Contemporary newspaper redesign: to the problem of concept definition.pdf Как показывает ежегодный конкурс «Газетный дизайн», который прово-дится Российским отделением Всемирного общества газетного дизайна (Societyof Newspaper Design, SND), в число заметных редизайнов газет попада-ют не только центральные издания, такие, как, например, «Ведомости» или«Независимая газета», «Труд» или «Аргументы и факты». Основная доляучастников - совсем небольшие местные газеты, которые по качеству дизай-на не уступают крупным общенациональным игрокам медиарынка. Так, напоследнем конкурсе (декабрь 2008 г.) в номинации «Редизайн года» «сереб-ро» получили «Ведомости» (г. Москва) и «Ваше дело» (г. Барнаул), «брон-зу» - «Жуковские вести» (г. Жуковский).Большой интерес к редизайну наблюдается и в Томске. Одним из направ-лений работы лаборатории редакционно-издательского дела факультета жур-налистики Томского государственного университета является корректировкамоделей периодических изданий. Только за последний год сотрудники под-разделения реализовали пять проектов по модернизации газет разного типоло-гического статуса: от городских («Томская нефть», г. Стрежевой) и регио-нальных сетевых изданий (газета «Охотник и рыболов») до корпоративных.Редизайн является одним из самых актуальных направлений современно-го газетного дизайна в мире. В журнале «Design» SND тема преобразованиягазеты занимает особое место. Вопросам практики редизайна уделяют вни-мание Институт Пойнтера (Poynter Institute), Ассоциация преподавателейжурналистики и массовой коммуникации (Association for Education inJournalism & Mass Communication), Американское сообщество газетных ре-дакторов (American Society of Newspaper Editors), Американская ассоциациягазет (Newspaper Association of America) и т.д. Авторитетные дизайнерскиекомпании - «Cases i Associate» (Испания), «Garsia Media» (США) - выпус-кают специальные альбомы, где представляют собственную концепцию мо-дернизации газеты как канала медиа.Однако сам термин «редизайн», широко используемый журналистскимсообществом, до сих пор определен недостаточно.В целом для отечественных специалистов (преимущественно практиков)характерно узкое понимание редизайна: преобразование облика издания. КакА.Ю. Тышецкая110показывает наш собственный опыт работы с редакторами газет, дизайн вос-принимается отдельно от содержания, маркетинга и менеджмента издания.Такой подход, на наш взгляд, является непродуктивным, противоречащимсамой сути редизайна. Поэтому уточнение данного термина является важ-ным этапом в контексте адаптации зарубежного опыта моделирования пе-риодики в практике отечественных региональных изданий.Как направление газетного дизайна, редизайн разрабатывается в трудахзападных исследователей. Основные принципы представлены в книгах истатьях М. Гарсиа [1], Р. Ризона [2], Д. Моэма [3], С. Аймса [4], Р. Локвуда[5] и др. Однако исследовательскими в полной мере данные работы назватьнельзя. Эти авторы - практики, признанные специалисты в своей области.Они анализируют собственный опыт, акцентируя внимание либо на приемахдизайна и типографики, которые помогли достичь намеченных целей, либона демонстрации самой процедуры проведения редизайна.Определения термина, которые дают американские авторы, также имеютсущественные различия. Стивен Аймс понимает под редизайном инструмент«создания наиболее эффективного механизма взаимодействия с читателем»[4. С. 273]. Рон Ризон - любые изменения в структуре содержания илиоформления [2]. Марио Гарсиа отмечает, что «настоящий редизайн - этобольше, чем изменение внешнего облика газеты. Это преобразование всегоиздания и его содержания» [1. С. 203].Однако всех этих авторов объединяет то, что редизайн рассматривается вконтексте концепции визуальной журналистики (см. подробнее: М. Гарсиа[1, 6], Д. Моэм [3], Р. Локвуд [5], К. Барнхерст [7], А. Смит [8] и др.), одна изцентральных идей которой заключается в понимании газеты как визуальногоСМИ. Единицей содержания номера выступает не только текст, но и иллю-страция_______, график, и роли этих элементов в процессе создания журналистскогопроизведения - равнозначны. Также дизайн включается в структуру ме-неджмента печатного СМИ (имеется в виду принцип «командной работы»(teamwork)). Таким образом, функции дизайна уже не ограничиваются ви-зуализацией типологических и содержательных характеристик издания, соз-данием индивидуального облика и указанием на целевую аудиторию. Однойиз основных задач становится управление ресурсами моделирования(текст, фотоиллюстрирование, графика и т.д.).Термин «редизайн» образован путем слияния приставки re- и словаdesign и дословно переводится как «изменение дизайна». Поэтому, когда мыговорим о базовых принципах редизайна, мы исходим из основных тенден-ций развития современного дизайна.1. Содержательная модель является основной и подчиняет себеоформительскую.При проведении редизайна нельзя не учитывать содержание. При этоммодернизация предполагает изменение не только тематического рубрикато-ра, но и принципов формирования «контента», в частности, имеется в видуиспользование в процессе разработки темы различных способов презента-ции, в том числе и визуальных.Марио Гарсиа, описывая собственный опыт проведения редизайна, пи-шет о том, что каждый новый проект он начинает «с анализа аудитории иСовременный газетный редизайн: к определению понятия111содержания. Типографические изменения, которые хорошо работают в од-ной газете, не обязательно будут столь же эффективны в другой» [1. С. 203].Изученный нами опыт ряда европейских и американских изданий за пе-риод с 2002 по 2008 г.1 показывает, что в большинстве случаев редизайн дей-ствительно начинался с пересмотра содержательной структуры номера. Мо-дернизация ежедневной газеты «A Gazeta» (Бразилия) проходила в несколь-ко этапов. Первый (2003 г.) заключался в разработке новой модели содержа-ния, адекватной сложившейся маркетинговой ситуации. Тематический руб-рикатор был изменен незначительно, однако существенную трансформациюпретерпел сам подход к формированию содержания. Новая концепция за-ключалась в наполнении газеты большим количеством кратких, информа-тивных, легко и просто написанных новостей.Параллельно шла реорганизация «ньюзрума», а редакторов и журнали-стов, в том числе сотрудников арт-отделов, обучали работать в новом форма-те. И только в 2004 г. была изменена графическая модель «A Gazeta». Практи-чески по этой же схеме проходил редизайн таблоидов «Panama America» (Па-нама) и «Notica Agora» (Бразилия), спортивной газеты «Lance!» (Бразилия),общественно-политического издания «El Nacional» (Венесуэла) и др.Основные предпосылки редизайна всех этих изданий - маркетинговые.Необходимость модернизации редакционной политики была непосредствен-но связана с поиском новых ниш на рынке печати. Однако принцип главен-ствования содержательной модели сохраняется даже в том случае, если при-чины редизайна являются техническими, например переход на полноцвет-ную печать.Активное изучение ролей и функций цвета в газете ведется американ-скими исследователями еще с 1980-х гг. Многочисленные эксперименталь-ные исследования показывают, что если материал расположен на цветномфоне, читатель обязательно воспримет его как наиболее важный [9]. Само посебе наличие цвета в газете не делает ее более информативной, но при опре-деленной системе взаимоотношений с другими элементами на полосе цветстановится мощным коммуникативным инструментом. Современный газет-ный редизайн показывает, что цвет непосредственно участвует в формиро-вании содержательной структуры номера. Он может:- отражать иерархию новостей на полосе (редизайн газет «La Voz deGalicia» (Испания), «Ulster Herald» (Швеция), «A Critica» (Бразилия),«Cronica» (Паргвай), «Daily Mirror» (Великобритания) и пр.);- играть роль «путеводителя», например обозначать конкретные рубри-ки, специальные репортажи, инфографику и т.д. (редизайн «Wall street Journal» (США), «The Times» (Великобритания), «A Tribuna» (Бразилия), «DiarioDo Nordeste» (Бразилия), «Heraldo de Aragon» (Испания) и др.).1 В качестве примера и дополнительного материала для исследования использован опыт40 зарубежных изданий газетного типа, редизайн которых состоялся в 2002-2008 гг.: «UlsterHerald» (Швеция), «Ell Tribuno» (Испания), «DIE WELT» (Германия), «The Wall Street Journal»(США), «Daily Mirror» (Великобритания), «Publico» (Испания), «The Times» (Великобритания),«The Independent on Sunday» (Великобритания) и др.А.Ю. Тышецкая1122. Главной целью редизайна является совершенствование дизайнадля облегчения понимания содержания.Роберт Локвуд, один из основоположников концепции визуальной жур-налистики, отмечает: «Газеты перестали читать не потому, что их контентбольше не удовлетворяет запросы современного человека, а потому, что онислишком сложно написаны. Настоящая задача - усовершенствовать путиинформации к аудитории. В первую очередь это подразумевает усо-вершенствование навигации. Дизайн, который уважает читательскоевремя, должен обладать тремя характеристиками: структурировать инфор-мацию, использовать визуальные маркеры для привлечения внимания к со-держанию, рассказывать новость одновременно несколькими путями» [5.С. 112-114].Марио Гарсиа, описывая направления развития современного дизайна,вводит понятие «компактизация» [10. С. 23]. В данном случае речь идет необ изменении формата, а о том, что «газета может стать компактной, простоизменив способ подачи материала, создав более динамичный и эффективныйстиль». И, как показывает анализ редизайна зарубежных изданий, за послед-ние пять лет «компактизация» остается одной из самых быстро развиваю-щихся тенденций в газетной индустрии.Можно выделить несколько стратегий, которые сегодня используют пе-чатные медиа:- Объединение рубрик, т. е. комбинация в одной тетради или на однойполосе тематических рубрик, которые традиционно разводятся по разнымполосам. Например, фокус-группы, состоявшиеся в преддверии редизайнагазеты «Goteborgs Posten» (Швеция), показали, что дробление тематическихблоков на большое количество рубрик усложняет навигацию в газете. По-этому родилась идея создания ежедневника, в котором спорт, финансовыеновости и политика собрались в одном разделе. Тематическая унификацияможет идти и на уровне целой газеты. «La Gazetta Dello Sport» (Испания) вответ на рост цен на газеты (от одного евро до двух за номер) расширилаобщее содержательное наполнение газеты. В 2006 г. от футбольной темыбыл сделан переход к общеспортивной, а через год в газете появились разде-лы на общественно-политические темы.- Использование разных уровней навигации. «Колонцифры», подписик фотографиям, ссылки на другие издания и медиа, где имеются близкие потематике материалы, «брифы», «тизеры» и подписи к специальным репор-тажам и колонкам - всем этим элементам в процессе разработки «прототи-пов» (новых макетов) традиционно уделяется особое внимание. Они являют-ся основными инструментами навигации и создают индивидуальный обликгазеты [11]. Редизайн «The Wall Street Journal» (США), «A Gazeta» (Брази-лия), «Diario Do Nordeste» (Бразилия), «El Dia De Cuenca» (Испания), «ElNacional» (Венесуэла) выстраивался на усовершенствовании навигации. Од-нако речь идет не только о создании удобной системы поиска информацииили отделении редакционных материалов от рекламных, новостей от колум-нистики, но и о маркировании информации на жанровом уровне (редизайн«El Dia De Cuenca» (Испания), «El Nacional» (Венесуэла).Современный газетный редизайн: к определению понятия113- Создание материала в материале, т. е. разработка серии стандартныхструктур, состоящих из компактных блоков, объединенных одной темой иидей. По сути, материал организуется по принципу «информационного паке-та». Такой подход характерен для газет, сохраняющих систему представле-ния тем «пополосно» (в частности, газета «Clarin»). Данная стратегия можетреализоваться и несколько иным способом, например через использованиевнутри основного текста коротких текстовых и фотобрифов (газеты«Cronica», «Daily Mirror»).Важно отметить, что во всех рассмотренных случаях трансформацияоформления связана c переходом на систему многоуровневого дизайна.Структурирование информации идет по принципам, характерным для web-дизайна: «encapsulation» (разделение элементов целого на более мелкие час-ти, которые одновременно и участвуют в создании единого образа, и явля-ются самостоятельными) и «policontiguity» (передача информации одновре-менно несколькими каналами) [12. С. 39].Тенденция интеграции печатных и интернет-СМИ является сегодня од-ной из основополагающих в развитии газетной индустрии. И редизайн в ка-кой-то мере стал катализатором этого процесса, так как взаимопроникнове-ние происходит на уровне не только оформительской модели, но и организа-ционной.3. Редизайн связан со всеми аспектами производства газеты.В научно-исследовательской литературе редизайн определяется как «ис-следование процесса выпуска газеты и принципов формирования содержа-ния, а также организации редакции и дизайна» [3. С. 54], комплексная ре-конструкция, когда все ступени производства газеты направлены на дости-жение одних и тех же целей и работают сообща.Охват всех аспектов издательской деятельности становится возможнымза счет возникновения близких связей между редизайном и менеджментомиздания.Как уже было сказано, согласно концепции визуальной журналистики,дизайн становится частью редакционного менеджмента. Варианты такоговзаимопроникновения различны: дизайн - редактирование [1], W.E.D.-концепция (командная работа) [1, 13, 14], дизайн - система организации ре-дакции [3, 5, 15-17] и т.д. На основе этих подходов редизайн формируетсвои специфические инструменты. Основным среди них является organizationalroutines (дословно переводится с английского как «организационноерасписание»). Главные цели organizational routines - наладить соотношениемежду тем, что хотят сказать журналисты, редакторы, дизайнеры своей «но-востью», и тем, как ее воспримет конкретный читатель. Таким образом ивозникает связь между организационным и графическим аспектами редизай-на. В текущей работе этот инструмент реализуется посредством планирова-ния работы редакции, создания «книги стиля» (документ, в котором описы-ваются графическая и содержательная модели издания) и «комитета по реди-зайну», куда входят представители всех отделов, включая технические имаркетинговые.Как показывает современная зарубежная практика редизайна, связи _______меж-ду редизайном и менеджментом становятся все более тесными. Как уже бы-А.Ю. Тышецкая114ло сказано в предыдущем пункте, мы наблюдаем использование определен-ных принципов web-дизайна в организации информации в печатных СМИ.Но этот процесс имеет более глубокие корни. В последнее время (2006-2008 гг.) интеграция редакций печатных и интернет-версий становится не-отъемлемой частью редизайна газет («Daily Mirror», «A Gazeta», «Clarin»,«Il Sole 24 Ore», «La Stampa», «Lance!», «Vuelta En U»).Согласно мнению сотрудников компании «Cases i Associate», проводив-ших редизайн «Daily Mirror», «наиважнейшая задача состояла не в том, что-бы добавить графические элементы или новые тематические разделы. Насамом деле это выглядело как создание в ньюзруме единого стола, за кото-рым располагаются редакторы всех версий газеты (печатная и две электрон-ные). Выпускающие каждой «платформы» должны работать как соседи. Со-трудничество ожидаемое, но добровольное» [18. С. 45].Таким образом, можно сделать вывод, что редизайн - это комплексныйпроцесс преобразования издания, который основывается на анализе марке-тинговой политики газеты, менеджмента, содержания и оформления. Однакоэто определение не отражает полностью специфики данного направлениясовременного дизайна и требует некоторых уточнений.Во-первых, особенность редизайна заключается в его способности охва-тывать все аспекты производства газеты. Происходит это за счет возникно-вения взаимосвязи «менеджмент - дизайн» (Menegment by Design) и реали-зуется через простые шаги: планирование (изучение потенциальных воз-можностей улучшения газеты в целом, включая редакционную модель, ти-раж, технический и рекламный отделы), расписание работ, анализ способно-стей сотрудников и адаптация системы организации труда под новую кон-цепцию формирования содержания.Во-вторых, редизайн рассматривает издание только в контексте развитиярынка. Маркетинговые исследования всегда занимали особое место в про-цессе редизайна. На основе данных анализа рынка и фокус-групп формиру-ется программа модернизации, разрабатываются «прототипы», а также оце-нивается эффективность проведенного редизайна. Сегодня мы видим, что вдополнение к этим методам издатели начинают использовать бенчмарке-тинг, глубокое интервью, или «Story-level Tracking» (аналог технологии «EyeTrack», однако в данном случае речь идет о восприятии информации на вер-бальном уровне). В этой тенденции прослеживается очевидное стремлениеиздателей получить как можно более точную информацию о потребитель-ской реакции на продукт. Но использование более «глубоких», сложных ме-тодов исследования говорит также и об актуализации проблемы эффектив-ности редизайна.Если предположить, что изменение дизайна становится стандартным ви-дом товарной политики издания на медиарынке, значит, необходимо пере-осмысление некоторых базовых принципов редизайна. Например, стандарт-ная процедура редизайна занимает от шести месяцев до года. Но сегодняпреобладает тенденция превращения процесса преобразования издания вчасть маркетинговой стратегии. Информационный продукт находится в со-стоянии постоянной и бесконечной адаптации к медиарынку.Современный газетный редизайн: к определению понятия115Обзор современной практики свидетельствует также, что изменения из-дания происходят не только на стандартных уровнях моделирования. Инте-грация газеты с платформами электронных медиа является неотъемлемымэлементом преобразования печатного СМИ.Вариантов построения подобных «смешанных редакций» существуетмножество. Однако какие из них являются эффективными, еще не ясно. Покаэти проекты существуют в виде эксперимента. Хотя есть один общий мо-мент, о котором в интервью и в своих выступлениях говорят руководителиизданий, включившихся в процесс интеграции. В результате слияния разныхплатформ возникает новая система производства новостей. Стандартная ор-ганизация «ньюзрума» выстраивается на конечном принципе выпуска газе-ты: deadline, за которым следует перерыв, и затем старт нового номера. Но свозникновением единого информационного пространства процесс производ-ства медийного продукта становится бесконечным. Газета включается в об-щую информационную линейку. Однако на данном этапе совершенно неяс-но, по какому принципу должно происходить разделение новостей междуразличными платформами. Но именно этот вопрос является ключевым в со-временном газетном редизайне.
Gearge-Palilonis J. Design is content: Developing a collaborative newsroom. Режим доступа: http://garciamedia.com/blog/articles/design_is_content_developing_a_collaborative/
Moses M. The 5 Ws and 1H of Planning. Режим доступа: http://www.poynter.org/content/content_view. asp?id=14306
Reason R. W.E.D.: The Integration of Writing/Editing/Design. Режим доступа: www.poynter.org/content/content_view.asp?id=4862
Reason R. Effective Feature Pages: The Critical Role of Planning and Collaboration. Режим доступа: http://www.ronreason.com/personal/manage.html
West S., Norris M. Media Engineering. A Guide to Developing Information Products. Chichester, UK: Wiley&Sons, 1997. 124 p.
Adam P. How W.E.D. Works // http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=4553
Garcia M. It is all about the details. Режим доступа: http://www.poynter.org/column.asp?id=33&aid=3278
Garcia M., Stark P. Eyes on the news. St. Petersburg, FL: Poynter Institute, 1995. P. 280.
Гарсиа М. Как сделать содержание компактным: Семь успешных стратегий для тех, кто намерен попробовать // КАК. 2005. №2(34). C. 23-26.
Barnhurst K. Seen the Newspaper. New York: St. Martin's Press, 1994. 222 p.
Smith A. Goodbye Gutenberg: The Newspaper Revolution of 1980s. New York; Oxford: Oxford University Press, 1980. 367 p.
Garcia M. Redesigning Print for the Web. Indianapolis: Hayden Books, 1997. 240 p.
Lockwood R. News by Design: A Survival Guide for Newspapers. Denver, CO: Quark Press, 1992. 145 p.
Moen D. Newspaper Layout & Design: A Team Approach. 3d ed. Ames, IA: Iowa State University Press, 1995. 238 p.
Ames S. Elements of Newspaper Design. New York; Westport, 1989. 327 p.
Reason R. The Newspaper Redesign: Why? Now? Who? Answers to Common Questions. Режим доступа: http://www.ronreason.com/personal/redesign.html
Garcia M. Contemporary Newspaper Design: A structural Approach. 3d ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentic Hall, 1993. 245 p.
Designing News. Today's Editorial Strategies for Print and for WEB. Barcelona: Cases I Associats, 2008. 440 p