Майков А.Н. Об архитектуре | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 2 (22). DOI: 10.17223/19986645/22/11

Майков А.Н. Об архитектуре

Maikov A.N. On architecture.pdf Потребность крова для человека, как и все его потребности, представляет любопытное зрелище развития [и вместе] тем более, что следы [этого] его можем [видеть] распознавать наглядно, пластически. Всякая потребность, сначала простая, делается потом сложнее, и удовлетворение ее получает характер и оттенок, сообразный с местностью и другими статическими условиями. Древнейшие памятники архитектуры суть древнеиндийские, -египетские, -китайские и -греческие. Равнины Индии и Египта заставляли людей искать пещеры или складывать камень в местах, кои казались выгодные; отсюда и характер архитектуры индийцев и египтян разумея па-мятн Эллоры, Элефантиды и - иссеченные в скалах пещеры и здания1, состоящие из складенных каменьев: пирамиды тип египетских зданий: ширина оснований, бока скатом, стены толщины необычайной, отверстия узкие и низменные, пилястры толстые и неровные, и с п. Китайские постройки произошли как будто из палатки, которые кочевые народы разбивают в местах своего кочевья: полы крыш, загнутые кверху21. Характеристика греческой архитектуры сохранилась до самого конца и состоит в след: жители лесистых мест естественно прибегнут к дереву, утвердив стойки в земле, связав верх их другими брусьями и прикрыв древесными сучьями22. Изобретая хорошения строений, Греки обвешивали храмы божеств своих гирляндами цветов и плодов, к колоннам прикрепляли рога жи-вотн, черепами их унизывали брусья и т п, и потом, при непрочности настоящих этих укреплений, делали их каменными. Отсюда: рога овна подали повод к изобретению ионическ капители; капли дождя, падающие с крыши, дали повод к дорическ триглифе. Каллимах Коринф по поводу куста дикого аканфа (борщевника), выросшего наверху над гребнем колонны, покрытой черепичной доской, которая принуждала листья висеть вниз, - изобрел коринфскую капитель23. Но гений древних изобретал эти три ордена зодчества, не делая их непременною формою, напротив, мешал их, и зодчество б искусством столь же свободным, как и сами греки. Век греческих республик можно сравнить с веком итальянских республик в средние века [по крайней мере] не только в произведениях народного общественного духа esprit publique1, бывшего источником великих мужей и деяний, но и со стороны эстетической. Многие общины, вольные города Греции и Италии питают удивительное соревнование друг с другом, и соперничество не только во владычестве, геройстве, богатстве, но и в украшении себя искусствами, в покровительстве им; каждый, наконец, хвастается историей, большим числом порожденных ими великих мужей; семь городов в Греции оспаривают рождение Гомера. Та же история с Дантомш. При таком ходе вещей, естественно, и архитектура процветала, сделавшись достоянием народным, и в Греции, след, получившая характер демократический. Колонны греческие подчинялись правилам: образуется орден, наз дорическим". Гипербий изобрел кирпич^ Агамед и Трафоний^ славятся перед Троянскою войной. После нее греческий элемент разлил в Малой Азии, Великой Греции и Сицилии, которые наполнены постройками, кои во всяком случае путешеств д стараться отличить от римских. Агригент™, Сегест™ и Селинунтх. Между тем в Карии Гермоген из Алабанды построил в Феосе храм Бахусу и употребил орден ионический3. Каллимах, увидав корзину с широкими листьями, выдумал капитель коринфскую3". Греция уже покрывается зданиями; наступает золотой век ПериклО111; архитектура гордится именами Фидия, Иктинуса и Калликрата, строителей Парфенона3™; Мнесикла, ваятеля Пропилеев, Филона, построившего Одеон™ Ионический орден достиг полного развития в храме Минервы Полиады и Эрехтея3™. [Пелопонесская война] Между тем греческий мир развивался все шире и шире, пробуждая в народах, увлеченных в его водоворот, новую жизнь, чисто греческую: Фессалия, Македония входят в состав ея, приняв цивилизацию Афин и Коринфа; Фессалия несколько времени пользуется гегемонией, т е первенством среди равных, как были Афины, потом Спарта, потом Фивы; наконец, эта гегемония перешла в руки Македонии, которой суждено было разлить греческий мир почти во все известные грекам страны, одним словом, эллинизировать их. Тогда Азия наполнилась греческими постройками; Египет [приобрел Александрию], забыв Фивы и Мемфис, и вместе с ними национальные источники цивилизации, назвал главою своею Александрию, приняв вместе с тем и даже возродив к новой жизни эллинизм. Но в веке Александрове уже теряется прекрасная простота греческих зданий, то, что я назвал демократическим в архитектуре; место ее заступает уже царское величие и избыток украшений: Пальмира, Гиерополис, храм Дианы в Эфесе, Александрия - в этом виде™. После второй Пунической войны (200 до Р. Х.) и Рим отверз ворота свои искусствам. (Из древних построек от них осталось Via Appia, Sacra, Cloaca maxima, пост Нум Помп; храм Jovls Capltollnl; Капитолий; muri Servlanl; carceres Mamertini; circus Msxlmus, и пр.xvl1). Характер собственно древнегреческой архитектуры б след и объясняется требованиями греческой жары: климат позволил гражданам решать дела общественные и остальные под открытым небом, что вошло у них в обычай и в привычку; две вещи кроме того сему способствовали: образ правления и незнание стекла и сводов, след, храмы не м б обширны. Поэтому старались вознаградить малость внутренности портиками в два и более ряда колонн. Для Рима необходимы были здания огромные: водопроводы, мосты, форумы, базилики, храмы, бани, театры, амфитеатры, цирки; павлеахии , самые бойни (Macellum Augusti24) были величины изумительной, и наполнили не только Рим, но и весь покорный ему мир, даже храм Адрианов в Афинах (Юпит Олимп)!а"" превзошел самый хр периклов Х1Х. Но отличие римской архитектуры от греческ состоит не в огромности зданий, а во введении арки. М б, изобретение ее и не принадл им; м б, ее знали и греки, и этруски, от которых Рим заимствовал первых строителей, но не употребляли. Арка римлян всегда c полного полукружия, а дуги никогда не сходились под углом. От этого многое существенно изменилось в образе постройки. То, что для греч арх б необходимо, при введении свода и арки оказалось излишним, напр, у греков все здания опирались на колонны, кот б, след, необходимы, у римлян сделались необх стены толстые, а колонны только для красоты. Фронтоны, пилястры, триглифыxx, словом, все части греч арх потеряли свое значение, войдя в состав римской. Сулла познакомил римлян с греческим зодчеством. Марий, Цезарь продолжили™; Август же превратил весь Рим из кирпичного в мраморный. Теперь от его построек [сохр] есть остатки templ Jovls ; дворец, , Пантеон, термы, акведук Агриппы и прочххи. Рим Неронов был еще великолепнее Августа™"; при Веспасиане Колизей™. Один холм Па-лат содержит всю историю Тацита™; при Веспасиане, Тите, Троя-не, Адриане, Антонине архитект процветает™, но после их падает, ибо огромность, роскошь, великолепие теряют главное - изящество. При перенесении столицы в Констант архит в Риме совсем упала; в Константинополе же, при этом усиленном покровительстве и заботе об искусствах и школах искусств, архитектура необходимо возвышалась, но с ноxxvll выми понятиями, приняв новый элемент . Принятие христианства принесло новое развитие архре. Христианство треб, чтоб все христиане в изв час собирались на молитву, почему храмы их д б быть огромны. Языческие храмы, даже римские, б невместительны, отчего в хр церкви превратили базилики"1", коих в Риме б 18 при Принии . Вот был план их25: преддверье, портик, не выдавалось наружу, а заключалось в стенах здания, коего среднее пространство, более длинное, чем широкое, б разд на 3 части двойным рядом колонн, т что образов три галереи: главная (а), посредине и 2 [менее] (b, c) уже, по бокам, одна для мужчин и другая для женщин тяжущихся; все выходили на возвышенное пространство, назн для адвокатов, нотариев и др гражд чиновников (d). Далее, против главной галереи б полукружие (е), покрытое сводом, открытым к стороне залы в виде огромной ниши; эта часть наз абсид или трибуна, где заседал суд с помощниками, отчего суды стали наз трибуналами. Против каждой из боковых галерей наход такие же четырехугольные или полукруглые пространства, имевш другое назначение (с одной стороны библио греч, с другой римск). После, по обращении базилик в христианство, их части обратились: а - для народа; между колоннами b, c, понаделали алтарей26; прочие - хх'х. Такова форма новых храмов в Риме; встречаются, впрочем, и другие: в языческом Риме встреч много зданий то круглых, то угольных, из первых без переделки устроена одна церковь Пап Бонифацием IV, 607, Ротонда Св Стефанаххх; такие здания потом строились в Иерусалиме, и почти всегда на кладбищах. При перенесении столицы в Констант, с помощью вос-точн архитекторов, стали перекидывать арки еще шире и выводить купола. Поэтому длинные формы римских базилик уничтожены. В углах обширного 4хсторонника, коего бока простирались наружу в виде 4х меньших, равных между собою четырехсторонников, т ч вид здания пред-ставл вид креста, - находилось четыре столба, по одному в каждом углу, которые связывались арками; пазухи или навесы этих арок б устроены так, что наверху сходились в купол. Купол же не б, как в Пантеоне, оперт на цилиндр, поставленный между ним и кровом здания, и шел прямо с тех арокххх. Итак, м сказать, что все прямолинейные, угловатые формы афинских храмов изменены в Константинополе в кругообразные и криволинейные2. Такая судьба арх на востоке и нашествие варваров на запад привели в совершенное забвение всех принятых чистым вкусом условий красоты, и стремление челка к новому породило новые роды архитектуры. Феодорик, король остроготов, завоевавший Италию27™, любил искусства, поощрял их, строил, и его строения [воздвигнутые в подражание римским] архитектуры грубой, носившей печать силы и невежества, но почерпнутой из оснований римской, - [служили] дали начало ^ ^ «xxxiii п арх готической . Подражатели сего рода, изменениями, нововведениями и улучшениями в соединении их с мавританским довели этот род зодчества до т н готического нового, соединяющего в себе красоты ему свойственные и оригинальные. Тогда, с возникновением оседлой и государственной жизни европ народов, ар-хит их принимает отпечаток местный. В век владычества лангобардов родился стиль архитектуры ломбардский, отличающийся совершенным безвкусием и безотчетностью™" И встречающийся во множестве монастырей, разбросанных по Италии; в Павии церкви Св Иоанна и Св Михаила, в Парме Св Иоанна, в Бергамо Св Юлии, в Нюренберге замок и др здания. В последствии времени к ломбардскому присоединился византийский, который произошел случайно из остатков греч и римс арх, с плоскими куполами и мелкими колоннами™71'. Такой ломбардо-византийской ар-хит здания суть: Соб Церк в Пизе, XI в; колокольня там же; Миланский собор™™. От Византийской смешанной произошла т н новая греческая, которая хотя и не может выдержать анализ строгого рассудка, но богата выражением, сильна характеристикою, пленительна разнообразием, дикою красотою, не лишенною стройности и простоты форм. Таковы: Св Марк в Венеции, церковь в монастыре Монреале в Сицилии, дворец в Палерме и дрххх™. Между тем греческий элемент, брошенный на Восток, породил там новый стиль; [арабск соединяет] из египетской и греческой образовалась архитектура арабская или сарацинская, отличающаяся дерзким устройством сводов, большими массами с мелкими частями, тонкостью колонн, множеством украшений, наз арабесками, и чрезвычайным разнообразием .хх™п Арабеска - от иероглифа? Остатки этой арх в Сирии и Египте во множестве. Мечеть и стены Александрии, выстроенные калифом Мотаваккилом в 818хххк, мечеть и городские ворота в Каире, развалины дворца Кипрских султанов, разные строения времен Саладинах1; мечети в Алекс, Иерусалиме и пр. В VIII ст мавры, овладев Испанией и Португалией, вытеснили там готов и развили там арабскую архитектуру, присоединив к ней воспоминания памятников греческих и римских, и индийскиххк, т ч она у них получила совсем особый отпечаток, и составляет архит мавританскую, величавую, спокойную, роскошнуюх1п, Пам: Альгамбра в Гранаде; в Кордове мечеть, ныне соборх1ш. Главное различие араб и мавр арх состоит в форме арки: у арабов они сверху эллиптические, и часто даже завостренные; мавры же описывали их частью правильного круга, т ч свод в своих суживается. Наконец в VIII веке, во время цветущего состояния калифов, арх сарацин разлилась повсюду, ибо они почти одни занимались науками и искусствами"1", и художники их были разлиты по всему свету, соединялись в общества братьев каменщиков, сохранявших в тайне руководства своего искусства . [Этот элемент арабский или сарацинский] Таким образом, от слияния национальных элементов [новых народов является] на юге египетского, на севере германского с греческим и римским, являются 2 стиля архитектуры: арабский и готический, которые преобладают во всей Европе и Азии и сходятся, наконец, в Сицилии, где оба элемента примиряются. Готическая арх им след отличит черты: необыкновенная роскошь каменнотесной и скульптурной работы, завостренные своды и арки, чрезвычайное раздробление больших масс на мелкие и пирамидаль-ность в некоторых частях и целом. Но и она имела свой век младенчества и развития, особенный характер на севере и юге. В начале своды основывались на коротеньких и толстых столбах и употреблялось меньше украшений скульптурных; впоследствии они представляются висящими в воздухе; гладкие стены покрыв резьбою; башни, окна прорезываются, как кружево. На севере она строга, выразительна, сильна. На юге во вкусе ар-хит мавров игривее и роскошнеех1у1. Слияние же готич и арабск архит представляет в Палерме церковь Santa Maria della Catena. Т о., ист архит до сих пор [мы можем разд] я разделяю на 2 периода, греческий и греко-римский; 2-й период национальный: я беру греческий, а не египетский, индийский и пр, потому что он служил основой позднейшим, темою, от которой мотивы повторяются во всех позднейших отраслях, точно так, как члены одного рода имеют фамильное сходство как между собою, так и с родоначальником. Второй период произвел архитектуру готическую и арабскую, кои преобладают, хотя еще существуют и другие: ломбардский, византийский и пр. Пятнадцатый век есть век воскрешения древности. Искусства, приняв за тип красоты произведения древности, стремятся к нему. Флорент Бру-неллески, ум 1444, открыл и определил различие орденов, что во втором периоде было потеряно; воздвигает купол во Флоренции, начатый Арнольфом де Лапох1™. Леон Бапт Альберти пишет, Андрей Органьо вводит опять арки с полного [циркуля] центра"28™1. Но для дальнейших исследований у меня нет теперь под рукой хороших источников, и потому пойду обедать xlix ПРИМЕЧАНИЯ ll Такую версию развития каменной древнегреческой архитектуры из деревянных построек и формирования ордеров впервые предложил Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре». Вслед за ним ее повторяли, обычно не ссылаясь на источник информации, историки архитектуры Возрождения и последующих эпох. Об архитектурных ордерах и их отличительных особенностях см. примеч. 4, 10, 11. ш В настоящее время считаться родиной Гомера претендуют Аргос, Афины, Иос, Итака, Кимы, Кнос, Колофон, Микены, Пилос, Родос, Смирна, Хиос и др. Родиной Данте называют Флоренцию. lv ...образуется орден, наз Дорическим... - орден, ордер (от лат. ordo - порядок) -система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, определяющих характер стоеч-но-балочной конструкции. В античных источниках понятие впервые обнаружено в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре» (I в. до н. э.). В греческой традиции сформировалось три ордера: дорический, ионический и коринфский - в римской к ним прибавилось еще два: тосканский и композитный. Дорический ордер считается самым старым и простым в греческой архитектуре. Сформировался в VI в. до н. э. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Классическая дорическая колонна имела сильное утончение, была без базы, украшена каннелюрами, заканчивалась простой капителью, ордер отличался лаконизмом, монументальностью, с появления трактата Витрувия он считался воплощением образа героя, символом мужественности. Имеет свою систему пропорций, описанную у Витрувия и канонизированную в эпоху Возрождения. v Гипербий - мифический строитель Афинского акрополя. В настоящее время принято считать, что кирпич изобрели в Египте и Месопотамии, а греческие путешественники заимствовали это изобретение и стали его активно использовать, несмотря на обилие природного камня, в связи с простотой изготовления. vl Агамед и Трафоний - в древнегереческой мифологии беотийские герои, братья, сыновья царя Эргина, знаменитые строители, построившие храм Аполлона в Дельфах, Посейдона в Мантинее, сокровищницы царей Авгия и Гириэя. vll Агригент - древнегреческий город на юге о. Сицилия, основан в VI в. до н. э. Известен развалинами храмов в дорическом стиле: Зевса Олимпийского, Геракла и храма Согласия (V в до н. э.). vl" Сегест - Сегеста, первоначально Эгеста или Акеста, древний город на севере о. Сицилия. Известен прекрасно сохранившимся храмом в 36 колонн и амфитеатром. 1х Селинунт - древнегреческий город на южном берегу о. Сицилия, основан в 628 г. до н. э., по развитию архитектуры и скульптуры не уступал крупнейшим греческим полисам. Большинство храмов С. представляли собой дорические периптеры (тип древнегреческого храма прямоугольной формы, стены которого окружены колоннами дорического ордера). На акрополе С. сохранились развалины храмов VI-V вв. до н. э. х ... в Карии Гермоген употребил орден ионический... - Кария - историческая область на юго-западном побережье Малой Азии, колонизированная греками в конце II тыс. до н. э. Во II в. до н.э. карийский город Магнесия был застроен архитектором Гермогеном из Алабанды. Он же возвел главные храмы города (храм Артемиды Левкофриены и др.). Магнесия была обследована в 18421843 гг. французской археологической экспедицией. Считается, что Гермоген описал свои постройки в недошедшем до нас трактате. Он впервые ввел ряд важных конструктивных приемов. Постройки Г. в настоящее время принято считать завершающими эпоху господства ионического ордера. Ионический ордер - один из трех древнегреческих архитектурных ордеров. От дорического отличается большей легкостью и декоративной отделкой всех элементов. Отличается особым оформлением капители, выполненной в виде двух расположенных противоположно друг другу волют. Ствол колонны опирался на базу, состоящую из нескольких выпуклых элементов. Витрувий считал, что ионический ордер создан архитекторами VI в. при возведении храма Артемиды Эфесской. В настоящее время его разработку считают принадлежностью хеттской архитектуры и относят к началу первого тысячелетия до н. э. В отличие от дорического ордера соотносился с женщиной как более утонченный и украшенный. х1 ... Каллимах выдумал капитель коринфскую... - Каллимах - древнегреческий скульптор, творивший в V в. до н. э. Коринфская капитель - составная часть коринфского ордера древнегреческой архитектуры. Коринфский о. часто считается вариантом ионического и приобретает большую самостоятельность в римской архитектуре. Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта и небольшими волютами. Такую версию появления коринфского ордера предлагает в своем трактате Витрувий. х11 Перикл (494 (?) - 429 до н. э.) - афинский государственный деятель, оратор и полководец, один из основателей демократической формы правления в Афинах. Принято считать, что именно при нем Афины достигли высшего уровня экономического и культурного процветания. Век Перикла - примерно 461-429 гг. до н. э. х111 ... Фидия, Иктинуса и Калликрата, строителей Парфенона... - Фидий (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.) - древнегреческий скульптор периода высокой классики, с именем которого связывают расцвет классической античной скульптуры. Имя гениального скульптора утвердили за ним поставленные на Акрополе статуи Аполлона, Афины Промахос и Афины Лемнии. Он также создал статую Зевса в Олимпии и др. Иктин и Калликрат - крупнейшие древнегреческие архитекторы века Перик-ла. Парфенон - один из главных храмов Афинского акрополя, посвященного Афине Парфенос. Построен в 447-438 гг. до н. э. Иктином и Калликратом; скульптурной отделкой руководил Фидий (окончена в 432 г. до н. э.). x1v ...Мнесикла, ваятеля Пропилеев, Филона ...- Мнесикл - древнегреческий архитектор периода высокой классики (жил в V в. до н. э.), для Афинского Акрополя построил Пропилеи - входной архитектурный комплекс, включающий парадные ворота. Соединяет элементы дорического и ионического ордеров. Как и Парфенон, утверждает эллинский архитектурный стиль. Считается, что М. участвовал вместе с Иктином в создании проекта Парфенона. Впервые применил в качестве конструктивных элементов железные балки. Филон - древнегреческий архитектор и механик (IV-III вв. до н. э.), строитель гражданских и военных объектов, теоретик архитектуры, чьими трудами пользовался Вит-рувий. xv Храм Минервы Палиады и Эрехтея - Минерва - имя древнеримской богини, соответствующей древнегреческой Афине Палладе. Видимо, Майков имеет в виду храмы Афинского Акрополя Парфенон и Эрехтейон. xv1 ...Пальмира, Гиерополис, храм Дианы в Эфесе, Александрия - в этом виде... - Пальмира -древний город на территории современной Сирии. Архитектурные памятники П. относятся к I-III вв. н. э., демонстрируя традиции эллинистической и римской архитектуры. Гиерополис (Иераполь, Иера-полис) - античный город на территории современной Турции. Современное название - Памуккале. ...храм Дианы... - возможно, Майков имеет в виду знаменитый храм Артемиды в Эфесе (Артемида, в древнеримской мифологии Диана - богиня охоты) - одно из семи чудес света; находившийся за городской чертой, на болотистой почве во избежание разрушительного воздействия землетрясений. Величественный каменный храм Артемиды (площадь 51-105 м2, окружен 127 ионическими колоннами высотой 18 м), был первоначально построен в VI-V вв. по проекту архитектора Херсифона из Кносса и сожжен в 356 г. до н. э. Геростратом, затем возобновлен с некоторыми изменениями архитектором Дейнократом (Хейрократом) на месте прежнего и украшен замечательными статуями и картинами. Однако этот храм древнее известных памятников Пальмиры, Гиерополиса и Александрии и ближе по характеру греческой архитектуре классической эпохи. Это позволяет предположить, что Майков также мог иметь в виду храм Дианы, расположенный непосредственно на территории Эфеса, где издавна существовал культ богини плодородия. Этот храм ближе традициям эллинистической архитектуры и может быть соотнесен с памятниками Пальмиры и Гиерополиса. Александрия - город в дельте Нила, основанный в 332 г. до н. э. Александром Македонским по плану архитектора Дегино-крата, известная величественными памятниками архитектуры с многочисленными декоративными элементами. x™ Майков перечисляет древнейшие памятники архитектуры Рима. Via Appia - Аппиева дорога, древнейшая и самая известная римская дорога, крупная торговая и военная магистраль соединявшая Рим с адриатическим портом Брундизий; хорошо сохранилась до настоящего времени и является одним из значительных памятников римского строительного искусства. .Cloaca maxima - Большая клоака, Большой канал в Риме, часть древней системы канализации, построенной для осушения низины между Палатинским и Капитолийским холмами, где позже появился Форум. Создана при пятом царе Древнего Рима Луции Тарквинии Приске, правившем с 616 по 579 г. Он же построил первый Большой цирк. Нумий (Нума) Помпилий (715 г. до н. э. - 672/673 г. до н. э) - второй легендарный царь Древнего Рима, с именем которого связывают многие положительные изменения и нововведения. Майков связывает с его правлением и появление Большого канала. Храм Jovis Capitolini - храм Юпитера Капитолийского, начат на Капитолийском холме в VI в. до н. э. в честь Юпитера, покровителя Рима. Достроен в первые годы республики. Сожжен со всеми сокровищами в 83 г. до н. э., затем возобновлен Суллой, Катуллом и Юлием Цезарем. Снова сожжен в 70 г. и возобновлен в 71 г. Веспа-сианом. Сожжен в 80 г. и возобновлен Домицианом; разрушен в христианскую эпоху. Капитолий -Капитолийский холм, наименьший из римских холмов, расположен северо-западнее Палатинского. Старым Капитолием в Риме называлось древнее святилище сабинов, находившееся на Квиринале, затем перенесенное на Капитолийский холм. ... murae Servianae - Сервиева стена, древнейшая римская крепостная стена, ограничивающая территорию города, построена царем Сервием Туллием в VI в. до н. э. ...carceres Mamertini - Мамертинская тюрьма (или Туллианум, по имени расширившего ее легендарного царя Сервия Туллия), древнейшая тюрьма Рима, расположена под землей на северной окраине Форума; построена, возможно, в VI в. до н. э.; увеличена Тиберием; место содержания и казни крупных военнопленных и политических заключенных, позднее христиан (по легенде, здесь содержались и были казнены апостолы Петр и Павел). drcus Msximus - Великий Цирк (Circus Махшш), огромное сооружение, развалины которого сохранились между Палатинским и Авентин-ским холмами. Он был заложен при Тарквинии Прииске, значительно расстроен Юлием Цезарем, в более роскошном виде восстановлен Нероном после пожара 64 г. ...храм Адрианов в Афинах (Юпит Олимп)... - храм Зевса Олимпийского в Афинах, грандиозное сооружение, начатое в 520 г. до н. э. в подражание храму Артемиды в Эфесе, но законченное только императором Адрианом (76-138). Это здание в центре Афин размером 96 на 40 м, украшенное сотней колонн ионического ордера (сохранилось только 15). хк ...хр периклов ... - видимо, Майков имеет в виду построенный при Перикле Парфенон, главный храм древних Афин, размер которого 68,4 на 30,38 м). хх Фронтоны, пилястры, триглифы... - конструктивные элементы древнегреческой архитектуры. хх1 Сулла - Сулла Луций Корнелий (138-78 гг. до н. э.), римский военный и политический деятель. В эпоху его правления происходит становление традиций римской архитектуры: прежде всего, введено использование арки и бетонных конструкций, позволяющих создавать масштабные архитектурные сооружения. Образцом римской архитектуры эпохи Суллы было святилище Фортуны Перворожденной в Палестрине, к востоку от Рима, это первая монументальная постройка эпохи империи. Марий Гай (157-86 гг. до н.э.) - римский полководец и политический деятель, с именем которого связывают переход от республики к империи. Цезарь - Гай Юлий Цезарь (100 или 102-44 гг. до н. э.), римский полководец и политический деятель, провозглашенный «пожизненным диктатором». хх" Октавиан Август - Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.), внучатый племянник Юлия Цезаря, римский полководец и император (27 г. до н. э.-14 г.н.э.), среди прочих его заслуг активизация масштабного государственного строительства: по всей Римской империи была построена сеть качественных дорог, в самом Риме было возведено много общественных зданий, расстроен Форум, в центре которого возведен храм Марса Мстителя, где собирался сенат. Город распространился за пределы Сервиевой стены в Марсово поле. Частные дома стали значительно более роскошными, зажиточные граждане строили просторные виллы на тенистых склонах холмов. По заказу А. воздвигали громадные строения из бетона со сложными перекрытиями, отделанные мрамором, штукатуркой и яркой мозаикой, украшенные позолоченными скульптурами. На Марсовом поле построены Пантеон, бани Агриппы, портики, театры. На Палатинском холме возведен знаменитый Па-латинский дворец. В общем характере архитектурных сооружений эпохи А. утверждалась идеология империи: мощь и великолепие сооружений должны были отражать силу императорской власти. Греческая колоннада стала дополнением римских арок и сводов - это сочетание характеризует «Августов классицизм», примерами которого являются упоминаемые Майковым памятники. ххш Император Нерон Клавдий Цезарь (37-68) вел масштабное строительство. Самым грандиозным был проект «Золотого дома», остановленный после смерти Н. хх™ Веспасиан - Веспасиан Тит Флавий (9-79), римский император (69-79 гг.), основатель династии Флавиев. Активно занимался строительством общественных сооружений, в том числе начал возведением Колизея. Колизей - Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный), амфитеатр Флавиев, памятник древнеримской архитектуры (75-80 гг. н. э.), крупнейший из римских амфитеатров; имеет форму эллипса (длина ок. 190 м, ширина 156 м) включает арену и поднимающиеся уступами в 4 яруса места для зрителей (около 50 тыс.). К. предназначался для гладиаторских боев и других зрелищ. Строительство К. начато императором Веспасианом, после его побед в Иудее, и окончено в 80 г. после Р. Х., императором Титом, который в честь его открытия устроил в нем игры, длившиеся сто дней. хх Палатинский холм был местом возведения императорских дворцов, центром имперского Рима. Тацит в «Истории» и «Анналах» описал историю развития императорского Рима. Конспект занимает 27 об.-29 об. л. рукописи дневника, до и после него на лл. 26 об.-27 и 30-34 об. записаны переводы и переложения фрагментов «Анналов» (подробнее см. об этом: [Седельникова О.В. Фрагменты из «Анналов» Тацита в путевом дневнике А.Н. Майкова 1842-1843 гг. // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. № 364. С. 13-17]). Чтение сочинений Тацита сопровождает происходившее в первые месяцы знакомство Майкова с Древним Римом, способствует осознанию важнейших особенностей жизни римского государства, дает возможность постичь содержание, скрывающееся за величественными памятниками древней архитектуры, открывает подлинный драматизм исторической судьбы колыбели европейской культуры. х™ ...при Веспасиане, Тите, Трояне, Адриане, Антонине архитект процветает... - Веспасиан - см. прим. 24. Тит - Тит Флавий Веспасиан (41-81 гг. н. э.), император римский, достроил Колизей, возвел рядом знаменитые термы. Траян - Нерва Траян (53-117 гг.), император римский, продолжил строительную деятельность Флавиев: создал колоссальную площадь (forum Traianum), связавшую старый центр Рима с Марсовым полем, построил богатые термы. Адриан - Публий Элий Адриан (76-138), император римский, при нем построены храм Венеры, новая часть императорского Палатинского дворца, общественные здания, перестроен Пантеон. Антонин - Тит Целлий Цезарь Антонин, Антонин Пий (Благочестивый) (86-161 гг.), император римский, время его правления, отличавшееся спокойствием и экономическим процветанием, принято считать расцветом Империи. xxvii Константинополь - столица Римской империи с 330 по 395 г., построена на месте колонии Византия первым христианским императором Константином Великим. Столица официально перенесена в К. в 330 г. Античная архитектурная традиция здесь изначально восприняла влияние восточных архитектурных форм. xxviii Базилика - строение прямоугольной формы, состоящее из нечетного числа нефов, отделенных друг от друга рядами колонн. В Древнем Риме Б. - общественное здание, предназначенное для суда и торговли. В христианской культуре - храм. xxix О происхождении раннехристианской базилики Майков мог прочитать следующие сочинения: Allatius. De temples Graecorum recentioribus et de narthece ecclesae veteris. Coloniae Agrippinae, 1645; Ciampini. Vetera monumenta. Romae, 1630; Faber. De templorum apud Cristianos antiquitete dubia // Sylloge comment. Theology. Pott'a vol. 3. P. 325-357; Hirt. Geschichte der Baukunst bei den Alten. Berlin, 1821; Seroux d'Agincourt. Histore de l'art par les monuments. Paris. 1823; Platner und Urlich. Beschreibung der Stadt Rom, 1830: La patriarcale basilica lateranense illustrate per cura di Agostino Valentini e Com. descritta da Filippo Gerardi. Roma anno 1832; Bunsen. De Basiliken des christlichen Rom. MUnchen, 1842. xxx Ротонда Святого Стефана (Santo Stefano Rotondo) - церковь круглой формы на Целийском холме в Риме, посвященная св. Стефану. Одна из самых старых сохранившихся христианских церквей. Заложена в 468-483 гг. при папе Симплиции на месте языческого храма Фавна. Неоднократно перестраивалась и реставрировалась. Бонифаций IV был папой римским с 25 августа 608 по 8 мая 615 г. xxxi Майков описывает новый, сложившийся в Византии и странах христианского Востока в V-VIII вв., тип христианского храма - крестово-купольный храм, в основе планировки которого лежит соединение пяти квадратов в виде равноконечного креста. xxx11 Остроготы - остготы, восточная ветвь готского племени, распавшегося в III в. на два племени: остготов и вестготов. Остготы часто нападали на Италию, затем завоевали ее. Феодорик - Теодо-рих (454-526), король остготов, наместник императора Восточной Римской империи. В детстве был отправлен заложником в Константинополь и получил там воспитание и образование. С 488 по 493 г. завоевал Италию, мечтал соединить готов и римлян в один народ, облагородить варваров римской культурой. Памятники Рима приводили его в восторг, он даже поддерживал игры в Колизее. Столицей своего государства он сделал Равенну, где построил роскошный дворец, церкви, мавзолей, который сохранился и свидетельствует о знакомстве архитектора с традициями римской архитектуры, но наследует их в более грубой, упрощенной форме. Майков рассматривает архитектуру остготов как основу развития готической архитектуры. В современной классификации она считается прародительницей романского стиля. xxxiii В настоящее время считается, что готическая архитектура зародилась в северной Франции в XII в. xxxiv Лангобарды - западногерманское племя, первоначально жившее по реке Эльбе, в VI в. завоевали области Северной Италии и образовали королевство. В конце VIII в. оно было завоевано Карлом Великим. В лангобардском королевстве не сформировалось целостного архитектурного стиля. В постройках заметно стремление следовать традициям германской архитектуры, соединяя их с воспринимаемыми традициями античного зодчества. В храмовом зодчестве преобладает круглая форма, грубая обработка камня, в том числе выдолбленного из монолита купола. В современной классификации этот стиль рассматривается как один из предшественников романского стиля в его ломбардском варианте. xxxv В византийском стиле, сформировавшемся на территории Восточной Римской империи, сложилась форма крестово-купольного храма, купол стал ее важным конструктивным элементом. С течением времени новая форма распространилась на территории Италии, в том числе отразилась в храмовой архитектуре лангобардов. xxxvi ... Такой ломбардо-византийской архит здания суть: Соб Церк в Пизе, XI в; колокольня там же; Миланский собор... - в современной классификации архитектурных стилей этот стиль рассматривается как одна из местных (ломбардских) форм романского стиля, характерными образцами которого считаются Пизанский собор (1063-1118) и наклонная колокольня (Пизанская башня, заложена в 1174 г.). Миланский собор - кафедральный собор в Милане, в настоящее время признан ярким образцом поздней итальянской готики; его строительство началось в 1386 г., но было закончено только в XIX в.; построен из белого мрамора; украшен множеством колонн, шпилей, башенок. В результате долгой истории возведения в его облике сочетается множество стилей архитектуры Северной Италии: в плане он имеет форму латинского креста, фасад традиционен для памятников ломбардского стиля. Два этих качества характеризуют и упомянутый в этом контексте кафедральный собор в Пизе. Очевидное сходство в форме и основных конструктивных элементах дает основание Майкову назвать Пизанский и Миланский соборы памятниками архитектуры, принадлежащими одному стилю, несмотря на различия в деталях отделки зданий. ххх™ Новая греческая - Майков имеет в виду окончательно не оформившуюся тенденцию развития архитектуры, которая складывалась в результате синтеза античной и ближневосточной архитектурной традиции в эпоху Средневековья. Форма многих зданий соответствовала византийской кре-стово-купольной базилике. В отделке же прихотливо соединялись тенденции классической ордерной системы и использование рельефа, восточной мозаики, резьбы, орнамента в отде

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Седельникова Ольга Викторовна Томский политехнический университета; Томский государственный университет канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы; докторант кафедры русской и зарубежной литературыsedelnikovaov@tpu.ru
Булгакова Наталья ОлеговнаТомский политехнический университетстудентка Института международного образования и языковой коммуникацииnatasha.bulgakova@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

 Майков А.Н. Об архитектуре | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 2 (22). DOI: 10.17223/19986645/22/11

Майков А.Н. Об архитектуре | Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 2 (22). DOI: 10.17223/19986645/22/11