Демонстрация различий психоаналитического понятия imago К.Г. Юнга и imago Ж. Лакана в произведениях Г. Гессе и Х.Л. Борхеса | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2024. № 89. DOI: 10.17223/19986645/89/9

Демонстрация различий психоаналитического понятия imago К.Г. Юнга и imago Ж. Лакана в произведениях Г. Гессе и Х.Л. Борхеса

Целью данной статьи является выявление характерных черт психоаналитического понятия imago - по К.Г. Юнгу и Ж. Лакану - на примере рассказа Г. Гессе «Ирис» и стихотворения Х.Л. Борхеса «Зеркалу» из цикла «Сокровенная роза». Научная новизна заключается в изучении двух основных типов imago, иллюстрирующих теории личного комплекса у двух великих психоаналитиков. В результате анализа сделан вывод, согласно которому imago выполняет функцию ассоциативного, непрямого индикатора забытых чувств, эмоций и детских переживаний героя в рассказе Гессе и своего рода идеи фикс лирического героя поэзии Борхеса - любви-ненависти к двойнику-первообразу в зеркале. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

imago, архетип, Гессе, Борхес, Юнг, Лакан, Ирис, стадия зеркала

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Горбовская Светлана ГлебовнаСанкт-Петербургский государственный университетд-р филол. наук, доцент кафедры французского языкаvard_05@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Юнг К.Г. Символы и метаморфозы: Либидо. М.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. 416 с.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 352 с.
Анисова А.А., Жук М.И. Архетип Тени в романе Г. Гессе "Степной волк" с точки зрения теории аналитической психологии К.Г. Юнга // Культурно-языковые контакты. Вып. 9. Владивосток, 2006. С. 300-312.
Кагарманова М.Ш., Беглов В.А., Ибатуллина Г.М. Поэтика русской литературы XIX века (вторая половина): Пути образотворчества и смыслопорождения. Стерлита-мак: Scientific magazine "Kontsep", 2011. 331 с.
Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я. Психоанализ, 2019. URL: https://psychoanalysis.by/2019/03/26/статья-ж-лакан-стадия-зеркала-и-ее-рол/(дата обращения: 22.02.2023).
Кюглер П. Алхимия дискурса: Образ, звук и психическое / пер. с англ. В.В. Зеленский, З.А. Кривулина. М.: ПЕР СЭ, 2005. 224 с.
Мазур Н.Н. Еще раз о деве-розе (в связи со стихотворением Баратынского "Еще как Патриарх не древен я") // Пушкинские чтения в Тарту. Пушкинская эпоха: проблема: рефлексии и комментария: материала: междунар. конф. Тарту, 2007. С. 345-378.
Гессе Г. Паломничество в страну Востока. Игра в бисер. Рассказы. М.: Радуга, 1984. 592 с.
Айрапетова В.А. Новалис и Гессе: от романтизма к неоромантизму // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. № 2. С. 308-317.
Мюнстер Е. Гессе и романтизм. URL: www.hesse.ru/artides/muenster/read/?ar=rm&page=1-3.
Гессе Г. Письма по кругу. М.: Прогресс, 1987. 400 с.
Лотман Ю.М. Зеркало. Семиотика зеркальности: Трудяг по знаковым системам XXII / отв. ред. Ю.М. Лотман. Тарту, 1988. 165 с.
Рон М.В. Метаморфозы образа зеркала в истории культуры: автореф. дис. канд. культурологии. СПб., 2004. 24 с.
Борхес Х.Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1984. 320 с.
Izcovich L. Borges, Lacan, la poesie, le temps // L'en-je lacanien. 2010/1. № 14. P. 87-97.
Miller J.-A. Le coit estigmatise. Une lecture de la secte du Phenix de Jorge Luis Borges // Revue de Psychanalyse. Avril 2000. № 70. P. 4-11.
Yankelevich H. Borges entre Freud et Lacan // Variaciones Borges: revista del Centro de Estudios y Documentacion Jorge Luis Borges. 1998. № 6. P. 198-220.
 Демонстрация различий психоаналитического понятия imago К.Г. Юнга и imago Ж. Лакана в произведениях Г. Гессе и Х.Л. Борхеса | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2024. № 89. DOI: 10.17223/19986645/89/9

Демонстрация различий психоаналитического понятия imago К.Г. Юнга и imago Ж. Лакана в произведениях Г. Гессе и Х.Л. Борхеса | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2024. № 89. DOI: 10.17223/19986645/89/9