Philology and Philosophy in modern cultural space: problems of interaction .pdf Несомненно, грани филологии и философии настолько тонки, прозрачны и даже зазеркальны, что было бы слишком обыденно, если не обывательски, пытаться их уловить. Но несомненно и то, что в науке, с её извечной логикой, нельзя не стремиться приблизиться в той или иной манере, с той или иной степенью ясности к пониманию объёмных и изменчивых пространств, универсума и человека.Именно с попыткой увидеть системные объекты современных гуманитарных наук в их междисциплинарной детерминанте связана общая проблематика сборника научных докладов, изданных в Томском государственном университете.Направление сборника не только вполне соответствует новейшим научным тенденциям, но и всецело отражает русскую гуманитарную традицию тесных связей философии, языкознания и литературоведения. Важно и то, что в четырёх разделах сборника отображена своеобразная роза ветров актуальных филологических и философских подходов. Поэтому основное содержание сборника пронизано атмосферой творческого поиска и научной дискуссии. И хотя вопросы, обсуждаемые авторами докладов, связаны дисциплинарно с исследованием самых различных, нередко очень далёких научных объектов, это только усиливает восприятие и впечатление, ибо парадигмально все работы объединены общей задачей - создать целостное, по возможности максимально панорамное измерение пространства современной культуры по данным его филологической и философской интерпретации.Филология и философия в современном культурном пространстве.121Общая композиция сборника отражает такое направление проведённых исследований: в двух первых разделах представлены доклады, посвященные обсуждению общих теоретических вопросов языкознания, литературоведения и философии в их интегративном освещении, а в третьем и четвёртом разделах проблемы философии затрагиваются в связи с изучением художественной словесности и языка. И в целом в ключевых понятиях сборника совершенно очевидно отражены лингвистическая и литературоведческая линии развития философской проблематики. Наряду с исследованием философских идеалов русской литературы XIX-XX вв., различных литературоведческих аспектов русской интеллектуальной прозы XX в. и проблем философского дискурса в беллетристике и эссеистике авторы сборника раскрывают вопросы взаимовлияния философских и лингвистических концепций, определяют аспекты философской герменевтики как традиционных, так и новых лингвистических объектов.По уровню комплексной подачи проблем и стилю их осмысления каждый из разделов сборника достоин отдельной рецензии, поэтому в рамках своей хотелось бы остановиться на его лингвистических разделах, которыми начинается и завершается рецензируемое произведение.Не претендуя, конечно, на универсальность в изложении путей интеграции философии и лингвистики, авторы докладов тем не менее дают возможность ощутить важность этой версии междисциплинарного подхода к исследованию языка в традиционных для русского языкознания аспектах языкового сознания и речевого мышления.В открывающем сборник разделе Философия языка и теоретические проблемы языкознания обсуждаются вопросы современной лингвистической теории и методологии, включая обоснование актуальных проблем изучения некоторых новых объектов языкознания.Так, в статье Н.Д. Голева Интеграционные модели в лингвистике и лин-гводидактике актуальные тенденции языкознания оцениваются в плане опосредованного философией воздействия со стороны других наук. Такой взгляд извне позволяет показать на примере современной лингводидактики научную значимость одного из направлений интеграции принципов системо- и антропоцентризма в обосновываемой автором лингвоперсонологической концепции языка.В единстве отражательных и знаковых свойств языковой системы освещается в сборнике важнейшая проблема философии языка - язык и время, которой уделяется особое внимание в работе Л.П. Дроновой Синхрония и диахрония: лицом к лицу (к проблеме методологической интеграции). По мнению автора, исследование динамической тенденции языка немыслимо в аспекте жёсткой дихотомии явлений синхронии и диахронии. Эта идея, восходящая к концепции языковых изменений И.А. Бодуэна де Куртенэ и его школы, постигается Л.П. Дроновой в свете новейших течений функциональной лингвистики.О конфликте интерпретаций пишет и В.В. Копочева в статье Рационализм и фидеизм в познании языка: непреодолимый антагонизм?, представляющей собой довольно свежее и оригинальное прочтение двух ведущих122.Рецензиитрадиций философии языка, повлиявших в истории языкознания, как известно, на противоположение целого ряда рационалистических и сенсуалистических концепций. В ходе своей интерпретации автор, по сути дела, приходит к выводу о существовании рационалистической и фидеистической картин мира, семиотически противопоставленных в дискурсивном пространстве современной культуры.Современные культурно-речевые формы дискурсов привлекают внимание авторов сборника в разных аспектах. Один из них - поиск подходов к описанию новых лингвистические феноменов, еще только завоёвывающих внимание науки.Обоснованию аспектов изучения языка виртуального общения посвящен доклад З.И. Резановой и Н.А. Мишанкиной От новых лингвистических объектов - к интегрированной интерпретации естественного языка (на материале виртуального дискурса). Показывая генезис и современное состояние речевых форм коммуникации, авторы доклада ставят перед собой важную и актуальную задачу изучения функциональных изменений языкового существования человека в пространстве виртуальных дискурсов, оцениваемых не только в аспекте индивидуального языкового воплощения их жанровых форм, но и в более высоком смысле - в отношении к когнитивной функции языка как модели мира.Тема поиска объектов и путей их интерпретации продолжается в докладе Н.Б. Лебедевой Повседневная письменная речь как новый объект исследования, в котором восприятие философии повседневности обобщается сообразно тому, как она дана в наблюдении лингвисту над текстами, подводимыми автором под понятие естественной письменной речи. Обоснование этой письменной разновидности народной речи, описание её коммуникативных, стилистических и языковых особенностей - всё это составляет основное содержание доклада, апробирующего результаты работы возглавляемой Н.Б. Лебедевой лаборатории Русская речь.Наряду с исследованиями структур естественного языка, в сборнике представлены и труды по общей семиотике интеллектуальных систем. В частности, в докладе В.А. Суровцева Теория типов Б. Рассела и язык математики показаны основания математической логики, сохраняющие свою актуальность в свете развития теории и методологии логического анализа языка, процессов категоризации знаний о мире и способов их семиотического отражения.Завершается сборник очень символичным по своему содержанию разделом Язык и философия. В этой части сборника помещены научные доклады учёных Томской диалектологической школы. Философское звучание этих работ позволяет прочувствовать ту особую тональность, какую имеет русская диалектология для отечественного языкознания и русской гуманитарной науки в целом.Изучая национально-культурное пространство диалекта, этого традиционного лингвистического и культурологического феномена, русские диалектологи сохраняют его для поколений, в том числе и для новых поколений лингвистов. Поэтому разнообразие языковедческих теорий и методов, проверяемых всегда в диалектном материале, адаптируемых к нему, развиваемыхФилология и философия в современном культурном пространстве.123только в его системе, никогда не прерывает традиции научной картины мира: раскрывая характер явлений традиционной народной речевой культуры, коими являются диалекты, диалектологи не могут не следовать сложившимся традициям его описания, с которыми неизменно соизмеряются и новейшие теории языка. Не случайно именно в работах по русской диалектологии получают своё особое развитие идеи и принципы системных концепций языкознания. Именно в единстве языка и речи, формы и содержания, структуры и функции своё обоснование обретают и прогрессивные подходы к описанию диалектных систем, в моделировании которых учитывается и человек как их творец, и языковая среда как условие его существования, и, конечно, сам язык как основа самосознания человека и его внутренняя модель мира.Такое следование традиции отражают представленные в сборнике работы томских диалектологов по проблемам народной философии языка, освещаемой в важнейших для русского языкознания смыслах - в единстве языка, мира и человека.Объединяющим моментом пяти докладов этой части сборника оказывается разрабатываемая сегодня в Томском университете концепция диалектной лингвокультурологии. И в этом новейшем разделе русской диалектологии хорошо прослеживаются традиции отечественного языкознания, согласно которым постижение национально-культурной специфики языка немыслимо без самого языка, без описания его языковой формы, венчающей и семиотику культуры, и философию народа.Вопросы диалектной лингвокультурологии интересуют авторов сборника прежде всего в связи с развитием ведущих аспектов диалектологических исследований.Проблемы лингвокулыурологического анализа данных диалектной лексикографии обсуждаются в докладе О.И. Блиновой Народная речевая культура и диалектный словарь, в котором высказывается идея о преломлении народной речевой культуры в текстах лексикографического жанра. На материале Идиолектного словаря сравнений сибирского старожила (Томск, 2005), составленного Е.В. Иванцовой, О.И. Блинова рассматривает один из объектов ядерной зоны народной речевой культуры - изобразительно-выразительные средства диалекта.Образные средства русских говоров получают общую теоретическую оценку и в докладе Е.А. Юриной Образность в системе лексико-семантических категорий языка.Особенности восприятия и осмысления мира, характер самосознания языковой личности, специфика языкового культурного пространства - по всем этим вопросам диалектной лингвокультурологии авторами докладов получены довольно серьёзные результаты.В докладе Т.А. Демешкиной Категория бытия и ее воплощение в диалектном тексте воссоздана семантическая модель бытия, охарактеризованная автором в аспекте динамики осознания мира носителями диалекта, а в докладе Г.В. Калиткиной Модели времени в традиционной культуре на материале десяти диалектных словарей, созданных в Томском университете в период с 1946 по 2003 г., своеобразие образов времени в русских124.Рецензииговорах Среднего Приобья оценивается в широком культурологическом и философском контексте.Поиску направлений лингвокультурологического описания русских говоров посвящена статья И.В. Тубаловой и Ю.А. Эмер Лингвокультуроло-гический портрет сибирской деревни: к вопросу о методологии представления на фольклорном материале. Эта работа связана с развитием еще одной области изучения пространства народной культуры - лингвофольк-лористики, располагающей своей предметной областью в составе современной диалектологии.Как и другие доклады сборника, работы томских диалектологов в полной мере позволяют осознать теоретическую и прикладную ценность тех интеграционных процессов, которые переживаются сегодня русской филологией.
Антипов А.Г. | Кемеровский государственный университет | доктор филологических наук,профессор кафедры стилистики и риторики | |