Особенности современного политического движения женщин
Женское движение представляет собой одно из проявлений социальной активности и является неотъемлемым элементом гражданского общества. Отражая процесс вызревания демократических идеалов и ценностей, такое движение служит барометром настроений и духовных ориентиров женских масс, по которому власти должны сверять свои программы и политику.
Peculiarities of modern women's political movement.pdf Жить в гармоничном мире - мечта каждого человека, это значит жить в мире, который отвечает радостью на твою радость, сочувствием, когда тебе больно. Очень важно для каждого человека жить в обществе, которое принимает, понимает и уважает каждого человека, обеспечивает равные права и равные возможности как мужчинам, так и женщинам. Перед женским сообществом стоит объективная задача расширения своего взгляда: ощутить себя частью единого целого, где все взаимосвязано и жизненно важна каждая деталь, добиться гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Процесс вызревания демократических идеалов и ценностей имеет своей обязательной предпосылкой индивидуализацию личности, обретение индивидом автономии. Составной частью этого процесса является эмансипация женщин, которая предполагает в числе прочего отказ от парадигмы «естественного» разделения труда между мужчиной и женщиной с характерным для него принципом взаимодополняемости мужской и женской ролей в пользу равенства прав и возможностей между полами и, соответственно, принципа взаимозаменяемости между ними [1. С. 643]. Если согласиться с тем, что главнейшей функцией любого женского движения является работа по подъему самосознания женских масс в духе тендерного равенства и справедливости, то нельзя не заметить, что российское женское движение развивается именно в этом направлении, и оно накопило бесценный опыт в этом отношении. Оптимистично выглядит тенденция к росту самосознания женского населения в России. Действительно, особое историческое значение деятельности женских организаций лежит в плоскости формирования самосознания россиянок, в росте их самооценки, чувства собственного достоинства, основанного на признании права на собственный выбор роли в обществе, не ограничиваясь единственной извечной ролью «хранительницы домашнего очага», полностью подчиненной представителям «сильного пола». Становление независимого женского движения в России получило достаточно широкое освещение в отечественной и зарубежной литературе. Тенденции, направления, формы деятельности, успехи и неудачи активисток в 1990-2010-х гг. исследованы Н.И. Абубикировой, С.Г. Айвазовой, Т.А. Клименковой, Е.В. Исраелян, О. Липовской, Т.А. Мельниковой, М.А. Регентовой, О.А. Хасбулатовой, Н.А. Шведовой, Л.Т. Шинелевой и другими. Требование равных возможностей, что, несомненно, больше, чем простое равноправие, подразумевает защиту прав и интересов и женщин, и мужчин с учетом специфики каждого субъекта социально-половой группы. Поскольку любая политика имеет корни в обществе и отражает доминирующие ценности, то политика в отношении женщин в «устоявшихся демократиях» отражает новый социальный контракт, в котором мужчины и женщины имеют равные права. Действительно, женщины и мужчины - разные, но как члены одного общества, государства - равные и должны обладать не только равными правами, но и равными возможностями. На самом деле, нельзя заниматься по отдельности вопросами равноправия женщин и мужчин, если есть искреннее стремление добиться реального улучшения в этой сфере. Еще в XIX в. великий русский писатель А.П. Чехов говорил, что «женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского - глупеют». России необходима тендерная стратегия - основная линия политической деятельности государства и главных направлений, по которым правительство предпринимает совокупность мер и мероприятий, провозглашенных в соответствующем политическом курсе по восстановлению тендерного баланса в обществе, и прежде всего в общественно-политической сфере. Российский опыт показывает, что развитие партнерства в политике объективно зависит от уровня партнерства в социальной модели общества в целом и наоборот. При этом национальный механизм тендерного равенства -объективно необходимый инструмент защиты интересов социально-половых общностей, часть государственной машины, главная функция которой - учет специфики положения мужчин и женщин в обществе. Отсюда вытекает задача - работа над созданием национального механизма, ибо без наличия такого института невозможно осуществление в полной мере ни политических, ни социальных, ни иных прав женского населения в России. Изучая современное женское движение в России, можно отметить, что движение представляет собой одно из проявлений социальной активности. Оно - неотъемлемый элемент гражданского общества. Отражая процесс зрелости демократических ценностей, такое движение служит барометром настроений и духовных ориентиров женских масс, по которому власти должны сверять свои программы и политику. Процессы общественной и политической трансформации в России предполагают включение различных социальных групп и политических сил в систему выработки, принятия и реализации политических решений. Современное российское женское движение, несмотря на ослабление политической активности и уменьшение институциональных возможностей для деятельности в 2000-х гг., обладает потенциалом для продвижения и защиты интересов женщин во власти и в общественной сфере, борьбы за тендерное равноправие и улучшение положения россиянок в обществе. Современное женское движение в России продолжает развиваться. На сегодняшний момент главной задачей российского женского движения, провозглашаемой его представителями и экспертами, становится задача презентации в публичной сфере дискурсов тендерного равноправия и защиты прав женщин, выход женского движения из зоны социальной невидимости [2. С. 28]. Специалисты предлагают различную типологию женских организаций. Одни классифицировали организации по целям, другие - по видам деятельности, третьи - по организационным формам или иным параметрам. В целом, ученые почти единодушны в оценке того, что российским женским организациям удалось многого добиться в области просветительной и образовательной работы, атакже частичного вовлечения в политические процессы. В этом неоценимая заслуга женского движения, которое, конечно, разнолико и по социальному составу, и по идеологической направленности, однако утверждает в общественном сознании и в самосознании самих женщин мировоззрение, разделяющее взгляд на женщину как на субъект истории, что дает женщине право на собственный выбор роли в обществе. Отмечая работу женских организаций Санкт-Петербурга, можно назвать следующие: Межрегиональная общественная организация «Союз женщин Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Союза женщин России; Санкт-Петербургская региональная правозащитная общественная организация «Союз содействия призывникам и военнослужащим»; Петербургский женский кризисный психологический центр; Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Женская инициатива»; Санкт-Петербургская общественная женская организация «Лама»; Круглый стол женских общественных организаций и объединений Санкт-Петербурга «Женский диалог», который является консультативно-экспертным органом женских общественных объединений и организаций Санкт-Петербурга при Комитете по труду и социальной защите населения. Е.И. Калинина - создатель Международного института «Женщина и управление» - первого в современной России образовательного учреждения, ставящего своей целью повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда, развитие их лидерских качеств, содействие их профессиональному продвижению. Институт каждый год проводит выставку-презентацию «Женский проект» и международную конференцию «Женщина в меняющемся мире». Преподавателями и учеными института выполнен целый ряд научных исследований по проблемам социально-экономического положения женщин и развития женского бизнеса. Женщины являются важными носителями политических и экономических перемен. Инвестиции в развитие потенциала женщин и расширение их возможностей, прежде всего на уровне принятия решений, - меры, не только имеющие самостоятельную ценность, но и представляющие собой объективно необходимый и надежный путь к обеспечению участия женщин в процессе экономического роста и развития. Поэтому так важно преодолеть в России реальное отчуждение «женского фактора» в политической жизни страны. Сегодня партии, реально располагающие властью в стране, не проявляют ни должного интереса, ни соответствующего внимания кэтой проблеме [5. С. 17]. А между тем очевидно, что тот из субъектов политического процесса, кто первым осознает это и проявит политическую волю в направлении мобилизации женского потенциала, окажется в политическом выигрыше. Следует отметить специфические слабости женского движения в России, среди которых наиболее важными представляются: - недостаточное осознание активистками своих гражданских прав, низкий уровень их знаний и юридической грамотности, отсутствие навыков защиты своих прав; - недооценка необходимости политического участия; - недостаточно развитая взаимосвязь феминистской теории и практики женского движения; - узкая социальная база, раздробленность и «элитарный характер» движения; - отсутствие ярких женских лидеров; - инкорпорирование независимых общественных организаций в государственные структуры; - практическое отсутствие материальных ресурсов для инфраструктуры поддержки общественного движения, а особенно женского движения; - отсутствие общенациональной женской идеи, способной повести женское движение в направлении его консолидации; - выраженное недоверие к организационным попыткам по координации действий «снизу доверху», в которых усматриваются посягательства на самостоятельность; - отсутствие настоящей работы по созданию коалиций как внутри женских НКО, так и с другими общественно-политическими силами, включая партии, профсоюзы и др. [4. С. 14]. Исследование слабых сторон женского политического движения приводит к изучению законодательной базы, призванной обеспечить тендерное равенство в Российской Федерации. И здесь можно отметить отсутствие в нашей стране реально действующего национального механизма по вопросам продвижения интересов женщин, а также мизерное участие женщин в принятии решений: номинальное участие женщин, часто назначение од-ной-двух женщин на высокие должности. Так, мы можем констатировать, что в Правительстве Российской Федерации лишь две женщины занимают руководящие посты: это Ольга Юрьевна Голодец, заместитель председателя правительства по социальным вопросам, и Вероника Игоревна Скворцова, министр здравоохранения РФ. Характерной особенностью существующей политической культуры, с большим трудом поддающейся изменениям, можно отметить активную позицию женщин в различных формах общественной жизни - в общественных организациях, профсоюзах, школьных родительских комитетах и т. д. Женщины - в центре практически всех добровольческих обществ. Но их гораздо меньше, чем мужчин, на политическом Олимпе. В иерархических политических структурах они находятся у основания пирамиды. Объясняя слабое представительство женщин в политическом процессе, как российские, так и зарубежные аналитики, как правило, указывают на четыре основные причины: во-первых, социально-экономические условия, не позволяющие средней женщине заниматься «большой политикой»; во-вторых, неспособность политических партий определить в своих концепциях тендерные роли и женские семейные обязанности в соответствии с требованиями сегодняшнего дня; в-третьих, низкую организационную культуру политических партий, не способствующую участию в них женщин; в-четвертых, живучесть патриархат-ных предрассудков в высших эшелонах партийной мужской элиты, отталкивающих женщин от участия в борьбе за место в правительстве или Законодательном Собрании. Н.А. Шведова выделяет следующие типичные формы и методы сопротивления тендерному равенству со стороны правительственных структур, возглавляемых, как правило, мужчинами: - равнодушие и неприятие, активное противодействие идеям тендерного равенства; - формальное признание идей равенства и отрицание наличия проблемы, часто в узком контексте утверждается, что конкретная деятельность или программы не дискриминационные; - определение «актуальных» и острых проблем и потребностей женщин на основе нерепрезентативных и поверхностных суждений; - проволочки с принятием конкретных действий, вопрос откладывается «под сукно»; - ошибочная интерпретация стратегии интеграции тендерного подхода: тендерное равенство подменяется акцентом на процессе вовлечения женщин в программы и деятельность, где их вклад чрезвычайно незаметен и участие их незначительно; - видимость деятельности или символические действия. Очевидно, что женским НКО необходимо научиться работать с разными политическими силами, чтобы передвигаться в поле реальных политических процессов. Необходима работа с молодежью. Вместе с тем, вопреки всем трудностям и препятствиям, женское движение в России живет и функционирует не хуже любого другого социального или общественного движения в стране. Женские организации появляются, исчезают и вновь появляются, стремясь выражать интересы различных женских групп и объединений. Сформировано информационное поле, позволяющее создавать временные коалиции, альянсы. Многое будет зависеть от женского лидерства, которому придется позаботиться не только о стратегии женского движения, нацеленной на достижение равенства прав и возможностей для женщин и мужчин путем консолидации на основе конкретной задачи, но и подкрепить ее тактическими разработками. Причем следует особое внимание уделить потребности изменения общественного сознания и повышения самооценки женщин. Нельзя сбрасывать со счетов активную позицию противодействия проникновению женщин во власть определенной части мужской политической элиты, которая всячески стремится поддержать тендерный стереотип - «политика не для женщин». Отношение российских политиков к системе квотирования по образцу цивилизованных стран, т.е. к реальной возможности достижения равенства мужчин и женщин, также не поддерживается, и многие годы закон о квотировании мест в российском правительстве не принимается. Пока существует широкая поддержка так называемого «традиционного» общества, которое базируется на идеологии патриархата или сексизма (признания превосходства одного пола над другим, исповедующего следующие устойчивые высказывания: «она - хранительница очага, а он - добытчик-хозяин»; «он - голова, она - шея»; «бьет - значит любит»; и т.д.»), неравенство будет торжествовать в самых различных проявлениях. Необходимо тендерное просвещение мужчин относительно прав женщин; проведение специальных тренингов по «гендерному равновесию». Обучение по тендерным вопросам не должно проводиться только женщинами, поскольку это может привести к тому, что население понятие ген-дера будет ассоциировать только с женскими вопросами. Необходимо законодательное обеспечение, которое предусмотрело бы нормы, возлагающие на Правительство Российской Федерации обязанность разработки и реализации специальных мер по кадровому, научному и информационному обеспечению государственной тендерной политики, совершенствованию тендерной статистики, характеризующей положение полов. Широкое распространение сексизма требует проведения последовательной и настойчивой борьбы с ним, которую надо рассматривать как главную цель тендерного просвещения. Важно помнить: нет только одного пути, который может подойти всем женщинам мира. История не развивается по прямой - одни и те же причины могут вызывать различные последствия. Регулярные встречи научного сообщества и обмен мнениями и опытом могут способствовать совершенствованию научно-теоретических знаний. Без введения национального механизма по интеграции интересов женщин в социально-политический процесс на его прагматическом реальном уровне невозможно построить ни демократическое общество, ни правовое государство. Актуальность этого механизма напрямую связана с необходимостью активизации женского электората на всех уровнях. Не случайно мировое сообщество признает соблюдение важнейшего принципа развития человеческого потенциала - равенство полов - необходимым условием прогресса, суть которого в расширении свободы выбора для представителей обоих полов - женщин и мужчин - во имя цели развития. Российскому обществу в целом необходимо понять, что только тендерная гармония - путь к цивилизованному обществу и государству, в котором комфортно женской и мужской личности - гражданам страны. Без преувеличения можно утверждать, что именно активное, инициативное и настойчивое женское движение, постоянно работающее над повышением своего профессионального и политического уровня, может стать главным фактором в реализации всех позитивных перемен в статусе женского населения на пути достижения цели тендерного равенства. Достижение тендерного баланса требует политической воли, совершенствования законодательства, эффективной экономической и социальной политики. Можно сделать вполне очевидный вывод: от тендерного равенства и справедливости выиграют и женщины, и мужчины, а значит, и общество, и государство. Несправедливо и расточительно с точки зрения интересов государства такое положение вещей, при котором колоссальный потенциал женщин, их опыт не используются на благо страны, на благо всех членов общества. И это прискорбный факт, поскольку нельзя построить цивилизованное демократическое общество и государство, исключив большую часть населения из активного процесса.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 166
Ключевые слова
gender equality, the political rights, women's socio-political movement, гендерноеравенство, политические права, женское общественно-политическое движениеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Королева Татьяна Алексеевна | Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения | кандидат политических наук, доцент, кафедра рекламы и связей с общественностью | korolevaliki@mail.ru |
Ссылки
Шведова Н.А. Просто о сложном. Тендерное просвещение. М.: Антиква, 2002.
Хасбулатова О.А. Российская тендерная политика в XX столетии: мифы и реалии. Иваново: Ивановский государственный университет, 2004.
Шведова Н.А. Тендерный фактор в политике // Права женщин в России. Законодательство и практика. М., 2000. № 1 (10).
Ушакова Т.Ю. Проблемы тендерного равенства: политические аспекты. М.: Ин-т сравнит политологии РАН, 2008. 78 с.
Айеазоеа С.Г. Женское движение как ресурс модернизации России // Тендерная реконструкция политических систем. Санкт-Петербург: АЛЕТЕЙЯ, 2004. С. 641-656.

Особенности современного политического движения женщин | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2015. № 3 (31).
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1217