Представление о ценностях в учении В. Франкла | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 2(30).

Представление о ценностях в учении В. Франкла

Рассматриваются представления о ценностях в теории логотерапии и экзистенциального анализа В. Франкла в контексте современной аксиологической парадигмы. Актуализируется проблема понимания категории ценности в -учении Франкла и предлагаются ракурсы её понимания в контексте неклассической онтологии. Рассматривается эвристичностъ этих представлений для решения проблем современности, проявляющихся на уровне личности как экзистенциальный вакуум, ноогенный невроз и потеря цельности смысловой организации, определяются возможности и перспективы.

Theory of values in Viktor Frankl's logoterapy.pdf Ценностная проблематика в том или ином виде всегда присутствовала в философии и других областях социогуманитарного знания, получая новые интерпретации в разные исторические периоды. Социокультурный контекст современности: глобализация и господство «цинического разума»19. И хотя на фоне постмодернистского релятивизма в моду вошли рассуждения о равноценности истины и лжи, ирония и скептицизм. Но, и принимая во внимание такие реалии современности, как отказ от универсальных норм, сосуществование различных религий, мировоззрений, теорий и культур, разрушение традиционных ценностей, вовсе не обязательно относиться к ней «постмодернистски». Сам постмодернизм можно рассматривать как разрушение изжившего себя классического типа западной рациональности. Для предотвращения мировых кризисов и катастроф требуются общечеловеческие ценности. Хотя ценностная проблематика существенна в наше время, и сам анализ её актуальности может стать темой отдельного исследования, в аксиологии отсутствует общепринятая теория ценностей, а присутствуют конкурирующие концепции. Такая ситуация получает разную оценку в исследовательской литературе: одни считают её кризисом аксиологии, другие объясняют её, исходя из природы ценностей. Н.С. Рыбаков считает, что существующие в нашей философской литературе многообразные и даже противоположные представления о ценности прогнозировал ещё Н.О. Лос-ский на основании того, что ценности всепроникающи по своей природе [2]. Другой известный исследователь, В.К. Шохин, выражает иную позицию, он пишет: «Фундаментальная аксиология, в отличие от множества разновидностей «прикладных», переживает глубокий кризис» [3. C. 11]. По его мнению, отсутствие общей теории ценностей приводит к возникновению «прикладных» аксиологий, которые создаются в отдельных региональных областях, для решения конкретных проблем. К таким «прикладным» аксио-логиям можно отнести и теорию ценностей Виктора Франкла. Представление о ценностях является важной составляющей созданной им теории экзистенциального анализа и логотерапии, или третьей Венской школы психотерапии. Для того чтобы выявить особенности аксиологических взглядов автора логотерапии, проанализируем его позицию по классическим для аксиологии вопросам: что такое ценность, онтологический статус ценности, способ познания их человеком, классификация ценностей. Ответы на них приводят к существованию разных точек зрения, подробное описание которых сделано в соответствующей исследовательской литературе. Основной вопрос аксиологии «что такое ценности» в теории логотерапии и экзистенциального анализа Виктора Франкла тесно связан с вопросом о смысле жизни. Он считает, что универсального смысла жизни не существует, всё, чем располагает человек, - это лишь тот уникальный смысл, который он может отыскать в каждой неповторимой и конкретной ситуации. Учитывая то обстоятельство, что среди всех индивидуальных ситуаций есть и такие, в которых можно найти кое-что общее, Франкл делает вывод, что «есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество» [4. С. 288]. Ценности имеют двойственный онтологический статус: они и субъективны и объективны. Франкл считает, что бытие смыслов объективно, но усматривается индивидом неповторимым, уникальным образом. С одной стороны, ценности ограничены прошлым и будущим, т.е. связаны с исторической традицией, с другой, они вневременны и формальны по отношению к историческому материалу. С одной стороны, он пишет, что источником ценностей являются: мир десяти тысяч уникальных ситуаций и совесть человека как «смысловой орган», способный отыскать уникальный нравственный смысл в каждой ситуации. С другой стороны, он доказывает, что ценности и смыслы не субъективны, не являются простым выражением самости индивида. Поскольку ценности - это те же кристаллизовавшиеся смыслы, а уникальный смысл ситуации открывается через уникальную трансценденцию, направленную к Логосу, следовательно, трансцендентным источником ценностей является Логос2. Это противоречие проясняется Франклом в его концепции димензиональной онтологии (от лат. dimensio - измерение). Он пишет: «Человек живет в трех измерениях: соматическом, психическом и духовном. Духовное измерение не может быть игнорируемым, так как именно оно делает нас людьми» [5. С. 5]. Взаимодействие этих измерений объясняется на основе идеи многомерности, разработанной в геометрии как математический прием. Он подчеркивает: «Как видите, я говорю об измерениях, а не о традиционных слоях бытия, потому что, по моему мнению, именно димензиональная онтология предлагает единственно возможный путь разрешения старой психофизической проблемы человека, который не нарушает его целостности и единства. Это означает, что мы больше не говорим о физическом, психическом и духовных слоях, чтобы не отделять их друг от друга. Но если мы попытаемся понять тело, душу и разум как разные измерения одного и того же бытия, его целостность нисколько не пострадает. Такая интерпретация бытия через призму измерений не дает нам воспринимать целостный феномен как нечто, составленное из множества элементов» [6. С. 131]. При этом Франкл подчеркивает, что «в контексте логотерапии понятие "духовный" не имеет первично религиозной коннотации, но относится к специфически человеческой сфере духа» [7. С. 189]. Для того, чтобы избежать религиозных значений, которые есть у понятия духовный, и подчеркнуть, что имеется в виду именно человеческое измерение, было введено понятие «ноэтический» для обозначения этого измерения. Духовное в человеке Франкл рассматривает «как высшее человеческое измерение в противопоставлении к его психофизиологии» [8. С. 101]. Высший уровень, по мысли Франкла, не носит оценочного оттенка, а означает лишь то, что этот уровень более содержательный и более объемный и включает в себя низшие уровни, а данные, полученные на разных уровнях, не отменяются, а объединяются. Франкл формулирует два закона димензиональной онтологии, по которым осуществляются взаимоотношения между измерениями. Первый: «Один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отражается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу» [4. С. 49]. В качестве примера он приводит стакан, проекциями которого из трехмерного пространства на горизонтальную и вертикальную двумерные плоскости в одном случае является круг, а в другом - прямоугольник. Ещё более важным Франкл считает то, что стакан - открытый сосуд, в то время как обе его проекции, и круг, и прямоугольник, - замкнутые фигуры. Второй закон: «Различные предметы, спроецированные из их измерения не в разные, а в одно и то же низшее по отношению к нему измерение, отображаются в своих проекциях так, что проекции оказываются не противоречивыми, но многозначными» [4. С. 49]. Например, тень в виде круга могут отбрасывать цилиндр, конус и шар, нельзя определить на основании тени, какая фигура её отбрасывает. Эти законы, по мнению Франкла, объясняют, почему очевидная закрытость человека на биологическом и психологическом уровнях, на которых он отражается как закрытая система биологических рефлексов и психологических реакций, совместима с открытостью на ноэтическом, более высоком уровне. Поскольку ценности и смыслы находятся в высшем, по отношению к биологическому и психологическому, измерении, то и законы, действующие на этих уровнях, не применимы на но-этическом (духовном) уровне. «Это третье, духовное, измерение имеет прямое отношение к полноте человеческого бытия во всей его "целостности", но не только как особое измерение, а как раз такое, которое (хотя и не оно одно) собственно и является размерностью человеческого бытия, поскольку только тогда, когда человек конституирует себя в подобных (духовных) действиях, он, так сказать, выходит из сомато-психической плоскости и поднимается в духовное измерение» [8. С. 25]. Человек способен дистанцироваться от биологического и психологического измерений, открыть духовную сферу, ноэтическое измерение смыслов и ценностей. «Духовный подъем над психофизической ограниченностью может быть также назван экзистенциальным актом. Посредством этого акта человек открывает ноологическое измерение бытия и вступает в него; более того, он создает это измерение как свое собственное» [6. С. 131]. Поскольку ценности - это кристаллизовавшиеся смыслы, то экзистенциальным актом является открытие уникального смысла уникальной ситуации. Тем органом, который способен обнаруживать уникальные смыслы, в каждой уникальной ситуации, в теории логотерапии является совесть. Франкл пишет: «Совесть можно определить как интуитивную возможность человека находить смысл ситуации. Поскольку этот смысл - нечто уникальное, он не подпадает под общий закон, и такая интуитивная способность, как совесть, является единственным средством схватывать смысловые гештальты» [6. С. 270]. Совесть позволяет выбрать наиболее ценное действие в жизненной ситуации, в то время как разум выбирает более эффективное. Кроме того что совесть интуитивна, она также и креативна. И это её качество проявляется в способности обнаруживать уникальные смыслы уникальных ситуаций, которые противоречат принятым ценностям. «Уникальный смысл сегодня - это всеобщая ценность завтра. Так возникают религии и эволюционируют ценности», -пишетФранкл [6. С. 270]. Следуя его идеям, ценности, принятые в культуре, - это только проекции ценностей. Любая вещь физического или психологического плана ценна не сама по себе, а как источник переживания ценности. Франкл пишет, что сущность духовного - соприсутствие. «Духовная данность "соприсутствует" иной данности» [4. С. 93]. Таким образом ценности в теории экзистенциального анализа и психотерапии также всепроникающи по своей природе, как и в концепции Н.О. Лосского. Благодаря природе ценностей, способности духовного к соприсутствию значение ценностей будет выявляться во всех сферах - в этической, эстетической, религиозной, социальной, познавательной и т.д. Но ценности на психологическом и на биологическом уровне -только проекции. Поскольку духовное, или ноэтическое, измерение является высшим, то на низшие уровни, биологический и психологический, ценности могут только проецироваться. По законам димензиональной онтологии эти проекции могут быть противоречивыми и многозначными. Этим объясняется существование разнообразных эмпирических ценностей. Такое свойство ценностей отмечали многие авторы: на психологическом и физическом уровне они только отражаются, вплоть до искажения. «Нравственные, эстетические, экономические, политические и прочие ценности существуют только как проявление ценностного сознания вообще. Но ценности на этих уровняхмогуттрансформироваться донеузнаваемости» [9. C. 105]. Франкл считает, что обращение к феноменологическому методу позволяет выявить, как обычные люди в повседневной жизни переживают смыслы и ценности. «Логотерапевт - не моралист и не интеллектуал. Его работа основывается на эмпирическом, т.е. феноменологическом анализе, а феноменологический анализ процессов переживания ценностей простым человеком с улицы показывает, что человек может найти смысл жизни в создании творческого продукта, или совершении дела, или в переживании добра, истины и красоты, в переживании природы и культуры; или - последнее по порядку, но не по значению - во встрече с другим уникальным человеком, с самой его уникальностью, иными словами - в любви. Однако наиболее благороден и возвышен смысл жизни для тех людей, кто, будучи лишен возможности найти смысл в деле, творении или любви, посредством самого отношения к своему тяжелому положению, которое они выбирают, поднимаются над ним и перерастают собственные пределы» [4. С. 299]. В соответствии с собственным пониманием природы ценностей Франкл предлагает специфический способ классификации видов ценностей. Три группы: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения - отражают «три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни. Первый - это то, что он дает миру в своих творениях; второй - это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий - это та позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу» [4. С. 300]. Порядок, в котором перечисляются ценности, является не случайным: приоритетными являются ценности творчества. Они реализуются в продуктивных творческих действиях, том личном, индивидуальном, неповторимом, что вносит человек в любую деятельность сверх того образца поведения, который уже предложен и одобрен обществом. Ценности переживания реализуются в чувствительности к явлениям окружающего мира: «Наивысший смысл каждого момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия ... высота горной гряды определяется не высотой какой-нибудь долины, а величиной высочайшей вершины. Так же и жизненные пики определяют осмысленность всей жизни, и единичное событие может задним числом наполнить смыслом предшествующее существование» [4. С. 173]. Он подчеркивает ещё один важный для понимания природы ценностей момент: «Ни в творчестве, ни в переживаниях нельзя довольствоваться достигнутым, каждый день, каждый час требуют от нас новых свершений» [4. С. 244]. Ценности отношения проявляются в той позиции, которую занимает человек относительно факторов, ограничивающих его жизнь: боль, вина и смерть. Ценностям отношения отводится более высокое положение, чем ценностям творчества и переживания. Объяснить это можно тем, что благодаря им человек достигает понимания себя как экзистенциального существования в самоценности. Но осуществить их можно только если обстоятельства, в которых оказался человек, он не в состоянии изменить, и у него нет возможности осуществить ценности творчества и переживания. Иерархический порядок ценностей определяется моральными и этическими традициями и стандартами общества и переживается вместе с самой ценностью. Принять или отвергнуть его, как и саму ценность, человек волен решать сам. Исходя из понимания природы ценностей в теории логотерапии и экзистенциального анализа, становится понятно, почему Франкл не стремится перечислить все возможные варианты проекций ценностей на уровень ниже ноэтического (которые могут быть разнообразными, многозначными и даже противоречивыми), хотя и настаивает на объективности ценностей. Он эксплицирует сам принцип (кристаллизации смыслов, общих для определенных сообществ, и положения человека в целом), на котором могут быть построены системы ценностей разных культур, обществ, групп. На уровнях физическом и психологическом система ценностей может иметь много вариантов. Такое понимание ценностей тесно связано с пониманием человека в экзистенциальной традиции: человек не вещь, не предмет среди других, его сущность ускользает от объективирующего взгляда науки. Е.В. Борисов пишет: «Этим обусловлено терминологическое различение понятий "вот-бытие" и "человек": в эмпирических науках человек рассматривается как наличное сущее, бытие которого представляет собой не акт, но факт. Очевидно, что и в экзистенциальной аналитике под титулом "вот-бытие" подразумевается человек, - но лишь постольку, поскольку он существует актуально» [10]. Бытие человека - это только возможность. Человеческим в теории экзистенциального анализа Франкла является ноэтическое измерение. Усмотрение уникального смысла уникальной ситуации становится той основой, которая конституирует бытие человека, в качестве человека. «Онтоло-гизируется» сам процесс открытия смысла. Феноменология может описать только процесс движения от возможности смысла к определенности смысла в уникальной ситуации. Выявление трёх путей, которые дают возможность найти смыслы в каждой конкретной ситуации, становится основой для классификации ценностей, которая как нельзя лучше отражает природу ценностей. Таким образом ценность существует не как определенность, а как активное становление, изначально неопределенное, динамичное и историчное: «Во времена, когда десять заповедей, по-видимому, теряют свою безусловную значимость, человек должен научиться прислушиваться к 10 000 заповедей, которые возникают в 10 000 уникальных ситуаций, из которых состоит его жизнь, и в том, что касается этих заповедей, он может полагаться только на свою совесть. Живая и чуткая совесть - это единственное, что дает человеку возможность сопротивляться эффектам экзистенциального ваку-ума - конформизму и тоталитаризму» [6. С. 271]. Традиционная культура целостного характера, с системой взаимосвязанных ценностей, норм и убеждений, являющихся регуляторами поведения человека, ушла в прошлое. Франкл констатирует, что обесценивание традиционных ценностей неизбежно: «Всеобщие ценности идут на убыль. Вот почему все большее число людей охватывается чувством бесцельности и пустоты или тем, что я называю экзистенциальным вакуумом. Однако даже если все всеобщие ценности исчезнут, жизнь все равно останется осмысленной, поскольку уникальные смыслы останутся нетронутыми и после потери традиций» [6. С. 271]. Принимая во внимание всё вышесказанное, можно констатировать следующее. Франкл понимает под ценностями много раз пережитые и повторяющиеся в истории человечества уникальные смыслы. Они могут быть как функционирующими ценностями отдельной группы, так и общечеловеческими. Отсутствие общности смыслов - причина обесценивания ценностей и кризиса. Ценности и смыслы находятся в особом измерении - ноэтическом и поэтому имеют возможность разных проявлений на уровне психофизического. Они выходят и выводят за пределы наличной данности. Надиндивиду-альность позволяет им быть высшим критерием для ориентации в мире и опорой для личностного самоопределения, к которому можно только приближаться, но нельзя им обладать. Идея уникальности, свойственная современности и культуре постмодерна, в теории логотерапии и экзистенциального анализа не ведет к анархии и релятивизму, не ведет к отрицанию социально-деятельностной природы ценностей и их основной функции -быть социально значимыми ориентирами человеческой деятельности и поведения. «Ныне мы живем в эру разрушающихся и исчезающих традиций. Поэтому вместо того, чтобы новые ценности создавались посредствам обнаружения уникальных смыслов, происходит обратное. Универсальные ценности приходят в упадок. Поэтому все большее число людей охватываются чувством бесцельности и пустоты.» [4. С. 295], - писал В. Франкл о событиях XX века, это высказывание вполне применимо и сейчас, в XXI веке. В своей теории Франкл обосновывает присутствие ценностей в неустойчивом мире, обращаясь к экзистенциальной онтологии. Он не отказывается от трансцендентальной основы (онтологии) мира, но рассматривает её с другого ракурса, обосновывая возможность уникальных смыслов. Универсальные закономерности и принципы существования ценностей раскрываются им в неклассической философской парадигме, что позволяет ему решить проблемы, остающиеся неразрешимыми в классической. Таким образом, ценностью оказывается определенный способ осмысления жизнедеятельности, который можно назвать процессом освобождения от конкретных ценностных модификаций. Любая принятая ценность проходит проверку совестью, которая осуществляется в уникальной ситуации. Переживание смысла ситуации дает человеку ощущение реальности, возможность «чувствовать себя живым». Из уникальных смыслов складывается аутентичное подлинное существование человека, не равное биологическому существованию. Его нельзя достигнуть раз и навсегда, нельзя получить как вещь, оно является процессом освобождения от любых модификаций. Поэтому абсолютная ценность - это сам процесс открытия смысла. А сам смысл меняется от человека к человеку, от ситуации к ситуации. Это обстоятельство - необходимость находить уникальный смысл в каждой новой ситуации - является общечеловеческим. Перенос значимости с определенной ценности на процесс её открытия (на акты становления ценностей) позволяет объяснить возникновение новых ценностей и разрушение традиционных, существование альтернативных ценностей. Упорядочивающее пространство ценностей держится на общих принципах, которые лежат в основе индивидуальной оценки в уникальной ситуации «здесь и сейчас». Ценности предшествуют бытию и «оживают» благодаря личной свободе. Сегодня, когда место традиционных ценностей занимает массовое потребление и созданы инструменты для производства образов, создающих иллюзию ценностей, теория Франкла имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Его теория (в которой пересекаются онтология, аксиология, психология и медицина) отражает проблемы современного общества и дает ответы на вопросы, возникающие у человека. Актуализируется задача формирования развитой способности оценивания. Индивидуальная свобода самоидентификации в бесконечном выборе форм проявления ценностей дает возможность существования планетарной культуры с системой ценностей адекватной свободе и уникальности каждой личности. Это позволяет говорить об экзистенциальной направленности его учения и свойственном для этой традиции способе осмысления и актуальности экзистенциальной традиции.

Ключевые слова

Виктор Франкл, ценности, логотерапия, экзистенциальный анализ, димензиональная онтология, values, logotherapy, existential analysis, dimensional ontology

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ревушкина Марина БорисовнаТомский государственный университетмагистрант, кафедра философии и методологии науки философского факультетаrevushkina@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.
Рыбаков Н.С. Н.О. Лосский: онтологическая теория ценностей //Апология русской философии. Екатеринбург, 1997.
Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Изд-во РУДН, 2006.
Франкл В. Человеке поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Франкл В. Доктор и душа // Дельфия: My word. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=781 (дата обращения: 17.04.15).
Франкл В. Воля к смыслу. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000.
Франкл В. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. СПб.: Речь, 2001.
Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.
Борисов Е.В. Диалог как судьба. Co-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // История философии. М.: ИФ РАН, 1997. Вып. 1. С. 81-98.
 Представление о ценностях в учении В. Франкла | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 2(30).

Представление о ценностях в учении В. Франкла | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 2(30).