ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНИППЕИ | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 3 (7).

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНИППЕИ

Рассматриваются основные особенности такого периферийного жанра античнойлитературы, как мениппея, явившегося очень важным для дальнейшей истории мировой литературы. Анализируются история возникновения и развития этого жанра.В ходе исследования раскрываются те элементы, которые позволяют относить художественное произведение к жанру мениппеи.

Menippea genre features.pdf Несмотря на общепринятую практику рассматривать, как в литературепоследующих эпох функционирует жанр античной мениппеи, вопрос истории развития самого этого жанра остаётся малоизученным. На это имеютсяобъективные причины: слабая распространённость в Античности, очень короткое время существования в чистом виде, небольшое количество дошедших до нас текстов данного жанра (в основной своей массе это отрывки) и очень незначительное число трудов античных авторов об античной мениппее, которые могут быть по-разному истолкованы из-за технических сложностей перевода. Кроме того, сам по себе этот вид серьёзно-смехового жанраявляется низовым, что также отрицательно сказалось на интересе к нему со стороны исследователей.Наиболее полным трудом, подводящим итоги исследования менипповой сатуры за всё предыдущее время в отечественной и зарубежной науке, является работа И.В. Помяловского «Марк Теренций Варрон и Менипповасатура» [1]. Профессор Н.М. Благовещенский, занимавшийся изучениемэтого вопроса, дал положительную оценку работе И.В. Помяловского. Этихвопросов касались также исследователи В.С. Дуров [2], Л.Д. Тарасов [3], И.М. Тронский [4].В литературе термин «сатира» впервые использовал римский поэт КвинтЭнний (239-169 гг. до н.э.). Он (и вслед за ним Пакувий) дал название«Satura» сборнику отдельных стихотворений, которые, несмотря на различияв содержании и метрической структуре, преследовали общую цель - выразить личное мнение автора [5. С. 510]. Впоследствии сатирами стали называть и отдельные стихотворения. Луцилий в сборнике, построенном по томуже принципу, объединил стихотворения поучительного содержания с такими, в которых имелась критика времени и общества, так в сатире возник её основной отличительный элемент - полемически-критическая тенденция.Наряду с луцилиевой в I в. до н.э. возникла другая форма сатиры - мениппова сатира (satura menippea).Л.Д. Тарасов в статье «Марк Теренций Варрон Реатинский как сатирик»[3] даёт следующую схему развития римской сатиры: I. Сатура - римское народное игрище.Невий (270-200 гг. до н. э.).Энний (239-162 гг. до н. э.).Луцилий (168-102 гг. до н. э.).Жанровые особенности мениппеи85Варрон (116-27 гг. до н. э.).Гораций (65-8 гг. до н. э.).Сенека (2-65 гг. н. э.).Петроний (20-65 гг. н. э.).Персий (34-62 гг. н. э.).Ювенал (47-127 гг. н. э.).II. Басня. Федр.III. Эпиграмма. Марциал.М.М. Бахтин определял сатиру как междужанровое явление, особое, «критическое» отношение творящего к изображаемой им действительности, основанное на амбивалентном сатирическом смехе, восходящем к архаическим народно-праздничным осмеяниям. Так, в статье, написанной в конце1940 г. для так и не вышедшего из-за начала войны десятого тома «Литературной энциклопедии» (1929-1939), Бахтин под словом «сатира» обозначаеттри явления: 1) определенный стихотворный лиро-эпический мелкий жанр, сложившийся и развивавшийся на римской почве (Невий, Энний, Луцилий, Гораций, Персий, Ювенал) и возрожденный в Новое время неоклассиками (сатиры Матюрена Ренье, Буало, Кантемира и др.); 2) менее определенный смешанный (с преобладанием прозы) чисто диалогический жанр, возникший в эллинистическую эпоху в форме философской диатрибы (Бион, Телет), преобразованный и оформленный циникомМениппом (III в. до н. э.) и названный по его имени «менипповой сатирой»; эта форма сатиры непосредственно подготовила важнейшую разновидностьевропейского романа, представленную на античной почве «Сатириконом»Петрония и отчасти «Золотым ослом» Апулея, а в Новое время - романамиРабле («Гаргантюа и Пантагрюэль») и Сервантеса («Дон Кихот»); 3) определенное (в основном - отрицательное) отношение творящего к предмету своего изображения (т.е. к изображаемой действительности), определяющее выбор средств художественного изображения и общий характеробразов; в этом смысле сатира не ограничена указанными выше двумя определенными жанрами и может пользоваться любым жанром - эпическим, драматическим, лирическим [6. Т. 5. С. 11].Здесь необходимо заметить, что в современном литературоведении не существует однозначной точки зрения на жанр мениппеи. Так, если одниисследователи, вслед за М.М. Бахтиным, отстаивают научную значимостьэтого понятия, то другие - отказывают этому жанру в праве на существование. Две эти полярные позиции представлены в научных трудах В.Л. Махлина и М.Л. Гаспарова.Критическую точку зрения на существование в истории литературыжанра мениппеи исследователь М.Л. Гаспаров высказал в статье «Историялитературы как творчество и исследование: случай Бахтина» [7]. Известныйфилолог-классик, говоря о том, что данный жанр был полностью сочинёнМ.М. Бахтиным, о широте этого понятия («…едва ли не любое произведение, упоминаемое Бахтиным, оказывается чем-нибудь причастно мениппее»), о нестабильности и подвижности признаков мениппеи, приходит к Р.Б. Щетинин86выводу о недопустимости подмены исторического факта теоретическим конструктом.Противоположное мнение в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» (2001) высказал В.Л. Махлин. Его доводы, приведенные в защитумениппеи как термина исторической поэтики, содержат ответы на замечанияМ.Л. Гаспарова и предваряют вопросы тех специалистов, которые размышляют по поводу возможностей обращения к категории для «адекватного научно-продуктивного применения ее в историко-литературных и теоретических исследованиях» [8]. Сама логика истолкования понятия в одноименномсловарном разделе В.Л. Махлиным, включающая объемный пласт историколитературной информации и подробно раскрывающая теоретические основания возникновения и функционирования феномена в науке, указывает на особые обстоятельства современной реактуализации категории, во многомвызванной радикальным переворотом в эстетическом сознании ХХ в., пересмотревшего представления о жанровых основаниях литературы.Рассматриваемый жанр мы будем в дальнейшем называть мениппеей или «менипповой сатурой», а не «менипповой сатирой», так как первое названиеотражает в большей степени суть этого жанра, чем второе. Сатира - это дальнейшее развитие жанра сатуры, и она уже не содержит смешения жанрастихов и прозы, что и определяет само название жанра satura (производноеот лат. lanx satura - блюдо, наполненное всякими плодами, которое вносилось в храм Цереры). Кроме того сатира в Античности чаще всего писалась в стихотворном виде.Квинтилиан в 10-й книге своего произведения «Наставление оратору»(«Institutio oratoria»), представляющей собой краткий очерк истории греческой и римской литературы, называет Луцилия, Горация и Персия представителями одного рода сатуры; основателем и представителем другого считает Варрона. О характере и форме сатуры Луцилия мы имеем свидетельства в сатирах Горация, который сравнивает сатуры своего предшественника с произведениями древней аттической комедии и находит, что Луцилий совершенно от них зависит, в том смысле, что он как бы «обнажённым мечомпоражал пороки, порицая всех порочных, были ли они аристократы или из простого класса» [1. С. 169].Первоначальная сатура была, по свидетельству античных историков, драматической: об этом пишет, в частности, Тит Ливий в книге VII своей«Истории от основания города» («Ab urbe condita»). В римское консульствоАвла Сульпиция Петика и Гая Лициния Столона, когда в Риме свирепствовала моровая язва, были приглашены с религиозною целью этрусские актёры. Они, для умилостивления гнева богов, ввели сценические представления, состоящие исключительно из танцев, без сопровождения музыки и пения.Римская молодёжь пародировала эту пляску, сопровождая мерные движенияшутливыми стишками. Возник класс чисто римских актёров, которые представляли сатуры, имевшие метрическую форму, при звуках флейты и сопровождали их мерными движениями.Другая разновидность сатуры - это сатура Марка Теренция Варрона Реатинского (116-27 гг. до н.э.). До нас из 150 его книг дошли 90 названий и 591фрагмент. Цицерон в «Академике» («Academica»), когда пишет о литературЖанровые особенности мениппеи87ной деятельности своего друга Варрона, вкладывает в его уста следующеевысказывание, произнесённое в разговоре о недостаточности философскихзанятий у соотечественников и о том, что он, Варрон, по мере сил старалсявозбудить в них любовь к этим занятиям: «И, однако, в тех старинных моихсочинениях, которые, подражая Мениппу, но, не переводя его, я перемешал с известною долей весёлости, много примешано из внутренних областей философии, многое сказано диалектически; это сделал я с тем намерением, чтобы люди, не так учёные, понимали их легче, будучи приманиваемы к чтению как бы удовольствием; я имел также намерение писать с философским оттенком в похвальных словах и даже в самих предисловиях к древностям, не знаю только, достиг ли я этого» [1. С. 161]. Таким образом, Варронхотел популяризовать греческую философию, придав её изложению занимательную форму. Варроновы мениппеи, как и рассматриваемые выше, имелидраматическую форму. В отрывках дошли до нас следы разговорной формы, от которой переход к драматической более чем лёгок.Сатура Варрона, наподобие первоначальных сатур, имела разнообразнуюметрическую форму и ещё что-то, кроме неё, чего не имела прежняя драматическая сатура. Квинтилиан в «Наставлении оратору» называет это «alterum… genus sed non sola carminum varietate mixtum» («второй… вид, переплетённый разнообразием, а не один лишь стих» - здесь и далее в скобкахперевод авторский) [1. С. 165]. Перевод -------и толкование этой фразы у исследователей разнится, и именно с этим связана трудность определения жанра мениппеи. Приведём различные точки зрения на эту проблему, представленныеИ.В. Помяловским.1. Французский филолог конца XVI - начала XVII в., профессор греческого языка И. Казобон в рассуждении «De satirica Graecorum poesi et Romanorum satira» (1605) говорит, что в мениппеях была смесь не толькоразнообразных метров, но даже речи прозаической с речью поэтической.Кроме смешения прозы с метрической речью, И. Казобон признаёт в мениппеях Варрона смесь языков - латинского и греческого. Такого же мненияпридерживались швейцарский учёный-энциклопедист XVI в. К. Геснер и немецкий исследователь начала XX в. Р. Элер.2. Готлиб Репер не разделяет этой точки зрения, считая форму сатур Варрона исключительно метрической. Он видит противоположение к carminumvarietas («разнообразию стиха») в характере и оценке изложения, в способности переменять тон, говорить о важных предметах шутя и т.п.3. Поэт Сицилии конца XVIII - начала XIX в. Дж. Мели считает, что это противоположение - проза.4. Немецкий исследователь А. Ризе полагает, что в сатуры Варрона, по мнению Квинтилиана, привходила ещё другая varietas, и она могла быть или varietas метров или varietas, происходящая от соединения различных метровс речью прозаической.5. Сам И.В. Помяловский придерживается следующего взгляда: «Она[сатура Варрона. - Р.Щ.] отличалась от сатуры Луцилия, Горация и Персия и составляла небывалую дотоле в литературе обработку прежнего, древнеговида сатуры; по форме своей сатура Варрона имела разнообразное смешениестихотворной речи - (с речью прозаической)» [1. С. 165].Р.Б. Щетинин88Н.М. Благовещенский по этому поводу писал: «Отличие Варроновой сатиры состояло не только в разнообразии метров, а в том, что она представляла смесь прозаической речи со стихотворной, серьёзного с шуткой и латинской речи - с греческой» (цит. по: [3. С. 290]).Таким образом, можно сказать, что жанровое определение менипповойсатуры не однозначно: не все исследователи склонны считать, что в этомжанре происходит смешение прозаической и стихотворной речи, хотя тех, кто так считает, большинство. М.М. Бахтин, выделяя основные стилевыечерты мениппеи в книге «Проблемы поэтики Достоевского» [9], называет в числе прочих и смешение стихов и прозы, но говорит об этом элементе в последнюю очередь. Если предполагать, что при выделении стилевых чертмениппеи М.М. Бахтин придерживался определенной иерархической последовательности, то можно допустить мысль, что он не считает данный признак необходимым условием мениппеи, хотя и допускает его наличие в последней.Что касается непосредственно самих произведений Варрона, то нам известны следующие из них. Римский учёный II в. н.э. Авл Геллий упоминаетв своём собрании трудов «Аттические ночи» («Noctes atticae») такие сатурыВаррона, как ὑдспкэщн («Водопёс»)‚ ἱррпкэщн («Конепёс»)‚ учйпмбчЯб(«Раздоробой»)‚ ресὶ ἐдеумЬфщн («О еде»)‚ дЯт рбίдеу пἱ гЭспнфет («Старые - дважды дети»)‚ фὸ ἐрὶ фῆ цбкῆ мэспн (-) («Благовонная мазь из чечевицы»), nescis quid vesper vehat («Ты не знаешь, что вечер принесёт»), testamentum («Завещание»), exdemeticus (непереводимо с латинского), de officio mariti (-) («Об обязанности мужа»).И.В. Помяловский в качестве вывода пишет: «Был известный отдел произведений Варрона, состоявший из 150 книг и носивший названиеMenippearum libri («Книга мениппей»); это было юношеское произведениеписателя, в котором он подражал сочинениям Мениппа, но не переводил их; общий тон этих сатур был весёлый, но вместе с тем они имели целью и философское образование читателя. Что же касается до их формы, то из свидетельств древности можно вывести лишь то, что в них были разнообразныестихотворные метры, перемешанные - с прозой (-)» [1. С. 169]. МнениеИ.В. Помяловского о том, что это были юношеские произведения Варрона, категорически не принимает Л.Д. Тарасов. В своей статье он доказывает, что по крайней мере одна из сатир, «Трёхглавый», была написана Варроном в 56 лет [3]. Автор комментария к Вергилию Марк Валерий Проб пишет, что «Варрон, подобно Мениппу, придал отделку своим сатурам введением разнообразных стихотворений» [1. С. 184].Полемическим является и вопрос о том, какие произведения античныхавторов, кроме Мениппа и Варрона (мнения о которых являются однозначными), принадлежат к жанру мениппеи. Немецкий филолог XIX в. Ф. Бюхлер и многие другие относят к этому жанру такие произведения, как «'Брпкплпкэнищуйт» («Отыквление») Сенеки, «Satyricon» («Сатирикон») Петрония, «КбЯубсет» («Цезари») и «Мйупрюгщн» («Ненависть к бороде»)Юлиана, «Consolatio philosophiae» («Утешение философией») Боэция, «Denuptiis philologiae et Mercurii» («О браке филологии и Меркурия») МарцианаЖанровые особенности мениппеи89Капеллы. И.В. Помяловский выступает против этого: «Как можно сравнивать произведение Сенеки, существующее вполне, с немногими отрывкамисатуры Варрона, из которых нельзя составить почти никакого понятия об этом роде сочинения- Единственным данным для сравнения будет форма, да и та ещё оспаривается относительно мениппей Варрона. Мы посему не можем ни отрицать, ни утверждать - принадлежало ли «'Брпкплпкэнищуйт»(«Отыквление») Сенеки к Мениппеям или нет» [1. С. 269]. В отличие от негоМ.М. Бахтин считает «'Брпкплпкэнищуйт» Сенеки классической «менипповой сатирой», а «Сатирикон» Петрония - развернутой до пределов романа«менипповой сатирой» [9. С. 65 - 66]. Последняя точка зрения является наиболее классической, и мы придерживаемся именно её.Далее следует представить краткую историю развития жанра менипповой сатуры. В.С. Дуров в статье «Жанр мениппеи в творчестве Варронасатирика» пишет: «Из многочисленных литературных жанров, усвоенныхримлянами у греков, особенно прижились в Риме те, которые были созданыв среде кинических и стоических философов» [2. С. 187]. Киники являлисьнаиболее значительной сократической школой греческой философии. Имя своё они получили либо от Киносарга - гимнасия, где занимался с учениками Антисфен (ок. 444-366 гг. до н.э.), основатель школы, либо от словакэщн, кхньт - собака, поскольку Антисфен считал, что жить следует «подобно собаке». Из учеников «Истинного -------Пса», как он себя называл, выделяетсяДиоген из Синопы, который своим учением и примером увлёк Кратета из Фив. Он, первым из киников начав цитировать и пародировать известныхпоэтов и создав тем самым предпосылки появления характерной для мениппеи смеси из прозы и стихов, обратил внимание на ценность поэтическойформы в философском обсуждении. В греческой литературе, вероятно, уже были попытки такого рода, например, Тимон из Флиунта (IV-III вв. до н.э.), поэт-скептик, автор 3 книг стихов - «Силл», в которых едкая сатира на философов часто имеет форму пародии.Огромное влияние на формирование жанра мениппеи оказала популярно-философская диатриба, создателем которой считается Бион из Борисфена, одно время бывший слушателем Кратета. Как указывает В.С. Дуров, Эратосфен, по преданию, сказал, что «Бион первый нарядил философию в лоскутное одеяло гетеры, так как его речь была смешана из выражений разногостиля» [2. С. 189]. Свою классическую форму жанр греческой диатрибыприобрёл в творчестве Телета Мегарского, автора III в. до н.э., подражавшего Биону. Его диатрибы представляют собой рассуждения о различных житейских вопросах в духе кинической морали. В жанре диатрибы писал такжеэпикурейский философ Филодем из Гадар (ок. 110-40/35 гг. до н.э.), но от его сатир почти ничего не сохранилось. В какой-то период становления обоих жанров диатриба Биона сближается и, возможно, даже смыкается с мениппеей. В дальнейшем в диатрибе станет преобладать поучительная струя, в мениппее - сатирическая.Ближайшим подражателем Мениппа был его соотечественник, поэт и философ-киник Мелеагр из Гадары (ок. 140-70 гг. до н.э.), который в двухавтоэпитафиях писал о своём увлечении «Менипповыми харитами». Но самитексты его сатир, написанных в подражание Мениппу, не сохранились.Р.Б. Щетинин90И.В. Помяловский пишет, что «весьма не полную биографию Мениппаоставил Диоген Лаэртский в VI книге своих вЯщн кбὶ гнюмщн фῶн ἐн цйлпупцЯб еὐдпкймзуЬнфщн вйвлЯб I («Жизнеописаниях -------и мнениях знаменитыхфилософов. Книга I»), в которой он приводит жизнеописания и учения последователей Антисфена: «Менипп, и сам циник, родом финикиец, был рабом, как говорит Ахаик в «Нравственных правилах» ('ЗийкЬ). Он не представляет ничего серьёзного; напротив его сочинения наполнены множествомнасмешек, подобно сочинениям Мелиагра, его современника. Ермипп говорит, что он сделался и прозывался подневным ростовщиком» [1. С. 170]. Некоторые говорят, что «его сочинения писаны не им, а Дионисием и ЗопиромКолофонцами, которые, ради шутки, написав, дали ему, как человеку, бывшему в состоянии их продать» [1. С. 170].Менипп был философом кинической школы и жил в одно время с древнегреческим поэтом и философом-киником Мелеагром (ок. 140-70 гг. до н.э.). По сообщениям греческого историка Страбона (ок. 64-63 гг. до н.э. -ок. 20 г. н.э.), Менипп был родом из Гадар, и эта точка зрения считается сейчас наиболее верной. Но Диоген пишет, что Менипп - финикиянин. ТакжеДиоген сообщает, что у Мениппа было 13 произведений. Известны названияследующих его сатур: НЭкхйб («Некромантия») (это название XI песни«Одиссеи», в которой рассказывается о сошествии Одиссея в преисподнюю), с которой сравнивают произведение Лукиана НекхпмбнфЯб («Некромантия»); Дйбиῆкбй («Завещания»); 'Ерйуфплбὶ кекпмшехмЭнбй ἀрὸ фῆ фῶн иеῶнрспуюрпх («Пойманные письма от лица богов») - шуточные послания от лица богов, которые можно сравнить с произведениями Лукиана'Ерйуфплбὶ Кспнйкбὶ и иеῶн дйЬлпгпй; рсὸт фпὺт цхуйкпὺт кбὶ мбизмбфйкпὺткбὶ гсбммбфйкпὺт кбὶ гпнᾶт 'Ерйкпэспэ кбὶ фὰт исзукехпмЭнбт ὑр' бὐфῶнеἰкЬдбт («Письма, восходящие к временам Крона, и разговоры богов; к физикам, математикам, грамматикам, к исчадию Эпикура и к считаемым ими святыми цикадами (из 20 состоящим)»; ДйпгЭнпхт рсᾶуйт («Продажа Диогена»).Греческий грамматик Афиней (ок. 200 г. н.э.) приводит отрывки из двухсочинений Мениппа: Ухмрьуйпн («Пир») и 'БскеуЯлбпт («Аркесилай»). Возможно, им были также написаны две комедии: «Керкопы» и «Змеи». О том, что Менипп писал сатиры, в которых перемешивались различные метры, свидетельствует комментарий к Вергилию, приписываемый римскому филологу Марку Валерию Пробу: «Varro Menippeus nominatus - a societate ingenii, quod is quoque omnigeno carmine satiras suas expolivit» («Называемые мениппеями Варрона - из-за общей натуры, которую он отделал всякими разнородными стихами в своих сатирах») [1. С. 173]. Возможность присутствиястихотворной формы в сочинениях Мениппа допускают также такие исследователи-классики, как Л. Преллер, А. Ризе, В.М. Фриче.В некоторых произведениях Лукиана в качестве главного героя выводится Менипп, который пародирует стихи Гомера и Еврипида, из чего можноЖанровые особенности мениппеи91предположить, что эти пародии были и в сочинениях самого Мениппа. Доказательство присутствия в сочинениях Мениппа стихотворной формы есть в произведении Лукиана «Дважды обвиненный» в словах одного из его героев«Диалога», обвиняющего перед судилищем Зевса самого Лукиана в том, что он его, витавшего в высших сферах, принудил спуститься на землю; отнял у него важный трагический характер, придав комический и сатирический, чуть-чуть даже не смехотворный; он вместил в него, смешав воедино, и сарказм, и ямбы, и цинизм Евполиада и Аристофана, людей, сильно шутящихнад серьёзным и насмехающихся над хорошим. «Он выкопал какого-то Мениппа, как кажется, самого задорного и злого из древних циников, и ввёл его в меня, хотя он был страшен, как настоящая собака, и кусал тайком; так как кусал, смеясь… Самое же безобразное из всего, это то, что я теперь представляю какое-то удивительное смешение, будучи ни прозаическим (режьт), ни стихотворным; я представляюсь слушателям каким-то сложным и незнакомым видением, наподобие иппокентавра» [1. С. 174]. В этих словах Лукиана, произносимых от лица «Диалога», - характеристика стиля Мениппа. Слова«Диалога», что теперь «пэ̓фе режьт еἰмй пэ̓фе ἐрй фщн мЭфсщн вЭвзкб» («я ни в прозаическом, ни в стихах не декламировал»), прямо свидетельствуют о присутствии стихотворного элемента в произведениях Мениппа.Диоген Лаэртский говорит о том, что Менипп не писал ничего серьёзного, но сочинения его, подобно сочинениям его современника Мелеагра, наполнены множеством насмешек. Страбон же называет его произведенияурпхдпгЭлпйпт («серьёзно-смешное») [1. С. 174]. Так же будет потом называть жанр мениппеи и М.М. Бахтин. Диоген Лаэртский сравнивает сочинения Мениппа с сочинениями Мелеагра. Афиней сохранил заглавия произведений «Ухмрьуйпн» («Пир»), «ЧЬсйфет» («Хариты»), «ЛекЯипх кбὶ Цбкῆтуэгксйуйт» («Сравнение чечевицы и тёртых бобов»), которые большинствоучёных относят к сочинениям урпхдпгЭлпйб, и некоторые даже полагают, что весь сборник этих сочинений звался «ЧЬсйфет» («Хариты»). Сам Мелеагрпризнаёт, что во многом обязан «харитам Мениппа» [1. С. 175].В жанре урпхдпгЭлпйпн писали киники Моним, Бион Борисфенский. В урпхдпгЭлпйб Мениппа были и пародии, и насмешки над богатством и знатностью, и осмеяние философских школ. Лукиан Самосатский (ок. 120 - ок.190 г. н.э.) признаёт себя последователем Мениппа и неоднократно выводитличность самого Мениппа в своих сочинениях, например, в таких произведениях, как «'ЙкбспмЭнйррпт ἤ ὑреснЭцелпт» («Икароменипп, или Заоблачныйполёт»), «МЭнйррпт ἤ НекхпмбнфЯб» («Менипп, или Вызывание мертвецов»).Характер речей, влагаемых Лукианом в уста Мениппа, совершенно соответствует понятию о урпхдпгЭлпйпт.Таким образом, на основании имеющихся свидетельств и дошедших до нас отрывков можно представить жанрово-стилистические особенности менипповой сатуры.Один из главных предметов, на который нападает Менипп в своих произведениях, составляли философские доктрины. Он признаёт их недостаточность, совершенно не соответствующую притязаниям философов, видит в их Р.Б. Щетинин92диалектических спорах только потерю времени и строго порицает несоответствие между жизнью и учением философов. Это же есть у Варрона и Лукиана. Нападая на догматизм философских учений, Менипп и Варрон не ограничивались лишь отрицательным отношением к умозрению. Они имелисвои убеждения относительно нравственности, счастливой жизни и т.д. Варрон, соглашаясь с Мениппом, советовал мириться с настоящим, довольствуясь насущным и презирая богатство. Оба они сочувствовали Диогену и Сократу как истинным философам.В мениппее акцент ставится на показе отрицательных сторон человеческой жизни, на их осмеянии. Например, Менипп и Варрон смеются над богатством и суевериями. В частности, Варрон смеётся над различными восточными культами, которые в его время входили в моду, например над культом Сараписа и Кибелы. Варрон также часто пользуется в своей критикеприёмом противопоставления настоящего прошлому с последующим моралистическим резюме, например в сатире «Sexagessis» («Шестьдесят ассов»).Варрон расходился с Мениппом в цели сочинения. Цицерон говорит, что Марк Теренций хотел в своих мениппеях et delectare et prodesse («и развлекать, и приносить пользу»). «Видя, что в Риме, сравнительно с Грецией, философия была далеко не в большом ходу, особенно в массе, по тому времени, образованной публики, Варрон возымел намерение познакомить эту массу с лучшими и главнейшими произведениями греческого мышления. С этой целью он выбрал форму лёгкую, рассказочную, в которую, однако, ввёл, незаметным образом, серьёзное содержание. Отношение Варрона к своему образцу выразилось, помимо формы, в сходстве содержания, - главною составною частью которого была насмешка (рбЯгнйпн), направленная противдогматизма философов и людских страстей; только разница была в том, что у Мениппа насмешка составляла сама по себе цель, у Варрона же ею прикрывалась другая, более благородная - цель дидактическая» [1. С. 187-188].Для мениппеи характерен мотив кбфЬукпрпт (соглядатай), когда наблюдатель человеческих дел обозревает их с какой-нибудь необычной точкизрения, например с высоты, при которой меняются все масштабы. Эффект-------видения сверху объясняется в сатуре Варрона «Гнῶий уебхфьн» («Познай самого себя»): «Разве ты не знаешь, как рыбаки, когда они хотят в море увидеть тунцов, взбираются на высокую мачту, чтобы разглядеть через водурыбу-» (цит. по: [2. С. 194]). Этот приём используется также в сатурах Варрона «Эндимион» и «Marcipor».Очень часто мениппея носит двойное заглавие, например у Варрона присутствует вторая часть названия исключительно на греческом языке, вводимая через греческий предлог ресὶ {о} и большею частью указывающая на философское содержание: «Aborigines, ресὶ ἀнисώрщн цύуещт» («Предки, о природе людей»), «Cycnus, ресὶ фбцῆт» («Лебедь, о погребении»), «Vinalia, ресὶ ἀцспдйуίщн» («Праздник в честь Венеры, о любовниках»). Также оченьчасто в качестве заглавий используются греческие и латинские пословицы, сопровождающиеся объяснениями на греческом языке: «Ἄллпт пὗфптЖанровые особенности мениппеи93Ἡсбклῆт» («Тот другой Геракл»), «Ἄммпн мефсеῖт, ресὶ цйлбсгхсίбт» («Тымеряешь песок, о сребролюбии»).Ещё одна характерная особенность мениппеи - это присутствие в ней двойника. Самый характерный пример, на который указывает М.М. Бахтин, - это произведение Варрона «Bimarcus» («Двойной Марк»).Варрон использует в своих мениппеях обращение к слушателю и читателю от лица автора. Часто встречаются обращения типа: «orede mihi» («верьмне»), «non vides-» («разве ты не видишь-») и др. Есть сатуры, в которыхВаррон сам выступает в качестве действующего лица, например в «Sexagessis» («Шестьдесят ассов»), «Bimarcus» («Двойной Марк»), «Parmeno» («Равный Менону»).Но, безусловно, самой характерной чертой, объединяющей сатиры Варрона и греческие мениппеи, была смешанная форма, состоящая из прозы и стихов. У Мениппа основа была, вероятно, прозаическая, а стихи служилиукрашением. Он пародирует стихи знаменитых поэтов, преимущественноГомера и Еврипида, используя гекзаметр, хотя иногда и ямбический триметр. В произведениях Варрона часто пародируются стихи Энния, Луцилия, Плавта, Менандра, Пакувия самых различных метров. Иногда важные и торжественные гекзаметры Энния, находясь среди шутливой речи Варрона, производят на читателя то же действие, что и пародия. Немало у Варрона и ссылок на римских и греческих авторов - Аристотеля, Мнисифея, Скантия и др.Таким образом выглядят основные черты античной мениппеи.

Ключевые слова

literary genre, Menipp, Varro, menippea, Менипп, литературный жанр, мениппея, Варрон

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Щетинин Р.Б.Томский государственный университетканд. филол. наук, ассистент каф. общего, славяно-русскогоязыкознания и классической филологииAeneas1@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1997.
Гаспаров М.Л. История литературы как творчество и исследование: случай Бахтина [Электронный ресурс] // Вестн. гуманитарной науки / Российский государственный гуманитарный университет. Электрон. журн. 2004. № 6 (78). Режим доступа: http://vestnik.rsuh.ru/article.html?id=54924, свободный.
Махлин В. Мениппея // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001. Стлб. 526.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.-
История античной литературы: Учеб. для ун-тов и пед. ин-тов / Под ред. И.М. Тронского. 5-е изд., испр. М., 1988.
Словарь античности: Пер. с нем. / Редкол.: В.И. Кузищин и др. М., 1989.
Помяловский И.В. Марк Теренций Варрон Реатинский и Мениппова сатура. СПб., 1869.
Дуров В.С. Жанр мениппеи в творчестве Варрона-сатирика // Традиции и новаторство в античной литературе: Межвузовский сб.: Philologia classica. Л., 1982. Вып. 2. С. 187-199.
Тарасов Л.Д. М.Т. Варрон Реатинский как сатирик // Труды / Том. гос. ун-т. Сер. Филология. Т. 139: 5-я науч. конф. Том. гос ун-та, посвящённая 350-летию г. Томска. Секция литературоведения. 1957. С. 281-315.
 ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНИППЕИ | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 3 (7).

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕНИППЕИ | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 3 (7).

Полнотекстовая версия