Топика Аристотеля и лингвистический конвенционализм в контексте диалектической аргументации | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2018. № 46. DOI: 10.17223/1998863Х/46/13

Топика Аристотеля и лингвистический конвенционализм в контексте диалектической аргументации

Рассматриваются аспекты античного лингвистического конвенционализма в контексте аристотелевского понимания языка в «Топике» и «Об истолковании». Диалектический принцип манипулирования различными этимологическими аспектами имени (первичный / нынешний / подходящий / буквальный) осмысляется в рамках античной теории этимологии в посткратиловской философии языка и перипатетической аргументации. Этимологические трансформации терминов, предложенные Аристотелем в «Топике» 112а в качестве полемического приема, рассматриваются в рамках аргументативной модели С. Тулмина. Обосновывается тезис о функциональной близости античного лингвистического натурализма конвенционализму для целей диалектического убеждения. Статья нацелена на пробуждение исследовательского интереса к античному логическому наследию и философии языка.

Aristotle's “Topics” and linguistic conventionalism in the context of dialectical argumentation.pdf В 1968 Г. Оуэн отметил, что «Топика» Аристотеля была выбрана в качестве предмета третьего аристотелевского симпозиума в силу того, что эта книга «чрезвычайно богата дискуссионным материалом, но относительно бедна в вопросе комментаторской традиции» [1. Р. 7]. Значение «Топики» также связано с тем, что в ней можно найти описание ключевой для Аристотеля концепции метода философского исследования. Также «Топика» может быть рассмотрена и как альтернатива аподиктической логике аристотелевских «Аналитик». Не менее интересным моментом, на наш взгляд, является проблема использования Аристотелем различных семантических толкований слова, первичных / вторичных смыслов, раскрывающихся методом этимологизации в риторико-диалектической полемике. Этот метод во многом связан с общеантичной дискуссией относительно природы языка в контексте понимания роли этимологического анализа. Античная дискуссия нарождающейся философии языка представлена, как известно, в «Кратиле». Полемика, отраженная в тексте диалога, затронула не только классических философов, сажем, платоновской школы, или перипатетиков, но совершенно различных мыслителей, таких как Демокрит и Гален. Уже на исходе Античности Прокл выдвинул свою концепцию языка через знаменитые «четыре эпихейремы» (5ia теооаршу єпіхєірпцатю), следуя четвероякой логике аргументов Демокрита [2]. Прокл, активно используя гипотетические силлогизмы Теофраста - Евдема, выступил против «конвен-ционалистов» в лице Демокрита и Аристотеля. Таким образом, античная философия языка от Демокрита к Проклу рассматривала проблему подлинности имен, этимологических интерпретаций и онтологической связи между означаемым и означающим на протяжении нескольких столетий. Так, христианская ономастика и этимологизация развивали аналогичные проблемы толкования семантических компонентов слова как в рамках теории референции и значения, так и в контексте вопросов гносеологии. Именно анализ этимологии, поставленный в «Кратиле» в качестве одного из способов философствования, стал ключевым инструментом дохристианской и раннехристианской экзегетики [3. Р. 45]. Типичным примером этого может служить «Etymologiae» Исидора Севильского. В Magnum opus Исидор, основываясь на античном подходе к языку, разрабатывает систематическую этимологическою теорию энциклопедии, понимая под этимологией интерпретацию, основанную на семантическом разделении и движении к основанию: Etimologia est origo vocabulorum, cum vis verbi vel nominis per inter-pretationem colligitur Этимология это происхождение (начало) слов, когда слово или имя понимаются через интерпретацию [Etym. 1.29]. Фраза Исидора, безусловно, могла быть частью кратиловского лингвистического арсенала, основанного на экспликации первичной и производной этимологии. Движение к подлинной этимологии, установленной по природе либо первичным законодателем, и является главной составляющей не только кратиловского натурализма, но и платоновского инструментализма1. Примечательно, что это движение составляет одну из аргументативных тактик, которую также упоминает и Аристотель в «Топике», будучи противником лингвистической теории имен по природе (фНОЄї). Как известно, в «Кратиле» конвенционализм представлен через ключевые понятия Договора и соглашения. Именно этот принцип (ои\'0'ф

Ключевые слова

философия языка, история логики, «Топика», Аристотель, теория аргументации, ancient philosophy of language, history of logic, “Topics”, Aristotle, argumentation theory

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гарин Сергей ВячеславовичКубанский государственный университет кандидат философских наук, доцент кафедры философииsvgarin@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Aristotle Topics. Books I and VIII with Excerpts From Related Texts. Oxford : Clarendon, 2003.
Pasquali G. Proclus In Platonis Cratylum Commentaria. Stuttgart : Teubner, 1994.
Formigari L. A History of Language Philosophies. Amsterdam Studies in The Theory and History of Linguistic Science. Series III. Amsterdam : John Benjamins Publishing, 2004.
Etymology and Grammatical Discourse in Late Antiquity and The Early Middle Ages. Amsterdam, 1989.
Del Bello D. Forgotten Paths: Etymology and the Allegorical Mindset. Michigan 2007.
Grice H.P. Utterer's Meaning, Sentence-Meaning, and Word-Meaning // Foundations of Language. 1968. № 4 (3). P. 225-242.
Searle J.R. The Philosophy of Language. Oxford, 1971.
The Complete Works of Aristotle / J. Barnes (ed). Princeton, NJ : Princeton University Press, 1995.
Grote G. Aristotle / ed. by A. Bain. London : John Murray, 1880.
Aristotle Posterior Analytics. Topica. Loeb Classical Library / H. Tredennick, E.S. Foster (eds). London : HUP, 1960.
Rubinelli S. Ars Topica. The Classical Technique of Constructing Arguments From Aristotle to Cicero. Springer, 2009.
Toulmin S. The Uses of Argument. Cambridge, 2003.
 Топика Аристотеля и лингвистический конвенционализм в контексте диалектической аргументации | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2018. № 46. DOI:  10.17223/1998863Х/46/13

Топика Аристотеля и лингвистический конвенционализм в контексте диалектической аргументации | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2018. № 46. DOI: 10.17223/1998863Х/46/13