В обзоре рассматривается монография по истории развития томской сатирической журналистики дореволюционного периода, подготовленная Н.В. Жиляковой. Проанализированы содержание книги и ее композиция, дана оценка исследовательскому вкладу автора, сделан вывод о значимости работы для научно-образовательного процесса. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Evolution of Tomsk satirical journalism of the pre-revolutionary period. Book review: Zhilyakova, N.V. (2020) “Oblichat’.pdf Монографию ««Обличать, колоть и жалить». Сатирическая журналистика Томска конца ХІХ - начала ХХ века» можно назвать настоящей научной энциклопедией этого направления журналистики Западной Сибири. Автор книги - профессор Н.В. Жилякова собрала в целостную картину эволюцию региональной сатиры дореволюционного периода. Особую ценность исследовательскому труду придает включение редкого архивного материала. В руках ученого оказались труднодоступные оригиналы изданий, некоторые из них сохранились в единственном экземпляре в архивах российских библиотек: Научной библиотеке Национального Томского государственного университета, Российской национальной библиотеке, Российской государственной библиотеке. Научная значимость книги состоит в том, что в ней выявлены ключевые периоды развития сатирической прессы в Томске - от момента ее зарождения (1881) до последнего года существования дореволюционной периодической печати. При этом показаны взаимосвязи региональной журналистики с общероссийской, сделаны акценты на исторических условиях, повлиявших на содержательный и типологический облик изданий. Детальное 264 Горбачев А.М., Петренко О.А. Эволюция томской сатирической журналистики изучение найденных в архивах национальных библиотек сатирических журналов и газет, анализ «пестрых» жанров сатиры, а также обращение к биографиям публицистов и редакторов позволили доказательно выделить три этапа эволюции томской сатирической журналистики, открыть ее индивидуальный, «хронологический ритм» развития, показать ее сибирский колорит. В соответствии с авторской периодизацией выстроена и композиция научной работы. УДК 070 ББК 76.01 Ж72 Жиля ко в а II. В. Ж72 «Обличать, колоть и жалить». Сатирическая журналистика Томска конца XIX - начала XX века науч ред. О.И. Лепнлкина. - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. - 388 с. ISBN 978-5-94621-908-2 В монографии прослеживается история зарождения и развития томской сатирической журналистки конца XIX - начала XX века, дастся характеристика ведущих сатирических журналов Томска периода Первой русской революции и 1910-х годов. Появление сатирической периодики вписано в контекст становления сатиры на страницах томских общественно-политических и литературных газет и журналов. Для исследователей дореволюционной российской журналистики, студентов и преподавателей гуманитарных факультетов, УДК 070 ББК 76.01 Рецензенты: Л.П. Громова, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета; Е И. Орлова, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова О Житкова Н.В., 2020 © Томский государственный университет, 2020 В первой главе «Зарождение и апробация сатирических жанров в частной периодической печати Томска конца XIX века» представлен аналитический обзор публицистической деятельности трех изданий - «Сибирской газеты», «Сибирского вестника» и «Сибирской жизни». Убедительно показано, что появление сатиры обязано первому частному изданию Западной Сибири - «Сибирской газете» (1881-1888), ставшему в итоге «важным фактором общественной жизни Томска». Исследователь выявила более 140 фельетонов за недолгий период существования газеты, вокруг которой объединились местная интеллигенция и политические ссыльные. Кропотливая архивная работа позволила Н.В. Жиляковой установить новые исторические факты, в частности обнаружить первый фельетон, который должен был выйти еще в 1881 г, но был запрещен. «Минуты вольного раздумья» - такова была резолюция предусмотрительного цензора к фельетону о «трудных годах» России, о разделении населения на псевдопатриотов-охранителей «плесени и затхлости дореформенного порядка» и «читающую и думающую» интеллигенцию [1. C. 18]. В книге показана плеяда сатириков, сотрудничавших с «Сибирской газетой». Это и поэт-народник Ф.В. Волховский, знаменитый писатель 265 Рецензии, критика, библиография / Reviews, critiques, bibliography .М. Станюкевич, публицист и исследователь Сибири Д.А. Клеменц. Ключи к творчеству каждого из них, по мнению автора, лежат в их фельетонной работе. К примеру, фельетоны Ф.В. Волховского - это «оригинальный синтез публицистики, поэзии и сказки» [1. C. 22], типологически восходящими к сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина и волшебной сказке. Монография открывает индивидуальный мир томской сатиры, «густо населенный» отрицательными и положительными героями. Справедливо выделена такая важная стилеобразующая черта фельетонистов, как циклизация. Серии фельетонов объединяет внутренний сюжет и образ автора, поскольку «Фома», «Иван Брут», «Дядя Федул», «Консерватор» и др. - это не просто псевдонимы к фельетонам, это настоящая литературная маска. Желание втянуть читателя в игру, по мнению Н.В. Жиляковой, приводит к появлению новых форм: сатирическая рубрика «Крапива» оформляется как «газета в газете», с использованием привычных читателю газетных жанров - передовых статей, телеграмм, объявлений, стихотворений. На разнообразных примерах в книге показано, что документальным фактам действительности придается новая публицистическая форма: объявление о подписке становится антирекламой «Сибирского вестника» (второй частной газеты Томска, созданной в 1885 г.), тема взяточничества перекладывается в строки «современного сибирского романса» и т.д. Говоря об изданиях, исследователь показывает жанровую палитру сатиры и, что весьма интересно, прослеживает эволюцию фельетона как жанра-лидера. Траектория этого развития - от первых фельетонов Адрианова к формированию рубрики «Фельетон «Сибирской газеты»». Между крайними точками эволюции - сказочные и литературные фельетоны, циклизация, «газета в газете», параллельное ведение фельетонов разными публицистами. Убедительный анализ жанровой эволюции позволяет автору заключить, что сатирическая журналистика «Сибирской газеты» была выдающимся явлением времени, уровень которого так и не был достигнут другими изданиями Томска. В монографии дан подробный аналитический разбор и сатире в двух других изданиях того периода. В «Сибирском вестнике» выявлено несколько подъемов работы над фельетонами: полемика с «Сибирской газетой», позже с «Сибирской жизнью», а также время Первой русской революции, первый год которой стал финальным для газеты. Фельетоны «Сибирского вестника», по наблюдению ученого, менее литературны и являются публицистическим ответом на текущие события, при этом сатира остается острой, обличительной и воспринимается читателями как адресная критика. Отдельная главка посвящена «Сибирской жизни», которую, по мысли Н.В. Жиляковой, отличает поиск новых сатирических форм. Ими стали басни, юмористические рассказы, сценки с натуры, а позже - «сатирическое естествознание». Газета воспринималась публицистами как бич произвола и насилия, «литературное оружие», позволявшее вскрыть «общественные язвы» [1. C. 76]. 266 Горбачев А.М., Петренко О.А. Эволюция томской сатирической журналистики В первой главе, таким образом, создан многоликий, разножанровый, политематический образ томской сатирической журналистики на этапе ее становления. Следующий период ее развития, 1905-1907 гг., показан как пестрый, неоднозначный, отмеченный поисками типологических форм и своей аудитории. Только в течение одного года выходят в свет шесть сатирических изданий - «Осы», «Бич», «Рабочий юморист», «Ерш», «Бубенцы», «Красный смех». Исследователь обращается к изданиям, о которых до момента написания монографии было известно только, что они есть, или же имелись обрывочные сведения о них. Из-за труднодоступности они не становились объектом научной рефлексии. Благодаря по-настоящему детективным навыкам автора сатирические журналы-листки введены в научный дискурс. Н.В. Жилякова дает типологическую характеристику изданиям, открывает нам их индивидуальный обличительный смех. Это журнал карманного формата без иллюстраций «И смех, и горе». Журнал «Осы», чье «жало политической сатиры» было нацелено не только на вопросы внешней и внутренней политики, но и на местные проблемы и события - черносотенные погромы, выборы в городскую думу и др. Журнал «Бубенцы» «звенел» обывателям бытовым юмором, бульварными романами-фельетонами. «Литературно-художественно-сатирический листок» «Бич», резко критиковавший власти, публиковал карикатуры, выполненные с использованием красного цвета, что выделяло его на фоне черно-белой томской периодики. «Рабочий юморист» назван в книге «экспериментом в области исследования границ сатиры», поскольку его отличали «резко антирелигиозная критика, защита Л. Толстого, выпады в сторону местного главы города» [1. С. 153]. Столь же выразительно представлены в главе и другие изданные и неосуществленные проекты. В третьей главе характеризуется этап 1910-х гг. как менее искрометный, но важный для создания целостной типологической картины. В тот период значительно сокращается количество сатирических изданий, как и по всей провинциальной России. Автор в этом разделе распутывает «биографию» журналов «Силуэты жизни родного города» и «Силуэты Сибири», представляет новый для региона тип издания - юмористические газеты (частную «Бенефисную газету» и студенческий «Синдетикон») и характеризует проект журнала «Сибирское кабаре» на основании найденного в архиве разрешения на его издание. Н. В. Жилякова скрупулезно реконструирует историю сатирических изданий Томска, приводит любопытные документы эпохи. В итоге складывается интересная картина просвещенных издателей и редакторов, среди которых фигурируют и молодые женщины (к примеру, жена коллежского секретаря Лидия Симанина, 27 лет). Не только желание «обличать, колоть и жалить» пороки и общественные проблемы лежит в основе развития сатирической журналистики Томска. В монографии убедительно раскрыты и другие «пружины» ее эволюции: амбиции редакторов, идеологические программы изданий, жанровые 267 Рецензии, критика, библиография / Reviews, critiques, bibliography эксперименты публицистов, «фельетонные войны», взаимоотношения прессы и власти, публицистики и цензуры. «Сибирская газета» закрыта из-за ее оппозиционного характера, журнал «Ерш» - за «вредное направление», а выпущенные номера «Красного смеха» были конфискованы в типографии и т.п. Отметим хрестоматийный раздел. В него включены интересные и уникальные сатирические материалы изданий Томска конца ХІХ - начала ХХ в. Это более 50 текстов разных жанров - фельетон, заметка, сценка, фантазия, телеграмма, передовица, сказка, сибирский водевиль (!) и др., передающие нам живой голос ушедшего времени. Голос, который звучал для того, чтобы кончилась «история постоялого двора» и началась «история центра огромной и богатой страны» [1. C. 272]. В заключение отметим, что в книге представлена целостная картина развития сатирической журналистики Западной Сибири, с особым вниманием к изданиям, жанрам и тематическому пространству изданий. Монография привлекает внимание комплексным исследовательским подходом, введением в научный оборот забытых периодических изданий, расширением историко-журналистского знания о провинциальной периодике России. Научный труд, без сомнения, будет полезен историкам журналистики, интересен филологам и историкам, и он незаменим для студентов направления подготовки «Журналистика», которым следует знать «в лицо», с опорой на первоисточники, региональную журналистику. Н.В. Жилякова определяет свою работу как первый подступ. Подступ этот обстоятельный, вдумчивый. Монография непременно станет прекрасным помощником для тех исследователей, кто пожелает погрузиться в мир журналистики Томска, понять особенности развития сатиры с ее неповторимым сибирским колоритом.