Особенности освещения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в федеральных и региональных СМИ России
Представлены результаты частотного и контент-анализа свыше 24 000 публикаций в федеральных и региональных СМИ России. Рассмотрены динамика встречаемости определенных ключевых слов в публикациях, предметные области журналистских материалов, их жанры и ключевые герои. Сделаны выводы о специфике освещения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и ее приоритетных направлений в печатных, аудиовизуальных и сетевых СМИ России.
The Strategy of the State National Policy of the Russian Federation: Peculiarities of Coverage in Russian Federal and Re.pdf Введение Вопрос укрепления межэтнических взаимоотношений и создания гармоничной межкультурной среды на территории Российской Федерации является одним из наиболее острых и дискуссионных. Актуальность ему придает мультиэтнический и мультиязыковой характер российского общества, объединяющего представителей свыше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., сформированным на основе самоопределения граждан). Многообразие этнического состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, традиции проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации. Одним из ключевых государственных документов в сфере гармонизации межнациональных отношений и укрепления единства и духовной общности российской нации является Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., принятая Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 (далее - Страте- 1 Исследование выполнено за счет средств гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молод^іх российских учен^іх-кандидатов наук (проект № МК-1102.2018.6). Особенности освещения Стратегии государственной национальной политики 291 гия). Документ был разработан в целях «обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интере-сов_» [1]. Позднее в подписанном указе Президента Российской Федерации № 703 от 06.12.2018 о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. были обозначены следующие приоритеты государственной национальной политики страны (пункт 5, подпункты а, б, г, е): укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации; гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве; соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Там же]. С учетом значимости как самого документа, так и перечисленных в нем приоритетных направлений работы представляется объяснимым интерес академического сообщества к вопросам реализации Стратегии в условиях многонационального российского государства. Анализ доступных публикаций за последние семь лет (с момента принятия Стратегии в 2012 г. по настоящее время)1 показал, что в центре внимания исследователей чаще всего находились ключевые вызовы и перспективы реализации приоритетных направлений Стратегии на практике в целом ([2-7] и др.) и в условиях конкретных регионах России в частности ([8] и др.). В работах неоднократно отмечалось, что реализация государственной национальной политики сегодня сталкивается с рядом вызовов политического и этнополитического характера, в числе которых сохраняющаяся межнациональная напряженность, угроза экстремизма и радикализма, сложные межгрупповые отношения и т.д. [9. C. 46-47], необходимость более внимательного изучения феномена идентичности - государственной, гражданской, этнической [6. C. 26-27] и отражения специфики этого феномена в тексте Стратегии, актуальность задачи укрепления духовной общности и патриотизма российской нации [7. C. 169-170] и многие другие аспекты. Отдельный пласт исследований за период 2012-2019 гг. был посвящен системному анализу текста Стратегии ([10, 11] и др.), сравнению двух версий Стратегии (2012 и 2018 гг.) на предмет ключевых изменений и дополнений в тексте документа ([12] и др.), а также составлению рекомендаций по корректировке деятельности государственных органов с учетом целей и задач Стратегии. Несмотря на интерес исследователей к Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в целом, существует тема, 1 Для анализа публикаций использовались базы данных elibrary, Scopus, Web of Science (по состоянию на июнь 2019 г.). 292 А.А. ГлаДкова, И.А. Асланов обращений к которой в отечественной научной практике нам обнаружить практически не удалось: речь идет о специфике освещения Стратегии, а также ее ключевых целей и задач в российских СМИ. Среди немногочисленных работ на эту тему можно упомянуть проведенный несколько лет назад анализ документальных программ каналов «Россия 1» и «Россия К» [13] и публикаций в печатных СМИ на предмет выявления структурносмысловых моделей и топосов [14], способствующих реализации задач Стратегии, а также ряд исследований более широкого характера, посвященных роли СМИ в реализации целей и задач Стратегии в принципе ([15] и др.). Вместе с тем, повторим, что общее число подобных исследований чрезвычайно ограничено, а имеющиеся работы основаны на малой выборке материалов и потому не позволяют делать широкие выводы о специфике освещения Стратегии и ее приоритетных направлений в современных российских СМИ. Анализ специфики освещения Стратегии через каналы массмедиа представляется нам актуальной задачей не только и не столько в силу малой разработанности данной темы в современной научной практике. Значимость данной теме придает в первую очередь важная роль СМИ как инструмента влияния на массовое сознание и формирования общественного мнения в условиях многонационального и мультикультурного российского общества. Теоретические подходы к изучению влияния СМИ на массовое сознание - теория повестки дня [16], теория фрейминга [17], теория третьей волны [18], конструктивистская теория общественного мнения [19], теории медиаэффектов [20], а также многочисленные исследования практического опыта воздействия на аудиторию со стороны СМИ ([21-30] и др.) - позволяют составить представление о различных аспектах влияния на общественное сознание при помощи каналов масс-медиа и формирования позитивных или негативных установок в отношении других социокультурных и этнических групп. Нельзя не упомянуть и о важной социальной миссии журналистики, связанной с выражением общественного мнения, отражением актуальных вызовов, проблем современного общества, организацией социальной дискуссии. В данном контексте исследование специфики освещения Стратегии, ее приоритетных направлений, целей и задач в СМИ приобретает особую значимость и актуальность. Вторым важным аспектом, о котором стоит упомянуть, является особая роль, отведенная информационному обеспечению реализации государственной национальной политики Российской Федерации (пункт 21к в документе обновленной версии Стратегии от 2018 г.). Так, в качестве одного из направлений деятельности в области информационного обеспечения называется «привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, к выполнению целей и задач настоящей Стратегии, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области» [1]. При этом, как отмечают современные исследователи, информационное обеспечение реализации Стратегии сегодня осуществляется довольно сла- Особенности освещения Стратегии государственной национальной политики 293 бо; в СМИ отмечаются скепсис, недоверие и даже жесткая критика как самой стратегии государственной национальной политики, так и технологий ее реализации [9. C. 46], что также актуализирует дальнейшей работы в этом направлении. техник и важность том, как Актуальными в данном контексте нам кажутся вопросы о именно СМИ освещают вопросы реализации государственной национальной политики, как часто и в каком контексте они обращаются к целям и задачам Стратегии, какой эффект подобные публикации могут оказывать на аудиторию, и наконец, какие рекомендации могут быть предложены СМИ по оптимизации их деятельности в области освещения целей, задач и приоритетных направлений Стратегии в соответствии с приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации. Для ответа на эти вопросы целесообразно, во-первых, проанализировать специфику освещения Стратегии и ее основных целей и задач на принципиально большем объеме текстов СМИ, чем это предпринималось ранее ([13, 14] и др.), и, во-вторых, выявить ключевые тренды в освещении данной тематики в федеральных и региональных СМИ в ходе сравнительного контент-анализа, речь о котором пойдет далее. Методология Для того чтобы выявить основные тенденции в освещении Стратегии и ее приоритетных направлений в современных российских СМИ, нами был проведен анализ материалов, опубликованных в федеральных и региональных СМИ за два периода: 05.12.2017-05.12.2018 (один календарный год) и 05.11.2018-05.12.2018 и 07.12.2018-07.01.2019 (два календарных месяца). Опорной точкой в обоих случаях послужила дата подписания указа Президента Российской Федерации № 703 от 06.12.2018 о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [1]. Мы предположили, что подписание данного указа могло выступить в качестве информационного повода для СМИ, вследствие чего число материалов, имеющих отношение к Стратегии, ее целям и задачам, непосредственно до или сразу после подписания указа могло возрасти. Учитывая, что мы ставили перед собой задачу определить частоту и специфику обращений СМИ к выбранной теме в принципе, мы провели: а) анализ публикаций за один календарный год (2017/18), в течение которого подобных громких информационных поводов зафиксировано не было и потому информационное поле было достаточно ровным; б) сравнительный анализ публикаций за два календарных месяца (2018/19), пришедшихся на период до и после подписания Указа Президента в начале декабря 2018 г. Во втором случае мы предположили, что число упоминаний Стратегии после подписания указа должно было возрасти по сравнению с аналогичным периодом до подписания документа, что должен был подтвердить или опровергнуть анализ материалов СМИ. 294 А.А. ГлаДкова, И.А. Асланов Общее число изученных материалов за указанные периоды составило 8 688 в федеральных СМИ и 15 500 в региональных СМИ. Выборка СМИ включала все публикации в федеральных и региональных печатных, аудиовизуальных (телевидение и радио) и интернет-СМИ, а также сообщения информационных агентств, доступные в электронной базе СМИ «Ин-тегрум» на момент проведения исследования в мае-июне 2019 г. Анализ публикаций включал два основных этапа: в рамках первого был проведен количественный анализ текстов СМИ за указанные периоды (один календарный год и два календарных месяца) с целью определить частотность упоминаний определенных тем в разных сегментах СМИ в разные временные отрезки. Поиск осуществлялся в ручном режиме по четырнадцати ключевым словам: «Стратегия государственной национальной политики», «государственная национальная политика», «межкультурное взаимодействие», «межконфессиональное взаимодействие», «межнациональное взаимодействие», «этнокультурное многообразие», «языковое многообразие», «гармонизация межнациональных отношений», «гармонизация межэтнических отношений», «межнациональный мир», «межрелигиозный мир», «гражданская идентичность», «гражданское самосознание», «гражданское единство». При упоминании в документе нескольких ключевых слов из списка мы относили его соответственно к нескольким категориям (табл. 1, 2). Выбор ключевых слов был продиктован стремлением определить, как часто СМИ упоминают саму Стратегию как документ (первое ключевое слово) и как часто они обращаются к обозначенным в ней приоритетным направлениям работы (прочие ключевые слова; формулировки в данном случае были заимствованы из самого текста Стратегии - пункт 5 в версии документа от 2018 г. [1]). После выявления частотности упоминаний определенных ключевых слов в текстах СМИ был проведен контент-анализ всех доступных публикаций в федеральных и региональных интернет-СМИ1 за конкретный двухнедельный период внутри второго временного интервала исследования - 29.11.2018-05.12.2018 и 07.12.2018-13.12.2018. Выбор интернет-СМИ для контент-анализа был обусловлен двумя факторами: значительным превалированием материалов по теме исследования за указанный период именно в этом сегменте СМИ (табл. 1, 2) и - в более широком смысле - возрастающей значимостью интернет-ресурсов (новостные сайты, форумы, блоги и т.д.) в качестве основного и заслуживающего доверия для граждан России источника информации за последние десять лет [31]. 1 В данном случае мы анализировали все материалы, классифицируемые «Интегру-мом» как материалы Интернет-СМИ, в которых упоминаются выбранные нами ключевые слова. Дополнительную проверку на наличие у СМИ соответствующей официальной регистрации в Роскомнадзоре в качестве сетевых СМИ мы не проводили в силу сжатых сроков исследования. Число упоминаний ключевых слов за период 05.12.2017 - 05.12.2018 (один календарный год) Источнпик информации Кодификаторы ключевых слов Итого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Федеральная пресса 26 46 8 8 0 16 30 10 7 33 8 40 32 30 294 Федеральные информационные агентства 52 193 58 58 13 5 63 38 31 65 47 34 21 44 722 Федеральные интернет-СМИ 229 663 370 370 81 193 208 224 72 381 271 3169 435 192 6 858 Федеральные ТВ и радио 16 41 5 5 3 2 7 3 2 13 20 8 16 20 161 Региональная пресса 206 946 112 112 57 97 128 351 233 398 63 220 184 170 3 277 Региональные информационные агентства 76 281 18 18 22 15 61 IOl 75 123 10 58 45 33 936 Региональные интернет-СМИ 650 2606 277 277 209 294 387 1294 602 1141 210 781 573 488 9 789 Региональное ТВ и радио 21 156 14 14 11 29 19 44 34 53 8 32 37 31 503 Итого 1276 4 932 862 862 396 651 903 2 065 1 056 2 207 637 4342 1343 1 008 22 540 ' Здесь и далее в таблицах кодификаторы ключевых слов: стратегия государственной национальной политики - 1; государственная национальная политика - 2; межкультурное взаимодействие - 3; межконфессиональное взаимодействие - 4; межнациональное взаимодействие - 5; этнокультурное многообразие - 6; языковое многообразие - 7; гармонизация межнациональных отношений - 8; гармонизация межэтнических отношений - 9; межнациональный мир - 10; межрелигиозный мир -11; гражданская идентичность - 12; гражданское самосознание - 13; гражданское единство - 14. T аблица 2 Число упоминаний ключевых слов за периоды 05.11.2018 - 05.12.2018 и 07.12.2018 - 07.01.2019 (два календарных месяца в сравнении)' ' В табл. 2 предложен уточненный кодификатор ключевых слов, где 1.1, 2.1, 3.1 и т.д. соответствуют первому месщу исследования, а 1.2, 2.2, 3.2 и т.д. - второму месяцу. Кодификатор ключевых слов нальное ТВ и ра- Источник информации Итого Региональные информационные агентства Региональные интернет-СМИ Регио- 298 А.А. ГлаДкова, И.А. Асланов В качестве критериев контент-анализа использовались жанры публикаций (статья, заметка, репортаж, интервью и т. д.), предметная область публикаций (политика, культура, экономика и т. д.), герои публикаций (политики, общественные деятели, деятели культуры и искусства и т.д.) и характер оценки в публикациях (положительная, негативная, нейтральная - посредством анализа контекста), позволяющие сделать выводы о специфике освещения Стратегии и ее приоритетных направлений в разных сегментах СМИ, в разные периоды (до и после подписания Указа Президента о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации), обеспечив, таким образом, возможности для компаративного анализа материалов СМИ. Результаты В ходе анализа публикаций СМИ было выявлено, что чаще всего ключевые слова из нашего списка встречались в федеральных и региональн^іх интернет-СМИ (6 858 и 9 789 упоминаний ключевых слов суммарно за год), значительно реже их можно было обнаружить в федеральной прессе (294) и в материалах федеральных ТВ и радио (161) (см. табл. 1). Анализ динамики встречаемости конкретных ключевых слов за календарный год показал, что чаще всего в текстах СМИ встречаются упоминания «государственной национальной политики» (4 932 упоминаний) и «гражданской идентичности» (4 342). Третьим по популярности среди ключевых слов стал «межнациональный мир» (2 207) (см. табл. 1). Аналогичн^іе тренды прослеживаются и при частотном анализе публикаций за два месяца исследования - в лидерах среди ключевых слов вновь находятся «государственная национальная политика» (1219 упоминаний) и «гражданская идентичность» (970), при этом третьим по популярности ключевым словом за этот период стала сама «Стратегия государственной национальной политики» (493) (см. табл. 2), что, вероятно, объясняется значимым информационным поводом, а именно подписанием Указа Президента о внесении изменений в Стратегию в это время. Вне зависимости от сегмента СМИ (печатные, аудиовизуальные, сетевые, включая сообщения информационных агентств), в абсолютном большинстве случаев «государственная национальная политика» является наиболее часто встречаемым ключевым словом в СМИ и за год, и за два месяца исследования. Исключения тем не менее есть: так, в федеральных интернет-СМИ однозначным лидером по числу упоминаний и за календарный год, и за два месяца исследования стала «гражданская идентичность» (3 169 упоминаний за год и 714 упоминаний за два месяца; «государственная национальная политика» для сравнения - только 663 и 202 соответственно); в федеральных ТВ и радио, а также в региональных информационных агентствах за два месяца чаще всего упоминается «гармонизация межнациональных отношений^} (44 и 155 упоминаний; «государственная национальная политика» для сравнения - только 13 и 50 соответственно) (см. табл. 1, 2). Особенности освещения Стратегии государственной национальной политики 299 Контент-анализ публикаций в федеральных и региональн^іх интернет-СМИ (табл. 3) показал, что ключевыми предметными областями материалов в указанн^ій период стали культура (196 публикаций), деятельность органов власти (147), а также образование и наука (113). В рамках данных предметных областей внимание уделялось традициям и обычаям народов России, сохранение которых особенно важно в условиях многонационального Российского государства, созданию на территории России специальных культурных центров, способствующих реализации приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации, таких, например, как Национальный центр для знакомства всех желающих с культурой и историей малочисленных народов Севера [32], обучающим программам по подготовке специалистов в области реализации государственной национальной политики Российской Федерации [33] и т. д. Освещая деятельность органов власти, СМИ рассказывали о различного рода встречах, совещаниях, обсуждениях реализации Стратегии с представителями региональных муниципалитетов [34], органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления [35]. Во многом материалы, появившиеся в интернет-СМИ в этот период, были также свя-зан^і с актуальным событием - присвоением российским аэропортам имен выдающихся людей, спровоцировавшим дискуссию на страницах СМИ о специфике российской идентичности и самоидентификации граждан России как представителей одной нации [36]. Большинство изученных материалов было создано в жанре коротких новостей (424); аналитические (статья и др.) и художественнопублицистические (эссе и др.) жанры заметно уступают в данном случае информационн^ім (табл. 3). В новостях за указанный период фиксировались основные мероприятия и ключевые события, имеющие отношение к обсуждению или реализации Стратегии, - в их числе заседание Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям в конце 2018 г., на котором обсуждалось внесение изменений в Стратегию государственной национальной политики [37]. В материалах аналитического характера был представлен анализ исторического контекста и современного состояния российской действительности, оказавших влияние на формирование гражданской идентичности россиян и другие аспекты [38]. Наконец, в материалах, отнесенных нами к группе художественнопублицистических, высказывалась личная позиция авторов относительно актуальных вопросов - специфики российского самосознания, самоидентификации, трансформации идентичности на постсоветском пространстве и т.д. [39]. Характер оценки в публикациях был либо нейтральн^ій (353), либо положительный (331) (табл. 3): в СМИ отмечалась важная роль Стратегии и в целом государственной национальной политики в области укрепления гражданского единства, патриотизма, духовной общности народов России, сохранения этнокультурного и языкового многообразия на территории Российской Федерации. Результаты контент-анализа публикаций интернет-СМИ* Та блица 3 f
Ключевые слова
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации,
СМИ,
Россия,
гражданская идентичность,
этнокультурное многообразие,
Strategy of the State National Policy of the Russian Federation,
mass media,
Russia,
civic identity,
ethnocultural diversityАвторы
Гладкова Анна Александровна | Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова | канд. филол. наук, вед. науч. сотр. кафедры теории и экономики СМИ | gladkova_a@list.ru |
Асланов Иван Александрович | Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова | соискатель кафедры социологии массовых коммуникаций | ivaslanov@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Гонтаренко Н.Н., Пожаров Ю.П., Узунов В.В. Факторы реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на Юге России // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2018. № 3 (68). С. 12-20.
Инкижекова М.С. Национальная политика в Российской Федерации: вопросы достижения духовного единства и патриотической солидарности // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1(79). С. 165-172.
Дробижева Л.М. К вопросу о Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 2 (21). С. 25-30.
Михайлов В.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: вопросы теории и практических действий // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 2 (21). С. 19-24.
Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Публичное и частное право. 2013. № 4 (20). С. 43-48.
Зорин В.Ю. Современные проблемы и перспективные векторы реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Вопросы культурологии. 2016. № 7. С. 10-18.
Зорин В.Ю. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: традиционность и новые подходы к укреплению единства многонационального народа России (российской нации) // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 2(21). С. 36-51.
Подписан Указ о внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики на период до 2025 года. URL: http://kremlin.ru/acts/news/59348
Зорин В.Ю. «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: промежуточные итоги и новые акценты // Актуальные вопросы реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» : материалы Всероссийской экспертноаналитической конференции. М., 2017. С. 41-57.
Заметина Т.В. Стратегия государственной национальной политики России: поиск новых подходов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 4 (93). С. 244-248.
Кубрин С.Д. Вопросы изучения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Вестник Волжского университета им. Н. Н. Татищева. 2017. № 3. С. 15-30.
Кубрин С.Д. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: сравнительный анализ редакций в контексте информационного обеспечения // Этническая журналистика: история и современность. Ежегодник № 12. М., 2019.
Рева Е.К., Арехина Д.В. Роль журналистики в реализации задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Вестник Волжского университета им. Н. Н. Татищева. 2016. № 4. С. 629-640.
Рева Е.К. Массмедийный дискурс в аспекте реализации задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (на материале публикаций о городе Дербент за 2015 год) // Гуманитарный вектор. 2016. № 5. С. 116-121.
Гладкова А.А. СМИ в контексте реализации государственной национальной политики Российской Федерации // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2019. № 1. С. 175-183.
McCombs M., Shaw D. The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36 (3). P. 15-30.
Weaver D., McCombs M., Shaw D. Agenda-setting research: issues, attributes, and influences // Kaid L.L. (ed.) Handbook of Political Communication Research. Mahwah, 2004.
Toffler A. The third wave. Morrow, 1980.
Пажес Ж.-П. Конфликты и общественное мнение: Новая попытка объединить социологов и математиков // Социологические исследования. 1991. № 7. С. 107-115.
Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М. : ИД «Вильямс», 2004.
Вартанова Е.Л. Новые проблемы и приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. № 3. С. 50-56.
Вартанова Е.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6 (1). С. 5-13.
Гладкова А.А. Пресса Нидерландов в контексте системы размежевания. М. : Ф-т журналистики МГУ, 2015.
Дробижева Л. М. Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики // Вестник института социологии. 2010. № 1. С. 429-442.
Магомедова М.А. СМИ как основной ресурс информационного обеспечения оптимизации межнациональных отношений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 345-347.
Малькова В.К. «Не допускается разжигание межнациональной розни..»: книга об этнической журналистике. Из опыта анализа российской прессы. М. : Academia, 2005.
Малькова В. К. Этническая тематика в российском информационном пространстве // Коммуникология. 2014. № 5 (3). С. 101-117.
Fleras A. Theorizing multicultural media as social capital: crossing borders, constructing buffers, creating bonds, building bridges // Canadian Journal of Communication. 2009. Vol. 34 (4). P. 3-10.
Fleras A. Multicultural media in a post-multicultural Canada. Rethinking integration // Global Media Journal - Canadian Edition. 2015. Vol. 2 (8). P. 36-42.
Dunas D. The effect of the ‘last drop': on the question of the media's ability to have a harmful impact on the audience // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6. P. 144152.
Источники новостей и доверие СМИ. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14170
Коренные народы Хабаровского края создадут Национальный центр. URL: http://nazaccent.ru/content/28792-korennye-narody-habarovskogo-kraya-sozdadut-naci-onalnyj.html
В Хабаровске состоялась церемония открытия программы обучения специалистов в сфере национальной политики. URL: https://www.russkiymir.ru/news/249565/
В Горно-Алтайске обсудили изменения Стратегии госнацполитики России. URL: http://nazaccent.ru/content/28851-v-gorno-altajske-obsudili-izmeneniya-strategiigosnacpolitiki.html
На Алтае пройдет республиканский форум общественных объединений. URL: https://www.gorno-altaisk.info/news/97306
Кант - наш. URL: http://www.ng.ru/kartblansh/2018-12-04/3_7455_kartblansh.html
Турчак: создание условий для адаптации иностранцев в РФ - залог социальной стабильности. URL: https://www.pnp.ru/social/turchak-sozdanie-usloviy-dlya-effektivnoy-adaptacii-inostrancev-v-rf-zalog-socialnoy-stabilnosti.html
Картбланш. URL: http://www.ng.ru/kartblansh/2018-12-04/3_7455_kartblansh.html
Новая историческая общность - российский народ. URL: https://www.arsvest.ru/ rubr/3/54440
Мурсалиев Араз: как обеспечить сохранение национального языка в субъектах РФ. URL: https://planet-today.ru/novosti/obshchestvo/vne-politiki/item/96152-mursaliev-araz-kak-sokhranit-yazyk-natsionalnykh-menshinstv-v-sub-ektakh-rfhttps://www.pnp.ru/social/turchak-sozdanie-usloviy-dlya-effektivnoy-adaptacii-inostrancev-v-rf-zalog-socialnoy-stabilnosti.html
Святейший Патриарх Кирилл возглавил юбилейное заседание Президиума Межрелигиозного совета России. URL: https://mospat.ru/ru/2018/12/07/news167620/