Роль гофмановской поэтики в создании мифологемы «гений» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»
Поднимается проблема рецепции традиций Э.Т.А. Гофмана в романе Т. Манна «Доктор Фаустус», связанная с осмыслением мифологемы «гений» и состоящая из таких элементов гофмановской поэтики, как проблема амбивалентности доброго и злого начал в гении, мотив антагонизма гения и филистера, проблема «любви гения» и его взаимоотношений с женственностью, мотив сделки творца с дьяволом, проблема христианского начала в искусстве, мотивы испытания болезнью, хохота, творческого раскрепощения через безумие. Делается вывод о том, что Т. Манн осмысливает гофмановскую мифологему «гений» как способ воплощения категории Zeitgeist в немецкой культуре. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
Э.Т.А. Гофман,
Т. Манн,
мифологема «гений»,
«гофмановский комплекс»,
Zeitgeist,
проблема природы гения,
разрушительная иронияАвторы
Королева Вера Владимировна | Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых; Владимирский филиал Приволжского исследовательского медицинского университета | д-р филол. наук, заведующая кафедрой второго иностранного языка и методики обучения иностранным языкам; доцент кафедры общественных наук | queenvera@yandex.ru |
Притомская Алина Романовна | Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых | ассистент кафедры второго иностранного языка и методики обучения иностранным языкам | gera.greenhill@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Кант И. Критика способности суждения. М. : Искусство, 1994. 367 с.
Шеллинг Ф. Сочинения : в 2 т Т 1. М. : Мысль, 1987. 637 с.
Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Сочинения : В 8 т М., 1957. Т 6.
Кистанова А.В. Мифологема гения в творчестве А. Пушкина: варианты интерпретации // Вісник Дніпропетровського университету імені Альфреда Нобеля. Серія «Філологічні науки». 2013. № 1 (5). С. 134-138.
Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М. : Наука, 1986. С. 104-116.
Манн Т. Доктор Фаустус. М. : АСТ, 2021. 640 с.
Карельский А. Немецкий Орфей: беседы по истории западных литератур. Главы из книги // Иностранная литература. 2006. № 6. С. 173-206.
Mann Th. Briefe an Otto Grautoff 1894-1901 und Ida Boy-Ed 1903-1928, Peter de Mendelssohn. Frankfurt. M, 1975. 332 p.
Lieb C., Arno M. E.T.A. Hofmann und Thomas Mann. Das Vermächtnis des „Don Juan“ // E.T.A. Hoffmann-Jahrbuch. 2003. № 11. S. 34-59.
Фролов Г.А. Реконструкция романтического опыта в литературе немецкого постмодернизма // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 3. С. 270-275.
Королева В.В. «Гофмановский комплекс» в русской литературе конца XIX - начала XX веков. Владимир : Шерлок-пресс, 2020. 306 с.
Гёте И.В. Дух времени // Философский энциклопедический словарь.М., 2010. 849 с.
Татаренко Н.А. Понятия искусства и идеала в гегелевской эстетике в свете новых источников // История философии, 2017. № 1. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/ponyatiya-iskusstva-i-ideala-v-gegelevskoy-estetike-v-svete-novyh-istochnikov (дата обращения: 14.02.2024).
Hendrix J. Sh. Aesthetics & The Philosophy Of Spmt New York, NY, 2005. 320 p.
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб. : Азбука-классика, 2001. 510 с.
Гофман Э.Т.А. Собр. соч. : в 6 т. М., 1991-2000.
Мокеева Г. «Истинный музыкант» Э. Т. А. Гофмана, или Великая романтическая концепция личности // Балтийский филологический курьер. 2014. № 10. С. 75-91.
Королева В.В. Черты гофмановской поэтики в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Соловьёвские исследования. 2022. № 3 (75). С. 159-173.
Зусман В.Г., Зусман Н.Д. Немецкий характер и образ Бетховена (на материале творчества Т Манна 40-х годов ХХ века) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2020. № 4 (58). С. 85-90.
Королева В.В. «Гофмановский комплекс» в рассказах Л. Андреева // Новый филологический вестник. 2019. № 4. С. 165-177.