Новая форма аналитической философии права и морали - алгебраическая система формальной этики и естественного права: точное формальное определение области уместной применимости «Гильотины Юма» | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2(34).

Новая форма аналитической философии права и морали - алгебраическая система формальной этики и естественного права: точное формальное определение области уместной применимости «Гильотины Юма»

Предлагаемое точное формальное ограничение сферы корректной применимости логико-философского принципа, условно именуемого «Гильотиной Юма», графически моделируется с помощью логических квадрата и гексагена оппозиции относящихся к обсуждаемой теме композиций эпистемических, алетических, деонтических и аксиологических модальностей.

A new form of analytical philosophy of law-and-morals - algebraic system of formal ethics-and-natural-law: precise forma.pdf Классическая аналитическая философия права и морали представляет собой «сплав» философского, юридического и этического позитивизма со скрупулезным филологическим анализом естественного языка позитивного права и эмпирически фиксируемой морали: Харт [1]; Moore [2]; Hare [3]; Stevenson [4, 5] и др. На высшей стадии развития этот «сплав» включает в себя элементы современной символической логики, систематически использующей собственно математические понятия и методы; например Hilpinen [6] и др. В отечественной философской литературе глубокий анализ аналитической философии права представлен, например, в работах Дидикина [7, 8], Оглез-нева [9-12] и Суровцева [11, 12]. Одной из основных проблем в аналитической философии права и морали является так называемая «Гильотина Юма»: Atkinson [13]; Black [14]; Bloom-feld [15]; Castaneda [16]; Jackson [17]; Pigden [18, 19]; Wolf [20]. Первоначально «Гильотиной Юма» назывался следующий фрагмент из «Трактата о человеческой природе», цитирую: «Я заметил, что в каждой этической теории, с которой мне до сих пор приходилось встречаться, автор в течение некоторого времени рассуждает обычным способом, устанавливает существование Бога или излагает свои наблюдения относительно дел человеческих; и вдруг я, к своему удивлению, нахожу, что вместо обычной связки, употребляемой в предложениях, а именно есть или не есть, не встречаю ни одного предложения, в котором не было бы в качестве связки должно или не должно. Подмена эта происходит незаметно, но тем не менее она в высшей степени важна. Раз это должно или не должно выражает некоторое новое отношение или утверждение, последнее необходимо следует принять во внимание и объяснить, и в то же время должно быть указано основание того, что кажется совсем непонятным, а именно того, каким образом это новое отношение может быть дедукцией из других, совершенно отличных от него» [21. С. 510-511]. В этой цитате содержится явное указание на важную логико-философскую проблему, ее формулировка и призыв заняться основательным ее изучением. Но подавляющее большинство как противников, так и сторонников Юма истолковало приведенную выше цитату как якобы отрицательный ответ якобы Юма на вопрос: есть ли отношение логического следования между утверждениями со связкой «есть» и соответствующими им утверждениями со связкой «должно быть»? Поставленный Юмом нетривиальный вопрос был интерпретирован как риторический: согласно этой интерпретации, доминирующей вплоть до настоящего времени, задавая риторический вопрос, Юм подразумевал, что отношение логического следования между утверждениями со связкой «есть» и соответствующими им утверждениями со связкой «должно быть» не существует. По моему мнению, упомянутое истолкование «Гильотины Юма» (процитированного выше текста) как тезиса о небытии логического следования утверждений о должном из утверждений о сущем (и обратно) спорно. Оно по сути дела приписывает Юму этот тезис. Но, с другой стороны, факт, что статистической нормой (и в этом смысле правилом) употребления словосочетания «Гильотина Юма» в современном естественном языке является использование этого словосочетания именно в значении приписанного Юму тезиса. С фактами изменения исходных значений слов и словосочетаний в процессе исторического развития естественного языка приходится считаться и мириться. Поэтому в данной статье словосочетание «Гильотина Юма» будет обозначать тезис об отсутствии отношения логического следования между утверждениями со связкой «есть» и соответствующими им утверждениями со связкой «должно быть». Если этот отрицательный тезис, условно именуемый «Гильотиной Юма», принимается, то возникают большие логико-методологические трудности и в философии права, и в этике (философии морали), и вообще во всех тех науках, предмет которых лежит на пересечении бытия и ценности (или существующего и должного). В классической аналитической философии гуманитарных наук неограниченный авторитет «Гильотины Юма» и логически последовательное ее применение в качестве логико-методологического «лекарства от всего», как правило, заводит дискуссии в тупик. Это отмечали многие. По мнению Anscombe [22. P. 1, 6-8], основные аспекты сформулированной Юмом проблемы "is-ought" - пережитки прошлого (survivals) этики, или следствия пережитков ее прошлого (derivatives from survivals), т.е. тупик, из которого современная этика должна как-то вырваться. Попытки вырваться из этого тупика предпринимали многие, например Prior [23], Searle [24] и др. Анализу этих попыток и вообще обсуждению проблемы «is-ought» в аналитической философии права и морали посвящена огромная литература: Brown [25]; Dyck [26, 27]; Guevara [28]; Hill [29]; Hudson [30, 31]; J0rgensen [32]; Kurtzman [33]; MacIntyre [34]; Maitzen [35, 36]; Schurz [37, 38]; Shorter [39]; Sinnott-Armstrong [40]. Однако эта литература - отражение внутренних теоретических разногласий в классической аналитической философии права и морали. Вполне осознанный выход из этого интеллектуально респектабельного тренда был предпринят в серии публикаций [41-45], имевшей целью создание прецедента неклассической аналитической философии права и морали. Предложенная качественно новая форма аналитической философии морали и права - объединение «рациональных зерен истины» доктрины естественного права (в ее развитии от Римского права до начала XX века) с содержательным (=логически неформализованным) дискретным математическим моделированием морально-правовой формы деятельности. Имеется в виду математическое моделирование морально-правовой формы деятельности непосредственно, а не логической формы (какого бы то ни было) языка суждений и рассуждений о морально-правовой деятельности. Подробное логико-философское обоснование такой качественно новой (неклассической) формы аналитической философии морали и права и ее сравнение с предыдущей (классической) формой представлены в докторской диссертации «Формализация деятельности (оценки и нормы)» [46] и в монографиях [42-45, 47, 48]. В указанных работах целенаправленно конструировалась и систематически исследовалась двузначная алгебраическая система формальной этики и юриспруденции -дискретная математическая модель системы естественного права и ригористической морали. В упомянутой двузначной алгебраической системе морально-правовых ценностных функций от конечного числа морально-правовых ценностных переменных было точно определено отношение формально-аксиологической эквивалентности, что позволило систематически генерировать и обсуждать формально-этические алгебраические уравнения и системы таких уравнений. Переводы многих из этих формально-аксиологических уравнений с искусственного языка алгебры естественного права и морали на естественный язык содержательной этики и юриспруденции, на первый взгляд, явно противоречили эмпирическим знаниям позитивного права и нравственности, т.е. совершенно очевидным фактам, взятым из морального и правового опыта человечества, накопленного им в ходе исторического развития. Чтобы успешно справиться с многообразием взятых из опыта конкретных примеров, кажущихся эмпирическими контрпримерами для соответствующих формально-аксиологических уравнений алгебраической системы естественного права и морали, в рамках этой алгебраической системы (на ее искусственном языке) была впервые дана точная формулировка вышеупомянутого принципа (отрицательного тезиса), широко известного под условным названием «Гильотина Юма» [47-49]. Причем предложенная в алгебраической системе формальной этики точная формулировка «Гильотины» оказалась ее фундаментальным обобщением: занимавшая Юма (и многочисленных исследователей его наследия) действительно очень интересная и важная проблема логической взаимосвязи «есть» и «должно быть» оказалась скромным частным случаем чрезвычайно богатого многообразия открыв -шихся возможностей. Точно сформулированная на искусственном языке алгебраической системы формальной этики и естественного права, «Гильотина Юма» систематически используется как эффективное средство защиты: (1) доктрины естественного права [47, 48, 50, 51]; (2) формальной этики морального ригоризма [47, 52, 53]; (3) метафизики как формальной аксиологии [47-49] от эмпири-цистской критики. Однако, согласно методологии, логике и философии науки, при всей своей эффективности, вооруженная «Гильотиной» критика эмпирицистской критики формальной аксиологии должна иметь какие-то достаточно явные и точные формальные ограничения области своей уместности. Какие именно? И где они? Их нет ни у Юма, ни у его последователей. Нет их и в упомянутых выше самых первых формулировках «Гильотины» на искусственном языке алгебры формальной аксиологии [47-49, 53]. Неограниченная формулировка «Гильотины», означающая беспредельность области ее применения, основывается на абсолютном противопоставлении (взаимоисключении) бытия и ценности, незаметно подменяемом оппозицией фактов и ценностей [4, 5]. Но что такое факт? Согласно Лейбницу [54, 55], факт - это фиксация случайного бытия. Необходимое бытие не есть факт: оно есть закон. Следовательно, отождествление бытия и факта, вообще говоря, недопустимо. Кроме того, целесообразно обратить внимание на то, что ценности и нормы могут быть как случайными, так и необходимыми. Если нечто случайно ценно или случайно обязательно, то ценность или обязательность этого нечто есть предмет эмпирического познания. Случайные положительные оценки и нормы относительны: они подчиняются принципу фальсифицируемости (точно так же, как и факты, и случайные их обобщения). А вот необходимо положительно ценное (или необходимо обязательное) не является относительным: оно нефальсифицируемо, и в указанном смысле оно противостоит фактам. Это дает основание утверждать, что, будучи сформулировано в самом общем виде, противопоставление бытия и ценностей (или бытия и норм) некорректно. Элементы тройки: (I) ценность (должное); (II) частная, локальная, преходящая ценность (относительно должное); (III) строго всеобщая ценность (абсолютный долг), не суть одно и то же. Было бы корректнее по отдельности (независимо) сопоставлять друг с другом; с одной стороны, факты и эмпирические оценки (относительные нормы); а с другой стороны, строго всеобщие законы (необходимое бытие) и необходимо положительно ценное (абсолютно должное). Хаотическое смешивание всех элементов этих двух пар в одну кучу (и образование из них одной пары ) порождает логико-лингвистические недоразумения, которые целесообразно устранить. Для облегчения понимания вышесказанного имеет смысл рассмотреть графические модели, представленные на рис. 1 и 2. По моему мнению, они могут помочь адекватному осознанию и точному определению сферы корректной применимости «Гильотины Юма». (Символы & и -. обозначают конъюнкцию и отрицание, a Dp, Op, Op - модальности, «необходимо, что р», «возможно, что р», «обязательно, что р», соответственно.) р -ф | Возможно/таГр^^^^^^ I . р, но возможно -ф -ф, но возможно р Факт, что р. Факт, что -ф. _ Эмпирически установленные в опыте | ИВВ ЦиЛЦ i ■ . частные случаи (ограниченные аспекты) бытия (факты): р; -.р. Рис. 1. Взаимоотношения бытия, небытия и элегических модальностей На рис. 1: область необходимо общего (строго всеобщего) бытия (сфера априорных законов) заштрихована вертикальными линиями; область случайно общего или фактического бытия (сфера опыта) оставлена незаштрихованной. ИР 1 -Ф И При некохорн^услоЕЙях может быть ^разрейено, что p. Иначе гошрд,возмож-| . но, что p дозволено. ■IIIIIIIIII ицц 1 ктически обяза-1 ИВ тельно, что p, но j lli может быть необя-: IB зательно, 1111 что р. Иначе говоря, ■НИЦ HI ор&«^ор. Фактически обязательно, ЧТО -ф, но может быть необязательно, ЧТО -ф. Иначе говоря, 0-ф&0-,0-ф. ННАНИ ИЙНИ НИ 1 1 кт, что (р обяза- 1 [ЬНО). Факт, что (-ф обязательно). Алетически случайно, чтЫ(обязательно, что p) и алетичерки случайно, что (обязательнр^ ЧТО -ф). Иначе говЪр^, -ЛОп&^ПО-ф. 1111 ■ИЩИ! I 1| |Ц Существующий только в опыте ИИЫИ . || (устанавливаемый чисто эмпирическим 1ЛЦ | Ц 1 ЩИ путем) относительный долг, что р, и | 1 Щ. | ЩИ существующий только в опыте относительный долг, что -ф. Априорным мрмг.- С 1 II 1 1 Рис.2. Бытие, небытие и «смеси» элегических и деонтических модальностей В данной статье впервые предлагаются следующие ниже дефиниции модальностей «имеется (чисто) априорное знание, что р» (обозначим ее символом Ар) и «имеется (чисто) эмпирическое знание, что р» (обозначим ее символом Эр). Символ Кр обозначает модальность «имеется знание, что р». Gp - «хорошо, что р». Символы v, = обозначают, соответственно, эквивалентность, (слабую) дизъюнкцию, отношение логической равносильности. DEF-1: Ap = (Kp & (Dp & D(p ^ Op) & D(Op ^ Gp))); DEF-2: 3p = (Kp & (-.Dp v -,D(p ^ Op) v -,D(Op ^ Gp))). Если согласиться с представлением логического следования «строгой импликацией» К.И. Льюиса, а также согласиться с тезисом не имеющего ограничений эмпиризма об отсутствии логического следования должного из сущего (Ор из р) и сущего из должного (р из Ор), то необходимо будет согласиться также и с тем, что дизъюнкт -iD(p ^ Op) в DEF-2 является истинным, а конъюнкт D(p ^ Op) в DEF-1 является ложным. Значит, если применение «Гильотины Юма» уместно, знание является не априорным, а эмпирическим. В DEF-1 фрагмент (D(p ^ Op) & D(Op ^ Gp)) представляет собой тезис последовательного оптимистического рационализма вообще и Г.В. Лейбница в особенности [54, 55] о логическом следовании должного (хорошего) из сущего и сущего из должного (хорошего). Итак, согласно определениям DEF-1 и DEF-2, применение «Гильотины Юма» уместно тогда и только тогда, когда мы имеем дело с эмпирическим знанием фактов и относительных (локальных, преходящих, особенных) норм, например, исторически изменяющегося позитивного или обычного права. Кроме того, согласно DEF-1 и DEF-2, область уместности принципа оптимизма Лейбница не является пустой: принципиальный оптимизм последовательного рационализма вполне адекватен, если и только если он не выходит за пределы сферы предметов априорного знания, т.е. не применяется к предметам знания эмпирического. (Иллюзия адекватности осмеяния оптимизма Лейбница в «Кандиде» закономерно возникает в результате нарушения Вольтером указанного ограничения.) Вопреки истории оппозиции априоризма и эмпиризма, будучи освобождены от крайностей, они совместимы (без логического противоречия) в одной концептуальной схеме эпистемологии вообще. Эта синтезирующая схема графически представлена на рис. 3. На рис. 3 стрелки моделируют отношения подчинения, а линии, пересекающие квадрат, - отношения контрадикторное™. Верхняя горизонтальная линия квадрата моделирует отношение контрарности, а нижняя - отношение су бконтрарности. Kp Рис. 3. Логический квадрат и гексагон, определяющие область применимости «Гильотины»

Ключевые слова

"Hume' s-Guillotine", formal-axiological-equation, moral-legal-evaluation-function, moral-legal-evaluation-variable, algebra-of-natural-law-and-morals, «Гильотина-Юма», формально-аксиологи-ческое-уравнение, морально-правовая-ценностная-функция, морально-правовая-ценностная-переменная, алгебра-естественного-права-и-морали

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лобовиков Владимир ОлеговичУральское отделение Российской академии наукдоктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии и праваvlobovikov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Г.В. Лейбниц. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1989. Т. 4. С. 49-554.
Lobovikov V. Squares and hexagons of formal-ethical opposition in two-valued algebra of formal ethics // Aporia - Revista Internacional de Investigaciones Filosoficas. 2014. № 8. P. 4-22.
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Г.В. Лейбниц. Соч. в 4 т. М.: Мысль, Т.2. 1983. С. 47-545.
Lobovikov V. Algebra of Morality and Formal Ethics // Katarzyna Bronk (Ed.). Looking Back to See the Future: Reflections on Sins and Virtues. Oxford, U.K.: Inter-Disciplinary Press, 2014. P. 17-41.
Lobovikov V. Algebra of the Natural Law - A Mathematical Simulation of the Natural Law Type of Legal Reasoning: A Basis for Computer-Aided Law-Making and Law Education // Archiv fur Rechts- und Sozialphilosophie. 2010. Vol. 122. P. 105-114.
Lobovikov V. Aristotelian and juridical modalities: a new theory of their unity (A two-valued algebra of formal natural-law philosophy of modalities as moral-legal evaluation-functions determined by two variables - a complement to G.H. Wright's deontic logic interpretation of G.W. Leibniz's idea about the unity of the two kinds of modalities) // Brazilian Legal Theory Review. 2007. Vol. 3. P. 181-187.
Лобовиков В.О. Учение Парменида и Мелисса о небытии движения и «гильотина Д. Юма» с точки зрения двузначной алгебры метафизики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 2(14). С. 130-138.
Лобовиков В.О. «Ницщета философии» и ее преодоление «цифровой метафизикой»: Дискретная математическая модель ницшеанской философии сознания, религии, морали, права и преступления. Екатеринбург: УрО РАН, 2009. 468 с.
Лобоеикое В.О. Математическая этика, метафизика и естественное право (Алгебра метафизики как алгебра формальной аксиологии). Екатеринбург: Институт философии и права УрО РАН, 2007. 408 с.
Lobovikov V. Mathematical Jurisprudence and Mathematical Ethics. Ekaterinburg: The Urals State University Press, 1999. 124 p.
Лобоеикое В.О. «Формализация деятельности (оценки и нормы)»: дис.. д-ра филос. наук. Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1989 (1990). 410 с.
Лобоеикое В.О. Математическое правоведение. Часть 1: Естественное право. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та; Изд-во Урал. гос. юрид. академии, 1998. 240 с.
Лобоеикое В. О. «Искусственный интеллект», формальная этика и морально-правовой выбор. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. 188 с.
Лобоеикое В.О. Модальная логика оценок и норм с точки зрения содержательной этики и права. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. 272 с.
Shorter J.M. Professor Prior on the Autonomy of Ethics // Australasian Journal of Philosophy. 1961. Vol. 39. P. 286-287.
Sinnott-Armstrong W. From 'Is' to 'Ought' in Moral Epistemology // Argumentation. 2000. Vol. 14. P. 159-174.
Лобоеикое В. О. Новая нелогическая интерпретация математического аппарата классической логики предикатов первого порядка // Логика, познание, отражение. Свердловск: Уральский гос. ун-т, 1984. С. 33-58.
Schurz G. The Is-Ought Problem: An Investigation in Philosophical Logic. Dordrecht: Kluwer Publishing. 1997. 332 p.
Schurz G. How far can Hume's is-ought-thesis be generalized? // Journal of Philosophical Logic 1991; 20. P. 37-95.
Maitzen S. Anti-Autonomism Defended: A Reply to Hill // Philosophia. 2008. 36 (4). P. 567-574.
Maitzen S. Closing the «Is» - «Ought» Gap // Canadian Journal of Philosophy. 1998. 28 (3). P. 349-366.
Kurtzman D.R. «Is», «Ought», and the Autonomy of Ethics // Philosophical Review. 1970. 79 (4). P. 493-509.
Maclntyre A.C. Hume on «is» and «Ought» //Philosophical Review. 1959. 68 (4). P. 451-468.
Jorgensen C. On the Possibility of Deducing What Ought to Be From What Is // Ethics. 1956. 66 (4). P. 271-278.
Hudson W.D. The Is-Ought Question: A Collection of Papers on the Central Problems in Moral Philosophy. L.: Macmillan, 1969. 272 p.
Hudson W.D. Hume on is and Ought // Philosophical Quarterly. 1964. 14 (56). P. 246-252.
Hill S. 'Is'-'Ought' Derivations and Ethical Taxonomies // Philosophia. 2008. 36 (4). P. 545-566.
Guevara D. Rebutting Formally Valid Counterexamples to the Humean "is-Ought" Dictum // Synthese. 2008. 164 (1). P. 45-60.
Dyck A.J. Moral Requiredness: Bridging the Gap Between «Ought» and «Is»: Part II // Journal of Religious Ethics. 1981. 9 (1). P. 131-150.
Brown C. Minding the Is-Ought Gap // Journal of Philosophical Logic. 2014. 43 (1). P. 53-69.
Dyck A.J. Moral Requiredness: Bridging the Gap Between «Ought» and «Is»: Part I // Journal of Religious Ethics. 1978. 6 (2). P. 293-318.
Searle J.R. How to Derive 'Ought' From 'Is' // Philosophical Review. 1964. 73 (1). P. 43-58.
Prior A.N. The Autonomy of Ethics // Australasian Journal of Philosophy. 1960. Vol. 38. P. 199-206.
Anscombe G.E.M. Modern Moral Philosophy // Philosophy. 1958. 33 (124). P. 1-19.
Юм Д. Трактат о человеческой природе. Мн.: ООО «Попурри», 1998. 720 с.
Pigden C.R. (Ed.) Hume on Is and Ought. New York: Palgrave Macmillan, 2010. 352 p.
Wolf A. Giving Up Hume's Guillotine // Australasian Journal of Philosophy. 2014. Vol. 93, Issue 1. P. 109-125.
Jackson F. Defining the Authonomy ofEthics // Philosophical Review. 1974. 83 (1). P. 88-96.
Pigden C. Logic and the Autonomy of Ethics // Australasian Journal of Philosophy. 1989. Vol. 67, No. 2. P. 127-151.
Castaneda H.-N. On the Conceptual Autonomy of Morality // Nous. 1973. Vol. 7, No. 1. P. 67-77.
BloomfeldP. Two Dogmas of Metaethics // Philosophical Studies. 2007. 132 (3). P. 439-466.
Black M. The Gap Between 'Is' and 'Should' // Philosophical Review. 1964. Vol. 73, No. 2. P. 165-181.
Atkinson F. Hume on "is" and "Ought": A Reply to Mr. Macintyre // Philosophical Review. 1961. 70 (2). P. 231-238.
Оглезнее В.В., Суроецее В.А. Аналитическая философия, юридический язык и философия права. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 236 c.
Оглезнее В.В., Суровцев В.А. Правила, юридический язык, речевые акты // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. № 2(8). С. 293-302.
Оглезнее В.В. Юридический язык и аналитическая философия права // Философия права. 2014. № 3. С. 7-10.
Дидикин А.Б. Формирование аналитической традиции в современной философии права // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2010. № 4. С. 149-165.
Оглезнее В.В. Г.Л.А. Харт и формирование аналитической философии права. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. 216 с.
Дидикин А.Б. Современные интерпретации натурализма в аналитической философии права // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия Философия. 2008. № 6. С. 59-63.
Hilpinen R. (Ed.) Deontic Logic: Introductory and Systematic Readings. Dordrecht: D. Reidel, 1981. 183 p.
Stevenson C.L. Ethics and Language. New Haven: Yale Univ. Press, 1958. 338 p.
Stevenson C.L. Facts and Values. New Haven: Yale Univ. Press, 1964. 244 p.
Moore G.E. Ethics. L.: Oxf. Univ. Press, 1966. 137 p.
Hare R.M. The Language of Morals. L.: Oxf. Univ. Press, 1975. 202 p.
Харт Г.ЛЛ. Понятие права. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 302 с.
 Новая форма аналитической философии права и морали - алгебраическая система формальной этики и естественного права: точное формальное определение области уместной применимости «Гильотины Юма» | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2(34).

Новая форма аналитической философии права и морали - алгебраическая система формальной этики и естественного права: точное формальное определение области уместной применимости «Гильотины Юма» | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2(34).