Специфика языковой репрезентации модели взаимоотношений «родители–дети» в произведениях Н.Н. Носова
Описываются базовые характеристики модели взаимоотношений «родители–дети», репрезентируемые в произведениях Н.Н. Носова. Компьютерная обработка корпуса текстов позволила представить языковые средства, используемые для отображения социально-ролевых и нравственно-психологических отношений в семье. Выявлено, что указанная модель базируется на непререкаемом авторитете матери, роль которой сводится к формированию у ребенка как общего представления о правилах функционирования общества, так и воспи танию частных моральных качеств: честности, трудолюбия, ответственности, чувства долга и послушания.
Ключевые слова
художественный образ,
детская литература,
модель взаимоотношений "родители-дети",
Н.Н. НосовАвторы
Кислицына Наталья Николаевна | Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского | д-р филол. наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков № 1 Института филологии | nkislitsyn@rambler.ru |
Мельниченко Татьяна Владимировна | Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского | канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков № 1 Института филологии | tanya.melnichenko@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Гапонова Ж.К., Никкарева Е.В. Репрезентация образов бабушки и дедушки в современной детской литературе // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 4. С. 141-153.
Gubaidullina A.N., Gorenintseva V.N. Mother As Donor, Hero or Villain: New Sides of The Mother's Image in Sergey Sedov's ‘‘Fairy Tales аbout Mums''// Children's Literature in Education. 2017. Vol. 48 (3). P. 201-213.
Colvin S. Mothers and others in fiction by Sharon Dodua Otoo and Olivia Wenzel // German Life and Letters. 2024. Vol. 77 (1). Р. 68-85.
Lim S., Bang H., Ark A. Using Q Methodology to Explore American Adolescents' Self- Images and Images of Their Parents // The Family Journal. 2022. Vol. 30 (1). Р. 67-84.
Lee J., Chin A. Constructing gender using visual imagery: A study of early readers // Language & Communication. 2021. Vol. 78. P. 1-18. 10.1016/ j.langcom.2021.01.005.
Suissa J. Untangling the mother knot: some thoughts on parents, children and philosophers of education // Ethics and Education. 2006. Vol. 1 (1). Р. 65-77.
Kuzmičová A., Cremin T. Different fiction genres take children's memories to different places // Cambridge Journal of Education. 2022. Vol. 52 (1). Р. 37-53.
Kidd D.C., Castano E. Reading literary fiction and theory of mind: three preregistered replications and extensions of Kidd and Castano // Social Psychological and Personality Science. 2013. Vol. 10 (4). Р. 522-531.
Petrie A., Mayr R., Zhao F., Montanari S. Parent-child interaction during storybook reading: wordless narrative books versus books with text // Journal of Child Language. 2023. Vol. 50. P. 104-131.
Guo R., Li X. Identity and parent-child relationship representations of Nezha: from cultural narrative to case conceptualization // Culture & Psychology. 2023. Vol. 29 (3). Р. 582- 606.
Malcom N. Images of Heaven and the spiritual afterlife: qualitative analysis of children's storybooks about death, dying, grief, and bereavement // Omega (Westport). 2010. Vol. 62 (1). Р. 51-76.
Akopova-Krzaczyńska K. Obraz rodziny w podręcznikach do nauki języka i literatury gruzińskiej // Z Teorii i Praktyki Dydaktycznej Języka Polskiego. 2016. Т. 25. Р. 155-170. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=541130.
Pounds G. ‘Mind you stay on the path!' The representation of the parent-child relationship in stories for children // Critical Discourse Studies. 2010. Vol. 7 (2). Р. 143-156.
Goroshkova R. The Family novel in Russia and England, 1800-1880 by Anna A. Ber- man (review) // Dickens Quarterly. 2023. Vol. 40 (4). Р. 497-499.
Smith J., Adendorff R. Reading parents: parody and paradox in Go the Fuck to Sleep // Language & Communication. 2021. Vol. 77. Р. 81-92.
Knowles M., Malmkjaer K. Translating ideology: Language, power and the world in the tin soldier // Language and ideology. ELR Journal. 1989. Vol. 3. Р. 205-241.
Botelho M.J., Masha K.R. A Critical Multicultural analysis of children's literature: Mirrors, Windows, and Doors. New York: Routledge, 2009. 376 р.
Van Leeuwen T. Discourse and Practice: New tools for critical discourse analysis. Oxford University Press, 2008.
Fairclough N. Language and Рower. London: Routledge, 2013. 240 p.
Hsieh H.F. Three Approaches to qualitative content analysis // Qualitative Health Research. 2005. Vol. 15 (9). Р. 1277-1288.
Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: The grammar of Visual Design. Routledge, 2020. 310 p.
Борисова Е.Б. Лингвопоэтический анализ художественного текста: история, методология и методика исследования // Проблемы истории, филологии и культуры. 2008. С. 470-476. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvopoeticheskiyanaliz-xudozhestven- nogo-teksta-istoriya-metodologiya-i-metodika-issledovaniya (дата обращения: 23.11.2023).
Борисова Е.Б. Художественный образ в британской литературе ХХ века: типология, лингвопоэтика, перевод: дис.... д-ра филол. наук. Самара, 2010. 383 с.
Козеняшева Л.М. Лингвопоэтические средства создания образа слуги в английской литературе XIX-XX веков: дис.... канд. филол. наук. Самара, 2006. 192 с.
Палойко Л.В. Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2014. 24 с.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студентов высших учебных педагогических заведений. М.: Академия, 2005. 576 с.
Юйцин Ши. Жанр юмористического рассказа в творчестве Николая Носова и Виктора Драгунского: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2020. 24 с.
Издательство "Лабиринт Пресс". URL: https://www.labirint.ru/books/730709/ (дата обращения: 17.12.2023).
Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: ИТРК, 2014. 288 с.
Демоз Л. Психоистория. Глава «Эволюция детства». URL: https://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/01.php (дата обращения% 20.11.2023).
Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 2006. 160 с.
еонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Культурно- историческая психология. 2020. Т. 16, № 2. С. 118-124.
Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 384 с.
Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, Астрель, Харвест; 2008. 214 с.
Спирева Е.Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2004. 26 с.
Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений. Челябинск: Издво ЮУрГУ, 2007. 91с.
Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
Родители и дети: психология взаимоотношений / Е.А. Савина [и др.]. М.: Когито- Центр, 2019. 230 c. URL: https://www.iprbookshop.ru/88303.html (дата обращения: 19.02.2024).
Зурбашева Ю.К. Взрослые и дети в современной детской литературе: кто старше? // Актуальные проблемы филологии. 2019. № 18. С. 43-49.
Балина М. Литературная репрезентация детства в советской и постсоветской России // Детские чтения. 2020. № 1 (1). С. 43-66. URL: https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/4 (дата обращения: 26.01.2024).
Чарская-Бойко В.Ю. Переосмысление возрастных ролей в современной детской литературе // Читатель в поиске / под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. М.: Биб-лиомир, 2018. С. 113-122.
Борисова Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37. С. 20-27.
Маслова Т.С., Бенеш Н.И. Сравнительная характеристика сквозных образов-персонажей в рассказах В.В. Драгунского и Н.Н. Носова // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022177 (дата обращения: 29.02.2024).
Носов Н. Невероятные истории. Сборник рассказов и повестей. URL: https://roy- allib.com/read/nosov_nikolay/neveroyatniy_istorii_sbornik_rasskazov_i_povestey.html#0 (дата обращения: 24.02.2024).
Носов Н. Под одной крышей. URL: http://www.planetaskazok.ru/ nnosovskz/pododnojkryshejnosov (дата обращения: 23.02.2024).