Локальное телевидение: программирование и контент-стратегии в цифровую эпоху
Исследуется специфика программирования и контент-стратегий российского локального телевидения. Проведен анализ сетки вещания трех подмосковных телеканалов, использованы экспертные интервью с руководством данных медиа, результаты опроса зрителей в социальных сетях. Выявлено, что телеканалы редко обращаются к актуальным приемам планирования эфира, не учитывают специфику локального медиапространства. Представлен опыт малозатратного программирования с ориентацией на интересы местного сообщества.
Local Television: Programming and Content Strategies in the Digital Age.pdf Программирование локального телевидения: вызовы нового времени Рассматривая специфику и сущность российского регионального телевидения, следует констатировать двойственность его статуса. С одной стороны, данный сегмент включает более двух сотен региональных и муниципальных телеканалов в 85 субъектах РФ, с другой стороны, это телевидение, которое демонстрирует способность собрать лишь чуть более 3% общероссийской аудитории [1. С. 50]. Как отмечают А.В. Вырковский и М.И. Макеенко, развитая система локального телевидения, особенно система местных коммерческих телеканалов, в мировой практике встречается редко [2. С. 13]. Можно с уверенностью утверждать, что и для российского телевизионного пространства ориентация на локальное вещание никогда не была характерным явлением. Функционирование отечественного регионального ТВ на протяжении всей его истории не было простым. В силу существующих центростремительных тенденций можно было наблюдать отставание в развитии локального ТВ сначала в СССР [3], а затем и в России. Как пишет теоретик и историк телевидения А.Я. Юровский, активное строительство телевизионных центров по всей территории советской страны началось в середине 1950-х гг., но часто было плохо продуманным, телевизионные студии не предусматривали площади для производства телепрограмм, а имели лишь небольшой павильон с телекинопроектором [4. С.100]. Многие из этих телецентров перестали функционировать после 1965 г. Помимо экономических причин (о которых пишет Э.Г. Багиров [5]), Ю.М. Ершов отмечает, что «местные студии плохо понимали свою роль «информационно-публицистического филиала ЦT на местах» и в результате были закрыты [6. C. 31]. Таким об- Ю.И. Долгова 312 разом, изначально формировалась ориентация местного телевидения на отсутствие самостоятельности. Изменение политического устройства страны и законодательной базы, ликвидация единой государственной системы телевидения и радиовещания создали условия для динамичного развития местного телевидения в 1990-х гг. Как отмечают эксперты, из большого количества новых телекомпаний, появившихся тогда, постепенно на рынке остались самые перспективные, те, кто изначально планировал производство собственного телевизионного контента, не ограничивая себя функцией ретранслятора чужой продукции [7. С. 69]. Впрочем, сложившаяся в конце 1990-х гг. практика зависимого сотрудничества с крупными сетевыми партнерами освободила локальные телеканалы от необходимости становиться самостоятельными и самопрограммируемыми, заполнять весь эфир собственными передачами. Такой способ выживания получил среди профессионалов название «сетевое рабство» [8. С. 32]. Вполне закономерно, что принятая в 2009 г. программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы», обусловившая функционирование 21 бесплатного и общедоступного телеканала на всей территории РФ, предопределила появление новых проблем у «маленького вещателя». Большинство сетевых партнеров местных телерадиокомпаний получили частоту в одном из мультиплексов, и региональные партеры оказались им не нужны. Кроме того, значительно увеличивалась конкуренция за локального зрителя, которому теперь стал доступен более богатый выбор продукции. Данные изменения, а также современные тенденции развития медиасферы, связанные с новым этапом информационной революции, нашедшей отражение в глобализации, цифровизации и росте интерактивности телеконтента, потребовали совершенствования тактик и стратегий программирования локального телевидения. Один из возможных эффективных путей эволюции местных телеканалов, который называется экспертами, - это переход на полновещательный формат. Таковы были и требования государственной комиссии, отбиравшей телеканалы на общедоступную 21-ю кнопку (региональную). Однако локальным вещателям, которые часто даже не имеют возможности измерять свою аудиторию и находятся в условиях постоянной нехватки средств на производство и покупку телевизионной продукции, такой путь развития кажется пугающим. Впрочем, по мнению экспертов, он вполне реализуем [2, 8-9]. Очевидно, что процесс собственной трансформации в меняющемся медиапространстве не для всех будет успешным. Именно поэтому считаем важным и полезным рассмотреть и концептуализировать специфику программирования и контент-стратегий локального телевидения, а также изучить существующие практики построения программной верстки. В 2019 г., который был взят для анализа, в России завершился переход на цифровое вещание, поэтому эмпирические данные, собранные в этот период, кажутся нам особенно актуальными. Локальное телевидение: программирование и контент-стратегии 313 Степень изученности темы Местное телевидение неизменно привлекало ученых как предмет исследования (например, [10-14]). По мнению экспертов, оно способно превосходить центральное «по уважительному отношению к человеку, по злободневности в освещении жизненных проблем, искренности интонации, оригинальности подачи информации, глубине анализа, вниманию к деталям» [8. С. 30]. Нельзя недооценивать его роль в формировании местной повестки дня, региональных ценностей и идентичности [2. С. 5]. Одновременно большинство специалистов констатируют сильную зависимость локального телевидения в России от местных администраций (например, [2, 7, 15-16]), а также неспособность к оригинальному программированию, которая находит отражение в заимствовании популярных жанров и форматов и приводит к потере камерности и в определенной степени самобытности [17. С. 32]. Тем не менее вопросы программирования региональных и локальных телеканалов остаются недостаточно изученными, отчасти это связано с тем, что во время господства Центрального телевидения в советскую эпоху, а также в период сотрудничества с сетевыми партнерами в постсоветской истории большинство вещателей не ставили перед собой такой задачи. Однако в условиях развития цифрового телевидения, когда у каждого телеканала появляется возможность развиваться самостоятельно, проблема эффективного программирования обретает особую актуальность. Кроме того, данная деятельность, понимаемая в западной теории как трехэтапный процесс, включающий в себя проектирование / выбор телепрограммы, поиск ее оптимального места в сетке вещания и промоушн [18], является недостаточно изученной в России. Разрабатывая в ХХ в. теорию программирования в гуманистической традиции, исследователи Э.Г. Багиров и Р.А. Борецкий [19-20] ставили перед телевидением иные задачи, основываясь на несколько других принципах программирования: «Во-первых, тематическое разнообразие, соответствующее ориентации основных категорий зрителя. Во-вторых, жанровое многообразие внутри программы. В-третьих, максимально широкое использование выразительных возможностей телевидения. В-четвертых, соблюдение внутренних, темпо ритмических пропорций между компонентами программы» [20. С. 144]. В условиях коммерческого телевидения главной целью оказывается удержание / привлечение зрителей к экранам и сокращение производственных издержек. Следование только данным ориентирам не всегда правомерно для локального вещателя, которому сложно соперничать с высокобюджетными центральными телеканалами и необходимо искать свой путь к зрителю. Вопросы программирования регионального телевидения рассматривались в коллективной монографии «Телевидение Сибири», вышедшей в период существования в регионах сетевых телеканалов. Авторы систематизировали контент всех крупных вещателей края с точки зрения соотношения собственных программ и представленных партнерами, а также проана- Ю.И. Долгова 314 лизировали корреляцию таких параметров как рейтинг, среднесуточный объем вещания и отношение к аудитории [6]. Вопросу расстановки передач внимание не уделялось, возможно, в силу незначительности количества собственного телевизионного продукта на каналах на указанном историческом этапе. Одной из первых серьезных работ периода перехода на цифровое телевидение, посвященной практике программирования региональных полновещательных каналов в современной медиасреде, стала монография М.И. Макеенко, А.В. Вырковского [2], в которой подробно была проанализирована жанрово-форматная структура выбранных полновещательных телеканалов, однако отмечены лишь некоторые приемы программирования. Комплексный подход к изучению регионального телевидения представлен в работе автора, посвященной формально региональному телеканалу - «Москва 24» [21]. На наш взгляд, исследование специфики программирования региональных и локальных вещателей сегодня сохраняет актуальность и имеет как общетеоретическое значение (концептуализация особенностей программирования полновещательных региональных телеканалов), так и научно-практическое (выделение перспективных приемов программирования на всех этапах процесса). Локальное телевидение: специфика программирования Выделение специфических особенностей программирования неразрывно связано с типом телеканала, в том числе по территориальному признаку. Как отчасти закономерно замечает Ю.М. Ершов, «пространственные характеристики деятельности ее определяют больше миссию вещателя и свойства контента, чем форма собственности, источники финансирование и проч.» [22. С. 140]. Принятое сегодня деление телеканалов по охвату территории было предложено В.Л. Цвиком в 1990-е гг. для новой постсоветской телесистемы: общероссийские, региональные, местные [23]. В учебнике «Телевизионная журналистика», выпущенным кафедрой телевидения и радиовещания МГУ в 2019 г., сохранено количество классификационных групп, однако понятие «местные» заменено на «локальные» [24]. Представленная статья посвящена именно местным, или локальным, вещателям. Под ними понимаются телеканалы различной формы собственности, направленные на совокупность телевизионных зрителей, проживающих в пределах одного - нескольких городов или районов, и учитывающие при программировании интересы этой аудитории. Для определения философии данного вида вещателя американский исследователь Кристофер Али пользуется понятием «медиалокализм» [25]. Применительно к медиа оно подразумевает тесную связь между медиа и местной общиной, находящую выражение в адаптивном, нацеленном на местное сообщество программировании (а не универсальном) [25, 26]. Схожие принципы программирования для локальных телеканалов формулируют и российские исследователи. В коллективной монографии «Теле- Локальное телевидение: программирование и контент-стратегии 315 видение Сибири» читаем: «Местное или региональное ТВ - телевидение краев и областей, городов и районных студий - в той мере реализует себя, в какой оно не копирует центральное, не пытается ему подражать, но отстаивает свою контент-стратегию и собственную программную политику» [6. С. 5]. Ориентированность программирования на интересы местного сообщества, как правило, находит отражение в приоритете новостных блоков и программ на актуальную и историческую местную тематику. Локальные телеканалы не всегда позволяют себе придерживаться данного принципа. Одна из причин, которую называло руководство изучаемых в данной работе компаний, - это недостаток средств. Действительно, и в российских, и в зарубежных научных исследованиях отмечается слабая способность «маленького вещателя» зарабатывать деньги, именно поэтому предлагается рассматривать его, скорее, как «общественное благо», т.е. медиа, приносящие пользу местному сообществу [27. С. 106]. Рекомендуя алгоритм решения данной проблемы, Н.И. Григоренко пишет: «... наиболее оптимальной моделью региональной системы СМИ может выступать компромиссная система государственно-общественных СМИ, основанная на единой государственной концепции информационной политики, разработанной на законодательной базе, и регулировании сферы СМИ при помощи коллегиальных общественно-государственных советов по СМИ» [28]. Однако в таком случае значительное место на локальных телеканалах должен занимать журналистский контент, направленный на реализацию социально значимых задач. Другой важный момент - это влияние на телевидение Интернета, который значительно расширил возможности ТВ по взаимодействию со зрителем [29]. Размышляя о будущем локального телевещания, исследователи отмечают, что местным телеканалам необходимо более осознанно и регулярно обращаться к цифровым технологиям, использовать такую их отличительную особенность, как интерактивность [30], которая может стать их конкурентным преимуществом (например, [8]). Стоит отметить, что вряд ли возможно применение на локальном телевидении хорошо описанных в западной литературе приемов программирования, обеспечивающих переход аудитории от одной передачи к другой: «якорь», «тент», «гамак» и др. [18]. Значимым оказывается принцип сохранения программных ресурсов, который предполагает, что основная работа программного директора будет заключаться в том, чтобы придумать и оправдать постоянные повторы телевизионного контента. Кроме того, для локального телеканала важно не удержать зрителя у телевизора, а заставить его возвращаться на канал снова и снова. Российские исследователи также выделяют в качестве приоритетного приема данного вида вещателей - контрпрограммирование (ориентация не на ту аудиторию, на которую ориентированы общероссийские вещатели), а также допускают возможность прайм-тайма в утреннее время [2. С. 109-110; 21]. Вместе с тем, на наш взгляд, при программировании должна сохраняться ориентация на ритм жизни аудитории. Ю.И. Долгова 316 Методология исследования В данной статье мы фокусируем внимание на контент-стратегиях и приемах расстановки передач в программной верстке, а также анализируем промоушн в интернет-пространстве локальных телеканалов (так как в настоящее время цифровая среда считается наиболее перспективной, особенно для изучаемого вида вещателей). Были исследованы три полновещательных подмосковных телеканала: «ТВР 24» (Сергиев Посад), «ЛРТ» (городской округ Люберцы) и «Королев ТВ» (Королев), которые являются разными по формату и форме собственности. «ТВР 24» - государственный информационный телеканал, «ЛРТ» и «Королев ТВ» - частные универсальные телеканалы. Одновременно нельзя охарактеризовать их финансирование однозначно. И для «ЛРТ», и для «Королев ТВ» государственные контракты являются значимым источником дохода, тогда как «ТВР 24» финансируется не только муниципалитетом, но и за счет рекламы. И «ЛРТ», и «Королев ТВ» распространяются посредством кабеля, кроме того, «ЛРТ» является оператором кабельного телевидения. В этой связи для «ЛРТ» особенно важен имидж городского канала, способного предоставить уникальный набор информационных услуг, связанных с местной тематикой. Учитывая тот факт, что жанрово-форматное разнообразие локального телевидения беднее, чем на центральных телеканалах, в ходе анализа мы опирались на форматную структуру телевизионного эфира, описанную в исследовании регионального телевидения А.В. Вырковского и М.И. Маке-енко [2. С. 85]: новости; музыкальная программа; развлекательная программа; спортивная программа; познавательная программа; социальнополитическая программа; детская программа; кинопрограмма. Данная классификация была несколько модифицирована в ходе изучения контента анализируемых каналов. Например, ни на одном из них не было выявлено музыкальных и спортивных телепрограмм, тогда как присутствовало значительное количество кинофильмов. В матрице исследования последние были разделены на три категории: кинофильмы, сериалы и документальные фильмы. При анализе программирования внимание обращалось на вид контента, приоритетного для телеканала, а также на способы его расстановки в сетке вещания. Программа передач исследовалась на неделе с 15 по 21 апреля 2019 г. Кроме того, для уточнения контент-стратегий были проведены интервью с руководством телеканалов. С целью фиксации мнения аудитории о телевизионных передачах осуществлен опрос зрителей в социальных сетях официальных страниц города, телекомпаний и в «ВКонтакте». В ходе исследования было опрошено 120 человек: 45 человек («Королев ТВ»), 32 человека («ЛРТ»), 43 человека («ТВР 24»). Главной целью автора было выявление возможных мотивов обращения к просмотру, а также причин недовольства предлагаемыми передачами. Локальное телевидение: программирование и контент-стратегии 317 «ТВР 24» «ТВР 24» - муниципальный телеканал, который впервые вышел в эфир еще в 1994 г. Сегодня он по-прежнему принадлежит государству. По словам его руководства, отсутствие денег на синдицированную телевизионную продукцию стало одной из причин выбора формата городского информационного телеканала, предполагающего, что в эфир будет выходить только журналистский контент, преимущественно информационный и информационно-аналитический. Сегодня телеканала «ТВР-24» верстает один эфирный час, который состоит из следующих программ: • Событие (новости дня). • Тема (специальный репортаж). • Комментарии по теме дня (выступление экспертов). • В мире. • Интервью • Архив (ТВР). • Life (подробнее см. табл. 1). Плей-лист 10.04.2019 20.00-21.00 ( повторяется четыре раза до 00.00) Таблица 1 Событие начальная заставка Яркие20 00:00:15:00 Событие Отбивки 10 04 19 Ремонт гостиницы Лавры 00:02:27:21 Событие Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки 10 04 19 Вакцинация животных 00:01:32:10 Событие Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки 10 04 19 Утилизация покрышек 00:01:16:02 Событие Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки 10 04 19 Профилактика инсульта 00:02:18:17 Событие Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки 10 04 19 Выезд на ЗОМЗ 00:02:37:02 Событие Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки 10 04 19 На пути к звездам 00:01:47:24 Событие Событие отбивка Яркие20 00:00:02:05 Событие Отбивки Яркие 20 Волонтер 00:01:51:15 Событие Отбивка Яркие20 флешка 00:00:05:00 Отбивки 20 04 Субботник Анонс 00:00:11:21 Промо и анонсы Отбивка+ Реклама новая 00:01:30:00 Реклама 10 04 Погода 00:00:33:03 Погода Промо Яркие20 Ирина Громова 00:01:38:00 Промо и анонсы 1104 ДК Лебединое озеро 00:00:27:04 Промо и анонсы 20 04 ДК Любовь и голуби 2 00:00:34:17 Промо и анонсы 10 04 19 Тема Утилизация покрышек 00:03:24:03 Тема 10 04 19 По делу Беляев О пале травы 00:01:59:07 По делу 10 04 19 Говорят День братьев и сестер 00:02:31:24 Говорят 10 04 19 Коротко 00:01:27:04 Коротко Яркие20 Отбивка 00:00:12:21 Отбивки 10 04 В мире 00:05:45:13 В мире 318 Ю.И. Долгова 13 04 2019 Промо Элита 00:01:28:01 Промо и анонсы Штрихи к портрету 00:19:40:00 Федерация 2019 отбивка Реклама новая 00:00:05:00 Реклама Фит Сервис 00:00:24:22 Реклама Лагманная 2017 00:00:39:24 Реклама 10 04 Погода 00:00:33:03 Погода 13 04 ДК Танцы 00:00:20:24 Промо и анонсы 14 04 ДК Хор Турецкого 00:00:29:01 Промо и анонсы 10 04 2019 Life Все чище и чище 00:01:29:13 Life В конце каждого часа выходят в эфир архивные программы, небольшие документальные фильмы, репортажи об актуальных событиях. Например, 15 апреля 2019 г. час завершался полутораминутным прямым включением с Тотального диктанта, который провел российский киноактер Антон Ма-карский. Эфирный блок обновляется в 00.00, в 6.00, в 12.00, далее некоторые изменения вносятся каждый час вплоть до 20.00. В программе передач не отражается время выхода в эфир и продолжительность каждой программы. С одной стороны, это позволяет редакторам в любой момент внести изменения, но с другой - мешает аудитории планировать свое время. Тем не менее специфика программирования телеканала предполагает его просмотр преимущественно в фоновом режиме, телезритель обращается за необходимой для него информацией по мере возможности. Структура эфира телеканала «ТВР 24» типична для городского информационного телеканала. По такому принципу строит свое вещание «Москва 24» и «NY1» [21]. Однако главная и существенная особенность американского телеканала, обеспечивающая ему определенную финансовую свободу, - это платный характер распространения контента (по подписке). Структура эфира телеканала «ТВР 24» Таблица 2 Тип программ Объем вещания в сутки, мин Доля от 24-часового вещания, % Новости 672 47 Познавательные 336 23 Социально-политические 432 30 Фильмы и сериалы на телеканале отсутствуют (табл. 2). Практически половину всего эфира занимают новости. Остальное время отдается познавательным или социально-политическим передачам и документальным фильмам. Например, в понедельник зрители могут посмотреть «Интересный посад», краеведческую телепередачу, создаваемую совместно с местным туристическим бюро (хронометраж 10-15 минут): каждый выпуск посвящен знаменитым местам Сергиева Посада. По вторникам в эфир выходит проект «По правде говоря»: в ходе интервью (хронометраж 25 ми- Локальное телевидение: программирование и контент-стратегии 319 нут) известные люди рассказывают о важных событиях в их жизни и жизни города. В среду в сетке вещания беседа «Прямая речь»: гости в студии обсуждают актуальную повестку (хронометраж 40-45 минут). В четверг можно увидеть проект «Бить или не бить?», создаваемый при поддержке фонда «Надежда» и представляющий собой мини-лекции о проблемах воспитания детей. В пятницу в эфире покупная программа «Вне зоны. Путешествие на квадроциклах». Серьезное внимание на «ТВР 24» уделяется общественным проектам. Каждый год телеканал участвует в организованном муниципалитетом конкурсе на освещение в СМИ социально значимых проблем. Благодаря участию в данном мероприятии были созданы циклы материалов о работе управляющих компаний, качестве подачи воды и тепла и др. Долгое время в эфире существовал цикл «Время надежды» о детях с ограниченными возможностями. В выходные дни вещание делится на пятичасовые блоки (табл. 3). Каждый из них начинается с новостей и специального репортажа, кроме того, верстка включает журналистские проекты, уже показанные в течение недели. Телеканал сотрудничает с местным культурно-просветительским центром и Дворцом творчества детей и молодежи, которые предоставляют музыкальные или театральные постановки. По словам главного редактора «ТВР 24» Т.Б. Колгановой, у телеканала практически нет средств на закупку телевизионных программ, тем не менее продюсеры стараются посещать мероприятия по продаже контента. Благодаря контрактам, заключенным на одном из них, в эфире появились международные новости. Таблица 3 Блоковое программирование «ТВР 24» в выходные дни Время Суббота, воскресенье 05.00 «Событие», «Тема», «Цитата», «Говорят», «Лестница», «В мире», «Life» 06.00 «Событие», «Тема», «По делу», «Говорят», «В мире», «Интервью», «Life» 07.00 «Событие», «Тема», «Цитата», «Говорят», «Вне зоны», «В мире», «Бить не бить», «Life» 08.00 «Событие», «Тема», «Говорят», «Элита», «Интересный Посад», «Life» 09.00 «Событие», «Тема», «Прямая речь», «Life» Канал программируется схожим образом с крупными информационными телеканалами, однако вряд ли можно говорить о том, что утреннее вещание является здесь приоритетным, так как в этом время еще нет свежих новостей и повторяются сюжеты, вышедшие в эфир накануне. Магистральными при программировании являются принцип сохранения программных ресурсов и основанные на нем приемы блокового программирования и постоянных повторов. В ходе опроса зрителей было выявлено, что аудиторию «ТВР 24» привлекают преимущественно новости и программы о жизни города. Тем не менее в комментариях опрошенные часто отмечали необходимость повышать профессиональной уровень работы журналистов. Ю.И. Долгова 320 «Королев ТВ» «Королев ТВ» вещает с 1994 г., с 2007 г. официально коммерческий телеканал, по формату универсальный (общего интереса). Новости здесь занимают лишь 13% эфира (выходят пять раз в день и состоят преимущественно из сюжетов информационной программы «Мой город», показанной накануне в 20.00 и в 22.00). Особенности контент-стратегии телеканала «Королев ТВ» отражены в табл. 4. Таблица 4 Структура эфира телеканала «Королев ТВ» Тип программ Объем вещания в неделю, мин Доля в объеме вещания, % Новости 1 275 13 Кинофильмы 2 220 22 Сериалы 3 700 37 Документальные фильмы 400 4 Детские 1 415 14 Социально-политические 80 1 Развлекательные 840 9 Кроме новостей, на канале есть несколько собственных передач. Например, один раз в неделю в эфире программа «Прямой разговор», интервью в студии с известными людьми на интересную или актуальную тематику (хронометраж 30-45 минут). Из собственных проектов телеканала на сайте также представлена программа «Моя улица», но в сетке вещания изучаемой недели она отсутствовала. Все остальное время занимают покупные телесериалы, документальные и художественные фильмы, ток-шоу, которые достаточно грамотно распределены по программе передач с учетом ритма жизни аудитории. Ранним утром представлен контент для детей: чередуются мультипликационные фильмы и новости, в период позднего утра, с 10.00 до 11.00, можно также посмотреть познав ательный документальный фильм. С 12.00 до 16.00 для домохозяек и пенсионеров в сетке вещания стоят новости и художественные фильмы, за исключением периода с 14.00 до 14.40, когда в эфир выходят мультфильмы, по всей видимости, для школьников, вернувшихся после занятий домой. В предпрайм - ток-шоу и художественные фильмы. Прайм-тайм также начинается с художественного фильма. Как уже было сказано, два раза за вечер выходит новостная программа, а в четверг интервью «Прямой разговор», которое показывают и днем в воскресенье. Таким образом, именно четверг, а не пятница, как традиционно на федеральном телевидении, отличается от других дней своим программированием. В выходные дни можно выделить период «ранее утро», продолжающийся до 10.30: в этот временной отрезок, так же как в будние дни, в эфир выходят мультфильмы и новости. В позднее утро можно посмотреть шоу и документальный фильм. С 12.00 до 16.00 идут повторы документальных программ и художественные фильмы. В вечернем эфире - художественные фильмы, развлекательные телепередачи и один выпуск новостей (табл. 5). >П cd tf К 4 Ю cd H ’T о in О к Н 00 о £ і>-> ft Н >К о К о о £ і>-> ft К о К о о £ !>■> гч Н >S о К о о £ !>■> ft н sjsj о К о о £ ■ р ft сч о н ft ft н I ft ft ft н fc[ гч о у g ~ ю ^ 2 н н Ч s • • РЗ On н і
Ключевые слова
локальное телевидение,
программирование,
программирование локального телевидения,
российское телевидение,
местные новости,
медиалокализмАвторы
Долгова Юлия Игоревна | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | канд. филол. наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания | yidolgova@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Вартанова Е.Л., Коломиец В.П. (ред.). Телевидение в России в 2018 году: Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. М. : Фед. агентство по печати и массовым коммуникациям, 2019.
Вырковский А.В., Макеенко М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. М. : МедиаМир, 2014.
Даутова Р.В. История регионального телевидения России. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2018.
Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории сов. телевизионной журналистики. М. : Искусство, 1975.
Багиров Э.Г. Телевидение 70-х: некоторые особенности развития // Телевидение’84: вчера, сегодня, завтра : сб. ст. М., 1985.
Ярославцева А.Е. (ред.) Телевидение Сибири : коллективная монография. Томск : Издательство НТЛ, 2011
Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поиске моделей развития. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2012.
Дугин Е.Я. Региональное телевидение: стратегии развития или судьба? // Журналист. Социальные коммуникации. 2017. № 1(25). C. 27-39.
Каратаев Р.Ю. Трансформация регионального вещания в процессе перехода России на «цифру» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология, журналистика. 2017. № 4. C. 92-96.
Дугин Е.Я. Местное телевидение: Типология, факторы и условия формирования программ. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982.
Цвик В.Л. Парадоксы развития местного вещания // Телевидение вчера, сегодня, завтра-89 / сост. Е.Я. Дугин. М., 1989.
Качкаева А.Г. Телевидение в социальном развитии региона : дис.. канд. филол. наук. М., 1990.
Шестеркина Л.П. Возникновение и развитие Челябинского областного телевидения: 1958-1985 гг. : автореф. дис.. канд. ист. наук. Челябинск, 2005.
Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в Чувашской Республике (1961-2005 гг.): исторический опыт : автореф. дис.. канд. ист. наук. Чебоксары, 2006.
Ефанов А.А. Влияние цифровизации на деструкцию регионального телевидения // Власть. 2017. № 8. C. 49-53.
Лизунова И.В. Региональное телевидение в России накануне всеобщей дигитализации: «Болевые точки развития» // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. Т. 6, № 1. C. 117122.
Шестерина А.М. Культурная среда города и региональное телевидение: проблемы взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. Т. 4, № 13. С. 31-38.
Eastman S.T., Ferguson D.A. Media programming: Strategies and practices. 9th Edition. Australia : Thomson/Wadsworth, 2013.
Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М. : Искусство, 1978.
Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М. : Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, 1967.
Долгова Ю.И. Принципы программирования тематического телевидения: «Москва 24» - «канал к завтраку» // МедиаАльманах. 2017. № 5. C. 87-96.
Ершов Ю.М. Телевидение в ряду пространственных медиа и территориальные измерения охвата // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2011. № 1 (13). С. 129-140.
Цвик В.Л. Телевидение переходного периода : автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1997.
Долгова Ю.И., Перипечина Г.В. (ред.) Телевизионная журналистика. М. : Аспект Пресс, 2019.
Ali C. Media localism: The policies of place. Urbana : University of Illinois Press, 2017.
Comer J.C., Wikle T.A. Access to locally-oriented television broadcasting in a digital era // Applied Geography. 2014. http://dx.doi.org/10.1016/j.apgeog.2014.11.001.
Ali C. The merits of merit goods: Local journalism and public policy in a time of austerity // Journal of Information Policy. 2016. Vol. 6. Р. 105-128.
Григоренко Н.И. Основные тенденции и особенности процессов трансформации региональных СМИ в контексте социального реформирования российского общества: По материалам социологических исследований в Красноярском крае на рубеже ХХ-ХХІ веков : автореф. дис.. канд. социол. наук. Красноярск, 2003.
Gulenko P.V., Dolgova Y.I. Evolution of interactive elements in socio-political talk shows in post-Soviet Russia // Global media and communication. 2020. July 30. https://doi.org/10.1177/1742766520946471
Каратаев Р.Ю. Последствия перехода России на цифровое вещание для регионального ТВ // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 3. C. 150-154.