Рассматриваются жизнь и творчество одного из основателей социологии в Бразилии - Жильберту де Мелу Фрейре. В своих работах бразильский социолог, анализируя особенности исторического пути своей страны, определившие ее общественное устройство, акцентирует внимание на вопросах бедности и неравенства, что делает его богатое научное наследие актуальным и сегодня.
Gilberto De Mello Freyre (1900-1987): At the Origins of Brazilian Sociology.pdf Становление мировой социологии как науки происходит во время кардинальных общественных трансформаций XVIII-XIX вв., связанных с переходом к обществу модерна. Именно в это время возникает потребность в осмыслении изменений, спровоцированных промышленной революцией и активизировавших социально-политические движения. Хотя вопрос о времени появлении социологии и ее основателях продолжает оставаться спорным, не подлежит сомнению тот факт, что позитивная философия О. Конта оказала серьезное влияние на ее развитие не только во Франции, но и в других странах, в частности в Бразилии [1. C. 28-39]. Проникновение социологии в эту страну начинается довольно поздно, лишь в начале XX в., однако новая наука об обществе здесь довольно быстро превращается в действенный инструмент преодоления существовавших социальных проблем. О. Конт рассматривал прогресс и порядок как ключевые элементы любого общества. Бразилия взяла эти принципы на вооружение, поэтому неудивительно, что ее флаг украшают именно эти слова французского социолога - «порядок и прогресс» (Ordem e Progresso). Необходимо отметить, что интерес к социологии в Бразилии был обусловлен прежде всего активным национально-освободительным движением и процессами формирования независимости страны, поиском национальной самоидентичности, построением нового общества, свободного от рабства, которое было отменено в 1888 г. Поэтому очевидна самобытность национальных мыслителей этого времени, понятно их отличие от классических работ основателей социологии, что, без сомнения, привлекает исследовательское внимание к их трудам, актуальность которых подчеркивается современными событиями, происходящими в социально-политической жизни бразильского государства. Одним из ярких и самобытных мыслителей, стоявших у истоков национальной социологической школы, можно считать Жильберту де Мелу Фрейре (Gilberto de Mello Freyre, 1900-1987), которого по праву называют «виднейшим бразильским социологом» [2. C. 54]. Несмотря на неоднозначную оценку жизни и творчества Ж. Фрейре, его научное наследие настолько многообразно, что и сегодня вызывает интерес среди исследователей. В чем же секрет привлекательности этого бразильского социолога? Почему его считают одним из ярких представителей социальной мысли не только Бразилии, но мировой науки в целом? Попробуем разобраться, рассмотрев основные вехи его жизни и творчества. Жильберту де Мелу Фрейре родился 15 марта 1900 г. в городе Ресифи, штат Пернамбуку, на северо-востоке Бразилии, в семье Альфреду и Франсис-ки Фрейре, ведущих свой род от первых португальских поселенцев Бразилии [3. Р. 343]. Поэтому в определенной степени его семью можно считать традиционной для того времени. Тем не менее, в отличие от других потомков владельцев сахарных заводов, Альфреду Фрейре был профессором политической экономии и права и преподавал в юридической школе. Поэтому с ранних лет Жильберту был окружен университетской наукой. Первое же его знакомство с социологией состоялось во время обучения в Американском баптистском колледже в Ресифи, когда в шестнадцатилетнем возрасте он выступил с докладом «Спенсер и проблема образования в Бразилии» на конференции в Па-раиба [Ibid. Р. 344]. Через год, получив стипендию штата, Ж. Фрейре отправился в США в Университет Бейлора (штат Техас), где занялся изучением гуманитарных наук. После стажировки он поступил в Колумбийский университет, который успешно окончил в 1920 г., получив степень магистра политических и социальных наук, поэтому в определенной степени Ж. Фрейре можно считать первым бразильским социологом, получившим профильное образование [4. Р. 83]. Во время обучения Ж. Фрейре увлекся не только социологией, но и культурной антропологией, результатом чего стала его магистерская диссертация, посвященная изучению общественной жизни Бразилии в середине XIX в. [5]. Несмотря на нечеткость, присущую этой его ранней работе, в ней уже намечаются основные идеи, легшие в основу его знаменитых трудов: «Усадьбы и бараки» (Casa-Grande е Senzala, 1933)30, «Особняки и трущобы» (Sobrados e Mucambos, 1936)31, «Социология» (Sociologia, 1945), «Бразилия: интерпретация» (Interpretagao do Brasil, 1947), «Порядок и прогресс» (Ordem e Progresso, 1957)32 и др. Таким образом, даже получив степень доктора наук в области философии в Федеральном университете Рио-де-Жанейро, он продолжал отстаивать те идеалы, которые сформировались у него в молодости. После окончания университета Ж. Фрейре отправился на год в Европу, посетив в том числе и Францию, и вернулся в Бразилию «уже новым человеком, повидавшим мир и людей» [6. Р. 220]. Контраст между родной страной и европейским «убранством» оказался непомерно большим и заставил молодого исследователя задуматься о том, что представляет собой общественное устройство Бразилии: ее отсталость либо же ее специфику, самобытность, воплощенную в патриархальности отношений? Поиску ответов, в том числе и на этот вопрос, Ж. Фрейре посвятил все последующие годы своей научной работы. В 1920-е гг. вскоре после политического переворота под руководством Жетулио Варгаса, Ж. Фрейре был снова вынужден покинуть страну из-за политических разногласий и некоторое время жил в Португалии, а затем в США. В период изгнания он много путешествовал, а также активно занимался преподавательской деятельностью, в частности читал лекции по социологии в качестве приглашенного профессора Стэндфордского университета. В 1933 г. он все-таки решил вернуться, но уже не с «пустыми руками»: в этот год вышла в свет его самая знаменитая работа «Усадьбы и бараки» [7], в которой рассматриваются неравенство и эксклюзия в сельской Бразилии. Чуть позже, в 1936 г., будучи преподавателем кафедры социологии в университете Бразилиа, он опубликовал еще одну книгу о социокультурной самобытности Бразилии и ее истории - «Особняки и трущобы», которая тематически связана с первой, однако в центре ее внимания - неравенство в городах. Соответственно, она рассматривается как вторая часть трилогии. Заключительная же, третья часть «Порядок и прогресс» выходит позднее, в 1959 г. Интерес бразильского социолога к жилищам бедных и богатых слоев населения неслучаен. В своей работе он указывает: «.люди и книги часто лгут. Архитектура почти всегда говорит правду через свои каменные знаки» [8. Р. 82]. В завершающей части трилогии - «Порядке и прогрессе» - исследователь также не обходит стороной особенности различных жилищ, рассматривая загородные резиденции. Следует отметить, что Ж. Фрейре на протяжении всей своей жизни, начиная еще с учебы в колледже, был активным участником социально-политических событий, происходивших в Бразилии того времени. Он не боялся отстаивать идеалы, в которые верил, и выступал на стороне оппозиции в сложный для Бразилии период, ратуя за демократический, независимый путь развития своей страны. Так, он принимал непосредственное участие в составлении новой Конституции в 1946 г., после свержения правительства Вар-гаса. Провозглашая идею прогрессивного развития, Ж. Фрейре указывал на необходимость исследования социальных проблем для принятия действенных мер по их решению. Так, благодаря его инициативе в 1949 г. был открыт первый в Бразилии Институт социальных исследований, призванный изучать условия жизни сельских рабочих, позднее переименованный в Фонд Жоаки-ма Набуко (Joaquim Nabuco) - известного бразильского писателя и государственного деятеля [9. Р. 135]. В том же году в составе делегации от Парламента Бразилии Ж. Фрейре принял участие в заседании IV Международной конференции ООН, которая проходила в США. В 1950 г. он возглавил Региональный центр образовательных исследований в Ресифи. Будучи уже признанным ученым, он выступал на конференциях и читал лекции [3. Р. 345]. Его книги переиздаются на разных языках. Ж. Фрейре становится все более популярным не только в своей стране, но и далеко за ее пределами, как социальный мыслитель, авторитетный исследователь в области социологии, истории и культурной антропологии. Так, в 1954 г. Комиссия ООН доверила ему изучение ситуации с расовой дискриминацией в ЮАР. По результатам проведенной работы Ж. Фрейре представил отчет, который был опубликован под заголовком «Устранение конфликтов и напряженности между расами» [10]. В 1956 г. он выступил с докладом на III Всемирном социологическом конгрессе «Проблемы социальных изменений в XX веке» на тему: «Мораль и социальные перемены» [11]. По предложению Министерства сельского хозяйства Японии бразильский социолог опубликовал «Руководство для мигрантов зарубежных стран». В 1966 г. на семинаре ООН по правам человека он подготовил отчет «Смешение рас и культурное взаимопроникновение: пример Бразилии», ключевые идеи которого были опубликованы в его работе «Расовый фактор в современной политике» [12]. Авторитет бразильского социолога как исследователя и общественного деятеля неоспорим далеко за пределами его родины. В частности, английская королева Елизавета II произвела его в рыцари. В 1983 г., в Международный день ООН против расовой дискриминации, Генеральный директор ЮНЕСКО вручил Ж. Фрейре памятную медаль, тем самым отметив его неоценимый вклад в изучение этой проблемы [13]. Наряду с этим следует отметить вклад Ж. Фрейре и в развитие своей малой родины - штата Пернамбуку, где по его инициативе и при его поддержке был открыт университет, под его руководством работал Государственный совет по культуре. В 1975 г. была учреждена премия имени уже самого Ж. Фрейре за лучшую работу по социально-экономическим аспектам жизни Бразилии. Ж. Фрейре был очень разносторонним человеком и известен не только как социальный мыслитель, историк, философ, но и как талантливый писатель и оригинальный художник. За всю свою достаточно долгую жизнь он получил множество наград в области не только науки, но и искусства. На 44-м Всемирном конгрессе писателей в 1979 г. он был удостоен медали имени знаменитого бразильского писателя Эуклидиса да Куньи (Euclides da Cunha). По его пьесам до сих пор ставят спектакли, в известных галереях проходят выставки его работ. Неутомимый исследователь, вдохновенный писатель и художник - до конца своих дней Ж. Фрейре старался продемонстрировать миру красоту и богатство своей страны и ее народа. Умер бразильский социолог 18 июля 1987 г., оставив после себя богатое творческое и научное наследие. Среди его многочисленных трудов, пожалуй, самой известной и дискуссионной является его самая ранняя работа - «Усадьбы и бараки», которая была впервые издана в 1933 г. Еще при жизни автора эта книга претерпела 50 переизданий на разных языках мира (!), в ее честь даже была выпущена юбилейная почтовая марка. Как отмечают исследователи, несмотря на практически вековой период, отделяющий нас от первого издания, работа «Усадьбы и бараки» по-прежнему актуальна для понимания современной Бразилии [13]. В частности, одна из последних рецензий на данную работу была опубликована в 2010 г. [14]. В чем же секрет этого произведения? «Усадьбы и бараки» представляет собой оригинальное социологическое исследование, довольно сильно отличающееся от классических работ социологов того времени. Ж. Фрейре сосредоточивает исследовательский интерес на деталях жизни бразильского населения периода XVII-XVIII вв., моделируя на страницах своей книги атмосферу бедных и богатых домов, специфику отношений их жителей друг с другом, которые он описывает с тщательностью профессионального социолога, опираясь на различные методы получения данных. Необходимо подчеркнуть, что «Усадьбы и бараки» стала первым бразильским социологическим исследованием, в котором представлены подробный анализ социальной жизни страны, повседневность бедных и богатых семей. Рассматривая особенности быта местного населения, автор не просто описывает их, но демонстрирует их взаимосвязь, обусловленность окружающей средой и культурными традициями. Соподчиненность всех элементов дает понимание системности этого мира, хорошо знакомого и блестяще проанализированного Ж. Фрейре. Дискутируя с французским историком Фернаном Броделем, Ж. Фрейре соглашается с аргументом своего известного оппонента о неоднородности Бразилии. Тем не менее он отмечает, что в любом поиске различий между двумя явлениями для преодоления противоречий всегда наиболее важным представляется выявление общих черт, которые могут стать основой для дальнейшего развития и формирования национальной культуры, а также национального самосознания. Несмотря на имевшиеся между ними разногласия, Ф. Бродель довольно высоко оценил творчество Ж. Фрейре, тем самым признав незаурядность многих идей социолога [15]. По мнению Ж. Фрейре, основу бесконфликтного развития страны следует искать в идее мультикультурализма, которую он активно развивает в своих последующих работах, таких как «Этнические группы и культура», «Новый мир в тропиках» [16, 17]. Рассматривая особенности взаимоотношений разных культур, бразильский социолог отмечает необходимость установления равноправия их носителей через сохранение традиций и жизненного уклада, изменение которого должно происходить постепенно, а не насильственным путем, с учетом всех факторов: природных, социальных, культурных. По мнению Ж. Фрейре, именно этот пример демонстрирует Бразилия, которая, несмотря на активную вестернизацию, тем не менее сумела выделить свою самобытность. По сути, Ж. Фрейре уже сто лет назад поднимает те вопросы, которые становятся особенно актуальными сегодня, в условиях глобализации и интенсивных миграционных потоков. Рассматривая вклад Ж. Фрейре в развитие социологии в Бразилии, нельзя обойти вниманием его работу, посвященную общим вопросам методологии науки - «Социология: введение в ее принципы» [18]. Это двухтомное издание, в котором бразильский исследователь предлагает свое видение социологии: ее предметного поля, методов и места в структуре научного знания. Согласно Ж. Фрейре, социология выделяется среди других наук тем, что занимается изучением социализации, которую он понимает как становление человека социального, в результате взаимной обусловленности биологических, психических, географических, исторических и культурных факторов [18. Р. 79-80]. И только социология как «координирующая» дисциплина, имеющая в своем поле зрения многомерный объект, способна выявить все особенности этого процесса [Ibid. Р. 123]. Тем самым бразильский исследователь отводит социологии роль науки, которая способна обобщить знание других наук и на их основе синтезировать свое собственное. Данное понимание социологии еще раз подчеркивает влияние на Ж. Фрейре одного из классиков -О. Конта. Классифицируя науки, О. Конт помещает социологию на вершину созданной им иерархии. Соответственно, социология рассматривается им как самая сложная наука, поскольку науки располагаются «согласно их последовательной зависимости, так чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую» [19. C. 228]. Ж. Фрейре также рассматривает социологию как сложную науку, опирающуюся на достижения других и способную проанализировать взаимное влияние различных факторов, которое он описывает как «улицу с двусторонним движением», где производство социальной единицы является результатом социальных контактов [18. Р. 85]. В заключение хотелось бы отметить, что бразильского социолога критикуют за то, что он предлагает в своих произведениях не столько научную картину общества, подтвержденную фактами, сколько «страстное представление того, каким он это общество видит» [14. Р. 336]. Основанием для подобных обвинений является то обстоятельство, что источниками информации для исследователя служили не только научные источники, статистические данные и материалы официальных расследований со стороны политических и церковных властей, но также записки путешественников, различные мемуары, рекламные объявления в газетах, семейные истории и т.п. Тем не менее многие проблемы, которые Ж. Фрейре актуализирует в своих трудах, не потеряли своей значимости и сегодня. Знакомство с творчеством этого бразильского социолога может помочь по-новому взглянуть на «вечные» социальные проблемы, хорошо знакомые всем обществам, - неравенство, бедность, экс-клюзию и т.д.
Добреньков В.И., Полякова Н.Л. Методология анализа историко-социологического процесса. Критерии его периодизации // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2011. № 1. С. 27-43.
Осипова Н.Г. Социология в странах Азии, Африки и Латинской Америки: ключевые фигуры (окончание) // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 24-42.
Oliveira A. Thirty Years Later: The Actuality of Gilberto Freyre to Think Brazil // Revista del CESLA. International Latin American Studies Review. 2017. № 20. Р. 341-352.
Freyre G. Como e porque sou e nao sou sociologo. Brasilia : Editora Universidade de Brasilia, 1968.
Freyre G. Social Life in Brazil in the Middle of the Nineteenth Century // Hispanic American Historical Review. 1922. Vol. 5. P. 597-630.
Machado M.C. Gilberto Freyre and the Sociology in Brazil // Ciencia & Tropico. 1985. Vol. 13, № 2. P. 217-232.
Freyre G. The Masters and the Slaves: A Study in the Development of Brazilian Civilization. Oakland : University of California Press, 2011.
Freyre G. Artigos de jornal. Recife : Casa Mozart, 1935.
Tavares M. Gilberto De Mello Freyre (March 15, 1900 - July 18, 1987) // Proceedings of the American Philosophical Society. 1992. Vol. 136, № 1. Р. 135-136.
Davila J. Entre dois mundos: Gilberto Freyre, a ONU e o apartheid sul-africano // Historia Social. 2010. № 19. Р. 135-148.
Freyre G. Morals and Social Change // Transaction of the Third World Congress of Sociology. London : ISA, 1956. Vol. I. Р. 20-33.
Freyre G. The Racial Factor in Contemporary Politics. Sussex : Research Unit for the Study of Multi-Racial Societies, 1966.
Burke P., Pallares-Burke M.L. Gilberto Freyre: social theory in the tropics. Oxford : Peter Lang, 2008.
Celarent B. The Masters and the Slaves by Gilberto Freyre // American Journal of Sociology. 2010. Vol. 116, № 1. Р. 334-339. DOI: 10.1086/655749
Braudel F. A travers un continent d'histoire : Le Bresil et l'rauvre de Gilberto Freyre // Melanges d'histoire sociale. 1943. Vol. 4. Р. 3-20. DOI: 10.3406/ahess.1943.3085
Freyre G. Ethnic Groups and Culture // Diogenes. 1959. Vol. 7, № 25. Р. 41-59. DOI: 10.1177/039219215900702503
Freyre G. Novo mundo nos tropicos. Sao Paulo : Nacional / Edusp, 1969.
Freyre G. Sociologia: uma introdufao aos seus prindpios. Rio de Janeiro : Jose Olympio, 1945.
Конт О. Дух позитивной философии. Ростов н/Д : Феникс, 2003.