Текстовое пространство Дня города и Дня рождения вуза: к проблеме праздничного миромоделирования
Представлено лингвокультурологическое описание регионального праздничного дискурса как результата взаимодействия разных семиотических кодов. Описано свое-образие текстового континуума регионального праздника как результата взаимодействия разных составляющих: фольклорной и бытовой, традиционной и современной, эстетической и прагматической и др.
Text space of City Day and Higher School Birthday:to the problem of holiday world modelling.pdf Праздник является одним из значимых способов культурного осуществ-ления человечества, противопоставление праздников и будней свойственнолюбому этапу его развития, «праздник возникает и существует в культурекак форма эмоционально-символического выражения и моделирования че-ловеком своего отношения к миру» [1]. Праздничный код каждой культурыотражает специфику мироопределения этноса, его социокультурные, рели-гиозные и национально-специфические установки.Мир праздника, одного из значимых компонентов культуры, отражаю-щего специфику каждой конкретной эпохи развития человечества, не разстановился объектом исследования гуманитарных наук (см. работыС.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, К. Жигульского, К. Леви-Стросса,Д.С. Лихачева, А.И. Мазаева, В.Я. Проппа, В.Н. Топорова, В. Тэрнера,О.М. Фрейденберг, Э. Фромма, М. Фуко, Й. Хейзинги, М. Элиаде и др.).Не последнюю роль в структуре праздника играет текстовая составляю-щая, которая может быть рассмотрена как компонент праздничного дискурса.Праздничный дискурс постепенно входит в сферу объектов описания со-временной лингвистики. Возникает потребность в описании праздничныхдискурсивных практик, лингвокогнитивных моделей характерных для данно-го дискурса речевых жанров, концептуальных систем праздничных текстов.В данном исследовании рассматривается дискурсивная специфика тек-стовой организации праздников День города и День рождения вуза (Деньрождения ТГУ и День рождения ТПУ). Материалом послужили видео- итекстовые записи соответствующих праздников, зафиксированных на раз-личных праздничных площадках г. Томска (в том числе в вузах Томска), атакже праздничные материалы, выставленные в томском интернет-пространстве.Современная праздничная парадигма не имеет столь четко регламенти-рованного характера, как архаическая, но типология праздников остаетсядостаточно выраженной и зависит от специфики социокультурной среды ее* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-04-64404 а/Т.И.В. Тубалова, Ю.А. Эмер12реализации. Ее неоднородность, негомогенный характер современного куль-турного пространства обусловили многообразие вариантов реализациипраздничных моделей (см. работы [2-5] и др.).При исследовании праздничного дискурса важным является то, что ди-намика каждой праздничной модели представляет собой результат своеоб-разного диалога универсального и субкультурно обусловленного, общена-ционального и регионально специфического в человеческой культуре: каж-дый регион по-особому акцентирует общенациональный праздничный ка-лендарь, сохраняя общую доминанту и актуализируя социокультурную спе-цифику региона. Так, насколько значимым в контексте региональной обуслов-ленности г. Томска является День науки, настолько периферийным представ-ляется статус праздника День работников угольной промышленности.Вариативность праздничного дискурса отражает вариативность совре-менной картины мира. Так, каждая субкультура формирует свой празднич-ный календарь, в который включаются как официальные праздники (выбо-рочно), так и собственные, порожденные в рамках данной субкультуры.Официальные праздники, сохраняя общенациональную доминанту, встраи-ваются в конкретную социокультурную среду. Содержание праздничногокалендаря может быть обусловлено и возрастными приоритетами: возрас-тная стратификация проявляется в историко-культурных установках такихпраздников, как Последний звонок, Посвящение в студенты и под., где в ос-нове праздничного моделирования - ритуальная составляющая обряда ини-циации, семиотическая нагруженность которого связана с идеей перехода отодного этапа человеческой жизни к другому. В структуре культурной моде-ли указанных праздников значительную роль играет и субкультурная обу-словленность (субкультура студенчества, школьная субкультура). В послед-ние годы все большее влияние на принципы праздничного моделированияоказывает корпоративная культура, предполагающая введение в празднич-ный календарь корпоративных праздников (в этом смысле Дни рождениявузов можно отнести к таковым). Особое место в календаре занимают госу-дарственные («идеологические») праздники, структура и содержание кото-рых претерпели в постсоветскую эпоху значительные изменения, связанныес тем, что на смену советской идеологии пришла «национальная идея».Рассматриваемые в данном исследовании праздники День города и Деньрождения вуза характеризуются значительной общностью, одним из важ-нейших проявлений которой является ориентация на день рождения (челове-ка) как часть общекультурной праздничной парадигмы, что определяет, на-пример, их «встроенность» в жизненный цикл. Так, если в рамках первона-чальной модели дня рождения (человека) одним из необходимых проявле-ний является подведение итогов данного жизненного этапа, пожелание реа-лизации дальнейших планов, актуализация достоинств именинника и т.д., тов рамках моделей Дня города и Дня рождения вуза также подводятся итогидеятельности и обсуждаются перспективы развития, подчеркиваются дости-жения, но при этом значительную роль играет и перечисление имеющихсяпроблем (что практически исключено в праздничном тексте дня рождениячеловека): Могли ли меньше наделать ошибок? Безусловно, особенно в лес-ной промышленности. Но удержать ЛПК на прежнем или сопоставимомТекстовое пространство Дня города и Дня рождения вуза13с прежним уровне все равно бы не удалось - главным товаром было бревно. Но нужны стратегические инвесторы, готовые вложить огромныесредства ради будущей прибыли и практически неограниченной возможно-сти развиваться. Найти их пока не удается. В прошлом, даже не всамом удачном году, он был неурожайный на кедровые орехи, население за-работало более 200 миллионов рублей. В основном их получили жители са-мых отдаленных, глубинных уголков, где давно уже нет ни работы, ни зара-ботка (из беседы журналиста «РФ сегодня» с губернатором Томской облас-ти Виктором Крессом).Культурное пространство каждого города России XXI в. оформлено всознании современного человека как самостоятельная компонента: совре-менное общество тяготеет к формированию самобытной имиджевой системыкаждого города через доминантные проявления его социокультурной среды.Одним из проявлений этого стала наметившаяся в последнее время актуали-зация в российском обществе традиции празднования Дня города (а такжедругих населенных пунктов), в рамках которой оформляются специфическиеособенности каждого города как административно-культурной единицы.Праздники День города и День рождения вуза объединяет и их выражен-ная региональная обусловленность, которая играет не последнюю роль в ор-ганизации праздничного моделирования: в праздничных текстах Дня рожде-ния Томска активно подчеркивается его общероссийский статус вузовскогогорода, а в текстах Дня рождения ТГУ и Дня рождения ТПУ - региональныйстатус данных вузов.Праздничные _______тексты Дня города (Томска) и Дней рождения вузов (ТГУ иТПУ) имеют значительное пересечение в реализации концептуальных сис-тем, в праздничном представлении хронотопа (так, в праздничных текстахрегулярно реализуется смысловая модель «Томск расположен далеко от же-лезнодорожной магистрали - в Томске заложен первый за Уралом универси-тет - Томск стремительно развивается»), в значимости имиджевой установкипраздничного текста.Вместе с тем такой праздник, как День города, не имеет в своей основекорпоративной обусловленности, в отличие от Дней рождения вузов, гдеуказанная компонента занимает одну из определяющих позиций.При значительном сходстве внутренних установок рассматриваемыхпраздничных моделей (обусловленность жизненным циклом «виновникаторжества» (города или вуза), региональная ориентированность, выражен-ность имиджевой установки и т.д.) модели данных праздников демонстри-руют определенные отличия, что проявляется в их текстовых формах.В соответствии с этим рассмотрим текстовые проявления исследуемыхпраздников на основании следующих базовых параметров праздничной мо-дели: специфика праздничного хронотопа и специфика моделирования обра-зов (в данном случае - образа «именинника»).Праздничный хронотоп рассматриваемых праздников, при значительномсходстве, в рамках каждого из них демонстрирует определенную специфику.Пространство и время, являясь основными миромоделирующими пара-метрами, подвергаются в культурном пространстве человека активному пе-реосмыслению. Их обыденное восприятие отражает аксиологические уста-И.В. Тубалова, Ю.А. Эмер14новки культурного сообщества, позволяя передать коллективный опытсквозь призму оппозиций «верх/низ», «левый/правый», «близкий/далекий»,«прошлое/будущее», «день/ночь» и др. В текстах рассматриваемых праздни-ков наибольшей выраженностью обладают пространственная оппозиция«центр/периферия» и временная - «прошлое/будущее».Для данного исследования значимыми являются как реальное празднич-ное время и пространство, так и эстетически переосмысленные пространст-венно-временные модели, проявленные в праздничном тексте.В отличие от корпоративных, субкультурно обусловленных праздниковПоследний звонок и Посвящение в студенты, где все праздничное действо,согласно традиции, развивается на одной сценической площадке (обычноактовый зал школы/вуза), реальное пространство праздников День города иДень рождения вуза отличается пространственно-временной разомкнуто-стью. Празднование Дня города осуществляется на нескольких сценическихплощадках города, кроме того, официальные структуры (ГосударственнаяДума Томской области, городская Дума, администрации городских округов)проводят торжественные заседания с вручением приуроченных к данномусобытию наград. Реальное время праздника также дискретно. Несмотря назакрепленную дату его проведения, в юбилейные годы мероприятия, при-уроченные к празднику, организуются на протяжении нескольких месяцев изатрагивают все сферы жизнедеятельности города. Так, в год празднования400-летнего юбилея г. Томска в течение полугода до непосредственной датыего проведения состоялись такие мероприятия, как открытие пресс-центра«Томск-400», в городском Доме ученых состоялась выставка-ярмарка изда-тельской продукции, посвященной юбилею г. Томска, был торжественнооткрыт фонтан, который предприятие «Томлесстрой» подарило жителям го-рода к дню рождения Томска, прошел ряд конкурсов по краеведению длядетей и юношества и т.д. В ряду перечисленных мероприятий выделяютсяспециально организованные (открытие пресс-центра и под.) и приуроченныек празднику регулярные мероприятия (спортивные соревнования и под.).Речевое оформление мероприятий любого вида обязательно включаеттекстовое представление образа Томска. При этом в текстовой составляю-щей специально организованных мероприятий указанный образ выступает вкачестве ключевого, в отличие от приуроченных, где он актуализируетсянерегулярно (в основном в целях торжественного оформления события: вприветственных словах, итоговых речах, текстах плакатов и баннеров и т.п.).Одним из частотных видов реализации образа Томска является исполь-зование в праздничных текстах его неофициальных оценочных номинаций:«Сибирские Афины», «умный город», «студенческий город» и под. Различ-ные варианты этих наименований, приобретая статус слоганов, используют-ся в праздничном оформлении городского пространства (плакаты, баннеры,объявления и т.д.). Их содержание во многих случаях становится источни-ком текстопорождения при формировании праздничного текста. В качествепримера рассмотрим текст: У Томска сегодня день рождения. В 1604 году вэтот день закончилось строительство острога на берегу Томи. За 404 годасвоей истории город переживал разные времена. Сегодня многие исследова-тели утверждают, что расцвет Томска начался с открытия здесь импе-Текстовое пространство Дня города и Дня рождения вуза15раторского университета. Не случайно поэтому город называют Сибир-скими Афинами. Когда же появился этот античный образ? Оказалось,изначально к Сибирским Афинам Томск не имел никакого отношения... 1 Вданном отрывке реализована органичная для контекста празднования Днягорода и в связи с этим частотно реализуемая в нем когнитивная установкана поиск мотивированности неофициального названия города. В соответст-вии с ней неофициальное название Томска - Сибирские Афины - связываютс открытием в нем императорского университета (и такая связь также стано-вится знаковой в структуре праздничной модели Дня рождения Томска). Та-ким образом, в инициальной части текста актуализация культурно значимогосмысла, заложенного в образе античных Афин, напрямую связывается с об-разовательной доминантой университета. Положительный модус, заданныйусловиями праздничного события, реализуется достаточно отчетливо (рас-цвет, открытие и т.д.).Актуализация в номинации «Сибирские Афины» в большей степени об-разовательной, чем культурной, доминанты развивается в дальнейшейструктуре праздничного диалога: Нельзя точно сказать, кто и когда впер-вые назвал Томск Сибирскими Афинами. Но это название, безусловно, свя-зано с университетом. Например, к своему 300-летию Томск уже и в сто-личной печати назывался Сибирскими Афинами (И. Делич, директор музеяТГУ). Убедительность текста достигается как за счет убежденности его ав-тора - участника праздничного события, что проявляется на эмоциональномуровне (Нельзя точно сказать Но это, безусловно, связано / уже и встоличной печати назывался), так и за счет рациональных условий (статусавтора текста как специалиста в области истории Томска, его апеллированиек историческим фактам и т.д.).Аналогичные когнитивные установки проявляются в высказывании сле-дующего оратора, также являющегося специалистом в данной области: Ауже ближе ко Второй мировой войне встречается больше название... Неутихает, конечно, это - Сибирские Афины, потому что Томск и спасалсятогда прежде всего благодаря университету. Но больше уже названиеближе к современному, ведь культурной жизни уже напряженной не бы-ло - это Сибирский Кембридж, Сибирский Оксфорд (А. Караваева, дирек-тор Государственного архива Томской области). В данном фрагменте авторнамеренно устанавливает отношения между доминантами «образование» и«культура» в содержательной структуре номинации «Сибирские Афины»,противопоставляя их как в структуре текста (Но уже ведь), в том числе засчет сопоставления с другой номинацией, в которой отчетливее проявляетсяобразовательная составляющая (Сибирский Кембридж, Сибирский Оксфорд).Таким образом, в структуре праздничного текста Дня города моделиру-ется _______позитивный образ Томска как современного, динамично развивающего-ся города («умный город», «инновационный центр», «технико-внедренческаязона», «научно-образовательный комплекс»), и это обусловлено, в частно-сти, тем, что университеты играют особую роль в его жизни.1 «Час пик», информационно-аналитическая программа томского телевидения ТВ-2,07.10.2008.И.В. Тубалова, Ю.А. Эмер16Пространственно-временная организация Дня рождения вуза также неявляется замкнутой, но в большей степени сосредоточивается вокруг кон-кретной событийно-локальной точки: основная часть мероприятий проходитв стенах вуза, но в связи с особым статусом вузов на фоне городской средыряд мероприятий приобретает городской масштаб и выходит за его пределы(так, День рождения ТГУ в качестве традиционного мероприятия включаетпраздничное карнавальное шествие, зрителями которого становятся все жи-тели города). Как и в годы юбилейных торжеств Дня города, в юбилейныегоды вуза праздничное оформление получает характерная для вуза текущаядеятельность: научные и научно-методические конференции, семинары, вы-ставки _______и т.д. Такую структуру можно обозначить как полевую, где простран-ство вуза и дата праздничного события выступают в качестве ядерной части.Реальное праздничное действие получает эстетическое переосмыслениенепосредственно в текстовом воплощении праздничного дискурса.В торжественных обращениях руководителей области и города к прави-тельству России и к населению отчетливо просматривается акцентированиеособого пространственного положения Томска как географического объекта.Аксиологическая природа восприятия пространства позволяет позициониро-вать Томск как уникальный, самобытный город, обладающий особым стату-сом в структуре государственного пространства. Положительный аксиологи-ческий образ, создаваемый сквозь призму пространственных характеристик,соответствует внутренним принципам исследуемого праздника, когнитивныеустановки которого направлены на актуализацию основных положительныхкачеств «именинника» (Томск уникален своим расположением в отрогахСалаирского кряжа Алтае-Саянской горной системы. Он занимает местофорпоста между крупнейшим в мире горным массивом и величайшей За-падно-Сибирской равниной. Томск стоит на полпути между Европой иАзией, на границе между североазиатскими степями и южносибирской тай-гой. Это повлияло на формирование особого жизненного уклада горожан,соединившего натуральное хозяйство, замешанное на изобильных природ-ных ресурсах, с торговлей и извозом, как предтечей экспортно-импортныхопераций) (из Обращения к членам государственной комиссии по праздно-ванию 400-летия Томска, 25.01.2002 г.).Еще ярче аксиологическая компонента проявляется в структурах мета-форического переосмысления пространственных позиций города-именинника (Уникальность Томска как центра Томской области - бесспор-на и очевидна // Томск уникален как сибирский центр образования и про-свещения) (В. Кресс. Из обращения к горожанам. - http://www.tomskinvest.ru/tomsk400.php).В текстовой среде Дня рождения вуза пространственные характеристикииграют меньшую роль и проявляются в основном только метафорически,демонстрируя определенную аксиологическую направленность. Прямая про-странственная характеристика в праздничных речах, посвященных Дню ро-ждения вуза, - большая _______редкость: Целых 130 лет высится в центре Томскавеличественное белое здание главного корпуса ТГУ - одного из старейшихвузов России и при этом одного из самых современных (Концерт, посвящен-ный юбилею ТГУ. Май, 2008. Из монолога ведущего). Это связано с тем, чтоТекстовое пространство Дня города и Дня рождения вуза17вуз, в отличие от города, не является значимым элементом наивной геогра-фии. Метафоры пространства в этом случае выполняют общекультурнуюроль актуализаторов статусной характеристики: 28 мая 2008 года исполня-ется 130 лет со дня подписания Александром II указа об учреждении Импе-раторского Томского университета. Основанный в 1878 году, первый заУралом университет стал колыбелью просвещения и одним из националь-ных центров образования, науки и культуры (Из поздравительной речипредставителя администрации ТГУ) // Образовательная столица Сибирипередала эстафету инновационного развития вузам региона (Из поздрави-тельной речи представителя администрации Томской области).Модель времени в праздничных текстах Дня города и Дня рождения вузареализуется в основном в линейном варианте. Праздничное _______время концен-трируется вокруг праздничного события и предполагает проекции в прошлоеи будущее: День рождения - это дополнительный и своевременный поводоглянуться и оценить задел на будущее (из речи ректора ТГУ). Юбилей-ное событие, выступающее в рамках данной модели как точка отсчета, пред-стает как существующее в реальном времени: Всего через две недели городТомск отметит свой 400-летний юбилей (из приветственного слова) //130 лет назад, 28 мая 1878 года, был подписан указ об учреждении Импера-торского Томского университета (Из поздравительной речи мэра г. Томска)// 11 мая мы отмечаем День рождения Томского политехнического универ-ситета (из обращения ректора ТПУ). Его обозначение позволяет достаточноподробно описать содержание деятельности «именинника», сосредоточиваявнимание на его положительных сторонах (И наш старинный Томск волшеб-но преобразился. Город возродил свое былое достояние и одновременно из-менился, приобрел много нового. Сменился и сам ритм жизни: мы открыва-ем бизнес-инкубатор для студентов, развиваем информационные техноло-гии и инновационный бизнес, устанавливаем спутниковые антенны в таеж-ной глубинке, обеспечиваем сельские школы компьютерами, размещаем вклассическом университете центр управления полетами спутников (изпраздничного выступления губернатора Томской обл.) // Целых 130 лет вы-сится в центре Томска величественное белое здание главного корпуса ТГУ -одного из старейших вузов России и при этом одного из самых современных(Концерт, посвященный юбилею ТГУ. Май, 2008. Из монолога ведущего).Обращение к прошлому является обязательной составляющей всех ис-следуемых праздничных текстов. Время в этом случае предстает как реаль-ное, историческое. Авторы текстов сосредоточиваются на перечислении со-бытий, значимых для истории как самого «именинника», так и для страны вцелом, что представляется весьма органичным, учитывая, с одной стороны,общественную значимость города или вуза, а с другой - специфику, свойст-венную дню рождения как особому типу праздника, при этом, в отличие отпервоначальной модели дня рождения (человека), где экскурс в его прошлоеразрешается в индивидуально-личностном ключе (ср.: Вам было 6 лет, когданемцы заняли Саратов и вашей семье пришлось уехать из родного города),образ прошлого в текстах рассматриваемых праздников моделируется сквозьпризму общественной значимости исторических событий: Сибиряки были насамых трудных участках войны, сначала сдерживая тяжкий натиск врага,И.В. Тубалова, Ю.А. Эмер18а потом ломая его хребет. 76 человек - уроженцев земли томской - сталиГероями Советского Союза. Около 130 тысяч томичей ушли на фронт. По-ловина из них не вернулась домой. Вечная память павшим! (из праздничногообращения к жителям г. Томска депутата Государственной Думы Томскойобласти) // И университет, который отдал практически все свои помещенияпод оборонные производства, под госпиталя, приютивший национальноедостояние - рукописное наследие А.С. Пушкина, М. Горького, музейЛ.Н. Толстого в Ясной Поляне. Университет, который имел минимальныересурсы для своей деятельности, боролся и работал во имя Победы (из по-здравительного обращения, размещенного на сайте ТГУ).Образ будущего также является обязательным объектом рефлексии врассматриваемых праздничных текстах. Конкретно-историческая перспекти-ва проявлена здесь менее отчетливо, чем при моделировании образа прошло-го, но все-таки имеет место быть, соответствуя имеющимся в настоящий мо-мент специфическим свойствам города или вуза: Отшумят праздники, ноТомск, старинный и обновленный, получивший мощный импульс развития,перешагнет в пятое столетие, открыв новую главу в своей истории. И вэту главу нам предстоит вписать новые дороги и мосты, реконструкциюокраин, создание заповедных зон деревянной архитектуры, застройку жи-лых микрорайонов на левом берегу Томи и к северу от Томска, открытиеинновационных предприятий и многое другое (из поздравления губернатораТомской области В. Кресса с 400-летием Томска) // Нам достался уникаль-ный город в наследство от предков. Мы сумели сделать его лучше, краше.Но нынешнему поколению томичей предстоит еще немало потрудиться,чтобы оставить потомкам Томск, которым можно гордиться, нужно хра-нить и стоит любить (Там же) // День рождения - это время не толькоподводить итоги, но и заглядывать в будущее. Мы верим, что первый в Си-бири университет будет высоко нести свое знамя и навсегда останетсяПервым - в сердцах студентов, выпускников и преподавателей (из речи рек-тора ТГУ). Это отличает описание исторической перспективы Дней рожде-ния города и вуза от первоначальной текстовой модели дня рождения, гдеобраз будущего реализуется в жанре пожелания и в большинстве случаевобщественно не обусловлен (носит индивидуально-личностный характер).Таким образом, пространственно-временная организация рассматривае-мых праздников находит реализацию в аксиологическом оформлении празд-ничного текста.Природа праздника, ярко проявленная в праздничном тексте, предопре-деляет особую активность мифопоэтических культурно значимых установок.Образ Томска в праздничном контексте Дня города моделируется сквозьпризму установок традиционной культуры, советского наследия и современ-ного вузовского города. Одной из значимых праздничных доминант являетсятрадиционная фольклорная компонента. Она присутствует и во вводной час-ти неофициального празднования, где проявляется, например, как ритуаль-ный компонент приветствия (хлеб-соль), и в его основной части, где играеторганизующую роль. Достаточно часто действо на многих праздничныхплощадках города выстроено на основе стилизации, ориентированной натрадиционные народные гулянья, что предполагает определенную специфи-Текстовое пространство Дня города и Дня рождения вуза19ку текстовой среды. Звучат частушки (Мы на Кипр не летаем, в Турцию неездим, В Чажемто водичку пьем - это нам полезней), скоморошьи пере-клички (Эй, томичи! Покупай калачи, Пряники медовые, караваи пудовые! //А ну-ка, честной народ, подходи силой помериться!), легенды (про Тому иУшая) и т.д. Использование традиционной фольклорной компоненты позво-ляет представить Томск как город старинный, «родной», «свой», создавая, содной стороны, эффект камерности, а с другой - социокультурного единенияего жителей.В официальных поздравлениях и в СМИ достаточно активно проявляют-ся текстовые модели советской культуры. Отметим, что современная офици-ально-деловая текстовая среда представляет собой синтез «классического»,сформировавшегося в советское время, и современного, ориентированногона западные традиции. Так, модели праздничных текстов демонстрируют этос особой отчетливостью. «Советские» модели выполняют в праздничных тек-стах различные функции. Рассмотрим некоторые из них. «Советские» речевыештампы сохраняют заложенное в них изначально идеологическое содержание,тем самым способствуя созданию эффекта торжественности, реализуя сугге-стивную функцию: Великое прошлое и достойное настоящее, созидание илюбовь к своей малой родине объединяют наши города - Томск и Северск. Желаем Томску добра и мира, большого и успешного будущего, даль-нейшего процветания и благоденствия, а всем томичам - крепкого здоровья,большого личного счастья, новых свершений и трудовых побед (из поздра-вительной речи мэра г. Северска). Как уже отмечалось, в рассматриваемыхпраздничных поздравлениях активно выстраивается образ прошлого, приэтом речевые штампы советского времени позволяют воспроизвести атмо-сферу описываемого реального исторического времени и подчеркнуть зна-чимость перечисляемых фактов (Мы приветствуем Томск - город труже-ников и защитников самостоятельности, независимости и целостностинашей страны, город, принявший в трудные военные годы десятки важ-нейших оборонных производств (из поздравления Президиума Сибирскогоотделения РАН). Во многих случаях указанные речевые штампы присутству-ют в праздничных текстах имплицитно, являясь базой для формирования со-временной поздравительной модели, которая выстраивается «от противного»(В судьбе Сибири, России наш многонациональный, многоконфессиональный имногопартийный город всегда играл заметную роль (из праздничного об-ращения председателя Государственной Думы Томской области).Образ Томска как современного вузовского города в праздничных тек-стах Дня города актуализируется достаточно регулярно, так как вузовскаякомпонента является одной из основных в имиджевой структуре Томска.Наиболее последовательно ее реализация осуществляется в официальныхпраздничных текстах (Томск уникален как сибирский центр образования ипросвещения. В течение одного десятилетия XIX века купеческий город былвовлечен в масштабное строительство Университета, и с того временивот уже второе столетие наш город служит кузницей кадров для всейСибири и России (из праздничной речи представителя администрации Том-ской области).И.В. Тубалова, Ю.А. Эмер20В имиджевой структуре вузовского Томска особую значимость имеюттакие понятийные компоненты, как «молодость», «мобильность», «студен-чество». В праздничных текстах Дня города они проявляются по-разному. Вофициальных праздничных текстах мотив «молодости», «студенчества»практически не актуализируется. Студенчество, молодежь предстают толькокак составная часть социальной структуры Томска (Мы открываем бизнес-инкубатор для студентов // И в его [города] развитии принимали уча-стие все: молодежь и люди зрелого возраста, работники вузов и рабочиепредприятий, студенты и школьники (из речи мэра г. Томска). Это соот-ветствует установкам официального праздничного текста, целевой аудито-рией которого являются все жители Томска как гомогенная среда.В текстах неофициальных названные мотивы играют более значитель-ную роль. Они активно развиваются в звучащих на празднике песнях, стихо-творных текстах, частушках, инсценировках и т.д. При этом студенческаядоминанта Томска регулярно становится объектом обсуждения (Я по бывшейМиллионной / прохожу всегда влюбленный. / И блондинки, и брюнетки - / Ах,какие здесь студентки // - Почему с площади Южной утром уехать не-возможно? / - Потому что студенты у нас не настолько бедные, чтобыходить пешком, и не настолько богатые, чтобы ездить на такси).В праздничных жанрах неофициального характера, призванных отразитьсоответствующее празднику настроение организатора/исполнителя и ауди-тории, эмоциональное отношение к городу-«имениннику», моделируетсяличностное восприятие ситуации, чему способствует апелляция к знаковымсимволам, фактам, связывающим человека и город (Этот праздничныйтост поднимаю за Томск - / Значит, он не напрасно учил. / И по всей постране вдруг откликнутся мне / Томичи, томичи, томичи // Томск, Томск,слышишь, ручьи звенят? / Томск, мой Томск, сколько друзей у тебя. / Встудгородке, слышишь, опять поют, / Томск, Томск, Томск, Томск, / Песнюпро юность мою).При формировании образа вуза в праздничных текстах Дня рождения ву-за, в отличие от образа Томска в рамках соответствующего праздника, веду-щую роль играет установка на его соответствие требованиям современности,а модели традиционной и советской культуры остаются мало востребован-ными. Это объясняется принципиальной ориентированностью на установкикорпоративной культуры, требования внешней презентации учебного заве-дения. Поскольку современные требования, предъявляемые к высшемуучебному заведению, предполагают наличие успешного сочетания образова-тельных и научных установок, ведущими понятийными компонентами об-раза вуза, проявленными как в праздничных текстах, так и в любых имидже-вых текстах о вузе, становятся «качественное образование» и наличие «луч-ших научных школ».Отметим, что во всех официальных презентационных текстах о вузах, втом числе и в праздничных, современный характер вуза проявляется черезпонятия «ведущий», «инновационный», «перспективный» и под., при этомрассматриваемые томские вузы формируют свой образ, дополняя его сле-дующими имиджевыми характеристиками: «старейший», «первый в Сиби-ри» и под. Взаимодействие традиции и современности составляет, таким об-Текстовое пространство Дня города и Дня рождения вуза21разом, понятийную основу образа томского вуза в условиях его празднично-го «чествования»: Томский политехнический университет (ТПУ) - старей-ший инженерный вуз Сибири, ведущий технический университет совре-менной системы высшего инженерного образования России и перспектив-ный лидер мировой высшей школы. В этом году ТПУ отмечает большойюбилей: 110-летие со дня основания и 100-летие первого выпуска сибирскихинженеров (из праздничного обращения, размещенного на сайте ТПУ) // ВТомском государственном университете исторически сложились сильныефундаментальные научные школы в области полупроводниковой электро-ники, новых материалов, биотехнологий, построения различных математи-ческих моделей, защиты информации (из поздравления ректора ТГУ) // По-здравляю профессорско-преподавательский состав, студентов, аспирантови выпускников со знаменательной датой - юбилеем Томского политехниче-ского университета. Сегодня Томский политехнический университет - этокрупный и авторитетный научный центр, широко известный мировомунаучному сообществу, один из признанных лидеров в подготовке высоква-лифицированных специалистов (из поздравления ректора ТПУ) // Основан-ный в 1878 году, Императорский Томский университет стал первым выс-шим учебным заведением в азиатской части России (из праздничного об-ращения, размещенного на сайте ТГУ).При значительной общности содержания образов томских вузов разли-чие в их понятийном наполнении просматривается достаточно отчетливо,что связано в том числе с потребностью в создании неповторимого имиджаучебного заведения в условиях межвузовской конкуренции. В соответствии сэтим в понятийную структуру образа вуза включаются элементы, марки-рующие своеобразие каждого из них: Томский государственный университетпозиционирует себя как первый классический университет за Уралом, какуниверситет исследовательского типа (Томский университет является круп-ным учебно-научным комплексом, уверенно входящим в число ведущих клас-сических университетов России), Томский политехнический университет -как вуз инженерный, ведущий технический университет (Томский ____________политех-нический университет (ТПУ) - старейший инженерный вуз Сибири, веду-щий технический университет современной системы высшего инженерногообразования России и перспективный лидер мировой высшей школы).Таким образом, структура образа вуза, актуализируемая в праздничныхтекстах, представляет собой трехступенчатое образование: 1) обусловленныйустановками вузовского образования в целом компонент - вуз современный,инновационный, с классическими традициями и т.д.; 2) обусловленный ре-гиональной спецификой компонент - вуз первый в Сибири, первый за Ура-лом, кузница кадров для региона; 3) обусловленный имиджевыми установка-ми конкретного вуза компонент - вуз классический, исследовательский уни-верситет (ТГУ); ведущий инженерный вуз Сибири (ТПУ).Подведем итоги.В рамках данного исследования была рассмотрена текстовая среда осо-бого типа праздников - День города и День рождения вуза.Их текстовая среда во многом определяется сходными установками - на-личие в основе первоначальной модели дня рождения (человека), региональ-И.В. Тубалова, Ю.А. Эмер____________22ной обусловленностью (особенностями томской городской, вузовской сре-ды), а также специфическими установками каждого из рассмотренныхпраздников: наличием/отсутствием выраженных установок корпоративнойкультуры, содержанием хронотопа и содержанием образов «именинников».
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 239
Ключевые слова
regional holiday text, semiotic code, holiday discourse, текстовый континуум регионального праздника, семиотический код, праздничный дискурсАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Тубалова Инна Витальевна | Томский государственный университет | канд. филол. наук, доц., докторант каф. общего, славяно-русского языкознания и классической филологии | katunin@newsman.tsu.ru |
Эмер Юлия Антоновна | Томский государственный университет | канд. филол. наук, доц., докторант каф. общего, славяно-русскогоязыкознания и классической филологии | Julika71@mail.ru |
Ссылки
Толстой Н.И. Язык и культура // Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1999.
Неклюдов С.Ю. Несколько слов о «постфольклоре». Режим доступа: www.ruthenia.ru/folklor
Матвеева С.Я. Субкультура в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.
Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной западной социологии // Социологические исследования. 1998. №10. С. 16-28.
Гужова И.В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: Автореф. дис. канд. филос. наук. Томск, 2006. С. 7.
