Выявляются повествовательные категории (предмет, время, пространство, конфликт, оценки и др.), которые необходимы для преобразования событий и ситуаций как фрагментов реальности в текст новостей на телевидении. Показывается, как в телевизионном дискурсе официальный стиль смешивается с журналистским, а ответственность за слово в эфире размывается. В анализе смысловых структур новостных сюжетов по строительной тематике рассматривается технология создания героев и антигероев. В приложении приводится таблица с данными текстового анализа.
Yu.M. Semantic Structures of Television News.pdf Введение Телевидение проигрывает интернету борьбу за зрителя. Особенно это заметно в информационном вещании. Телевизионные новости смотрят с каждым годом всё меньше и меньше, а молодежная аудитория почти полностью переключилась на потребление видеоблогов YouTube. Социологи фиксируют снижение доверия к ТВ как источнику новостей [1]. Безусловно, кризис жанра новостей - это проблема для телевизионной индустрии и особенно новостных телеканалов. В отличие от кинопоказа и развлекательных шоу новости прежде всегда были визитной карточкой любого телеканала. И на производство новостей работали самые многочисленные творческие коллективы каналов. Но сегодня репортаж и журналистский контент вообще в телевизионном эфире становится так же редок, как изюм в булках. ТВ превратилось из СМИ в домашний центр досуга. Для капитанов медиа-индустрии это, возможно, не является большой проблемой. Новости - это тоже своего рода шоу. Со времен рейтинговых завоеваний парфёновской программы «Намедни» понятие инфотейнмента стало всеобъемлющим и оправдывающим самые смелые эксперименты в телевизионном вещании. Чтобы вернуть к экранам молодых зрителей, ушедших в социальные сети и мессенджеры, телевизионные продюсеры готовы многое поменять в формате информационных программ. Например, сделать их более разговорными, динамичными, оснащёнными обратной связью. При этом осознаётся риск не оторвать от видеоблогов молодого зрителя, но потерять пожилого, лояльного к телевизору. Для информационного вещания жизненно необходимо укрепить доверие разных частей аудитории, а в некоторых случаях - восстановить его. Смысловые структуры телевизионных новостей 281 Это очень непростая задача в эпоху фейковых новостей и постправды. Всё становится вопросом интерпретации. Зрители считают фейковые новости не противоположностью журналистики, а разновидностью массмедиа [2]. Почему люди делятся фейками даже тогда, когда догадываются о фальшивой природе этой новости? Для прикола, как говорит молодежь. Из стремления поддержать «своих» в информационной войне. Из иррационального желания создать хаос, как это делают и создатели компьютерных вирусов. Мотивов может быть много, но вирусное распространение фейков ставит под сомнение существование объективных фактов как таковых. Люди теряют иммунитет ко лжи. Это тяжелая болезнь, которая сама не пройдёт. Если фейк - это фальсификация, то телевизионная новость может быть не фабрикацией факта, а порождением фактоидов, комбинацией слухов и достоверных сведений, освещением ивент-маркетинга, рерайтингом прессрелиза, визуализацией пиар-кампании. Такое смешение кодов и переформатирование новостей не всегда понимается зрителем и даже исследователями ТВ. Сложившиеся десятилетиями методологии анализа телевизионных сюжетов перестают выявлять авторские интенции и смыслы некоторых репортажей. Нужна новая исследовательская оптика для того, чтобы рассмотреть микс новостных дискурсов на телевидении. Цель нашего исследования - выявить изменения смысловой структуры телевизионных новостей и обосновать методику анализа телевизионного высказывания. Телевизионную (шире - журналистскую) новость мы понимаем как повествование о тех событиях, процессах, явлениях и героях, которых, по мнению редакции, должен знать их зритель, чтобы ориентироваться в современном мире. В учебниках или в словарных определениях новостей обычно делается акцент на оперативности информации и на свежести сообщения для аудитории, которая только от репортёра узнаёт о происходящем. На самом деле только небольшая часть выпуска или ленты новостей имеет действительно неожиданный или ещё реже - сенсационный характер. Большая часть информационных выпусков - это продолжающиеся истории, которые в силу зрительского интереса и актуальности темы разрабатываются журналистами как сериалы. Специфика телевизионных новостей заключается в том, что новостные сюжеты объединены в выпуск (программу особого формата) для представления зрителям информационной картины дня. Новостной сюжет понимается нами как ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание повествования. Другими словами, сюжет - это повествовательное ядро новости или то, что можно пересказать другим. И в этом контексте приобретает особую актуальность исследование сторителлинга как журналистской техники рассказывания историй и выстраивания смыслов. Обзор исследовательских подходов В большинстве научных трудов телевизионные новости представлены как объект и среда получения эмпирического материала для обоснования и анализа других проблем медиаисследований. За последние 15 лет были Е.Б. Громова, Ю.М. Ершов 282 защищены несколько кандидатских и докторских диссертацёй, посвященных изучению сферы информационного телевещания и новостного медиадискурса. Среди них следует упомянуть диссертации К.А. Антонова, Р.В. Гудякова, Д.С. Локтева, Л.Г. Лисицкой, H.H. Старобахина, Ю.А. Строковой Л.Е. Малыгиной, A.A. Кащук, К.Д. Кирия, С.С. Галстян1, но в силу ограниченности пространства статьи мы можем их только дать списком в примечаниях, не рассматривая подробно. Приведем впрочем некоторые тезисы названных диссертационных исследований, которые оказываются близки нашему пониманию конструирования теленовостей. Так К.А. Антонов заключает: «Дискурсный анализ подтверждает гипотезу о том, что телерепортаж в меньшей степени является субъективным актом творчества отдельного репортера. Вслед за правилами корпорации, форматами, диктуемыми технико-технологической компонентой, медиаформа испытывает влияние различных субъектов политики на разных стадиях производства. Эти субъекты реализуют наличные цели посредством интеграции собственных, присущих именно им форм дискурса. В итоге получается, что медиапродукт - это результат процесса реализации ролевых практик совокупности агентов политики. Как правило, героями политических событий является ограниченное число персон, которые имеют привилегированный доступ к медиа из-за своего высокого статуса, из-за сложившегося «сценического» образа... Разговорность добавляет новостному репортажу не только элемент достоверности, но и способствует укреплению в медиапроизводстве повествовательных форм в виде историй вместо коротких фактов-новостей». Р. В. Гудяков, рассматривая драматизацию новостей на телевидении, также подтверждает, что репортажи выглядят не как новости, а как истории. Его исследование показало, что игнорирование в эфире серьезных 1 См.: Антонов К.А. Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Кемерово : Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2009. 32 с.; Гудяков Р.В. Драматизация информации на российском телевидении как фактор формирования социальной идентичности : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2012. 24 с.; Локтев Д.С. Редакционный нейтралитет в международном информационном телевешании : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2012. 34 с.; Лисицкая Л.Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контента и аксиологии : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2010. 46 с.; Старобахин H.H. Программная политика общенациональных российских телеканалов (1999-2006 гг.): информационная повестка дня и медиа-реальность : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 26 с.; Строкова Ю. А. Тексты телевизионных новостных передач: лингвопрагматический анализ : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2015. 30 с.; Малыгина Л.Е. Современный телевизионный анонс в коммуникативно-прагматическом аспекте : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2010. 29 с.; КащукA.A. Суггестивные свойства телевидения (социально-культурный аспект) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 24 с.; Кирия К.Д. Новостной телевизионный текст: структура, стратегия, экспрессивность : дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 327 с.; Галстян С.С. Роль языковой личности в телевизионной речевой культуре : автореф. дис. ... канд. филол. наук. M., 2007. 24 с. Смысловые структуры телевизионных новостей 283 информационных поводов, тяготение в сторону игрового отношения к реальности и ориентация на принцип аттракциона, а также нарушение классических признаков телевизионной документалистики, таких как верность документальному источнику и историческая точность, приводят к существенным искажениям действительности на телеэкране. Зарубежные исследователи новостных дискурсов на ТВ приходят к аналогичным выводам, анализируя материалы информационных программ национальных телеканалов. Так, например, испанские исследователи И. Бандрес, Гарсиа Авилес и Х. Перес [3] утверждают, что новости превращаются в театрализованный спектакль или «infoshow». Репортажи теряют объективность и нейтральность и приобретают черты, которые позволяют достичь определённого эффекта влияния на аудиторию. Раньше испанских медиаисследователей эти медиаморфозы были замечены французскими структуралистами, создавшими парадигму семиотического анализа масс-медиа. Мы имеем в виду «Мифологии» Ролана Барта [4] и «Си-мулякр и симуляции» Жана Бодрийяра [5]. Ролан Барт рассматривает, как истории превращаются в идеологию и становятся современными мифами. Так, в эссе «Мир, где состязаются в кетче» Р. Барт пишет: «...задача борца здесь не в том, чтобы победить, а в том, чтобы аккуратно исполнить ожидаемые от него жесты. ...Кетч изображает собой своего рода мифологический поединок Добра и Зла (по природе своей близкий к политике, так как отрицательный борец всегда считается «красным»). Жан Бодрийяр, изучающий симуляции в повседневной культуре, обобщает: «Гипнотическое состояние свободно от смысла, и оно развивается по мере того, как смысл остывает. Оно имеет место там, где царствуют медиум, идол и симулякр, а не сообщение, идея и истина. Однако именно на этом уровне и функционируют средства массовой информации» [6]. Труды Р. Барта, Ж. Бодрийяра и других структуралистов заставили перечитать книги В. Шкловского, Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, которые ещё в 1920-е гг. осмысляли экранные искусства как текст. Так, Виктор Шкловский писал: «Люди, движущиеся на экране, - своеобразные иероглифы. Это не кинообразы, а кинопонятия» [7]. Но только в 1970-е научное сообщество пришло к пониманию повествования в качестве «междисциплинарного объекта исследования» [4]. Объектом внимания большинства нарратологов, как отечественных, так и зарубежных, остаются произведения игрового кинематографа и художественного (сериального) телевидения. Это не совсем справедливо, поскольку почти любое видео и любой телевизионный сюжет включает в себя какую-то историю и повествовательные структуры. Журналистская семиотика на материале телевизионных новостей началась с книги голландского лингвиста Тёна ван Дейка «Новости как дискурс» [8]. К сожалению, журналистские повествовательные техники остаются на периферии исследовательского внимания в нашей стране. Можно назвать только одну докторскую диссертацию в этой области: «Документальный фильм как публицистический нарратив: структура, функции, смысл» [9] и пару научных публикаций в журналах [10]. Е.Б. Громова, Ю.М. Ершов 284 Методология исследования Сторителлинг мы трактуем как рассказанную историю и понимаем как свойство человеческого сознания. Человеку всегда было свойственно рассказывать истории и анализировать жизненный опыт в таких повествовательных структурах. Исследование рассказанных историй даёт возможность осмыслить пережитое как самого рассказчика и его индивидуального видения мира, так и поколения, социальной группы, нации. В опоре на содержательные элементы сторителлинга (события, герои, язык повествования, зрительные и звуковые ряды) можно провести контент-анализ новостного потока и выявить доминирующие сегодня идеологемы и смысловые фреймы. Ещё одной стороной применения сторителлинга является конструирование с его помощью повествовательных структур для индоктринации идей. То, что люди проживают свою жизнь не иначе как историю, делает данную повествовательную технику незаменимым средством социальной суггестии. Нарратив, как об этом не раз было сказано постмодернистами, творит реальность [11]. Разделение журналистского события и повествования о событии позволяет увидеть, что история используется медиа не в собственном значении, а для передачи иного смысла, соответствующего авторской интенции. Сторителлинг - это такой отбор и монтаж элементов событийного ряда, при помощи которого автор достигает реализации своего замысла косвенным путем - посредством рассказывания истории, создающей определенную точку зрения на предмет речи. Можно характеризовать новостной рассказ наличием главных и второстепенных действующих лиц, «героев» и «злодеев», последовательно развивающегося действия, имеющего зачин, кульминацию и развязку, а также драматических поворотов в сюжете. Благодаря постоянству и повторяемости выпусков новостей, а с некоторых пор и беспрерывности новостной ленты, у читателя и зрителя формируются жанровые установки и привычные сценарии повествований. Одной из задач нашего проекта было выявление таких типических сценариев журналистских историй. Другую задачу мы увидели в анализе рассказанного в эфире как связывания событий, персонажей и действий в логическую или каузальную последовательность. Повествовательная структура информационных программ и атрибуция новости по месту, времени, источникам позволяет зрителям не только воспринимать медиатекст как реальность, но и придавать смысл порой случайным и обрывочным наблюдениям. Как заметил Дж. Фиске, «реализм -это не то, что на самом деле, но то, что дискурсивно привычно» [12]. В данном исследовании мы выделяем следующие категории текстового анализа: предмет / тема, рассказчик / автор (авторская позиция в отношении к предмету), сюжет, жанровое решение, время (хронологическое или иное повествование), пространство (фреймовое, тематическое), персонажи (архетипы), конфликт (герой-антигерой, герой-общество (обстоятельства) и т.д.), а также элементы истории (ситуация, комментарий, история вопроса, оценки и ожидания). Таблица с данными текстового анализа новостных сюжетов Значимые элементы истории Синхрон на фоне строительных работ под шум машин Синхрон на фоне строительства под шум машин и кадры с генералами І ій м g н 4 Л U о 0 В Я О R Ответ департамента городского хозяйства Севастополя Анонс к программе «Актуальное интервью» Конфликт Человек и обстоятельства. Поставки чугунных ограждений задерживаются из-за корона-вируса Человек и обстоятельства. Трудно доставить тяжелую технику с материка Пострадавшие жители -недобросовестные строители Пострадавшие жители -недобросовестные строители Маркетинговый: как расширить мощности и увеличить рабочие места Персонаж Министр транспорта РК Начальник Главного строительного управления МО России Жительницы домов у брошенного разрытого двора Отсутствуют Руководитель АО Простран ство Стройпло щадка Стройпло щадка Он о м Он о п Неопреде ленное нейтраль ное Время Линейная хроноло гия Линейная хроноло гия Линейная хроноло гия Линейная хроноло гия і ^ Го 2 1 и Ъ t >я о н о П Я В Он о О н •©< 2 Жанр Отчёт о проделанной работе Репортаж со строительной площадки 1 О н ч Он і й и О £ § я к £ о я 5 ГО ГО Рн § Он « Послесловие ко вчерашнему репортажу Интервью с рекламным акцентом Тип сюжета «Наконец построили» «Грандиозные планы» «Сигнал обеспоко енных граждан» По следам наших выступлений «Грандиозные планы» Автор Информагентство индивидуальный автор отсутствует Автор отсутствует Маргарита Чернухо, Юрий Реутин, Севинформ-бюро Автор отсутствует Автор отсутствует Тема Подрядик за ночь уложил асфальтобетонное покрытие на мосту, несмотря на помехи Как строят медцентр Минобороны в Севастополе Строители в Севастополе разрыли двор и бросили Ремонт на улице Хрусталева возобновится в мае Балаклавское рудоуправление планирует заняться строительством Адрес новости https://nts-tv.com/news/na-mostuna-ulitse-gagarina-v-simferopoleulozhili-26429/ https://nts-tv.com/news/stroitelimontiruyut-perekrytiya-vtorogoetazha-mo-26488/ https://nts-tv.com/news/vseva stopole-na-ulitse-khrustalyevastroiteli-raz-26619/ https://nts-tv.com/news/remont-dvora -na-ulitse-khrustalyeva -vozobnovitsya--26668/ https://ntstv.com/news/balaklavskoerudoupravlenie-planiruetzanyatsya-st-26686/ Дата и телеканал 20.04.20 10:19 НТС 22.04.20 09:43 НТС 28.04.20 10:32 НТС эхн X£:8I 0ZW6Z 30.04.20 10:29 НТС Значимые элементы истории Эмоциональные синхроны и стендап автора Синхрон и стендап автора Ссылка на официальное мнение Ссылка на прессслужба Г лавгосэкс-пертизы РФ Ссылка на прессслужбу МВД по РК Анонс к вечернему выпуску новостей Ссылка на пресс-релиз Конфликт Равнодушные к природе строители и неравнодушные граждане Человек и природная стихия Бизнес и закон: нарушения норм Конфликт отсутствует Человек и закон: взяточники в ведомствах Конфликт отсутствует Конфликт отсутствует Персонаж Ряд общественников, критикующих строителей Глава села Николаевка Председатель Совета министров РК Отсутствуют Отсутствуют Глава администрации Отсутствуют Простран ство Улица Ленина и экран скайп-трансляции Набережная размытая штормом Неопреде ленное Неопреде ленное Неопреде ленное Неопреде ленное нейтраль ное Столица Крыма Время Линейная хроноло гия Линейная хроно логия і
Левада-Центр. Российский медиаландшафт. 2019. URL: https://www.levada.ru/ 2019/08/01/rossij skij-media-landshaft-2019/
Ершов Ю.М. «Постправда» времен журналистских потерь и упадка медиаграмотности // Век информации. 2018. Т. 1, № 2. С. 311-312.
Bandres E., Garcia Aviles J.A., Perez G., Perez J. Journalism in the digital television // Paidos Papeles de Comunicacion, Barcelona : Servicio de Publicaciones de la Universidad de Navarra, 2000. 291 p.
Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Simulacreset simulation. 1981 / рус. пер. А. Качалова. 2011. М. : ПОСТУМ, 2015. 240 с.
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального // Editions DENOEL, 1982. Екатеринбург, 2000. 114 с.
Шкловский В. За 60 лет: Работы о кино. М. : Искусство, 1985. 573 с.
News as discourse / by Teun A. van Dijk. Lawrence Erlbaum Associates, Inc. Publishers Hillsdale, NJ : Erlbaum, 1988. 200 p.
Пронин А.А. Документальный фильм как публицистический нарратив: структура, функции, смысл : дис.. д-ра филол. наук. СПб., 2017. 360 с.
Малышев Д.А. Событие и нарратив в теленовостях, посвященных деятельности политиков // Политическая лингвистика. 2015. № 3. С. 124-134.
Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. № 4. С. 63-77.
Fiske J. Television Culture. 2nd ed. Lonon : Routledge, 1987. 353 p.