Самодеятельные ученические журналы Томска как источник по реконструкции организационных форм читательской активности: к постановке проблемы | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. DOI: 10.17223/19986645/68/15

Самодеятельные ученические журналы Томска как источник по реконструкции организационных форм читательской активности: к постановке проблемы

Исследованы источниковедческие возможности самодеятельных ученических журналов Томска конца XIX - начала XX в.; изучено, как можно использовать их для реконструкции форм активности читательского сообщества. Рассмотрены восемь журналов; методика исследования основана на классификации литературных объединений М. Шрубы. Проведена классификация изданий по признакам наличия цели, регулярности встреч и широте связей. Выявлены типы издающих объединений: общества, кружки, псевдогруппировки.

Tomsk Amateur Student Magazines as a Source for the Reconstruction of Reader Activity Organizational Forms: To the State.pdf Постановка проблемы. Самодеятельные ученические журналы конца XIX - начала XX в. в последнее время привлекают серьезное внимание исследователей [1-5]. Изучаются не только столичные издания, но и те, которые выходили в провинциальных городах, в том числе и в Томске [6, 7]. Очевидно, что этот вопрос представляет интерес с точки зрения истории журналистики, истории развития периодической печати. Однако потенциал такого рода источников может быть использован и для изучения такой проблемы, как читательская рецепция и поведение читателя. Эта проблема гораздо менее изучена в принципе, в том числе и по причине отсутствия достаточного корпуса релевантных источников и слабой разработанности методик исследования. Один из вопросов здесь - каковы были организационные формы читательской активности. Отметим, что изучаются различные формы деятельности по приобщению к чтению широкой аудитории - к таковым можно отнести различные общества, проведение публичных чтений, утр и вечеров, создание общественных библиотек и т.д. [8. С. 104-214; 9. С. 29-42, 141-162]. Однако такие формы организации читательской аудитории являются по отношению к ней внешним фактором, в данном же случае речь идет прежде всего о формах самоорганизации. Ученическая аудитория являлась одним из самых широких сегментов читательской аудитории Российской империи рассматриваемого периода [10. С. 27]. Создание самодеятельных журналов в этой среде происходило, 1 Работа выполнена при поддержке научного проекта 8.1.10.202, выполненного при поддержке Программы повышения конкурентоспособности ТГУ. Самодеятельные ученические журналы Томска 299 в том числе и как результат создания каких-либо организаций: кружков, творческих встреч и т.д. Эта сторона читательской активности в регионах изучена слабо, хотя имеются отдельные исследования [9. С. 127-139, 179- 206, 208-221]. Рассмотреть возможные подходы к изучению указанного вопроса и призвана настоящая статья. Методология и методика исследования Литературным кружкам и объединениям российской периферии посвящено не так уж много исследований. Собственно, и рассмотрение столичных явлений такого рода нельзя назвать очень активным, хотя имеется целый ряд фундаментальных работ [11, 12]. Возникает вопрос: можно ли использовать разработанный в рамках этих трудов инструментарий для анализа смежной сферы - читательской активности, которая иногда принимала формы читательских литературных кружков, самодеятельных журналов и т.д. В словаре Манфреда Шрубы «Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890-1917 годов» выделены следующие типы литературных объединений: общества, кружки, салоны, псевдогрупировки, «фантастические» общества и творческие группировки. При этом специально оговорено, что любительские литературные общества не рассматриваются [12. С. 8], а указанные выше читательские общества относятся, надо полагать, именно к ним. Имеется и критика этих определений [13], но в данном случае ее можно пока не принимать во внимание, так как это уже инструмент для более тонких исследований; в данном же случае речь идет пока о возможности изучения в принципе. Для работы потребуются следующие определения, данные в справочнике М. Шрубы [12. С. 7]: «- общества (товарищества, союзы и т.п.): постоянно действующие объединения лиц, преследующих определенные цели и связанных друг с другом формально - уставом или положением, регулирующим вопросы состава членов, средств организации, порядка собраний и т.п. Характерная для данного типа объединений формальная структура рассчитана в большинстве случаев на легализацию (официальную регистрацию, утверждение устава властями и т. д.); - кружки: группы литераторов, регулярно собирающихся для совместных занятий и объединенных общей тематической, эстетической, поэтологической, мировоззренческой и т.п. установкой (формулируемой, как правило, главой группы) или местом встреч ее членов (квартира руководителя, редакция журнала и т.п.). Кружок сродни обществу единством целей; от общества кружок отличается отсутствием формальной структуры; - салоны (журфиксы, вечера и т.д.): регулярные встречи, проходящие в дни приемов для ограниченного, литературно и художественно заинтересованного круга людей, «вхожих» в дом хозяйки или хозяина. Салон близок кружку наличием центральной, объединяющей участников личности; разница между ними - в менее жестком составе участников; В.А. Есипова 300 - псевдогруппировки: фиктивные объединения (Лучисты, Орфисты); “группы”, состоящие из одного человека (Сциентисты, Сэнсэристы); объединения, так и не созданные и бытовавшие лишь в виде названия (Импрессионисты, Кларисты); - “фантастические ” общества (ремизовское Обезвелволпал и хлебниковское Общество председателей земного шара), имеющие немаловажное значение для русской культуры рассматриваемого периода; - творческие группировки (Акмеисты, Кубофутуристы, Символисты, Эгофутуристы), выдвинувшие принципы соответствующих литературных направлений». Наиболее существенны для избранной темы первые четыре типа объединений. Если структурировать основные признаки этих типов, то они будут выглядеть примерно так: - общества: а) постоянно действующие; б) имеющие общие цели; в) связанные друг с другом формально (устав, положение, средства организации, членство и т. д.); - кружки: а) постоянно действующие; б) имеющие общие цели; в) отсутствие формальной структуры; - салоны: а) постоянно действующие; б) имеющие общие цели; в) менее жесткий состав участников; - псевдогруппировки: а) регулярность не установлена или установлено ее отсутствие б) имеющие общие цели; в) состав участников может сводиться к одному человеку. Как видно, основные различия будут касаться форм и структуры связей внутри рассматриваемой группы, а также (в меньшей степени) регулярности контактов между ее членами. При этом наличие общей цели является обязательным признаком всех типов объединений. Кроме того, важно отметить и следующий факт. Часть ученических сообществ, занимавшихся, в числе прочего, изданием самодеятельных журналов, имела абсолютно явственный политический характер и являлась собственно политическими обществами, которые занимались в том числе и пропагандой соответствующих взглядов через публикацию самодеятельных журналов. К специфике этих изданий можно отнести: отчетливо выраженную политическую направленность, характер текстов, нередко носящих пропагандистский характер, наличие четко очерченного круга единомышленников и соответствующей организационной структуры, выражавшейся в наличии членства, ссудной кассы, иногда - общей библиотеки с соответствующим подбором литературы. Для ученических кружков тако- Самодеятельные ученические журналы Томска 301 го рода нередкий сопутствующий признак - «курирование» со стороны старших товарищей - обычно студентов вузов, являвшихся, к примеру, членами партии социалистов-революционеров [14]. Эта очевидная специфика должна выводить такие издания в отдельный класс, и основание здесь заключается в том, что такого рода издания не являлись литературными, а литературная (например, журналистская) деятельность была для них лишь инструментом достижения цели. Следовательно, они не входили в приведенную классификацию в принципе - и именно это в данном случае важно, так как позволяет провести четкую границу в типологии рассматриваемых изданий. Источники В настоящий момент известно о нескольких самодеятельных журналах, выпускавшихся учащимися средних учебных заведений Томска в конце XIX - начале XX в. Часть из них более или менее изучена, о части сохранились лишь упоминания в публикациях или архивных документах, но не сами номера журналов. Известно о ряде самодеятельных журналов, выпускавшихся учащимися Томской духовной семинарии. Так, в 1896 г. выходили подпольные журналы «Семинарский листок» и «Молодая семинария»; о них сохранились архивные документы [15. Л. 63]. Лишь упоминания имеются об издании «Робкие голоса», также выпускавшемся семинаристами, не установлен даже точный год выпуска [16. Л. 11]. Пока невозможно точно сказать, выпускался ли в действительности в 1902-1903 гг. журнал «Семинарская заря», которому было посвящено отдельное исследование [17]. Журнал «Союз», выходивший в 1907 г., также не сохранился, однако имеются архивные документы, позволяющие реконструировать его содержание, состав редколлегии и методы работы [16]. До наших дней дошли отдельные номера следующих изданий: «Товарищ» (1911-1912 гг., 1-е Сибирское коммерческое училище); «Мысли учащихся средней школы» (1916-1917 гг., Политехническое училище), «Лес» (1917 г., группа учащихся) и «Родная Сибирь» (1918-1919 гг., краеведческий кружок). Об этих изданиях уже имеются опубликованные исследования [6, 7], поэтому здесь можно не приводить детальную характеристику. Краткая характеристика перечисленных изданий приводится в таблице. Исследование Основные данные об источниках представлены в таблице, полужирным шрифтом выделены те издания, с которыми удалось познакомиться de visu. Во второй половине таблцы в виде условных обозначений приведены данные о перечисленных источниках, в соответствии с признаками, обозначенными в разделе «Методология и методика исследования». В.А. Есипова 302 Самодеятельные ученические журналы Томска конца XIX - начала XX в. и их типологические признаки Заглавие Издатель Время и особенности Регу лярность Цели Связи «Семинарский листок», «Молодая семинария» Студенты Томской духовной семинарии 1896 г., декабрь. Подпольные газеты. Библиотека, ссудная касса. Политические издания + + + «Робкие голоса» Студенты Томской духовной семинарии Информация отсутствует ? ? ? «Семинарская заря» Студенты Томской духовной семинарии 1902-1903. Известен по архивным документам. Подан как литературный и научный, но проверить невозможно в силу отсутствия собственно изданий ? ? ? «Союз» Студенты Томской духовной семинарии 1907 г. Орган отделения Всероссийского общесеминарского союза. Библиотека, сбор денег на гектограф и журнал. Регулярные встречи. Политическое издание + + + «Товарищ» 1-е Сибирское коммерческое училище 1911-1912 г. Данных об организационной структуре нет. Литературный ? + ? «Мысли учащихся средней школы» Политехническое училище 1916-1917 г. Общеученический (учащиеся средних учебных заведений Томска), литературный + + + «Лес» Учащиеся 1917 г. Известны только псевдонимы. Данных об организационной структуре нет. Литературный - + ?- «Родная Сибирь» Краеведческий кружок (женская гимназия, Алексе-евское реальное училище) 1918-1919 г. Областническое влияние. Библиотека, членские взносы. Регулярные встречи. Литературный + + + Самодеятельные ученические журналы Томска 303 Знаком «+» обозначено наличие признака, знаком «-» - его отсутствие, а знак «?» обозначает случай, когда недостаточно достоверной информации для однозначного ответа на вопрос, имел ли место искомый признак. Кратко прокомментируем то, что в таблице отображено. Прежде всего, о некоторых изданиях, как уже было сказано, просто недостаточно информации, поэтому развернутый комментарий по ним не представляется возможным. Более или менее полные сведения можно собрать по следующим журналам: «Союз». Томская духовная семинария. Постоянно действующие: да. Орган Томского отдела Всероссийского общесеминарского союза, следовательно, являлся органом политической организации. В ее составе было около 40 человек, собирались членские взносы, проводились сходки, имелась библиотека, был приобретен гектограф. То есть, имелась формальная структура. Регулярность: вышло два номера журнала, но есть сведения о нескольких «сходках» членов организации. Широта связей. Как минимум были установлены связи с центральной организацией Всероссийского общесеминарского союза: в первом номере содержался отчет Томского отдела с припиской «посланный в ЦК». В одной из резолюций указывалось, что в качестве устава Томского отдела был принят устав, предложенный Вятской организацией. Дискутировались вопросы об установлении связей с «товарищами епархиалками» - ученицами епархиального женского училища. Также предполагалось обратиться к местным отделениям социал-демократической партии и партии социали-стов-революционеров «с просьбой дать лекторов». То есть журнал «Союз» представлял собой классическую модель молодежного кружка при политической партии, что определило соответствующее содержание и назначение журнала. «Товарищ». Первое Сибирское коммерческое училище цесаревича Алексея. Постоянно действующие: вероятно. Был ориентирован на довольно узкую аудиторию: изначально заявлялся как журнал, издававшийся учащимися старших классов. Формальной структуры, вероятно, не было. О регулярности сведений нет, сохранился только один номер журнала. При этом обращает на себя внимание техника воспроизведения - это литография с машинописи (кроме шахматного отдела, где представлена литография с рукописи), выполненная в типографии Сибирского товарищества печатного дела. Одна из крупнейших типографий города, очевидно, не выполняла заказы даром, поэтому следует предполагать либо поддержку со стороны преподавателей, либо связи кого-то из учащихся с представителями типографии. В любом случае это свидетельство довольно широких связей организаторов журнала. «Мысли учащихся средней школы». Политехническое училище. Постоянно действующие: да. Обращает на себя внимание заключительный раздел в известном на настоящий момент номере. Он озаглавлен «Хроника школьной жизни» и размещен на последней странице, перед оглавлением. Там сообщается, что «в 1916-1917 учебном году при Политехническом В.А. Есипова 304 училище в г. Томске образовался ученический «Литературный кружок». Далее идет подробное описание деятельности кружка: написание и чтение рефератов, литературные суды, постановки пьес. Завершается раздел сообщением о митинге учащихся 4 марта 1917 г., на котором был избран школьный комитет, «имеющий целью объединение учащихся всех средних учебных заведений г. Томска». Скорее всего, журнал «Мысли учащихся средней школы» являлся органом рассматриваемого кружка, тем более что руководителем от преподавателей был Н.К. Бауман - преподаватель именно Политехнического училища. Таким образом, регулярность встреч очевидна: они происходили как минимум на протяжении одного учебного года. Однако при этом жесткой формальной структуры не существовало, это было скорее объединение по интересам. Отметим в скобках, что традиции издания самодеятельных журналов в Политехническом училище имелись: журнал «Товарищ» издавался именно там, только в тот период учебное заведение функционировало как Первое Сибирское коммерческое училище (1904-1912 гг.). Важной представляется техника воспроизведения издания: это типографский набор, номер отпечатан в типографии Томского губернского правления. Как и в случае журнала «Товарищ», это может говорить о наличии контактов с соответствующей типографией и финансовых средств для оплаты производства тиража. Если говорить о широте связей кружка, то она вполне сравнима с таковой для отдельных «взрослых» изданий. Так, судя по оглавлению, в номере представлены не только работы учеников старших классов (5-8-е кл.), но также работы учащихся из других городов (Барнаул), в том числе и городов за пределами Сибири (Калуга). «Лес». Постоянно действующие: маловероятно, сохранившийся номер журнала - второй, стало быть, их было как минимум два, но о дальнейшей судьбе издания неизвестно. Интересно, что на обороте нижней сторонки обложки указана цена: 15 коп. за номер, т.е. как минимум предполагалась продажа журнала. Издан на гектографе, поэтому тираж мог составлять до 100 экз. О широте связей редколлегии говорить вряд ли приходится: хотя издание заявлено как «еженедельный журнал для юношества», достоверно известно только о двух активных сотрудниках: это «редактор-издатель Черный Ястреб» и «сотрудник Орион, один человек». Формальная структура, вероятно, отсутствовала. Вероятность регулярных встреч сотрудников журнала высока (хотя бы по техническим причинам). «Родная Сибирь». Краеведческий кружок. Постоянно действующие: да. В одном из сохранившихся номеров журнала приводится отчет о деятельности журнала «Родная Сибирь» за 1918/19 г. Подробно о составе редколлегии, содержании номеров и способах тиражирования уже была публикация [7]. Отметим следующие признаки регулярности: наличие встреч («Проведено два собрания лиц, причастных к журналу»), наличие собственной библиотеки (количество книг в ней на протяжении отчетного периода увеличилось со 100 до 225, а читателями были 30 человек). Имелось руководство журналом со стороны «старших товарищей»; в отчете назва- Самодеятельные ученические журналы Томска 305 ны две фамилии: П. Леонов и А. Баландин. Вышло как минимум пять номеров, что говорит о высоком уровне организованности членов кружка. Формальной структуры не было, но связи между членами кружка были довольно сильны, о чем свидетельствуют наличие учета читателей и относительно регулярные собрания. Если говорить о широте связей кружка, отметим тот факт, что в одном из номеров было опубликовано не печатавшееся ранее стихотворение Н.А. Некрасова; текст предоставил А.В. Адрианов, благодарность которому и была выражена. Таким образом, имелись связи не только внутри сообщества учащихся, но и со «взрослыми» представителями областничества. Техники воспроизведения: рукопись, гектограф, литография. Деньги добывали самостоятельно, в отчете описывается движение сумм. В целом видно, что устойчивостью и регулярностью работы отличались те ученические издания, которые так или иначе имели регулярную поддержку со стороны взрослых. Трудно сказать, была ли такая поддержка у журнала «Лес»; малочисленность редколлегии крайне небольшой объем издания (8 лл.) говорят, скорее, об обратном. Обсуждение результатов исследования Из приведенных данных становится видна разница между организационной структурой и способами функционирования перечисленных изданий. К сожалению, информация есть не везде, но при ее наличии можно провести определенные разграничения. Так, к изданиям политических обществ однозначно следует отнести журнал «Союз», который по определению являлся органом томского отделения Всероссийского семинарского союза. Высока вероятность того, что также политическими изданиями являлись «Семинарский листок» и «Молодая семинария». На принадлежность их к обществам указывает наличие признаков четкой структуры: общественная библиотека, ссудная касса, а на политический характер - реакция семинарского начальства на обнаружение этих изданий, заключавшаяся в исключении из семинарии участников издания, а в некоторых случаях - и временное закрытие семинарии. Вероятно, сюда же следует отнести и «Робкие голоса», но здесь выводы делать затруднительно из-за отсутствия информации (сохранились только упоминания об издании, характеристики нет). К литературным изданиям однозначно относятся журналы «Товарищ» и «Лес». Сведений о модели их функционирования нет, но судя по составу авторов, следует отнести их к разным категориям из вышеописанных. Так, «Лес» в силу крайне узкого круга авторов, вероятно, можно отнести к органам псевдогруппировок: не исключено, что выпуском журнала занимались один-два человека. Круг авторов «Товарища» значительно шире, как и тематическое и жанровое разнообразие размещенных в нем текстов. По приведенной выше классификации его, возможно, имеет смысл отнести к категории органов, выпускавшихся кружками. В.А. Есипова 306 «Мысли учащихся средней школы» имеют ярко выраженную специфику, обусловленную наличием контроля за изданием со стороны преподавательского состава. Однако ряд признаков (типологическая принадлежность журнала к литературно-художественным по составу текстов, относительная регулярность выпуска - известно как минимум о двух номерах журнала и широкий состав авторов) позволяют говорить об этом издании как об органе кружка учащихся. Особое место среди этих изданий занимает «Родная Сибирь». По составу текстов это литературно-художественный журнал. При этом он имеет довольно отчетливую областническую специфику и ряд признаков, роднящих его с изданиями политических союзов и партий. К ним можно отнести: четкую организационную структуру, наличие членских взносов и библиотеки «сибирской литературы», руководство со стороны студентов томских вузов. Если классифицировать эту деятельность исключительно как литературную, то следует отнести «Родную Сибирь» к изданиям, выпускавшимся литературными обществами. Отметим, что по информации, имеющейся на данный момент, это издание являлось также наиболее «долгоиграющим» из известных сейчас: существует информация о выходе как минимум пяти номеров, что очень неплохо для самодеятельного издания. Также следует отметить, что в Томске существовали учебные заведения, в которых самодеятельные журналы и группы учащихся, их выпускавшие, создавались регулярно. К таким учебным заведениям относятся в первую очередь Томская духовная семинария и Политехническое училище. Если в семинарии зарегистрировано создание в первую очередь политических изданий, то в Политехническом училище выпускались журналы литературного содержания. Это не значит, что в других учебных заведениях города такая деятельность отсутствовала - возможно, мы просто не имеем данных о других изданиях, не дошедших до наших дней. Кроме того, в рассмотренных выше журналах принимали участие и представители других учебных заведений, например частной гимназии Миркович. Кроме того, могли существовать и другие издания в указанных учебных заведениях, но о них в настоящее время ничего неизвестно. Выводы Таким образом можно заключить, что инструментарий, предложенный исследователями для изучения профессиональных литературных обществ, позволяет исследовать также и общества, являющиеся любительскими. Это важно, поскольку исследование читательской рецепции в принципе представляет собой серьезную исследовательскую проблему в силу ограниченности источников и слабой методологической разработки. Между тем использование такого источника, как самодеятельные журналы, дает возможность выявить различные формы читательского поведения и формирования различных видов активности, в том числе - весьма сходных типологически с организационными формами, бытовавшими в профессиональной литературной среде. Самодеятельные ученические журналы Томска 307 Разумеется, отличия от профессиональных объединений не могли не существовать; конечно, любительские объединения не могли быть такими же устойчивыми и типологически разнообразными, как таковые у профессиональных литераторов. Именно поэтому наиболее часто встречающейся формой являлся кружок, не предполагавший наличия формальной структуры (журналы «Товарищ», «Мысли учащихся средней школы»). Узость состава участников, нередкая, видимо, среди изданий такого рода, предопределила и существование псевдогруппировок, выпускавших самодеятельные издания; в их состав могли входить один-два человека («Лес»). Однако имелись среди самодеятельных объединений и такие, которые можно классифицировать как общества («Родная Сибирь»). Ряд признаков роднит их с объединениями политического характера, которые выходят за рамки рассматриваемого явления. Характерным признаком таких изданий является их довольно устойчивый характер - в сравнении с изданиями, которые выпускали кружки или псевдогруппировки. Наконец, в соответствии с содержанием рассмотренных журналов следует выделять и группу политических изданий, являвшихся органами политических кружков. Среди описанных к таковым относится журнал «Союз».

Ключевые слова

читательские объединения, студенческий журнал, сибирская дореволюционная журналистика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Есипова Валерия АнатольевнаТомский государственный университетд-р ист. наук, зав. сектором изучения и раскрытия фонда Научной библиотекиesipova_val@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Балашова Ю.Б. Школьная журналистика Серебряного века. СПб. : Изд-во СПБГУ, 2007. 114 с.
Халиуллина М.С. История развития и условия функционирования детскоюношеских самодеятельных изданий Оренбургского края (1878-2011 гг.) // Вопросы теории и практики журналистики. Иркутск, 2012. С. 199-205.
Рушанин В.Я. Печатные и рукописные издания уральской учащейся молодежи в 1859-1917 гг. Челябинск : Изд-во ЧГАКИ, 2011. 164 с.
Еремин А.И. Мировосприятие провинциальных гимназистов в начале XX в. (по материалам рукописного журнала «Школьные досуги») // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Исторические науки. История России. 2013. № 10 (111). С. 18-42.
Лярский А.Б. «Мы сами создали себе свой мир..»: школьные рукописные газеты и журналы начала XX века как фактор социализации // Новейшая история России. 2014. № 2. С. 179-196.
Жилякова Н.В., Шевцов В.В. Журнал «Товарищ» (1911/12 г.): опыт разработки типологической модели издания для учащейся молодежи в журналистике Томска начала XX в. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 6 (44). С. 139-153.
Есипова В.А., Шевцов В.В. Томские самодеятельные журналы в процессах культурной идентификации учащейся молодежи // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 5. С. 147-160.
Книжная культура Томска (XIX - начало XX в.). Томск, 2014. 416 с.
Проблема читателя в Томске и Томской губернии в конце XIX - начале XX в.: учеб. пособие. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. 226 с.
Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. М. : Новое лит. обозрение, 2009. 448 с.
Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. Л. : Прибой, 1929. 312 с.
Шруба М. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890-1917 годов: словарь. М. : Новое лит. обозрение, 2004. 448 с.
Лаппо-Данилевский К.Ю. Кружки, салоны.. Как и что изучать? // Von Wengen (От немногих). СПб., 2008. С. 59-76.
Ищенко О.В. Кружковая деятельность учащейся молодежи Сибири в начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета. Серия: История. Политология. 2008. № 4/3. С. 103-110.
РГИА. Ф. 802 (1902 г.). Оп. 10. Д. 67.
ГАТО. Ф. 411. Оп. 1. Д. 181.
Есипова В.А. Ученический журнал «Семинарская заря»: опыт типологического анализа по косвенным данным // Вестник ТГУ. Филология. 2019. № 60. С. 234-246.
 Самодеятельные ученические журналы Томска как источник по реконструкции организационных форм читательской активности: к постановке проблемы | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. DOI: 10.17223/19986645/68/15

Самодеятельные ученические журналы Томска как источник по реконструкции организационных форм читательской активности: к постановке проблемы | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. DOI: 10.17223/19986645/68/15