в 1970-х гг.В 1969 г. в США происходит первый системный кризис газетной индуст-рии. Интенсивное развитие телевидения приводит к серьезным измененияммедиарынка. Появилась новая группа потребителей информации - «nonreaders», которые практически полностью отказались от газет, предпочтя имжурналы и телевидение. В итоге переосмысления задач печати в создавшемсяинформационном поле появляются интегративные концепции газетного ди-зайна. Данный подход основывается на понимании содержания печатногоСМИ не как суммы текстов, а как комплекса вербальных и визуальных ком-понентов. Переосмысливается и роль дизайна в газете.Американские исследователи и до этого в своих работах акцентироваливнимание на тесной взаимосвязанности содержания и оформления. Но рольдизайна в создании успешной коммуникации с читателем была второстепен-на. Идеологи интегративных концепций, напротив, определяют дизайн как«часть журналистской работы» [5. С. 1]. Вводится понятие «визуальный жур-А.Ю. Тышецкая116налист» [6, 7]. Теперь функции создания содержания перераспределяютсямежду журналистами, фотографами, художниками, дизайнерами. Газета на-чинает восприниматься, как визуальное медиа, где «слова, иллюстрации,цифры - визуальны. Эти элементы тесно взаимосвязаны друг с другом, и лю-ди, которые производят их отдельно друг от друга, рискуют лишить инфор-мационное сообщение целостности» [6. С. 5].Таким образом, одной из важнейших функций дизайна становится управ-ление ресурсами моделирования. И, как показывает дальнейшее развитие за-рубежной теории и практики газетного оформления, дизайн становится глав-ной экспериментальной площадкой формирования новой модели взаимодей-ствия газета - читатель, а главным инструментом разработки линии развитиягазеты в новом информационном поле - редизайн.Как мы уже отмечали выше, в интегративных концепциях под дизайномпонимается «не только умение умело обращаться со шрифтами, пониманиеиздательского процесса и требований редакции, но также умение находить ипредлагать решения для изменения организационной структуры и админист-ративного климата в газете» [7. С. 5]. Исходя из тезиса, что «дизайн ˜ включает в себя процесс создания продукта, содержание и форму» [6. С. 184],редизайн следует понимать как комплексную модернизацию системы оформ-ления, содержания, а также структуры организации и процессов производст-ва. Таким образом, можно выделить следующие принципы редизайна:1. Базовый уровень моделирования - содержание. Уровень менеджментаи оформления отражают основополагающие подходы к формированию жан-рово-тематического наполнения номера. Модель содержания является ос-новной и подчиняет себе остальные уровни. Изменение модели содержа-ния может идти на уровне жанрово-тематического рубрикатора. Однако какпоказывает опыт зарубежных изданий1, чаще всего модернизация связананепосредственно с переосмыслением принципов формирования контента.2. Согласно концепции визуальной журналистики дизайн входит в систе-му редакционного менеджмента. Р. Локвуд отмечает: «Если просто наложитьновый дизайн на старую структуру, то в итоге получите старый дизайн в но-вом платье» [7. С. 35]. Поэтому редизайн не означает только смену оформи-тельского стиля, он охватывает все аспекты производства газеты: начи-ная от принципов формирования содержания и заканчивая организацией ра-боты отдела распространения.3. C позиции современных подходов к проблеме оформления периодиче-ских изданий хороший дизайн должен обладать тремя характеристиками:эффективно передавать информацию, быть эстетичным и увеличивать ком-мерческие возможности выпуска [8]. Важно не просто найти удачный способпрезентации информации, но установить между текстом и графикой связи,понятные и очевидные для целевой аудитории издания. Поэтому главной1 В качестве материала для исследования использован опыт 40 зарубежных изданий газет-ного типа, редизайн которых состоялся в период с 2002 по 2009 г.: Ulster Herald (Швеция), EllTribuno (Испания), DIE WELT (Германия), The Wall Street Journal (США), Daily Mirror (Велико-британия), Publico (Испания), The Times (Великобритания), The Independent on Sunday (Велико-британия) и др.Методологические основания современного газетного редизайна117целью редизайна является совершенствование дизайна для создания эф-фективной коммуникации между газетой и читателями.Важнейшей частью методики газетного редизайна является исследованиеаудитории. Как показывает практика зарубежных изданий, в основе любогопринятого решения по изменению модели издания лежит стремление увели-чить долю постоянных читателей и объемы рекламных поступлений. Инымисловами, речь идет о повышении конкурентоспособности продукта на рек-ламном и информационном рынках, что позволяет рассматривать редизайнкак одно из направлений товарной политики издания.Методологический инструментарий редизайна, как в целом и всех иссле-дований маркетингового порядка, формируется под влиянием исследователь-ских проблем. Но в данном случае необходимость разноаспектного исследо-вания внешней и внутренней среды ограничивается всего двумя элемента-ми - потребитель и товар. При этом рассматриваются они больше в социаль-ном, чем в экономическом контексте. Основной интерес издателей нацеленна качественные изменения аудитории, общественного мнения, психологиювосприятия информации и поиск новых целевых групп. Поэтому базовуюоснову инструментария сбора первичной информации составляют социоло-гические методы, использующиеся в том числе и в маркетинге.Традиционно издатели обращаются к методам группового интервью (фо-кус-группы). Сегодня мы видим, что в дополнение к ним издатели начинаютприменять «бенчмаркетинг», глубокое интервью и «Story-level Tracking»1. Вэтой тенденции прослеживается очевидное стремление издателей получитькак можно более точную информацию о потребительской реакции на про-дукт. Но использование более «глубоких», сложных методов исследованияговорит также и об актуализации проблемы эффективности редизайна.Для реализации поставленных целей и задач в редизайне используютсяинструменты дизайна и менеджмента.Приемы дизайна. Редизайн не имеет своих собственных графическихинструментов. Для достижения цели создания эффективной коммуникациииспользуются сетка, композиция, цвет, фотографии, шрифт, инфографика.Рассмотрим действие этих инструментов на примере редизайна TheWashigton Post (США, ноябрь 2009 г.). Модель оформления не претерпелакардинальных изменений после редизайна, состоявшегося в 1998 г. Как от-мечает топ менеджмент газеты, «были добавлены несколько элементов, ис-правлены некоторые проблемы и предприняты шаги для того, чтобы процессчтения стал более удобным» [9]. В частности, сменился шрифт набора основ-ного текста (теперь используется Miller Daily Three). В The Washigton Postотошли от традиционного структурирования информации (заголовок, подза-головок, лид, основной текст). Взамен используется трехъярусный заголо-вочный комплекс, который выполняет в том числе функции подзаголовка илида. Первая строчка сообщает новость. Вторая - ключевую деталь. В треть-ей дан ракурс рассмотрения темы. В основном тексте содержатся дополненияи комментарии новости. С помощью различной разверстки заголовок инфор-1 Аналог технологии Eye Track, однако в данном случае речь идет о восприятии информа-ции на вербальном уровне.А.Ю. Тышецкая118мации маркируется и на жанровом уровне. Заголовки features расположеныпо центру, новостей - выровнены по левому краю.Приемы менеджмента. Как уже было сказано, согласно концепции визу-альной журналистики дизайн становится частью редакционного менеджмен-та. Варианты такого взаимопроникновения различны: дизайн - редактирова-ние [9], W.E.D.-концепция (командная работа) [10, 11, 12], дизайн - системаорганизации редакции [6, 13, 14, 15]. На основе этих подходов редизайн фор-мирует свои специфические инструменты. Основным среди них является«organizational routines» (дословно переводится с английского как «организа-ционное расписание»). Главные цели «organizational routines»: наладить соот-ношение между тем, что хотят сказать журналисты, редакторы, дизайнерысвоей «новостью» и тем, как ее воспримет читатель. В текущей работе этотинструмент реализуется посредством планирования работы редакции, созда-ния книги стиля1 и «комитета по редизайну», куда входят представители всехотделов, включая технические и маркетинговые.Сегодня на развитие методики газетного редизайна непосредственноевлияние оказывают идеи конвергентной журналистики. В работах зарубеж-ных и отечественных исследователей можно выделить два подхода к поня-тию «медиаконвергенция». Первый предполагает осмысление данного явле-ния на уровне макросистемы медиа. Речь идет о кооперации или соединениинескольких отдельных компаний, которые производят различную медиапро-дукцию и продвигают ее, используя платформы друг друга [16, 17, 18]. Неко-торые исследователи рассматривают конвергенцию на уровне создания кон-кретных бизнес-моделей [19, 20 и др.]. В контексте нашего исследованияпредпочтительным является второй подход.В американской школе газетного дизайна редизайн рассматривается какчасть реорганизации бизнес-модели издания. Корпоративная культура,структура редакции, экономические и технологические особенности произ-водства предстают не как внешние факторы, влияющие на конечный резуль-тат, - все они являются моделируемыми элементами. Американские практикии исследователи настаивают на том, что вопросы менеджмента и маркетингадолжны закладываться в программу редизайна изначально [10, 6, 7, 21]. Какпоказывает анализ практики зарубежных изданий, сегодня необходимостьмодернизации издания вызвана переходом на конвергентную бизнес-модель.В газетном редизайне эта тенденция реализуется на следующих уровнях кор-ректировки модели издания.Уровень менеджмента. Интеграция редакций он-лайн и печатных вер-сий газеты становится неотъемлемой частью современного газетного реди-зайна. Сотрудники испанской дизайнерской компании Cases i Associats, про-водившие модернизацию Daily Mirror в 2007 г., отмечают, что «наиважней-шая задача состояла не в том, чтобы добавить графических элементов илиновые тематические разделы. На самом деле это выглядело как создание в«ньюзруме» единого стола, за которым располагаются редакторы всех версийгазеты: печатной и двух электронных. Выпускающие каждой «платформы»1 Документ, в котором описываются графическая и содержательная модели издания.Методологические основания современного газетного редизайна119работают как соседи. Сотрудничество обязательное, но добровольное» [15.С. 45].В Daily Mirror была реализована модель мультимедийного «ньюзрума».Редакции печатной и он-лайн версий работают в одном помещении, но раз-работкой контента для каждой платформы занимаются отдельные команды.В The Finanshial Times (Великобритания) и бельгийской издательской группеMediafin работают по иной модели. Создание, обработка и распространениеконтента происходит сразу для всех технологических платформ. Подобныекроссмедийные редакции работают по принципу взаимного обмена инфор-мацией. The Wall Street Journal (США), The Guardian (Великобритания) сего-дня находятся в процессе создания собственно конвергентной, или интегри-рованной, редакции. Такая модель предполагает, что журналист должен са-мостоятельно принимать решение, на какой платформе и в какой форме пуб-ликовать новость.Тем не менее можно выделить единые принципы построения всех типов«объединенных» редакций. Во-первых, в результате слияния разных плат-форм процесс производства новостей не останавливается. Информационныепотоки переходят с одного уровня на другой. Во-вторых, все объединенныередакции работают по принципу командной работы (teamwork). Базовый уро-вень - это кооперация выпускающих редакторов печатных и электронныхверсий газеты. Единый центральный стол (NewsHub, Super Desk), за которымони сидят, - физическое воплощение идеи конвергентной журналистики.Уровень оформления. Важно отметить, что во всех рассмотренных при-мерах редизайна трансформация оформления была связана c переходом насистему многоуровневого дизайна. Структурирование информации идет попринципам, близким веб-дизайну: «encapsulation» (разделение элементов це-лого на более мелкие части, которые одновременно и участвуют в созданииединого образа, и являются самостоятельными) и «policontiguity» (передачаинформации одновременно несколькими каналами). Информационный пакетстановится ведущей формой подачи информации. В особенности такой под-ход характерен для газет, сохраняющих систему представления тем «попо-лосно» (в частности, газета Clarin (Аргентина). Однако данная стратегия мо-жет реализоваться и несколько иным способом, например через использова-ние внутри основного текста коротких текстовых и фотобрифов (например,газеты Cronica (Парагвай), Daily Mirror (Великобритания).Уровень содержания. Безусловно, центральной задачей современногоредизайна прессы является создание содержательной модели, релевантнойновым запросам аудитории.Прежде всего, влияние идей конвергенции можно проследить на уровнетекста. Внедрение принципов веб-дизайна напрямую влияет и на способысоздания журналистского произведения. Главными носителями информациистановятся заголовок и подзаголовок. Лид содержит основные детали ново-сти. Цитаты - наиболее важные комментарии. «Брифы» - сопоставительныйфон, на который следует обратить внимание читателей. Основной текст со-держит объяснения и дополнения к информации, которая изложена в заго-ловках, подзаголовках, «брифах», подписях к фотографиям.А.Ю. Тышецкая120Активное использование таких приемов, как инфографика, «сайдбары»,«тизеры», «баннеры» и т.п., позволяет создавать неограниченные возможно-сти для интерпретации сообщения. Таким образом, автор освобождается отнеобходимости введения «контекстуальных» сведений, концентрирует своевнимание только на информационном насыщении. В результате начинаютпроступать характерные черты сетевого текста: упрощенная композиция,специфический темпоритм и стиль изложения, который выражается в макси-мальной субстантивации лексики, преобладании номинативных предложе-ний, лаконизме изложения.На уровне организации модели содержания главным является вопрос отом, по каким принципам должно происходить разделение новостей междуплатформами в объединенной редакции. Пока трудно выделить какие-либоконкретные решения данной проблемы. Однако на практике наметились оп-ределенные тенденции. Он-лайн и мобильные платформы используются нетолько для оперативного сообщения новости. Интерактивные возможностиИнтернета помогают сделать процесс разработки темы газетой «прозрачной»:журналист, обнаружив новые детали новости, сообщает об этом в «твиттере»или «блоге», аудитория, отслеживая этот информационные поток, становитсяне просто участником создания контента, но и во многом контролирует этотпроцесс. Таким образом, публикация статьи в газете или журнале являетсялишь одним из этапов формирования контента, но не его завершением.Р. Гордон, осмысляя современное состояние медиасистемы, определяетконвергенцию как «управляющую перспективу», так как речь скорее идет опроцессе континуума, нежели достигнутом результате слияния [17. С. 58].Этот тезис подтверждает и практика периодических изданий. Редакторы га-зет неоднократно подчеркивали, что результаты проведенной модернизациииздания - только первый этап редизайна. Газета находится в состоянии не-прерывной адаптации к новым условиям медиарынка. Акценты в редизайнепереносятся с физической реорганизации всех аспектов производства ново-стей на формирование новой парадигмы мышления сотрудников редакции. Итем не менее это не противоречит сути редизайна. Переосмысление «фило-софии профессии» всегда являлось важнейшей частью модернизации. И еслив 1990-х под этим понимали реализацию идей концепции визуальной журна-листики, то сегодня устремления издателей направлены на встраивание прес-сы в конвергентную модель системы медиа.

Ключевые слова

редизайн, конвергенция СМИ, визуальная журналистика, redesign, media convergence, visual journalism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тышецкая Анна ЮрьевнаТомский государственный университетст. преподаватель кафедры теории и практики журналистикиjannaa@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Jenkins H. Convergence culture: Where old and new media collide. New York: NYU Press, 2006. P. 308.
Dupagne M., Garrison B. The Meaning and Influence of Convergence: A Qualitative Case Study of Newsroom Work at the Tampa News Center // Journalism Studies. 2006. Vol. 7(2). P. 237-255.
Dailey L., Demo L., Spillman. The Convergence Continuum: A Model for Studying Collaboration Between Media Newsrooms // Atlantic Journal of Communication. 2005. Vol. 13(3). P. 150-168.
Вартанова Е.Л. Экономика онлайновых СМИ // Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.
Gordon R. The Meaning and Implications of Convergence/ Gordon R // Digital journalism: Emerging media and the changing horizons of journalism. Lanhan, MD: Rowmans Littlefield, 2004. P. 57-74.
Moses M. The 5 Ws and 1H of Planning [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.poynter.org/content/content_view.asp?id=14306
Gearge-Palilonis J. Design is content: Developing a collaborative newsroom. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://garciamedia.com/ blog/articles/design_is_content_ developing_ a_collaborative.
Reason R. Effective Feature Pages: The Critical Role of Planning and Collaboration [Элек- тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ronreason.com/personal/manage.html.
Reason R. W.E.D.: The Integration of Writing / Ed… / Design [Электронный ресурс]: www.poynter.org/content/content_view.asp?id=4862
The Washigton Post. Redesign owner's manual. 2009. 19 Oct.
Garcia M. Contemporary Newspaper Design: A structural Approach. 3d ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentic Hall, 1993. 245 p.
Adam P. How W.E.D. Works [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=4553
Lockwood R. News by Design: A Survival Guide for Newspapers. Denver, CO: Quark Press, 1992. 145 p.
Zappaterra Yo. Editorial Design. RotoVision SA, 2007. 208 p.
Moen D. Newspaper Layout & Design: A Team Approach. 3d ed. Ames, IA: Iowa State University Press, 1995. 238 p.
Evans G. Newspaper design. An illustrated Guide to Layout. Holt, Rinehart and Winston, 1973. 214 p.
The State of the News Media [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.stateofthemedia.org/2010/newspapers_audience.php.
Garcia Media [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// garciamedia.com/ blog/group/newspapers/27.
Mark Porter Associates [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. markporter. com/notebook/?cat=6.
Всемирная газетная ассоциация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wanpress. org/powerofprint2009//home.php?lang=ru.
Reason R. The Newspaper Redesign: Why? Now? Who?: Answers to Common Questions. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ronreason.com/personal/redesign.html.
 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО РЕДИЗАЙНА | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 3 (11).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГАЗЕТНОГО РЕДИЗАЙНА | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 3 (11).

Полнотекстовая версия