Auto(bio/hagio)graphic narrative as a tool of formation of a personal myth about a writer "of the people": The case of Georgii Grebenshchikov
The article discusses the mechanisms of synthesis of autobiographical and autohagiographical discourses in the text of the book Egorka’s Life by Georgii Grebenshchikov. The subject of the study determined the range of materials used - Grebenshchikov's prose (Egorka’s Life, The Churaevs) and the corpus of his ego-documents (primarily letters); works by Alexander Pushkin, Leo Tolstoy and Maxim Gorky; Russian (auto)hagiography (primarily the Life of St. Sergius of Radonezh and the Life of the Archpriest Avvakum); some archival documents. The article aims to consider how autobiographical and autohagiographical elements of poetics correlate in Egorka's Life and to analyze the role that Grebenshchikov's final work played in the process of forming a myth about himself as a writer "of the people". We can trace the mechanisms and pragmatics of Grebenshchikov's work with samples of classical secular quasi-autobiographical prose (Tolstoy, Gorky) and, in particular, with the domestic (auto)hagiographical canon. The analysis led to a number of conclusions. Throughout his half-century literary career, Grebenshchikov systematically worked on constructing his own personal literary mythology. The most suitable field for such narrative operations was the array of his ego-documentary texts: the autobiographical texts are adjoined by epistolary and literary works containing the author's version of certain events of his biography. The book Egorka's Life can be considered as the apotheosis of this hard work. In the sense of poetics and life-creative pragmatics of Egorka's Life, the correlation of the elements of an autobiographical story and hagiographic autobiography in its text and the effect that arises from the synthesis of these genre models became central. In Russian culture, the genre tradition of hagiographic autobiography, to which Grebenshchikov's book gravitates, goes back to the lives of the Archpriest Avvakum, Epiphanius and Eleazar of Anzersky - the first autohagiographical works in the history of Russian culture. Grebenshchikov used almost all the topoi of the monk's life in Egorka's Life, fusing them with elements of other types of hagiographies. As a result, the writer created the figure of a person from the people - the peasant boy Egorka, destined for a special mission from his very birth, and with Egorka's help he ultimately formed a narrative, brought to its logical limit, about a writer "of the people" who overcame all of the numerous difficulties and joined the "light" of culture and - more specifically - literature, which became one of the key phenomena of the "undivine sacred” for Russian culture of the New Age. From the 1930s to the 1950s, Grebenshchikov turned from a hagiobiographer (in the book Radonega) into an auto-hagiobiographer (in Egorka's Life), which matches the general dynamics of the genre of hagiographic (auto)biography in the culture of the Russian diaspora. The author declares no conflicts of interests.
Keywords
Georgii Grebenstchikov,
"Egorka's Life",
life-creating,
autobiographical narrative,
autohagiographic narrative,
literature of Russian emigrationAuthors
Gorbenko Aleksandr Yu. | Krasnoyarsk State Pedagogical University | al_gorbenko@mail.ru |
Всего: 1
References
Рейтблат А.И. Биографируемый и его биограф (к постановке проблемы) // Рейт-блат А.И. Писать поперек: Статьи по биографике, социологии и истории литературы. М. : Новое литературное обозрение, 2014. С. 179-188.
Черняева Т.Г. Творчество Г.Д. Гребенщикова: сибирский период: учебное пособие. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. 47 с.
Толстоноженко О.А. Провинциальный интеллигент в столице: рефлексия травмы в раннем творчестве Г.Д. Гребенщикова // Алтайский текст в русской культуре : сб. ст. / под. ред. М.П. Гребневой. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. Вып. 6. С. 342-357.
Горбенко А.Ю. Жизнестроительство Г.Д. Гребенщикова: генезис, механизмы, семантика, контекст : дис. канд. филол. наук. Красноярск, 2016. 206 с.
Росов В. «Исповедь царя» длиной в целый век: Из переписки Г.Д. Гребенщикова и И.И. Сикорского // Алтай. 2018. № 4. С. 157-185.
Масяйкина Е.В. Литературное наследство сибирского областничества: на материале архивов Г.Н. Потанина и Г.Д. Гребенщикова : дис. канд. филол. наук. Томск, 2020. 196 с.
ГМИЛИКА. Фонд Г.Д. Гребенщикова.
Трибунский П.А. Ликвидация «Издательства имени Чехова», Христианский союз молодых людей и «Товарищество объединенных издателей» // Ежегодник Дома русского зарубежья им. Александр Солженицына. 2014. № 5. С. 646-715.
Гребенщиков Г.Д. Автобиографическая повесть / предисл., примеч. Т.Г. Черняевой. Барнаул: [Б. и.], 2004. 320 с.
Черняева Т.Г. «Егоркина жизнь» Г.Д. Гребенщикова: опыт реконструкции замысла // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 8 (71). С. 85-91.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 3 : Теория романа (1930-1961 гг.) / под ред. С.Г. Бочарова, В.В. Кожинова. М., 2012. С. 340-512.
Полякова Т.А. Автобиографическая повесть Г.Д. Гребенщикова «Егоркина жизнь»: от реального факта к художественному вымыслу // Филоlogos. 2009. № 1-2 (5). С. 195-204.
Полякова Т. А. Путь духовного возрастания автобиографического героя в повести Г.Д. Гребенщикова «Егоркина жизнь» // Вестник Тамбовского государственного университета. Гуманитарные науки. Филология. 2010. Вып. 10 (90). С. 132-136.
Ковалев О.А. Поздний автофикшн Г.Д. Гребенщикова: нарративные стратегии в повести «Егоркина жизнь» // Филология и человек. 2022. № 3. С. 142-150.
Гребенщиков Г.Д. Собрание сочинений : в 6 т. / сост., подгот. текста, вступ. ст. Т.Г. Черняевой. Барнаул : Издательский Дом «Барнаул», 2013.
Георгий Гребенщиков. Из эпистолярного наследия (1924-1957) / сост. В.К. Корниенко. Барнаул : ГМИЛИКА : ОАО «Алтайский Дом Печати», 2008. 172 с.
ГМИЛИКА. ОФ.
Шмид В. Нарратология. 2-е изд., испр. и доп. М. : Языки славянской культуры, 2008. 304 с.
Добренко Е. Музей революции: советское кино и сталинский исторический нарратив. М. : Новое литературное обозрение, 2008. 424 с.
Рейтблат А.И. Русская литература как социальный институт // Рейтблат А.И. Писать поперек: Статьи по биографике, социологии и истории литературы. М., 2014. С. 1132.
Barratt A. Maksim Gorky’s Autobiographical Trilogy: The Lure of Myth and the Power of Fact // Journal of the Australian Universities Language and Literature Association: A Journal of Literary, Language, and Cultural Studies. 1993. № 80. P. 57-79.
Эйхенбаум Б.М. Писательский облик М. Горького // Эйхенбаум Б.М. Мой временник. Маршрут в бессмертие. М. : Аграф, 2001. С. 112-118.
Примочкина Н. «Первым своим учителем считаю М. Горького»: (М. Горький и Георгий Гребенщиков: к истории литературных отношений) // Новое литературное обозрение. 2001. № 48. С. 146-156.
Примочкина Н.Н. «В небрежном отношении - не повинен» (Г. Гребенщиков) // Примочкина Н.Н. Горький и писатели русского зарубежья. М., 2003. С. 137-150.
Суматохина Л.В. М. Горький и писатели Сибири. М. : ИНФРА-М, 2013. 237 с.
Богданов К.А. О крокодилах в России: Очерки из истории заимствований и экзотизмов. М. : Новое литературное обозрение, 2006. 352 с.
Гребенщиков Г.Д. Письма (1907-1917). Кн. 2 / сост., авт. предисл., примеч. (при участии В.К. Корниенко и К.В. Анисимова), указателя имен, Хроники жизни и творчества Т.Г. Черняева. Бийск : Бия, 2010. 200 с.
Горький М. О русскомъ крестьянства. Берлинъ : Издательство И.П. Ладыжникова, 1922. 45 с.
Фицпатрик Ш. Срывайте маски!: Идентичность и самозванство в России XX века / пер. с англ. Л.Ю. Пантиной. М. : РОССПЭН, 2011. 375 с.
Плюханова М.Б. К проблеме генезиса литературной биографии // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 683: Литература и публицистика. Проблема: взаимодействия. Тарту, 1986. С. 122-133.
Плюханова М.Б. О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры. Т. 3: XVII - начало XVIII века. 2-е изд. М. : Языки русской культуры, 2000. С. 380-459.
Сочива Т. Становление индивидуального самосознания в русской литературе накануне Нового времени (на основе изучения «Книги толкований и нравоучений» протопопа Аввакума) // Вера и личность в меняющемся обществе: Автобиографика и православие в России конца XVII - начала XX века : сб. ст. / под ред. Л. Манчестер, Д.А. Сдвижкова. М., 2019. С. 20-28.
Гребенщиков Г.Д. Моя Сибирь. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. 214 с.
Азадовский М.К. Поэтика «гиблого места»: (Из истории сибирского пейзажа в русской литературе) // Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М. ; Л., 1960. С. 503-543.
Holl B. T. Avvakum and the Genesis of Siberian Literature // Between Heaven and Hell. The Myth of Siberia in Russian Culture / ed. by G. Diment, Y. Slezkine. New York : St. Martin's Press, 1993. P. 33-45.
Wachtel А.В. The Battle for Childhood: Creation of a Russian Myth. Stanford : Stanford University Press, 1990. 262 p.
Ссорин-Чайков Н. Топография счастья, новый диффузионизм и этнографические карты модерна // Топография счастья: этнографические карты модерна : сб. ст. / сост. Н. Ссорин-Чайков. М., 2013. С. 11-37.
И.А. Бунин и Г.Д. Гребенщиков: Переписка / вступ. ст., публ. и примеч. В.А. Росова // С двух берегов: Русская литература XX в. в России и за рубежом / под ред. Р. Дэвис, В.А. Келдыш. М., 2002. С. 220-276.
Паперно И. «Кто, что я?»: Толстой в своих дневниках, письмах, воспоминаниях, трактатах / пер. с англ. М. : Новое литературное обозрение, 2018. 232 с.
Зорин А. Жизнь Льва Толстого: опыт прочтения / пер. с англ. М. : Новое литературное обозрение, 2020. 248 с.
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. М. : ГИХЛ, 1928-1958.
Казаркин А.П. Сибирская областная эпопея // Сибирский текст в русской культуре. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2002. С. 63-77.
Анисимов К.В. Проблема: поэтики литературы Сибири XIX - начала XX века: Особенности становления и развития региональной литературной традиции. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. 304 с.
Бэгби Л. Первые слова: о предисловиях Ф.М. Достоевского / пер. с англ. Е. Цыпина. СПб. : Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2020. 272 с.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений : в 30 т. Л. : Наука, 1972-1990.
Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб. : Пушкинский Дом, 2007. 640 с.
Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика / под ред. С.А. Семячко, Т.Р. Руди. СПб., 2005. С. 59-101.
Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // Труды отдела древнерусской литературы. 2006. Т. 57. С. 431-500.
Житие Сергия Радонежского / подгот. текста Д.М. Буланина; пер. М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина; коммент. Д.М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 6: XIV - середина XV века. СПб., 1999. С. 254-411.
Грачева Е.Н. Представления о детстве поэта на материале жизнеописаний конца XVIII - начала XIX вв. // Лотмановский сборник. Т. 1 / ред.-сост. Е.В. Пермяков. М., 1995. С. 323-333.
Лотман Ю.М. Литература в контексте русской культуры XVIII века // О русской литературе. СПб., 1997. С. 118-167.
Горбенко А.Ю. «Наследник по прямой»: механизмы и функции литературной автоканонизации Г.Д. Гребенщикова // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 76. С. 282-305.
Ранчин А.М. Автобиографические повествования в русской литературе XVI-XVII вв. (Повесть Мартирия Зеленецкого, Записка Елеазара Анзерского, Жития Аввакума и Епифания): проблема жанра // Ранчин А.М. Вертоград Златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. М., 2007. С. 233-247.
Потанин Г.Н. Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Т. 6. Новосибирск, 1983. 336 с.
Гребенщиков Г.Д. Чураевы: Братья Чураевы: роман в трех частях. Спуск в долину: роман. Барнаул : [Б.и.], 2006. 384 с.
Федотов Г.П. Святые Древней Руси // Собр. соч. : в 12 т. Т. 8: Святые Древней Руси / сост., примеч. С. С. Бычков. М. : Мартис, 2000. 268 с.
Горбенко А.Ю. К механизмам жизнестроительства Георгия Гребенщикова: Чураевка как реплика скита Сергия Радонежского // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4 (64), т. 3. С. 193-197.
Десятов В.В. Скит искусств: жизнестроительство Георгия Гребенщикова // Сибирский филологический журнал. 2018. № 1. С. 5-18.
Баак Й. ван О поэтике первых переживаний // Analysieren als Deuten. Wolf Schmid zum 60 / ed. by L. Lazar Fleishman, Christine Golz, Aage A. Hansen-Love. Geburtstag. Hamburg : Hamburg University Press, 2004. S. 259-276.
Ремизов А.М. Собрание сочинений. Т. 8: Подстриженми глазами. Иверень / ред. кол.: А.М. Грачева (гл. ред.), Т.Г. Иванова, А.В. Лавров, Н.Н. Скатов, О.П. Раевская-Хьюз, Н.М. Солнцева. М. : Русская книга, 2000. 704 с.
Лотман Ю.М. О понятии пространства в русских средневековых текстах // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб., 1997. С. 112-117.
Климова М.Н. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: Жития «грешных святых» в русской литературе. М. : Индрик, 2010. 136 с.
Ранчин А.М. «Дети дьявола»: убийцы страстотерпца // Ранчин А.М. Вертоград Златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. М., 2007. С. 121-127.
Махов А.Е. Сад демонов - Hortus daemonum: Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М. : INTRADA, 1998. 320 с.
Гоголь Н.В. Вий // Полн. собр. соч. / гл. ред. Н.Л. Мещеряков; ред. изд. В.В. Гиппиус, В.А. Десницкий, В.Я. Кирпотин и др. Т. 2: Миргород / ред. В.В. Гиппиус. М. : Изд-во АН СССР, 1937. С. 175-218.
Топоров В.Н. Муха // Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М. : Рос. энцикл., 1994. Т. 2. С. 188.
Пономарев Е. Россия, растворенная в вечности: Жанр житийной биографии в литературе русской эмиграции // Вопросы литературы. 2004. № 1. С. 84-111.
Гребенщиков Г.Д. Чураевы: Лобзание змия : роман. Радонега. Статьи. Воспоминания. Барнаул: [Б.и.], 2007. 352 с.
Грачева А.М. Опы авангардной агиографии: повесть А.М. Ремизова «В розовом блеске: Из Прблога» // Русская литература. 2023. № 3. С. 210-217.
Зенкин С.Н. Небожественное сакральное: Теория и художественная практика. М. : РГГУ, 2012. 537 с.