Рецензия на книгу: Ностальгия по советскому
Book Review: Rezanova, Z.I. (ed.) (2011) Nostal'giyapo sovetskomu [Nostalgia for the Soviet]. Tomsk: Publishing Hou.pdf В монографии представлены результаты междисциплинарного исследования феномена актуализации ностальгических переживаний советского исторического, социального, культурного опыта в современной России. Рассматриваются формы и содержание ностальгии по советскому в современном российском социуме, анализируются причины ностальгического поворота в массовых настроениях российских граждан, вопросы конструирования советского прошлого в постсоветскую эпоху и селекция его наследия, переинтерпретация его смыслов и ценностей в новых социальных контекстах, проблемы выделения социально-групповых и индивидуальных типов ностальгической рефлексии советского прошлого. Для философов, социологов, политологов, культурологов, филологов, социальных работников и работников культуры. Рецензируемое исследование, несомненно, является значимым событием в общественно-политической, культурной жизни современной России, поскольку в нем с позиций различных гуманитарных наук обсуждаются ключевые, сущностные категории, определяющие духовно-нравственную атмосферу современного российского общества в условиях «социокультурного разноречия». Коллективная монография стала весомым результатом масштабного научного исследования, осуществляемого под руководством Б.М. Гаспарова (Harriman Institute, Columbia University) и объединившего усилия ученых различных гуманитарных специальностей ведущих научных центров страны (это научные коллективы межрегиональных институтов общественных наук Новгорода, Воронежа, Саратова, Екатеринбурга, Томска, Иркутска, а также вузовских и академических центров России). Начатое в 2008 г. в рамках проекта «Советская культура в современном социопространстве: трансформации и перспективы», исследование продолжилось на новом этапе под названием «Ностальгия по советскому в социокультурном пространстве современной России». Уже само название нового проекта демонстрирует логику движения исследовательской мысли от экстенсивного пути исследования, предполагающего выявление и характеристику явлений социокультурного разноречия, к интенсивному анализу глубинных категорий, позволяющих вскрыть сущностные, часто противоречивые тенденции культурно-исторических процессов советской и постсоветской России. Такой глубинной, обладающей повышенной социокультурной значимостью, служащей исходной точкой в оценке исторического пути Российского государства, его современного состояния и будущего развития, определяющей вектор общественных мнений и настроений, признана категория «ностальгия по советскому». Этот тип рефлексивного переживания советского исторического опыта, по мнению авторского коллектива, является «устойчивым, многообразно актуализируемым в широкой палитре современных социальных и культурных практик» (С. 9). Полагаем, что данный тип общественных рефлексий не потерял (если не усилил) своей актуальности и значимости и сейчас, через шесть лет после выхода монографии. Феномен ностальгии по советскому подвергается в работе детальному, глубокому, разноаспектному анализу с позиций современности. В центре исследовательского внимания находится следующая проблематика: 1) эпохи советского прошлого, контекстные, конситуативные условия, рождающие ностальгический отзыв; причины активизации процессов нос-тальгирования по советскому в постсоветскую эпоху; 2) социальные и дискурсивные практики, являющиеся средой актуализации ностальгического переживания советского; типы конкретных источников, поставляющих материал для ностальгического конструкта; 3) типология ностальгических конструктов советского в современном социокультурном пространстве России; 4) пути, формы, способы, функции ностальгического конструирования в дискурсивных практиках современной России; 5) способы семиотической репрезентации ностальгии по советскому в дискурсивных практиках современной России, типология семиотически определенных и скрытых форм выражения ностальгии; 6) варьирование типов ностальгирования по советскому в современной социокультурной ситуации современной России: возрастные, региональные, социальные, дискурсивные, медийные и другие варианты, новые культурные смыслы, возникшие в новую историческую эпоху; 7) место ностальгии по советскому в системе современного мифотворчества, советские мифологемы и их ностальгическая аксиологическая окрашенность; универсальные мифологемы, актуализованные и трансформированные в Советском Союзе, их судьба в постсоветском пространстве, процессы неомифологизации образов советского в современном социокультурном пространстве России и др. Решение поставленных задач потребовало объединения усилий представителей целого ряда различных общественно-политических гуманитарных дисциплин, что обусловило одну из главных отличительных особенностей рецензируемой работы - ее междисциплинарность, комплексность. При этом интеграция научных усилий происходит как на уровне самостоятельных дисциплин (таких как философия, история, социология, политология, культурология, дискурсология, лингвистика, литературоведение, литературная критика, журналистика и др.), так и на уровне их наиболее актуальных направлений (так, например, исследуемый объект анализируется в рамках ряда ас-пектных лингвистических дисциплин: теории дискурса, политической лингвистики, когнитивной лингвистики, социальной лингвистики, теории речевого воздействия и ее раздела - теории манипулятивного речевого воздействия, урбанимики и др.). В результате такого междисциплинарного исследования были выявлены и описаны сущностные характеристики феномена ностальгии по советскому: формы и содержание, типы (социально-групповые и индивидуальные), причины активизации процессов ностальгирования по советскому в постсоветскую эпоху, новые культурные смыслы, возникшие в новую историческую эпоху, и т. д. Органическое объединение усилий ученых разных специальностей, образование единого сплава разных представлений и взглядов на феномен ностальгии по советскому осуществляется благодаря опоре на современные общегуманитарные, междисциплинарные методы научного исследования (антропоцентризм, учет дискурсивных факторов, социальное моделирование и др.). Благодаря использованию современной междисциплинарной методологии авторы реконструируют срез определенной исторической эпохи, определяют культурно значимые смыслы советского, его ценностные доминанты, выявляют особенности их презентации в различных типах дискурсов и, следовательно, в различных типах коллективного, массового, и индивидуального сознания. Задача многоаспектной, системной характеристики ностальгии по советскому потребовала также выявления корпуса дискурсивных практик с актуализированной ностальгической рефлексией и репрезентирующих их текстов. Авторы рецензируемого исследования представили достаточно полное, разнообразное по семиотическим средствам выражения ностальгического конструкта собрание дискурсивного материала, образующего в своей совокупности советский дискурс. Этот материал имеет хронологическую отнесенность к советской и постсоветской эпохам и включает различные типы дискурсов: классические произведения соцреализма (произведения художественной литературы, кинофильмы, музыка), документальная иконография, вторичные источники постсоветского времени (медийные, рекламные, маркетинговые, праздничные, риторические, художественные, литературно-критические, обыденные, интернет-дискурсы и др.). Имея в своем распоряжении разнообразные по времени возникновения, сфере функционирования, семиотическим средствам репрезентации ностальгических рефлексий произведения советского дискурса, авторы получают возможность широкого, многоаспектного, сущностного анализа ностальгических конструктов в различных направлениях. Укажем наиболее важные их них. 1. В работе дается характеристика конструируемых в различных социальных практиках образов советского и направлений их переконструирования в постсоветскую эпоху. Используя в качестве инструмента анализа дис-курсивно-когнитивные категории («архетипы», «культурные смыслы», «политические конструкты», «когнитивные стратегии», «(советские) концепты», «мифы / мифологемы»), представляющие собой формы репрезентации феномена ностальгии по советскому, исследователи характеризуют важнейшие общественные тенденции, связанные с ностальгическими рефлексиями. Одной их таких тенденций является мифологизация, лежащая в основе государственной политики и идеологии советского периода и во многом определяющая направления переконструирования советской реальности. В монографии обсуждается теоретическая проблема глубинной связи ностальгического конструирования действительности и мифотворчества, выявляются и характеризуются различные типы мифологем, их ностальгическая аксиологическая окрашенность. Данные изыскания способствуют углублению представления о месте советского мифа в системе современного мифотворчества. Большой исследовательский потенциал усматривается авторами и в базовой когнитивной оппозиции «свой - чужой» (в ее частной реализации - дихотомии «советское прошлое - актуальное настоящее»). Обращение к данной дихотомии позволяет актуализировать противопоставление на основе социальных, возрастных, этнических и других признаков. 2. Особый раздел монографии посвящен выявлению соотношений типов ностальгирующих субъектов и объектов ностальгических рефлексий, что повлекло за собой выделение и характеристику социально-групповых и индивидуальных образов прошлого и аксиологических доминант в оценке этих образов, варьирующихся в дискурсивных практиках разных поколении советской эпохи, различных социальных и территориальных групп. 3. В коллективном исследовании определяются контекстные, конситуа-тивные условия, актуализирующие ностальгическое переживание советского прошлого, описывается своеобразие дискурсивных практик, являющихся средой актуализации ностальгического переживания, способы семиотической репрезентации. 4. Многоаспектный анализ социальных практик, в которых актуализирована ностальгическая рефлексия, а также разнообразных семиотических средств ее выражения позволил произвести типологизацию как первых, так и вторых. 5. В силу большой насыщенности ностальгическими рефлексиями, а также особой роли в формировании и функционировании ностальгических конструктов, их влиянии на общественные мнения и настроения особое внимание уделяется анализу художественных, медиа- и интернет-дискурсов. 6. Одним из важнейших результатов исследования является представление не только онтологии ностальгического дискурса, но и его аксиологии. Доминирующей тенденцией в этом плане признаются вытеснение отрицательных оценок и актуализация положительно оцениваемого опыта. В связи с этим в проблемное поле проекта включается исследование текстовых, семиотических свидетельств переключения оценочных регистров при конструировании образов советской действительности в современных коммуникативных (социальных) практиках. В итоге благодаря созданию единой комплексной исследовательской базы в монографии сформировано целостное, объемное, системное представление феномена ностальгии по советскому в единстве содержательного, структурного и функционального аспектов. Это позволило сформулировать исчерпывающую словарную дефиницию данного понятия: ностальгия по советскому трактуется как «эмоционально-психологический и социально обусловленный феномен, одна из форм исторической памяти, проявляющаяся в эмоциональной, психологической, культурной актуализации прошлого личного и социального опыта в его соотнесении с наличествующим настоящим, как частный случаи идеализации прошлого, необходимый для его экзистенциального освоения» (С. 17). Исследователи подчеркивают эмоционально-психологическую, социальную обусловленность ностальгической рефлексии по советскому, ее сложное переплетение с другими типами осмысления и переживания семиотики советского, а также с новыми моделями культуры. Важным моментом в осмыслении данного феномена является актуализация проспективного характера ностальгических переживании, направленных на переструктурирование актуального настоящего для моделирования будущего. Такая трактовка ностальгической рефлексии позволяет реконструировать общественно-политическую модель современной России со всеми ее проблемами и противоречиями, понять настроения и чаяния различных слоев общества и выстроить на этой базе общественно-политические программы и стратегии, направленные на преодоление социокультурного напряжения в постсоветском обществе. Резюмируя оценку данного коллективного труда, хотелось бы охарактеризовать его как достойное воплощение главных принципов современной научной парадигмы: антропоцентризма, функционализма, междисциплинар-ности. Коллективная монография «Ностальгия по советскому» обладает общенаучной актуальностью, способствует пониманию глубинных механизмов социальных процессов в современной России, позволяет выстроить социальную модель современного российского общества и спрогнозировать направления его развития.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 119
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Сологуб Ольга Павловна | Национальный университет Тайваня | д-р филол. наук, доцент кафедры иностранных языков и зарубежной литературы | olsolpa@mail.ru |
Ссылки

Рецензия на книгу: Ностальгия по советскому | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 47. DOI: 10.17223/19986645/47/17
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3375