Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны: поэтическая антология или книга памяти? | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 67. DOI: 10.17223/19986645/67/13

Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны: поэтическая антология или книга памяти?

Исследуется содержание поэтического альбома, подаренного младшей дочери последнего русского императора на одиннадцатилетие - редкий рукописный источник, хранящийся в собрании Дворцовых библиотек ОР РГБ. Уникальность контента определяет присутствие в альбоме 114 автографов - всех царственных мучеников и лиц из ближайшего окружения царской семьи. Пересечение дат, имен, поэтических образов и событий позволяет рассматривать альбом как мегатекст, в полифонии которого прочитываются актуальные для современности темы.

The Personal Album of Grand Duchess Anastasia Nikolaevna: A Poetic Anthology or a Memoir Book?.pdf В публикациях 2018 г. [1-3] нами впервые был представлен альбом-календарь младшей дочери императора-страстотерпца Николая II, великой княжны, мученицы Анастасии, являющийся редким фактографическим источником, по странной случайности выпавшим из поля зрения историков. Альбом хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, важность его изучения и осмысления продиктована памятными датами в жизни России - столетием расстрела всей царской семьи и началом Гражданской войны. Альбом подносился для заполнения его автографами лицам из ближайшего окружения царской семьи по выбору Анастасии на тот или иной день. Анализируя эти автографы, мы видим череду дат, последовательность которых раскрывает основную загадку альбома - принцип его заполнения. Оформление книги нарядно и празднично: красный коленкоровый переплет украшен кожаным корешком и уголками такого же цвета. Издание открывает титульный лист, на котором посеребренной вязью выведено название: «Дума за думой. Памятная книга на каждый день», ниже, в выходных данных: «СПб.». На дополнительном листе - эпиграф: «Дума за думой, лица за лицами / Милые тут имена; / Книга настольная - жизни страницами, Памятью сердца полна». Данный альбом предназначен для литературного чтения (календарные даты заполнены стихами русских поэтов), а также для внесения в него записей, его можно раскрашивать (одна из страниц наполовину раскрашена Анастасией), по нему можно вспоминать близких, а также играть, дополняя четверостишия и называя стихотворение того или иного автора. Т.А. Исаченко 246 Титульный лист альбома «Дума за думой. Памятная книга на каждый день» (М., 1895) Альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны. ОР РГБ. Ф.492. № 23. Внешний вид Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны 247 Шмуцтитул альбома на январь Данная статья посвящена раскрытию литературной составляющей Альбома, ибо книга представляет собой поэтическую антологию русской поэзии XIX в., в которую Анастасия начала вносить записи в день своего рождения, 5 июня 1912 г.6. Одновременно мы ставим вопрос об историческом наполении альбома-дневника не только знаменательными для царской семьи и для России датами, но и списком имен, которых в альбоме 114. Календарный принцип организации издания задает альбому соответствующий ритм, и его страницы, согласно эпиграфу, «заполнены памятью сердца». По мере анализа автографов, удалось восстановить почти полный список тех, кто оставил свои имена в альбоме Анастасии. Сопоставив их с известными датами рождения, мы выявили основной принцип заполнения 6 Все даты в альбоме приводятся в соответствии с юлианским календарем и составляют разницу в 13 дней в XX и 12 дней в XIX в. Т.А. Исаченко 248 альбома - автографы приурочены ко дню рождения писавших. Таким образом, верхний ряд дат альбома-ежедневника определяет дату рождения, а нижний ряд указывает на день и, иногда, год сделанной записи. Одновременно это указание на праздник или событие: открытие памятника Александру III (май 1912 г.), закладка военного порта императора Петра Великого в Ревеле и торжества по случаю 100-летия Бородинского сражения (июль и август 1912 г.) [4], всероссийское празднование 300-летия дома Романовых (весна 1913 г.), празднование чтимых Богородичных икон -Федоровской (7 июня), Владимирской (23 июня), Смоленской (28 июля), Праздник Собственного Е.И.В. Конвоя (день св. Иерофея, 4 октября)7, другие события. Позднее, правда, в 1916-1917 гг., принцип меняется, записи в альбом начинают заноситься не в дни собственного рождения, а в дни больших церковных праздников - Воздвижения Креста Господня (запись А. Миллера на 14 сентября), Рождественский Сочельник. В один из памятных дней - 23 июня 19128 - Анастасия поднесла свой альбом для записей сразу нескольким лицам. Так, в альбом были внесены сразу 7 записей: императрицы Александры Федровны (с. 163 - на свой день рождения 25 мая), великих княжон Ольги (с. 379 на свой день 4 ноября), Татьяны (с. 185 - 29 мая), Марии (с. 126 - 14 июня), контр-адмирала И.И. Чагина9 (с. 389 на день его рождения 2 ноября), офицеров яхты «Штандарт» Н.В. Саблина (с. 138 - 16 апреля) и П.А. Воронова (с. 445 -29 декабря). История дневника Анастасии связана с разгадкой его тайн, к которым относятся: принцип его заполнения, двухуровневый календарный ряд (верхний с днями рождений и нижний с событиями, по случаю которых альбом был поднесен для записи). Мы предполагаем, что в трудные годы лишений альбом служил ей помянником - по всем тем, с кем разлучила ее революция, кого она берегла в своем сердце и вспоминала. Сейчас альбом Анастасии - это еще и мартиролог по невинно убиенным, замученным, репрессированным и изгнанным из своего Отечества. Многие из тех, кто вносил свои записи в альбом княжны, разделили участь царской семьи -были расстреляны и приняли мученический венец, другие погибли в жерле революции или от ран в ходе кровопролитной войны. За царской семьей в Сибирь последовали 35 человек, многие из которых претерпели невзгоды и проделали долгий путь в скитаниях по Сибири, пока не добрались до спаси- 7 Высочайше установленный в 1861 г., в память битвы под Лейпцигом, этот праздник всегда отмечался 4 октября (см.: [5. С. 242]. 8 В день празднования иконы Владимирской Божией Матери царская семья, как правило, посещала богослужение в церкви Знамения, находившейся в дворцовом парке Царского Села (см. [6]). 9 Контр-адмирал Иван Иванович Чагин с 7 ноября 1905 по 11 октября 1912 г. командовал императорской яхтой «Штандарт». Осенью 1912 г. «Штандарт» вторично налетел на камни в финских шхерах, и хотя Чагин был оправдан, он счел себя виновным и застрелился (по другой версии, причиной самоубийства была обнаруженная в трюмах «Штандарта» революционная мини-типография). Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны 249 тельных рубежей белой эмиграции - Харбина, Константинополя, Белграда и Вены, Дании, Швеции, Англии, Парижа, Америки, Канады. Судьба некоторых, особо доверенных лиц царской семьи (например, генерал-лейтенанта И.Л. Татищева) до сих пор неизвестна [7. С. 47-58]. Данный альбом, несомненно, является одним из уникальных экспонатов собрания Дворцовых библиотек, его, при желании, можно рассматривать как мегатекст, пронизанный самыми разнообразными темами, мотивами и образами. Содержание альбома, с одной стороны, определяется наполненностью множеством имен из ближайшего окружения великой княжны Анастасии, с другой - присутствием поэтических текстов, изначально включенных в издание. Представленные тексты отражают характер эпохи, они также содержат пророчества о судьбах империи и династии. Этой теме мы и хотим посвятить статью, взглянув на альбом маленькой княжны как на источник вдохновения и радости, наполнявшей душу ребенка светлыми образами, формировавшими вкус и представления о прекрасном. Вопреки досужим мнениям о духовном голоде, который испытывали дети великокняжеских семейств в дворцовых резиденциях [8], альбом, который мы держим в руках и с которым на протяжении семи лет была неразлучна Анастасия, говорит об обратном. Наполненный прекрасной русской поэзией, он способствовал формированию души юной княжны, привнося в нее свет, который потом в избытке она изливала на окружающих. Поэтическая составляющая альбома Анастасии дает ясное представление о той роли, которая была отведена этой необычной книге в формирования личности младшей великой княжны. Великая Княжна Анастасия за чтением. Фото 1914-1915 гг. Т.А. Исаченко 250 Великая княжна Анастасия (фотография из фотоальбома Анны Вырубовой) Помещенные в ней тексты могут сегодня рассматриваться как хрестоматия, перелистывая которую Анастасия и играла и училась. Книга, подаренная Анастасии на 11-летие, включала репертуар золотого XIX в. русской литературы, который на протяжении семи лет оказывал влияние на формирование ее души. Опыт этого воспитания важен для современной педагогики. Открывает альбом стихотворение Алексея Хомякова (1858), помещенное на январском шмуцтитуле первых листов альбома-календаря: Парус поднят; ветра полный, / Он канаты натянул / И на ропщущие волны / Мачту длинную нагнул. / Парус русский. Через волны / Уж корабль несется сам. / И готов всех братьев челны / Прицепить к крутым бокам. / Поднят флаг: на флаге виден / Правды суд и мир любви. / Мчись, корабль: твой путь завиден... / Господи, благослови! Образ мчащейся вдаль ладьи, устремленной в будущее под русскими парусами Божьей правды и любви, резко контрастирует с образом кибитки, Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны 251 мчащейся по сколькой крутизне разбитой дороги (стихотворение князя Петра Вяземского «Ухабы. Обозы» из цикла «Зимние карикатуры» - помещено на декабрьском шмуцтитуле альбома): Какой враждебный дух, дух зла, дух разрушенья, / Какой свирепый ураган / Стоячей качкою, волнами без движенья / Изрыл сей снежный океан? / Кибитка-ладиЯ шатается, ныряет: / То вглубь ударится со скользкой крутизны, / То дыбом на хребет замёрзнувшей волны / Её насильственно кидает... / Покажется декабрь - и тысяча обозов / Из пристаней степных пойдут за барышом, / И путь, уравненный от снега и морозов, / Начнут коверкать непутём. (1828). Именослов «альбома на каждый день» великой княжны Анастасии -один из важнейших мотивов исследуемого мегатекста, он вбирает имена доблестных воинов Великой войны, за которыми ухаживали в Феодоров-ском лазарете великие княжны, офицеров Императорского Его Величества Конвоя, которым царская семья запретила предпринимать попытки своего освобождения - «чтобы не пролилась кровь»10, дорогих сестер, «мама и папа», любимой бабушки (вдовствующей императрицы Марии Феодоровны), дяди Павла11, крестной тети Ольги12, двоюродных братьев13, симпатичных офицеров императорской яхты «Штандарт», фрейлин, комнатных девушек, домашнего доктора, учителей и подруг - всех тех, кого она берегла в своем сердце и за кого молилась. И здесь нельзя не сказать еще о некоторых ассоциациях. Имена, внесенные в альбом Анастасии, напрямую сопряжены с темой, которая несколько лет спустя, в 1924 г., прозвучит в «Белой гвардии» М.А. Булгакова и станет лейтмотивом жизни белой эмиграции на долгие годы - темой предательства. В романе Булгакова был поднят вопрос о дворянской и офицерской чести, о верности долгу, присяге и о предательстве генералов (сцена в гимназии, обращение полковника Мальцева к защитникам Киева). Эпиграфом к роману писатель взял строки А.С. Пушкина, обратившись к исторической повести о русской смуте XVIII в., где схожий образ истории как стихии («бурана») увенчан победой «белых», дворянства. Не «народ», которого заведомо было больше и который мог взять числом, а дворяне одержали верх в старой гражданской войне, описанной Пушкиным. В пушкинском романе дан ясный ответ: у дворянства в целом есть понятие чести, а у «народа» в целом этого понятия нет (хотя есть понятие о милосердии) [9. C. 66]. Совершенно очевидно, что Булгаков писал свой роман, адресуя его в первую очередь белой эмиграции - тем, кто в 1924-м находился в Берлине, Париже, Белграде, Софии и где мог оказаться сам Булгаков, доведись ему сесть на пароход в Батуме в 1921 г. 10 История Собственного Его Императорского Величества Конвоя в изложении офицера Конвоя Н.В. Галушкина прокомментирована и издана П.Н. Стреляновым [5]. 11 Запись вел. кн. Павла Александровича присутствует на с. 327 под датой 21 сентября. 12 Вел. кн. Ольга Александровна (тетя Ольга), сестра Николая П. 13 Две записи, Дмитрия Павловича и Андрея Александровича Романовых, сделаны на с. 24 и 310 альбома Анастасии. Т.А. Исаченко 252 Автограф великой княжны Татьяны Николаевны. Запись сделана в день рождения, 29 мая Подбор поэтических текстов, расположенных в порядке годового круга, не представляется случайным. Многие стихотворения, помещенные на известные даты, посвящены представителям Династии Романовых. Так, на странице 27 июля ва Альбоме помещены строки посвящения Ф.И. Тютчева императрице Марии Александровне (1824-1880), с которой незримо связывает владельцу альбома день рождения Императрицы Марии - прабабушки Анастасии. Императрице Марии Александровне Кто б ни был ты, но, встретясь с ней, Душою чистой иль греховной, Ты вдруг почувствуешь живей, Что есть мир лучший, мир духовный. Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны 253 Как неразгаданная тайна, Живая прелесть дышет в ней; Мы смотрим с трепетом тревожным На тихий свет ея очей. Земное ль в ней очарованье Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать. Ф.И. Тютчев. Императрице Марии Александровне. 3 ноября 1864 г. Смысловой контент альбома, наполненный многочисленными датами, именами, смыслами и уровнями прочтения, позволяет видеть в нем многоуровневый мегатекст, который существовал как до, так и после трагических событий июля 1918 г., причем виртуально. В альбоме, например, незримо присутствуют автографы известных поэтов-монархистов Н.С. Гумилева и С. С. Бехтеева, писавших о царской семье и для царской семьи. Несколько выдающихся стихотворений 1917 г., принадлежащих перу Сергея Бехтеева, вошли в антологию русской поэзии начала XX в. Свобода - темница! Свобода - оковы! Свобода - законный грабёж! Свобода - венец, как и прежде, терновый! Какая ужасная ложь!. . («Свобода», апрель 1917). Ударил час, наш час последний! Изменой воздух заражён; Гимн торжествующей обедни Сменили стоны похорон («Власть тьмы», ноябрь 1917). Я верю в день священного возмездья! Клятвопреступники, вас кара неба ждёт! Вас уличат в предательстве созвездья, Над вами Солнце правды не взойдёт; И камни возопят от вашего злодейства, Вас грозно обличит правдивая судьба За низость ваших чувств, за гнусность фарисейства, За клеветы восставшего раба («Николай II», 1917). Одно из стихотворений поэта непосредственно написано от лица царственных мучеников и, переправленное в Тобольск, вызвало их слезы. Пошли нам, Господи, терпенье, В годину буйных, мрачных дней, Сносить народное гоненье И пытки наших палачей. Т.А. Исаченко 254 Дай крепость нам, о Боже правый, Злодейства ближнего прощать И крест тяжёлый и кровавый С Твоею кротостью встречать. И в дни мятежного волненья, Когда ограбят нас враги, Терпеть позор и униженья Христос, Спаситель, помоги! Владыка мира, Бог вселенной! Благослови молитвой нас И дай покой душе смиренной, В невыносимый, смертный час... И, у преддверия могилы, Вдохни в уста Твоих рабов Нечеловеческие силы Молиться кротко за врагов! (октябрь 1917 г.) Нельзя не сказать о стихотворении Н.С. Гумилева, история появления которого также связана с днем 5 июня - «днем Анастасии». Бережно сохраненный Анастасией листок с посвящением (сегодня он хранится в ГАРФ. Ф. 683) по неизвестной нам причине не оказался среди записей альбома, он, по-видимому, не попал в его «формат» и был «обречен», так сказать, на самостоятельную архивную жизнь за пределами ежедневника Анастасии. Подобно прекрасным посвящениям Сергея Бехтеева, дар Анастасии Николая Гумилева, расстрелянного Успенским постом 1926 г. по обвинению в монархическом заговоре14, прочно ассоциируется с образом великой княжны, всенародной любовью к дочерям русского императора. Как и С. С. Бехтеев, Н.С. Гумилев находился на лечении в Феодоровском лазарете Их Императорских Высочеств Великих княжон Марии и Анастасии и имел возможность общаться с «Августейшими Сестрами милосердия». Перед нами посвящение Гумилева, под которым поставили подпись еще 15 офицеров. Её Императорскому Высочеству Великой Княжне Анастасии Николаевне ко дню рождения Сегодня день Анастасии, И мы хотим, чтоб через нас Любовь и ласка всей России К Вам благодарно донеслась. 14 Установлена точная дата гибели Николая Гумилева - поэт был расстрелян в ночь на 26 августа 1921 г. (интервью со старшим научным сотрудником РНБ А.Я. Разумо-вым; 6 декабря 2014 г. [10]. Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны 255 Какая радость нам поздравить Вас, лучший образ наших снов, И подпись скромную поставить Внизу приветственных стихов. Забыв о том, что накануне Мы были в яростных боях, Мы праздник пятого июня В своих отпразднуем сердцах. И мы уносим к новой сече Восторгом полные сердца, Припоминая наши встречи Средь царскосельского дворца. Прапорщик Н. Гумилев, 5 июня 1916 года. Царскосельский лазарет, Большой Дворец С разрывом в два дня, 7 июня 1916 г., на день св. Феодора Стратилата, связанного и почитаемым царской семьей образом Феодоровской иконы Божией Матери15, Н.С. Гумилев составил еще одно посвящение - Государыне Императрице Александре Феодоровне, которое было внесено в ее дневник (ГАРФ. Ф. 640. Оп. 1. Д. 18). < Её Императорскому Величеству Императрице Александре Феодоровне> Пока бросает ураганами Державный Вождь свои полки, Вы наклоняетесь над ранами С глазами полными тоски. И имя Вашего Величества Не позабудется доколь Смиряет смерть любви владычество И ласка утешает боль. Несчастных кроткая заступница, России милая сестра, Где Вы проходите как путница, Там от цветов земля пестра. Мы молим: сделай Бог Вас радостной, А в трудный час и скорбный час 15 Чудесное видение гражданам Костромы великомученика Феодора Стратилата в 1239 г. дало повод наименовать обретенную костромским князем икону Богоматери Феодоровской. Т.А. Исаченко 256 Да снизойдет к Вам Ангел благостный, Как Вы нисходите до нас16. 5-го гусарского Александрийского Вашего Величества полка прапорщик Николай Гумилев 7 июня 1916 г. Нарядное оформление альбома, изготовленного на хорошей плотной бумаге, в дорогом переплете, с золотым обрезом и позлащенными форзацами, соответствует подарку глубоко символическому - четыре раздела ежедневника формируют годовой круг по временам года, внутри которого движение времени течет по месяцам и дням. Красочные шмуцтитулы отделяют начала двенадцати небольших календарных глав книги, по месяцам, в соответствующем оформлении. На последнем листе альбома присутствует перечень имен художников-оформителей (двенадцать человек), принимавших участие в издании. Однако мы не знаем имени составителя альбома, между тем, как показал анализ текста, подборка включенных в него стихотворений вовсе не случайна, каждое стихотворение наполнено глубоким смыслом. Выбирая дату 6 мая - день своего рождения, на с. 163 альбома оставляет запись Государь Император Николай II: «Папа. Июль 1912. Рейдъ Штандартъ». На этот день в альбоме предложены стихотворения Г.Р. Державина и гр. А. А. Голенищева-Кутузова: Я князь - коль мой сияет дух / Владелец - коль страстьми владею. / Боярин - коль за всех болею, / Царю, закону, Церкви друг17. А вот второе четверостишие, принадлежащее перу графа Кутузова [7]. Оно следует за стихотворением Державина на том же листе: Чтоб горю земному и дольним слезам / Никогда не достичь до него... Вчитываясь в стихотворение Державина, не перестаешь удивляться точному соответствию поэтического образа - как будто издатель предугадал день 6 мая, заполнив страницу возвышенными строками великого поэта. Следует отметить, что поэзии А. А. Голенищева-Кутузова18, любимого поэта Александра III, в альбоме уделено много внимания. Один из шедевров этого поэта вполне мог бы, как мы полагаем, стать эпиграфом и к данной статье, и к альбому Анастасии, рассматриваемому нами в отсветах грядущих событий: Не спорь и не борись с враждующей судьбой / Не унижай души мольбами и стенаньем / 16 Посвящение Н.С. Гумилева императрице вписано в ее альбом [11]. 17 Гавриил Державин. Вельможа (1794). 18 Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич (1848-1913), граф, гофмейстер, поэт, управляющий Дворянским земельным и поземельным банками (1889-1895), позднее -управляющий канцелярией императрицы Александры Феодоровны. В 1891 г. избран в состав Российской академии наук. Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны 257 Внимай житейский шум с подъятой головой / На праздный крик толпы ответствуя молчаньем / В молчанье кроется таинственная власть / Поруганный Христос был нем перед Пилатом/ И Бога обрела земная, злая страсть / В Его безмолвии - пронзённом и распятом Несколько раз встречаются в альбоме стихи А.А. Хомякова - они, например, связаны с автографами Е.С. Боткина (на день 27 мая) и Кати Зборовской19 (на день 24 ноября). По жестким глыбам сорной нивы С утра, до истощенья сил, Довольно, пахарь терпеливый, Я плуг тяжелый свой водил. Довольно дикою враждою Боролся крепкой я борьбою... Я утомлен, я утомлен. Пора на отдых. О дубравы! О тишина полей и вод И над оврагами кудрявый Ветвей сплетающийся свод! Хоть раз один в тени отрадной, Склонившись к звонкому ручью, Хочу всей грудью, грудью жадной, Вдохнуть вечернюю струю. Стереть бы пот дневного зноя! Стряхнуть бы груз дневных забот!.. «Безумец, нет тебе покоя, Нет отдыха: вперед, вперед! Взгляни на ниву; пашни много, А дня не много впереди. Вставай же, раб ленивый бога! Господь велит: иди, иди! 20 Иду свершать в труде и поте Удел, назначенный Тобой; 19 Екатерина Зборовская (1898-1927), ближайшая из подруг великих княжон, через которую осуществлялась переписка с офицерами Конвоя. Судьба ее прослеживается по «Книге Памяти жертв политический репрессий по Краснодарскому краю» (т. 3): Зборовская Екатерина Эрастовна русская, беспартийная, грамотная, медсестра-регистратор тубинститута. Проживала: г. Краснодар. Арестована 12.06.1927 г. Предъявленное обвинение: «ст. 58/10 УК РСФСР». Приговорена тройкой при ПП ОГПУ СКК и ДССР 18.08.1927 г. к ссылке в Среднюю Азию сроком на 3 года. Реабилитирована 27.06.2001 г. на основании Закона РСФСР от 18.10.1991 г. 20 Здесь и далее курсивом выделены строки, отпечатанные в альбоме Анастасии (разметка наша. - Т.И.) Т.А. Исаченко 258 И не сомкну очей в дремоте, И не ослабну пред борьбой. Не брошу плуга, раб ленивый, Не отойду я от него, Покуда не прорежу нивы, Господь, для сева Твоего21 26 Вообще, надо отметить, что поэзии П.А. Вяземского в альбоме уделено много внимания, как и поэзии А. А. Голенищева-Кутузова. Известно, что многие стихи Вяземского были посвящены императрице Марии Александровне (1824-1880). Стихи Вяземского мы видим и под числом 25 мая -день рождения государыни императрицы (это второе четверостишие на данной странице): Молись! Даёт молитва крылья Душе, прикованной к земле, И высекает ключ обилья В заросшей тернием скале. Она - покров нам от бессилья. Она - звезда в юдольной мгле. 24 Павлова К.К. «Люблю я вас, младые девы». Опубл.: [14]. 25 Мария Павловна младшая (6 (18) апреля 1890 - 13 декабря 1958), великая княжна, позже - княгиня, дочь великого князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры Георгиевны. Внучка Александра II по отцовской линии. Ее запись на день рождения 6 апреля сделана в Петергофе 13 июля 1914 г. 26 Стихотворение встречается достаточно редко, и нам не сразу удалось отыскать его в поисковых системах интернет-пространства. Т.А. Исаченко 262 .. .Молись, когда змеёй холодной Тоска в твою проникнет грудь; Молись, когда в степи бесплодной Мечтам твоим проложен путь, И сердцу, сироте безродной, Приюта нет, где отдохнуть. Молись, молись! Души все силы В молитву жаркую излей, Когда твой ангел златокрылый, Сорвав покров с твоих очей, Укажет им на образ милый, Уж снившийся душе твоей . Поэзия Вяземского присутствует и на листе альбома с датой 14 июня -это день рождения великой княжны Марии Николаевны (1899-1918), и на странице с числом 3 мая - день рождения Пьера Жильяра (запись любимого учителя царских детей сделана 24 апреля 1914 г. в Ливадии), а также на странице графини Анастасии Васильевны Гендриковой: Над кем судьбина не шутила? И кто проказ ее не раб? Слепая приговор скрепила -И с бала я попал в ухаб! < Ухаб, 1818 > У всякого дурачество свое! Поверь, всё к лучшему судьбы определили, И не сердись на глупости людей: Глупцы подчас нам умников нужней, Без них смеяться бы забыли! Да и подпись самой Анастасии («Я», выведенное рукою маленькой великой княжны на дату 5 июня) также стоит по стихами Вяземского (первое четверостишие): С душою робкою, к признанию готовой Смирялся пред судьбой и вновь дружусь с пером. На тот же день 5 июня, являющийся днем рождения Анастасии, помещены стихотворения А.К. Толстого и А.В. Кольцова. Тебя забытъ21 не мыслил я тогда, Но образ твой светил мне как звезда, 21 В оригинале: тебя добыть. Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны 263 Приковывал мои невольно взоры И в шуме битв, в пылу кипящих сил, Я, рыцаря заслуживая шпоры, Тебе, царевна, мысленно служил! Она и я - различные два мира в одну гармонию слились Подпись цесаревича на л. 133 с датой 30 июля 1912 г. - «Алексѣй» -также под стихами князя Вяземского: И чувство, брошенное скрытно, Залогом жизни в нашу грудь Всегда одно и первобытно, Чем было, тем оно и будь! Скажите мне: дыханье розы, Рев бури, гул морской волны, Веселья сердца, сердца слезы, Улыбка первая весны, В часы полночного молчанья Звездами вытканная твердь, Святые таинства созданья: Рожденье, жизнь, любовь и смерть И всё, что жизни нам дороже, Чем нам дано цвести, скорбеть, Не так же ль всё одно и то же, Как было, есть и будет впредь? Записи с именами писавших в альбом Анастасии в период 19161917 гг., как уже было отмечено ранее, принадежат преимущественно раненым Феодоровского лазарета, русским офицерам и казакам Собств. Е.И.В. Конвоя: 30 октября. День рождения Виктора Зборовского О родина! в снежных сугробах играй Назло полуночной судьбе. Без роскоши солнца, без неги твой край, Народ твой с природой в борьбе; Но крепость и волю дарует борьба, Но дух возвышает она. Морозная ночь! полнолунная ночь! Ты сил богатырских полна! 28 Василий Иванович Туманский (28 февраля (11 марта) 1800, Шевченково - 23 марта (4 апреля) 1860) - русский чиновник и поэт пушкинского времени. Внук В.Г. Туманского. Т.А. Исаченко 264 14 сентября. Запись офицера А. Миллера (Феодоровский лазарет, 5 апреля 1916 г.) Молю, да Слово Силы грянет Да скажешь «Встань!» душе моей -И, мертвая, из гроба встанет И выйдет в Свет Твоих лучей И оживет - и величавый Ея хвалы раздастся глас: Тебе - Сиянью Отчей Славы! Тебе - умершему за нас! Принято считать, что великая княжна Анастасия в 1917 г. уничтожила все свои дневниковые записи [12. С. 543, 565], а существование данного поэтического дневника-альбома было до времени сокрыто от посторонних глаз29. Только сегодня он становится предметом всестороннего изучения и историко-филологического анализа. Календарная череда записей Альбома Анастасии, включающая имена, даты, события, виртуальные биографии упомянутого именослова и поэтической смысловой контент, позволяеет видеть в альбоме-календаре младшей дочери русского царя уникальный фактографический источник, обладающий несколькими уровнями прочтения, актуализированный в связи с трагическими событиями июля 1918 г., произошедшими в Екатеринбурге сто лет назад. Прошлое, связанное с царской смьей, запечатленное в альбоме, описаниях очевидцев, встает перед глазами галереей образов микроистории, малоизвестными гранями повседневности, обыденности частной жизни семьи последнего императора России, усиливая «человеческим» измерением трагические интонации в осмыслении её судьбы и беспощадности революционного права, напоминая современному российскому обществу о пагубности исторического беспамятства.

Ключевые слова

великая княжна Анастасия, царственные страстотерпцы, автографы, поэтический альбом, собрание Дворцовых библиотек РГБ

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Исаченко Татьяна АлександровнаРоссийская государственная библиотекад-р филол. наук, гл. науч. сотр. сектора изучения особо ценных фондовisachenko33@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Павлова К.К. Собрание сочинений // Каролина Павлова; ред., [предисл.] и материалы для биогр. К. Павловой Валерия Брюсова. М., 1915. Т. 1-2. 336 p.
Титов И.В. ОТМА: Несколько слов о великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах // Дворянское собрание. 1996. № 4. С. 28-45.
Раппапорт Х. Дневники княжон Романовых: Загубленные жизни / [пер. с англ. А. Мовчан]. М., 2018. 204 с.
Степанов Е.Е. Поэт на войне - Николай Гумилев - 1914-1918. М., 2014. 846 с.
«В XX веке с нами произошло нечто ужасное» (интервью с руководителем Центра «Возвращённые имена» при Российской национальной библиотеке А.Я. Разумовым. URL: http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=razumov_anatoliy
Мария Павловна, вел. кнг. Воспоминания великой княжны = Education of a Princess : страницы жизни кузины Николая II, 1890-1918. М., 2006. 382 с.
Варламов А.Н. Булгаков: роман-биография // Москва. 2008. № 4. С. 3-69.
Ден Ю.А. Подлинная царица. М., 2009. 304 с.
Плотников И.Ф. Генерал-адъютант, граф И.Л. Татищев как «источник» в поисках советскими спецорганами сокровищ царской семьи // Екатеринбургская трагедия и современность: материалы науч.-богослов. конф., 19-21 июля 1999 г. / сост. М.В. Смелянская. Екатеринбург, 2000. С. 47-58.
Галушкин Н.В. Собственный Е.И.В. Конвой; Гвардейский дивизион / Стрелянов П.Н. (Калабухов). М., 2008. 590 с.
Зайончковский А.М. Подготовка России к империалистической войне : очерки военной подготовки и первоначальных планов: по архивным документам: [планы войны]. М., 1926 425 с.
Исаченко Т.А. Неизвестный альбом великой княжны Анастасии. 1912-1917 гг. // Культурное наследие России. 2018. № 3. С. 61-81.
Исаченко Т.А. Альбом-календарь Анастасии как мегатекст: опыт многоуровневого прочтения памятных записей // Культурное наследие России. 2018. № 4. С. 34-50.
Исаченко Т.А. Редкие рукописи Царской семьи и великой княгини Елисаветы Феодоровны в собрании Дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 2 (22). С. 45-80. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10202.
 Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны: поэтическая антология или книга памяти? | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 67. DOI: 10.17223/19986645/67/13

Личный альбом Великой Княжны Анастасии Николаевны: поэтическая антология или книга памяти? | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 67. DOI: 10.17223/19986645/67/13