Стратегия формирования национального бренда России в аспекте инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса РФ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. № 51. DOI: 10.17223/1998863X/51/18

Стратегия формирования национального бренда России в аспекте инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса РФ

Представлены концептуальные и технологические основы формирования стратегии национального брендинга на базе инновационных компетенций оборонно-промышленного комплекса РФ. Рассмотрена проблема отраслевого брендинга инноваций. Установлена диалектическая связь между формированием инновационной политики в российской оборонной отрасли и возможностью ее смыслового включения в конструирование стратегии национального брендинга.

The Strategy of the Russian National Brand Formation in the Aspect of the Innovation Potential of the Defense Industry C.pdf Текущие и перспективные вызовы и угрозы современного миропорядка и усиливающиеся глобальная конкуренция и геополитическая нестабильность определяют необходимость формирования странами, претендующими на роль значимых международных акторов, конкурентоспособного национального бренда . Стратегия национального брендинга во внутренней политике коррелирует с задачами повышения уровня доверия населения к институтам власти и снижения транзакционных издержек в процессе политического управления. Эффективный национальный брендинг включает в себя значимые конкурентоспособные компетенции государства, а также соответствует перспективе стратегического развития страны за счет развития ключевых отраслей национальной промышленности, культуры, искусства, образования. На фоне наблюдаемого дефицита ценностных оснований для формирования основы единства российского общества в проекции ценностной консолидации национальный брендинг способствует росту патриотических настроений внутри страны и лояльности к существующим государственным институтам. Во внешнеполитическом аспекте конструирование стратегии национального брендинга в условиях стремительно меняющегося глобального миропорядка связано с необходимостью ответа на глобальные вызовы, стоящие перед Россией в современном мире, в числе которых расширение НАТО на восток, геополитические амбиции США и их союзников, военно-политический кризис на Украине, нестабильная ситуация на Ближнем Востоке и растущая угроза международного терроризма. Негативные политические тренды последних десятилетий остро ставят вопрос о геополитическом статусе России и обеспечении ее национальных интересов, национальной безопасности и обороноспособности, а непоследовательная коммуникационная политика в современных условиях оказывает влияние на результаты деятельности государства в параметрах внешней и внутренней политики. Элементами структуры национального бренда могут выступать история страны, сильная армия, военная мощь государства, культура, искусство, российская наука, российский спорт. Символическая ценность этих аспектов позволяет использовать их в формировании стратегии национального брен-динга России. По сравнению с либеральными настроениями в российском обществе в 1990-е гг. (в частности, поддержка населением мер по разоружению) в целом наблюдается тенденция к сохранению значимости оборонного потенциала страны, который может быть включен в стратегию формирования национального бренда. Державные координаты российского массового сознания (72% россиян, опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), положительно оценивают позиции РФ на мировой арене, среди приоритетов глобальных целей наиболее часто называется вхождение в группу преуспевающих государств (45%) и возвращение статуса сверхдержавы (34%) [1]) следует рассматривать как возможное основание для конструирования национального бренда в аспекте субъектности России в общемировом пространстве. Текущий ситуативный тренд к снижению доли оценок нашей страны в качестве великой державы с сильной армией за последние два года, по данным соцопросов [2, 3], можно объяснить в том числе окончанием активной фазы военной операции России в Сирии, что лишь дополнительно подчеркивает необходимость системной коммуникационной политики в области национального брендинга, которая в текущих условиях может быть реализована, в частности, в области гражданского применения технологий двойного назначения. Для завоевания конкурентоспособных позиций и необходимого сохранения национального научно-технологического суверенитета Россия не может оставаться в стороне от глобального тренда инновационной экономики. Национальный инновационный дискурс требует научного анализа на предмет возможностей и ограничений его включения в фундаментальную концепцию национального брендинга. Инновационность в составе российской экономики и политики способствует наполняемости национального бренда. Реализация инновационной политики инновационными предприятиями и вузами как ключевыми субъектами национального брендинга и диффузия инноваций в социальную и политическую сферы способствуют формированию национального бренда. Вместе с тем актуальна задача ментального преодоления существующего стереотипного негативного смысла инноватики за счет отраслевой конкретизации и коммуникационной репрезентации инноваций. В связи с этим важное значение приобретает исследование практической модели инновационного взаимодействия предприятий и вузов для иллюстрации прикладной значимости их участия в формировании национального бренда [4-6]. Выделение инновационных отраслей, имеющих символическую значимость для целевых аудиторий, и определение ключевых отраслевых инновационных акторов, входящих в «инновационные пояса», позволило бы включить их в концептуальную модель и практическую стратегию национального брендинга. Значимую роль в создании национального бренда может сыграть национальный оборонно-промышленный комплекс (ОПК), представляющий собой стратегическую и одну из наиболее инновационных отраслей национальной промышленности. Его эффективное развитие исторически обеспечивает основания для национальной гордости и мирового престижа, особенно на фоне глобальной тенденции к милитаризации экономики, которая наблюдается во многих странах мира, включая Россию. Кроме того, сравнительный анализ международного брендинга вооружений и военных организаций (например, НАТО, вооруженных сил ЕС), составляющих политическую конкуренцию для России, указывает на настоятельную необходимость формирования собственной национальной концепции брендинга оборонной отрасли [7]. Актуализация тематики оборонной отрасли в дискурсе высшего руководства страны формирует ее особое политическое значение, поскольку «на протяжении десятилетий успехи оборонно-промышленного комплекса являются национальной гордостью нашей страны» [8]. Знаковым поворотным внутри- и внешнеполитическим событием можно считать Послание Президента РФ Федеральному собранию 1 марта 2018 г. [9], в котором Президент РФ В. Путин объявил о высочайшем уровне оснащенности российской системы новейших вооружений, включая ядерное оружие, что гарантирует обеспечение национальной обороноспособности и сообщает международному сообществу о мощном геополитическом потенциале России, способствуя ее убедительному позиционированию. Роль и компетенции субъектов ОПК в развитии оборонной отрасли, изучение основных принципов формирования инновационной политики в оборонно-промышленном комплексе в логике модели «тройной спирали», обеспечивающей триединство государства, предприятий и вузов при условии их ключевой роли в формировании инновационной среды [10], обоснование значения оборонной отрасли для развития российской экономики, внутриполитической стабилизации и поддержания высокого международного статуса позволяют установить диалектическую связь между инновационным развитием российского ОПК и стратегией национального брендинга в интересах укрепления субъектности России в геополитике. Инновационные научно-технологические прорывы в ОПК могут выступать информационными поводами в стратегии национального брен-динга, однако требуется наращивание принципа системности24. Проблематика отраслевого брендинга инноваций и его методологического включения в концепцию национального брендинга является актуальным и перспективным направлением исследования. Инновации в отечественном ОПК как предмет формируемой концепции национального брендинга с ожидаемым результатом в виде усиления внутриполитической стабильности и глобального влияния имеют важное теоретическое и практическое значение [11]. При этом научного осмысления и выработки соответствующих рекомендаций требует проблема сохранения баланса между усилением геополитической мощи и предотвращением глобальных конфликтов, развитием политического, экономического, научного и социально-культурного сотрудничества в многополярном мире.

Ключевые слова

глобальная конкурентоспособность, национальный брендинг, брендинг отраслевых инноваций, инновационная политика, оборонно-промышленный комплекс РФ, global competitiveness, national branding, industry innovation branding, innovation policy, defense industry of the Russian Federation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Данилова Елена АлександровнаТомский государственный университетдоктор политических наук, старший научный сотрудник лаборатории высокоэнергетических материаловElena.a.danilova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Россия - священная наша держава // ВЦИОМ. 2019. Вып. № 3965. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9709 №3981 (дата обращения: 22.07.2019).
Россия - великая держава // ВЦИОМ. 2018. Вып. № 3664. URL: https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9106 (дата обращения: 22.07.2019).
Армия и общество : мониторинг // ВЦИОМ. 2017. Вып. № 3547. URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=116619 (дата обращения: 22.07.2019).
Данилова Е.А., Теплова И.Г. Управление инновационной деятельностью предприятий ОПК как механизм государственного позиционирования Российской Федерации (на примере ОАО ФНПЦ «Алтай») // Власть. 2015. № 3. С. 42-47.
Данилова Е.А., Бабкина О.В. Модель имиджевого позиционирования российского инновационного вуза (на примере Национального исследовательского Томского государственного университета) // Власть. 2015. № 7. С. 14-23.
Данилова Е.А., Теплова И.Г. Кластерный подход в развитии российского ОПК как инструмент национального брендинга (на примере оборонного кластера г. Бийска) // Власть. 2016. № 4. С. 35-45.
Данилова Е.А. Сравнительный анализ международного брендинга вооруженных сил и российский национальный брендинг инноваций в оборонно-промышленном комплексе как ответ на глобальные вызовы современности // Власть. 2017. № 7. С. 92-107.
Вручение медалей «Герой Труда Российской Федерации». 30 апреля 2016 года // Президент РФ. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/51830 (дата обращения: 20.02.2018).
Послание Президента РФ Федеральному собранию 1 марта 2018 г. // Президент РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 02.03.2018).
Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
Данилова Е.А. Концептуальная модель формирования стратегии национального брен-динга Российской Федерации // Вопросы политологии. 2016. № 3 (23). С. 203-212.
 Стратегия формирования национального бренда России в аспекте инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса РФ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. № 51. DOI: 10.17223/1998863X/51/18

Стратегия формирования национального бренда России в аспекте инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса РФ | Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. № 51. DOI: 10.17223/1998863X/51/18