Рецензия на книгу: Ненашева Л.В. Рукописная книга Русского Севера XV-XX вв. в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» : Научный каталог. -М. : Северный паломник, 2019. - 392 с. : ил. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 78. DOI: 10.17223/19986645/78/14

Рецензия на книгу: Ненашева Л.В. Рукописная книга Русского Севера XV-XX вв. в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» : Научный каталог. -М. : Северный паломник, 2019. - 392 с. : ил.

Рецензируется научный каталог рукописных книг Русского Севера XV-XX вв. из собрания музейного объединения Архангельска. В каталоге даются филигранологическая характеристика и палеографическое описание рукописей, расположенных в хронологическом порядке. Автор каталога отмечает северную специфику в оформлении книг. Полно раскрывается содержание каждой книги. Все представленные в каталоге рукописи созданы на Русском Севере, об этом свидетельствуют северные диалектные черты, отмеченные в текстах. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Book review: Nenasheva, L.V. (2019) Rukopisnaya kniga Russkogo Severa XV-XX vv. v sobranii Gosudarstvennogo muzeynogo.pdf Вышел в свет научный каталог рукописной книги Русского Севера XV-XX вв., подготовленный Л.В. Ненашевой, профессором кафедры русского языка и речевой культуры Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, старшим научным сотрудником Архангельского государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». В рецензируемом издании дается полное описание рукописных книг, хранящихся в коллекции музейного объединения, впервые вводящихся в научный оборот. До этого сведения о коллекции не публиковались, рукописные книги, в нее входящие, никем, кроме автора каталога, не исследовались. В составе собрания 69 памятников письменности (62 книги и 7 документов): от XV (1 книга) до XX века (5 книг). Больше всего памятников XVIII в. (20) и XIX в. (27). Книги были собраны во время многочисленных музейных экспедиций по отдаленным районам Архангельской области в 1960-1970-е гг. При этом многие рукописи были спасены от неминуемой гибели. Немало памятников было приобретено у частных лиц. В коллекции в основном представлены традиционные памятники церковной книжности (Пролог, Евангелие, Апостол, Псалтырь, Минея, Месяцеслов, Азбука, Часовник, Святцы, сборники для богослужебного пения и др.), старообрядческие рукописи (Поморские ответы Андрея Денисова, Увет духовный, разнообразные сборники), а также книги приходов и расходов, рапорты о получении императорского указа, описи и ведомости. Памятники в каталоге располагаются в хронологическом порядке - от наиболее ранних к более поздним. Используется сплошная нумерация описываемых памятников. 240 Петров А.В. Рецензия на книгу: Ненашева Л.В. Рукописная книга Русского Севера XV-XX вв. Описание каждой рукописи структурировано следующим образом: порядковый номер в каталоге, название, датировка, музейный шифр, сведения о поступлении рукописи в музей, формат и размер, объем в листах и сохранность текста, материал и тип письма, особенности почерка, описание переплета и украшений, информация об имеющихся записях, содержание книги, библиография. Название дается в соответствии с общепринятым репертуаром наименований памятников письменности. Нередко автор каталога дает свои названия на основе анализа содержания рукописи. Так, например, 6. Сборник богослужебный; 22. Сборник слов, поучений и патериковых повестей; 49. Сборник слов, житий и поучений; 56. Сборник старообрядческий нравоучительного содержания (указаны порядковые номера по каталогу). В каталоге указывается дата создания рукописи. При датировке, произведенной автором, учитывались показания бумажных водяных знаков, палеографические признаки, а также косвенные хронологические свидетельства: упоминание в рукописи исторических личностей, первая дата в пасхалии (для месяцесловов и святцев). Некоторые рукописи имеют разновременные части, при их описании указывается дата каждой из частей в хронологическом порядке, в каталоге такие рукописи помещаются по наиболее ранней дате ее создания. Например: 7. Сборник (Азбука и Часовник) - печатный текст 1637 г. дополнен рукописными, написанными несколькими почерками (первый и второй -на бумаге первой половины XIX в., третий - конец XIX - начало XX в.) [1. C. 30-31]. Филигранологическая характеристика рукописей включает описание бумаги, атрибуцию водяных знаков на основе специализированных пособий-альбомов филиграней, а также штемпелей бумажных фабрик. Дается подробное палеографическое описание исследуемых рукописей, характеризующее почерки и орнаментику. Указываются все листы с миниатюрами, заставками и концовками, более того, каталог богато иллюстрирован, в нем, в частности, помещены качественные репродукции всех имеющихся в рукописях миниатюр, которые можно подробно рассмотреть и изучить, а также примеры заставок, инициалов. Например: На л. 141, 290, 365 заставки балканского стиля. Орнамент представлен в форме геометрического рисунка (1. Пролог, сентябрь - февраль) [1. C. 10]; Миниатюры текстовые (33) помещены в линейные рамки, выполнены в очерковой манере чернилами, в лист (21. Страсти Христовы) [1. C. 121]; репродукции пронумерованы, помещены по четыре на странице [1. С. 124-131]. К Сборнику с порядковым номером 43 даны 84 цветные иллюстрации [1. C. 177-207], к Сборнику старообрядческому нравоучительного характера (порядковый номер 56) - 77 иллюстраций [1. С. 254-278], к Цветнику лицевому (порядковый номер 68) - 120 иллюстраций по четыре на странице [1. С. 333-363]. Автор каталога обращает внимание на северную специфику в оформлении книг, например: Мотивы рисунка сочетаются с характерными при-241 Рецензии, критика, библиография /Reviews, critiques, bibliography родными элементами северного края: в стилизованные вазы помещены ягоды малины, в рисунке симметрично от центра расположены переплетенные побеги с широкими листьями, колонны обвивают спиралевидные побеги со смородиновыми листами, в заставках присутствует изображение птиц, похожих на чаек, с длинными хвостами, с веточками ягод в клюве (39. Праздники на крюковых нотах) [1. С. 165]. Приведем пример описания переплета книги: Переплет - доски, обтянутые кожей. На нижней переплетной крышке помещено пять металлических фигурной формы жуковин: четыре по углам в форме «сердечка», в центре ромбовидной формы. На верхней переплетной крышке сохранился один металлический пробой, на нижней переплетной крышке один кожа-ныйремешок (4. Минея служебная) [1. С. 19]. Большой интерес представляет информация о различных записях писцов, например о принадлежности книги монастырю или частному лицу, абсолютно все обнаруженные записи расшифрованы и помещены в каталоге: На л. 14 отмечена надпись на нижнем поле: «Тогда»; на л. 21об - на внутреннем поле на вклейке запись чернилами: «присылаю нисъкои по-кълон». На л. 23об запись на наклейке: «Читалъ и расматривалъ Иванъ Егоровъ 1931 года Поташовъ». На л. 24 на нижнем поле листа расчет годов карандашом. На л. 57-59, 64 на верхнем поле листов сохранилась потухшая запись фиолетовыми чернилами (5. Златоуст постный) [1. С. 23]; На последнем листе книги запись карандашом: «1656 г. Сия книга «Скрижаль патриарха Никона» (8. Скрижаль духовная, или Откровение тайн церковных) [1. С. 37]. Довольно полно раскрывается содержание каждой книги, даже памятников устойчивого состава, в которых отмечается их отличие от традиционных, например: л. 1-74. Евангелие от Матфея, без начала. На л. 1 текст начинается с пятой главы, зачало 12 со слов: «Егда убо твориши» (2. Евангелие тетр) [1. С. 15]; л. 1об. - 5. Выписки из Псалтири. Л. 10-10об. Название книги. Л. 11-26. Начало всенощнаго бдения великия вечерни (без начала), утрачен лист (41. Обиходник на крюковых нотах) [1. С. 172]. При наличии самоназвания текста оно при описании сопровождается начальными словами, если самоназвания нет, вместо него даются начальные слова. Например: л. 37-44. Чудо святого Варлаама о келаре Иасафе. Нач.: «Быс во обители святого спаса и чюдотворца Варлама старець, именем Иосафъ, келарь тоя обители» (6. Сборник богослужебный) [1. С. 29]; Л. 58. Помяни, Господи, святеишихъ патриарх' (13. Синодик литературный) [1. C. 56]. При необходимости указываются конечные слова сохранившегося текста, например: Конец утрачен, до слов: «и плоды покаяния возрастити сподоби во вся» (4. Минея служебная) [1. С. 20]. В библиографии источники расположены по алфавиту, альбомы с филигранями помещены в конце списка. В качестве источников представлены научные и методические работы, так или иначе связанные с исследованием данного памятника, нередко автор каталога Л. В. Ненашева дает от-242 Петров А.В. Рецензия на книгу: Ненашева Л.В. Рукописная книга Русского Севера XV-XX вв. сылки к собственным исследованиям конкретных рукописей и коллекции в целом. Рецензируемый каталог снабжен тремя алфавитными указателями: наименований рукописей; рукописей, имеющих украшения (миниатюры, заставки, заставки из печатных изданий); датированных рукописей [1. С. 388-389]. Важно, что в рецензируемом каталоге дается подробное научное описание уникальной коллекции рукописных памятников, хранящихся в Архангельском музейном объединении. Большая часть рукописей связана с церковной реформой XVII в., в них отражаются взаимоотношения представителей официальной церкви и старообрядцев, их острая идейная борьба, которая особенно ярко проявлялась на Русском Севере. Так, здесь широко были распространены старообрядческие сборники религиозно назидательного характера, тематика сборников охватывает все стороны человеческой жизни. Все представленные в каталоге рукописи созданы на Русском Севере, об этом свидетельствуют северные диалектные черты, отмеченные в текстах, это подтверждают и данные бумаги, на которой были написаны книги. Автор каталога Л.В. Ненашева отмечает: «Северная рукописная книга является важной частью русской духовной литературы, она вобрала в себя лучшие образцы русской и византийской средневековой литературы и культуры» [2. С. 39]. Следует отметить большую научную ценность рецензируемого каталога, в научный оборот вводится уникальный материал, позволяющий дать более полное представление об эволюции книжного дела в России, о закономерностях развития русского национального языка.

Ключевые слова

рукописная книга, атрибуция, филигрань, палеография, орнаментика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петров Андрей ВасильевичСеверный (Арктический) федеральный университета им. М.В. Ломоносовад-р филол. наук, профессор кафедры русского языка и речевой культурыavpetrov@atknet.ru
Всего: 1

Ссылки

Ненашева Л.В. Рукописная книга Русского Севера XV-XX вв. в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»: Научный каталог. М. : Северный паломник, 2019. 392 с. : ил.
Ненашева Л.В. Структура каталога «Рукописная книга Русского Севера XV-XX вв. в собрании Государственного музейного объединения “Художественная культура Русского Севера”» // Северный текст русской литературы. Вып. 5: Русский Север в системе точек зрения. Архангельск, 2020. С. 34-39.
 Рецензия на книгу: Ненашева Л.В. Рукописная книга Русского Севера XV-XX вв. в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» : Научный каталог. -М. : Северный паломник, 2019. - 392 с. : ил. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 78. DOI: 10.17223/19986645/78/14

Рецензия на книгу: Ненашева Л.В. Рукописная книга Русского Севера XV-XX вв. в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» : Научный каталог. -М. : Северный паломник, 2019. - 392 с. : ил. | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 78. DOI: 10.17223/19986645/78/14