Интерпретационный и воздействующий потенциал ключевых идеологем президентского дискурса Н.А. Назарбаева | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 76. DOI: 10.17223/19986645/76/9

Интерпретационный и воздействующий потенциал ключевых идеологем президентского дискурса Н.А. Назарбаева

Анализируются способы текстовой репрезентации, возможности содержательной интерпретации и воздействующий потенциал ключевых идеологем президентского дискурса Н.А. Назарбаева 2012-2019 гг. «Социальная модернизация» и «Общество Всеобщего Труда» в когнитивнопрагматическом, семиотическом и психолингвистическом аспектах. С опорой на труды основоположников политической лингвистики уточняются терминологический аппарат и методика анализа лексической структуры политического текста в когнитивно-прагматическом аспекте. Результаты исследования верифицируются на основании данных серии психолингвистических экспериментов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Interpretive and influential potential of key ideologemes in the presidential discourse of Nursultan Nazarbayev.pdf Введение В условиях усиления роли политики в современном обществе активно изучается дискурс политических лидеров разного уровня, в том числе -президентский дискурс, охватывающий собственно речевую деятельность президента (узкий подход), а также речь иных участников политической коммуникации, направленную на создание образа президента в общественном сознании граждан (широкий подход) [1. С. 44-45]. Повышенное внимание к президентскому дискурсу обусловило необходимость широкого и полного изучения в казахстанской и российской лингвистике трудов Нурсултана Абишевича Назарбаева, занимавшего пост президента Казахстана в период 1990-2019 гг. Значимость лингвополитического исследования речи первого президента Республики Казахстан определяется не только масштабом личности Н. А. Назарбаева и его особой миссией по созданию суверенного государства на постсоветском пространстве. Она также обусловлена уникальностью языковой ситуации Казахстана как многоязычного и многонационального государства, проявившейся в особой государственной политике трёхъязычия (казахский, русский, английский) и билингвальном статусе языковой личности первого президента (русско-казахский), что повлекло создание и функционирование параллельных русских и казахских текстов в медийном пространстве политической коммуникации. Н. А. Назарбаев является автором более 140 трудов общественно-политического характера, созданных на русском и казахском языках. На текущий момент дискурс Н. А. Назарбаева исследован с точки зрения основной тематики и новой политической терминологии как средства формирования идейно-ценностной картины в общественном сознании [2]; изучены дискурсивный образ главы государства и результаты его дискурсивной политической деятельности [3]; представлен опыт моделирования «гуманитарного» дискурса президента [4]; рассмотрены историкополитологические аспекты президентской речи [5]; реализованы социологический, политологический, лингвосемиотический аспекты анализа. В статье исследуются ключевые идеологемы президентского дискурса Н. А. Назарбаева в когнитивно-прагматическом, семиотическом и психолингвистическом аспектах. Впервые осуществляется попытка выявить 201 Лингвистика / Linguistics ключевые идеологемы политического дискурса первого президента Казахстана, обосновать их особый статус в качестве устойчивых воспроизводимых формул политического дискурса, обладающих воздействующим потенциалом и несущих в предельно лаконичной вербальной форме основное содержание политической доктрины в единстве её понятийных и ценностных смыслов. Эта общая цель конкретизируется в ряде задач, связанных с изучением интерпретационного потенциала идеологем «Социальная модернизация» и «Общество Всеобщего Труда» путем: 1) описания языковых средств их дискурсивной реализации; 2) моделирования концептуальной структуры; 3) характеристики заключенных в них понятийных и аксиологических смыслов; 4) исследования метаязыковой рефлексии рядовых граждан Казахстана по поводу содержания идеологем президентского дискурса. Материал исследования составили общественно-политические публикации (статьи, программы, обращения), раскрывающие суть политической концепции президента и направленные на формирование общественно значимой идеологии [6-8]. В текстах указанных работ регулярно воспроизводятся устойчивые идеологемы «Социальная модернизация» и «Общество Всеобщего Труда», которые концептуализируют ключевые смыслы политической программы президента. Подробно представлен анализ данных идеологем на материале программной статьи «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» (2012), открывающей серию указанных публикаций. 1. Основные термины и методология Одним из основных средств выражения идеологической концепции политика являются идеологемы, которые, по определению И.Т Вепревой и Т.А. Шадриной, представляют собой «языковую или речевую единицу, нагруженную идеологическими (политическими) смыслами» [9. С. 124] и являются, по точному замечанию А.А. Карамовой, «языковой репрезентацией идеологического концепта» [10. С. 21]. Появление термина «идеологема» связано с именем философа и литературоведа М.М. Бахтина, который ввел его в научный оборот, придал ему терминологический статус применительно к идеям литературного произведения [11. С. 145-146]. Динамику лингвистического осмысления понятия идеологемы можно проследить по работам Н.А. Купиной (1995, 2005), Т.Б. Радбиля (1998), В.И. Карасика (2002), С.А. Журавлева (2004), А.П. Чудинова (2006, 2007), Н.И. Клушиной и Е.Г. Малышевой (2009), Е.А. Нахимовой (2011), Б.М. Пионтек (2012), Ю.А. Безродной (2013), А.А. Карамовой (2013), Т.В. Романовой (2019). В середине 1990-х гг. вышла в свет монография Н.А. Купиной «Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции», в которой детально проанализированы слова-идеологемы различных семантических сфер культуры. Извлеченная из толковых словарей идеологическая лексика послужила 202 Юрина Е.А., Жакупова А.Д., Мукашева А.О. Потенциал ключевых идеологем языковым материалом, позволившим автору выявить влияние идеологии на язык, показать процесс трансформации идеологем в мифологемы, тем самым осмыслить механизмы влияния языка на процессы социализации личности, конструирования заданного ментального мира, манипулирования общественным сознанием. Под идеологемами Н.А. Купина понимает «лексические единицы, семантика которых включает идеологический микрокомпонент, то есть цельную, развернутую, достаточно самостоятельную часть словарного толкования и/или набор качественно новых для русского языка идеологизированных контекстов (от словосочетания до развернутого высказывания)» [12. С. 8]. Связь идеологемы и мифологемы исследует в своей работе Т.Б. Радбиль [13]. А.П. Чудинов дифференцирует виды идеологем в зависимости от того, однозначно или неоднозначно они понимаются и используются сторонниками различных политических взглядов [14. С. 47]. Е.Г. Малышева рассматривает общеупотребительные «универсальные» идеологемы, одинаково воспринимаемые практически всеми носителями языка независимо от их партийной принадлежности и политических взглядов [15. С. 38]. А.А. Карамова предложила классификацию идеологем по месту идеологического компонента в структуре семантики номинативной единицы (слова или фразеологизма) [10. С. 21-23]. В работах вышеуказанных авторов углубляется методика исследования идеологем, предлагаются типологии идеологем по разным основаниям, детализируются различные подходы к интерпретации данного феномена. Ученые сходятся во мнении, что идеологема представляет собой номинативную единицу (слово, словосочетание, предложение, текст), содержащую в своем значении «идеологический денотат» [16. С. 91], «идеологический компонент» [17. С. 74], «идеологический микрокомпонент» [18. С. 153]. Историко-функциональный аспект исследования идеологем представлен в работах С. А. Журавлева, который выделяет диахронические, синхронические и описательные идеологемы [19]. Семиотический аспект исследования идеологемы как знака культуры разрабатывается М.В. Новак [20]. Функционально-коммуникативный подход к исследованию идеологем прослеживается в работах Н.И. Клушиной [21], Б.М. Пионтек [22], А.Ю. Безродной [23]. По мнению Н.И. Клушиной, основным назначением идеологемы является ее влияние на формирование в обществе определенной устойчивой идеологии: посредством идеологем осуществляется «целенаправленное воздействие со стороны адресанта на сознание адресата с помощью заранее заданной идеи», которая, в свою очередь, «ориентирует массовое сознание в заданном направлении» [21. C. 34-35]. Б.М. Пионтек рассматривает идеологему как «средство идеологического и политического влияния на социокультурную деятельность общественности и сплочения социума вокруг категории общественного блага» [22. С. 3]. По ее мнению, «идеологемы представляют собой застывшие в определенном вербальном облике общественно важные идеи и являются их кратким языковым переложением» [22. С. 7]. О социальной роли идеологемы пишет А.Ю. Безрод-203 Лингвистика / Linguistics ная, указывая на то, что «через нее автор (говорящий) выражает свою точку зрения, делает попытку донести ее до читателя (слушающего) с целью повлиять на его мировоззрение, привнести в него коррективы, расширить его понятие о данном предмете, явлении» [23. С. 141]. Лингвокогнитивный подход применяет Е.Г. Малышева, рассматривая идеологему как мыслительную универсалию, как «единицу идеологической картины мира, которая объективируется в тексте (в том числе в тексте креолизованном) и - шире - в дискурсе собственно языковыми единицами разных уровней, а также знаками других семиотических систем» [15. С. 35]. Идеологема определяется как «особого типа многоуровневый концепт, в структуре которого (в ядре или на периферии) актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах» [15. С. 35]. К основным признакам идеологемы как ментальной единицы ученый относит национальную специфичность, выраженную аксиологичность, динамичную семантику, а также разнообразие способов репрезентации не только вербально, но и с помощью знаков других семиотических систем и выделяет несколько разновидностей идеологем: с положительным аксиологическим модусом (родина, флаг, отечество), с отрицательным (террор, фашизм) и со смешанным аксиологическим модусом (патриотизм, президент, воля, демократия, народ), идеологемы-архетипы (Ленин, Сталин, Брежнев, Горбачев, Ельцин, Путин, Николай II) [15. С. 34]. Именно такое понимание идеологемы в рамках когнитивно-прагматического подхода положено в основу теоретико-методологической концепции, представленной в настоящем исследовании политического дискурса Н.А. Назарбаева. Близкое по методологическим принципам исследование идеологем русского политического дискурса с использованием ресурсов корпусной лингвистики и программ автоматической обработки текста провела Т.В. Романова и его результаты представила в монографии «Идеологемы и аксиологемы русского языкового сознания как отражение констант и динамики национальной ментальности» (2019). Автор рассматривает идеологемы как «ценностно мотивированные знаковые образования», которые «являются формой воплощения концептуальной идеи, ценности, концептуальной сущности, служащей основой для формирования аксиологических категорий (аксиокатегорий), единицей выражения которых являются ак-сиологемы» [24. С. 6]. В работе по данным различных дискурсивных практик подробно характеризуются такие идеологемы, как «Власть», «Общество», «Народ», «Толерантность» [24]. Некоторые исследователи предпринимают попытки разграничить понятия «концепт» и «идеологема», противопоставляя данные термины по ряду признаков: принадлежность языковой (концепт) и дискурсивной (идеоло-гема) картинам мира, стихийное (концепт) и целенаправленное (идеологе-ма) формирование и ряду других [21. С. 35-36; 23. С. 138-145]. По мнению 204 Юрина Е.А., Жакупова А.Д., Мукашева А.О. Потенциал ключевых идеологем Е.Г. Малышевой, нет необходимости дифференцировать понятия «концепт» и «идеологема», так как «даже в рамках конкретного исследования не удается избежать определения одного феномена через другой... и выработать какие-либо дефиниции, в которых по одним и тем же основаниям дифференцировались бы названные универсалии» [15. С. 35]. Понимая под концептом, «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой.» (см. подробнее в [25. С. 17]), считаем понятие концепта более широким, чем понятие идеологе-мы, которая представляет собой идеологически окрашенный концепт или вариант общеязыкового / общекультурного концепта, в силу чего лексические репрезентанты идеологемы могут быть однозначно интерпретированы только в рамках определенной идеологии, социально-философской или политической доктрины. Таким образом, развитие научных взглядов на понятие идеологемы проходит путь от структурно-семантической (лексикоцентрической) до когнитивно-прагматической (текстоцентрической / дискурсоцентрической / культуроцентрической) интерпретации данного феномена. Эти подходы не противоречат друг другу, а последовательно углубляют и расширяют понимание природы идеологемы как культурного, ментального, социально-политического и лингвистического феномена. Подводя итог историографическому обзору работ, посвященных анализу идеологем в политическом дискурсе, сформулируем собственное понимание используемых в работе терминов. В соответствии с постулатом антропологической лингвистики о триединстве языка, культуры и мышления, термин идеологема, на наш взгляд, принадлежит одновременно трем этим ипостасям. Как единица языка - это элемент лексической структуры текста (слово, словосочетание, фразеологизм), репрезентирующий идеологически значимый и ценностно ориентированный концепт. Как единица ментальности это определенная структура знания (концепт), которая отражает представление о называемом номинативной единицей ценностном элементе идеологической картины мира, воплощенной в тексте. Как единица культуры идеологема исторически формируется в идеологически окрашенном типе дискурса (политическом, социально-философском, социально-публицистическом и т.п.) с целью влияния на ход общественной мысли и управления социальными процессами, обретая при этом определенные смысловые и оценочные фиксации, становясь мифологемой, аксиологемой, знаком определенной эпохи и политической доктрины. Рассматривая концептуальную структуру идеологем в содержательном аспекте (когнитивный подход), мы будем говорить об интерпретационном потенциале идеологем, который состоит в их функциональной направленности на смысловую компрессию идеологической программы до содержания идеологемы / ряда идеологем с последующим смысловым развертыванием политического текста на базе содержания идеологем. Праг-205 Лингвистика / Linguistics матический подход связан с анализом воздействующего потенциала, который состоит в способности идеологем привлекать и удерживать внимание адресата, апеллировать к ценностям и антиценностям, вызывать эмоциональную реакцию, вовлекать в политическую коммуникацию. Лексические репрезентанты идеологических концептов находятся в парадигматических отношениях (синонимических, гиперо-гипонимических, антонимических, мотивационных), вступают в синтагматические связи с другими словами в политическом тексте, их содержание пересекается, частично накладываясь друг на друга. В этой связи исследовательская задача состоит: 1) в определении состава и иерархии идеологем; 2) выделении идеологических концептов разного уровня по принципу соподчинения; 3) систематизации лексических репрезентаций идеологических концептов в лексико-семантические поля и текстовые парадигмы. Для этого используются методы частотного распределения лексем и количественных подсчетов, семантического анализа вербальных репрезентантов идеологем, концептуального анализа (пропозиционально-фреймового моделирования) по выделению понятийного ядра, периферии, ассоциативно-образных и аксиологических слоёв содержания. На этапе обобщающего синтеза моделируется иерархическая структура ключевых (наиболее содержательно значимых и количественно представленных) идеологических концептов, включающих по «принципу матрешки» содержание идеологем более частного порядка. В этой части исследования мы опираемся на методологию концептуального анализа, представленную в [25-30] и др. Анализ текстовых репрезентаций идеологических концептов в функционально-прагматическом аспекте осуществляется путем комплексного лингвостилистического анализа, хорошо разработанного в коммуникативной стилистике текста [31]. Методологическую основу психолингвистического исследования составили труды А. А. Залевской [32], А.С. Герда [33], И.В. Тубаловой [34]. 2. Ключевые идеологемы президентского дискурса Н.А. Назарбаева В программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» от 10 июля 2012 г. Н.А. Назарбаев определил направление социального развития страны как поэтапное движение к формированию «Общества Всеобщего Труда» [6]. С этого момента в политический дискурс Казахстана прочно вошли выражения «социальная модернизация» и «общество всеобщего труда», с которыми устойчиво ассоциируются политическая программа президента и долгосрочная стратегия развития государства «Казахстан 2050», получившие освещение и развитие в последующих документах, обращениях и публикациях [6-8]. Представленные в названии статьи понятия и их языковые обозначения - «социальная модернизация» и «общество всеобщего труда» - соответствуют статусу ключевых идеологем президентского дискурса в силу семантической ёмкости и особой идеологической нагрузки: первое опреде-206 Юрина Е.А., Жакупова А.Д., Мукашева А.О. Потенциал ключевых идеологем ляет суть политических процессов обновления и позитивной трансформации общества, а второе задает образ идеального будущего как конечную цель намеченных социальных преобразований. Содержательное наполнение указанных идеологем подробно характеризуется в разделе 3 данной статьи. О ключевом статусе также свидетельствуют регулярная воспроизводимость данных идеологем и частотная представленность в политической коммуникации. Так, в указанной статье термин «социальная модернизация» встречается 29 раз, а «общество всеобщего труда» хотя используется всего 7 раз, но в наиболее сильных коммуникативных позициях и экспрессивно окрашенных фрагментах текста (в названии, преамбуле, заключении), усиливается использованием прописных букв и шрифтового выделения. Высокой частотностью обладают лексические репрезентанты этих идеологем: модернизация - 591, социальный - 136, общество - 30, труд -37. Высокочастотным является использование этих идеологем в современном медиадискурсе [35], научном политологическом и собственно политическом типах дискурса [36-37]. Поисковая система Яндекс выдает 8 миллионов результатов на поисковый запрос «Общество всеобщего труда в Казахстане» (дата обращения: 04.06.2021). Приведем в качестве примеров некоторые заголовки публикаций с указанием года издания: Общество всеобщего труда - это хорошо... но кто будет трудиться и как? (2012); Социальная модернизация Казахстана - вектор стабильности и прогресса (2013); Идея «Общества всеобщего труда» как фактор индустриальноинновационного развития страны (2015); Строим общество всеобщего труда (2017); Трудности на пути к «Обществу всеобщего труда (2019); Обществом Всеобщего Труда стать непросто. Но... (2020). Остановимся подробнее на содержании ключевых идеологем и их текстовой репрезентации. 3. Когнитивно-прагматический аспект интерпретации идеологем «социальная модернизация» и «общество всеобщего труда» По своему концептуальному и контекстуальному содержанию обе идеологемы тесно взаимосвязаны. Они базируются на единой понятийной основе, которую формирует мегаконцепт «Общество», так как идеологема «социальная модернизация» может быть перефразирована как «модернизация общества», а в структуре второй идеологемы лексической компонент общество является главным словом словосочетания, в то время как гени-тивный элемент всеобщего труда выступает в роли зависимого атрибутивного комплекса. В основе анализируемых идеологем лежат три концепта: «Модернизация», «Общество», «Труд». Каждый из них имеет особую смысловую ор- 1 Указывается абсолютное число употреблений номинаций с соответствующей корневой морфемой. Общее количество слов в статье, включая служебные, - 7 570. 207 Лингвистика / Linguistics ганизацию, а все вместе они формируют иерархическую структуру знания, моделирующую идеологическую концепцию заявленной политической программы. По своей сути концепты «Модернизация» и «Труд» представляют определенные социальные процессы, осуществляемые членами общества на благо общества, и входят в качестве отдельных фреймов в макроструктуру базового мегаконцепта «Общество». 3.1. Концепт «Общество» является основополагающей идеологемой любого политического дискурса. Анализируя соотношение идеологем общество, государство, власть в русском политическом дискурсе, Т.В. Романова приходит к выводу, что «идеологема общество, в отличие от идео-логемы власть, имеет более позитивную оценочную составляющую: в русской языковой картине мира присутствует образ идеального общества, общества, к которому нужно стремиться» [24. С. 59]. Лексическими репрезентантами этого мегаконцепта выступает заглавная лексема общество (90)1 - имя концепта, её производные сообщество (9), прилагательное общественный (30), иноязычные синонимы социум (1) и социальный (188), однокоренное прилагательные всеобщий (12). Данные единицы используются в составе следующих словосочетаний, демонстрирующих определенные типы общественной организации и детализацию общественной структуры: Общество Всеобщего Труда, мировое сообщество, казахстанское общество, институты гражданского общества, бесконфликтное общество, потребительское общество, общественные блага, социальная модернизация, социальная защита и др. Анализ словарных дефиниций лексических репрезентантов позволяет выявить понятийное ядро концепта - базовый смысл, формирующий его логическую структуру. Лексическое значение слова общество определяется в словарях, как: 1) ‘совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни’; 2) ‘круг людей, объединенных общностью чего-л. (происхождения, положения, интересов и т.п.)’; 3) ‘группа людей, проводящих вместе время; компания’; 4) ‘объединение людей, ставящих себе какие-л. общие задачи; организация’ [38. 2. С. 577]. Как видим, каждый лексико-семантический вариант транслирует идею единства индивидов, совокупности отдельных личностей, объединенных общими условиями и/или задачами жизнедеятельности. Эта идея может быть обозначена формулой «мы / все вместе». Степень абстрактности значения определяется масштабом объединения людей от человечества в целом (мировое сообщество) до административно-политических, этнических, родовых, семейных, профессиональных, идеологических и прочих социальных групп. Самое широкое значение - социум, человеческое сообщество - определяется в философском словаре как «обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей» [39. С. 451]. 1 Здесь и далее указывается количество словоупотреблений. 208 Юрина Е.А., Жакупова А.Д., Мукашева А.О. Потенциал ключевых идеологем Понятийное ядро концепта общество ‘единство индивидов’ конкретизируется и детализируется номинациями определенных общественных групп (сообществ) и их представителей. В анализируемых статьях Н.А. Назарбаева лексическими репрезентантами общественных структур и членов общества выступают такие номинации, как Казахстан (159), государство (104), казахстанец (59), гражданин (64), народ (56), семья (37), нация (52), используемые в составе словосочетаний народ Казахстана, жизнь народа, здоровье народа, международный опыт, общенародный резонанс, социальное государство, государственные служащие, государственные органы, государственный фонд, государственные чиновники, каждый казахстанец, молодой и взрослый казахстанец и др. Наиболее частотными номинациями, конкретизирующими концепт «Общество» в президентском дискурсе Н.А. Назарбаева, являются названия государства Казахстан и его граждан - казахстанцы, граждане, народ. (1) Идеи о необходимости поднятия авторитета человека труда1 я читаю в письмах казахстанцев, в откликах со всех уголков Казахстана на мое Послание [6]; Мы создаем такое справедливое общество, в котором каждый может сказать: «Я - казахстанец, и в своей стране для меня открыты все двери!» [8]. Также частотной является лексема государство в значении ‘политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивает охрану существующего порядка’. В контексте официальной политической концепции намеренно снимается негативный аспект противостояния «народа и власти», «народа и государства»; формируется исключительно позитивный образ социального государства, обеспечивающего условия для улучшения качества жизни граждан и прогрессивного развития общества: (2) Государство создает условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддержка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности [6]. Идея единства, консолидации творческих усилий каждого гражданина как члена общества усиливается прилагательным всеобщий в составе ключевой идеологемы «Общество Всеобщего Труда», определительным местоимением весь как в составе морфемной структуры этого прилагательного, так и в синтаксической структуре высказываний: (3) Социальная модернизация требует сегодня ясного представления о возможных вызовах и рисках. И это должны понимать не только государственные служащие всех рангов, но и все общество, весь народ, для которого социальная модернизация и осуществляется [6]. 1 В приведенных фрагментах текстов подчеркиванием выделены ценностно окрашенные дискурсивные элементы (аксиологемы). 209 Лингвистика / Linguistics Местоимение каждый переносит акцент на индивидуальных представителей общества, подчеркивая их значимость в общем деле: (4) «Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца» [8]. Оно также актуализирует степень социальной ответственности индивида: (5) У нас в стране есть работа, и каждый желающий может ее найти. Более того, у нас каждый имеет возможность сам создать себе работу, позаботиться о себе [7]. Смысловую периферию концепта «Общество» в составе рассматриваемой идеологемы формирует содержание менее частотных номинаций отдельных частных государственных структур, социальных групп и их представителей, упоминающихся в текстах статей в контексте их участия в общественной жизни и реализации программы социальной модернизации: служащие, молодежь, чиновники, депутаты, акимы, законодатели, горожане, жители малых населённых пунктов, безработные, наёмные работники, работодатели, педагоги, бизнесмены, учащиеся, школьники, члены многодетных семей, интернет-пользователи, творческая интеллигенция, врачи и др. Аксиологическое наполнение мегаконцепта «Общество» составляет содержание слов, называющих общественно значимые ценности и антиценности. Ядерную зону ценностных доминант составляет концепт «Благо», номинация которого входит в качестве корневой морфемы в аксиологемы благополучие, благосостояние, благоустроенность. Встречаются в президентском дискурсе прямые аксиологические номинации ценности, богатства. К числу аксиологем с позитивной семантикой относятся понятия качество жизни, ответственность, профессионализм, партнерство, здоровье, образование, эффективность, конструктивность, реализм, активность, инициативность, справедливость, созидание, ряд из которых упоминался в примерах (1), (2), (4), (5) и далее представлен в (6), (7), (8), (9), (12). Негативные социальные процессы (глобальный кризис, нестабильность) связываются с такими антиценностями, как потребительство, социальный инфантилизм, иждивенчество, иллюзорность: (6) Преодолеть такие явления, как иждивенчество и социальный инфантилизм, внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, паутнеуском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством [6]. Полярные аксиологемы моделируют позитивный и негативный портреты общества, которые воплощаются в противопоставлении идеологем «Общество потребления» (-) и «Общество Всеобщего Труда» (+), а конструктивный процесс социальной модернизации мыслится как преодоление, изживание негативных черт идеологии консюмеризма, присущих обществу потребления (подробнее см. в [40]): (7) Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов про-210 Юрина Е.А., Жакупова А.Д., Мукашева А.О. Потенциал ключевых идеологем шлого столетия. Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса. Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу. И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда [6]. В этом контексте концепты «Модернизация» и «Труд» тесно взаимосвязаны как два параллельных и обусловливающих друг друга социальных процесса - позитивное обновление социально-экономического уклада невозможно без творческой и конструктивной трудовой деятельности членов общества, а достижение желаемой модели социального государства невозможно без изменения отживших способов взаимодействия государства и граждан: (8) В конечном счете все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами. Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации [6]. 3.2. Концепт «Модернизация», содержательное ядро которого составляет идея ‘обновления, изменения к лучшему, усовершенствования’, находит лексическое воплощение в номинациях концепта модернизация (99), модернизационный (13), а также серии близких по семантике и частично пересекающихся по смыслу номинаций: развитие (107), изменения (23), реформирование (2), стимулирование (8), совершенствование (7), оптимизация (4), прогресс (3), обновление (6), ревизия (4), корректировка (3), современный (49), новый (162), описательных формулировок повышение эффективности, создание эффективной системы. Приведенные далее синтагмы демонстрируют социальные сферы и объекты приложения процесса модернизации: модернизация структур общества, экономическая модернизация, модернизация ЖКХ, модернизация образовательной системы, модернизация здравоохранения, модернизация отечественных СМИ и др. Концепт «Модернизация» имеет фреймовую структуру, будучи процессуальным по содержанию. В рассматриваемой политической концепции субъектом модернизации и её инициатором выступает государство (= ‘правящий класс, представители власти, руководители’), объектом модернизации являются различные социальные институты, требующие обновления и усовершенствования, целью - формирование государства (=‘страны, общества) с эффективной экономикой и развитой социальной сферой: (9) Сегодня цель и смысл социальной модернизации состоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриальноинновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением 211 Лингвистика / Linguistics общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости [6]; Казахстан 2050 года - это... государство с сильной экономикой, где все делается для человека [7]. 3.3. Концепт «Труд», связанный с представлением о созидательной целенаправленной умственной и физической деятельности человека, представляет базовую общечеловеческую ценность и является основополагающим культурным концептом [41-43]. Как пишет Г.В. Токарев, слово труд «стало названием принципа, указывающего на обязательность трудовой деятельности, её общественную, эстетическую, этическую ценность как для каждого члена, так и для всей лингвокультурной общности в целом [41. С. 13]. Универсальный положительный смысл данной аксиологемы связан с пониманием важнейшей роли труда для самореализации личности, получения и накопления материальных благ, созидания культурных ценностей. Вместе с тем данный концепт обнаруживает аксиологическую амбивалентность, обусловленную противоречием между затраченными в трудовом процессе усилиями и удовлетворенностью / неудовлетворенностью полученным результатом труда. Общественный характер трудовой деятельности усугубляет это противоречие за счет возможности присвоения результатов чужого труда, а стремление разрешить это противоречие лежит в основе принципа социальной справедливости и установления гармоничного социального миропорядка путем правового регулирования. Именно поэтому концепт «Труд» становится объектом идеологической интерпретации в контексте той или иной социально-политической доктрины, наполняется тенденциозными оценочными смыслами и часто используется как инструмент манипуляции общественным сознанием. Например, в советский период свободный от эксплуатации социалистический труд становится абсолютно положительной идеологической доминантой, а в постсоветский период конца 1980-х - 2000-х гг. происходит деидеологизация этого концепта. По словам О.Е. Черновой, в этот период обнаруживается «разрушение идеологически заданной структурированности концепта «Труд», «содержание анализируемого концепта предельно сужается», «этические смысловые наращения претерпевают значительные модификации в соответствии с культурно-ценностными предпочтениями демократического общества» [42. С. 5]. В президентском дискурсе Н.А. Назарбаева 2012-2019 гг. происходит «ре-идеологизация» данного, ключевого для социалистически ориентированной идеологии, концепта. Труд здесь выражает идею активной, инициативной созидательной деятельности человека на благо себе и обществу в ситуации партнерства государства и граждан в противовес позиции социального инфантилизма и пассивного потребительского отношения к государству как «донору» социальных благ: (10) Серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм. В его основе - извращенная мотивация к труду, «навязанная» в переходный 212 Юрина Е.А., Жакупова А.Д., Мукашева А.О. Потенциал ключевых идеологем начальный период «дикого капитализма» 90-х годов. Это возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия - «меньше работать -больше получать», «делать деньги из воздуха» и т.п. Доморощенное мещанство, помноженное на социальный инфантилизм, способно стать тормозом модернизации [6]. В контексте президентского дискурса лексема труд (56) ‘целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения’ и ее производные трудовой (46), трудолюбие (1), трудолюбивый (2) реализуют более абстрактное и стилистически возвышенное (патетическое) значение по сравнению со словом работа и его производными, не наполненными идеологически и аксиологически значимым содержанием. Сочетаемость лексических репрезентаций концепта «Труд» продемонстрировала актуализацию следующих аспектов семантики: 1) ‘созидательная деятельность граждан на благо общества’ (ценностный аспект) - честный труд, социально полезный труд и др.; 2) ‘профессиональная деятельность субъекта’ (акциональный аспект) - трудовая квалификация, трудовая школа и др.; 3) ‘трудовые социально-правовые отношения’ (юридический аспект) - трудовое законодательство, трудовые конфликты, трудовые споры и др. Процессуально-деятельностный (акциональный) аспект концепта «Труд» может быть рассмотрен в структуре мегаконцепта «Общество» как социальный процесс, связанный с производством материальных и духовных благ. В то же время «Труд» сам по себе, в отвлечении от акционально-го аспекта реализации трудового процесса, является общественно значимой ценностью, воплощающей основной принцип сознательной жизни личности. Именно в этом ценностном значении данный концепт представлен в идеологеме «общество всеобщего труда», где труд выступает ключевой аксиологемой политической программы президента. В рассматриваемой идеологической парадигме позитивной аксиологеме «Труд» противопоставлен негативный ценностный концепт «Потребительство»: идеология потребления, потребительское общество, социальное иждивенчество, соц

Ключевые слова

политический текст, идеологема, концепт, аксиология, президентский дискурс, Н. А. Назарбаев, психолингвистический эксперимент

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Юрина Елена АндреевнаГосударственный институт русского языка им. А. С. Пушкина; Томский государственный университетд-р филол. наук, профессор кафедры общего и русского языкознания; профессор кафедры русского языкаyourina2007@yandex.ru
Жакупова Айгуль ДосжановнаКокшетауский университет им. Ш. Уалихановад-р филол. наук, профессор кафедры русской филологииaygul.zhakupova@yandex.kz
Мукашева Акбота ОмиржановнаКокшетауский университет им. Ш. Уалихановаст. преподаватель кафедры русской филологииmuk-ak-om@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Нахимова Е.А. Прецедентные имена в президентском дискурсе // Политическая лингвистика. 2007. № 2 (22). С. 44-48.
Шаукенова З.К. Идейно-ценностные и политические аспекты Послания Президента Республики Казахстан. Алматы : ИФПР КН МОН РК, 2013. 205 с.
Бектурова Ж.Б., Кадеева М.И. Коммуникативно-прагматический потенциал казахстанского политического дискурса // Политический дискурс в парадигме научных исследований : сб. ст. II междунар. науч. конф. / под ред. Д.В. Шапочкина. Тюмень : Вектор Бук, 2015. 202 с.
Томанова Н.М. Функции концептуальной метафоры в гуманитарном дискурсе лидера нации // Вестник КазНУ. Серия филологическая. 2015. № 3 (155). С. 76-80.
Лапин Н.С. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев и формирование исторического сознания казахстанцев. Астана : БиКА, 2017. 296 с.
Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. URL: https://www.mfoim.kz/ra/social-naya-modermzaciya-kazahstana-dvadcat-shagov-k-obschestvu-vseobschego-truda_a2478336
Назарбаев Н.А. «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» // Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. 2012. URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_and_programs
Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. URL: https://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya
Вепрева И.Т., Шадрина Т.А. Идеологема и мифологема: интерпретация терминов // Научные труды профессоров Уральского института экономики, управления и права. Екатеринбург, 2006. Вып. 3. С. 120-131.
Карамова А.А. Современный политический дискурс (конец ХХ - начало ХХІ вв.) : автореф. дис.. д-ра филол. наук. Уфа, 2013. 40 с.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М. : Худож. лит., 1975. 506 с.
Купина Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. Екатеринбург ; Пермь : Изд-во Урал. ун-та, 1995. 144 с.
Радбиль Т.Б. Язык и мир: парадоксы взаимоотражения. 2-е изд. М. : Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. 592 с.
Чудинов А.П. Политическая лингвистика : учеб. пособие. М. : Флинта: Наука, 2006. 254 с.
Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. 2009. № 4 (30). С. 32-40.
Купина Н.А. Живые идеологические процессы и проблемы культуры речи // Язык. Система. Личность. Екатеринбург, 2005. C. 90-104.
Современная политическая коммуникация: учеб. пособие / отв. ред. А.П. Чудинов. Екатеринбург, 2009. 292 с.
Нахимова Е.А. Идеологема Сталин в современной массовой коммуникации // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2011. Вып. 2 (36). С. 152-156.
Журавлев С.А. Идеологемы и их актуализация в русском лексикографическом дискурсе : дис.. канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2004. 220 с.
Новак М.В. Культурно-семиотический анализ идеологем общества потребления // Современный дискурс-анализ. 2013. № 7. С. 53-60.
Клушина Н.И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000-2008 гг.) : автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 2008. 62 с.
Пионтек Б.М. Общеязыковые факторы генезиса идеологемы как категории политической лингвистики (на материале польского и русского языков) : автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2012. 24 с.
Безродная А.Ю. Различие понятий «концепт» и «идеологема» // Вестник ИГЛУ. 2013. № 3 (24). С. 138-145.
Романова Т.В. Идеологемы и аксиологемы русского языкового сознания как отражение констант и динамики национальной ментальности. Н. Новгород : ДЕКОМ, 2019. 120 с.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М. : АСТ : Восток-Запад, 2007. 226 с.
Воркачев С.Г. Лингвокультурная концептология: становление и перспективы // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007. Т. 66, № 2. С. 13-22.
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. 361 с.
Кубрякова Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. С. 90-93.
Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов. М. : Academia, 2000. 141 с.
Юрина Е.А., Темирова Ж.Г. Концепт «честь» и его образные репрезентации в контаминированной картине мира писателя-билингва (на материале рассказа Р. Сейсенбаева «честь») // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 61. С. 149-176. doi: 10.17223/19986645/61/9
Болотнова Н.С. Проблемы коммуникативного изучения слова в тексте: результаты и перспективы // Коммуникативные аспекты слова в текстах разной жанровостилевой ориентации. Томск, 1995. С. 3-12.
Залевская А.А. Различные подходы к трактовке значения как достояния индивида // Психолингвистические исследования слова и текста : сб. науч. тр. Тверь, 1997. С. 30-37.
Герд А.С. Морфемика в её отношении к лексикологии // Вопросы языкознания, 1990. № 5. С. 8-15.
Тубалова И.В. Показания языкового сознания как источник изучения явления мотивации слов: дис.. канд. филол. наук. Томск, 1995. 236 с.
Санеев А. Общество всеобщего труда - это хорошо. но кто будет трудиться и как? // Диалог.кз. 11.09.2012. URL: https://russianskz.info/economy/3657-obschestvo-vseobschego-truda-eto-horosho-no-kto-budet-truditsya-i-kak.html
Курманбаев С.К., Дюсембинова Ж.С., Жомартова Г.С. Социальная модернизация Казахстана - вектор стабильности и прогресса // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 7 (105). С. 134-138.
Есетов Н.Е. Идея «Общества всеобщего труда» как фактор индустриальноинновационного развития страны // Вестник казахско-русского международного университета. Актюбинск, 2015. URL: https://articlekz.com/article/20573
Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М. : Русский язык : Полиграфресурсы, 1999. Т. 2. 736 с.
Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М. : Сов. энцикл., 1983. 840 с. URL: https://runivers.ru/upload/iblock/1b4/filosofsky%20slovar.pdf
Новак М.В. Идеологемы консюмеризма в массовой культуре современной России : автореф. дис.. канд. филол. наук. Белгород, 2012. 22 с.
Токарев Г.В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материале репрезентаций концепта «Труд» в русском языке). Волгоград : Перемена, 2003. 213 с.
Чернова О.Е. Концепт Труд как объект идеологизации : автореф. дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004, 20 с.
Басова Л.В. Концепт ТРУД в русском языке (на материале пословиц и поговорок) : автореф. дис.. канд. филол. наук. Тюмень, 2004. 19 с.
Гринин Л.Е. Кибернетическая революция и шестой технологический уклад // Историческая психология и социология истории. 2015. Т. 8, № 1. С. 172-197.
Митина Н.Г. Общество всеобщего равенства Г. Бабефа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Т. 8, № 2 А. С. 166-172.
Лащенко П.В. Концепция государства всеобщего благоденствия в отечественной и зарубежной науке и его реализация на примере шведской экономической модели // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 93(09). URL: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/72.pdf
Коновалов В.Н. Государство благосостояния // Политология : словарь. М., 2010. 290 с.
Охохонин Е.М. Генезис идей социального государства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2010. Вып. 23, № 25. С. 6-10.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / авт.-сост. В. Серов. URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/15.pdf
 Интерпретационный и воздействующий потенциал ключевых идеологем президентского дискурса Н.А. Назарбаева | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 76. DOI: 10.17223/19986645/76/9

Интерпретационный и воздействующий потенциал ключевых идеологем президентского дискурса Н.А. Назарбаева | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 76. DOI: 10.17223/19986645/76/9