Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - 394 с. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2008. № 1 (2).

Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - 394 с.

<

Blinova O.I. Motivology and Its Aspects .pdf Теория лексической мотивации, созданная О.И. Блиновой, задолго до всеобщей увлеченности антропоцентризмом в языкознании была антропоцентричной, поскольку уже в определениях мотивированности и мотивации содержится указание на осознание рациональности связи формы и значения лексических единиц. «Это наука о том, - пишет О.И. Блинова через десятилетия, - как отражаются в языке человек и Вселенная и как язык осознается человеком («язык глазами человека»), это наука, которая развивается в тандеме ученого и рядового носителя языка ».Феномен мотивированности и мотивации, который в широком смысле представляется как формально-семантическое соответствие, определяет в языке очень многое: от морфемы (а возможно, и от фонемы ) до текста как явления культуры, определяет в значительной степени речевое поведение и языковой портрет индивидуума и социума, и уже поэтому мотивированность как свойство и мотивация как явление, как процесс достойны того, чтобы стать предметом исследования особой науки. Для осуществления коммуникативной задачи единица языка должна мгновенно, без задержки воспроизводиться в памяти. Критерии выбора языковой единицы, судя по всему, определяются в первую очередь стратегической установкой порождающего речь субъекта. При этом в качестве опоры для поиска средства выражения могут быть использованы как семантические, так и формальные (фонетические и/или графические) признаки и ассоциации, тем более что как для оперативной, так и для долговременной памяти оказываются релевантными такие, по мнению психолингвистов, факторы, как семантическая (ассоциативная) близость слов и близость их звучаний (написаний). В теории ассоциации мы находим утверждение о том, что наиболее прочными, наиболее важными в коммуникативном отношении должны быть как раз формально-семантические, двусторонние ассоциации. Мотивационно связанные единицы в тексте обладают особыми преимуществами по сравнению с другими лексическими единицами. Устанавливаемая при этом связь за счет своей двойной, формально-семантической соотнесенности, конечно же, прочнее удерживается в памяти как адресанта, так и адресата речевого сообщения, оказывая соответствующее влияние и на степень сохранения всего текста. Все это обусловливает особую значимость изучения формально-смыслового взаимодействия на любом языковом уровне, все это предполагает серьезное теоретическое осмысление данного феномена.В своей новой монографии О.И. Блинова в очередной раз демонстрирует способность создавать гармонично выстроенный и органично устроенный мир научной теории. Автор формулирует концепцию мотивологии как особой научной языковедческой дисциплины, имеющей своим предметом специфические проявления лексики в сфере взаимодействия языковой формы и значения. Теория мотивации нашла развитие в ряде работ томских (и не только томских) лексикологов, в лексикографической практике, причем количество и качественное своеобразие словарей, созданных в рамках данного конкретного лингвистического направления, уникальны. Мотивология вошла в период зрелости, в период глобального осмысления пройденного и заявления непременных перспектив. Практически все, что накоплено к середине первого десятилетия XXI в. в области теории лексической мотивации, нашло отражение в рецензируемом исследовании.В монографии представлена Школа глазами и сердцем Учителя, глазами и сердцем того, кто ее создал. Здесь мы встретим имена предшественников, соратников, близких по направлению научного поиска, и многочисленных учеников, продолжающих искать все новые и новые сюжеты в мире мотиво-логии.Очень значимым для автора является принцип подачи материала - через описание аспектов теории мотивации. Это позволило во многом по-новому осмыслить накопленный опыт, показать развитие мотивологии как своеобразной эпопеи научного поиска.При описании онтолого-методологического аспекта О.И. Блинова определяет базовые понятия мотивологии, предлагает типологию мотивации, различные классификации единиц мотивационных отношений и т.д., создавая тем самым надежный фундамент для осмысления мотивологического подхода к изучению формально-семантического взаимодействия языковых единиц. Проблема поиска соотношения материального и идеального, плана выражения и плана содержания, формы и значения продолжает оставаться актуальной в любой социальной, политической или научной ситуации, своеобразно проникая сквозь время и пространство, какие бы смены научных направлений и научных парадигм ни потрясали ученый - и прежде всего лингвистический - мир. Однако именно изменение акцента, угла зрения в тех или иных взглядах и позициях позволяет по-новому увидеть и интерпретировать многие аспекты этой «вечной» проблемы философии и языкознания.К данному разделу работы примыкает глава, в которой описывается связь явления мотивации с другими лексическими явлениями (варьирование слова, синонимия, антонимия), поскольку именно связь с другими лексическими отношениями демонстрирует системный характер мотивации, определяет ее место в лексической парадигматике.Безусловно, самым ярким всегда оставался функциональный аспект мотивации, так как одним из главных вопросов, волновавших и волнующих любого человека, а ученого - в особенности, был вопрос «для чего?» Описывая функции мотивации, О.И. Блинова убедительно доказывает значимостьБлинова О.И. Мотивология и ее аспекты121актуализации мотивационных отношений слов в тексте, значимость собственно внутренней формы слова, которая способна в том числе отражать «типологические черты языков - их общность с другими языками и их самобытность, национальную специфику в аспекте мотивированности» (С. 117). Особо ярко проявляется мотивация в эстетической функции, о чем свидетельствуют образцы прежде всего поэтических текстов, приводимых автором в качестве иллюстраций: «Сад, где газон зимы Забыл о незабудках...»; «...Отцарствуют, отплачут, отгорят...»; «Минута: минущая: минешь!..» и т.д.Явление мотивации слов в динамическом аспекте по-новому для многих лингвистов раскрывает привычное представление о рождении, жизни, судьбе слова. То, что происходит с лексическими единицами в формально-семантическом отношении, порой похоже на детектив, порой на сказку с превращениями, порой на романтическую историю. Ремотивация, неомотивация, процессы номинации, демотивации, лексикализации внутренней формы слова заставляют изумляться причудливым изменениям формы и значения слов, поражаться глубине осмысления, остроте взгляда, тонкости ощущения человека говорящего, человека-творца, творящего слово. Как легко и неожиданно фитиль превращается в светиль, режим в прижим, а на месте необъяснимой фуфайки появляется абсолютно понятная, своя - телогрейка!Чрезвычайно важным оказывается сопоставительный аспект мотиволо-гии. Именно здесь «ставится и рассматривается проблема национальной картины мира и языковых средств ее выражения» (С. 272). Именно сопоставительный аспект позволяет «узаконить» статус мотивированности как языковой универсалии.Лексикографическое представление материалов мотивологического анализа стало традиционным чуть ли не с самого начала исследования мотивированности и мотивации в рамках Томской лингвистической школы, что совершенно закономерно с учетом накопленного томскими лингвистами богатого опыта составления словарей, прежде всего - диалектных. В свою очередь, лексикографическая практика позволила увидеть многое в явлении мотивации, недоступное «обычному» взгляду. В рецензируемой работе представлено описание всех существующих в настоящее время словарей, разработанных в рамках теории лексической мотивации, в том числе легендарного МДС - «Мотивационного диалектного словаря», с иллюстрациями в виде образцов словарных статей.Заключает «парад аспектов» описание источниковедческого аспекта мо-тивологии, что вполне закономерно, поскольку от наличия и характера источников мотивологического анализа во многом зависит судьба дальнейших исследований в рамках тории лексикологической мотивации. Несмотря на то, что этот аспект сравнительно молодой, О.И. Блинова представила в своем исследовании стройную систему источников и убедительно описала их возможности.Теоретические положения, представленные в исследовании, иллюстрируются, и об этом еще раз хотелось бы сказать, богатейшим языковым материалом художественной речи, а также диалектной и разговорной разновидностей национального языка. Великий и могучий в рецензируемом исследовании предстает во всем своем величии и могуществе. Кроме того, в работе приведены данные других языков, что, безусловно, способствует «осознанию рациональности» сопоставительного аспекта мотивологии.Самостоятельное значение имеет и в то же время представляет собой неотъемлемую составляющую рецензируемого исследования «Словарь терминов мотивологии». Поскольку лексическая теория мотивации неминуемо соприкасается, соотносится и взаимодействует с другими областями лингвистики, вполне закономерен интерес к ней у представителей смежных направлений. Упорядочение терминосистемы, сопровождающееся уточнением одних понятий, введением других, пересмотром третьих, является необходимым условием обоснования серьезной теории. Лексикографирование терминов мотивации - это своеобразный итог на определенном этапе, венец многолетнего труда. Теория мотивации переживает новый подъем в связи с открывающимися новыми направлениями, появляющимися новыми источниками, материалами для анализа в связи с новым взглядом на устоявшиеся представления, и «Словарь терминов мотивации» в этот момент крайне важен.Не менее ценным является библиографический раздел монографии. Здесь представлены работы, изучение которых является обязательным для понимания тайн мотивологии. Эта литература - во многом руководство к действию, стимул к дальнейшим исследованиям в области лексической мотивации.Примечательно, что труд О.И. Блиновой «Мотивология и ее аспекты» появился в Год русского языка. Много в этот год было всевозможных торжеств, мероприятий с обниманиями и целованиями русского языка, с декларированием любви и преданности русской речи, с обещаниями возродить, развивать, оберегать, холить и лелеять. Но настоящее торжество - это рождение подобной книги. Книги, которую создал человек, влюбленный в Слово, в подлинном смысле - Филолог.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Наумов В.Г. Томский государственный университет кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Всего: 1

Ссылки

 Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - 394 с.             | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2008. № 1 (2).

Блинова О.И. Мотивология и ее аспекты. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. - 394 с. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2008. № 1 (2).

Полнотекстовая версия