Структурные трансформации геополитического положения Юга России в современных условиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 3 (31).

Структурные трансформации геополитического положения Юга России в современных условиях

Рассматриваются особенности современного геополитического положения Юга России как макрорегиона, объединяющего три федеральных округа страны, в свете динамики политических событий последних лет. Среди главных особенностей автор выделяет многососедство, приграничностъ субъектов, территориальную сопряженность с самопровозглашенными территориями, влияние на регион деятельности межгосударственных политических, экономических и военных союзов и организаций как геополитических акторов.

Structural transformation of the geopolitical location of the South of Russia in modern conditions.pdf Юг России включает в себя три федеральных округа - Южный, СевероКавказский и Крымский (образован указом президента России В.В. Путина от 21 марта 2014 года, после включения в состав Российской Федерации территории Крыма и г. Севастополя), занимает площадь 618,4 тыс. км2, на которой проживает около 26 млн чел. Если территория южнороссийского региона в масштабах всей страны не так заметна (3,6% площади РФ), то по численности проживающего здесь населения регион значим - здесь сконцентрировано 18 % жителей страны (таблица). Различна и роль отдельных федеральных округов в пространственной структуре Юга России (рис. 1, 2): Рис. 1. Доля субъектов Федерации Юга России в общей площади региона, %. 4,4 27,6 ■ Южный федеральный округ □ Северо-Кавказский федеральный округ Ш Крымский федеральный округ Примечание. Рассчитано и составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) и Государственной службы статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua) [1, 2] ведущие позиции как по площади территории, так и по численности жителей занимает Южный федеральный округ, в то время как образованный Крымский округ является самым малым не только в южнороссийском регионе, но и в стране в целом. 9,1 ■ Южный федеральный округ □ Северо-Кавказский федеральный округ Н Крымский федеральный округ Рис. 2. Доля субъектов Федерации Юга России в численности населения региона, 2013 г., %. Примечание. Рассчитано и составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) и Государственной службы статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua) [1, 2] Главной особенностью геополитического положения рассматриваемого региона является его приграничный характер, выраженный в наличии государственной границы Российской Федерации в пределах субъектов, входящих в южнороссийский регион (рис. 3). Причем значение данного фактора в геополитической ситуации после воссоединения Крыма с Россией и создания Крымского федерального округа еще более усилилось. Ныне из 15 субъектов южнороссийского региона выход к сухопутной государственной границе РФ с сопредельными странами имеют 12 (кроме Адыгеи, Калмыкии и Севастополя), а с учетом морских границ -13 (включая Севастополь). Из субъектов Федерации Юга России, наибольшее число государств-соседей имеют Северная Осетия-Алания, Дагестан, Карачаево-Черкесия - каждая из этих республик граничит с двумя соседними странами. Условные обозначения: КРЧ - Республика Карачаево-Черкесия КБР - Республика Кабардино-Балкария РСО - Республика Северная Осетия-Алания РИ - Республика Ингушетия Абхазия уч/ Грузия Рис. 3. Модель геополитического положения Юга России Таблица. Приграничное положение субъектов Юга России Страны-соседи РФ Субъекты Федерации Юга России, выходящие к государственной границе Украина Ростовская область, Республика Крым Абхазия Краснодарский край Южная Осетия Северная Осетия-Алания Грузия Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская Республика, Дагестан Азербайджан Дагестан Казахстан Астраханская область, Волгоградская область, Морская граница РФ По Черному и Азовскому морям - Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым, Севастополь По Каспийскому морю - Дагестан, Астраханская область За последнее время значительно изменился характер соседства вследствие трансформации геополитической ситуации на Юге России. Если в первом десятилетии 2000-х гг., так же как и на рубеже XX-XXI вв., наибольшую тревогу вызывала безопасность Кавказского участка государственной границы, что напрямую было связано с наличием военных действий в Чеченской Республике, Дагестане, проявлением исламского фундаментализма и терроризма в Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Северной Осетии, военным конфликтом Грузии с Абхазией и Южной Осетией, то в последний год наиболее сложной в геополитическом отношении стала граница Российской Федерации с Украиной. Острота ситуации в приграничном взаимодействии здесь связана с ведением военных действий вооруженных сил Украины и национальной гвардии с ополченцами Донецкой и Луганской областей, провозгласивших здесь в апреле 2014 г. соответственно Донецкую и Луганскую народные республики и образовавших в мае 2014 г. Союз Народных Республик «Новороссия». Непрекращающиеся военные действия и обстрел населенных пунктов на юго-востоке Украины вызвали массовый приток беженцев в Ростовскую область и Республику Крым, как субъекты Юга России, имеющие непосредственную границу с Украиной, что существенно осложняет общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию. Неоднократный залет снарядов со стороны Украины в соседние населенные пункты Ростовской области напрямую создает угрозу жизням и имуществу жителей приграничных населенных пунктов и беженцев с Украины, вынужденных покинуть свое постоянное место жительство и искать укрытие от военных действий в Российской Федерации. Реалиями последних лет стало появление вдоль границ Юга России самопровозглашенных государственных образований. К ним относятся Абхазия и Южная Осетия, провозгласившие свою независимость от Грузии еще в начале 1990-х гг. на волне противостояния национальной политике, которая вылилась в открытые вооруженные противодействия. Обе республики получили политическое признание в августе 2008 г. со стороны Российской Федерации после открытой вооруженной агрессии Грузии, но до настоящего времени не стали полноправными субъектами международного права, не найдя подтверждения статуса суверенных государств у большинства стран мира. Возможно, такая же модель политического развития будет и у Луганской и Донецкой народных республик. Наиболее стабильной в геополитическом отношении границей южнороссийских субъектов с соседними государствами выступает сегмент российско-казахстанской границы в пределах Волгоградской и Астраханской областей. В Новейшей истории взаимодействия двух стран случаев столкновений между казахами и русскими на национальной почве не было. Обе страны входят в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, объединяющий страны СНГ, а тесная политическая и торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России нашла выражение в создании Таможенного союза трех государств [3, 4]. Образованное единое экономическое пространство трех стран, предусматривающее безвизовый режим, отмену таможенных пошлин и ограничений экономического характера во взаимной торговле между сторонами-участниками, получило продолжение в формировании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с переходом в перспективе в Экономический союз, как более высокой по уровню ступени интеграции [5]. Юг России образует самую южную периферию нашей страны, выходя широким фронтом на западе к Черному и Азовскому морям, а с востока -к Каспийскому морю. Правовой статус этих водоемов до конца не урегулирован. Азовское море отнесено к категории внутренних вод России и Украины, и его использование определено двусторонним договором 2004 г.; однако после воссоединения Крыма с Россией акватория Украины в Черном и Азовском морях значительно сократилась, что в перспективе вызовет пересмотр данного документа [6]. Статус Каспийского моря до сих пор остаётся предметом переговоров, связанных с разделом ресурсов его шельфа (нефти и газа), а также биологических ресурсов. Поскольку Каспийское море представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном, к нему не должны применяться автоматически нормы и понятия международного морского права (в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающие исключительные 200-мильные экономические зоны государств) [7]. На прошедшем в конце сентября 2014 г. в Астрахани IV Каспийском саммите (так называемой «Каспийской пятерки») президенты прикаспийских государств договорились об общих принципах разграничения водных пространств, дна и недр, о режиме судоходства и рыболовства в Каспийском море. Национальный суверенитет сторон будет распространяться над прибрежным морским пространством в пределах 15 морских миль, на примыкающей к этой зоне 10-мильной зоне будет распространяться исключительное право каждой из сторон на добычу водных биологических ресурсов. При этом большая часть акватории Каспия останется в общем пользовании сторон [8]. Немаловажным компонентом является исключение размещения на Каспии военной инфраструктуры третьих стран - право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран. Важным фактором современного геополитического положения Юга России является существенное влияние на регион межгосударственных политических и военных союзов и организаций, которое в последнее десятилетие динамично меняется. Большинство стран-соседей региона являются членами Содружества независимых государств (СНГ). Взаимодействию стран СНГ способствует территориальная близость, наличие единых границ, развитая транспортная инфраструктура, а также традиционные связи, возникшие в период существования в рамках единой страны. Несмотря на эти факторы, интеграция стран СНГ происходит медленно, что связано с разным уровнем экономического развития и частым несовпадением взаимных интересов государств, а по оценкам ряда аналитиков и экспертов, эта группировка государств постсоветского пространства исчерпала изначально заложенный в нее потенциал межгосударственного взаимодействия [9, 10, 11, 12]. Активная реализация стратегических интересов России, направленных на более тесное интеграционное взаимодействие со странами СНГ, в последнее десятилетие способствовала заключению ряда двусторонних соглашений и укреплению взаимного сотрудничества с соседними странами постсоветского пространства. Такое углубление интеграции предполагает создание на основе межгосударственных связей интеграционных образований более высокого ранга в рамках СНГ. Первым среди них стало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), созданное в 2001 г. с целью формирования общих внешних таможенных границ государств-участниц, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. ЕврАзЭС объединяет 5 стран СНГ: Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан, а наблюдателями выступают Армения, Молдова иУкраина [3, 13]. Следующим шагом интеграции стало принятое в августе 2006 г. на Межгосударственном совете ЕврАзЭС принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе трёх государств, готовых к этому, - Белоруссии, России и Казахстана [4]. Главным достижением Таможенного союза является создание единого таможенного пространства на основе принятого общего Таможенного кодекса, а существенным шагом в развитии дальнейшей, более прочной интеграции стала отмена в апреле 2011 г. транспортного контроля на границе стран Таможенного союза, а в июле 2011 г. и таможенного контроля -они перенесены на внешний контур границ Таможенного союза [14]. В итоге создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и повысить уровень развития национальных экономик путем значительного сокращения сроков перевозки грузов из Европы в Азию, что еще более усилит экономическую и геополитическую 1 значимость южнороссииского региона, имеющего транзитное положение . Дальнейшая интеграция трех стран-членов Таможенного союза привела к оформлению Единого экономического пространства, перспективой которого призван стать с 2015 г. Евразийский экономический союз, к которому присоединится Армения, а в дальнейшем - и Киргизия [5, 14]. Ослабление интеграционных интересов в рамках СНГ на рубеже XX-XXI вв. привело к вовлечению ряда постсоветских государств в орбиту влияния других международных организаций, и прежде всего ЕС и НАТО. Европейский союз активно поводит политику активизации интеграционных связей с рядом стран СНГ в рамках проекта «Восточное партнерство», предусматривающего механизмы воздействия на реформы, проводимые в данных государствах, в обмен на либерализацию визового и торгового режима [15]. В итоге, в июне 2014 г. в Брюсселе три государства СНГ - Молдова, Украина и Грузия, - два из которых являются непосредственными соседями южнороссийского региона, подписали Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, который выставляет ряд требований, касающихся совершенствования системы государственного управления, взаимного открытия собственного рынка труда, финансов и товаров, усиления борьбы с коррупцией, внедрения европейских стандартов в области питания, образования, юриспруденции и других сфер деятельности [15]. В случае успешной реализации всех требований государства, подписавшие Договор об ассоциации, в перспективе могу претендовать на то, чтобы войти в состав Европейского союза в качестве полноправных членов. Однако реальные перспективы для этого не определены, и фактически открытие собственных рынков для предприятий и корпораций ЕС может пресытить экономику стран, присоединившихся к ассоциации, европейскими товарами, что нарушит сложившуюся конъюнктуру рынка, усилит конкуренцию и вытеснит местных производителей, а введение безвизового режима в отношении данных стран может вызвать рост миграционных потоков в европейские государства, в том числе дешевой рабочей силы. С целью защиты внутреннего рынка от ближайших соседей при их присоединении к ассоциации с ЕС и создания зоны свобод- 'http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0% BD%D 1 %8B%D0%B9_%D 1 %81%D0%BE%D 1 %8E%D0%B7_%D0%91 %D0%B5 %D0%BB%D0%BE %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8,_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1% 85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0,_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B3%D0%B8% D0%B7%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 -cite note-7#cite note-7. ной торговли Россия вынуждена принять меры по защите собственных экономических интересов и от украинских, молдавских и грузинских товаров, которые, не выдержав конкуренции с привозными европейскими продуктами, могут хлынуть в нашу страну. В то же время меры регулирования внешнеторговых поставок могут стать дополнительным стимулом для производителей Юга России, способных насытить собственный рынок необходимыми продуктами питания высокого качества и тем самым повысить эффективность своей деятельности. Наряду с Европейским союзом активную политику расширения своего влияния на Юг России и прилежащие страны оказывает и военно-политический блок НАТО. Северо-Атлантический альянс в отношении стран СНГ проводит политику по программе «Партнерство ради мира», направленную на оказание военно-консультационной помощи и проведение совместных военных маневров вблизи или на территории государств-партнеров [16]. Фактически же, прикрываясь лозунгами евроатлантической безопасности, блок НАТО ведет достаточно агрессивные политические действия, нарушая сложившийся десятилетиями паритет сил, приблизившись практически вплотную к границам нашей страны и нарушая зоны традиционных российских геополитических интересов. Примерами этого являются многочисленные визиты руководящих сотрудников Североатлантического альянса в Украину, Грузию и Молдову, осуществление мероприятий военной кооперации с этими странами, проведение военных учений в черноморском регионе. Это вносит деструктивный элемент и вызывает излишнюю напряженность во взаимодействии стран и опасения в уровне безопасности южнороссийского региона, который находится в непосредственной близости от стран-партнеров НАТО и входит в зону влияния политики СевероАтлантического альянса. Активно вмешиваются в геополитическую ситуацию в Черноморо-Каспийском регионе и США, считая его территорией своих геополитических интересов. Воссоединение Крыма с Российской Федерацией делает нашу страну более талассократической, поскольку вновь присоединенные территории, расположенные в центре Северного Причерноморья, позволяют контролировать значительную часть Азово-Черноморского бассейна. При этом Россия, хотя и прирастила незначительную часть территории (27 тыс. км2, что в масштабе площади всей страны составляет менее 0,2 %) и увеличила свои морские границы (примерно на 2,5 тыс. км), но в геостратегическом плане эти изменения весьма значимы. Российская Федерация в этом отношении стала геополитическим антиподом Турции в Черноморском бассейне и закрыла вход-выход Украине в Азовский бассейн. Именно Турция и Россия будут являться главными акторами геополитической ситуации в Черноморском регионе, но в то же время и основными геополитическими конкурентами. Это связано с тем, что зоны их геополитических интересов перекрываются в Крыму и на Кавказе. Турция активно поддерживала и поддерживает крымско-татарскую общину и влияет на тюркоязычные народы Кавказа (азербайджанцев, балкарцев, карачаевцев, кумыков, ногайцев), Россия, стремясь наладить стабильный южный путь транспортировки газа, осуществляет строительство газопровода «Южный поток» по дну Черного моря, вступая тем самым в конкуренцию с Турцией в ее возможностях транзита углеводородов из Каспийского бассейна по суше. Несмотря на ряд других противоречий (вхождение во внешнеполитические блоки, сотрудничество с блоком НАТО), Россия и Турция сохраняют партнерские взаимоотношения как в экономике, так и во внешней политике, выступая странами-лидерами в Организации черноморского экономического сотрудничества как региональной группировке стран Черноморо-Азовского бассейна. Значительным недостатком геополитического положения Юга России в связи с присоединением Крыма к России является пока еще отсутствие прямого сухопутного сообщения с «материком». Реализация проекта по строительству мостового перехода через Керченский пролив полностью разрешит данную проблему и позволит наладить прямое транспортное взаимодействие Крымского и Южного федеральных округов. Таким образом, геополитическое положение Юга России отличается сложностью структуры, разнообразием, а зачастую и противоречивостью влияющих на него факторов, динамичностью изменений. Территория региона входит в зону внимания многих государств и межгосударственных организаций, что и в перспективе будет способствовать активному их влиянию на развитие ситуации в субъектах Юга России. В то же время многососедст-во, приграничность, тесная территориальная сопряженность областей, краев и республик с соседними странами, в том числе и самопровозглашенными территориями, широкий выход к морям будут способствовать упрочению транзитного потенциала геополитического положения региона и осуществлению внешнеполитических и экономических связей с другими регионами.

Ключевые слова

integration associations, close boundedness, multi-neighborhood, geopolitical location, the South of Russia, интеграция, приграничностъ, многососедство, Юг России, геополитическое положение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сухинин Сергей АлександровичЮжный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Северо-Кавказский научно-исследовательский институт экономических и социальных проблемsuhmax@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Области на политиката на Европейския съюз [Электронный ресурс]: (на болгарском языке) // Европейски съюз (в бьлгарски). - Режим доступа: http://europa.eu/index_bg.htm.
The Partnership for Peace programme [Электронный ресурс] // Nord Atlantic Treaty Organization. - Режим доступа: http://www.nato.int/cps/en.
Таможенный союз. [Электронный ресурс] // Независимое Online обозрение. - Режим доступа: http://www.customsunion.ru.
Россия: социально-экономическая география / под ред. А.И. Алексеева, В. А. Колосова. М.: Новый хронограф, 2013. 708 с.
Постсоветское пространство: двадцать лет перемен / под ред. В.Л. Бабурина. Смоленск: Универсум, 2013. 300 с.
О Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx.
Документы, подписанные по итогам IV Каспийского саммита [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/4756.
Шупер В.А. Место России в отношениях между Западом и Китаем // География. 2011. № 2. С. 16-21.
Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 519 с.
Чернявский Е.Б. Что есть Каспий и как его поделить? // Природа. 2007. № 1. С. 40-48.
Заяц Д.В. Интеграционных орбиты СНГ // География. 2008. № 19. С. 3-4.
Олейник А. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана // География. 2011. № 12. С. 5-8
Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. Деловая газета. 2011. 3 окт. С.1.
Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2003/12/ 57621/58572.shtml.
State Statistic Service of Ukraine. (2013) Regioni Ukraini: Statistichniy zbipnik. 2013 [Ukrainian Regions. Statistics Collection] Part 1. Kiev: Derzhstat Ukra
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. М.: Росстат, 2013. 990 с.
 Структурные трансформации геополитического положения Юга России в современных условиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 3 (31).

Структурные трансформации геополитического положения Юга России в современных условиях | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 3 (31).