Установление повестки дня третьего уровня: опыт изучения медиапотребления российской «цифровой молодежи» | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2025. № 96. DOI: 10.17223/19986645/96/14

Установление повестки дня третьего уровня: опыт изучения медиапотребления российской «цифровой молодежи»

Приводятся результаты верификации «смысловых рамок», сформулированных на основе изучения контента социальных сетей, популярных среди «цифровой молодежи», в ходе фокусированных групповых интервью в Москве, Барнауле, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. «Смысловые рамки» обсуждаются, уточняются и верифицируются с целью обнаружить возможный эффект фрейминга, т.е. обоснованной способности контента медиа воздействовать на умозаключения и поведение аудитории. В результате однозначное подтверждение воздействия получает не каждая конкретная «смысловая рамка» (порою одна противоречит другой), а сетевое единство нескольких «смысловых рамок», хотя и отличающихся в частном - нарративном проявлении, но объединённых общим - метанарративным суждением. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

медиапотребление, «цифровая молодежь», установление повестки дня третьего уровня, фрейминг, фокус-группа

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дунас Денис ВладимировичМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносоваканд. филол. наук, доцент РАО, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистикиdunasdv@my.msu.ru
Бабына Дарьяна АлександровнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовааспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистикиbabynada@my.msu.ru
Всего: 2

Ссылки

Вартанова Е.Л. Термин «медиарепрезентация»: к актуализации теоретического фундамента // Меди@льманах. 2023. № 5 (118). С. 8-13. doi: 10.30547/mediaalmanah. 5.2023.813.
Goffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. Boston, MA : Northeastern University Press, 1974. 600 p.
Fiske S.T., Taylor S.E. Social cognition. 2nd ed. Mcgraw-Hill Book Company, 1991.
Scheufele B.T., Scheufele D.A. Of spreading activation, applicability, and schemas conceptual distinctions and their operational implications //Doing news framing analysis: Empirical and theoretical perspectives. New York, NY : Routledge, 2010. Р. 110-134.
Wicks R.H. Schema theory and measurement in mass communication research: Theoretical and methodological issues in news information processing // Communication Yearbook. 1992. № 15. P. 115-145.
Reese S.D. Prologue: Framing public life: A bridging model for media research // Framing public life: Perspectives on media and our understanding of the social world. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum, 2001. Р. 7-31.
Angelo P.D., Kuypers J.A. Doing news framing analysis: Empirical and theoretical perspectives. New York, NY : Routledge, 2010.
Reese S.D., Gandy O.H., Grant A.E. Framing public life: Perspectives on media and our understanding of the social world. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum, 2001.
McCombs M. Setting the agenda: The mass media and public opinion. Cambridge, UK : Polity Press, 2004.
McCombs M. Setting the agenda: The mass media and public opinion. 2nd ed. Cambridge, UK : Polity Press, 2014.
McCombs M., Shaw D.L. Agenda-setting function of mass media // Public Opinion Quarterly. 1972. № 36. Р. 176-187.
McCombs M., Ghanem S. The convergence of agenda setting and framing // Framing public life. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum, 2001. Р. 67-81.
Салихова Е.А., Вартанов С.А., Гладкова А.А., Дунас Д.В. Алгоритмические рекомендательные системы и цифровые медиаплатформы: теоретические подходы // Информационное общество. 2022. № 6. С. 84-95.
Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Черевко Т.С. Актуальные концептуальные подходы к рассмотрению процесса медиапотребления онлайн-новостей молодежью // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 30-50.
Zhou S., Kim Y., Kim Y. Theoretical and methodological trends of agenda-setting theory: A thematic meta-analysis of the last five decades. Working paper, University of Alabama, 2015.
Guo L., McCombs M.Network agenda setting: A third level of media effects // Presented at the International Communication Association annual conference. Boston, 2011.
Guo L., McCombs M. Toward the third level of agenda setting theory: A Network Agenda Setting Model. In Presented at the Association for Education in Journalism and Mass Communication annual conference. St. Louis, 2011.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. H.A. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии. СПб. : Алетейя, 1998. 160 с.
Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2004. № 6-7. С. 41-53.
Bourdieu P. Language and Symbolic Power. Cambridge : Polity Press, 1991.
Baudrillard J. Le Systeme des Objets. Paris : Gallimard, 1968. 288 p.
Axelrod R. Schema theory: An information processing model of perception and cognition // American Political Science Review. 1973. № 67 (4). Р. 1248-1266.
Асланов И.А. Представление в журналистском тексте информации о психических расстройствах: эффект метафорического фрейминга : дис.. канд. филол. наук. М., 2021.
Дунас Д.В., Салихова Е.А., Толоконникова А.В., Бабына Д.А. Установление повестки дня и эффект фрейминга: о необходимости концептуального единства в медиаисследованиях цифровой молодежи // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2022. № 4. С. 47-78.
Dunas D., Babyna D., Salikhova E., Gladkova A. ‘Digital youth’ agenda in social media: The study of popular Russian platforms // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2023. No 3. P. 26-40. doi: 10.30547/ worldofmedia.3.2023.2.
 Установление повестки дня третьего уровня: опыт изучения медиапотребления российской «цифровой молодежи» | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2025. № 96. DOI: 10.17223/19986645/96/14

Установление повестки дня третьего уровня: опыт изучения медиапотребления российской «цифровой молодежи» | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2025. № 96. DOI: 10.17223/19986645/96/14