Медиамем и его роль в формировании полиэтничного общества
Рассматривается актуальное сегодня явление медиамема и его функционирование в современном обществе. Автор дополняет этапы жизненного пути мема, изменившиеся в период всеобщей информатизации, стадии внедрения в социальную среду. В исследовании приводится созданная автором типология медиамемов, формируется собственная концепция жизнеспособности медиа-мемов. Анализируется распространение в современных СМИ мемов, объединяющих и разобщающих полиэтническое общество. Делается вывод о преобладании отрицательных медиамемов, базирующихся преимущественно на основе стереотипов, а затем транслируемых СМИ.
Media meme and its role in the formation of a multi-ethnic society.pdf Общие вызовы и угрозы в современных условиях сказываются на отношениях государств и народов. Не последнюю роль в стабилизации отношений и создании атмосферы сотрудничества играют средства массовой информации. Именно через СМИ в сознание общества внедряются разного рода идеи и стереотипы. Для обозначения единицы информации, способной к влиянию и размножению, были разработаны и описаны такие понятия, как «мем», «мемокомплекс» и их разновидности. Среди множества определений, данных мему, наиболее логичным, на наш взгляд, считается определение А. Менегетти: «Мем - это элементарная единица информации, способная повторять себя, размножаться в параллельных или ей подобных системах, устанавливающая бесконечные связи» [1. С. 4]. Процесс передачи мема преподносится как дискретный коммуникационный акт, во время которого мем перемещается из сознания одного носителя в сознание другого или других. Мемы также можно сравнивать с «вирусами», «паразитами», обладающими приоритетным доступом к сознанию и воле. При этом слово «вирус» используется чаще всего в негативном ключе, подчеркивается его разрушительная для общества сила. В последние десятилетия термин «мем», особенно применительно к ме-диапростанству, вызывает особый интерес не только в зарубежных, но и в российских исследованиях. При расширении представления о меме стало актуальным рассматривать его функционирование и распространение в средствах массовой информации. Это можно объяснить многократно усилившимся воздействием массмедиа на сознание огромных масс людей. При этом логично говорить о введении в научный оборот такого понятия, как медиамем. Особенно популярным в научных трудах стало рассматривать мем в контексте передачи информации в интернет-среде (Н.Г. Марченко [2], Ю.А. Белкина, Е.В. Куценко [3], Н.В. Часовский [4], Ю.Д. Овчинников, М.Ю. Холодков [5] и др.), при этом делается акцент на визуализации информации. В то же время подчеркивается деструктивный характер мема (И.В. Алмосов [6], М.А. Кронгауз [7], П. Колозариди [8], Д.В. Попов [9], М.А. Федорова, Т.А. Семилет [10] и др.). Однако медиамем, обладая огромной силой воздействия и распространяясь самопроизвольно, может нести и положительную информацию, способствовать укреплению системы ценностей и объединению культур и народов. Поэтому актуальным будет рассмотрение проблемы распространения этнических мемов в СМИ. Таким образом, целью исследования стало выявление особенностей функционирования медиамемов и их роли в формировании полиэтнического общества. Задачи исследования: рассмотрение этапов жизненного пути мема в условиях современного информационного общества; составление типологии медиамемов; выделение особенностей распространения, условий жизнеспособности мемов в СМИ; исследование роли отрицательных медиамемов, разобщающих этносы; изучение созданных журналистами положительных мемов, объединяющих полиэтническое общество. Объект исследования - медиамемы, в частности затрагивающие этническую тематику. Предмет исследования - особенности функционирования этнических медиамемов в современном обществе. Научная новизна состоит в расширении имеющегося теоретического материала о функционировании мемов, а именно: дополнение схемы жизненного пути мема, изменившейся с развитием медиасреды; создание собственной типологии медиамемов; формирование авторской концепции жизнеспособности медиамемов; всесторонний анализ этнических мемов и их роли в формировании полиэтнического общества. Ввиду отсутствия первичной исследовательской базы, посвященной именно теме функционирования этнических медиамемов, в работе использовались методы описания и анализа. Были рассмотрены медиатексты за последние 5 лет, содержащие мемы, а также затрагивающие этническую тематику, в зарубежных, федеральных, региональных СМИ, социальных сетях, видеохостинге YouTube, блогах. Для качественного анализа были отобраны наиболее показательные материалы, содержащие жизнеспособные отрицательные и положительные этнические мемы. Количественный анализ (контент-анализ) проводился на материале 500 публикаций в российских СМИ (из них - 5 федеральных и 3 региональных массмедиа). Франсис Хейлиген в книге «Эгоистичные мемы и эволюция кооперации» выделяет четыре этапа жизненного пути мема (ассимиляция, сохранение, выражение, трансмиссия) [11. Р. 79]. Применительно к современному развитию медиасреды эту схему, на наш взгляд, можно расширить и дополнить новыми элементами. 1. Зарождение мема - процесс, при котором появляется и публично высказывается новая идея, мысль, произведение. Это может быть публикация литературного произведения или его части (какой-то «сильной» идеи), обсуждение и принятие нового закона, публичное высказывание или действие известной личности (политика, актера, чиновника, ученого и т.д.), знаковое, нестандартное событие в жизни общества, новое изобретение, съемки и показ нового кинематографического произведения, выставка, мелодия или звук, события личной жизни известных людей и т.д. Зарождение мема может происходить и через произведение журналиста-аналитика или запись блогера. Главным условием дальнейшего распространения ме-моидеи является ее значимость для данного общества в данный момент, эмоциональность передачи, вызывающая реакцию общества. В большинстве случаев, для зарождения мема существуют предпосылки, которые определяют его появление. Например, в художественных произведениях отражается существующая или измененная реальность, высказывания известных личностей касаются уже происходящих в обществе событий, новый закон вводится для совершенствования законодательной системы определенной страны и т.д. То есть данный процесс не возникает одномоментно и спонтанно, а продолжает уже начатый цикл. 2. Развитие мема. Публичное высказывание, обнародование жизнеспособного мема порождает его неизбежное распространение. И здесь главную роль играют средства массовой информации, так как именно по их каналам происходит донесение мема до широкой аудитории. Причем традиционные СМИ, придерживаясь редакционной политики, позиции учредителя, спонсора, рекламодателя могут способствовать как удержанию части информации, препятствовать распространению мема среди их аудитории, так и, наоборот, популяризировать идеи и создавать собственные мемы. Также через СМИ высказывания и поступки обычных людей могут приобретать популярность и представлять те самые единицы информации, которые впоследствии будут распространяться хаотично. Начальное распространение мема в настоящее время может происходить и через гражданские СМИ, которые часто имеют больший охват аудитории и отличаются высокой скоростью передачи информации от индивида к индивиду. 3. Ассимиляция мема - процесс, при котором некоторое число людей становится носителями мема. И если при первичном высказывании идеи эта аудитория еще слишком мала, чтобы инициировать «вирусную» передачу информации, то после ретрансляции мема через один или несколько медиаресурсов эта аудитория значительно увеличивается. Таким образом, в настоящее время преобладает опосредованное распространение мемов, непосредственная передача идей от человека к человеку. Очень важным моментом является правильное понимание мема аудиторией СМИ, что зависит от мастерства и умения автора в правильной подаче информации. 4. Сохранение мема - процесс «удержания» мема в памяти. На этом этапе проверяется жизнеспособность мема, а также мастерство автора(ов), передающих его. Невыразительно представленные идеи не заинтересуют аудиторию, соответственно, не произойдет и запоминания полученных единиц информации. Также возможны и искажения, когда в результате неправильного понимания индивидом(ами) информации возможно ее последующее искаженное или неверное толкование. 5. Выражение мема - процесс, при котором человек в вербальной или невербальной форме передает его другому человеку или группе лиц. При этом проверяется плодовитость мема. Наиболее яркие, злободневные, самые быстро распространяемые мемы были названы Ф. Хейлигеном «сильными». На плодовитость влияют и способы подачи информации (этап 2), и особенности восприятия этой информации конкретной аудиторией (этап 3 и 4). 6. Экспансия мема. Если предыдущие этапы доказывают жизнеспособность и плодовитость мема, то происходит дальнейшее распространение «вирусной» информации. Мем становится модным и транслируется по разным каналам - при непосредственном общении людей, переписке, распространяется традиционными и гражданскими СМИ, используется в повседневной речи и жизни людей, становится частью современной культуры. Приобретая глобальный характер распространения, мем может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на общество. Также мем, конкурируя с другими мемами или объединяясь в мемоком-плексы, может трансформироваться в разных обществах и дополняться с течением времени. 7. Угасание мема. Данный этап наступает в жизненном цикле большего числа мемов, когда они перестают ретранслироваться по каналам СМИ. Происходит вытеснение их другими мемами и забывание аудиторией. Жизненный цикл мема может длиться десятилетиями, но существуют и так называемые мемы-однодневки, которые возникают и быстро распространяются в обществе, но столь же быстро угасают. Появление более сильных и жизнеспособных мемов может вытеснить существующие в обществе ме-мы и привести или к их трансформации, или к полному исчезновению. Мемы выживают, если сохраняется хотя бы один носитель, который распространяет их. При этом к ним чаще всего применима категория «смерть автора», так как с течением времени имя первоначального распространителя идеи стирается и даже высказываниям иногда приписывается другое авторство. То есть автор «умирает», а идея начинает жить своей жизнью в сознании каждого отдельного индивида. 8. Возрождение мема. На данном этапе мем, спустя какое-то время после угасания, может вернуться в информационные потоки и в сознание общества. Это может происходить искусственно - какая-то идея будет возрождаться через посредство политиков, журналистов, общественных деятелей и деятелей культуры или самопроизвольно под воздействием каких-либо событий и явлений общества. В таком случае мем будет заново проходить все стадии своего развития, однако будет наблюдаться более легкое закрепление его в памяти индивидов и распространение в обществе. Поэтому все вновь искусственно создаваемые мемы часто содержат аллюзии к прошлым мемам, фактам и событиям. В то же время можно выделить несколько стадий внедрения мема в социальную среду. 1. Индивидуальная стадия. Предлагаемая мемоидея потребляется и запоминается конкретным индивидом и становится материалом для построения его собственного сознания. 2. Групповая стадия. Мемоидея распространяется среди определенной группы людей. Это могут быть представители какой-то профессии, пользователи отдельного сегмента Интернета или граждане одной страны. Происходит влияние на сознание данной группы. 3. Глобальная стадия. Мем на данной стадии уже может объединяться с другими мемами, образовывая мемокомплексы. Формируется сознание общества, а географические, культурные, национальные и иные границы при этом стираются. И если на индивидуальном уровне предлагаемые массовой культурой мемы являются строительным материалом сознания самого индивида, то на уровне человечества - формируют сознание всего общества. Итак, в широком значении мем можно трактовать как единицу культурной информации, идею, распространяющуюся самопроизвольно. Однако в медиапространстве логично будет выделить собственную типологию ме-диамемов. 1. Мемы, сложившиеся в социуме как социальные явления, нормы поведения, идеи и стереотипы, транслируемые и развиваемые СМИ. К одним из самых распространенных можно отнести этностереотипы. Интересны в этом плане мемы «лицо кавказской национальности» (гетеростереотип), «трудолюбивый татарин» (автостереотип), «русская водка» (гетеростерео-тип и автостереотип одновременно). 2. Мемы, распространяющиеся в обществе как уникальные явления и передаваемые затем СМИ. Источником таких мемов служат в основном яркие поступки и высказывания медиаперсон, а также события, которые носят неординарный характер. В качестве примера можно привести мемы «Денег нет, но вы держитесь», горилла Харамбе, «Крымнаш» [12], «Навальный с сардельками», «Навальный с дошираком», «оренбургские пчелки», «спящий Медведев», а также мем на фразу С. Лаврова, произнесенную в ходе пресс-конференции в 2016 г. [13]. 3. Мемы, зарождающиеся в традиционных СМИ и распространяющиеся в обществе. Это, например, образы Ровшана и Джумшута в юмористической телепередаче производства «Comedy Club Production», появившейся на телеканале «ТНТ» в 2006 г. После неоднократных выступлений Союза армян России, общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты», М. Прохорова, Д. Медведева и других против данной передачи и обвинения ее в ксенофобии и влиянии на понижение имиджа рабочих профессий выпуски прекратились. Позже данный мем распространился в социуме как нарицательный образ людей (вне зависимости от национальности), которые делают что-то плохо, стал появляться в медиа-текстах, интернет-мемах и цитатах известных личностей. Другими примерами мемов в традиционных СМИ являются «британские ученые», «Тагил!» («Наша Раша»), «Дратути» («Городок»), «я же мать» [14], «на донышке». Последний появился после слов Дианы Шуры-гиной в передаче «Пусть говорят» в начале 2017 г. и сопровождался жестом героини, который впоследствии и стал материалом для большинства интернет-мемов. Использовался мем в рекламе, брендинге, стал особенно популярным среди молодых людей, делающих селфи, появлялся в Инста-грамме, YouTube и т.д. 4. Мемы, зарождающиеся в Интернете, включая интернет-СМИ, и распространяющиеся в обществе. В основном это фразы, появляющиеся в блогах и на форумах, характеризующие какое-то общественное явление, ситуацию или яркий образ. В качестве примеров можно привести «йа кри-ветко» (сайт «Башорг»), «Донки-хот» (запись в Живом Журнале пользователя Памидора, который попросил рассказать, о чем книга «Донки-хот»), «свидетель из Фрязино» (свадебное фото, попавшее в Интернет), «вежливые люди» (введен в обращение блогером Colonelcassad - Борисом Рожи-ным), «школьник в болоте» (фотографии в конкурсе, организованном сообществом «Как я встретил столбняк»), «Девочка с персиками. Полная версия» (фотожаба с сайта huru.ru) и др. 5. Мемы, создаваемые с помощью различных видов искусства (кино, театр, живопись и т. д.) и транслируемые СМИ. Также большую популярность они получают благодаря Интернету. Так случилось со скульптурой голландской художницы Маргрит ван Брифорт, породившей мем «Ждун», широко распространенный в России и на Украине. Чучело лисы, сделанное британской таксидермисткой Адель Морзе и проданное на аукционе eBay, стало персонажем многочисленных мемов и получило название «Упоро-тый лис». Позже у него был создан свой аккаунт в Twitter, СМИ называли его «национальным героем» [15] и сравнивали с «Черным квадратом» [16], в честь него делали плюшевые игрушки, с его участием было создано множество коллажей политической и социальной тематики. В то же время многие мемы, в основном уже закрепившиеся в сознании людей, представляют собой совокупность всех или большинства вышеперечисленных типов - можно назвать их «кочующие» мемы. Так, мем «русский медведь», зародившийся на уровне социального стереотипа, причем как в самой стране, так и за рубежом, сейчас является «кочующим». Появляется данный мем и при трансляции СМИ необычных фактов («„Только в России": западную прессу удивил катающийся на мотоцикле медведь» [17]), и в предвыборной агитации и символах партий, и в единичных высказываниях известных людей, вызывая еще большее закрепление мема в сознании аудитории (официальный представитель МИД России М. Захарова: «Я бессмертный русский медведь, который никогда не умирает, но время от времени впадает в спячку. Я не одна такая. Многие русские медведи похожи на меня. Я даже замужем за таким медведем, и у нас пушистая дочка-медвежонок. Я ем мед и пытаюсь быть забавной. И я люблю вас всем своим сердцем русского медведя» [18]; министр обороны Великобритании М. Фэллон: «Мы не хотим, чтобы медведь совал свои лапы в Ливию» [19]; В. Путин: на Валдайском форуме - «Медведь ни у кого спрашивать не будет» [20], на пресс-конференции - «Как только вырвут когти и зубы, мишка не будет нужен, чучело из него сделают и все» [21]). При этом данный мем формируется и при помощи СМИ. Так, газета «Daily Mail» в 2014 г. опубликовала материал о москвиче Роберте Бирюкове, который выгуливал своего домашнего медведя в центре столицы [22]. Позже большая часть фактов в тексте была разоблачена, а публикация отнесена к разряду фейковых (фотография взята из другого источника, на ней обрезано настоящее название улицы, медведь был цирковой, а имя героя и история о полицейских выдуманы). Однако образ русского медведя тем самым еще больше закрепился в сознании зарубежной аудитории. В Интернете, как русском, так и зарубежном, широко распространен мем «русский медведь». На рисунках, иногда карикатурного характера, он часто изображается в военной форме, с оружием, иногда используется атрибутика российского флага. В последнее время тема таких мемов связана с Сирийским конфликтом и участием в нем России. Часть мемов высмеивает российскую действительность, также укрепляя сложившийся в обществе социальный стереотип. Можно выделить следующие особенности распространения мемов в СМИ. Лексика. В мемах, особенно на начальном этапе их распространения, используется в основном нейтральная, общеупотребительная лексика, понятная большей части аудитории. В печатных СМИ основной упор делается на заголовочный комплекс, в котором слова используются не только в прямом, но часто и в переносном смысле. Возможно и употребление разговорной лексики. Позже мемоидея, распространяясь среди широкой аудитории, может изменяться и лексически. В зависимости от аудитории СМИ появляются сленговые и жаргонные слова и выражения, специальные термины и профессионализмы, неологизмы. Использование сленга и жаргона характерно в основном для интернет-СМИ, в частности имеющих свои страницы в социальных сетях. Таким образом издания пытаются подстроиться под свою аудиторию, тем самым снижая уровень мема с лингвокультурной точки зрения. За счет этого происходит распространение слеговых и жаргонных слов среди широкой аудитории и внедрение их в повседневную речь. Специальные термины и профессионализмы употребляются чаще всего при распространении мема в узконаправленных специализированных изданиях. Подобным способом мем адаптируется для аудитории данных СМИ. Неологизмы могут употребляться самыми разными средствами массовой информации, и применение их бывает оправданно в эпоху развития новейших технологий и Интернета. Однако обилие новозаимствованных и новообразованных слов может препятствовать распространению и популяризации мема, делая текст непонятным для массовой аудитории. Тот же эффект имеет и применение в медиатекстах диалектизмов и архаизмов. Дизайн. Для популяризации мемов средства массовой информации используют и такое проверенное временем средство, как графическое оформление. Цвет выполняет в медиатексте эстетическую функцию, воздействует на сознание и подсознание человека. С помощью сочетания определенных цветов и их оттенков формируется необходимый для потребителя информации эмоциональный фон (радость, спокойствие, грусть, гнев, тревога и т.д.). Дизайн в целом включает также оформление медиа-текста и привлечение к нему внимания с помощью шрифта, верстки газетной полосы или веб-сайта, логотипа, иллюстраций, ЭБ-графики и анимации и т. д. В современном информационном обществе происходит борьба мемов, распространяющихся в общественном сознании с помощью СМИ. Передача информации на основе мема зависит от профессионализма журналистов, закладывающих основы этой информации и обеспечивающих ее жизнеспособность. Поэтому журналистам необходимо развивать навыки противостояния разрушительным для общества информационным вирусам, создавая качественный медиапродукт, передающий новые мультимогущественные мемы. Основными условиями жизнеспособности мема в СМИ являются: 1. Привлечение внимания аудитории, причем вызывать интерес должна не только сама мемоидея, но и форма ее преподнесения. Для проникновения в сознание и подсознание аудитории журналист должен сначала заинтересовать, добиться ознакомления с информацией как можно большего количества людей. Спектр методов стимулирования внимания общественности к сообщению в СМИ основывается на приоритетности, новизне, неординарности фактов и привлечении лидера мнений [23. С. 76-81]. 2. Возможность вызывать сильные эмоции. Эмоции могут быть как положительные, так и отрицательные, но они обеспечивают запоминание мемоидеи и способствуют ее дальнейшему распространению как по личным каналам представителей аудитории (слухи, блоги, модели поведения), так и массово (передача через другие СМИ, медиаперсон, влияние на повестку дня). Мем, создающий четкий образ в сознании человека, способен управлять и его ценностными ориентациями, подсказывая в жизненных ситуациях готовые модели поведения и стереотипы. Часто сильная реакция на мем вызвана тем, что он затрагивает табуированную тематику или проблемы, о которых раньше никто не решался говорить. 3. Лаконичность. Особенность современного цифрового поколения в клиповом мышлении, которое делает востребованным тексты и идеи, высказанные в краткой форме, но запоминающиеся по своей сути. В информационном обществе происходит естественный отбор идей и тем, соответствующих публичной повестке дня. 4. Опора нового мема на сильный(е) мем(ы), ранее закрепленный(е) в сознании аудитории. Таким образом, информация будет лучше запоминаться аудиторией, кроме того, процесс запоминания облегчает принятие информации подсознанием аудитории. Из множества речей, публично произнесенных В. Путиным, мемами стали только некоторые. В частности, «мочить в сортире» - фраза президента, не раз еще звучавшая в СМИ в различных контекстах и ставшая предметом изучения научного сообщества. Существуют даже мнения [24. С. 77], что традиция использования жаргонизмов в современных официальных выступлениях была заложена именно этими словами. Причем возрождение данного мема происходило не один раз - его вспоминал и сам президент, и журналисты, и блогеры, а в 2015 г. после терактов в Париже во французских социальных сетях стал распространяться интернет-мем с изображением В. Путина и данной цитатой на французском языке [25]. Позже были и другие фразы, которые исследователи прозвали «пути-низмами» - «она утонула», «сюда смотреть», «выковырять со дна канализации», «ручку верните» и др. Последняя, например, стала поводом для множества упоминаний в СМИ, в частности такими журналистами, как В. Соловьев, Г. Бовт, Л. Парфенов, Е. Виноградов, А. Проханов. При этом указанные выше условия жизнеспособности мемов выполняются полностью - фразы произнесены известной личностью, лаконичны, легко воспроизводимы, запоминаемы и вызвали резонанс в обществе. Использование работниками СМИ данных условий создания могущественного и конкурентоспособного мемокомплекса средствами журналистики может оказаться полезным в полиэтничном пространстве современного мира. Информационная война, особенно обостряющая отношения между государствами и народами в последние годы, процессы миграции, межнациональные и религиозные конфликты, международный терроризм инициируют появление и распространение в обществе стереотипов «чужих» и «своих», что разделяет социум ментально. Задача СМИ в сложившейся ситуации - внедрять в сознание общества мемы, вызывающие психическое состояние этнической сообщности. Возможность взаимодействия с большой аудиторией посредством глобальных СМИ и сети Интернет позволяет журналистам не только сиюминутно изменять общественное мнение, но и постоянно поддерживать нужные для консолидации культурные идеи в сознании мемоносителей. Таким образом, для функционирования полиэтнического общества жизненно необходимо создание мемокомплексов, способных к клонированию и вытеснению отдельных отчуждающих мемов. Не зря исследователи наравне с самопроизвольно рождающимися «вирусами» выделяют запускаемые намеренно (Д. Рашкофф) - рекламу; предвыборные лозунги, искусственно детонированные «информационные бомбы» [26. С. 54]. К числу таких будут относиться мемы, специально разработанные компанией «ИМА-Консалтинг», победившей в конкурсе Центральной избирательной комиссии, о необходимости принять участие в голосовании на президентских выборах 2018 г. В качестве примера разработчики предложили такую фразу: «Куда ушел Малахов? На выборы» [27]. Также эффективным является оперативное целенаправленное использование спонтанно возникающих мемов. Активный отклик получило такое событие, как победа Д. Трампа на президентских выборах в США. Сразу после объявления результатов было создано огромное количество интер-нет-мемов, обложки мировых журналов размещали иллюстрации-карикатуры, передающие отношение журналистов к событию (The Economist, The New Yorker, New Republic, Der Spiegel, Charlie Hebdo, Liberation, Daily Mirror и др.). Однако данный пример скорее иллюстрирует разрушительную силу мемов, чем говорит о созидании. Примером событий, инициирующих созидательные мемы, можно считать показ в СМИ свободного времяпрепровождения В. Путина - рыбалка, конные поездки, сплав по реке, охота, горнолыжный отдых и т. д. В целом освещение частных событий жизни президента, связанных с риском и спортом, создают образ сильного духом и телом человека. В то же время полет на мотодельтоплане вызвал больше отрицательную реакцию в обществе и явился источником мемов-насмешек, создающих негативный имидж президента. Однако и образ В. Путина на коне с голым торсом не раз становился источником негативных мемов как в России (песня Ю. Шевчука «Ночная пьеса»), так и за ее пределами (клип Klemen Slakonja на песню «Put in, Put out»). В данном случае можно говорить о стадии возрождения уже существующего мема и придания ему нового оттенка. В любом случае намеренно созданный или распространенный и скорректированный уже после возникновения мем позволяет в полной мере реализовать профессиональные способности журналистов, раскрывая их как мастеров и снимая с них ярлыки «диктофонов». Особенно важны данные умения при освещении национальной тематики. Медиа-проект Гильдии межэтнической журналистики «Национальный акцент» [28] выбирает среди множества событий только те, которые могли бы поддержать консолидацию различных культур. Даже освещение криминальных происшествий здесь направлено на объединение народов («В Пятигорске обвиняемый в экстремизме раскаялся и опубликовал призыв к толерантности»). Однако сообщения медиаресурса не являются первоисточником для крупнейших российских СМИ, скорее наоборот, цитируют их. Тем не менее здесь можно увидеть материалы, привлекающие внимание читателя: «50 оттенков „здравствуйте"» [29] о традициях, национальном костюме и жилищах калмыков (отсылка к скандально известной книге Э.Л. Джеймс), «Итальянский жених Сати Казановой наденет на свадьбу черкеску с газырями» [30], «Российские евреи обратились к президенту США Дональду Трампу» [31] (ссылки на известную личность), «Свердловские казаки попросили денег на превращение Дарта Вейдера в казака» [32] (необычная ассоциация героя фильма «Звездные войны») и т.д. Постепенно начинается и целенаправленная работа по созданию положительного образа малых народов в СМИ. Так, многочисленные семинары и выступления теоретиков и практиков журналистики постепенно приводят к опровержению тезиса «О кавказцах либо плохо, либо никак». Примером этого являются публикации «Кавказец спас девочку от педофила и отказался от награды» [33] («Уж сколько таких случаев наверняка было. И не всегда пострадавшие считают нужным просто поблагодарить спасителя. Да и как-то привыкли мы, что „нашего брата" любят „крыть по-черному" даже за самую безобидную лезгинку. Но вот „спасибо" слышим редко»), «Кавказец спас девушку от ограбления» [34] («Значительное число россиян предпочитают отказываться признавать у кавказцев и в целом у приезжих из других регионов такие качества, как мужество, благородство, способность на бескорыстный поступок. В этом плане случай, произошедший в прошлом месяце в городе Ростов-на-Дону, может заставить взглянуть на таких нелюбимых южан под несколько иным углом»), «Дагестанец утонул, спасая девушку на пляже в Москве» [35] и др. Данная тема не обходит стороной и гражданскую журналистику, действующую в социальных сетях и видеохостингах. Так, в 2014 г. чеченский студент Ислам Катаев опубликовал на своем канале в YouTube видео под названием «Чеченец о кавказцах», начинающееся словами «О кавказец, ты забыл, что такое культура.» [36]. Запись стала быстро расходиться по пространству Интернета, спустя месяц видео набрало 140 тыс. просмотров и широко обсуждалось. Большинству пользователей обращение понравилось, однако нашлись и те, кто отвечал оскорблениями. Тем не менее автор своим примером создает положительный образ народа и вызывает сильные эмоции, что соответствует условиям жизнеспособности мема. О данном стихотворении и его авторе позже писали и СМИ, публиковали интервью с Катаевым, следили за его дальнейшим творчеством. Однако из проанализированных нами 500 публикаций в российских СМИ за последние четыре года о представителях национальных меньшинств в положительном свете предстают только герои 6 % материалов, остальные освещаются либо нейтрально - 57%, либо отрицательно - 37%. Осложняет ситуацию участившиеся в СМИ упоминания о предполагаемой или реальной национальности исполнителей терактов («Узбек по национальности и уроженец Кыргызстана взорвал метро в Петербурге») [37]. Тем не менее можно говорить об исчезновении из материалов СМИ фразы, тоже ставшей мемом, «лицо кавказской национальности». В 2011 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о взимании штрафов с госорганов, должностных лиц и СМИ, использующих выражения, унижающие национальное достоинство. В частности, одним из оскорбительных выражений автор законопроекта И. Саввиди посчитал термин «лицо кавказской национальности», созданный еще в 1980-е гг. За употребление его «в основном в связке с какими-либо негативными, преступными действиями» [38] предлагалось брать штраф до 50 тыс. руб. Позже данная тема не единожды поднималась на форумах и семинарах журналистов. В 2016 г. на четвертом форуме СМИ Северо-Кавказского округа заместитель полномочного представителя президента РФ в СКФО Михаил Ведерников заключил, что «из медиапространства ушла фраза „лицо кавказской национальности"» [39]. Однако ее заменил мем «кавказец», имеющий также не всегда положительный оттенок. Так, решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 10.02.2017 г. были признаны экстремистскими материалами 37 записей в социальной сети «ВКонтакте» на персональной странице пользователя с именем «Максим Бондарев», где неоднократно употреблялось слово «кавказец» в отрицательном контексте [40]. Употребляют данное слово в связке с негативными поступками даже консервативные СМИ. Например, «Российская газета» - «В московском метро обстреляли приезжих из Белоруссии» [41] («В столичном метрополитене уроженец Северного Кавказа открыл стрельбу из травматического пистолета в потасовке с четырьмя гражданами Белоруссии»); «Следствие отвергло версию группового избиения инспектора» [42] («Однако очевидцы сообщили, что в нападении на полицейского участвовал не один кавказец, а целая группа „в количестве около 8 человек", которые поставили свои машины на проезжей части и тем самым мешали движению. ".На замечание инспектора ДПС молодые люди (кавказской национальности) отреагировали ударом битой по голове, после чего избили ногами и оттащили его на обочину"»); «В Тюмени арестован кавказец, похитивший человека» [43]. В этой же газете была попытка возрождения мема «лицо кавказской национальности» и изменения его в положительную сторону - интервью с руководителем Федерального агентства по делам национальностей И. Барино-вым под названием «Лицо уважаемой национальности» [44], однако выражение не прижилось. На сайте НТВ за последние четыре года найдено 15 материалов с употреблением мема «кавказец - нарушитель закона», из них 14 - за 2014 г. На сайте РИА «Новости» подобная новость за четыре года только одна, в интернет-издании «Медуза» таких материалов не было найдено, а на сайте газеты «Комсомольская правда» - 24 публикации, в которых мем «кавказец - нарушитель закона» употребляется не только в тексте, но и в заголовках материалов об убийствах, изнасилованиях, грабежах и пр. При этом в 2013 г. в «Комсомольской правде» вышел материал, который если не содержанием, так заголовком разжигает межнациональную рознь - «Московские вузы оккупировали студенты с Северного Кавказа?» [45] Однако на сайте газеты есть и материалы, демонстрирующие совсем другой стереотип - «В Петербурге кавказец спас беременную от самоубийства» [46], «В Астрахани кавказцы спасли из огня женщину с двумя детьми» [47]. На сайте газеты «Аргументы и факты» мем «кавказец - нарушитель закона» употребляется намного реже - 2 материала за исследуемый период. Зато есть медиатексты такого типа - «„Одними лозунгами не обойтись". Общественник о будущем молодежной политики» [48] («У нас на Кавказе самый высокий уровень патриотизма. Именно здесь больше всего молодых людей своей родиной называют Россию. Наша молодежь - самая активная, самая непьющая, предприимчивая, быстро все „схватывает" и хорошо адаптируется к новым условиям»). Что касается региональных СМИ, то в самых популярных газетах Мордовии мем «кавказец - нарушитель закона» почти не встречается. В газете «Столица С» мы обнаружили всего 1 медиатекст (материал «Кавказский улов» [49]), газета «Известия Мордовии» - нет, «Вечерний Саранск» -1 публикация. Притом что есть материалы, осуждающие разжигание межнациональной розни - «В Саранске осуждены юные последователи Гитлера» [50] («Столица С»); «Двух юношей из Саранска осудили за экстремизм» [51] («Известия Мордовии»); «Рузаевского пристава осудили за экстремизм» [52] («Вечерний Саранск»). Медиамемы о других народах России также встречаются в СМИ, хотя и не так часто. Например, мем, выраженный в пословице «Незваный гость хуже татарина», сегодня получил обновление в материале на сервисе «TheQuestion.ru» (принципы работы сервиса схожи со СМИ, аудитория -более 330 тыс. зарегистрированных пользователей): «Неразгаданный мем -хуже татарина» [53]. В современных СМИ можно различать мемы «татарин» и «крымский татарин», вышедший после присоединения Крыма на первое место по упоминанию и затрагиваемый даже в зарубежных СМИ («The Washington Post», «Jyllands-Posten», «Daily Sabah», «The Wall Street Journal», «As Sabeel» и др.). Создание образа «чужих» в СМИ обсуждалось на конференции «Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ», где затрагивались проблемы свободы слова и предотвращения дискриминации отдельных групп. Представители крымских татар просили ОБСЕ отреагировать на оскорбления со стороны СМИ, подчеркивая, что строят «отношения с другими народами в Крыму на основе конструктивного взаимодействия, взаимоуважения и добрососедства» [54]. Многие вопросы национального объединения и взаимодействия с другими этносами решают Центры татарской культуры, Союз татарской молодежи, Клуб татарских СМИ, созданный по инициативе журналистов, работающих в татарских СМИ, в октябре 2014 г. Именно на данных ресурсах можно наблюдать поддержание мемов «толерантность в многонациональной России», «татарин как гражданин России», подчеркивающих единство в полиэтническом обществе. Говорится в публикациях и об интернет-мемах: «Только очень ленивый не успел еще посмеяться над мемами с эчпочма-ком, чаем и шутливым восхвалением татар. ... Татары, пожалуй, первые в многонациональной России так удачно транслируют национальную идентичность в социальные сети - неагрессивно и ненавязчиво, с должным уровнем самоиронии и таинственности» [55]. Еще один народ, про который сложилось много мемов, - это евреи. Данные образы не только активно распространяются в медиасреде, но и генерируются представителями своей же национальности. Так, на днях открытых дверей в Большой хора
Ключевые слова
мем,
медиамем,
СМИ,
информация,
этнос,
воздействие,
консолидация,
meme,
media,
information,
ethnos,
impact,
consolidationАвторы
Дементьева Ксения Владимировна | Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва | канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики | dementievakv@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Глава российского МИД Сергей Лавров нецензурно выругался на пресс-конференции // Эхо Москвы. 2015. URL: https://echo.msk.ru/news/1602234-echo.html
Петрухина А. Яжемать. Истерика самовыражения // Сноб. 2016. URL: https://snob.ru/profile/30020/blog/103917
Першина О. «Упоротый лис» стал национальным героем // Neva24. 2013. URL: http://neva24.ru/a/2013/04/03/Uporotij_lis_stal_naciona/
Heylighen F. Selfish Memes and the Evolution of Cooperation // Journal of Ideas. 1992. Vol. 2. P. 77-84.
Киселева М. Откуда взялись «крымнаш» и другие мемы // Газета.Ру. 2015. URL: https://www.gazeta.ru/science/2015/06/07_a_6746362.shtml
Федорова М.А., Семилет Т.А. Мем в медиасреде как ярлык и стигма // Медиаис-следования. 2016. № 3. С. 211-216.
Попов Д.В. Мем атакует! // Онтология и аксиология права: тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф., Омск, 20-21 октября 2015 г. Омск, 2015. С. 133-137.
Кронгауз М. Мем в русскоязычном Интернете: опыт деконструкции // Русский язык и новые технологии. М., 2014. С. 87-95.
Колозариди П. Мем о бесславии // Логос. 2016. № 6, т. 26. С. 219-235.
Алмосов И.В. Угроза национальной идентичности как деструктивный мем // Аспирантский вестник Поволжья. 2014. № 7-8. С. 112-118.
Овчинников Ю.Д., Холодков М.Ю. Интернет-мем как феномен современной информационной культуры // Социальное воспитание. 2015. № 2. С. 72-75.
Часовский Н.В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2015. № 2. С. 124-127.
Белкина Ю.А., Куценко Е.В. Мем как часть интернет-дискурса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 77-79.
Марченко Н.Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. № 1. С. 113-115.
Менегетти А. Онтопсихология и меметика. М. : Psicologica Editrice Roma, 2005. 387 с.
Упоротый Лис как «Черный квадрат» // Фонтанка. 2013. URL: http://www.fon-tanka.ru/2013/04/08/048/
Гаврилов Е. «Только в России»: западную прессу удивил катающийся на мотоцикле медведь // Московский комсомолец. 2017. URL: http://www.mk.ru/so-cial/2017/07/17/tolko-v-rossii-zapadnuyu-pressu-udivil-katayushhiysya-na-motocikle-me-dved.html
Захарова назвала себя медведем в ответ на высказывание Пенса // Russia Today. 2016. URL: https://russian.rt.com/artide/324653-zaharova-nazvala-sebya-medvedem-v-otvet-na
Иванов М. «Еще не вырос зверь, который может указывать медведю» // Газе-та.Ру. 2017. URL: https://www.gazeta.ru/army/2017/02/21/10537553.shtml
Медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет - Владимир Путин о политике РФ // Звезда. 2014. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/con-tent/201410241656-xlbh. htm
Большая пресс-конференция Владимира Путина // Администрация Президента России. 2014. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47250
Miller D. Man escapes fine when his pet bear pooped in the street - because the law only applies to dogs // MailOnline. 2014. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2891415/Man-escapes-fine-pet-bear-pooped-street-law-applies-dogs. html
Дементьева К.В., Потапов П.Ф. Пресса и общественное мнение. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 140 с.
Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Фобио-исследования как направление в лингво-политологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 77. С. 75-81.
Цитата Путина «Мочить в сортире» стала хитом французских соцсетей // Ри-дус. 2015. URL: https://www.ridus.ru/news/204575
Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М. : Ультра. Культура, 2003. 392 с.
ЦИК предложили использовать мемы и селфи для повышения явки на выборах-2018 // Полит.ру. 2017. URL: http://polit.ru/news/2017/08/31/elections/
Национальный акцент // Медиа-проект Гильдии межэтнической журналистики. URL: http://nazaccent.ru/
50 оттенков «здравствуйте» // Национальный акцент. 2017. URL: http://rn.nazaccent.ru/conteniy25236-50-ottenkov-zdravstvujte.html
Итальянский жених Сати Казановой наденет на свадьбу черкеску с газырями // Национальный акцент. 2017. URL: http://nazaccent.ru/content/25511-italyanskij-zhenih-sati-kazanovoj -nadenet-na. html
Российские евреи обратились к президенту США Дональду Трампу // Национальный акцент. 2017. URL: http://nazaccent.ru/content/related_nat/25059/article/
Свердловские казаки попросили денег на превращение Дарта Вейдера в казака // Национальный акцент. 2017. URL: http://nazaccent.ru/content/24996-sverdlovskie-kazaki-poprosili-deneg-na-prevrashenie.html
Харсиева Л. Подвиг - это состояние души // Ингушетия. 2017 URL: http://gazetaingush.ru/obshchestvo/urozhenec-ingushetii-daud-aushev-spas-v-samare-nesover-shennoletnyuyu-devochku-ot
Кавказец спас девушку от ограбления // Minval.az. 2013 URL: http://minval.az/news/23991
Дагестанец утонул, спасая девушку на пляже в Москве // Московский комсомолец. 2017 URL: http://www.mk.ru/incident/2017/07/02/dagestanec-utonul-spasaya-devushku-na-plyazhe-v-moskve.html
Шарова А., Туз Г. Чеченец записал обращение в стихах к кавказцам: «О кавказец, ты забыл, что такое культура..» // Комсомольская правда. 2014. URL: https://www.stav.kp.ru/daily/26198/3085891/#625170
Узбек по национальности и уроженец Кыргызстана взорвал метро в Петербурге // Кабарлар. 2017. URL: http://kabarlar.org/news/90812-uzbek-po-nacionalnosti-no-grazhdanin-kyrgyzstana-vzorval-metro-v-peterburge-smi.html
Сурначева Е. Штраф на лицо // Газета.Ру. 2011. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2011/01/28_a_3507258.shtml
Без лиц кавказской национальности. СКФО создает образ успешного региона // ФедералПресс. 2016. URL: http://fedpress.ru/article/1713273
Федеральный список экстремистских материалов // Российская газета. 2017. URL: https://rg.ru/2017/06/09/spisok-dok.html
В московском метро обстреляли приезжих из Белоруссии // Российская газета. 2014. URL: https://rg.ru/2014/04/22/travmat-anons.html
Биткина С. Следствие отвергло версию группового избиения инспектора // Российская газета. 2013. URL: https://rg.ru/2013/07/30/ivanovo-site.html
Меньшиков А. В Тюмени арестован кавказец, похитивший человека // Российская газета. 2013. URL: https://rg.ru/amp/2013/03/14/reg-urfo/kavkaz-anons.html
Емельяненко В., Яковлева Е. Лицо уважаемой национальности // Российская газета. 2016. URL: https://rg.ru/2016/09/22/barinov-molodym-liudiam-nuzhna-alternativa-propagande-boevikov.html
Конюхова К. Московские вузы оккупировали студенты с Северного Кавказа? // Комсомольская правда. 2013. URL: https://www.kp.ru/daily/26117.4/3010889/
Лисовский А. В Петербурге кавказец спас беременную от самоубийства // Комсомольская правда. 2013. URL: https://www.spb.kp.ru/online/news/1455757/
Малинина Е. В Астрахани кавказцы спасли из огня женщину с двумя детьми // Комсомольская правда. 2014. URL: https://www.kp.ru/online/news/1663345/
Иванова Е. «Одними лозунгами не обойтись»: Общественник о будущем молодежной политики // Аргументы и факты. 2017. URL: http://www.stav.aif.ru/society/per-son/zdes_vysokiy_uroven_patriotizma_obshchestvennik_ o_molodezhi_na_kavkaze
Кавказский улов // Столица С. 2015. URL: https://stolica-s.su/incident/2572
В Саранске осуждены юные последователи Гитлера // Столица С. 2017. URL: https://stolica-s. su/incident/94521
Двух юношей из Саранска осудили за экстремизм // Известия Мордовии. 2017. URL: https://izvmor.ru/novosti/proisshestviya/dvukh-yunoshey-iz-saranska-osudili-za-ekstremizm/
Рузаевского пристава осудили за экстремизм // Вечерний Саранск. 2016. URL: http://www.vsar.ru/15432_ruzaevskogo_pristava_osudili_za_ekstremizm
Откуда пошел форс мемов с татарами? // TheQuestion.ru. 2016. URL: https://thequestion.ru/questions/189324/otkuda-poshyol-fors-memov-s-tatarami/answer/ 278554#answer278554-anchor
Крымские татары просят ОБСЕ отреагировать на оскорбления со стороны СМИ // Lenizdat.ru. 2016. URL: https://lenizdat.ru/articles/1142764/
Татары без аватаров: Как возникла мода на татарское // Конгресс татар Тюменской области. 2017. URL: http://ktto.ru/novosti/business/tataryi-bez-avatarov-kak-voznikla-moda-na-tatarskoe/
Синагога и евреи * Петербург и окрестности // ВКонтакте. 2017. URL: https://vk.com/sinagogaspb
Русские не любят евреев // Коммерсантъ. 2003. URL: https://www.kom-mersant.ru/doc/420946
Дэвид Дюк: «Евреи контролируют СМИ и международные банки» // MI-Gnews.com. 2016. URL: http://mignews.com/news/USACANADA/041116_113115_ 66086.html
Калегина М. «Чукча - не читатель, чукча - писатель». Улюкаев впервые пришел в суд без книги // Life. 2017. URL: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2% D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1058505/chukcha_--_nie_chitatiel_chukcha_--_pisa-tiel_uliukaiev_vpiervyie_prishiol_v_sud_biez_knighi
Большой толковый словарь русского языка: А-Я / сост., гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб. : Норинт, 1998. 1534 с.
Мельников П. Собрался чукча в Замоскворецкий суд. И это не смешно // Вести. 2014. URL: https://www.vesti.ru/videos/show/vid/592448/
Костамо В. Как чукча немца учил: зачем ученый из Германии объехал русскую Арктику // Россия сегодня. URL: https://ria.ru/society/20171003/1506026173.html
Икрамутдин Х. Новообращенный еврей отрезал голову жене: реакция СМИ? //ГолосИслама.RU. 2017. URL: https://golosislama.com/news.php?id=31534